Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральная художественная афиша в России конца XIX - начала XX века

Работа №78358

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

культурология

Объем работы59
Год сдачи2015
Стоимость2700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Из истории развития художественной афиши
1. К вопросу о терминологии
2. Основные исторические моменты в развитии афиши
3. Художественная афиша. Основные даты и имена
Глава II Влияние стилей в искусстве конца XIX - начала XX века на художественную афишу в России
1. Художественная афиша в стиле историзм
2. Проявление стиля модерн в художественной афише
3. Влияние стилистики футуризма на художественную афишу
Заключение
Приложение

В русском искусствознании прикладная графика уже более ста лет вызывает к себе интерес. К предметам, становящимся объектами исследований, можно отнести рекламный плакат, афиши, программки, открытки и другие предметы печати, которые несут в себе художественную составляющую. Изученность этих типов печатной продукции различна. К популярным и хорошо освещенным темам относится, к примеру, рекламный плакат. Со времен со времен своего расцвета, художественный плакат привлекает к себе внимание многих исследователей прикладной графики. Его образность, символический язык призывают к последовательному рассмотрению, которое помогает выявлять связи данной рекламной продукции со временем ее использования, с аудиторией, на которую она рассчитана, а так же призывают к рассмотрению с художественной и утилитарной точек зрения. Афиша в данном ряду предметов печати — тема, изученность которой сравнительно меньше.
Зачастую афишу рассматривают лишь как документ, освещающий историю театра, носитель информации. В иных случаях она может быть практически единственным историческим источником, повествующим о том или ином событии. Далеко не многие исследователи подходили к изучению афиши как к предмету искусства. Художественных театральных афиш в России сохранилось небольшое количество. Связано это в первую очередь с тем, что в театре чаще прибегали к шрифтовой афише, чем к изобразительной. В советский период художественных афиш печаталось больше, чем в конце XIX — начале XX века. Однако, не смотря на малочисленность материала, именно рубеж веков в истории художественной афиши вызывает повышенный интерес. Этому есть несколько причин. Первая из них в том, что конец XIX — начало XX века это время активного развития плаката не только в России, но и в Европе. Вторая — именно тогда были заложены основы плакатистики XX века. Многими приемами, разработанными то время, дизайнеры печатной продукции пользуются до сих пор. Третья причина — к плакату и афише обращался ряд известных художников, и то, что они сделали, наложило свой отпечаток на развитие этого искусства. Подобный факт говорит о большом творческом потенциале этих предметов печати. В связи с вышеперечисленным, изучение данной темы может помочь в понимании искусства рекламы настоящего времени, а так же раскрыть какие-либо неизвестные ранее стороны творчества определенного художника. Исходя из этого ряда причин, предметом исследования в данной работе выбрана художественная афиша российских театров и трупп на рубеже XIX - XX века.
Актуальность предлагаемой темы в том, что данный художественный предмет мало изучен. Его исследование поможет подойти с новых сторон к рассмотрению искусства графики того времени, а так же углубить понимание как афиши, так и рекламы в целом в настоящее время.
Целью работы стало изучение исторического развития
изобразительной афиши и ее стилистическое многообразие, изучение того, как художественные направления того времени находили свое отражение в театральной афише.
Отдельной проблемой в работе выделен вопрос терминологии, т. к. единого словарного определения художественной афиши не существует. Разрешение этого вопроса в данном случае необходимо для выбора наиболее точного термина, раскрывающего суть изучаемого здесь предмета.
В работе поставлены две задачи. Первая состоит в рассмотрении этапов развития художественной афиши в Европе и, в частности, России.
Задача вторая — выявление того, как влияли на изучаемый предмет актуальные художественные стили рубежа XIX-XX вв, и как это отразилось на его изобразительности.
История художественной афиши в России и ее изучение как предмета искусства рассмотрены всего в нескольких работах специалистов в области графики, рекламы или самой афиши. Среди таких исследователей можно назвать: Н. И. Бабурину, А. Д. Боровского, Дж. Боулта, В. Клауса, К. В. Лапину, Э. Глинтерник. Их книги, статьи и диссертации стали основополагающим материалом при написании данной работы. В них найден практически весь иллюстративный материал, за исключением некоторых афиш, хранящихся в фонде афиши Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Новый материал, не побывавший в печати и представляющий собой научный интерес в силу немногочисленности самих экземпляров художественной афиши изучаемого периода найти очень сложно. Поэтому изучение опиралось в основном на альбомы, каталоги и репринты.
Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы в соответствии с поставленными задачами, заключения, приложения с иллюстративными материалом и библиографического списка, подобранного в процессе работы с учетом выбранной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История развития мировой художественной афиши насчитывает чуть более ста лет. В России это искусство отставало, но даже с учетом отставания можно сказать, что это — явление вековое. Художественная афиша являет особый предмет театральной сферы. Неся в себе информацию о театре, пьесе или исполнителе она вместе с тем выражает определенный образ, настроение, помогая разрешать те вопросы, которые ставит театр на сцене.
Даже в силу небольшого количества материала, нельзя сказать, что в России данный вид прикладной графики представлен слабо. Здесь, как уже говорилось ранее, играет роль не количество, а качество. Данный вид афиши был менее распространен, чем афиша шрифтовая. В сравнении с Западом, российские театры и труппы печатали художественных афиш значительно меньше. Однако, даже такое небольшое количество смогло оказать влияние на развитие печатной рекламы XX века в мире.
Будучи, как и театр, явлением заимствованным, художественная афиша тем не менее не стала предметом копирования с образцов других стран, в России она сложилась по-своему, с учетом национальной культуры. Благодаря небывалому подъему русского искусства во всех сферах на рубеже XIX-XX веков, театральная художественная афиша в России стала так же предметом высокохудожественным.
Афиша является одним из выражений своего времени. Она рассказывает о вкусах, зрительской аудитории, эволюции театра и театрально-декорационного искусства. В ней можно проследить тенденции в искусстве, господствовавшие в конце XIX — начале XX века.
Увлечение «русскостью», образами народности и пристальное внимание к истории России, фольклору дало возможность появлению историзма в России, что так же вписывалось в мировые тенденции времени. Историзм широко раскрыл себя с точки зрения оформления всяческих художественных афиш и плакатов.
Немаловажную роль в формировании внешнего облика афиши сыграл модерн, который так же охватывал весь мир на рубеже XIX-XX вв. Модерн в России приобрел национальную окраску, именно поэтому невозможно перепутать с чем-либо работы Л. Бакста, К. Сомова, С. Судейкина или В. Серова. Более того, их работы оказывали влияние на западных мастеров художественной афиши и рекламы.
Позже, когда пришел футуризм, конструктивизм, а за ними и авангард, русские плакат и афиша окончательно приобрели свой абсолютно непохожий ни на что колорит, символ. Но могло ли это быть возможно без предыдущих этапов развития? На основании выполненного изучения материала можно сделать вывод, что нет. Не смотря на такое очевидное отличие историзма модерна от футуризма, ясно прослеживается то, что искусство художественной афиши развивалось поступательно. Осваивались приемы передачи эмоции, тона спектакля, разрабатывались образы, представляющие театр или зрелище в целом, возникла персонификация определенного исполнителя. Все это расширяло художественные возможности, давало понимание того, как должна строиться афиша для верной передачи образа и идея постановки. Так же это позволяло найти наиболее удачное решение информирования, позволяющее заинтересовать и привлечь зрителя. В XX веке искусство художественных плаката и афиши будет развиваться еще дальше, находя все новые решения стоящих перед ними задач. Это тема так же интересна и важна для изучения, однако в цели данной работы рассмотрение афиши и плаката XX века не входило.
В конечно итоге, можно сделать два наиболее важных вывода.
Первый вывод заключается в том, что впитав в себя все наиболее важные художественные открытия Запада в области оформления такой печатной продукции как афиша, русская художественная афиша облекла это в свою собственную форму, с учетом национального колорита, особого мироощущения. Афиша должна что-то нести народу, поэтому ей необходимо быть близкой и понятной по своему настроению и содержанию.
Вывод второй можно сформулировать таким образом: возникнув как привнесенное явление, в конечном итоге искусство художественной афиши в России достигло такого высокого уровня, что вместо заимствования стало образцом для подражания. В России художественная афиша начала XX века задала жизнеутверждающий тон развития этому искусству в дальнейшем, что вылилось в традицию всемирно известной советской плакатистики.



1. Акимов Н. П. Театральное наследие. Т. 1-2. — М.: 1978 г.
2. Боулт Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. — М.: 1990 г.
3. Бабурина Н. И. Дореволюционный русский плакат // Творчество — 1975 г. — № 10 (226)
4. Бабурина Н. И. Русский и советский плакат. 1900 - 1930 // Москва- Париж. Каталог выставки: в 2т. Т. 1. — М.: 1981 г.
5. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — Л.: 1988 г.
6. Боровский А. Д. Русский театральный плакат 1870 - 1970 гг.
Становление, основные тенденции, современная проблематика. Автореф. дис. М., 1987 г.
7. Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. — М.: 2004 г.
8. Веселящийся Петербург. / текст - Ю. Демиденко — СПб.: Государственный русский музей, 1994 г.
9. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. — СПб. : Аврора, 2007 г.
10. Государственный центральный Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. — М.: 1971 г.
11. Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX. — М.: 1974 г.
12. Давыдова М. В. Художники в театре начала XX века. — М.: 1999 г.
13. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. — СПб.: 2007 г.
14.Земенков Б. Театральная реклама. Афиша и плакат. // Зрелища. — 1925 г. - No44
15.Зносско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века. — М.: 2014 г
16. Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX в. — СПб.: 1999 г.
17. Лапина, К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ века: дис. к. и. н. — Москва, 2008 г.
18. Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 1. — М.: издательство
Коммунистической академии, Советская энциклопедия,
Художественная литература, 1929—1939 гг.
19. Мариинский театр, 1783 - 2003. — СПб.: Арт-Деко, 2003 г.
20. Международная выставка художественных афиш. Каталог. — СПб.: 1897 г.
21. Музей театрального и музыкального искусства 1908-2008. Хроника столетия. — СПб.: 2008 г.
22. Муравьева И. А. Век модерна: панорама столичной жизни / И.А.Муравьева. — СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2001 г.
23. Небесная Т. С. Театральная афиша дореволюционной провинции России конца XIX - начала XX века. // Вестник истории, литературы, искусства / ред. Г.М. Бонгард-Левин; Отд-ие ист.-филол. наук РАН . — Т. IV. — М., 2007 г. — С. 472-475
24. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / М.Г. Неклюдова. — М.: Искусство, 1991 г.
25. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX. — Л.: 1984 г.
26. Петровская, И. Театр и зритель провинциальной России. — Л.: 1979.
27. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII века - октябрь 1917 года. - СПб.: 1994 г.
28. Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство. Конца XIX - начала XX века. - М.: 1970 г.
29. Поляков В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. — М.: 2002 г.
30. Рапопорт, Е .А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение типографских афиш // Пушкин и сцена. М.: РГБИ, 2000 г.
31. Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001 г.
32. Сарабьянов Д. В. Модерн. — М.: 2001 г.
33. Серебряный век. Русский модерн / текст — Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. — М.: Изд-во Галарт, 1998 г.
34. Советская историческая энциклопедия. - М. Советская энциклопедия. Под ред. Е.М. Жукова. 1973-1982 гг.
35. Степанов В. В. Память зрителя... На вернисаж или в архив? // Отец мой, театральный художник. — СПб.: 2005 г.
36. Сурмило В. Самые первые афиши. // Театральная жизнь — 1987 г. — №8
37. Три столетия французского плаката. Альбом. / Вст. статья - Л. Жокс - М.: Изд-во Советский художник, 1977 г.
38. Уварова Е. Д. Как развлекались в российских столицах. — СПб.: 2004 г.
39. Французская афиша. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / авт. сост. И.А. Никифорова. — М.: Сканрус, 2011 г.
40. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Каталог-резоне: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. — М.: 1994 г.
41. Шмелева М. Бульварная жизнь в музее. // Литературная газета — 2006 г. — № 33 (6082)
Электронные ресурсы
1. Афиша. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона //
Академик: Словари и энциклопедии на Академике. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz efron/7679/Афиша
2. Мягкова, Г. К истории театра // Международный интернет-журнал Русский глобус. 2005. №5 URL: http:ZZwww.russian-globe.com
3. История развития плаката // Рекламная группа Адмос. URL: http:ZZwww.admos-outdoor.ruZarticleZlist-71.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ