ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения об особых экономических зонах.
§ 1. Понятие и цели создания особых экономических зон в Российской
Федерации 10
§ 2. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах - история, современное состояние и перспективы развития 17
§3. Типы особых экономических зон в Российской Федерации 32
Глава 2. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон в Российской Федерации. § 1. Понятие и требования к резидентам особой экономической зоны в
Российской Федерации 40
§ 2. Приобретение и лишение статуса резидента особой экономической зоны в Российской Федерации 49
§ 3. Льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон
Российской Федерации 59
Глава 3. Система соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации. § 1. Понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации 68
§ 2. Порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Российской Федерации 76
Заключение 85
Список использованных нормативно - правовых актов материалов
судебной практики и специальной литературы 91
Глава 1. Общие положения об особых экономических зонах.
§ 1. Понятие и цели создания особых экономических зон в Российской
Федерации 10
§ 2. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах - история, современное состояние и перспективы развития 17
§3. Типы особых экономических зон в Российской Федерации 32
Глава 2. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон в Российской Федерации. § 1. Понятие и требования к резидентам особой экономической зоны в
Российской Федерации 40
§ 2. Приобретение и лишение статуса резидента особой экономической зоны в Российской Федерации 49
§ 3. Льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон
Российской Федерации 59
Глава 3. Система соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации. § 1. Понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации 68
§ 2. Порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Российской Федерации 76
Заключение 85
Список использованных нормативно - правовых актов материалов
судебной практики и специальной литературы 91
В современный период возобновился интерес исследователей к проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ), так как одним из эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, повышения ее конкурентоспособности служит создание ОЭЗ как приоритетное направление развития многих развитых стран. Кроме того, ОЭЗ является одним из механизмов взаимодействия властных структур и бизнеса, который позволяет при разделении рисков между партнерами реализовать социально-значимые проекты.
В период с 2005 по 2016 год в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской
Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) создано 36 ОЭЗ на территориях 31 субъекта Российской Федерации. С 2010 по 2016 год досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ, в том числе в 2016 году - восьми ОЭЗ.
Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетных средств на 1 января 2017 года оценивается в 231,8 млрд. рублей. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн. рублей бюджетных средств. Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд. рублей, или всего 33,5% от заявленного объема .
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании ОЭЗ Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации от 27.05.2016 № Пр -
1028 .
осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской
Федерации.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации в сфере осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостного представления об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие и цели создания ОЭЗ в Российской Федерации;
- проанализировать законодательство Российской Федерации об ОЭЗ: историю, современное состояние и перспективы развития;
- рассмотреть типы ОЭЗ в Российской Федерации;
- изучить понятие резидентов ОЭЗ и требования к ним в Российской Федерации;
- оценить обстоятельства приобретения и лишения статуса резидента ОЭЗ Российской Федерации;
- выявить льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ Российской Федерации;
- проанализировать понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации;
- охарактеризовать порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Тема свободных (особых) экономических зон не является совсем новой. В экономической и юридической литературе имеются работы (Н.Р. Баратянц, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, Н.Г. Доронина, Т.Н. Нешатаева, М.К. Сулейменов, Н.Г. Швыдак и др. ) и авторефераты
кандидатских диссертаций (О.Н. Артемьева, С.И. Бахтин, П.Н. Зубов, М.С. Иванкина, Б.И. Исмаилов, Р.Ф. Кабиров, Н.Н. Попова, Н.В. Сергиевская, В.В. Ушаков, Л.В. Царева и др. ), посвященные данной проблематике. Тем не менее, в большинстве своем они касаются общих вопросов и раскрытию проблем создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации в начале 1990-х гг. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ, затрагиваются в трудах В.К. Андреева «Предпринимательское законодательство России: Научные очерки»,
B. Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», а также в диссертационных исследованиях М.В. Батырова «Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации», Д.А. Благова «Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации», А.В. Гасумяновой «Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации», К.С. Свинцовой «Административно-правовой режим особых экономических зон» и др.
В данных трудах авторы исследуют соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ независимо от вида осуществляемой в рамках данных соглашений деятельности. Также понятию и признакам технико-внедренческой деятельности уделяется внимание в диссертации Е.Е. Серебряковой «Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования» и монографии Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах». Признавая высокую значимость данных исследований для теории и практики предпринимательского права, следует отметить, что проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ остаются недостаточно изученными. Несмотря на широкий интерес к проблематике функционирования ОЭЗ, некоторые важные вопросы остаются нерешенными.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные и современные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам создания и функционирования ОЭЗ, осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, а именно монография д.ю.н., профессора В.Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», д.ю.н., профессора В.К.
Андреева «Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон», монография к.ю.н., доцента Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах» и другие.
Методологическая основа работы базируется на совокупности методов исследования, включающей формально-логический, сравнительный методы, метод структурного анализа, методы толкования права и правового прогнозирования, а также сравнительно-правовой, формально-юридический методы и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» , Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования формировалась на основе обубликованной и неопубликованной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных Судов, в т.ч. Арбитражного Суда Поволжского округа и Арбитражного Суда РТ, судов общей юрисдикции.
В период с 2005 по 2016 год в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской
Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) создано 36 ОЭЗ на территориях 31 субъекта Российской Федерации. С 2010 по 2016 год досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ, в том числе в 2016 году - восьми ОЭЗ.
Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетных средств на 1 января 2017 года оценивается в 231,8 млрд. рублей. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн. рублей бюджетных средств. Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд. рублей, или всего 33,5% от заявленного объема .
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании ОЭЗ Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации от 27.05.2016 № Пр -
1028 .
осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской
Федерации.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации в сфере осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостного представления об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие и цели создания ОЭЗ в Российской Федерации;
- проанализировать законодательство Российской Федерации об ОЭЗ: историю, современное состояние и перспективы развития;
- рассмотреть типы ОЭЗ в Российской Федерации;
- изучить понятие резидентов ОЭЗ и требования к ним в Российской Федерации;
- оценить обстоятельства приобретения и лишения статуса резидента ОЭЗ Российской Федерации;
- выявить льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ Российской Федерации;
- проанализировать понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации;
- охарактеризовать порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Тема свободных (особых) экономических зон не является совсем новой. В экономической и юридической литературе имеются работы (Н.Р. Баратянц, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, Н.Г. Доронина, Т.Н. Нешатаева, М.К. Сулейменов, Н.Г. Швыдак и др. ) и авторефераты
кандидатских диссертаций (О.Н. Артемьева, С.И. Бахтин, П.Н. Зубов, М.С. Иванкина, Б.И. Исмаилов, Р.Ф. Кабиров, Н.Н. Попова, Н.В. Сергиевская, В.В. Ушаков, Л.В. Царева и др. ), посвященные данной проблематике. Тем не менее, в большинстве своем они касаются общих вопросов и раскрытию проблем создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации в начале 1990-х гг. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ, затрагиваются в трудах В.К. Андреева «Предпринимательское законодательство России: Научные очерки»,
B. Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», а также в диссертационных исследованиях М.В. Батырова «Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации», Д.А. Благова «Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации», А.В. Гасумяновой «Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации», К.С. Свинцовой «Административно-правовой режим особых экономических зон» и др.
В данных трудах авторы исследуют соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ независимо от вида осуществляемой в рамках данных соглашений деятельности. Также понятию и признакам технико-внедренческой деятельности уделяется внимание в диссертации Е.Е. Серебряковой «Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования» и монографии Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах». Признавая высокую значимость данных исследований для теории и практики предпринимательского права, следует отметить, что проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ остаются недостаточно изученными. Несмотря на широкий интерес к проблематике функционирования ОЭЗ, некоторые важные вопросы остаются нерешенными.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные и современные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам создания и функционирования ОЭЗ, осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, а именно монография д.ю.н., профессора В.Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», д.ю.н., профессора В.К.
Андреева «Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон», монография к.ю.н., доцента Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах» и другие.
Методологическая основа работы базируется на совокупности методов исследования, включающей формально-логический, сравнительный методы, метод структурного анализа, методы толкования права и правового прогнозирования, а также сравнительно-правовой, формально-юридический методы и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» , Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования формировалась на основе обубликованной и неопубликованной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных Судов, в т.ч. Арбитражного Суда Поволжского округа и Арбитражного Суда РТ, судов общей юрисдикции.
Стремление к развитию отечественной экономики, выходу России на мировой рынок и упрочению ее положения на международном уровне обусловило применение государством механизмов, способствующих реализации указанных целей. Примером такого механизма служат ОЭЗ, используемые во всем мире в целях привлечения инвестиций, а также осуществления хозяйствующими субъектами на их территории деятельности, в которой заинтересовано государство.
В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч подобных зон, именуемых особыми, свободными или специальными. История развития ОЭЗ началась в 166 году до н.э. с провозглашения о. Делос территорией, на которой привозившие и хранившие там товары купцы освобождались от уплаты налогов и пошлин.
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
1) период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
2) период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого были приняты федеральные законы об отдельных ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Республике Ингушетия;
3) современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
В соответствии с Законом об ОЭЗ: ОЭЗ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. На данный момент существуют 26 ОЭЗ, которые подразделяются на следующие типы: 10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9
туристско-рекреационных и 1 портовая.
Закон об ОЭЗ в целях правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ вводит новую категорию налогоплательщиков - резидент ОЭЗ. Определение понятия «резидент особой экономической зоны» в Законе отсутствует, но сформулированы понятия резидентов различных типов особых экономических зон и порядок осуществления ими предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Особый режим деятельности на территории ОЭЗ распространяется на российских и иностранных юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей в зависимости от типа ОЭЗ - все они должны пройти в установленном порядке процедуру регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны. Независимо от того, резидентом какого типа ОЭЗ он является, все резиденты приобретают определённые права и несут обязанности, необходимые исключительно для ведения той деятельности, на которую они оформили соглашение.
Механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ можно подразделить на несколько этапов. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй - с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус).
Правовой статус резидентов особых экономических зон - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:
1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:
- налога на прибыль организаций;
- налога на доходы физических лиц;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:
- отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
- отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;
- упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
- свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
- отмену ограничений на совершение валютных операций;
4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
5) сохранение банковской тайны:
- о вкладах;
- о счетах;
- о банковских операциях;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;
7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
8) отмену ограничений инвестирование, в том числе:
- по доле в уставном капитале организаций;
- по обязательному приобретению местной продукции;
- по обязательному привлечению местной рабочей силы;
- по экспорту производимой продукции;
9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
12) самостоятельный бюджет зоны;
13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Закон об ОЭЗ предусматривает в качестве условия для приобретения
индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями статуса резидента и внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ заключение с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ. В общем виде это договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка и (или) государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного вида деятельности.
Проанализировав положения Закона об ОЭЗ о заключении и изменении соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности соответствующего типа в ОЭЗ, а также о прекращении его действия, автор пришел к выводу об их соответствии общим правилам о заключении, изменении и расторжении гражданско-правовых договоров, выделив в то же время ряд особенностей, обусловленных тем, что осуществляемая по рассматриваемому соглашению деятельность должна способствовать достижению целей ОЭЗ.
Несмотря на усилия властей, направленные на оптимизацию работы зон, им пока не удалось создать инструмент, способный обеспечить соблюдение баланса интересов федерального центра, субъектов федерации и иных участников экономических отношений, что свидетельствует о необходимости углубленного анализа положения дел в рассматриваемой области и проведения на его основе работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также организационных условий существования ОЭЗ на территории России и правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч подобных зон, именуемых особыми, свободными или специальными. История развития ОЭЗ началась в 166 году до н.э. с провозглашения о. Делос территорией, на которой привозившие и хранившие там товары купцы освобождались от уплаты налогов и пошлин.
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
1) период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
2) период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого были приняты федеральные законы об отдельных ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Республике Ингушетия;
3) современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
В соответствии с Законом об ОЭЗ: ОЭЗ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. На данный момент существуют 26 ОЭЗ, которые подразделяются на следующие типы: 10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9
туристско-рекреационных и 1 портовая.
Закон об ОЭЗ в целях правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ вводит новую категорию налогоплательщиков - резидент ОЭЗ. Определение понятия «резидент особой экономической зоны» в Законе отсутствует, но сформулированы понятия резидентов различных типов особых экономических зон и порядок осуществления ими предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Особый режим деятельности на территории ОЭЗ распространяется на российских и иностранных юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей в зависимости от типа ОЭЗ - все они должны пройти в установленном порядке процедуру регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны. Независимо от того, резидентом какого типа ОЭЗ он является, все резиденты приобретают определённые права и несут обязанности, необходимые исключительно для ведения той деятельности, на которую они оформили соглашение.
Механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ можно подразделить на несколько этапов. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй - с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус).
Правовой статус резидентов особых экономических зон - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:
1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:
- налога на прибыль организаций;
- налога на доходы физических лиц;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:
- отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
- отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;
- упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
- свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
- отмену ограничений на совершение валютных операций;
4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
5) сохранение банковской тайны:
- о вкладах;
- о счетах;
- о банковских операциях;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;
7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
8) отмену ограничений инвестирование, в том числе:
- по доле в уставном капитале организаций;
- по обязательному приобретению местной продукции;
- по обязательному привлечению местной рабочей силы;
- по экспорту производимой продукции;
9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
12) самостоятельный бюджет зоны;
13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Закон об ОЭЗ предусматривает в качестве условия для приобретения
индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями статуса резидента и внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ заключение с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ. В общем виде это договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка и (или) государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного вида деятельности.
Проанализировав положения Закона об ОЭЗ о заключении и изменении соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности соответствующего типа в ОЭЗ, а также о прекращении его действия, автор пришел к выводу об их соответствии общим правилам о заключении, изменении и расторжении гражданско-правовых договоров, выделив в то же время ряд особенностей, обусловленных тем, что осуществляемая по рассматриваемому соглашению деятельность должна способствовать достижению целей ОЭЗ.
Несмотря на усилия властей, направленные на оптимизацию работы зон, им пока не удалось создать инструмент, способный обеспечить соблюдение баланса интересов федерального центра, субъектов федерации и иных участников экономических отношений, что свидетельствует о необходимости углубленного анализа положения дел в рассматриваемой области и проведения на его основе работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также организационных условий существования ОЭЗ на территории России и правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Подобные работы
- Правовое регулирование предпринимательских отношений в особых
экономических зонах Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Диспозитивные и директивные методы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности по добыче песочно-гравийной смеси (Высшая Школа Экономики)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



