Введение 3
Глава 1. Общие положения об особых экономических зонах.
§ 1. Понятие и цели создания особых экономических зон в Российской
Федерации 10
§ 2. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах - история, современное состояние и перспективы развития 17
§3. Типы особых экономических зон в Российской Федерации 32
Глава 2. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон в Российской Федерации. § 1. Понятие и требования к резидентам особой экономической зоны в
Российской Федерации 40
§ 2. Приобретение и лишение статуса резидента особой экономической зоны в Российской Федерации 49
§ 3. Льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон
Российской Федерации 59
Глава 3. Система соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации. § 1. Понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации 68
§ 2. Порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Российской Федерации 76
Заключение 85
Список использованных нормативно - правовых актов материалов
судебной практики и специальной литературы 91
В современный период возобновился интерес исследователей к проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ), так как одним из эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, повышения ее конкурентоспособности служит создание ОЭЗ как приоритетное направление развития многих развитых стран. Кроме того, ОЭЗ является одним из механизмов взаимодействия властных структур и бизнеса, который позволяет при разделении рисков между партнерами реализовать социально-значимые проекты.
В период с 2005 по 2016 год в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской
Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) создано 36 ОЭЗ на территориях 31 субъекта Российской Федерации. С 2010 по 2016 год досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ, в том числе в 2016 году - восьми ОЭЗ.
Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетных средств на 1 января 2017 года оценивается в 231,8 млрд. рублей. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн. рублей бюджетных средств. Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд. рублей, или всего 33,5% от заявленного объема .
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании ОЭЗ Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации от 27.05.2016 № Пр -
1028 .
осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской
Федерации.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации в сфере осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостного представления об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие и цели создания ОЭЗ в Российской Федерации;
- проанализировать законодательство Российской Федерации об ОЭЗ: историю, современное состояние и перспективы развития;
- рассмотреть типы ОЭЗ в Российской Федерации;
- изучить понятие резидентов ОЭЗ и требования к ним в Российской Федерации;
- оценить обстоятельства приобретения и лишения статуса резидента ОЭЗ Российской Федерации;
- выявить льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ Российской Федерации;
- проанализировать понятие и виды соглашений о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации;
- охарактеризовать порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ Российской Федерации.
Тема свободных (особых) экономических зон не является совсем новой. В экономической и юридической литературе имеются работы (Н.Р. Баратянц, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, Н.Г. Доронина, Т.Н. Нешатаева, М.К. Сулейменов, Н.Г. Швыдак и др. ) и авторефераты
кандидатских диссертаций (О.Н. Артемьева, С.И. Бахтин, П.Н. Зубов, М.С. Иванкина, Б.И. Исмаилов, Р.Ф. Кабиров, Н.Н. Попова, Н.В. Сергиевская, В.В. Ушаков, Л.В. Царева и др. ), посвященные данной проблематике. Тем не менее, в большинстве своем они касаются общих вопросов и раскрытию проблем создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации в начале 1990-х гг. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ, затрагиваются в трудах В.К. Андреева «Предпринимательское законодательство России: Научные очерки»,
B. Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», а также в диссертационных исследованиях М.В. Батырова «Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации», Д.А. Благова «Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации», А.В. Гасумяновой «Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации», К.С. Свинцовой «Административно-правовой режим особых экономических зон» и др.
В данных трудах авторы исследуют соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ независимо от вида осуществляемой в рамках данных соглашений деятельности. Также понятию и признакам технико-внедренческой деятельности уделяется внимание в диссертации Е.Е. Серебряковой «Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования» и монографии Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах». Признавая высокую значимость данных исследований для теории и практики предпринимательского права, следует отметить, что проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ остаются недостаточно изученными. Несмотря на широкий интерес к проблематике функционирования ОЭЗ, некоторые важные вопросы остаются нерешенными.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные и современные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам создания и функционирования ОЭЗ, осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, а именно монография д.ю.н., профессора В.Н.Лисицы «Особые экономические зоны в Российской Федерации», д.ю.н., профессора В.К.
Андреева «Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон», монография к.ю.н., доцента Е.А. Громовой «Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах» и другие.
Методологическая основа работы базируется на совокупности методов исследования, включающей формально-логический, сравнительный методы, метод структурного анализа, методы толкования права и правового прогнозирования, а также сравнительно-правовой, формально-юридический методы и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» , Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования формировалась на основе обубликованной и неопубликованной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных Судов, в т.ч. Арбитражного Суда Поволжского округа и Арбитражного Суда РТ, судов общей юрисдикции.
Стремление к развитию отечественной экономики, выходу России на мировой рынок и упрочению ее положения на международном уровне обусловило применение государством механизмов, способствующих реализации указанных целей. Примером такого механизма служат ОЭЗ, используемые во всем мире в целях привлечения инвестиций, а также осуществления хозяйствующими субъектами на их территории деятельности, в которой заинтересовано государство.
В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч подобных зон, именуемых особыми, свободными или специальными. История развития ОЭЗ началась в 166 году до н.э. с провозглашения о. Делос территорией, на которой привозившие и хранившие там товары купцы освобождались от уплаты налогов и пошлин.
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
1) период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
2) период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого были приняты федеральные законы об отдельных ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Республике Ингушетия;
3) современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
В соответствии с Законом об ОЭЗ: ОЭЗ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. На данный момент существуют 26 ОЭЗ, которые подразделяются на следующие типы: 10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9
туристско-рекреационных и 1 портовая.
Закон об ОЭЗ в целях правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ вводит новую категорию налогоплательщиков - резидент ОЭЗ. Определение понятия «резидент особой экономической зоны» в Законе отсутствует, но сформулированы понятия резидентов различных типов особых экономических зон и порядок осуществления ими предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Особый режим деятельности на территории ОЭЗ распространяется на российских и иностранных юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей в зависимости от типа ОЭЗ - все они должны пройти в установленном порядке процедуру регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны. Независимо от того, резидентом какого типа ОЭЗ он является, все резиденты приобретают определённые права и несут обязанности, необходимые исключительно для ведения той деятельности, на которую они оформили соглашение.
Механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ можно подразделить на несколько этапов. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй - с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус).
Правовой статус резидентов особых экономических зон - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:
1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:
- налога на прибыль организаций;
- налога на доходы физических лиц;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:
- отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
- отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;
- упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
- свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
- отмену ограничений на совершение валютных операций;
4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
5) сохранение банковской тайны:
- о вкладах;
- о счетах;
- о банковских операциях;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;
7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
8) отмену ограничений инвестирование, в том числе:
- по доле в уставном капитале организаций;
- по обязательному приобретению местной продукции;
- по обязательному привлечению местной рабочей силы;
- по экспорту производимой продукции;
9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
12) самостоятельный бюджет зоны;
13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Закон об ОЭЗ предусматривает в качестве условия для приобретения
индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями статуса резидента и внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ заключение с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ. В общем виде это договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка и (или) государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного вида деятельности.
Проанализировав положения Закона об ОЭЗ о заключении и изменении соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности соответствующего типа в ОЭЗ, а также о прекращении его действия, автор пришел к выводу об их соответствии общим правилам о заключении, изменении и расторжении гражданско-правовых договоров, выделив в то же время ряд особенностей, обусловленных тем, что осуществляемая по рассматриваемому соглашению деятельность должна способствовать достижению целей ОЭЗ.
Несмотря на усилия властей, направленные на оптимизацию работы зон, им пока не удалось создать инструмент, способный обеспечить соблюдение баланса интересов федерального центра, субъектов федерации и иных участников экономических отношений, что свидетельствует о необходимости углубленного анализа положения дел в рассматриваемой области и проведения на его основе работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также организационных условий существования ОЭЗ на территории России и правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №17: принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
2. По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на
таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны: соглашение между Правительством
Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. [Текст] //
Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 7. - Ст. 6615.
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
4. Российская Федерация. Законы. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: [федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса РФ: [федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Часть третья Гражданского кодекса РФ: [федер. закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552; Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: [федер. закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496.
5. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
6. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [федер. закон РФ: от 8 февраля 1998 года № 7-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
7. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
8. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
9. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: [федер. закон РФ: от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.
10. Российская Федерация. Законы. Об Особой экономической зоне в Магаданской области [Текст]: [федер. закон РФ: от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1999. - № 23. - Ст. 2807.
11. Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3493.
12. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федер.
закон РФ: от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431.
13. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
14. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
15. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.
16. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: [федер. закон РФ: от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
17. Российская Федерация. Законы. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2004. - № 52 (Часть I). - Ст. 5276.
18. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (Часть I). - Ст. 16.
19. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (Часть II). - Ст. 3127.
20. Российская Федерация. Законы. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 10 января 2006 года № 16-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 280.
21. Российская Федерация. Законы. О банке развития [Текст]: [федер. закон РФ: от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2007. - № 22. - Ст. 2562.
22. Российская Федерация. Законы. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5557.
23. Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
24. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (Часть I). - Ст. 7043.
25. Российская Федерация. Законы. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2014. - № 48. - Ст. 6658.
26. Российская Федерация. Президент РФ. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации: [указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 с изм. и доп.] [Текст] // Российская газета. - 1992. - № 131.
27. Российская Федерация. Президент РФ. Вопросы Министерства
экономического развития Российской Федерации: [указ Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107 с изм. и доп.] [Текст] // Российская газета. - 2009. - №189.
28. Российская Федерация. Правительства РФ. О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа: [постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2005. - № 52 (Часть III). - Ст. 5747.
29. Российская Федерация. Правительства РФ. Об утверждении списка подакцизных товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект, реализуемый резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области: [постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. № 185 с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 15. - Ст. 1617.
30. Российская Федерация. Правительства РФ. О Министерстве
экономического развития Российской Федерации: [постановление
Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2867.
31. Российская Федерация. Правительства РФ. О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны: [постановление Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. № 1163 с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2010. - № 2. - Ст. 208.
32. Российская Федерация. Правительства РФ. О создании на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан особой экономической зоны технико-внедренческого типа: [постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1131 с изм. и доп.] [Текст] // СЗ РФ. - 2012. - № 45. - Ст. 6267.
33. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении
Положения об Экспертном совете по технико-внедренческим особым экономическим зонам: [приказ Минэкономразвития РФ от 9 декабря 2005 г. № 327 с изм. и доп.] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
34. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении форм
бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой)
деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам: [приказ Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 г. № 75 с изм. и доп.] [Текст] // Российская газета. - 2006. - № 78.
35. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении формы заявления резидента особой экономической зоны и требований к сведениям, указываемым в заявлении резидента особой экономической зоны: [приказ Минэкономразвития РФ от 22 апреля 2006 г. № 105 с изм. и доп.] [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 23.
36. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении
Административного регламента Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по исполнению государственной функции «Ведение Реестра резидентов особой экономической зоны»: [приказ Минэкономразвития РФ от 23 апреля 2007 г. №132 с изм. и доп.] [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 31.
37. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне: [приказ Минэкономразвития РФ от 12.03.2011 № 101 с изм. и доп.] [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 30.
38. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении
Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги "Выдача выписки из реестра резидентов особой экономической зоны по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц: [приказ Минэкономразвития РФ от 27 сентября 2012 г. №634с изм. и доп.] [Текст] // Российская газета. - 2012. - № 292.
39. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении
примерных форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне: [приказ Минэкономразвития РФ от 10 мая 2016 г. № 290 с изм. и доп.] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет- портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2016. - 9 августа.
40. Российская Федерация. Минэкономразвития РФ. Об утверждении формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне: [приказ Минэкономразвития РФ от 31 августа 2016 г. № 560 с изм. и доп.] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет- портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2016. - 8 ноября.
41. Магаданская область. Законы. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: [закон Магаданской области от 29 июня 1999 г. № 75-ОЗ с изм. и доп.] // Магаданская правда. - 1999. - 6 июля.
42. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: [федер. закон от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1995. - № 42. - Ст. 3923 (утратил силу).
43. Российская Федерация. Законы. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: [федер. закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1996. - № 4. - Ст. 224 (утратил силу).
44. Российская Федерация. Законы. О центре международного бизнеса «Ингушетия»: [федер. закон от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 491 (утратил силу).
45. Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [Текст] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1008 (утратил силу).
46. Российская Федерация. Президент РФ. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации: [указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 с изм. и доп.] [Текст] // Российская газета. - 1992. - № 131 (утратил силу).
47. Постановлении Верховного Совета РСФСР 14 июля 1990 г. №106-1 «О создании зон свободного предпринимательства» [Текст] // Ведомости. - 1991. - № 20. - Ст. 650 (утратил силу).
48. Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1991 г. №1588-1 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Кемеровской, Новгородской областях и в г. Выборге Ленинградской области» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (утратил силу).
49. Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (утратил силу).
50. Республика Татарстан. Законы. О свободной экономической зоне «Алабуга»: [закон Республики Татарстан от 22 апреля 1998 г. № 1569 с изм. и доп.] // Республика Татарстан. - 1998. - 3 июня (утратил силу).
51. Мурманская область. Законы. О зонах экономического развития (роста) Мурманской области: [закон Мурманской области от 9 февраля 1999 г. № 132-01-ЗМО с изм. и доп.] // Сборник законов Мурманской области. - 1999 (утратил силу).
52. Курганская область. Законы. О локальных зонах экономического развития в Курганской области: [закон Курганской области от 2 марта 1999 г. № 188 с изм. и доп.] // Новый мир. - 1999. - 10 марта (утратил силу).
2. Материалы судебной практики.
53. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 № 1010-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Алкен» на нарушение конституционных прав и свобод частями 37 и 38 статьи 37 и частью 2 статьи 40 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
54. Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2003 г. № 11-Г03-5 о
признании недействующим Закона Республики Татарстан «О Свободной экономической зоне «Алабуга» от 22 апреля 1998 г. № 1569 [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 2.
55. Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2016 № 305-ЭС16-8927 «О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о понуждении к исполнению инвестиционного контракта» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
56. Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2017 № 307-КГ16-17489 «О признании незаконным отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
57. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 560/11 «Об
исключении из реестра резидентов Особой экономической зоны удовлетворен правомерно, так как материалами дела установлено, что общество не осуществляло действительную реализацию инвестиционного проекта в предусмотренной законодательством сумме инвестиций и в установленный срок» [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2011. - №10.
58. Определение ВАС РФ от 30.03.2012 № ВАС-3468/12 «О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ, выразившихся в отказе во включении общества в реестр резидентов особой экономической зоны Калининградской области, обязании включить общество в реестр» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
59. Определение ВАС РФ от 21.04.2011 № ВАС-560/11 «об исключении
общества из реестра резидентов особой экономической зоны передано для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как различными судами одни и те же обстоятельства, являющиеся существенными для правильного рассмотрения данного спора, расценены по-разному, что свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании и применении судами норм права» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс.
60. Решение Мурманского областного суда от 30 сент. 2001 г. о признании
Закона Мурманской области от 13.04.2000 № 192-01-ЗМО «О зоне
экономического развития (роста) «Мурманская судоверфь»
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу [Текст] // Мурманский Вестник. - 2003. - №191.
3. Специальная литература.
61. Арутюнов, Д.Р. Административно-правовое регулирование
предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / Д.Р. Арутюнов. - М., 2006. - 50 с.
62. Багаутдинов А.Н. Проблема понятия особых экономических зон в российском праве [Текст] / А.Н. Багаутдинов // Право и государство: теория и практика. - М., 2007. № 9. С. 106-108.
63. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] / С.И. Бахтин. - М., 2006. 26 с.
64. Благов Д.А. Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] / Д.А. Благов. - М., 2014. 21 с.
65. Богуславский М.М. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР [Текст] / М.М. Богуславский // Советское государство и право. - М., 1989. № 12. С. 18-20.
66. Брызгалин А.В. Оффшорные механизмы в международном налогообложении: основные положения [Текст] / А.В. Брызгалин // Законодательство и экономика. - М., 1998. № 1. С. 18- 21;
67. В Крыму и Севастополе создана свободная экономическая зона
[Электронный ресурс] / Российская газета. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2014/11/30/krim-site-anons.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 23.04.2017)
68. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития [Текст] / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. - М., 2003. № 1. С. 18-28.
69. Гальченко С.А., Антропов Д.В. Особые экономические зоны как объект государственного кадастра недвижимости [Текст] / С.А. Гальченко // Имущественные отношения в Российской Федерации. - М. 2016. № 10. С. 97 - 108.
70. Гасумянова А.В., Михайлова К.А., Пушкин А.В. Комментарий к
Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации» (постатейный)
[Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС
КонсультантПлюс. 2012.
71. Горбунова Ю.Н. Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. [Текст] / Ю.Н. Горбунова. - Хабаровск, 2005. С. 12.
72. Горян Э.В. Программа внешнеторговых зон США: национальная концепция института особой экономической зоны [Текст] / Э.В. Горян // Административное и муниципальное право. - М. 2015. № 11. С. 1112 - 1120.
73. Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Е.А Громова. - М.: Юстицинформ, 2015. - 216 с.
74. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности [Текст] / Н.Г. Доронина // Журн. российского права. - М., 2004. № 6. С. 96-98.
75. Доронина Н.Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования [Текст] / Н.Г. Доронина // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 13-15.
76. Исмаилов Б.И. Теоретические проблемы правового регулирования специальных экономических зон (вопросы истории и теории): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] / Б.И. Исмаилов. - Ташкент, 1997. 26 с.
77. История политических и правовых учений [Текст] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1988. С. 692 - 758.
78. Левушкин А.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и практика применения [Текст] / А.Н. Левушкин // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - М., 2016. № 3. С. 15-18.
79. Лисица В.Н. Инвестиционное право. [Текст] / В.Н. Лисица // М-во образования и науки РФ; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. 278 с.
80. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. [Текст] / В.Н. Мейер. - М., 1997. 120 с.
81. Нешатаева Т.Н. Правовое обеспечение свободных экономических зон [Текст] / Т.Н. Нешатаева // Советская юстиция. - М., 1990. № 23. С. 2, 3.
82. Никитина Т.А. Быть или не быть ОЭЗ в России [Текст] / Т.А. Никитина // ЭЖ-Юрист. - М., 2016. № 37. С. 6-9.
83. ОАО «ПОЭЗ «Ульяновск» [Электронный ресурс] / Официальный сайт
РОСОЭЗ. - Режим доступа:
http://www.russez.ru/disclosure_information/jsc_sez_ulyanovsk/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
84. Об ОЭЗ «Алабуга» [Электронный ресурс] / Официальный сайт АО ПИТ ОЭЗ «Алабуга». - Режим доступа: https://alabuga.ru/ru/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
85. Об ОЭЗ «Иннополис» [Электронный ресурс] / Официальный сайт города
Иннополис. - Режим доступа: http://www.innopolis.com/sez/main/,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
86. Оболонкова Е.В. Свободные (особые) экономические зоны: цели и причины создания [Текст] / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. - М. 2016. № 5. С. 7 - 12.
87. Особые зоны по специальным ценам [Электронный ресурс] /
Коммерсант. ru. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3008286/,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 23.04.2017)
88. Особые экономические зоны [Текст] / С.В. Приходько, Н.П. Воловик; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию. - М.: ИЭПП, 2007. C 20-24
89. Особые экономические зоны и другие территории со специальным
статусом: некоторые важные результаты и показатели 2016 года
[Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/info/27260/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
90. Особые экономические зоны: некоторые важные результаты и показатели 2015 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/info/22711/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
91. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» [Электронный ресурс] / Официальный сайт
РОСОЭЗ. - Режим доступа:
http://www.russez.ru/oez/tourism/buryatia/bajkalskaya_gavan/, свободный. -
Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2017)
92. Платонова Н.Л. О правовом регулировании и практике функционирования в России особых экономических зон [Текст] / Н.Л. Платонова // Предпринимательское право. - М., 2016. № 3. С. 11 - 14.
93. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. [Текст] / И.А. Покровский. - М., 1998. С. 202;
94. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т.П. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2014. С. 30.
95. Семеняка Я., Качалов К. Привлекательность ОЭЗ для иностранных инвесторов [Текст] / Я. Семеняка // ЭЖ-Юрист. - М., 2016. № 41. С. 10-15.
96. Спесивцева Е.С. Катализатор развития экономики России: офшоры или деофшоризация [Текст] / Е.С. Спесивцева // Государственная власть и местное самоуправление. - М. 2016. № 12. С. 52 - 58.
97. Ушаков, В.В. Государственное регулирование создания и функционирования особых экономических зон в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / В.В. Ушаков. - М., 2007. - С.10.
98. Цирина М.А. Правовая природа соглашения органа управления особой экономической зоной с резидентом [Текст] / М.А. Цирина // Журнал российского права. - М. 2014. № 2. С. 26.
99. Чернышев А.И. Государственное регулирование особых экономических зон в России [Текст] / А.И. Чернышев // Российская юстиция. 2016. № 4. С. 55 - 57.
100. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. [Текст] / Г.Ф. Шершеневич. - М.: издание Бр. Башмаковых. 1910. Т. 3, 4. С. 257.
4