ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..5
1.1 Становление понятия «внеурочная деятельность»…………………………5
1.2 Организация внеклассной работы по биологии…………………………...10
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ «ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ»…………………...16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
Актуальность исследования. Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Она не обязательна для всех учащихся и охватывает тех, которые проявляют интерес к биологии. Содержание внеклассной работы по биологии не ограничивается рамками школьной программы, выходит за ее пределы, определяется интересами учащихся и контролируется учителем биологии.
Правильная организация внеклассной работы по биологии имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся расширить их кругозор, закрепить и углубить знания, полученные на уроках, а возможность проведения наблюдений и эксперимента формирует исследовательские склонности, выявляет одаренности учащихся и помогает выбрать будущую профессию.
Внеклассная работа по биологии дает возможность теснее осуществлять связь теории с практикой. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
Внеклассная работа по биологии открывает широкие возможности, как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной деятельности учащихся, их воспитания и развития как творческой личности. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.
Цель исследования заключается в разработке внеклассного мероприятия по теме «Ядовитые змеи».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть становление понятия «внеурочная деятельность»;
2) проанализировать организацию внеклассной работы по биологии.
3) представить методическую разработку внеклассного мероприятия по биологии «Ядовитые змеи».
В результате проеденного исследования мы делаем следующие выводы.
Внеурочная работа в биологическом образовании школьников является одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, грамотное построение которой имеет большое образовательное и воспитательное значение. Знания, полученные во время проведения внеурочных занятий, расширяются и приобретают новые качества. Вместе с тем участники внеурочной работы приобретают многие полезные навыки, которые приближают обучение к реальной жизни. Индивидуальный подход к учащимся, создание благоприятных условий для формирования самостоятельности обеспечивается во время занятий внеурочной работой . Удовлетворение всех вопросов учащихся во время обычного урока сложно в связи с ограничением по времени, эту проблему можно решить во время проведения внеурочных занятий. Совокупность учебной и внеурочной работы служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников . Следует отметить, что при всем многообразии форм внеурочная работа по биологии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
Нами разработан конспект мероприятия внеклассного мероприятия по биологии «Ядовитые змеи», целью которого было сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека.
В результате проведенного мероприятия были достигнуты следующие задачи:
Образовательные:
• созданы условия для изучения особенностей строения и жизнедеятельности отряда Змеи и ознакомления учащихся с основными представителями отряда;
• выяснено значение змей в природе и жизни человека.
Развивающие:
• развиты у обучающихся общеучебные умения и навыки (учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы),
• развиты коммуникативные способности учащихся, умение работать в группах.
Воспитательные:
• сформировано бережное отношение к животному миру,
• сформированы навыки оказания первой помощи при укусе змеи,
• сформированы культурно-эстетическое мировоззрение.
1. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
4. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания / отв. ред. К.В. Симаков и др. М.: Наука, 2000. 504 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк¬тор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
6. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедевой. М.: Владос, 2003. 256 с.
7. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии / Р.М. Евдокимова. - Сара¬тов : Лицей, 2015. - 286 с.
8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС,2002. 352 с.
9. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 c.
10. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
11. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы: рабочая программа / Н.А. Кривопалова. - М.: Про¬свещение, 2014. - 48 с.
12. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
13. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
14. Сковородкина И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.