Введение 4
1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 9
1.1. Обзор основных моделей оценивания качества педагогической
деятельности 9
1.2. Обзор и анализ методов оценки качества деятельности научно-педагогических кадров высшей школы в зарубежных странах 15
1.3. Обзор и анализ методов оценки качества деятельности ППС в
российских вузах 19
1.4. Программные решения применяемые для управления вузом 26
1.5. Выводы по главе 31
2. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 33
2.1. Рейтинг как инструмент оценки качества профессиональной
деятельности преподавателей 33
2.2. Структура рейтинговой оценки 36
2.3. Технология построения и этапы создания системы рейтинговой
оценки качества профессиональной деятельности преподавателей 38
2.4. Описание модели разрабатываемой информационной системы с
использованием методологии UML 45
2.5. Применение метода экспертных оценок для определения значения
критериев 48
2.6. Математическая модель расчета рейтинга преподавателей .
2.7. Создание логической модели данных 54
2.8. Выводы по главе 54
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА 56
3.1. Выбор компонентов программного модуля информационной системы.56
3.2. Описание программных модулей 58
3.3. Подготовка исходных данных и проведение экспериментов 64
3.4. Результаты оценки рейтинга преподавателей кафедры 66
3.5. Выводы по главе 67
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ 68
4.1. Расчёт суммарных затрат на разработку, внедрение и сопровождение
системы 68
4.2. Расчёт прибыли в результате использования системы 69
4.3. Оценка эффективности капиталовложений 73
4.4. Выводы по главе 77
Заключение 78
Список используемой литературы
Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагога и педагогического коллектива все время была одной из актуальных и в то же время сложнейших проблем, так как касалась отношений не только внутри профессионально-педагогического сообщества, но и взаимодействия образовательных систем с обществом. Система образования, представляя из себя социальный институт, все время пребывает в центре внимания общества. Так как она хочет знать, насколько эффективно система образования выполняет установленные для нее социальные функции. Педагогической практике же характерна склонность к критической оценке процесса и результатов образовательной деятельности, она пытается «примерить» на себя наилучшие образцы образовательной практики.
Педагогическая деятельность принадлежит к творческому виду труда, поэтому ее результативность, эффективность и качество можно оценить разнообразными способами. Это и является причиной существования многообразных подходов к созданию оценочных моделей, отличающихся друг от друга, и иногда значительно, как по методологическим основаниям, так и по процедурам практической реализации.
Ища оптимальную модель для объективной оценки деятельности педагога некоторые ученые берут за основу количественные показатели результатов профессиональной деятельности преподавателя, которые можно точно измерить. Другие же ученые, основываясь на уникальности и творческом характере профессиональной деятельности преподавателя, предлагают осуществлять оценку фактически лишь по содержательным качественным критериям. Зачастую в подобных случаях, истина оказывается где-то посредине, и для разработки действительно объективной системы оценки нужен компромисс, разумное сочетание количественных и качественных методов оценки.
В последнее десятилетие, когда очень сильно возросло количество вузов в России, а качество образования стало приоритетом государственной образовательной политики, нахождение такого компромисса становится особенно актуальным. Сейчас все более необходимым требованием времени является оценка с применением понятных обществу количественных параметров, характеризующих научно-педагогическую деятельность преподавателя и, самое основное, не зависящих от воздействия субъективных факторов.
Потребность в создании системы оценки качества деятельности вузов, которая лежит в основе информационного обеспечения большого круга потребителей разного уровня, актуализирует постановку вопроса о требованиях к применяемым диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и представления результатов.
Несмотря на широкий спектр показателей качества образования, которые необходимо оценить, применяемые в системе оценки диагностические средства должны обладать рядом общих свойств, определяемых свойствами этой системы.
Также немаловажное значение имеет вопрос о том, кто участвует в процессе оценки качества деятельности ППС, кто ответственный за достоверность предоставляемой информации, кто на заключительном этапе ее объединяет для последующего анализа и принятия управленческих решений. При этом отдельные показатели могут оцениваться различными субъектами контроля как внутри вуза, так и вне его.
Ставя перед собой задачу по разработке системы оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, нужно иметь ввиду что эта система должна быть по возможности проста и понятна не только руководителям вузов и самим педагогам, но и другим заинтересованным лицам, и базироваться она должна в первую очередь на очевидных и общепринятых показателях.
Рейтинг как система оценки по формальным показателям обладает бесспорными преимуществами — ясностью критериев, простотой реализации и недопустимостью произвольно увеличивать или уменьшать оценку в зависимости от того, чья именно деятельность оценивается. Поэтому результаты формальной оценки продуктивности труда могут и должны быть применены в роли барьера, ставящий заслон на пути сложившихся стереотипов, широко распространенной практики «назначения» лучших, субъективизма оценки и попыток «подретушировать» результаты педагогической деятельности.
Проблема исследования понимается здесь как противостояние между общественно-государственной потребностью в создании методики оценки деятельности ППС вузов в условиях модернизации высшего образования, предъявления более высоких требований к высшей школе от общества и государства, с одной стороны, и отсутствием системного подхода к подбору показателей оценки качества деятельности ППС - с другой. Существующие методики оценки деятельности педагога не позволяют объективно оценить субъект профессиональной деятельности, а их использование нередко влечет не оптимизацию внутривузовской деятельности, а усложняет ее. По причине недостатков в существующих методиках оценки деятельности педагога вузы лишаются талантливых и особо одаренных педагогов, не обладая возможностью хорошо поощрять их профессиональный труд и стимулировать творческую активность.
Объект исследования - методы оценки деятельности преподавателей в вузе.
Предмет исследования - рейтинг как система оценки деятельности ППС кафедры вуза
Цель исследования - разработать программный модуль для проведения рейтинговой оценки деятельности преподавателя, обеспечивающие создание необходимых условий для повышение качества профессионального образования.
Главными задачами исследования являются:
• изучить опыт существующих методик по оценке деятельности преподавателей вузов;
• модернизировать методику по оценке рейтинга качества работы преподавателей с использованием интеллектуальных компонентов;
• разработать программный модуль для рейтинговой оценки деятельности преподавателей;
• экспериментально оценить рейтинг преподавателей с помощью программного модуля.
Методы исследования: анализ, дедукция, моделирование, формализация, тестирование, эксперимент. Все методы исследования взаимодействуя и дополняя друг друга, обеспечивают надежность полученной информации
Анализ
• анализ существующих решений оценок деятельности преподавателей в вузах
• анализ существующих методик рейтинговой оценки Дедукция
• дедукция литературы по данной проблеме
Моделирование:
• создание модели БД для рейтинговой оценки преподавателей
• моделирование процесса рейтинговой оценки преподавателей Формализация
• усовершенствование существующей методики расчета рейтинга преподавателей учитывающее специфику учебного процесса вуза
• программная реализация системы рейтинговой оценки преподавателей
Тестирование
• тестирование разработанной программы на ошибки
Эксперимент
• проведение эксперимента по расчету рейтинга преподавателей кафедры СТС
Научная новизна исследования заключается в следующем: применение математического моделирования и технологии обработки данных для расчета рейтинговой оценки качества деятельности преподавателя
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в разработке конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности педагога вуза путем внедрения модернизированной методики оценки преподавательского труда. Данная методика оценки деятельности Ш1С направлена на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, улучшение методов управления и совершенствование оплаты труда. Полученная методика оценки качества ППС вузов может быть внедрена в различные вузы для совершенствования системы оплаты труда педагогов, при формировании стратегии развития потенциала преподавательского состава высшей школы, для улучшения образовательного процесса посредством внедрения интерактивных форм обучения, а также использоваться в качестве информационных руководств вузам для оценки деятельности ППС.
В современной системе образования РФ сложилась неоднозначная ситуация. Хотя в стране и реализуется в рамках основ государственной инновационной политики России программа в системе высшего профессионального образования существуют существенные проблемы: от несоответствия ресурсного обеспечения целям учебного процесса и задачам развития страны до низкого уровня потенциала кадрового состава вузов, так же система управления высшим образованием не мотивирует вузы к внедрению принципов достижения и постоянного совершенствования качества своего труда.
В ходе исследования сущности профессиональной деятельности педагога, было определено, что ей посвящено множество научно-исследовательских работ, но в основном, исследователи анализируют профессиональную деятельность педагога на примере учителя среднего образования, раскрывают его профессиональную деятельность, функции, результаты его труда.
Спецификой профессиональной деятельности педагога в высшей школе является то, что кроме обучающей и воспитывающей деятельности у преподавателя высшей школы преобладают и другие виды деятельности, которые реализует педагог в процессе работы в вузе. Также нужно иметь в виду то, что чаще всего в вузах преподают выпускники не педагогических вузов и многие аспекты и особенности педагогической деятельности, строящейся на основе науки - педагогика, не могут быть применимы к преподавательской деятельности.
Таким образом, в диссертационном исследовании были рассмотрены основные виды деятельности, функции преподавателя вуза и характеристики преподавателя как личности, которыми он должен обладать для выполнения профессиональных функций. Современное управление высшим образованием невозможно без контроля профессиональной деятельности педагога: уровень научно-педагогического потенциала и компетентность Ш1С необходимо рассматривать через оценку его деятельности.
Успешный педагог — это сотрудник развивающейся образовательной системы и данная система должна уметь сопоставлять преподавательскую деятельность, критерии и методологии оценки его труда, систем стимулирования данной деятельности и пути дальнейшего ее улучшения.
В результате анализ зарубежного опыта было выявлено, что в основном в зарубежных университетах уделяют особое внимание качественным критериям (оценке независимых экспертов) индивидуальной профессиональной деятельности педагога. Во многих странах одной из форм контроля качества образования являются жесткие процедуры назначения на должность преподавателей и особенно кандидатов, которые претендуют на должности доцентов или профессоров. 1ри этом в зарубежных подходах к оценке деятельности педагога участие в научно-исследовательской работе и эффективность преподавания являются системообразующими, хотя и не единственными компонентами. Западные исследователи в области образования и оценки педагогических кадров выделили 3 функции систем оценивания педагогов: информационную, мотивационную и стимулирующую и доказали опытном путем, что важнейшим условием совершенствования образовательного процесса является совершенствование педагогического мастерства педагога, который является стержневым звеном любой педагогической системы.
В результате анализа отечественного опыта использования систем оценки профессиональной деятельности педагога в вузах было выявлено:
- что специфика организации образовательного процесса и учебных планов в отечественных вузах не способствует реализации функций систем оценивания педагогов, выделенных зарубежными учеными;
- что в российских вузах оценка профессиональной деятельности педагога осуществляется в основном путем аттестации кадров, которая является формальной и не соответствует требованиям развития современного вуза;
- основные проблемы внедрения единой методики оценки профессиональной деятельности Ш1С в отечественных вузах;
- что критерии оценки качества деятельности педагога на данный момент нормативно не определены и почти во всех вузах России есть разного рода перечни требований к педагогам, а оценка их труда осуществляется на основе своих собственных разработанных или заимствованных методик.
В настоящее время система управления высшим образованием в России не способствует внедрению в вузах «прозрачных» принципов достижения и непрерывного совершенствования качества своей работы. Большинство вузов боятся неверного применения показателей эффективности со стороны межвузовских структур и пытаются в разумных пределах искажать результаты своей деятельности при одновременном завышении своего потенциала.
Вопросы мотивации и стимулирования работы 11С высшей школы, а в частности оплате труда как ключевому фактору улучшения качества учебного процесса, остаются актуальными. В современной практике вузы могут воспользоваться различными подходами в формировании собственной системы оплаты труда и применении разных форм: от сдельной до почасовой или смешанной. Однако для оценки эффективности сложных видов деятельности не могут использоваться простые схемы. Решение данной проблемы возможно при создании четких критериев оценки труда педагогов.
Для эффективной работы педагогов и повышения качества образовательного процесса необходима единая система оценки деятельности 11С, а именно единая рейтинговая оценка. 1ри принятии новой схемы оплаты труда 11С становится актуальной именно проблема определения рейтинга каждого педагога на основе единой унифицированной методики с многомерным анализом его деятельности и многобалльной оценкой.
Хотя на данный момент почти все вузы разрабатывают и внедряют в практику каждый свою оценку преподавательского состава, они не могут считаться универсальными. В результате проведенного в работе анализа методик было выявлено, что существует ряд недостатков, свойственных в основном всем методикам, которые не позволяют превратить процесс оценки профессиональной деятельности педагога в инструмент развития личности педагога и, тем самым, улучшения качества образовательного процесса в целом. Например, излишняя формализация методик, включение в рейтинг только количественных показателей и др.
Критерии оценки педагогов должны учитывать не только объективную, но и субъективную сторону, а также должны включать в себя не только количественные, но и качественные характеристики.
Для создания методики оценки профессиональной деятельности педагога были рассмотрены основные принципы, факторы и условия, при которых, разработанная и внедренная в образовательный процесс, методика будет реально действенной.
Оценка компетентности Ш1С должна быть связана с реализацией следующих принципов: объективности, справедливости, диагностичности, практической направленности, научности, полноты и значимости каждого критерия
Также, оценка педагогов вуза существенно зависит от ее соответствия следующим требованиям:
- оцениваемый должен быть убежден в объективности оценки;
- воспринимал ее как полезную для себя;
- знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки;
- хотел устранить выявленные недостатки.
Таким образом, всем принципам оценки профессиональной деятельности педагога отвечает рейтинговая оценка, которая является перспективной, так как совмещает в себе практически все достоинства известных способов оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, позволяет преодолеть субъективность и обеспечить интегративность оценки, поскольку данная система основывается на накоплении баллов за каждый выполненный педагогами вид научной, учебной, воспитательной и методической работы.
Усовершенствованная методика оценки профессиональной деятельности педагога отвечает всем требованиям, выявленным в ходе анализа и основывается на методе ранжирования. Введение разработанных критериев и показателей в практику работы вузов будет способствовать реализации принципов интенсификации и эффективности подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации российского образования.
Процесс оценки состоит из 2 уровней оценивания компетентности педагогов вуза и включает:
- квалификационный рейтинг педагога относительно постоянных показателей, характеризующих квалификационный потенциал педагога, накопленный им за все время работы (таких как - стаж работы, ученая степень и звание, членство в академиях, наличие почетных званий и других знаков отличия и т.д.);
- «текущий» рейтинг, отражающий достижения педагога, его профессиональную деятельность за данный учебный год.
Исходными данными для определения «текущего» рейтинга является: объем учебной нагрузки, сведения о публикациях, составление учебно-методических рекомендаций, приобретение патентов, применение новых технологий в процессе работы и т.д.
Разработанная система оценки профессиональной деятельности педагога позволит путем выбора приоритетов направлять усилия как отдельных преподавателей, так и всего коллектива кафедры на эффективное выполнение самых актуальных задач для вуза. Система оценки педагогической деятельности вуза будет стимулирующим фактором для педагогов к улучшению личной квалификации в различных формах, к активному участию во всех сферах жизни кафедры и вуза, к ответственному исполнению своих профессиональных обязанностей.
Разработанная методика оценки качества профессиональной деятельности педагога является одним из элементов управления деятельностью вуза, на которое оказывают свое влияние такие факторы внешней среды как показатели государственной аккредитации вузов, переход на двух уровневую систему высшего образования и другие.
Следовательно, современное развитие социально-экономических и других сфер жизнедеятельности общества требует создания и введения в каждом вузе системы оценки качества деятельности преподавателей, взаимоувязанной с принципами системы менеджмента качества и основанной на актуальных для сегодняшнего момента критериях. Именно система оценки качество профессиональной деятельности педагога в конечном итоге должна способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, совершенствованию системы оплаты труда, улучшению методов образовательным учреждением.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
> изучен опыт существующих методик по оценке деятельности педагогов вузов;
> усовершенствована методика по оценке рейтинга качества работы преподавателей;
> спроектирован и реализован программный модуль для расчета рейтинга деятельности преподавателей
> получена экспериментальная оценка рейтинга деятельности преподавателей.
1 Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2007. - 159 с.
2 Алферов Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю.С. Алферов, И.М. Курдюмов, Л.И. Писарев. - М., 2008.
3 Бадарч Д. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Д. Бадарч, Я. Нарагцецег, Б.А. Сазонов / Под общ. ред. Б.А. Сазонова - М.: НИИВО, 2003. - 76 с. - (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.11).
4 Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2010. - 359 с.
5 Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США / В.А. Матюхин. - М., 2002. - 48 с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИВО; Вып. 2).
6 Тарташвили Т.А. Управление вузовской системой в США / Т.А. Тарташвили - М., 2011. - 52 с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИВО; Вып. 4).
7 Трапицын С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе. Дис. ... д-ра пед. наук / С.Ю. Трапицын. - СПб., 2005.
8 Барбарига А.А. Британские университеты: Учеб. пособие для пед. ин- тов / А.А. Барбарига, Н.В. Федорова. - М.: Высш. школа, 2003. - 127 с.
9 Могилевкин, Е.А. Деловая оценка персонала в вузе / Е.А. Мо- гилевкин, О.В. Горшкова, А.С. Новгородов // Университетское управ- ление. - 2008. - № 1. - С. 48 - 54.
10 Новаков Н. Рейтинг преподавателей и управление вузом / Н. Новаков.- Волгоград: ВолгГТУ, 2002.
11 Захаревич В.Г. Оценка качества работы преподавателей вуза / В.Г. Захаревич, В.А. Обуховец // Высш. образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 12-15.
12 Нуждин В.Н. Стратегическое управление качеством образования /
B. Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева // Высш. образование сегодня. - 2003. - № 4-5. -
C. 6-13.
13 Ковалев В. Система оценки деятельности кафедр университета / В. Ковалев // Вестн. высш. школы. - 2002. -№ 1. - С. 17-22.
14 Мизинцев В.П. Основы аттестации профессорско- преподавательского состава в вузе / В.П. Мизинцев. - Южно- Сахалинск, 2002.
15 Отраслевые и специализированные решениях "1С:Предприятие 8"//
Обзор программы 1С:Университет ПРОФ URL:
http://solutions.1c.ru/catalog/university-profДата обращения: 26.04.2017
16 Официальный сайт компании Галактика// О решении «Галактика Управление Вузом» URL: https://www.galaktika.ru/vuz/Дата обращения: 20.04.2017
17 Официальный сайт компании Naumen /О решении Naumen University URL: http://www.naumen.ru/products/university/Дата обращения: 07.05.2017
18 Дедкова И.Ф., Беляева Т.А. Управление качеством
преподавательского труда как главный фактор обеспечения качества высшего образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов, 2006. № 4. Ч.2.
19 Васильева Е. Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах: Монография. — Архангельск, 2005.
20 Васильева Е. Ю. Теория и практика оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза: Монография / Е. Ю. Васильева, С. Ю. Трапицын. — СПб., 2006.
21 Тема 8.1 Информационные системы // Сайт Сочинского института экономики и информационных технологий (СИЭИТ) - URL: http://www.xsieit.ru/download/design of information systems/lectures/872.html.Дата обращения: 22.05.2017
22 Федосеев, В.В. «Экономико-математические методы и прикладные модели»/ В.В. Федосеев / М.: «Юнити», 2001 г. - 145 с.