ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ…………………………………………………………………5
§ 1. Понятие административного принуждения…………………………………5
§ 2. Система мер административного принуждения…………………………...11
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ…….………………………..17
§ 1. Понятие и сущность административного принуждения, применяемого полицией в области дорожного движения……………………………………..17
§ 2. Классификация мер административного принуждения, применяемых полицией в области дорожного движения……………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..30
Актуальность исследования. Реализация исполнительной власти, обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления – убеждение и принуждение.
Административное принуждение является методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом. Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах.
Реализация мер административного принуждения является весьма важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охрану общественного порядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, включает в себя большое число средств пресечения, использование его прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.
Применение административного принуждения обусловлено, во-первых, необходимостью в установленных законом случаях предупреждать правонарушения, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, наказать правонарушителя.
Степень разработанности темы исследования. Тема исследования была разработана в трудах таких ученых как С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.И. Каплунов, А.К. Костылев, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, В.Е. Севрюгин, Ю.Н. Старилов и других.
Цель исследования – изучение и анализ основных мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции в области безопасности дорожного движения.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть понятие административного принуждения;
2) проанализировать систему мер административного принуждения;
3) охарактеризовать понятие и сущность административного принуждения, применяемого полицией в области дорожного движения;
4) рассмотреть классификацию мер административного принуждения, применяемых полицией в области дорожного движения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации сотрудниками полиции мер административного принуждения в области безопасности дорожного движения.
Предмет исследования – положения нормативных правовых актов, учебные и справочные материалы, научные источники, касающиеся мер административного принуждения, которые применяют сотрудники полиции в области безопасности дорожного движения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: исторический, диалектический метод познания и системного анализа, частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, системно-структурный и другие методы познания.
Таким образом, административное принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Учитывая то, что административно-принудительные меры закреплены административным законодательством, нормы, регламентирующие данный вид принуждения, рассматриваются в качестве самостоятельного правового института административного права – института административно-правового принуждения.
Реализация мер административного принуждения является весьма важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охрану общественного порядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, включает в себя большое число средств пресечения, его использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Практика показывает, что к одной из наиболее актуальных проблем, связанных с применением мер административного принуждения, следует отнести административное задержание. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает основания применения административного задержания, которым является достижение цели «в исключительных случаях, для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления», но по нашему мнению они необоснованно широки. В ст. 24.1 КоАП РФ «Задачи производства по делам об административных правонарушениях», в которой в частности говорится, что «задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела». Исходя из содержания данной статьи можно сделать вывод о том, что административное задержание можно применить практически в любом случае, при условии, если он является исключительным. Но какие именно случаи следует считать исключительными, законодатель не указывает.
К одной из наиболее значимых проблем применения мер административного принуждения следует отнести материально-техническое и финансовое обеспечение условий содержания лиц задерживаемых в административном порядке. Данные условия регламентируются Постановлением правительства РФ от 15.10.2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». В ч. 3 Положения в частности говорится: «специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти». В большинстве правоохранительных органов указанный выше нормативный документ в действие не введен. Поэтому, реализация требований Постановления Правительства РФ № 627 затруднено отсутствием соответствующего материально-технического и финансового обеспечения, так как финансовые средства на эти цели не предусматриваются в бюджетах соответствующих подразделений правоохранительных органов. В данном случае, решение данной проблемы видится во введении в действие Постановления Правительства № 627 в определенных подразделениях правоохранительных органов и выделении финансовых средств на оборудование и содержание задержанных лиц.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31 – ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1) – ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – ст. 900.
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – № 11. – 2004. – ст. 945.
Учебная и научная литература;
5. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для магистров / А. Б. Агапов. – М.: Издательство Юрайт. – 2015. – 494 с.
6. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2008. – С. 192.
7. Акопов Л.В. Административное право: учебник для вузов / Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский. – М.: Академцентр. – 2014. – 352 с.
8. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ЗЕРЦАЛО. – 2014. – 528 с.
9. Андреев П.Г. Административное принуждение как метод государственного управления в сфере безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 6‒8.
10. Андриянов В.Н. Административная ответственность в Российской Федерации: учебное пособие / В.Н. Андриянов. – Иркутск: БГУЭП. – 2013. – 304 с.
11. Анисимов П.В. Административная ответственность в Российской Федерации: учебное пособие / П.В. Анисимов, В.Д. Симухин, А.В. Симухин. – М.: Ось-89. – 2013. – 208 с.
12. Бабаев В.К. Право и государственное право принуждения // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2008. - С. 207.
13. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма. – 2013. – 800с.
14. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. – М. – 2013. – 507 с.
15. Бикситова Ж.А. Административные наказания в Российской Федерации: учебное пособие / Ж.А. Бикситова. – Оренбург: ОГУ. – 2014. – 190 с.
16. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский, А. А. Мамедов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА. – 2015. –543 с. 18. Ваньков А.В. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная: учебное пособие / А.В. Ваньков, А.К. Дубровин, Н.Э. Егорова, Г.Г. Лянной, И.Ю. Сухачев. – Иркутск: ВСИ МВД России. – 2013. – 304 с.
17. Былинин И.А. Некоторые проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения, возникающие при проведении досмотра и осмотра транспортного средства, пути их решения // Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства (к 100-летию уголовного розыска России): Всероссийская научно-практическая конференция. Орел, 2018. С. 56‒58.
18. Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: предмет и понятие. Ч. 1. М.: Изд-во Всероссийского научно-исследовательского института МВД СССР, 1981. – 218 с.
19. Вершинина С.И. К вопросу о юридической классификации фактических оснований применения мер государственного принуждения // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2 (12).
20. Волков А.М. Административное право: учебник / А. М. Волков, А.С. Дугенец. – М.: Инфра–М. – 2013. – 287 с.
21. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс / П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский. – СПб.: Питер. – 2015. – 272 с.
22. Гречина Л.А. Административное право. Курс лекций / Л.А. Гречина. – М.: ООО РГ–Пресс. – 2015. – 324 с.
23. Демидов Ю.Н. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть 1. Общая часть: учебник / Ю.Н. Демидов, М.В. Костенников, А.В. Куракин. – Домодедово: ВИПК МВД России. – 2016. – 285 с.
24. Зеленцов А.Б. Административно-процессуальное право России: учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. – М.: Юрайт. – 2016. – 342 c.
25. Калюжный Ю.Н. Некоторые проблемы практики реализации административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции // Наука и практика. 2014. № 3 (60). С. 52-54.
26. Кострюк П. Е. Административное пресечение как мера административного принуждения: монография. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 164 с.
27. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М., 2006. - С. 403.
28. Попов Л.Л. Административное право: учебник. Москва: Юристъ, 2002. 697 с.
29. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. – М.: Норма: ИНФРА - М, 2015. – 320 с.
30. Щербакова К. В. Понятие и виды мер административного принуждения // Молодой ученый. – 2017. – № 33 (167). – С. 38 - 41.
Иные ресурсы
31. Официальные статистические сведения ГИБДД МВД России. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).