ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА PRIVATE BANKING В РОССИИ И
ЗА РУБЕЖОМ 6
1.1. Понятие, сущность и история развития Private Banking-а 6
1.2. Характеристика услуг, оказываемых в рамках рынка Private Banking 17
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ PRIVATE BANKING НА ПРИМЕРЕ
ПАО «АК БАРС» БАНК 27
2.1. Private Banking как направление деятельности российских банков 27
2.2. Private Banking в ПАО «АКБ «Ак Барс» 44
3. ПРОБЕЛМЫ РАЗВИТИЯ PRIVATE BANKING В РОССИИ И ПУТИ
СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ 53
3.1. Проблемы частного банковского обслуживания в России 53
3.2. Пути совершенствования развития услуг Private Banking 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рынок Private Banking в России достиг достаточно высокого уровня развития и стал самостоятельным направлением банковской деятельности. Это направление получает все более широкое распространение как в крупных, так и в средних и мелких кредитных организациях.
Private Banking, частное банковское обслуживание, управление частным капиталом (wealth management) - все это разные названия одного из направлений банковского сектора, которое представляет собой управление капиталом клиента. Оно базируется на предоставлении инвестиционных и трастовых услуг, в сочетании с широким ассортиментом банковских и нефинансовых услуг, на высоком уровне сервиса.
Сегмент Private Banking одинаково интересен крупным, средним и мелким банкам. Это направление банковского бизнеса дает возможность любому банку иметь значительный объем «длинных» ресурсов, знать временной график их движения, а значит эффективно использовать финансовые средства в своем кредитном портфеле, позволяет развивать стратегическое планирование и привлекать новых клиентов. Кроме того, использование частного банковского обслуживания способствует расширению спектра банковских услуг, которые разрабатывались для привилегированных клиентов, но в дальнейшем могут быть предложены и более широкому кругу клиентов.
Состоятельному клиенту частное банковское обслуживание предоставляет возможность не только приумножить свой капитал, но и сделать это с максимальной для себя выгодой и комфортом. Кроме того, они реализуют свое стремление к диверсификации рисков и потребности в консолидации отчетности и независимых консультациях.
При этом частное банковское обслуживание в России существует в том или ином виде уже более 10 лет, и большинство банков давно имеют очень важных клиентов, требующих особого подхода. Это руководители крупных местных предприятий, представители различных ветвей субфедеральной и муниципальной власти, акционеры и руководство банка, многие другие.
В связи с ростом количества людей с крупным капиталом, увеличением оборачиваемости их капитала, увеличением количества международных связей и операций, либерализацией валютного законодательства, ростом экономики, необходимость такого обслуживания увеличивается. И подобный вид обслуживания не заключается в предложении стандартного пакета банковских услуг. Требуются нестандартные решения и новые виды банковских продуктов и услуг.
Основными игроками на данном сегменте рынка в России являются крупные универсальные банки. Помимо этого, на рынке частного банковского обслуживания представлен и целый ряд иностранных банков.
Однако в связи с повсеместным распространением этого вида деятельности, и его доходностью, на этот рынок стали входить и средние региональные финансовые учреждения.
В настоящее время частное банковское обслуживание начинает в большей степени позиционироваться как одна из важнейших областей роста глобальной индустрии финансовых услуг. Причем как область роста почти самостоятельно и независимо выходящая за рамки чисто банковского бизнеса мощных транснациональных банковских конгломератов, не столько элитного банковского, сколько элитного финансового обслуживания.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание заинтересованность коммерческих банков в развитии частного банковского обслуживания, всесторонним распространением этого вида деятельности, считаем, что частное банковское обслуживание в России имеет перспективы дальнейшего развития. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
В выпускной квалификационной работе мы ставим цель проанализировать развитие Private Banking в нашей стране.
Для того, чтобы добиться поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
-раскрыть сущность Private Banking;
-проанализировать практику частного банковского обслуживания в России;
-выявить проблемы и перспективы в частном банковском обслуживании в нашей стране.
Основой исследования явились труды экономистов, специализирующихся в частном банковском обслуживании, таких как Гусев А.И., Куликов А.В., Парамонов Д.В., Ионова М.К, Зражевский В.В., Коровяковский Д.Г., Бровкина Н.Е., Ломако Ю.В, Гончаренко Н.В., Федюнин А.С. и другие.
Выпускная квалификационная работа, в соответствии с поставленными задачами состоит, из трех основных глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложении.
В выпускной квалификационной работе мы попытались проанализировать развитие частного банковского обслуживания в нашей стране:
1) раскрыли сущность частного банковского обслуживания;
2) показали историю развития Private Banking-а
3) проанализировали практику частного банковского обслуживания в России;
4) выявили проблемы и перспективы в частном банковском обслуживании в нашей стране.
Исходя из этого, мы попытаемся сделать выводы по данной работе.
Private Banking - индивидуальное банковское обслуживание состоятельных лиц, уникальность которого кроется в клиентоориентированном подходе: проводится чёткая сегментация клиентов в рамках частного банкинга с целью лучшего выявления индивидуальных потребностей клиента, для работы с каждым владельцем крупного частного капитала выделяется персональный менеджер.
Переход на новые формы экономических отношений повлек за собой реструктуризацию банковской системы и внедрение новых форм расчетов и новых видов банковского обслуживания. Взамен традиционному банковскому обслуживанию, такому как расчетно- кассовое обслуживание юридических лиц и кассовое обслуживание физических лиц приходят современные способы банковского обслуживания: банковские операции с пластиковыми карточками, дистанционное банковское обслуживание, частное банковское обслуживание.
Частное банковское обслуживание, также известное как Private Banking, является особым видом банковского обслуживания. Являясь для России новым видом банковского обслуживания, Private Banking существует в мире несколько столетий. Классическое частное банковское обслуживание, появилось еще в конце 17- начале 18 веках, почти одновременно в Швейцарии и Англии. Однако системное позиционирование Private Banking как специфической банковской и финансовой услуги для состоятельных лиц состоялось чуть позже - во времена Французской революции, когда в Швейцарии появились эмигранты из числа французских аристократов, и их спрос на управление капиталом встретился с подготовленным, квалифицированным предложением швейцарских банков. С тех пор эталоном в Private Banking считаются швейцарские банки.
Частное банковское обслуживание, управление частным капиталом, Private Banking - все это разные названия одного из направлений банковского бизнеса, которое представляет собой управление капиталом клиента. Оно базируется на предоставлении инвестиционных услуг, в сочетании с широким ассортиментом банковских и нефинансовых услуг, на высоком уровне сервиса.
По определению иностранных специалистов, частное банковское обслуживание должно включать в себя:
-управление личным капиталом;
-управление корпоративными активами;
-кредитные решения;
-решения для международных операций;
-финансовый и юридический консалтинг;
-планирование процесса передачи капитала по наследству;
-управление фондами;
-управление инвестициями.
В настоящее время лидирующими регионами на рынке Private Banking являются Североамериканский, Европейский и Азиатско-Тихоокеанский. При этом наблюдается постепенное снижение доли европейского рынка частного банкинга и динамичное развитие доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важнейшим компонентом данного стиля являются персональные менеджеры по работе с клиентами, занимающиеся комплексным решением клиентских вопросов. Персональный менеджер исключает возможность и необходимость самостоятельно вступать во взаимодействие с разными подразделениями банка. Постоянный контакт персонального менеджера с конкретным клиентом позволяет банку быть ближе к клиенту, учитывать его индивидуальные потребности. Персональный менеджер координирует работу всех структурных подразделений банка в интересах клиента и обеспечивает принятие оперативного решения.
Сегмент частного банковского обслуживания одинаково интересен крупным, средним и мелким банкам. Это направление банковского бизнеса дает возможность любому банку иметь значительный объем «длинных» ресурсов, знать временной график их движения, а значит эффективно использовать финансовые средства в своем кредитном портфеле, позволяет развивать стратегическое планирование и привлекать новых клиентов.
Отечественный рынок Private Banking продолжает развиваться несмотря на финансовый кризис. Все большее количество банков афишируют о наличии у себя подобной услуги (на сайтах, в журналах и др.). При этом сохраняется относительно невысокая цена входа на рынок, которая еще оставляет возможности для появления новых игроков из числа крупных и средних российских банков.
Российские финансовые структуры должны приложить все усилия, чтобы крупные частные капиталы вернулись на Родину, а не перетекли с Запада на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Российский рынок частного банкинга довольно молод, не имеющие опыта российские банковские институты-участники рынка РВ по многим параметрам уступают иностранным конкурентам: уровень качества предлагаемых услуг и квалификация персонала ниже, продуктовая линейка зачастую уже.
России характерна концентрация хайнетов, а соответственно и рынка частного банкинга в Москве и Санкт-Петербурге. Однако наблюдается тенденция к экспансии рынка РВ в регионы. При этом на фоне проводимой со стороны Банка России политики укрупнения банков основными участниками российского рынка РВ становятся крупные банки с государственным участием.
Основными проблемами развития частного банковского обслуживания являются: наличие на российском рынке Private Banking иностранных банков, что снижает конкурентоспособность российских банков; неразвитость Private Banking в силу недолгой работы российских банков в этом направлении; нестабильность российских банков в периоды кризиса, что не позволяет состоятельным клиентам доверяться полностью одному банку, это приводит к нестабильности клиентской базы; концентрация клиентов Private Banking в двух регионах - г. Москве и Санкт-Петербурге, что порождает неразвитость этого вида деятельности в регионах РФ.
На данном этапе развития российского рынка РВ можно сказать, что он находится на стадии формирования: доля рынка в мировом масштабе незначительна и число состоятельных лиц сокращается. Значимым препятствием для развития рынка РВ в России является неразвитость фондового рынка.
Таким образом, рынок РВ - привлекательный для банков рынок, но он пока недостаточно развит в России, и российским банковским институтам еще надо набраться опыта работы в данной сфере и повышать качество предоставляемых услуг.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г., № 395-1 (ред. от 27.10.2008) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г., № 39-ФЗ (ред. от 3 июня 2009 г.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Однотомная книга одного автора:
3. Александрович А.В. Сегментирование VIP-клиентов/
Александрович А.В.// Банковское дело.-2007.-№ 9.
4. Андреева, М.А. Формирование и развитие системы комплексного банковского обслуживания физических лиц в Российской Федерации: [Текст] / М.А. Андреева // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2009. - № 3. - С. 241-243.
5. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: Учебник для вузов: [Текст] / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
6. Гончаренко, Н.В. Обслуживание состоятельных клиентов (Private banking): зарубежный опыт и российские перспективы: [Текст] / Гончаренко Н.В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 81-89.
7. Гусев А.И. Отечественный private banking сегодня: эффективный банковский бизнес более прагматичных новых игроков в рамках привычных программ корпоративной лояльности // Private Investor. — 2011. — №4. — С. 56-59.
8. Гусев А. И. Наследование как тиражируемый продукт private banking // Банковский ритейл. - 2013. - №1. - С. 63-71
9. Гусев, А.И. Новые тенденции российского рынка Private Banking: [Текст] / А.И. Гусев // Банковское дело. - 2007. - № 9. - С. 90-92; 2008. - № 11. - С. 71-72.
10. Гусев, А.И. Проблематика разработки системы бэк-офиса для российского private banking: [Текст] / А.И. Гусев // Банковское дело. - 2008. - № 4. - С. 73-76.
11. Гусев, А.И. Private Banking в России: вчера, сегодня, завтра: [Текст] / А.И. Гусев // Банковское дело. - 2007. - № 2. - С. 51-53.
12. Жуков, Е.Ф. Банковское дело: [Текст] / учебник - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. - 575 с.
13. Зражевский, В.В. Индивидуальное банковское обслуживание - Private Banking: [Текст] / В.В. Зражевский // Деньги и кредит. - 2007. - № 11.
- С. 40-43.
14. Казанцев, С.В. В России деньги есть - в банках: [Текст] / С.В. Казанцев // ЭКО. - 2009. - № 5. - С. 47-62.
15. Кидяев, Ю. Успешная деятельность подразделений Private Banking: баланс между продажей услуг и экспертной консультацией: [Текст] / Ю. Кидяев // Банковское дело. - 2007. - № 9. - С. 98-99.
16. Кирьянов, М. Стратегия, практика и перспективы развития отечественного направления Private Banking: [Текст] / М. Кирьянов // Банковское дело. - 2007. - № 9. - С. 88-90.
17. Коровяковский Д.Г. Развитие Private Banking в России в условиях финансового кризиса / Коровяковский Д.Г. // Финансы и Кредит.-2009.- № 4.
18. Китаев А.А. Private Banking (частное банковское обслуживание) в России и перспективы его развития в регионах / Китаев А.А. // Финансы и Кредит.- 2008.-№ 36.
19. Костерина, Т.М. Банковское дело: [Текст] / Учебно-практ. пособие.
- М.: ЕАОИ, 2009. - 360 с.
20. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник: [Текст]: кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 560 с.
21. Льюс, В. Особенности и перспективы отечественного Private Banking: [Текст] / В. Льюс // Банковское дело. - 2007. - № 2. - С. 59-60.
22. Скогорева, А. Приват-банкинг против строптивых жен: [Текст] / А. Скогорева // Банковское обозрение. - 2007. - № 1. - С. 22-28.
23. Тавасиев, А.М. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов: [Текст] / учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.
Однотомная книга двух и более авторов:
24. Гусев А.И., Куликов А.В., Парамонов Д.В., Ионова М.К. Управление капиталом: состояние и перспективы российского private banking / Гусев А.И. - М.: Изд.дом «Альпина Бизнес Бук» , 2005.
25. Гусев А. И., Блискавка Е.А. Самое время устанавливать долгосрочные отношения не только с состоятельными, но и c обеспеченными, более близкими к розничным vip-клиентами! // Private Banking по-русски?! / Сборник под ред. А. И. Гусева. - М.: КНОРУС, 2013. — С. 174-190.
Переводная книга:
26. Брейтенбихер, Д. Private banking: сохранить или преумножить?: [Текст] / Д. Брейтенбихер, А. Шадрин // Банковское обозрение. - 2008. - № 11. - С. 32-36.
Диссертация:
27. Кошарский А. А. Модели и алгоритмы формализации выбора финансовых предпочтений клиентов в структуре частного банковского обслуживания -2010
28. Еделькина А. А. Факторы развития мирового рынка эксклюзивного банковского обслуживания -2015
Статья в периодическом издании:
29. Кащенко Е.В. Перспективы развития „Private Banking” 2007.
30. Учет рисков VIP-клиентов в Private Banking: [Текст] / Интервью с Сергеем Комисаровым // Банковское дело. - 2007. - № 9. - С. 93-94.
31. Фетисов, Г.Г. Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях: [текст] / Г.Г. Фетисов // Финансы
и кредит. - 2009. - № 5(17), май. - С. 22 - 27.
32. Шевчук, А.А. Индивидуальное банковское обслуживание в Швейцарии (Private banking): [Текст] / А.А. Шевчук, В.А. Шевчук // Банковское дело. - 2006. - № 1. - С. 58-59.
33. Шергин, В.В. Рентабельность и относительная эффективность в банковском секторе: [текст] / В.В. Шергин // Финансы и кредит. - 2009. - № 31(367), август. - С. 11-14.
34. Шлаин, Б. CRM для Private Banking - сервис, конфиденциальность, специфика: [Текст] / Б. Шлаин // Банковские технологии. - 2008. - № 2. - С. 24-27.
35. Private banking - 2009: [Текст] // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2009. - № 11. - С. 58-59.
36. Private Banking и семейно-правовые риски: [Текст] / Интервью с Любовью Максимович // Банковское дело. - 2007. - № 9. - С. 94-95.
37. Private Banking: особый сервис для особых клиентов: [Текст] / Интервью с В. Хулорожковым, зам. управляющего АР Anlage&Privatebank AG // Банковское дело. - 2007. - № 2. - С. 55-58.
Статья в продолжающемся издании:
38. Хаустова М. Н. Журнал -Проблемы современной экономики/ Private banking в теории и практике Выпуск № 3 / 2010
39. Благих И. А., Яковлев А. А. Журнал -Проблемы современной экономики/ Ипотечное кредитование в Российской Федерации Выпуск № 3 / 2010
Электронные ресурсы удаленного доступа:
40. Информационный сайт «Банки.ру» [Электронный ресурс]: Private banking (РВ)- Режим доступа htpp://www.banki.ru
41. Информационный сайт «Википедиа» [Электронный ресурс]: Режим доступа: htpp://www.wikipedia.ru
42. Информационный сайт «Банкир.ру» [Электронный ресурс]: Private banking: история развития и концепция реализации в России - Режим доступа htpp:// www.bankir.ru
43. Информационный сайт «Вип-банкир.ру» [Электронный ресурс]: - Режим доступа http://www.vip-bankir.ru
44. Информационный сайт «франкрг.ком» [Электронный ресурс] : Обзор российского рынка private banking в 2015 г. - Режим доступа: https: //www.frankrg.com
45. Информационный сайт «Форбс.ру» [Электронный ресурс] : Рейтинг Forbes: Лучшие российские банки для миллионеров — 2016 - Режим доступа: http://www.forbes.ru
46. ПАО «АК БАРС» Банк [Электронный ресурс]: Режим доступа: htpp://www.akbars.ru
47. АО "ГЛОБЭКСБАНК" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.globexbank.ru
48. Информационный сайт «Чемодан.ком» [Электронный ресурс]: Банковская тайна в Швейцарии Режим доступа http://www.chemodan.com
49. Информационный сайт «Полпер.ком» [Электронный ресурс]: http: //www.polpred.com
50. Информационный сайт «Дик.Академик.ру» [Электронный ресурс]: Управление состояниями это http://dic.academic.ru
51. Официальный сайт Центрального Банка РФ: [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru.