Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТОРГОВАЛИ

Работа №77712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Общие положения правового регулирования ценообразования 7
§ 1. Понятие и правовая природа цены 7
§ 2. Классификация цен 16
§ 3. Общие положения ценообразования 25
§ 4. Понятие и функции ценообразования 29
Глава 2. Способы регулирования ценообразования 34
§ 1. Государственное регулирование в сфере ценообразования 34
§ 2. Иные способы регулирования ценообразования 39
Глава 3.Особенности ценообразования в различных сферах 43
§ 1.Особенности ценообразования в розничной торговле 43
§ 2. Особенности ценообразования в сфере страхования 48
§3. Особенности ценообразования в сфере энергетики 53
Заключение 62
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы

История российского государства имеет исключительный опыт ценообразования в самых различных социально-экономических условиях. Это обусловлено неповторимостью российского исторического развития. Данный опыт содержит в себе и построение управления финансовым хозяйством по принципу жесткой централизации и с государственным управлением цен, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и также отличные от первого, периоды безбрежной свободы цен и другие различные периоды.
За последние десятилетия произошли радикальные изменения в экономической политике страны, в конкретных сферах ценообразования. Основным изменением является переход к рыночной экономике, что коренным образом изменяет основы ценообразования.
Ценообразование - это процесс формирования цен на товары, работы и услуги. А цены исторически всегда были основным фактором, определяющим выбор покупателя на приобретение того или иного товара (работы, услуги). Цена - это движущая сила в экономике и в общественной жизни в целом, поэтому вопросы ее регулирования являются наиболее важными. Также, следует учесть, что отсутствие достаточного теоретического материала о ценообразовании на товары и услуги приводят к серьезным ошибкам при установлении цен, влекущих за собой существенные убытки. В некоторых случаях ошибки в механизме ценообразования могут привести к банкротству лиц (если речь идет о политике ценообразования внутри организаций).
Актуальность исследования определяется сравнительно небольшим количеством научных трудов в отечественной доктрине, посвященных данному институту. Понятие цены исследовалось как с экономической, так и с правовой точки зрения. При этом в силу первичности экономической природы цены
изменение экономических воззрений на нее оказывало и оказывает влияние на правовое понимание данной категории. Однако правовое понимание цены содержит в себе пробелы. Основным упущением является отсутствие нормативного закрепления определения цены. А единственная статья Гражданского кодекса РФ, направленная на выделение основных черт цены раскрывает их относительно только рыночных цен. Среди ученых-экономистов, работы которых внесли вклад в формирование юридического понятия цены, следует, прежде всего, выделить Дж. Локка, К. Маркса, А. Смита, Герасимова Б.И. и другие. Весьма немногочисленны диссертационные исследования, направленные на изучение правовой природы цены современными юристами. Среди них следует, прежде всего, назвать работы С.И. Виниченко и H.A. Скузоватовой. Работы этих авторов направленны на изучение правовой природы цены, а не ценообразования. Непосредственно институт
ценообразования исследовали: Л. Шаховская, И. Салимжанов, О. Абакумова и другие. Однако, на наш взгляд, не было глубоко изучено правовое
регулирование ценообразования в различных отраслях на современном этапе развития РФ.
Основная цель работы - формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования ценообразования и выделение особенностей института ценообразования в особо важных сферах, таких как страхование, энергетика, розничная купля-продажа.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрытие и исследование понятия правовой природы цены;
2. Рассмотрение различных классификации цен;
3. Анализ основополагающих положений ценообразования;
4. Определение понятия ценообразования, выделение его функций;
5. Выявление государственного регулирования в сфере ценообразования;
6. Выделение иных способов регулирования ценообразования;
7. Изучение специфики установления цены в розничной торговле;
8. Рассмотрение особенностей ценообразования в сфере страхования;
9. Рассмотрение особенностей ценообразования в сфере энергетики.
Объектом исследования является совокупность ценовых отношений, связанных с функционированием российского рынка (торговли), их взаимодействия с органами государственной власти, с иными хозяйствующими субъектам
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по установлению цен в Российской Федерации.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих специалистов в области изучения цены и правового регулирования ценообразования: В.С.
Белых, С.И. Виниченко, И.В. Ершова, Л.Д. Каретников, Н.П. Пендюрин, В.Ф. Попонопуло и др.
Наряду с научными исследованиями правового характера использовались работы российского экономиста Герасименко В.В. и зарубежного экономиста К. Маркса.
Нормативно-правовую основой исследования послужили:
международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы: «О теплоснабжении», «Об электроэнергетике», «О конкуренции» , Гражданский кодекс Российской Федерации, законы субъектов РФ, многочисленные подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, приказы ФАС России и ФСТ, иные акты министерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики, прежде всего акты арбитражных судов РФ, а также материалы периодической печати, доклады конференций, информация, содержащаяся в справочно-правовых системах и другое.
Структура квалификационной работы следующим образом: введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы. В первой главе произведено исследование правовой природы цены как с экономического, так и с юридического аспектов. А также дана общая характеристика института ценообразования, где рассмотрено понятие ценообразования, его функции и задачи. Вторая глава посвящена способам регулирования ценообразования. В третьей главе рассматриваются особенности ценообразования. Изучены общие особенности, а также специфика образования цены в следующих областях: в энергетике, страховании и в розничной торговле.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросы ценообразования являются наиболее важными для развития экономических отношений и экономики РФ в целом. Ценообразование - это значимый инструмент управления в современном обществе.
Ценообразование как особое правовое явление, включающее в себя юридические и экономические начала имеет уникальное определение - это процесс формирования, установления, корректировка цен и контроль ними с целью стабильного функционирования рынка товаров, работ и услуг.
Исследования, которые были проведены в рамках настоящей квалификационной работы, позволяют сформулировать ряд выводов, характеризующих объем и содержание проделанной работы.
В силу комплексности института ценообразования целесообразно говорить о системе законодательства о регулировании цены, где разнообразные многочисленные источники классифицируется по иерархии (законы подзаконные акты), уровню (федеральный, региональный, местный) и сфере регулирования (общие и специальные акты).
Правовое регулирование общественных отношений в сфере ценообразования направлено на достижение баланса интересов потребителей и продавцов, на здоровую конкуренцию на рынке оборота товаров.
Правовой режим ценообразования является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования, которое осуществляется посредством применения методов уполномоченными на то государственными органами, в первую очередь, в лице Федеральной Антимонопольной службы России. Методы регулирования ценообразования - это предусмотренный законом способ установления и применения обязательных требований к процессу формирования, установления и корректировке цен. В то же время, цена устанавливается самостоятельно участниками рынка, в зависимости от изменяющихся спроса и предложения. Кроме того, может быть осуществлено квази-рыночное регулирование Центральным банком и Советом рынка.
В ходе написания дипломной работы решены следующие задачи:
1. Раскрытие и исследование понятия правовой природы цены;
2. Рассмотрение различных классификации цен;
3. Анализ основополагающих положений ценообразования;
4. Определение понятия ценообразования, выделение его функций;
5. Выявление государственного регулирования в сфере ценообразования;
6. Выделение иных способов регулирования ценообразования;
7. Изучение специфики установления цены в розничной торговле;
8. Рассмотрение особенностей ценообразования в сфере страхования;
9. Рассмотрение особенностей ценообразования в сфере энергетики.
Результатом работы явилось формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования ценообразования. Выделены особенности института ценообразования в сфере розничной купли-продажи, в сфере страхования и в сфере энергетики.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 18 июля.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4191.
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4142
6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» // СЗ РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
7. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Российская газета. - 2003. - 1 апреля.
8. Федеральный закон от 10.7.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации «Банке России» // Парламентская газета, N 131-132, 13.07.2002.
9. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
10. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 06.05.2002, N 18, ст. 1720.
11. Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» // СЗ РФ. 1995, N 16, ст. 1316.
12. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.04.1999, N 14, ст. 1667.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
14. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. № 941 «О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с упразднением ФСТ и об утверждении Правил принятия ФАС России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций» // СПС «Консультант Плюс».
15. Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» // Российская газета. - 2013. - № 12.
16. Постановление Правительства РФ от 08 августа 2012 № 808 «Об
организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») // СЗ РФ. 20.08.2012, N 34, ст. 4734.
17. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» // СЗ РФ. - 2008. - №
2. - Ст. 144
18. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о ФАС России» // СПС «Консультант Плюс».
19. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 275.
20. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 6. - Ст. 560.
21. Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. № 239 «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах» // СЗ РФ. - 1997. - № 19. - Ст.2230.
22. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 2021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 8.01.2001, N 2, ст. 175.
23. Постановление Правительства РФ от07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). // СПС «Консультант Плюс».
24. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 858 «Об
обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» // СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3525.
25. Приказ ФСТ России «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» от 13.06.2013 № 760-э // БНА. -2013. - № 33.
2. Судебная и иная юридическая практика
1. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 8.
2. Постановление ВС РФ от 10. 07.2015 по делу N А56 - 30892/2014 // СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление АС Северо-Западного округа от 09.09.2014 по делу N А56 - 73200/2013 // http://kad.arbitr.ru.
4. Постановление АС Поволжского округа от 05.05.2016 N Ф06 - 7667/2016 по делу N А12-14253/2015 // http://kad.arbitr.ru.
5. Постановление АС Поволжского округа от 21.04.2017 N Ф06- 19693/ 2017 по делу N А55-19868/2016. // http://kad.arbitr.ru.
6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 5.
7. Доклад Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов об адвокатировании конкуренции в Российской Федерации в 2011-2012 гг. // СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ Росстата "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" от 30.12.2014 N 734 // СПС «Консультант Плюс»
3. Специальная литература.
1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. М.: Проспект, 2011. - 192 с.
2. Бабурина Н.А. Страховой рынок. - Тюмень.: Тюменский
государственный Университет, 2014. - 332 с.
3. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. М.: Юрайт, 2005. - 332 с.
4. Белых В.С. Предпринимательское право России. М.: Проспект, 2010. - 656 с.
5. Виниченко С.И. Цена как условие гражданского-правового
(предпринимательского) договора. Введение диссертации. Екатеринбург, 1999. - 172 с.
6. Восковский А. Проблемы льготных продаж автор. М.: новая бухгалтерия, 2010 - 57 с.
7. Гафаров Г.Р. Понятия «деньги», «цена» и «ценообразование» в праве и их роль в функционировании финансовый системы. М.: Финансовое право, 2011. - 38 с.
8. Герасименко В.В. Ценообразование: учеб. Пособие. М., 2008. - 346 с.
9. Герасимов Б.И. Цены и ценообразование. М.: Форум, 2007. - 208 с.
10. Ершова И.В. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2011. - 520 с.
11. Жилинский С. Э. Предпринимательское право. Учебник. - 8-е изд., пересм. и доп. - М.: Норма, 2008. - 928 с.
12. Зайкова С.Н. Ценовое право как новое направление российской науки. М.: Юридический мир, 2015. - 224 с.
13. Каретников Л.Д. Роль политики ценообразования М.: Лаборатория книги, 2012. - 224 с.
14. Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров - М.: Юрист, 2015. - 122 с.
15. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.:Омега-Л, 2011. - 432 с.
16. Косогова Е.А. Злоупотребления антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушении порядка ценообразования // Вестник арбитражной практики", 2012, N 6. - 143 с.
17. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Т. 1. - М.: Статут, 2011. - С. 886
18. Манохова С.В. Два ценника - то законно? М.: Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение, 2015. - 41 с.
19. Манохова С.В. Сколько стоит товар? М.: Торговля: бухгалтерский учети налогообложение, 2012. - 51 с.
20. Маренков Н.Л. История ценообразования в России. М., 2000. - 216 с.
21. Маркс к. Капитал. Т. 1. М., 1960. - 886 с.
22. Мурашкин И.Ю. Проблемы реализации антикоррупционного законодательства о подарках. М.: Российская юстиция, 2016. - 43 с.
23. Мухтарова А.Р., Семенов А.В. Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров. СПб.: Ленинградский юридический журнал, 2015. - 39 с.
24. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции». / Отв. ред. И.Ю. Артемьев: МГИМО (У) МИД России, ФАС России. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Статут, 2016 - 64 с.
25. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Леднев В.А. Экономика и финансы предприятия: Учебник - 2-е издание / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 543 с.
26. Окунев О.Б. Страхование в Российской Федерации. М.: Анкил. - 816 с.
27. Орлова Е.В. Налоговые последствия применения скидок // Налоговый вестник, 2004, N 2.
28. Паращук С.А. Конкурентное право: правовое регулирование конкуренции и монополии: учебно-практическое пособие. - М.: Городец, 2002. - 413 с.
29. Пендюрин Н.П. Категория цены в современном обязательственном праве России. Введение диссертации (часть автореферата). Ростов-на-Дону, 2009. - 31 с.
30. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник. — М.: РГУП, 2015 - 414 с.
31. Санникова Л.В. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу III. - М.: Статут, 2016. - 418 с.
32. Слепова В.А. Финансы: Учебник / 4-е издание, переработанное и
дополненное. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. - 618 с.
33. Соколова В. Минимизация рисков подрядчика по договору строительного подряда. М.: ЭЖ-Юрист, 2016. - 27 с.
34. Шевчук Д.А. Ценообразование: учебное пособие. М.: ГроссМедиа, 2008.
- 240 с.
35. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. В.В. Романовой. - М.: Издательство «Юрист», 2014. — 656 с.
36. Энергетика и право. Выпуск 2. / Под ред. Лахно П.Г. - M.: Новая Правовая культура, 2009. - 624 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ