АННОТАЦИЯ
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ 4
1.1 Понятия и сущность управления качеством 4
1.2 Понятия и сущность оценки качества образования 11
1.3 Международный опят управления качеством в образовании 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ
ФГАОУВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 36
2.1 характеристика деятельности КФУ 36
2.2 Аудит системы менеджмента качества 40
2.3 Социальное исследования уровня качества в образовании в
К(П)ФУ 44
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 50
3.1 Вхождение Российских вузов в Болонский процесс 50
3.2 Выполнение требований стандарта ISO 9001 в вузе 56
3.4 Результаты социального исследования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Объектом исследования является ФГАОУВО«Казанский
(Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - качество образовательных услуг, оказываемые в ВУЗах РФ.
Цель работы: исследование современных подходов к управлению качеством образования в ВУЗах, пути повышения качества образовательных услуг.
В процессе работы были проведено социальное исследование в форме заочного индивидуального анкетирования - Онлайн-опроса на платформе Google-Forms в качестве сбора данных на тему качества образования, таким образом, целевая аудитория опрашиваемых - студенты ВУЗов Казани. По результатам исследования были сделаны выводы, позволяющие исследовать и описать современные подходы и актуальные направления развития системы высшего образования и её качества.
Полученные данные и опыт практики в К(П)ФУ позволяют достоверно изучить и сформулировать текущие проблемы качества образования, определить её причины и предложить пути решения в соответствие с актуальными направлениями развития сферы образования.
Целью работы было исследование и выработка направлений развития по управлению качеством образования в ВУЗах.
В теоретической части работы были рассмотрены ключевые понятия и механизмы менеджмента качества, проведен анализ литературы по теме исследования, в результате были сделаны соответствующие выводы и обобщения.
В рамках проведенного социального исследования удалось обозначить актуальность изучения темы современных подходов к управлению качеством образования (в ВУЗах), определить направления для улучшения текущей системы образования, выявить необходимость работы над мотивацией и стимулированием к обучению, которые формируют личную заинтересованность студента в обучении и в долгосрочной перспективе оказывает значительное положительное влияние на конечное качество образования как специалиста. Полученные методами индивидуального заочного анкетирования - Онлайн-опроса - данные позволили подтвердить цели исследования.
Целью поступления в ВУЗ сегодня для студентов, главным образом, является престиж ВУЗа, наличие общежития и бюджетные места;
Качественное и современное образование - одно из наиболее универсальных и результативных направлений достижения самых амбициозных стратегических целей для России. Образованное население, высококлассные специалисты и действительные новаторы: инженеры, разработчики и ученые - главное богатство и ценность страны. Таким образом, определение понятия качества образования, ее оценка и направления развития в современных реалиях требуют тщательного исследования.
1) Субетто А.А. Проблемы независимости в методологии оценивания качества // Методология и практика оценки качества продукции. Л.: ЛДНТП, 1990. - 215 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов // В.В. Глухов. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 608 с.
3) Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин [и др.] ; под ред. д.э.н., профессора С.Д. Ильенковой : ЮНИТИ, 2001. -256 с.
4) Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» — 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
5) Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие / М. М. Канее, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков [и др.] Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 226 с.
6) Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества:Учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин[и др.] Москва : РИА, 2005. - 310 с.
7) Артемьев, И. А. Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования/ И. А. Артемьев, О. А. Семенова//Научные исследования в образовании. - 2012. - №. 9.
8) Татарченкова С. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении.- М.: КАРО, 2013.- 120 с.
9) Поздняк Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2006.- №5.
10) Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования.- М.: Академия, 2009.- 208 с.
11) Станкевич, Е.Ю. К вопросу оценки качества образования [Электронный ресурс]/ Е.Ю. Станкевич // Гуманитарные научные
исследования. - 2013. - № 1. -Режим доступа:
http://human.snauka.ru/2013/01/2215 (дата обращения 12.06.2017).
12) Болотов В.А. О построении общероссийской системы качества образования // Вопросы образования. №1. - 2005. - С.5-11
13) Социальный педагог:введение в должность: Сборник материалов/ Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. [и др.]. - Москва. : Каро, 2004. - 272 с.
14) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.- М.: АСТ, 2011.- 296 с.
15) Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- 320 с.
16) Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471¬474.
17) Формирование системы менеджмента качества вуза[Электронный ресурс]/ В.В.Левшина, В.К.Зиненко, Э.С.Бука, В.Ф.Харин//Качество 21 век :: Инновационный портал - Москва, 2011.- Режим доступа: http: //quality.eup .ru/materialy7/smkvuz.htm- 12.06.2017.
18) ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2015-11-01. - Москва : Стандартинформ, 2015.
19) Адамский А.И.Что такое качество образования? - М.: Эврика, 2009. - 272 с.
20) О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» : федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ [Электронный ресурс] //
Министерство труда и социальной защиты РФ [сайт].ПКЕ: http:// http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/106(дата обращения: 12.06.2017).
21) Управление качеством образования в современной России: монография / А. Ю. Горчакова, О. А. Куприна, Е. А. Омельченко и др. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014 - 124 с.
22) Международные стандарты качества ISO 9000НестеровВ.
[Электронный ресурс] /Менеджмент качества из первых рук - ISO 9000, ISO 9001 - Москва, 2015.- Режим доступа:
http://quality.eup.ru/GOST/ms_iso9000.htm - 12.06.2017.
23) Стандарты и директивы Европейской Ассоциации гарантии
качества в высшем образовании (ENQA), как базовые требования к системе качества образовательного учреждения [Электронный ресурс] /Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством образовательных учреждений высшего профессионального образования - Москва, 2006.- Режим доступа:
http: //www.quality.edu.ru/quality/- 12.06.2017.
24) Болонский процесс. Гарантия качества образования Т. 2 [Текст] : сборник документов / Под ред. Г.Н. Мотовой и др. - М.; Астана : Нац. аккредитац. центр, 2008. - 136 с.
25) Ефремов А. П. Болонский процесс — вызов или технология? // Вопросы образования. — 2005. — № 4.
26) Геворкян Е. Н., Мотова Г. Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации // Вопросы образования. — 2005. — № 4.
27) Вербицкая Л. А., Касевич В. Б. О модернизации российской высшей:сегодняшние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. — 2005. — № 4.
28) Ларионова М. В. Формирование общеевропейского образовательного пространства. Задачи для российской высшей школы // Вопросы образования. — 2005. — № 4.
29) Колесов В. П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс // Экономика образования. — 2004. — № 2.
30) Лукичев Г. А. Болонский процесс — императив современного развития европейского высшего образования // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 2.