Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития персонала 7
1.1 .Система развития персонала: вопросы теории 7
1.2. Методы управления развитием персонала 15
1.З. Принципы создания самообучающейся организации 25
Глава 2. Анализ системы развития персонала в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан 32
2.1. Характеристика деятельности Государственной инспекции труда в
Республике Татарстан 32
2.2. Анализ деятельности Государственной инспекции труда в Республике
Татарстан 37
2.3. Анализ состава и структуры персонала Государственной инспекции
труда в Республике Татарстан 43
2.4. Оценка управления развитием персонала в Государственной
инспекции труда в Республике Татарстан 49
Глава 3. Совершенствование управления развитием персонала в
Государственной инспекции труда в Республике Татарстан 57
3.1. Совершенствование системы развитием персонала в Государственной
инспекции труда в Республике Татарстан 57
3.2. Стратегия развития персонала в Государственной инспекции труда в
Республике Татарстан 65
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложения
«Век живи, век учись» - пословица, которая на сегодня как никогда актуальна на рынке рабочей силы и в целом. Постоянное развитие и повышение квалификации сотрудников позволяет компаниям осваивать новые рынки, выходить на мировой уровень, успешно конкурировать и добиваться высокой производительности труда.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что в современных условиях существует потребность в развитии персонала для эффективности деятельности государственных структур, организаций и компаний. В наше время крупные западные компании тратят на развитие и обучение персонала от 2 до 5 % своего годового бюджета. Данные последних исследований консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) показывают, что в прошлом году на каждый доллар, инвестированный в развитие персонала, российские компании получили 1,5 доллара, тогда как среднеевропейский уровень составил 1,2 доллара.
Недостаток знаний и навыков приводит к низкому качеству результатов труда, повышению расхода ресурсов, низкой производительности, снижению конкурентоспособности продукции и предприятия, снижению мотивации и повышению уровня стрессовых ситуаций.
Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры. Для развития и процветания любой компании необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с требующимся уровнем квалификации. Человеческие ресурсы или персонал являются важнейшим составляющим в организации, на предприятии и т.д. Компания может иметь оптимизированные производственные помещения и оборудования, заниматься развитием современных технологий, но все эти действия невозможны без привлечения персонала. Ведь именно люди, персонал создают и формируют работу в организацию, производят и поставляют изделия. Говоря о компании, мы подразумеваем работу сотен тысяч людей, трудящихся на благо своей фирмы. Иными словами можно сказать, что персонал есть сердце и душа компании.
Большинство учреждений уже на сегодняшний день заинтересованы в инвестировании денег в человеческий капитал, обучение и развитие своих сотрудников. Руководители компаний осознают и необходимость эмоциональной и психологической совместимости сотрудников, способность быстро реагировать и самостоятельно принимать важные решения.
Экспертами международного аналитического бюро составлен психологический портрет идеального специалиста. Он должен иметь высшее профессиональное образование, сообразительным, креативным, компетентным в своём деле, обладать навыками аналитического мышления, общительным, уметь слушать и слышать, готовым к компромиссам, быть не резким в своих суждениях.
Чтобы быть конкурентоспособной организацией необходимо развивать профессионально-личностный потенциал персонала.
Профессионально-личностный потенциал персонала включает в себя уровень образования и интеллектуального развития, степень профессиональной подготовки, наличие опыта, умений и компетентности. Все перечисленные качества необходимо своевременно развивать для того, чтобы компания могла достичь своих целей.
Наша страна входит в число стран с высокоразвитым человеческим потенциалом, хорошо профессионально подготовленной рабочей силой. Это было достигнуто во многом благодаря существовавшей в прошлые годы хорошо отлаженной профессиональной подготовке кадров, включающей обучение трудовым навыкам, развитую региональную систему начального
профессионально-технического образования, а также систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве. Но с изменением модели рынка экономической и остановкой производства на многих предприятиях изменилась система ценностей. Трудовая деятельность утратила свою значимость, разрушилась система профессионального образования рабочих, компании не смогли больше инвестировать средства в подготовку и повышение квалификации кадров.
Все вышесказанное и обуславливает необходимость исследования управления развитием персонала в организации.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить, проанализировать и раскрыть систему управления развитием персонала в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан (сокр. - ГИТ в РТ), а также разработать рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Для достижения этой цели в данной работе решается ряд задач:
■ рассмотреть сущность и особенности системы управления развитием персонала;
■ определить методику развития персонала;
■ изучить новые направления развития - самообучающиеся организации;
■ дать общую характеристику Государственной инспекции труда в Республике Татарстан;
■ рассмотреть опыт по организации и управлению развитием персонала в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан;
■ предложить рекомендации по совершенствованию управлению развитием персонала в Государственной инспекции труда в РТ.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является управление персоналом в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.
Предметом изучения является управление развитием персонала в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.
Методика подготовки выпускной квалификационной работы состояла с поиска информации и изучения книг об управлении человеческими ресурсами, системе развитии персонала и её структуры, анализ управления развитием персонала в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан и разработка на этой основе практических рекомендаций по его совершенствованию.
Важными с точки зрения цели бакалаврской работы стали работы, посвященные управлению персоналом в целом, а именно Л.В. Карташовой , М.И. Соколова , А.А. Батяева , Н.А. Архангородской и др. Также были изучены статьи, электронные журналы, ресурсы, касающиеся темы бакалаврской работы. Отметим источники информации электронного журнала «Кадровик», электронного ресурса «HR-director», журнал экономической теории и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, списка использованных источников, приложения.
Результаты исследования проблем развития персонала показали актуальность существования проблемы и необходимости в более глубоком изучении.
В работе были изучены новые методы и подходы управления развитием персонала, особенности ее реализации, методов применения в реальных условиях, а также была рассмотрена на базе преддипломной практики в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.
В настоящее время организация развития персонала, которая бы могла успешно конкурировать на рынке, получает все большую необходимость. Такая потребность возникает по многим причинам. Современный рынок труда и рыночные отношения все время находятся в изменении, появляются новые направления деятельности и отрасли, которые необходимо изучить и построить успешный бизнес. Для этого необходим квалифицированный персонал.
Современные программы развития персонала разработаны таким образом, что подталкивают человека мыслить шире, самостоятельно, придумывать новые способы решения типичных проблем, уметь слушать других.
Проблема развития персонала изучается специалистами с разных сторон, определяются и формируются эффективные методы и т.д. В процессе такого исследования выявлено, что какой бы метод не был признан лучшим, данный процесс должен иметь непрерывный характер и проводиться на протяжении трудовой деятельности. Организации должны учитывать, что расходы на сотрудников, являются инвестициями в основной капитал.
В последние годы все чаще поднимаются вопросы о создании на государственной службе самообучающихся организаций как нового направления развития персонала.
Самообучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты.
Практика применения данного направления во Франции, США, Словении и постепенно в нашей стране показывает о целесообразности использования самообучающихся организаций на государственной гражданской службе.
Исследование управления развитием персонала велось на базе Государственной инспекции труда в РТ.
Государственная инспекция труда в РТ была основана в 1995 году и занимается надзорно-контрольной деятельностью за соблюдением трудового законодательства.
В инспекции труда методология развития персонала включает в себя прохождение аттестации раз в три года всеми сотрудниками, метод наставничества и редкие обучающие семинары. Изучив подробнее эти способы, нами был сделан вывод, что управление развитием персонала нуждается в совершенствовании.
Во время прохождения практики в системе управления развитием персонала в Государственной инспекции труда в РТ были выявлены такие проблемы:
- отсутствие дополнительных образовательных программ;
- неразработанные действия по работе с кадровым резервом;
- недостатки в проведении конкурсного отбора на замещение вакантных должностей;
- отсутствие плана карьерного роста.
Для обеспечения непрерывного развития и повышения эффективности работы нами было предложено использовать новое направление развития - самообучающиеся организации, создание исследовательских групп и разработка программы работы с кадровым резервом.
В современных быстроизменяющихся условиях люди должны научиться реагировать на происходящие ситуации незамедлительно, принимать решения самостоятельно. Так как на данном этапе деятельность всех государственных структур четко регламентирована, то для реализации концепции необходимо пересмотреть систему работы государственной службы в целом. Имеет место разрешить некоторую свободу в решении отдельных проблем, тем самым сократить время и ресурсы, затрачиваемые на данный момент.
На сотрудников инспекции труда возложены много обязанностей, которые взаимодействуют со многими задачами. Переход к самообучающейся организации поспособствует сокращению времени для решения некоторых вопросов, например, апелляционных, которые занимают большое количество времени и сил.
В рамках самообучающейся организации будут созданы исследовательские группы из сотрудников инспекции труда, которые смогут попробовать свои силы в написании научных статей и их защиты на конференциях, семинарах.
Эффективность от предложенных мероприятий составит увеличение количества проверок в год на 700, а также увеличение суммы выписанных штрафов на 10 500 000 рублей.
Не только действующие сотрудники инспекции труда будут задействованы в работе самообучающейся организации, но и кандидаты на замещение должностей из кадрового резерва. Кадровый резерв в инспекции труда находится на этапе зарождения, поэтому необходимо утвердить положения, регламентирующие деятельность резерва, порядок зачисления, методы работы с кадровым резервом.
Все эти мероприятия в совокупности направлены на повышение личностной и профессиональной компетентности гражданских служащих инспекции труда. Управление развитием должна быть системной, охватывать многие сферы деятельности. Поэтому стоит обратить внимание на систему оплаты труда сотрудников. Успешное участие сотрудников в научных образовательных встречах должно быть правильно отмечено руководством и вознаграждено.
Таким образом, в настоящее время управление развитием персонала в государственном секторе требует значительных изменений и перемен. Внедрение современных принципов организации государственной службы, формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы, повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы, обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих - это только малая часть направлений, необходимые для развития государственной гражданской службы.
Активное распространение новых направлений развития - самообучающихся и саморазвивающихся организаций могут быть успешно применены и на государственном уровне. Самообучающаяся организация предполагает непрерывное развитие сотрудников, участие в рабочих группах, конференциях, семинарах. Разработанные мероприятия по совершенствованию процесса развития персонала помогут повысить эффективность работы, а это приведёт к повышению производительности труда в Государственной инспекции труда.
Для более успешного включения сотрудников в систему самообучающейся организации необходимо создать эффективную систему, включающую в себя различные направления развития и обучения. Нужно разработать перечень документов, положений, выдаваемых сотрудникам. Кроме того необходимо непосредственно контролировать сам процесс, получая обратную связь как от самого сотрудника, так и от его линейного руководителя.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6- ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. от 07.05.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) « О системе государственной службы Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 27.07.2007 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) « О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5. Проект Указа Президента РФ «О федеральной программе « Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации.
6. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112. // Справочная система гарант.
7. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110.// Справочная система Гарант.
8. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)". // Справочная система гарант.
9. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 "О
дополнительном профессиональном образовании государственных
гражданских служащих Российской Федерации".// Справочная система гарант.
10. Постановление Правительства РФ от 06. 05.2008 г.№362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации». // Справочная система гарант.
11. Приказ Роструда от 31.03.2017 №202 « Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Республике Татарстан» // Справочная система гарант.
Книги
12. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
13. Базаров Т.Ю. Оценка управленческого персонала государственных и коммерческих структур / Т.Ю.Базаров, Х.А.Беков, Е.А.Аксенова. - М.: Центр Кадровых Технологий - XXI век, 2013. - 312 с.
14. Бармашова Л.В. Викторова Т.С. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие / Л.В Бармашова, Т.С. Викторова. - М: Вязьме,2012. - 256 с.
15. Батяев А.А. Идеальный персонал - профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации / А.А.Батяев. - М: Альфа- Пресс,2014. - 176 с.
16. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
17. Бюндюгова Т.В. Воронцова М. В., Галацан Т. А. Управление персоналом в социальных службах /Т.В. Бюндюгова, М.В. Воронцова, Т.А. Галацан. - Таганрог:С. А. Ступин, 2016. - 359 с.
18. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт,
2013. - 495 с.
19. Генкин Б.М. Никитина И.А. Управление человеческими ресурсами: учебник /Б.М. Генкин, И.А. Никитина. - М.: Норма: ИНФРА-М,
2013. - 464 с.
20. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов/ А.П.Егоршин. - 4-е изд., испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2013. - 720 с.
21. Карпов А. В., Клюева Н. В. Технологии управления развитием персонала. Учебник / А. В. Карпов, Н. В. Клюева. - М.: Проспект,2015. - 416 с.
22. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / Л.В. КарташовА. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 235 с.
23. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА, 2013. - 304 с.
24. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления/ М.Е. Литвак. - М.: Феникс, 2017 - 380 с.
25. Лукичева Л.И. Управление персоналом: учеб. пособие/ Л.И. Лукичева, - 9-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2014. - 263 с.
26. Макарова И.К., Алехина О.Е., Крайнова Л.М. Привлечение, удержание и развитие персонала компании. Учебное пособие / И.К. Макарова, О.Е. Алехина, Л.М. Крайнова. - М.:ИД «Дело»,2014. - 128 с.
27. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё / В.Е. Максимов. - С-Пб.: Речь, 2011. - 239 с.
28. Максимцев И.А. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / И.А. Максимцев - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 525 с.
29. Мальцев В.А. Социологический подход к анализу проблем профессионализма государственных служащих / В.А. Мальцев. - М. 2012. - 352 с.
30. Маслова В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата - 2-е изд., перераб. и доп. ./ В.М. Маслова. - М.: Издательство Юраит, 2015. - 492 с.
31. Омельченко Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / Н. А. Омельченко. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 108 с.
32. Папонова Н. Е. Обучение персонала компании: практ. пособие / Н. Е. Папонова. - М.: Финпресс, 2013. - 176 с.
33. Салякаев А. Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни/ А. Салякаев. -М.: Альпино, 2015. - 216 с.
34. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. / П.Сенге. - Доп. издание. М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 448 с.
35. Слободской А.Л. Обучение персонала организаций: учебное пособие / А.Л. Слободской. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 124 с.
36. Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: учебник/ М.И. Соколова. - М.: ТК Велби; Проспект, 2013. - 231 с.
37. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие - 2-e изд., перераб. и доп./ Т. О. Соломанидина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
38. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций /С. Стюарт/ Пер. с англ. В. Ноздриной. - М.: Поколение,
2014. - 368 с.
39. Шапиро С. А. Управление интеллектуальным трудом: учебное пособие./ С.А. Шапиро. - М.: Берлин:Директ-Медиа, 2015. - 263 с.
40. Шлендер П. Э. Управление персоналом организации: Учебное пособие. / П.Э. Шлендер. - М: Инфра, 2014. - 398 с.
41. Яхонтова Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие/ Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 с.
Статьи
42. Архангородская Н.А. Подготовка и переподготовка кадров: новые методы и формы / Н.А. Архангородская //Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. - 2013. - № 5. - 10 с.
43. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне / В.Э. Бойков //Социс. - 2008. - №9. - 89 с.
44. Борисова Е. Планирование персонала легко в теории, сложно на практике / Е.Борисова // Служба кадров. - 2014 - № 5.- С.21-25
45. Варламов К.В. Кадры и социальное управление / К.В. Варламов // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 4 - 47 с.
46. Гибнер Я. М. Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала / Я.М. Гибнер // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.1. - 124 с.
47. Гордеева Е.С. Кадровый резерв как эффективная система / Е.С.Гордеева // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 11. - С. 55-56.
48. Комаров С.В., Молодчик А.В., Пустовоит К.С. На рубеже изменения парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы / С.В.Комаров, А.В.Молодчик, К.С. Пустовоит // Журнал экономической теории. - 2012. - N.3. - 143 с.
49. Комаров С.В., Пустовойт К.С., Молодчик А.В., Акатов Н.Б. От самоорганизации к саморазвитию: смена парадигмы менеджмента / С.В. Комаров, К.С. Пустовойт, А.В. Молодчик, Н.Б. Акатов// [монография]. Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики Урал. отд-ния Рос. акад. наук. - Екатеринбург ; Пермь : Тип. ПНИПУ, 2013. - 257 с.
50. Коптева К.В., Бакшеева О.А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации / К.В. Коптева, О.А. Бакшеева // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 5. - С. 77-81.
51. Лымарева О.А., Рассоленко Н.А. Профессиональное развитие и обучение персонала в современной организации / О.А. Лымарева, Н.А.
Рассоленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
- 2014. - № 5. - С. 41-45.
52. Маркеева А.В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации / А.В. Маркеева // Российское предпринимательство. - 2015.Том 16. - № 12. - 1936 с.
53. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации/ О.В. Нестерова // Науковедение. - 2015. Том 7. - №2. 13 с.
54. Полякова Ю. Наставничество и обратная связь: ключ к успешной адаптации / Ю. Полякова, Д. Миронова // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 2. - С. 46-50.
55. Тычинская Ж. Повышение квалификации персонала - оценка эффективности / Ж. Тычинская // Человек и труд. - 2013. - N 2. - С. 76-78.
56. Шлафман А.И., Бачин Д.А. Методы обучением действием и коучинга в развитии персонала / А.И. Шлафман, Д.А. Бачин / Мир экономики и права. - 2014. - № 1-2. - С. 40-45.
Электронные ресурсы
57. Buddying, shadowing и другие новые методы обучения персонала [Электронный журнал]. - Режим доступа:http://www.kadrovik.ru/modules.php
58. Альвердов А. Р. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013, ЭБС Знаниум.
59. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала [Электронный ресурс]/ А.Д. Бачин // Современные научные исследования и инновации - 2014. - № 4.- Режим доступа: http://web. snauka.ru/issues/2014/04/32311.
60. Валькович О.Н., Коротких , Л.В. Совершенствование системы управления персоналом на российских предприятиях: особенности применения зарубежных моделей // Экономика и менеджмент инновационных технологий [Электронный ресурс]. - 2015. - № 12. -
Режим доступа: http: //ekonomika. snauka. ru/2015/12/10325.
61. Дементьева А.А. Роль развития персонала в реализации целей органов государственной власти [Электронный ресурс] / А.А. Дементьева // ЭГО. - 2015. - N 2. - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/02/02/
62. Методы обучения сотрудников на рабочем месте и вне офиса [Электронный журнал]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/8799- obuchenie-sotrudnikov
63. Обучение персонала - 2016: как учить, чтобы получать прибыль.
Нестандартные методы [Электронный журнал] - 2016. - Режим
доступа:http://www.hr-director.ru/article/65747-qqq-15-m10-obuchenie-personala-2016/.
64. Профессиональное развитие и обучение персонала [Электронный журнал] - Режим доступа: http://upravlencam.ru/sis/page27/index.html
65. Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
66. Таланова А.В., Лымарева , О.А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта // Экономика и менеджмент инновационных технологий [Электронный ресурс]. 2013. № 12. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3475.
67. Турчинов А.И. Государственная служба России: состояние и проблемы развития [Электронный ресурс] /А. И. Турчинов// Социально-профессиональное развитие государственной службы. Материалы 13-й Общерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М.: РАНХиГС. -
2014. Режим доступа: www.igsup.rane.ru.