БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 7
1.1 Теоретическое обоснование государственного участия в капитале банков 7
1.2 Банки с государственным участием в капитале и их роль в развитии
национальной экономики 11
1.3 Экономическая сущность и функции банков с государственным участием в
РФ 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ 27
2.1 Подходы к анализу банков с государственным участием как особого
сегмента банковской системы 27
2.2 Деятельность банков с государственным участием 31
2.3 ПАО «Сбербанк России» в развитии реального сектора экономики 48
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 РОЛЬ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 7
1.1 Теоретическое обоснование государственного участия в капитале банков 7
1.2 Банки с государственным участием в капитале и их роль в развитии
национальной экономики 11
1.3 Экономическая сущность и функции банков с государственным участием в
РФ 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ 27
2.1 Подходы к анализу банков с государственным участием как особого
сегмента банковской системы 27
2.2 Деятельность банков с государственным участием 31
2.3 ПАО «Сбербанк России» в развитии реального сектора экономики 48
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Роль банковского сектора в развитии современного общества, экономике страны трудно переоценить, что объясняется влиянием событий, происходящих в банковском секторе Российской Федерации, на деятельность каждого субъекта хозяйствования - организации, частного предпринимателя, рядового гражданина.
Банковская система в качестве составной части входит в большую систему - кредитную систему страны. А кредитная система - в экономическую систему страны. Важнейшим звеном банковской системы РФ являются коммерческие банки, которые в соответствии с нормами российского законодательства наделены исключительным правом осуществлять важнейшие банковские операции, связанные, прежде всего, с привлечением и размещение ресурсов, открытием и ведением банковских счетов физических и юридических лиц. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
В реальных экономических условиях банковская система Российской Федерации имеет отличительную особенность, проявляющуюся в доминантном положении банков с государственным участием, которые являются основой национальной банковской системы. Услуги таких банков всегда пользуются значительным спросом у населения и предприятий, а в условиях нестабильности макроэкономической среды, высокой волатильности финансовых рынков внимание к банкам с государственным участием многократно усиливаются в связи с их традиционным позиционированием как наиболее стабильных и надежных кредитных организаций.
Вместе с тем государство постепенно уменьшает свою долю в уставных капиталах банков с государственным участием. При этом на законодательном уровне не зафиксирована экономическая сущность банков с государственным участием, а также не разработана их классификация и не определены функции, которые реализуют банки с государственным участием, выступая в качестве проводников политики государства.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена насущной необходимостью разработки теоретических основ и изучения реальной практики функционирования банков с государственным участием как системно значимых кредитных организаций, определяющих тенденции развития банковской системы нашей страны.
Цель работы - проведение анализа роли банков с государственным участием в развитии экономики Российской Федерации, а также выявление тенденций и перспектив их развития.
Поставленная цель и обозначенные проблемы предопределили выбор следующих задач исследования:
- исследовать структуру и этапы развития банковской системы РФ;
- выявить признаки и особенности функционирования банков с государственным участием;
- определить основные направления банковского регулирования и надзора за деятельностью банков с государственным участием;
- исследовать основы организации деятельности и продуктовые линейки банков с государственным участием;
- провести анализ ключевых показателей деятельности крупнейших банков с государственным участием;
- определить уровень влияния банков с государственным участием на развитие экономики РФ.
Объект исследования - банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования - банки с государственным участием, действующие в банковском секторе Российской Федерации.
Теоретической базой исследования являются труды российских ученых по проблемам развития и функционирования банковских систем, банковского дела, банковского менеджмента, рынка банковских услуг, анализа банковской деятельности, а информационной - законодательные и нормативные акты РФ, в том числе, Банка России; статистика Банка России, материалы рейтинговых агентств. Вопросам развития и функционирования банков с государственным участием посвящены работы таких ученых как Я. А. Магазинер, М.Н. Конягина, Е. А Глушкова.
Аспекты эффективности деятельности банков с государственным участием в развитии реального сектора экономики раскрываются в трудах И.В. Ларионовой. В рассмотренных работах достаточно полно раскрываются вопросы оценки деятельности банков с государственным участием на современном этапе развития реального сектора экономики и производится анализ деятельности данных банков, также рассматриваются проблемы с которыми сталкиваются банки с государственным участием и пути их совершенствования. Однако, стоит что, банки с государственным участием недостаточно участвуют в модернизации Российской экономики и лишь отдельные кредитные организации финансируют проекты по инновационному развитию, которым уделено недостаточно внимания, что обуславливает необходимость дальнейшего теоретического поиска.
По практическим вопросам организации и оценки банковской деятельности изучены финансовая отчетность, годовые отчеты, другие внутренние документы - политики, положения инструкции и пр. крупнейших банков РФ с государственным участием - ПАО «Сбербанк России», ПАО Банк ВТБ и частных коммерческих банков - АО «Альфа-Банк».
Для того чтобы решить сформулированные задачи, в работе использовались следующие научные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения, системный анализ, выборочное наблюдение, графический метод и др.
Структура работы определена логикой и задачами, поставленными в исследовании. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего наименований, и приложений.
Банковская система в качестве составной части входит в большую систему - кредитную систему страны. А кредитная система - в экономическую систему страны. Важнейшим звеном банковской системы РФ являются коммерческие банки, которые в соответствии с нормами российского законодательства наделены исключительным правом осуществлять важнейшие банковские операции, связанные, прежде всего, с привлечением и размещение ресурсов, открытием и ведением банковских счетов физических и юридических лиц. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
В реальных экономических условиях банковская система Российской Федерации имеет отличительную особенность, проявляющуюся в доминантном положении банков с государственным участием, которые являются основой национальной банковской системы. Услуги таких банков всегда пользуются значительным спросом у населения и предприятий, а в условиях нестабильности макроэкономической среды, высокой волатильности финансовых рынков внимание к банкам с государственным участием многократно усиливаются в связи с их традиционным позиционированием как наиболее стабильных и надежных кредитных организаций.
Вместе с тем государство постепенно уменьшает свою долю в уставных капиталах банков с государственным участием. При этом на законодательном уровне не зафиксирована экономическая сущность банков с государственным участием, а также не разработана их классификация и не определены функции, которые реализуют банки с государственным участием, выступая в качестве проводников политики государства.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена насущной необходимостью разработки теоретических основ и изучения реальной практики функционирования банков с государственным участием как системно значимых кредитных организаций, определяющих тенденции развития банковской системы нашей страны.
Цель работы - проведение анализа роли банков с государственным участием в развитии экономики Российской Федерации, а также выявление тенденций и перспектив их развития.
Поставленная цель и обозначенные проблемы предопределили выбор следующих задач исследования:
- исследовать структуру и этапы развития банковской системы РФ;
- выявить признаки и особенности функционирования банков с государственным участием;
- определить основные направления банковского регулирования и надзора за деятельностью банков с государственным участием;
- исследовать основы организации деятельности и продуктовые линейки банков с государственным участием;
- провести анализ ключевых показателей деятельности крупнейших банков с государственным участием;
- определить уровень влияния банков с государственным участием на развитие экономики РФ.
Объект исследования - банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования - банки с государственным участием, действующие в банковском секторе Российской Федерации.
Теоретической базой исследования являются труды российских ученых по проблемам развития и функционирования банковских систем, банковского дела, банковского менеджмента, рынка банковских услуг, анализа банковской деятельности, а информационной - законодательные и нормативные акты РФ, в том числе, Банка России; статистика Банка России, материалы рейтинговых агентств. Вопросам развития и функционирования банков с государственным участием посвящены работы таких ученых как Я. А. Магазинер, М.Н. Конягина, Е. А Глушкова.
Аспекты эффективности деятельности банков с государственным участием в развитии реального сектора экономики раскрываются в трудах И.В. Ларионовой. В рассмотренных работах достаточно полно раскрываются вопросы оценки деятельности банков с государственным участием на современном этапе развития реального сектора экономики и производится анализ деятельности данных банков, также рассматриваются проблемы с которыми сталкиваются банки с государственным участием и пути их совершенствования. Однако, стоит что, банки с государственным участием недостаточно участвуют в модернизации Российской экономики и лишь отдельные кредитные организации финансируют проекты по инновационному развитию, которым уделено недостаточно внимания, что обуславливает необходимость дальнейшего теоретического поиска.
По практическим вопросам организации и оценки банковской деятельности изучены финансовая отчетность, годовые отчеты, другие внутренние документы - политики, положения инструкции и пр. крупнейших банков РФ с государственным участием - ПАО «Сбербанк России», ПАО Банк ВТБ и частных коммерческих банков - АО «Альфа-Банк».
Для того чтобы решить сформулированные задачи, в работе использовались следующие научные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения, системный анализ, выборочное наблюдение, графический метод и др.
Структура работы определена логикой и задачами, поставленными в исследовании. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего наименований, и приложений.
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый подход к классификации банков, доля уставных капиталов которых находится в собственности государства, не определены критерии отнесения собственности (в том числе) банков к государственной собственности.
Рассмотрев классификацию банков с государственным участием, полагаем, что наиболее точным будет следующее определение: под непосредственным влиянием государства находятся такие банки, в уставном капитале которых свыше 50% напрямую или косвенно принадлежит государству (органам исполнительной власти, государственным унитарным предприятиям федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Российскому фонду федерального имущества), Банку России, государственным корпорациям, головным банкам банковских групп, контролируемых государством.
Эти банки можно считать банками, которые находятся под контролем государства Анализ ключевых теоретических концепций в отношении государственного присутствия в банковском секторе свидетельствует о параллельном существовании двух противоположных точек зрения современных экономистов на макроэкономические последствия данного феномена.
Согласно первой концепции («development view»), при прочих равных условиях участие государства в банковской системе страны положительно влияет на экономическое развитие.
В рамках второй концепции («political view») делается заключение о вытеснении государственными банками частных финансовых ресурсов, приводящем к распределению аккумулированных сбережений на неэффективные проекты.
Согласно данной концепции рост масштабов государственного участия в банковском секторе выступает значимым фактором, замедляющим экономический рост и развитие финансовой инфраструктуры.
В мировой практике развитых стран роль государства в банковском секторе зачастую ограничена. Обычно оно занимается регулированием финансовой системы в целом, в лучшем случае оказывает помощь кредитным учреждениям в ситуации кризиса.
В настоящее время в банковской системе РФ можно выделить следующую группу банков с государственным участием. Это ПАО «Сбербанк России», ПАО «Газпромбанк», «Банк Москвы», ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк». Данные банки удерживают более 51,01% активов (в виде чистой ссудной задолженности) среди банков страны, привлекают более 59,69 % средств юридических лиц (не являющихся кредитными организациями) и более 60,22% средств физических лиц. Вместе с тем, роль деятельности банков с государственным участием в банковской системе России носит противоречивый характер.
Это проявляется в том, что с одной стороны банки с государственным участием имеют преимущественные условия для своего эффективного развития, что положительным образом отражается как на развитии банковской системы, так и на экономике страны в целом.
С другой стороны, деятельность банков с государственным участием является существенным барьером для развития прочих коммерческих банков, сдерживая развития конкурентных отношений в банковской системе страны. Для разрешения данного противоречия необходимо снизить действие негативного влияния и усилить положительное влияние деятельности банков с государственным участием.
В этой связи перспективным является вопрос о внесении поправок в законодательно-нормативную базу, в том числе в Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и ряд других законов. В частности, закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» может быть дополнен нормой о банках с государственным участием, ограничивающей недобросовестную конкуренцию.
Перспективным направлением является развитие понятие финансовых инноваций банков с государственным участием. С учетом международной практики и в рамках Правительственной программы РФ по стимулированию инноваций, оказанию финансовой поддержки организаций, ведущих НИОКР, предлагается сформировать сеть магазинов инновационных продуктов, что позволит создать дополнительный источник финансирования НИОКР финансовых инноваций и увеличить количество потребителей инновационной продукции. С целью оптимизации государственного участия в деятельности банков предлагается построение своеобразной «трехуровневой иерархии» банков с государственным участием и определение рамок их деятельности.
Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый подход к классификации банков, доля уставных капиталов которых находится в собственности государства, не определены критерии отнесения собственности (в том числе) банков к государственной собственности.
Рассмотрев классификацию банков с государственным участием, полагаем, что наиболее точным будет следующее определение: под непосредственным влиянием государства находятся такие банки, в уставном капитале которых свыше 50% напрямую или косвенно принадлежит государству (органам исполнительной власти, государственным унитарным предприятиям федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Российскому фонду федерального имущества), Банку России, государственным корпорациям, головным банкам банковских групп, контролируемых государством.
Эти банки можно считать банками, которые находятся под контролем государства Анализ ключевых теоретических концепций в отношении государственного присутствия в банковском секторе свидетельствует о параллельном существовании двух противоположных точек зрения современных экономистов на макроэкономические последствия данного феномена.
Согласно первой концепции («development view»), при прочих равных условиях участие государства в банковской системе страны положительно влияет на экономическое развитие.
В рамках второй концепции («political view») делается заключение о вытеснении государственными банками частных финансовых ресурсов, приводящем к распределению аккумулированных сбережений на неэффективные проекты.
Согласно данной концепции рост масштабов государственного участия в банковском секторе выступает значимым фактором, замедляющим экономический рост и развитие финансовой инфраструктуры.
В мировой практике развитых стран роль государства в банковском секторе зачастую ограничена. Обычно оно занимается регулированием финансовой системы в целом, в лучшем случае оказывает помощь кредитным учреждениям в ситуации кризиса.
В настоящее время в банковской системе РФ можно выделить следующую группу банков с государственным участием. Это ПАО «Сбербанк России», ПАО «Газпромбанк», «Банк Москвы», ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк». Данные банки удерживают более 51,01% активов (в виде чистой ссудной задолженности) среди банков страны, привлекают более 59,69 % средств юридических лиц (не являющихся кредитными организациями) и более 60,22% средств физических лиц. Вместе с тем, роль деятельности банков с государственным участием в банковской системе России носит противоречивый характер.
Это проявляется в том, что с одной стороны банки с государственным участием имеют преимущественные условия для своего эффективного развития, что положительным образом отражается как на развитии банковской системы, так и на экономике страны в целом.
С другой стороны, деятельность банков с государственным участием является существенным барьером для развития прочих коммерческих банков, сдерживая развития конкурентных отношений в банковской системе страны. Для разрешения данного противоречия необходимо снизить действие негативного влияния и усилить положительное влияние деятельности банков с государственным участием.
В этой связи перспективным является вопрос о внесении поправок в законодательно-нормативную базу, в том числе в Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и ряд других законов. В частности, закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» может быть дополнен нормой о банках с государственным участием, ограничивающей недобросовестную конкуренцию.
Перспективным направлением является развитие понятие финансовых инноваций банков с государственным участием. С учетом международной практики и в рамках Правительственной программы РФ по стимулированию инноваций, оказанию финансовой поддержки организаций, ведущих НИОКР, предлагается сформировать сеть магазинов инновационных продуктов, что позволит создать дополнительный источник финансирования НИОКР финансовых инноваций и увеличить количество потребителей инновационной продукции. С целью оптимизации государственного участия в деятельности банков предлагается построение своеобразной «трехуровневой иерархии» банков с государственным участием и определение рамок их деятельности.
Подобные работы
- Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие банковского и реального секторов экономики Поволжья
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - БАЗЕЛЬ III И РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие банковского и реального секторов экономики
Поволжья
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



