ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1. Сущность и функции расчетно-кассового обслуживания юридических лиц 6
1.2. Особенности пакетной формы обслуживания 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АЛЬФА-БАНК» ПО ПАКЕТНОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 23
2.1. Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке 23
2.2. Анализ пакетного обслуживания клиентов 34
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАКЕТНОЙ ФОРМЫ
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 46
3.1. Банковское обслуживание юридических лиц в зарубежной практике 46
3.2. Проблемы и рекомендации по улучшению проведения пакетной формы обслуживания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) является одной из самых стабильных и устоявшихся услуг в российском банковском секторе. В последнее время РКО все чаще рассматривается как отдельное направление бизнеса, предполагающее оказание потребителям целого спектра услуг. По функционалу этот вид услуг примерно одинаков во всех банках, поэтому степень конкуренции в данном сегменте достаточно высока.
Рост конкуренции в банковской среде ведет к изменению роли клиента, который сам выбирает банк в зависимости от характера потребляемых услуг и цен на них. В результате этого банки вынуждены постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам своих клиентов, улучшая технологию обслуживания клиентов и совершенствуя предоставляемые услуги.
Расчетно-кассовые операции являются базовыми банковскими услугами, а сотрудники расчетно-кассового отделения являются лицом банка. Формат предоставления и разнообразие услуг РКО во многих банках практически одинаковый. Для укрепления своих позиций на банковском рынке, особенно в сегменте корпоративного бизнеса, банкам следует обратить внимание на ряд направлений, требующих совершенствования и развития. Приоритетными для банковской финансовой политики направлениями являются: пакетное
обслуживание корпоративных клиентов, внедрение и развитие интернет- технологий, и их реализация, направленная на увеличение количества постоянных клиентов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сложившаяся тенденция сравнительно невысокой рентабельности заставляет кредитные организации искать новые и/или дополнительные пути повышения прибыльности банковского бизнеса. При этом следует учитывать проблемы развития банковского сектора РФ, в числе которых повышенные кредитные риски, высокая стоимость привлеченных средств, низкая степень капитализации банков и т.д. Все это подталкивает банки к поиску безрискового дохода некредитного характера. Одним из перспективных и отвечающих современным требованиям финансового рынка решений в данном случае является усилия кредитных организаций по наращиванию комиссионных доходов, а именно доходов от пакетного расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Таким образом, цель настоящей дипломной работы состоит в анализе пакетного банковского обслуживания юридических лиц, оценке эффективности и конкурентоспособности пакетных предложений.
Реализация поставленных целей обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических основ расчетно-кассового обслуживания;
- анализ пакетных банковских предложений АО «Альфа-Банк» и их сравнение с предложениями банков-конкурентов;
- оценка комиссионных доходов и расходов анализируемых банков;
- выявление проблем при организации комплексного обслуживания юридических лиц;
- разработка мер по улучшению проведения пакетной формы обслуживания.
Объектом исследования является обслуживание юридических лиц в АО «Альфа-Банк».
Предмет исследования - пакетные банковские предложения для корпоративных клиентов и их состав.
Теоретической базой изучения расчетно-кассового обслуживания послужили работы российских ученых, однако вопросы, связанные с исследованием комплексного банковского обслуживания, в частности оценки эффективности пакетных предложений, разработаны не в полной мере. Сущность и функции РКО раскрывают в своих работах О.И. Лаврушин, Е.Б. Стародубцева, О.М. Маркова, Ю.Г. Вешкин и другие авторы.
Нормативную базу исследования составили Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2 декабря 1990года, Положение 4
о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П), Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций (утв. Банком России 22.12.2014 N 446-П), Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" и другие нормативные документы Банка России.
Информационной базой исследования являются официальные данные Банка России, годовая отчетность банков.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ, сформулированные в ней выводы и рекомендации, а также полученные результаты могут быть использованы в деятельности коммерческих банков.
За последние несколько десятилетий в нашей стране как банковская система, так и сами банки сильно изменились. Банки вынуждены приводить в соответствие свои продукты и предлагать современные решения, чтобы сохранять свои позиции на рынке банковских услуг. Современные и востребованные банковские инновационные продукты и услуги дают возможность привлекать клиентов, удешевлять и оптимизировать основные виды деятельности кредитных организаций как для самого банка, так и клиентов.
Сложившаяся экономическая ситуация вызвала необходимость приоритетного развития безрисковых направлений деятельности, к которым в первую очередь относится расчетно-кассовое обслуживание. Успех любого направления банковского бизнеса оценивается возможностью генерировать объемы продаж - и расчетно-кассовое обслуживание в этом смысле не является исключением. Доля доходов от расчетно-кассового обслуживания в общей структуре всех банковских доходов можно считать тем самым ориентиром, который предстоит достичь банку, развивая как отдельные продукты и услуги РКО, так и способы их продвижения и продаж.
Одним из основных путей повышения конкурентоспособности банка является внедрение банковских инновационных продуктов и технологий, так как это дает возможность расширять предложение банковских продуктов и услуг, расширять географический охват клиентов, увеличивать доступность к банковским продуктам и услугам, а также увеличивать эффективность банковского бизнеса.
Так, у корпоративных клиентов в настоящее время широко востребовано дистанционное банковское обслуживание, позволяющее значительно ускорить и упростить получение продукта или услуги, проведение той или иной операции. Однако и это направление требует постоянного совершенствования для создания возможности максимального перехода на электронный документооборот, исключающий посещение банка и передачу бумажных документов.
Изучив теоретические стороны расчетно-кассового обслуживания, в частности пакетного обслуживания юридических лиц, проанализировав практическую составляющую данного вопроса в предыдущих параграфах, можно сделать следующие выводы:
- РКО все чаще рассматривается как отдельное направление банковского бизнеса, предполагающее оказание потребителям широкого спектра услуг;
- в условиях нынешней конкуренции в банковском секторе кредитным организациям важен каждый клиент, с которым вероятно долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодных условиях. А для клиентов необходима стабильность, надежность и финансовая устойчивость банка, поэтому к выбору банка для обслуживания клиент подходит осознанно, анализируя возможность удовлетворения всех своих потребностей в рамках одного банка;
- привлечение юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними деловые связи таким образом, что взаимоотношения по данному виду услуг в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т.д. Отношения, построенные таким образом, являются довольно серьезными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, сотрудничество становится взаимовыгодным обеим сторонам;
- в настоящее время в рамках перехода к новой клиентоориентированной модели бизнеса кредитные организации приступили к предоставлению банковских услуг клиентам в форме пакетных предложений, включающих расчетно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание, а также дополнительные услуги;
- пакетное банковское обслуживание имеет ряд преимуществ, главными из которых для клиента являются возможность снизить расходы на банковское обслуживание, а для банка- увеличение комиссионных доходов, которые становятся постоянными и прогнозируемыми;
- несмотря на все преимущества были выявлены недостатки при организации комплексного банковского обслуживания, которые требуют проведения систематического анализа с целью выявления направлений совершенствования, обнаружения проблем и их своевременного устранения для удержания имеющихся и привлечения потенциальных клиентов.
Так, основными моментами, на которые банкам нужно обратить внимание, являются:
- спектр предоставляемых услуг;
- соотношение «цена-качество»;
- клиентоориентированный подход;
- снижение трудозатратности расчетно-кассовых операций;
- усовершенствование интернет-технологий и сокращение времени клиента на получение услуг.
1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
2. "Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 06.11.2015).
3. "Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций" от 22.12.2014 N 446-П (ред. от 05.11.2015).
4. Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И (ред. от 14.11.2016) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".
Учебные пособия и книги одного или более авторов
5. Банковское дело: учебное пособие для вузов/ Н.Б. Глушкова. - М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2013.
6. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 800 с.
7. Банковское дело: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с
8. Банковское законодательство: Учебник / Е.Б. Стародубцева, О.М. Маркова; Под ред. Е.Ф. Жукова - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
9. Банковские операции: Учебное пособие для средн. проф. образования / Коробова Г. Г., Нестеренко Е. А., Карпова Р. А., Коробов Ю. И. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
10. Банковские операции: Учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б.
Стародубцева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 336 с.
11. Банковское право Российской Федерации: Учебное пособие / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.
12. Бухгалтерский учет в банках: учеб. пособие / О.Н. Шестак, Л.П. Бабаш, Л.П. Левченко. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 528 с.
13. Деньги, кредит, банки: Учебник / Е.А. Звонова, М.Ю. Богачева, А.И. Болвачев; Под ред. Е.А. Звоновой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 592 с.
14. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов; Под ред. В.В. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
15. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с.
16. Комплексный анализ финансово-экономических результатов
деятельности банка и его филиалов/ Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
17. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика / Криворучко С.В., Лопатин В.А. - М.: ЦИПСиР, 2013. - 456 с.
18. Новая экономическая энциклопедия/ Румянцева Е.Е. М.: ИНФРА-М, 2013. - 826 с.
19. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.
20.Основы банковского дела: Учебное пособие / Агеева Н.А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 274 с.
21.Основы банковского дела: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
60
22.Основы банковской деятельности/ под ред. Грабовой С.А. М.: ЭКСМО, 2013. - 553 с.
23.Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат., 2013. - 316 с.
24. Private Banking по-русски?! / под ред. А.И. Гусева. - М.: КНОРУС, 2013. - 304 с.
25. Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия / Б. Б. Воронин, И. А. Демчев, В. М. Кутьин и др. - М.: ЦИПСиР: Альпина Паблишерз, 2010.
- 520 с.
26. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов и др.; Под ред. А.А.Володина - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 364 с.
27. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: Учебное пособие / А.И. Мерцалова, А.Л. Лазаренко. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
28. Финансы и кредит: словарь-справочник / [авт.-сост. Л. П. Кураков, А. Г. Аксаков и др.]. - Москва; Казань : Познание, 2014. - 1103 с.
29. Цифровой банк: как создать цифровой банк или стать им /пер. с англ. С. Смирнова, М.:Манн, Иванов и Фербер, 2015. 320 с.
30.Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебное пособие / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
31. Экономика и управление инновациями/ под ред. Козловской Э.А. С-Пб.: ПИТЕР, 2011. - 359 с.
Статьи из электронного журнала:
32. Инновационный менеджмент: маркетинговое исследование банковских продуктов/ Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. // Библиотекарь.Ру
- Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 01.05.2017).
33. Инновации на вырост / Орловский В. / Банковские технологии. 2010. № 3. C. 26-29. Режим доступа:https://elibrary.ru (дата обращения 01.04.2017).
34. Пакетные предложения и тарифные планы как элементы комплексного
банковского обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса / Слепова А.А. / Вестник университета. Издательство: Государственный университет управления (Москва) №1 2014г. Режим доступа:
https://elibrary.ru (дата обращения 01.04.2017).
35. Совершенствование стратегии развития банковских услуг для корпоративных клиентов. Лебединская О.Г. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 01.04.2017).
36. Современные тенденции банковских инноваций. / Карминский А. М., Жданова О. Р. / 12 Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. Режим доступа:http://www.vspu2014.ipu.ru (дата обращения 01.05.2017).
Электронные ресурсы удаленного доступа:
37. Информационно-аналитическая система Банки.Ру. - Режим доступа: http://www.banki.ru(дата обращения 01.04.2017).
38. Информационное агентство. Режим доступа:http://bankir.ru (дата
обращения 01.03.2017).
39. Консорциум «Альфа-Групп». Режим доступа: http://www.alfagroup.ru(дата обращения 01.04.2017).
40. Официальный сайт АО «Альфа-Банк». Режим доступа:https://alfabank.ru(дата обращения 01.03.2017).
41. Официальный сайт АО «Райффайзенбанк». Режим доступа: https://www.raiffeisen.ru (дата обращения 01.03.2017).
42.Официальный сайт ПАО Банк «ФК Открытие». Режим доступа: https://www.open.ru (дата обращения 01.03.2017).
43. Официальный сайт Точка ПАО Банка «ФК Открытие». Режим доступа: https://tochka.com (дата обращения 01.03.2017).
44. Официальный сайт ПАО «АК БАРС» БАНК. Режим доступа: https://www.akbars.ru (дата обращения 01.03.2017).
45. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: http://www.riarating.ru (дата обращения 01.04.2017).
46. Рейтинговое агентство ЭкспертРа. Режим доступа: http://raexpert.ru(дата обращения 01.04.2017).
47. Финансово-экономический журнал «Forbes». Режим доступа:
http://www.forbes.ru (дата обращения 01.03.2017).
48. Центр финансовых технологий. Режим доступа: http://www.cft.ru(дата обращения 01.04.2017).
49. Центральный банк РФ. Режим доступа. htpp: // www.cbr.ru(дата обращения 01.04.2017).
50. BiPrint - новый класс систем ввода информации» // Сетевое издание CNews [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.cnews.ru (дата обращения 01.05.2017).