ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и принципы функционирования платежной системы 7
1.2. Роль Банка России в платежной системы Российской Федерации
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОДА ПЛАТЕЖЕЙ ЧЕРЕЗ
ПЛАТЕЖНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ текущего состояния платежной системы Российской Федерации 28
2.2. Основные проблемы функционирования платежной системы России 37
2.3. Особенность перевода платежей и значимость системы
банковских электронных срочных платежей (БЭСП)
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Зарубежный опыт развития платежных систем и возможности 54
его применения в России
3.2. Прогноз развития платежной системы на основе 64
экономико-математического моделирования ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к отечественной финансовой инфраструктуре, в том числе к национальной платежной системе. Кроме того, перед Россией очень остро встала проблема создания национальной платежной системы, в связи с санкциями США, которые напрямую или косвенно связаны с недавними событиями на Украине. Многие ученые, политологи и экономисты давно уже говорили о необходимости создания современной национальной платежной системы, которая бы отвечала всем требованиям, была понятной, мобильной, технологически обеспеченной и т.д.
Долгое время понятие «платежная система» отождествлялось исключительно с платежными системами, обеспечивающими расчеты банковскими картами. По отношению к услугам и операциям, связанным с проведением платежей через банковские счета, использовался термин «безналичные расчеты».
Национальная платежная система (платежная система Российской Федерации) является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики России, посредством которого формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. Ситуация, связанная с последними событиями на мировой политической и финансовой аренах, показала необходимость создания в России независимой и самостоятельной национальной платежной системы.
Платежные системы - один из самых динамичных и широко обсуждаемых в последнее время сегментов финансового рынка не только в России, но и в мире.
Платежная система должна быть адекватной растущим потребностям экономики в осуществлении платежей. Именно поэтому и возникают инициативы по развитию и улучшению национальной платежной системы и ее отдельных элементов.
Сложившаяся к настоящему моменту ситуация в мировой и национальной экономике предъявляет особые требования к институциональной, нормативно-технологической и технической базе проведения бесперебойных расчетов между экономическими субъектами. В ситуации продолжающейся нестабильности на мировых финансовых рынках и повышенной зависимости экономики Российской Федерации от их конъюнктуры, при условиях необходимости комплексной модернизации структуры экономико-хозяйственных взаимоотношений субъектов национальной экономики, особую значимость приобретает эффективная национальная платежная система. Также, учитывая все возрастающую автоматизацию процесса расчетов, совершенно необходимым является усиление внимания проблемам безопасности, стабильности и своевременности проведения платежных операций, оценке рисков и выработке принципов функционирования систем автоматизации перевода платежей.
Таким образом, актуальность рассмотрения темы национальной платежной системы Российской Федерации не вызывает сомнений. Расширение сотрудничества национальных центральных банков в рамках международных организаций позволит выработать общие принципы построения и развития национальной платежной системы, в том числе найти общий подход к данному понятию. Кроме того, развитие надежной и эффективной национальной платежной системы является важным фактором для интересов Центрального Банка в сфере денежно-кредитной политики, финансовой стабильности и общего экономического развития.
Как правило, каждое государство подходит к понятию «национальная платежная система» исходя из национального опыта, сложившегося под воздействием национальных культурных, экономических и политических традиций. Тем не менее, в последние десятилетия расширение сотрудничества национальных центральных банков в рамках международных организаций позволило выработать общие принципы построения и развития национальной платежной системы, в том числе найти общий подход к понятию национальной платежной системы. Вклад Центрального Банка в развитие платежной системы является ключевым. Центральный Банк играет ряд важнейших ролей в платежной системе. Через реализацию своих функций Центральный Банк получает широкое представление о роли платежной системы в финансовой системе и экономике, а также обширные сведения о конкретных платежный системах.
В соответствии с законодательством на Банк России возложено установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем, а также является оператором по переводу денежных средств.
Банк России также проводит политику обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, повышения ее быстродействия и надежности.
Банк России не только создает методологическую и организационную базу, но и является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские расчеты через свои подразделения.
Объектом исследования является национальная платежная система Российской Федерации. Предметом являются - механизмы функционирования национальной платежной системы Российской Федерации.
Цель дипломной работы - раскрыть различные аспекты функционирования национальной платежной системы Российской Федерации, направления ее развития, выявить проблемы и определить перспективы развития. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и правовые основы функционирования национальной платежной системы Российской Федерации;
- осуществить анализ организации переводов платежей через платежную систему Российской Федерации;
- провести анализ текущего состояния национальной платежной системы;
- выявить проблемы развития национальной платежной системы Российской Федерации;
- изучить перспективы развития национальной платежной системы.
Структура работы состоит из: введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, раскрыта сущность платежной системы Российской Федерации, а также принципы ее функционирования и тенденции развития.
Вторая глава носит аналитический характер. Здесь проведен анализ организации перевода платежей через платежную систему Банка России, частные платежные системы в Российской Федерации, а также выявлены проблемы функционирования платежной системы Российской Федерации.
В третье главе представлен зарубежный опыт развития платежных систем, а также прогноз развития платежной системы на основе экономико-математической модели.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: монографии, учебные пособия, исследовательские работы - как опубликованные в виде самостоятельных изданий, так и помещенные в периодических изданиях; при написании работы использовались также нормативные документы ЦБ РФ и государственные законодательные акты. Информационной базой служили статистические материалы Росстата, Центрального банка Российской Федерации, а также информация независимых рейтинговых агентств. В библиографическом списке приведен полный перечень использованных при написании работы материалов
Национальная платежная система играет важную роль в экономике страны, организовывая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной и денежно-кредитной политики.
Обеспечение стабильности и развитие НПС является одной из приоритетных целей деятельности Банка России, что подтверждается статьей 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86"ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Для того, чтобы соответствовать растущим потребностям экономики в обеспечении платежей, платежная система должна постоянно развиваться. Ее развитие является формирующимся процессом, в ходе которого платежная система подвергается изменениям в интересах разработки новых инструментов, инфраструктур и институтов.
Развитие национальной платежной системы - прежде всего эволюционный процесс, зачастую преобразующий существующую национальную финансовую инфраструктуру.
Формирование национальной платежной системы является общегосударственной задачей, в решении которой, наряду с Банком России, принимают участие как законодательные, так и исполнительные органы власти Российской Федерации, что позволит создать национальную платежную систему доступной для населения, выгодной для бизнеса, эффективной для государства и безопасной для всех.
Успешное развитие Национальной платежной системы РФ является важным инструментом, дающим запас прочности российской экономике.
На данный момент для нашей страны в большей степени приемлем баланс между безналичными и наличными формами движения денежных средств. Если в ситуации корректировки национальной платежной системы будут созданы дополнительные комфортные условия для осуществления транзакций, то долю наличных расчетов займут безналичные с учётом ориентации на совершенствование систем безопасности.
На сегодняшний день в условиях нестабильности и неопределенности финансового сектора наличие национальной платежной системы рассматривается, как важнейший показатель независимости России.
В процессе написания данной работы были рассмотрены правовые основы функционирования национальной платежной системы и карточных платежных систем, изучены научные труды, посвященные анализу платежных систем, была проведена работа со статистической информацией.
Национальная платежная система - это сложный механизм, который «цементирует» экономику страны, обеспечивает сопровождение многих происходящих в ней экономических процессов. Поэтому на основе проведения исследований, которые затрагивают какие-либо ее свойства, особенности, проблема-тику можно делать выводы, которые касаются и общего состояния экономической системы государства.
Проведенное исследование показало, что в целом, платежная система России находится в процессе модернизации, необходимость которой была вызвана общемировой тенденцией автоматизации расчетных процедур, ускорением процессов обмена информацией и необходимости построения надежной, и в то же время гибкой системы, способной адаптироваться к не остающемуся неизменным экономическому положению.
Развитие рынка отдельных платежных инструментов, расширяющих круг возможных конечных потребителей расчетных услуг, часто опережает возникающий на них спрос - тому примером широкий спектр предлагаемых типов платежных операций, не пользующихся значительным спросом в силу склонно-сти экономических субъектов отдавать предпочтение проверенным привычным процедурам .
Центральный Банк Российской Федерации следует рекомендациям международных организаций и постоянно совершенствует нормативную базу, которая применима в области расчетных операций, но положение дел в национальной платежной системе все же далеко от идеального.
Невысоким остается уровень развития (в первую очередь, охвата рынка расчетных услуг) платежных систем, не находящихся под управлением Банка России, которые, следуя всем нормам и принципам, гарантирующим надежность и оперативность функционирования, могли бы, в тесном взаимодействии с платежной системой Банка России, разгрузить систему Центрального Банка, взяв на себя часть осуществляемых ею платежей.
Повышенное внимание, уделяемое Банком России построению системы валовых платежей в режиме реального времени, отвечающей всем предъявляемым требованиям национальной экономики является полностью обусловленным.
Обеспечение тесной связи разнородных экономических субъектов, в том числе и иных клиринговых и расчетных систем, формирование полной и завершенной системы обмена информацией, реализация потенциала дальнейшего роста полностью автоматизированной системы за счет все еще сохраняющего присутствия платежей, совершающихся с применением технологий докомпьютерной эпохи, без всякого сомнения окажет положительное воздействие на экономическую систему страны.
Однако, национальная платежная система, обеспечивая для финансовых институтов возможность переводов денежных средств, становится потенциальным каналом, через который финансовые риски могут распространяться не только от одной финансовой организации к другим, но и от одного рынка финансовых активов на другие.
Сохранение Центральным Банком особого положения является необходимым условием дальнейшего стабильного устойчивого развития платежной системы.
Концентрация функций надзора, регулирования, крупнейшего пользователя системы (что определяется необходимостью выполнения функций регулятора), вкупе с оперированием системообразующей расчетной сетью, делает Банк России одной из главных заинтересованных сторон в дальнейшем развитии и совершенствовании платежной системы.
В то же время, движение в направлении модернизации невозможно без привлечения остальных участников к диалогу о выработке конкретных рекомендаций и планов улучшения.
Необходимо заметить, что построение системы платежей в реальном времени не должно быть самоцелью, оно должно опираться на возникающие у взаимодействующих в рамках платежных систем субъектов потребности, отвечать также и предъявляемым органами государственной власти требованиям, возникающим в ходе структурных модернизаций экономики страны.
Банк России отвечает за развитие платежной системы, за развитие и укрепление банковской системы и финансового рынка, а также за обеспечение их стабильности и финансовой стабильности в целом. Для Банка России эти цели являются равнозначными, как формирующие благоприятные условия для достижения других социально-экономических целей государства, при этом все они тесно связаны между собой.
В частности, для эффективной работы трансмиссионного механизма денежно- кредитной политики и в итоге для ценовой стабильности важна бесперебойная работа платежной системы, требуется доверие населения к банкам, а банков и участников финансового рынка - друг к другу, необходима возможность осуществлять операции на финансовом рынке с низкими трансакционными издержками, нужен глубокий и ликвидный финансовый рынок.
В заключение хотелось бы сказать, что чрезмерная концентрация усилий на построении резко централизованной и сверх потребностей зарегулированной национальной платежной системы на основе системы расчетов Центрального Банка может пагубно сказаться на экономике государства, иллюстрацией чему, правда в значительно большем масштабе, может служить незавидная судьба экономики Советского Союза.
Развитой рынок расчетных услуг также может послужить и эффективной системой устранения возникающих угроз безопасности национальной платежной системы, характерных для эпохи информационных технологий - кооперация усилий присутствующих на нем платежных систем может служить эффективным средством в разрешении возникающих проблем этого рода.
Основными проблемами развития платежной системы Банка России и частных платежных систем являются:
1) несовершенство нормативно-правовой базы, которая требует постоянное внесение корректив;
2) велики расходы на создание и развитие НПС;
3) необходимость в обеспечении защиты государственных интересов при взаимодействии с иностранными платежными системами;
4) различные риски (кредитный риск, системный риск, риск ликвидности, операционный риск).
И так , на основании изложенного, для решения проблем, стоящих перед НПС можно предложить следующее, необходимо:
1) развитие платежных систем и платежной инфраструктуры;
2) внедрение лучших практик при обеспечении защиты информации при переводах денежных средств;
3) повышение эффективности и конкурентоспособности за счет разработки и внедрения национальных стандартов финансовых операций;
4) обеспечение стабильности за счет надзора со стороны Банка России;
5) повышение консультативной и координирующей роли Банка России в НПС;
6) формирование и развитие информационных ресурсов;
7) развитие национальной и международной интеграции;
8) повышение финансовой грамотности потребителей финансовых услуг.
В результате прогнозирования объема переводов через систему БЭСП было выявлено, что на 1 марта 2020 года, с учетом сохранения тенденции по каждому влияющему на него факторов, объем переводов составит 169 триллионов рублей. При этом темп роста по сравнению с 1 мартом 2017 года составит 116% (темп прироста 16%).
Для того, чтобы прогнозное значение было достигнуто необходимо, снижение количества действующих кредитных организаций на территории России, а так же наращение количества переводов через системы ВЭР и МЭР, так как они ходе прогноза демонстрируют увеличение своих значений до начала 2020 года. К тому же, необходимо наращивать долю переводов через систему БЭСП в общем объеме переводов через платежную систему Банка России в соответствии с полученным прогнозом.
Таким образом, можно сделать вывод, что высокую скорость и эффективность переводов можно обеспечить благодаря электронным технологиям. Прогноз их развития показывает, что Банку России необходимо:
- обеспечить безопасность технологий;
- разработать тарифы адекватные рентабельности в экономике;
- шире практиковать взаиморасчеты;
- добиться 100% охвата клиентов Банка России электронными технологиями.
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) [Федеральный закон РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Вер-сия Проф. - (дата обращения 28.03.2017)
2. О банках и банковской деятельности [Федеральный закон от 02.12.1990 N 395- 1]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Вер-сия Проф. - (дата обращения 01.05.2017)
3. О национальной платежной системе [Федеральный закон от 27.06.2011 № 161- ФЗ]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - (дата обращения 01.05.2017).
4. О Центральном банке РФ (Банке России) / [Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790 : 2011. -№ 43. - Ст. 5973. - (дата обращения 28.12.2016)
5. Адрианов В. В., Букирь М.Я., Бутенко С.А. и др. Национальная платежная система: бизнес-энциклопедия М.: КноРус: ЦИПСиР. 2017. 422 с.
6. Азрилияна А.Н. Экономический и юридический словарь М.: Институт новой экономики. 2004. 810 с.
7. Белоглазова Г.Н. Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка М.: Юрайт. 2016. 424 с.
8. Гладышев Д.А. Интеграция платежных систем на мировом финансовом рынке М. 2016 . 165 с.
9. Горелая Н. В. Основы банковского дела М. : ИД ФОРУМ : НИЦ Инфра-М. 2016. 272 с.
10. Жуков Е. Ф., Эриашвили Н. Д. Банки и небанковские кредитные организации и их операции М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017. 560 с.
11. Жуков Е. Ф. Эриашвили Н. Д. Банковское дело М. : ЮНИТИ. 2017. 686 с.
12. Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент М.: Дашков и К°. 2016. 482 с.
13. Костерин Т.М Банковское дело М.: МаркетДС. 2003. 55 с.
14. Коробова Г. Г. Основы банковского дела М.: Магистр. 2017.445 с.
15. Крахмалев С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей М: ГроссМедиа. 2007. 72 с.
16. Стародубцева Е. Б. Банковское дело М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИН¬ФРА-М. 2014. 464 с
17. Тавасиев А. М. Банковское дело. Управление и технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 671 с.
18. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело М.: Финансы и статистика. 2005. 86 с.
19. Усоскин В.М. Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие М.: ВШЭ. 2017. 220 с.
20. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности Центрального банка М.: КНОРУС. 2007. 150-173 с.
21. Шамраева А.В. Международное и зарубежное финансовое регулирование М.: КНОРУС ЦИПСиР. 2014. 2 ч. 640 с.
22. Щегорцов В. А. Деньги, кредит, банки М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017. 416 с.
23. Гладышев Д.А. Тенденции и перспективы развития Единого европейского платежного пространства // Ученые записки Российской академии предпринимательства . 2016. Выпуск XXXIII, С.82-87
24. Джадт Э. Возвращаясь к идее Европейской системы карточных платежей. Реальность или утопия? // ПЛАС.2014. № 5. С. 4-13.
25. Егиян А. Н. Финансовая стратегия как элемент стратегии развития коммерческого банка // Экономика: теория и практика. 2016. № 2 (26). С. 70-77.
26. Коробейникова О. М. Стратегия создания национальной платежной системы: кластерный подход// Проблемы современной экономики. N 3 (51). 2017. С.120-123
Т1. Копалов Е. В. БЭСП и коммерческие банки: первая проба // Расчеты
и операционная работы в коммерческом банке.2009.№ 1. С. 23.
28. Крынкина М.М. Анализ проблем в области ценообразования в кар-точных платежных системах в рамках проекта SEPA // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 70-13.
29. Лопатин В.А. Бесперебойность функционирования платежных систем // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2013. N 1. С. 84 - 96.
30. Маслова Т. Справочный бум // "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии". 2011. N 4 . С.23-24.
31. Обзор международных и российских подходов к противодействию несанкционированным операциям в сфере розничных платежных услуг / Банк России // Мир карточек. 2017. № 12. С. 36-42.
32. Пашков Р. А. Стратегия развития как инструмент управления банком // Бухгалтерия и банки. 2013.№ 11. С. 32-41.
33. Ситникова Е. В. Организационные преобразования в процессе предоставления банковских услуг // Финансы и кредит. 2016. № 20. С. 44-49
34. Тамаров П.А. Платежные системы и их взаимодействие в НПС// Банковское дело. 2016. № 10. С. 40-44.
35. Усоскин, В.М. Розничные платежи в современной экономике // Деньги и кредит. 2017. № 7. С. 10-18.
36. Хазова Е. В. Концепция национальной платежной системы как формы взаимодействия элементов финансовой системы Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 1. С. 43-41.
31. Штезель А. Э. Теоретические аспекты современной организации системы продаж банковских продуктов // Экономические науки. 2017. № 8. С. 101-105.
38. Щербакова Т. А. Анализ финансового состояния корпоративного клиента и его роль в оценке кредитоспособности заемщика// Финансы и кредит. 2016. № 22. С. 21-21.
39. Баланюк Л. Л. Электронно-банкнотная платежная система как этап развития национальной платежной системы Евразийский юридический журнал, № 10 (77), 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eurasia- allnews.ru/nauchnye-stati/item(дата обращения 29.10.2016)
40. Борисов Ю. Тарарышкин Д. Государство и Interchange // Журнал
ПЛАС [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.plusworld.ru/journal/online/art152675/(дата обращения 18.10.2016)
41. Борисов Ю. Уровень комиссии за обслуживание торговых точек (торговая уступка) и многосторонней межбанковской комиссии в Российской Федерации // Департамент регулирования расчетов Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/ 2016/06/MIF_RF_MF.pdf. (дата обращения 11.12.2016)
42. Живицки Т. Ценовое регулирование размера межбанковской ко-миссии по платежным картам: опыт США // Фонд Reason. Серия научных работ по экономике и праву Университета Дж. Мейсона. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.paymentcouncil.ru/images(дата обращения 15.12.2016)
43. Лубягина В.К. Текущее состояние и перспективы развития платежной системы Банка России монография , Монография [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fc5.ru/money/paysystem/86-cbrpaysystem.html//(дата обращения 19.01.2017)
44. Национальная платежная система и роль Банка России в ее развитии // Платежные и расчетные системы. Банк России [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=59(дата обращения
15.01.2017)
45. Операции, совершенные на территории России и за ее пределами с использованием платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по видам клиентов [Электронный ресурс] // Банк России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics(дата обращения 02.02.2017)
46. Основные показатели развития национальной платежной системы
[Электронный ресурс] // Банк России - Режим доступа: http://cbr.ru/statistics/p_sys(дата обращения 03.03.2017)
47. Отраслевой мониторинг СМИ по теме: «Национальная платежная система России» // Ассоциация Национальный платежный совет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://paymentcouncil.ru/images/archive13/53.pdf(дата обращения 19.01.2017)
48. Официальный сайт Банка России // Банк России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/. (дата обращения 17.03.2017)
49. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gks.ru (дата обращения 18.03.2017)
50. Официальный сайт Технического комитета №122 «Стандарты финансовых операций» // Технический комитет №122 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tk122.ru/(дата обращения 11.02.2017)
51. Платежная система «МИР»// «МИР» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mironline.ru/(дата обращения 15.01.2017)
52. Платежная система American Express // Банки.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru//(дата обращения 15.01.2017)
53. Платежная система Master Card // Банки.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru//(дата обращения 15.01.2017)
54. Правила Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» // ЕПСС УЭК. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uecard.ru/upload/files/(дата обращения 22.03.2017)
55. Приложение № 3 к Правилам Платежной системы «Золотая Корона»: тарифы платежной системы «Золотая Корона» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zolotayakorona.ru/document(дата обращения 20.02.2017)
56. Усоскин В.Ю. Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://coollib.com/b/247586/read (дата обращения 25.11.2016)