ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
|
Введение 4
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости 8
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и концепции 8
1.2. Основные классификации когнитивных стилей 14
1.3. Саморегуляция, ее компоненты и стилевые характеристики 17
1.4. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и
саморегуляцией личности 21
1.5. Особенности развития личности в период ранней взрослости 25
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.1. Цели и задачи исследования 31
2.2. Характеристика выборки исследования 32
2.3. Описание методов и процедуры исследования 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 48
3.1. Показатели эмоционального интеллекта у студентов 48
3.2. Показатели когнитивных стилей у студентов 61
3.3. Показатели саморегуляции у студентов 67
3.4. Анализ взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта,
когнитивных стилей и саморегуляции личности у студентов 79
3.5. Моделирование взаимосвязей эмоционального интеллекта с
когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов 91
Глава 4: Обсуждение результатов эмпирического исследования 98
Выводы 103
Заключение 105
Список использованной литературы 108
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости 8
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и концепции 8
1.2. Основные классификации когнитивных стилей 14
1.3. Саморегуляция, ее компоненты и стилевые характеристики 17
1.4. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и
саморегуляцией личности 21
1.5. Особенности развития личности в период ранней взрослости 25
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.1. Цели и задачи исследования 31
2.2. Характеристика выборки исследования 32
2.3. Описание методов и процедуры исследования 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 48
3.1. Показатели эмоционального интеллекта у студентов 48
3.2. Показатели когнитивных стилей у студентов 61
3.3. Показатели саморегуляции у студентов 67
3.4. Анализ взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта,
когнитивных стилей и саморегуляции личности у студентов 79
3.5. Моделирование взаимосвязей эмоционального интеллекта с
когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов 91
Глава 4: Обсуждение результатов эмпирического исследования 98
Выводы 103
Заключение 105
Список использованной литературы 108
Актуальность проблемы исследования. В начале ХХ в. в психологии ученые вели поиски способностей, связанных не с общим интеллектом, а с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта и социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Эмоциональный интеллект (EI) — способность человека осознавать эмоции. Наиболее распространенным пониманием эмоционального интеллекта является положение Д.В. Люсина, который рассматривает эмоциональный интеллект как способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [41].
В современной научной литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос о современном состоянии и перспективах изучения стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
Природа наделила человека не только способностью адаптации, но и возможностью к саморегуляции. Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Таким образом, на сегодняшний день в науке назрела проблема изучения возможности и способности человека к пониманию эмоций, исходя из сформированности собственных когнитивных стилей и саморегуляции, т.е. как человек может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать их, идентифицировать и находить подходящее словесное выражение, понимать причины и следствия эмоций.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Изучить компоненты эмоционального интеллекта у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
2. Выявить характеристики когнитивных стилей у студентов: полезависимость/поленезависимость и аналитичность/синтетичность с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
3. Исследовать стилевые характеристики саморегуляции и уровень субъективного контроля у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
4. Проанализировать взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности в период ранней взрослости.
5. Выявить предикторы эмоционального интеллекта среди показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности.
Гипотезы:
1) В эмоциональном интеллекте можно условно выделить 2 компонента: когнитивный и эмоциональный, которые по-разному взаимосвязаны с поленезависимостью и аналитичностью.
2) Такие компоненты эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» наиболее тесно взаимосвязаны с показателями саморегуляции личности.
3) Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов имеет свою специфику в связи с учебно-профессиональной направленностью.
4) У исследуемых параметров основные различия по фактору пола связаны с более высоким показателем эмоционального интеллекта у женщин.
Объект исследования: эмоциональный интеллект, когнитивные стили, саморегуляция личности.
Предмет исследования: взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Методы исследования. В ходе проведения эмпирического исследования использовались психодиагностические методы.
Методы исследования эмоционального интеллекта:
1) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)
2) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Методы исследования когнитивных стилей:
3) Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна
4) Методика «Свободная сортировка объектов» Р Гарднера в модиф.
Нафтульева и Лебедевой
Методы исследования саморегуляции:
5) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой
6) Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Статистические методы: описательные статистики, T-критерий Стьюдента для выявления различий у юношей и девушек, корреляционный анализ и регрессионный анализ для двух зависимых переменных - интегральных показателей эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании подготовленного диагностического инструментария и результатов эмпирического исследования в работе практикующих психологов.
База исследования: выборку исследования составляли студенты, учащиеся по программе магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (61 студент) и университета им. А.И. Герцена (РГПУ) (11 студентов). Для сравнения было выбрано 3 группы студентов с трех разных по 6
направлению факультетов:
1) факультет психологии
2) факультет филологии
3) факультет математики.
В каждой группе по 24 человека. Таким образом, в первую группу вошли 72 студента, 45 девушек и 27 юноши, средний возраст 21,5лет.
В современной научной литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос о современном состоянии и перспективах изучения стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
Природа наделила человека не только способностью адаптации, но и возможностью к саморегуляции. Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Таким образом, на сегодняшний день в науке назрела проблема изучения возможности и способности человека к пониманию эмоций, исходя из сформированности собственных когнитивных стилей и саморегуляции, т.е. как человек может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать их, идентифицировать и находить подходящее словесное выражение, понимать причины и следствия эмоций.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Изучить компоненты эмоционального интеллекта у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
2. Выявить характеристики когнитивных стилей у студентов: полезависимость/поленезависимость и аналитичность/синтетичность с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
3. Исследовать стилевые характеристики саморегуляции и уровень субъективного контроля у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
4. Проанализировать взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности в период ранней взрослости.
5. Выявить предикторы эмоционального интеллекта среди показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности.
Гипотезы:
1) В эмоциональном интеллекте можно условно выделить 2 компонента: когнитивный и эмоциональный, которые по-разному взаимосвязаны с поленезависимостью и аналитичностью.
2) Такие компоненты эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» наиболее тесно взаимосвязаны с показателями саморегуляции личности.
3) Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов имеет свою специфику в связи с учебно-профессиональной направленностью.
4) У исследуемых параметров основные различия по фактору пола связаны с более высоким показателем эмоционального интеллекта у женщин.
Объект исследования: эмоциональный интеллект, когнитивные стили, саморегуляция личности.
Предмет исследования: взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Методы исследования. В ходе проведения эмпирического исследования использовались психодиагностические методы.
Методы исследования эмоционального интеллекта:
1) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)
2) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Методы исследования когнитивных стилей:
3) Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна
4) Методика «Свободная сортировка объектов» Р Гарднера в модиф.
Нафтульева и Лебедевой
Методы исследования саморегуляции:
5) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой
6) Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Статистические методы: описательные статистики, T-критерий Стьюдента для выявления различий у юношей и девушек, корреляционный анализ и регрессионный анализ для двух зависимых переменных - интегральных показателей эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании подготовленного диагностического инструментария и результатов эмпирического исследования в работе практикующих психологов.
База исследования: выборку исследования составляли студенты, учащиеся по программе магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (61 студент) и университета им. А.И. Герцена (РГПУ) (11 студентов). Для сравнения было выбрано 3 группы студентов с трех разных по 6
направлению факультетов:
1) факультет психологии
2) факультет филологии
3) факультет математики.
В каждой группе по 24 человека. Таким образом, в первую группу вошли 72 студента, 45 девушек и 27 юноши, средний возраст 21,5лет.
Целью данной дипломной работы являлось изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. Задачами дипломной работы являлись: изучение научно-теоретических основ эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; проведение эмпирического исследования эмоционально-личностных особенностей личности в период ранней взрослости, а именно их эмоциональный интеллект, когнитивные стили и саморегуляцию; проведение анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; формулирование выводов по дипломной работе.
Эмпирическую часть исследования обеспечивал комплекс психодиагностических методик и методов математической статистики: Методы исследования эмоционального интеллекта: Методика Н. Холла Тест на эмоциональный интеллект, Тест Эмоциональный интеллект Д.Люсина. Методы исследования когнитивных стилей: Тест «Скрытые фигуры» (Методика Л.Л. Терстоуна), Методика «Свободная сортировка объектов» (Гарднер). Методы исследования саморегуляции: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, Опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера в модификации Нафтульева и Лебедевой. Статистические методы: t-критерий Стюдента, S-критерий Шеффе.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по специальностям «математика», «психология», «филология», всего 72 человека. С целью проверки гипотезы дипломной работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме изучения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. На втором этапе был подобран методический инструментарий и дано обоснование психодиагностическим методикам исследования. На третьем этапе проделана количественная и качественная обработка данных, проведен анализ взаимосвязи между изучаемыми параметрами. Так же были определены методы, для выявления взаимосвязи между изучаемыми параметрами.
Гипотеза о наличии взаимосвязи между общим уровнем эмоционального интеллекта и сочетанием поленезависимости с преобладающим полюсом аналитичности была подтверждена на примере группы математиков (были выявлены положительные взаимосвязи индекса поленезависимости с общим уровнем эмоционального интеллекта, а также количества групп с межличностным эмоциональным интеллектом). Люди с высоким показателем поленезависимости ориентированы на внутреннюю цель и менее склонны быть подвержены внешнему давлению, что способствует упорядочиванию внешних условий и управлению эмоциями своими и чужими для решения практической задачи.
Также была подтверждена гипотеза о различиях в структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией. Так, на примере студентов-математиков, на общий эмоциональный интеллект влияют преимущественно такие параметры саморегуляции, как гибкость и интернальность в области семейных отношнениях. В то время как для студентов-филологов, на общий эмоциональный интеллект оказывает влияние интернальность в области производственных отношений.
Результаты исследования дают возможность для более точной психологической дифференциации, описания и интерпретации психологического портрета человека в соответствии с его принадлежностью к тому или иному когнитивно-стилевому полюсу и уровню саморегуляции. Данный материал может применяться в практике для организации обучения и консультирования по проблемам индивидуальных различий и особенностям восприятия, организации и переработки информации людьми, индивидуальных различий в саморегулировании. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ, учебных курсов и спецкурсов, представленных в виде лекций.
Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта с личностными свойствами могут быть учтены при разработке и построении индивидуальных или групповых адаптационных и развивающих программ для студентов. Гендерные различия, установленные в процессе исследования, позволяют индивидуализировать развивающие программы в соответствии с полом.
Эмпирическую часть исследования обеспечивал комплекс психодиагностических методик и методов математической статистики: Методы исследования эмоционального интеллекта: Методика Н. Холла Тест на эмоциональный интеллект, Тест Эмоциональный интеллект Д.Люсина. Методы исследования когнитивных стилей: Тест «Скрытые фигуры» (Методика Л.Л. Терстоуна), Методика «Свободная сортировка объектов» (Гарднер). Методы исследования саморегуляции: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, Опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера в модификации Нафтульева и Лебедевой. Статистические методы: t-критерий Стюдента, S-критерий Шеффе.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по специальностям «математика», «психология», «филология», всего 72 человека. С целью проверки гипотезы дипломной работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме изучения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. На втором этапе был подобран методический инструментарий и дано обоснование психодиагностическим методикам исследования. На третьем этапе проделана количественная и качественная обработка данных, проведен анализ взаимосвязи между изучаемыми параметрами. Так же были определены методы, для выявления взаимосвязи между изучаемыми параметрами.
Гипотеза о наличии взаимосвязи между общим уровнем эмоционального интеллекта и сочетанием поленезависимости с преобладающим полюсом аналитичности была подтверждена на примере группы математиков (были выявлены положительные взаимосвязи индекса поленезависимости с общим уровнем эмоционального интеллекта, а также количества групп с межличностным эмоциональным интеллектом). Люди с высоким показателем поленезависимости ориентированы на внутреннюю цель и менее склонны быть подвержены внешнему давлению, что способствует упорядочиванию внешних условий и управлению эмоциями своими и чужими для решения практической задачи.
Также была подтверждена гипотеза о различиях в структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией. Так, на примере студентов-математиков, на общий эмоциональный интеллект влияют преимущественно такие параметры саморегуляции, как гибкость и интернальность в области семейных отношнениях. В то время как для студентов-филологов, на общий эмоциональный интеллект оказывает влияние интернальность в области производственных отношений.
Результаты исследования дают возможность для более точной психологической дифференциации, описания и интерпретации психологического портрета человека в соответствии с его принадлежностью к тому или иному когнитивно-стилевому полюсу и уровню саморегуляции. Данный материал может применяться в практике для организации обучения и консультирования по проблемам индивидуальных различий и особенностям восприятия, организации и переработки информации людьми, индивидуальных различий в саморегулировании. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ, учебных курсов и спецкурсов, представленных в виде лекций.
Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта с личностными свойствами могут быть учтены при разработке и построении индивидуальных или групповых адаптационных и развивающих программ для студентов. Гендерные различия, установленные в процессе исследования, позволяют индивидуализировать развивающие программы в соответствии с полом.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020



