ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 8
2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ 13
3. РЕАЛИЗОВАННЫЕ И ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 23
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ФТС РОССИИ 33
5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СЗТУ 39
6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФТС РОССИИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Объектом практики являлся отдел по внедрению перспективных таможенных технологий службы таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России.
Цель прохождения производственной практики (преддипломной) заключается в необходимости развития навыков применения знаний, полученных в университете, расширении профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также сбора и систематизации материалов для выпускной квалификационной работы. Исходя из этого, были сформированы следующие задачи:
- систематизация, конкретизация и закрепление теоретических знаний на основе выполнения заданий руководителя практики от таможенного органа;
- сбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;
- ознакомление с основными программными средствами, которые используют должностные лица таможенных органов.
Отчет о прохождении производственной (преддипломной) практики со-стоит из титульного листа, введения, 6 разделов, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первом разделе представлен опыт внедрения и реализации современных таможенных технологий в странах Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, а также краткая характеристика Всемирной таможенной организации.
Во втором разделе рассмотрены проводимые пилотные проекты и эксперименты на территории Евразийского экономического Союза, которые позволяют оценить приоритетное направление развития интеграционного объединения.
В третьем разделе представлены пилотные и реализованные проекты таможенных органов Российской Федерации по применению перспективных таможенных технологий. Также рассмотрена динамика применения некоторых из используемых таможенных технологий за несколько лет и представлен график по дальнейшему развитию «электронных» таможен.
В четвертом разделе приведена общая характеристика Северо-Западного таможенного управления, краткая историческая справка, а также основные результаты деятельности регионального управления за несколько лет, которые дают представление об эффективности и значимости данного государственного органа.
В пятом разделе представлена общая характеристика и функции объекта практики, т. е. отдела по внедрению перспективных таможенных технологий. Приведены основные используемые программные средства данным отделом.
В шестом разделе рассмотрены пилотные проекты и эксперименты, проводимые в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, представлены технологии проводимых экспериментов, а также статистика по их применению.
На сегодняшний день большинство реформ проводимых таможенными службами различных стран мира основываются на рекомендациях Всемирной таможенной организации, которая разрабатывает и рассматривает опыт стран для ускорения процессов таможенного оформления товаров. Опыт, получаемый в рамках членства Российской Федерации в данной организации, помогает развивать потенциал не только страны, но и Евразийского экономического союза.
Так, на сегодняшний день, таможенными службами региональной интеграции ЕАЭС активно внедряются новые технологии, способствующие развитию таможенного транзита по таможенной территории Союза. Такие технологии, как мониторинг транзитных перевозок с использованием навигационных пломб и внедрение электронных сопроводительных документов, на данный момент являются наиболее перспективными для дальнейшего использования и распространения на всей территории ЕАЭС.
Помимо развития таможенных органов в рамках Союза, особое внимание уделяется национальным программам развития. Так, в Российской Федерации регулярно издаются стратегии развития таможенной службы. Данным документом устанавливаются основные задачи, стоящие перед государственным органом и направления развития. Например, в Стратегии развития была представлена концепция «электронной таможни», которая на сегодняшний день реализована практически во всех регионах России.
Объектом практики являлся отдел по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления. Данное региональное управление занимает особое место в структуре Федеральной таможенной службы так как регулярно занимает первые места по объему перечисленных де¬нежных средств в федеральный бюджет Российской Федерации, а также в связи с тем, что регион деятельности данного управления имеет общую границу со странами Европейского союза. Если говорить о внедрении современных технологий, то именно в регионе деятельности СЗТУ проводится большинство экспериментов и пилотных проектов, связанных с водным видом транспорта, которые в дальнейшем отрабатываются, внедряются и распространяются на другие региональные таможенные управления. Все проводимые эксперименты в регионе деятельности СЗТУ являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга с единой целью - упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
Отдел, являющийся объектом практики, играет важную роль в дальнейшем развитии таможенных органов Северо-Западного таможенного управления. Должностными лицами отдела ведется активный диалог с участниками внешне¬экономической деятельности, проводятся конференции и рабочие встречи, на которых может выявляться необходимость в дальнейшей модернизации тех или иных программных средств. Исходя из деятельности отдела, производимого должностными лицами анализа получаемых данных, могут выявляться недочеты в программных средствах с целью их исправления. Вся эта работа влияет на взаимодействие бизнеса и государственных органов, чтобы в дальнейшем развивать экономический потенциал страны и повышать рейтинг Российской Федерации для иностранных контрагентов и инвесторов.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
2. Распоряжение Совета ЕЭК от 13.07.2018 №25 «О проведении пилот¬ного проекта по маркировке и прослеживаемости товаров на базе цифровой плат¬формы товаров Евразийского экономического союза по товарной группе «табак и табачные изделия».
3. Распоряжение Совета ЕЭК от 21.02.2020 №4 «О плане мероприятий («дорожной карте») по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС на основе системы отслеживания транзитных перевозок товаров с ис¬пользованием навигационных пломб».
4. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регули¬ровании в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 №83 «О присоеди¬нении Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции о до¬говоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся элек¬тронной накладной».
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р «О Страте¬гии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 №940 «О функционировании механизма электронных накладных».
8. Приказ ГУ ГТК СССР от 10.05.1990 №104 «О создании Северо-За¬падного управления государственного таможенного контроля СССР».
9. Приказ ФТС России от 10.12.2009 №2233 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к гос¬ударственной границе Российской Федерации».
10. Приказ ФТС России от 22.04.2011 №845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».
11. Приказ ФТС России от 17.09.2013 №1261 «Об утверждении порядка использования единой автоматизированной системы таможенных органов и та¬моженного декларирования товаров в электронной форме».
12. Приказ ФТС России от 29.09.2017 №1574 «Об утверждении методик расчета целевых показателей решения задач Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года».
13. Приказ ФТС России от 06.10.2018 №1783 «О местонахождении и ре¬гионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления».
14. Приказ ФТС России от 04.12.2019 №1843 «О внесении изменений в приложения №5 и №6 к приказу ФТС России от 29 сентября 2017 года №1574».
15. Распоряжение ФТС России от 31.12.2013 №438-р «О практической реализации технологии автоматической регистрации деклараций на товары, по¬данной в виде электронного документа».
16. Распоряжение ФТС России от 31.08.2015 №266-р «О практической реализации автоматической регистрации деклараций на товары, поданных в форме электронного документа в соответствии с таможенными процедурами вы¬пуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны».
17. Распоряжение ФТС России от 26.10.2015 №327-р «О внесении изме¬нений в приложение к распоряжению ФТС России от 31 августа 2015 г. №266- р».
18. Распоряжение ФТС России от 10.09.2018 №197-р «О проведении экс¬перимента по мониторингу автомобильных перевозок товаров, перемещаемых между таможенными органами РФ и таможенными органами иных государств- членов ЕАЭС с использованием пломб».
19. Письмо ФТС России от 25.12.2017 №01-11/73654 «Об электронных таможнях».
20. Приказ Северо-Западного таможенного управления от 16.10.2019 №758 «Об утверждении Положения об отделе по внедрению перспективных та¬моженных технологий службы организации таможенного контроля СЗТУ».
21. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wcoomd.org/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ..
22. Официальный сайт Глобального фонда идентификации юридиче-ских лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gleif.org , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ..
23. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Рес-публики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.gov.by/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ., бел..
24. Официальный сайт Департамента внутренней безопасности США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbp.gov/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ..
25. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: www.eurasiancommission.org , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., арм., бел., каз., кыр., англ..
26. Официальный сайт Европейской комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ..
27. Официальный сайт Таможенной службы Финляндии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tulli.fi/etusivu , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. фин., словен., англ., рус..
28. Официальный сайт Комитета государственных доходов Министер¬ства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kgd.gov.kz/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., каз., англ..
29. Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sztu.customs.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..
30. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Элек¬тронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ..
31. Официальный сайт International Cargo Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alaics.kz/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..
32. Официальный сайт GS1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gs1.org , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ..