Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАКЕТНОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №43607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2750
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Экономическое содержание пакетного банковского обслуживания
предприятий 6
1.1. Банковское обслуживание юридических лиц: понятие, виды,
особенности 6
1.2. Сущность и значение пакетного банковского обслуживания
корпоративных клиентов 15
2. Анализ эффективности пакетного банковского обслуживания
предприятий по материалам АО «Альфа-Банк» 23
2.1. Общая характеристика деятельности и предлагаемых банком
пакетированных услуг предприятиям 23
2.2. Оценка результативности пакетного банковского обслуживания
юридических лиц АО «Альфа-Банк» 36
3. Совершенствование пакетного банковского обслуживания
юридических лиц в Российской Федерации 46
3.1. Проблемы формирования пакета банковских услуг, востребованных
предприятиями различных отраслей и пути их решения 46
3.2. Мероприятия, способствующие развитию пакетного банковского
обслуживания в России 54
Заключение 62
Список использованных источников


Расчетно-кассовое обслуживание является одной из самых стабильных и устоявшихся услуг в российском банковском секторе. В последнее время расчетно-кассовое обслуживание все чаще рассматривается как отдельное направление бизнеса, предполагающее оказание потребителям целого спектра услуг. По функционалу этот вид услуг примерно одинаков во всех банках, поэтому степень конкуренции в данном сегменте достаточно высока.
Рост конкуренции в банковской среде ведет к изменению роли клиента, который сам выбирает банк в зависимости от характера потребляемых услуг и цен на них. В результате этого банки вынуждены постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам своих клиентов, улучшая технологию обслуживания клиентов и совершенствуя предоставляемые услуги.
Оглядываясь на нынешнее состояние и условия экономического пространства, стоит отметить, что кредитные организации неизбежно являются главным эпицентром, а также заключают в себе эталон важного звена в рыночной экономике. Основа деятельности банка - предоставление разработанных ассортиментов банковских услуг и продуктов, для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц. Ассортимент банковских услуг неизбежно увеличивается и в современной экономике главной особенностью развития банковских услуг - это ориентация банка не на свой продукт, а на реальные запросы клиентов.
Расчетно-кассовые операции являются базовыми банковскими услугами, а сотрудники расчетно-кассового отделения являются лицом банка. Формат предоставления и разнообразие услуг расчетно-кассового обслуживания во многих банках практически одинаковый. Для укрепления своих позиций на банковском рынке, особенно в сегменте корпоративного бизнеса, банкам следует обратить внимание на ряд направлений, требующих совершенствования и развития.
Одним из трендов в банковских услугах для бизнеса является пакетное комплексное предложение, которое в свою очередь позволяет существенно повысить эффективность распоряжения денежными средствами. Данное направление обуславливается теми же принципами, что и предоставления услуг. Таким образом, приоритетными для банковской финансовой политики направлениями являются: пакетное обслуживание корпоративных клиентов, внедрение и развитие интернет-технологий, и их реализация, направленная на увеличение количества постоянных клиентов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сложившаяся тенденция сравнительно невысокой рентабельности заставляет кредитные организации искать новые и/или дополнительные пути повышения прибыльности банковского бизнеса. При этом следует учитывать проблемы развития банковского сектора России, в числе которых повышенные кредитные риски, высокая стоимость привлеченных средств, низкая степень капитализации банков и т.д. Все это подталкивает банки к поиску безрискового дохода некредитного характера. Одним из перспективных и отвечающих современным требованиям финансового рынка решений в данном случае является усилия кредитных организаций по наращиванию комиссионных доходов, а именно доходов от пакетного расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Таким образом, цель настоящей работы состоит в анализе пакетного банковского обслуживания юридических лиц, и возможности его совершенствования в перспективе.
Реализация поставленных целей обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических основ расчетно-кассового обслуживания;
- определение специфики пакетного обслуживания предприятий;
- анализ пакетных банковских предложений АО «Альфа-Банк» на предмет актуальности и востребованности;
- оценка эффективности комплексного банковского обслуживания в АО «Альфа-Банк»;
- выявление проблем при организации комплексного обслуживания юридических лиц;
- разработка мер по улучшению проведения пакетной формы обслуживания.
Объектом исследования является обслуживание юридических лиц в АО «Альфа-Банк».
Предмет исследования - пакетные банковские предложения для корпоративных клиентов и их состав.
Теоретической базой изучения расчетно-кассового обслуживания послужили работы российских ученых, однако вопросы, связанные с исследованием комплексного банковского обслуживания, в частности оценки эффективности пакетных предложений, разработаны не в полной мере.
Нормативную базу исследования составили федеральные законы и нормативно-правовые акты Банка России.
Информационной базой исследования являются официальные данные Банка России, годовая отчетность АО «Альфа-Банк».
Теоретическая значимость работы заключается в развитии недостаточно разработанного направления научных исследований по проблемам пакетного обслуживания юридических лиц. Полученные в работе научные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований пакетных предложений, механизма их разработки и внедрения.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ, сформулированные в ней выводы и рекомендации, а также полученные результаты могут быть использованы в деятельности коммерческих банков.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические стороны расчетно-кассового обслуживания, в частности пакетного обслуживания юридических лиц, можно сделать следующие выводы.
Банковское обслуживание корпоративных клиентов, включает предоставление множество услуг и продуктов, где фундаментальными с позиции построения партнерских отношений являются расчетно-кассовые операции. Расчетно-кассовые операции - это открытие, ведение счетов и осуществление расчетов юридических и физических лиц, как в наличной, так и безналичной форме. Следовательно, расчетно-кассовое обслуживание представляет собой совокупность диверсифицированных услуг и дополнительных сервисов, ориентированных на определенные группы клиентов. Оно основано на современных технологиях, способствует адекватному развитию национальной платежной системы и обеспечивает повышение скорости и качества проведения расчетов между хозяйствующими субъектами, а также снижение уровня рисков и развитие экономики страны. С точки зрения классификации расчетно-кассовое обслуживание может быть отнесено к специфическим банковским услугам, оказываемым юридическим лицам, за плату на комиссионной основе.
Текущее состояние финансового рынка обуславливает необходимость нахождения новых путей оптимизации взаимоотношений банка с клиентами, а также создавать упрощение процессов использования финансовыми услугами банков. На первый план выходят вопросы качественного улучшения банковского обслуживания. Сегодня предоставить широкий спектр банковских продуктов и услуг - не самое главное, необходимо совершенствовать технологию их создания и изучать новые способы их внедрения. На этом фоне комплексное (пакетное) банковское обслуживание юридических лиц приобретает особую актуальность.
В составе расчетно-кассового обслуживания банковские комплексные услуги показывают простоту и эффективность использования данной формы работы. Пакетные предложения сочетают в себе несколько удобных инструментов для быстрого и комфортного выполнения необходимых операций. Такой подход является выгодным как для банков, так и для клиентов. Последние получают комплексное обслуживание, обеспечивающее все их потребности в банковских услугах. Для кредитных организаций это возможность заинтересовать клиентов в сотрудничестве с ним по всем направлениям, своего рода инструмент перехода к долгосрочным отношениям.
Таким образом, организация пакетного обслуживания юридических лиц дает преимущества в виде:
- экономии денежных средств за счет снижения комиссии банка, поскольку в пакете они включены с учетом скидки;
- персонального менеджера для каждого клиента;
- применения для клиента среднего бизнеса индивидуальных тарифов;
- возможности ускорения при получении кредитных средств, а также большинство банков предоставляют скидки процентной ставки.
По итогам проведенного аналитического исследования, отметим, что АО «Альфа-Банк» является одним из крупнейших банков в Российской Федерации, относится к категории системно-значимых банков, активно развивает все ключевые направления деятельности. Основные показатели деятельности Банка кроме чистой прибыли, которая снизилась в 2016 г., демонстрируют ежегодный рост. Показатели эффективности деятельности, такие как рентабельность капитала и активов у Банка на очень хорошем уровне.
Расчетно-кассовое обслуживание является одним из ключевых направлений развития банковской деятельности в АО «Альфа-Банк». С недавнего времени Банк перешел на полное пакетное обслуживание своих клиентов, как розничных, так и корпоративных. Как показал анализ условий по расчетно-кассовым услугам, Банк предлагает юридическим лицам пакетное обслуживание, причем ассортимент пакетов довольно широкий как для мелкого бизнеса и предпринимателей, так и для корпоративного бизнеса. Также у клиентов есть возможность самостоятельно сформировать интересующий для себя пакет услуг.
Средства на счетах клиентов формируют около 40% совокупных привлеченных средств клиентов, следовательно, клиенты Банка довольны услугами и пакетами, предложенными Банком. Банк дифференцированно подходит к комплексному обслуживанию юридических лиц - разделяя малый бизнес и предпринимателей с крупным и средним бизнесом. Ассортимент пакетов у первой категории клиентов шире, чем у второй категории клиентов. С 2017 г. был запущен новый пакет «Оптовик», который как показал анализ, сразу же стал востребованным среди клиентской базы АО «Альфа-Банк».
Доходы Банка от расчетных и кассовых операций ежегодно росли и что важно - по юридическим лицам темпы роста были выше, чем по физическим лицам. Среди пакетов для предпринимателей лучше всех продавались пакеты «Успех», «Электронный» и «Оптовик», тогда как среди предприятий - пакеты «Все, что надо», «Альфа-Бизнес ВЭД», «Оптовик» и те пакеты, которые были сформированы самими клиентами. Эта возможность и опция Банка очень востребована среди клиентов, и позволяет Банку оставаться клиентоориентированным, и конкурентным на рынке, ведь не у всех банков имеется такая возможность. Кроме этого Банку удалось снизить стоимость средств на счетах клиентов, при их абсолютном росте в динамике, что эффективно с позиции оптимизации расходов. С учетом роста доходов по пакетному обслуживанию и снижения стоимости средств на счетах, можно сделать вывод, что эффективность банковского обслуживания предприятий в АО «Альфа-Банк» растет.
Однако банковской практике существует ряд проблем, связанных с оказанием комплексных банковских услуг, которое имеют большое значение для организации эффективного обслуживания корпоративных клиентов банка на всех уровнях. Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые недостатки развития пакетного обслуживания юридических лиц:
- проблема технологичного оснащения;
- скорость прохождения платежей;
- недостатки в формировании качественного и диверсифицированного пакета услуг;
- низкое качество представляемых услуг;
- высокая стоимость пакетных услуг.
Последние три проблемы можно решить посредством моделирования. В работе была составлена и апробирована имитационная модель в декомпозиции транспортной задачи на примере условных значений клиентов банка. В качестве выборки категории клиентов были выбраны малый, средний и крупный бизнес и их предпочтения и запросы по степени значимости, важности и актуальности наиболее привлекательных услуг, входящих в пакет услуг кредитной организации. Такими услугами выступали снятие и внесение наличных, возможность подключения овердрафта и регулирования лимита платежей, а также привязка корпоративной карты.
Результаты модели показали, что исходя из клиентских запросов, пакеты услуг следует формировать в зависимости от масштабов бизнеса и насыщать их такими услугами, как:
- для малого бизнеса исключительно важно, чтобы тарифы на внесение наличных были как можно ниже, тогда как внимание предпринимателей на остальные услуги будут если не посредственными, то относительными;
- для среднего бизнеса пакет услуг следует формировать с учетом трех позиций, где важный упор следует сделать на тарифы по внесению наличных, которые должны быть конкурентоспособными и привлекательными, кроме этого необходимо включить в пакет услуг возможность получения клиентом овердрафта, но и снятие наличных для среднего бизнеса остается актуальным;
- для крупного бизнеса вопросы внесения и снятия наличных не являются первостепенной задачей при выборе того или иного пакета услуг, куда интереснее крупным предприятиям регулировать (скорее всего в сторону увеличения) количество платежей в рамках пакетного обслуживания, тут же стоит вопрос о возможности получения корпоративной карты, возможно, посредством которого можно будет проводить платежи через он-лайн офис, а также возможность включения овердрафта в рамках карточного счета.
На примере транспортной задачи мы пошагово показали необходимость моделирования в банковских продажах пакетов услуг и через имитационную модель доказали, как можно формировать конкурентоспособные пакеты услуг для каждого вида бизнеса. Преимуществами модели являются адаптивность, гибкость, приспосабливаемость и простота в построении. Модельный ряд можно видоизменять в зависимости от целевой функции, к примеру, определять эффективность стратегий продаж пакетов услуг.
Таким образом, для успешного развития пакетного предложения для юридических лиц предлагаются следующие рекомендации:
- усиление внимания к процессу выявления потребностей клиентов;
- рассмотрение индивидуального подхода к клиентам и включения в пакет востребованных услуг. Разработка новых каналов предоставления услуг, позволяющих экономить время клиентов и снижать стоимость пакетов услуг;
- проведение маркетингового исследования сегментации клиентов и общих для каждого сегмента потребностей для рационального формирования пакетов;
- изучение опыта ведущих банков, на основе их анализ возможностей внедрения положительного опыта той или иной функции в пакетном предложении;
- активизация наращивания профессионализма и
клиентоориентированости сотрудников банка;
- использование современных IT технологий, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы, постоянная модернизация используемого программного обеспечения и совершенствование функционала мобильного и интернет-банка.
Реализация данных направлений позволит достичь эффективности в развитии пакетного обслуживания юридических лиц и повышении финансовой прибыли и устойчивости кредитных организаций.



1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 31.12.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - Последнее обновление 13.05.2018.
2. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 07.12.2007 г., № 197-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 13.05.2018.
3. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2011. 422 с.
4. Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебное пособие. М.: Юрайт - Издат, 2009. 416 с.
5. Боровкова В.А. и др. Банки и банковское дело: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2014. 623 с.
6. Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности. М.: КНОРУС, 2005. 160 с.
7. Воронин Б.Б., Демчев И.А., Кутьин В.М. и др. Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия. М.: ЦИПСиР: Альпина Паблишерз, 2010. 526 с.
8. Голодова Ж.Г. Финансы и кредит: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,
2012. 448 с.
9. Голубович А.Д. Управление банком: организационные структуры, персонал и коммуникации. М.: МЕНАТЕПИНФОРМ, 1992. 198 с.
10. Горчякова М.Е. Дистанционное банковское обслуживание: уч.
пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 65 с.
11. Гусев А.И. Private Banking по-русски. М.: КНОРУС, 2013. 304 с.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. М.: Омега-Л, 2010. 479 с.
13. Звонова Е.А. и др. Деньги, кредит, банки: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2016.
455 с.
14. Ивашкин Ю.А. Мультиагентное моделирование в имитационной
системе Simplex3. М.: Лаборатория знаний, 2016. 350 с.
15. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. СПб.: Питер, 2011. 224 с.
16. Куликов А.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2008. 400 с.
17. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. и др. Банковское дело: учебник. М.: КНОРУС, 2016. 800 с.
18. Печников А.В., Маркова О.М. и др. Банковские операции: учебник. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 352 с.
19. Семериков А.В. Решение транспортных задач. Ухта: УГТУ, 2013. 58 с.
20. Стародубцева Е.Б. Банковское дело: учебник. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 464 с.
21. Тавасиев А.М. Банковское дело: учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2013.
647 с.
22. Тагирбеков К.Р., Богатырев В.И. Основы банковской деятельности: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 720 с.
23. Захарова Е.А. Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2009. 23 с.
24. Соколов Д.А. Управление рисками электронных банковских услуг (на примере Эстонии): автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Санкт Петербург, 2009. 19 с.
25. Акинин П.В., Акинина В.П., Кравченко И.И. Инновации в коммерческом банке как антикризисные инструменты // Банковские услуги. 2017. № 2. С. 25-33.
26. Готовчиков И.Ф. Пути создания эффективных информационно - аналитических банковских технологий // Банковские технологии. 2017. № 3. С. 20-24.
27. Зенов В.В., Нестеренко Е.А. Организационные основы современной системы продаж банковских продуктов // Известия Саратовского университета.
2016. Том 12. С. 72-75.
28. Ионов В.М. Современные тенденции развития расчетно-кассовых операций // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2016. № 2. С. 68-74.
29. Исин Ж.М. Продуктовый маркетинг и ценообразование в банках // Банковские услуги. 2015. № 10. С. 15-25.
30. Казанский А.В. Электронная коммерция и финансовые услуги: перспективы взаимодействия // Финансы и кредит. 2013. № 3. С. 24-30.
31. Мандрон В.В., Кузина Н.Ю. Современные проблемы банковского обслуживания юридических лиц и рекомендации по усовершенствованию оказания банковских услуг, предоставляемых юридическим лицам // Молодой ученый. 2017. № 16. С. 274-276.
32. Николаева Т.Е. К вопросу о прозрачности новых банковских продуктов // Бизнес и банки. 2017. № 47. С. 1-3.
33. Слепова А.А. Пакетные предложения и тарифные планы как элементы комплексного банковского обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник ГУУ. Москва. 2014. № 1. С. 48-52.
34. АО «Альфа-Банк». Режим доступа:
http://www.banki.ru/banks/bank/alfabank/ (дата обращения 13.05.2018 г.).
35. АО «Альфа-Банк». Режим доступа:
http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=450000036 (дата обращения 13.05.2018 г.).
36. Коммерческая эффективность (рентабельность) АО «Альфа-Банк».
Режим доступа: http://analizbankov.ru/bank.php?BankId=al-fa-bank-
1326&BankMenu=analiz dohodnosti&fform=rentabelnost (дата обращения
13.05.2018 г.).
37. Пакеты услуг. Режим доступа:
http://data.sberbank.ru/moscow/ru/s m business/bankingservice/rko/tplans/ (дата обращения 13.05.2018 г.).
38. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США. Режим доступа:
https://www.lawmix.ru/bux/27225 (дата обращения 13.05.2018 г.).
39. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Режим доступа: https://alfabank.ru/sme/rko/ (дата обращения 13.05.2018 г.).
40. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий среднего и крупного бизнеса. Режим доступа: https://alfabank.ru/corporate/rko/ (дата обращения 13.05.2018 г.).
41. Смирнов М.А. Пакетные продажи в банке: маркетинговые аспекты. Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/30004 (дата обращения 13.05.2018г).
42. Финансовая отчетность, годовые и социальные отчеты АО «АльфаБанк». Режим доступа: https://alfabank.ru/about/annual report/ (дата обращения
13.05.2018 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ