АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОКРАСТИНАЦИЯ» У СТУДЕНТОВ 9
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 9
1.1.1. Понятие прокрастинации 9
1.1.2. Виды прокрастинации и методы ее исследования 12
1.1.3. Подходы к изучению психологических характеристик,
способствующих прокрастинации 14
1.1.4 Актуальные направления исследования прокрастинации 17
1.2. Исследования академической прокрастинации у студентов 19
1.2.1. Исследование прокрастинации у студентов в отечественной и
зарубежной психологии 19
1.2.2 Личностные корреляты прокрастинации 23
РЕЗЮМЕ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цели и задачи исследования 27
2.2. Объект, предмет и гипотезы исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 30
2.3. Организация исследования 30
2.4. Методы и методики исследования 31
2.4.1. Методики, измеряющие личностные характеристики 32
2.4.2. Методики, измеряющие уровень прокрастинации 35
2.4.3. Авторский опросник 35
2.4.4 Математико-статистические методы анализа данных 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ 38
3.1. Общая характеристика выраженности разных видов прокрастинации у
студентов 38
3.1.1. Исследование прокрастинации студентов с помощью
психодиагностических методик 38
3.1.2. Исследование прокрастинации студентов с помощью самооценки
и с помощью авторского опросника 40
3.1.3. Исследование различий в выраженности прокрастинации у студентов в зависимости от социально-демографических признаков....44
3.1.4. Корреляционный анализ показателей прокрастинации 48
3.2. Исследование взаимосвязей выраженности прокрастинации и
психологических характеристик студентов 49
3.2.1. Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов 49
3.2.2 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
мотивационных особенностей личности студентов 51
3.2.3 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
особенностей самоорганизации студентов 52
3.2.4 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
особенностей самоотношения студентов 53
3.2.5 Корреляционные взаимосвязи прокрастинации в разных сферах
деятельности с личностными характеристиками студентов 55
3.2.6. Исследование различий в выраженности личностных характеристик студентов в зависимости от социально-демографических факторов 61
3.3. Регрессионный анализ прокрастинации и психологических
характеристик студентов 62
3.4. Исследование психологических характеристик студентов с разной
степенью выраженности прокрастинации 68
3.5 Обсуждение результатов 71
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Еще несколько лет назад о феномене «прокрастинация» в России мало кто слышал, а тем более изучал. Сейчас же накопилось немалое количество работ по данной теме, а само понятие вошло в привычный обиход.
Но вот только количество откладываемых дел при этом не уменьшилось. С чем же это связано?
У термина прокрастинация есть дата рождения — 1977 год (Ellis A., Knaus W.J, 1997). Однако спустя почти 40 лет мы не только не справились с данной проблемой, но еще больше в ней запутались.
На данных момент за неимением решения проблемы стали появляться статьи, утверждающие положительный эффект прокрастинации (Hensley L., 2014). Это к тому же одно из популярных направлений исследований сейчас.
Мы же предлагаем разобраться в самой структуре данного понятия, дабы «не множить сущее без необходимости».
Таким образом, объектом нашей работы выступает феномен «прокрастинация».
Предметом же исследования является взаимосвязь различных сфер прокрастинации с психологическими характеристиками.
Цель данного исследования - выявить и описать психологические характеристики, способствующие прокрастинации у студентов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Обобщить и раскрыть множественность определений понятия «прокрастинация», имеющихся в зарубежной и отечественной литературе;
2. Сопоставить и обобщить данные зарубежных и отечественных исследований, касающихся взаимосвязи прокрастинации с личностными особенностями;
3. Провести эмпирическое исследование связи прокрастинации с распространенными личностными коррелятами данного феномена на студенческой выборке, а также изучить характер связей прокрастинации в зависимости от сферы ее проявления с теми же личностными характеристиками;
4. На основании полученных эмпирических данных провести корреляционный, а также сравнительный анализы взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов, а также общего показателя прокрастинации и прокрастинации по сферам ее проявления.
В качестве гипотез нашего исследования мы высказываем предположения о том, что:
1. Прокрастинация неоднородно проявляется в различных сферах деятельности, в таких как: учеба, бытовые дела, принятие жизненно важных решений, принятие повседневный решений;
2. Степень выраженности прокрастинации в различных сферах деятельности неодинакова и избирательно связана с такими личностными чертами как: перфекционизм, мотивация достижения / избегания неудач, самооценка, экстраверсия, самоорганизация и др.
В качестве методов использовались опрос и тестирование к которым принадлежат такие выбранные нами методики, как:
1. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста
2. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю.Мандриковой
3. Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева
4. Диагностика мотивации достижения А.Меграбиана
5. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта
6. Шкала общей прокрастинации С.Лэй (C.Lay)
7. Шкала прокрастинации Такмена (Tuckman)
8. Авторский опросник
Но при проведении исследования нас интересовала не только количественная выраженность прокрастинации, но и качественнное ее проявление. Поэтому было проведено полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования.
Математические методы анализа: описательная статистика, кластерный анализ, сравнительный анализ (критерий t Стьюдента), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (Спирмен).
Выборку же составили студенты третьего курса филологического и восточного факультетов СПбГУ в количестве 80 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент понятие прокрастинация является уже широко изученным: есть множество определений понятия, опирающихся на разные методологические подходы, выделены классификации, виды прокрастинации, разработаны способы как ее предотвращать, но сама проблема откладывания так и не решена. Мы же хотим установить психологические характеристики, которые способствуют проявлению прокрастинации, посредством более детального анализа структуры изучаемого феномена.
Практическая значимость исследования. В целом, полученные результаты вносят дополнительный вклад в решение одной из самых распространенных и актуальных проблем - откладывание дел «на потом». А студентам, на которых проводилось исследование, данная проблема знакома не понаслышке. И полученные результаты могут способствовать преодолению этой проблемы.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 67 источников, и 2 приложения. Первая глава содержит теоретический обзор рассматриваемой проблемы, вторая глава посвящена описанию методической части исследования. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Объем работы без списка литературы и приложений составляет 77 страниц и содержит 15 таблиц и 14 рисунков.
Ключевые слова: прокрастинация, сферы прокрастинации, самоорганизация, самоотношение, мотивация достижения, перфекционизм, большая пятерка.
В ходе нашей работы мы собрали множество определений прокрастинации, а также дали описание различных подходов к изучению данной проблемы. И хотя и количество работ по феномену «прокрастинация» с каждым годом растет, сама проблема никуда не исчезает, а только становится актуальнее.
Кроме того, мы постарались обобщить и выделить наиболее крупные направления исследования прокрастинации, имеющиеся на данный момент. К ним можно отнести исследование академической прокрастинации (Kandemir M., Palanci M., 2014), исследование «активной» прокрастинации (Steel P., 2010), а также попытки изменения поведения с помощью разного рода воздействий (Waschle K., Lachner A., Stucke B., Rey S., Frommel C., Nuckles M., 2014), то есть предотвращения откладывания.
Мы же в нашей работе хотели проверить как именно связана прокрастинация с такими популярными ее коррелятами, как мотивация, самоорганизация, перфекционизм, самоотношение, экстраверсия и некоторые другие, если мы будем смотреть связи не только с прокрастинацией в общем, но и отдельно, в зависимости от сфер ее проявлений. Будут ли обнаружены значимые различия? И как мы выяснили различия и правда есть. Хотя, конечно, они еще требуют дальнейшего эмпирического и экспериментального подтверждения.
Кроме того, мы хотели посмотреть с одинаковой ли степенью выраженности испытуемые откладывают дела в разных сферах деятельности. И как выяснилось опять же не одинаково. То есть откладывание учебных заданий и повседневных дел более характерно для испытуемых, чем откладывание принятия решений.
Стоит отметить, что перспективным направление исследований, на наш взгляд, будет более детальное определение того, что есть вообще такое прокрастинация. Обозначение конкретных операциональных критериев рокрастинации и их эмприческое обоснование.
Полученные же результаты могут быть полезны в дальнейших исследованиях для представления о прокрастинации, как о сложном и неоднородном феномене с разными особенностями в своих проявлениях.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
2. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1967.
3. Варваричева, Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: материалы докладов XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, 2011
4. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Ломоносов-2007: материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев.
- М., 2007
5. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии - 2010. - №3 март-апрель 2010. - с. 121-131.
6. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки), Психология времени 2014, №1
7. Горбунова А.А. Взаимосвязь интеллекта и прокрастинации в группах с различной выраженностью прокрастинации [Электронный ресурс] // Ломоносов-2010: материалы Междунар. молодеж. науч. форума / отв. ред. И.А. Алешковский и др. - М., 2010
8. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта. Психологический журнал, No.006 Vol.27, 2006, с. 73-81
9. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации. Психология обучения 2013 №7
10. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011
11. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А.Баранова // Психология в вузе - 2008.-No 3
12. Ковылин В. С. «Теоретические основы изучения феномена прокрастинации» // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» 2013 №2
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004
14. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997
15. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2010, №2. С. 87 - 111.
16. Мехрабиан А. Диагностика мотивации достижения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.98-102.
17. Мохова С.Б., Неврюева А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии" №1, 2013
18. Серкин В.П. «Невроз отложенной жизни (НОЖ)». Вестник Северного Международного университета. 2003. Т. 1
19. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
20. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000
21. Шемякина О.О. «Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов» // «Психология и право» 2013 №4
22. Якиманская И.С., Воробьева В.В. «Психология лени: постановка проблемы» Учебное пособие. 2006
23. Aitken M. A personality profile of the college student procrastinator. Unpublished doctoral dissertation, University of Pittsburgh, 1982
24. Baumeiseter R.F. Esteem threat, self-regulatory breakdown, and emotional distress as factors in self-defeating behavior // Rev. of General Psychol. 1997. V.
1. N 2
25. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983
26. Capan B. Relationship among perfectionism, academic procrastination and life satisfaction of university students, 2010
27. Dolan P., Rudisill C. Babies in waiting: Why increasing the IVF (In Vitro Fertilisation) age cut-off might lead to fewer wanted pregnancies in the presence of procrastination, // Health Policy, Volume 119, Issue 2, February 2015, Pages 174¬179, 2015
28. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination.N.Y.:Signet Books, 1977
29. Ferrari, J. R., Johnson, J. L., & McCown, W. G.. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. New York, NY, USA: Plenum Press, 1995
30. Ferrari J., Olivette M. Parental authority and the development of female dysfunctional procrastination Journal of Research in Personality, 1994
31. Fiore S., Neil A. The Now Habit: A Strategic Program for Overcoming Procrastination and Enjoying Guilt- Free Play. New York: Penguin Group. p. 5. 2006
32. Hamidreza Z., Esfahani B., Razmjoee M. Parenting Styles and Academic Procrastination, The 3rd World Conference on Psychology, Counseling and Guidance, WCPCG-2012
33. Hensley L. Reconsidering active procrastination: Relations to motivation and achievement in college anatomy, Learning and Individual Differences, Volume 36, December 2014
34. Harriott J., Ferrari J. R. Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychol. Reports. 1996. V. 78. No 2
35. Haycock, L., McCarthy, P., Skay, C. Procrastination in college students: The role of selfefficacy and anxiety // Jou. of Counseling and Development. 1998
36. Jadidi F., Mohammadkhani S., Tajrishi K., Perfectionism and Academic Procrastination, 2011
37. Kandemir M., Palanci M. «Academic Functional Procrastination: Validity and Reliability Study», 2014
38. Kandemir M. «Reasons of Academic Procrastination: Self-regulation, Academic Self-efficacy, Life Satisfaction and Demographics Variables», 2014
39. Knaus B. The Procrastination Workbook: Your Personalized Program for Breaking Free from the Patterns That Hold You Back, 2002
40. Kogan M. Longitudinal study of procrastination, performance, stress, and health: The costs and benefits of dawdling. Psychological Science, 1997
41. Krause K., Freund A., «Delay or procrastination - A comparison of self-report and behavioral measures of procrastination and their impact on affective well-being», 2014
42. Lay C. H. At last, my research article on procrastination / C. H. Lay // J. of Research in Personality. — 1986. — V. 20
43. Lay C.H. Explaining lower-order traits through higher order factors: the case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma / C. H. Lay // European Journal of Personality. — 1997. — V. 11, 267-278.
44. Lay C.H. Trait procrastination and the perception of person-task characteristics. Journal of Social Behavior and Personality, 7, 483-494 (1992)
45. Malatincova T. «The mystery of “should”: Procrastination, delay, and reactance in academic settings», 2015
46. McCown W., Petzel T., & Rupert P. Personality correlates and behaviors of chronic procrastinators. Personality and Individual Differences Milgram N.A., Batory G., Mowrer D.Correlates of academic procrastination// J.of School Psychol.1993.V.31
47. Milgram N.A., Gehrman T., Keinan G. Procrastination and emotional upset: A typological model // Pers. Ind. Diff. 1992
48. Orange K., Trait and situational factors in proctastination: An interactional model// J. of Soc. Behav. And Personality.1997.V .12.N.4
49. Oxford English Dictionary, 2012
50. Palladino, L.J. Find Your Focus Zone, 2007
51. Pavlina S. How to fall in love witn procrastination // Retrieved 18 April 2013
52. Perry J. The Art of Procrastination: A Guide to Effective Dawdling, Lollygagging and Postponing, 2010
53. Pychyl T.A. Active Procrastination: Thoughts on Oxymorons, Psychology Today, 2009
54. Pychyl T.A., Coplan R.J., P.A.M. Reid Parenting and procrastination: Gender differences in the relations between procrastination, parenting style, and self-worth in early adolescence. Personality and Individual Differences, 2002
55. Pychyl T.A. Due Tomorrow. Do Tomorrow. Psychology Today, Retrieved Feb., 2012
56. Scher S. J. Procrastination, Conscientiousness, Anxiety and Goals: Exploring the Mearsherement and Correlates of Procrastination Among School¬Aged Children / S. J. Scher, N. M. Osterman // Psychology in the Schools. — 2002. — V. 39
57. Senecal C.,Lavoie K., Koestner R.Trait and situational factors in proctastination: An interactional model// J. of Soc. Behav. And Personality.1997.V .12.N.4
58. Solomon, L. J., & Rothblum, E. D. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology.- 1984
59. Specter M.H., Ferrari J.R. Time orientations of procrastinations: Focusing on the past, present, or future? // J.of Soc. Behav. and Personality. 2000. V. 15. N 5
60. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin, 2007
61. Steel P. The Procrastination Equation: How to Stop Putting Things Off and Start Getting Stuff Done. New York: HarperCollins. 2010
62. Suls J., & Rittenhouse J. D. Models of linkages between personality and disease. In H. S. Friedman (Ed.), Personality and Disease, 1990
63. Tuckman, B.W. (1991) The development and concurrent validity of the Procrastination Scale. Educational and Psychological Measurement, 51, 473-480
64. Tuckman B. The effect of motivational scaffolding on procrastinators distance learning outcomes // Computers & Education, Volume 49, Issue 2, 2007
65. Waschle K., Allgaier A., Lachner A., Fink S., Nuckles M. «Procrastination and self-efficacy: Tracing vicious and virtuous circles in self-regulated learning», 2013
66. Waschle K., Lachner A., Stucke B., Rey S., Frommel C., Nuckles M. Effects of visual feedback on medical students’ procrastination within web-based planning and reflection protocols, Computers in Human Behavior, 2014
67. Wringenbakh P. Procrastination in human life, 1977