Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №76634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости 8
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и концепции 8
1.2. Основные классификации когнитивных стилей 14
1.3. Саморегуляция, ее компоненты и стилевые характеристики 17
1.4. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и
саморегуляцией личности 21
1.5. Особенности развития личности в период ранней взрослости 25
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.1. Цели и задачи исследования 31
2.2. Характеристика выборки исследования 32
2.3. Описание методов и процедуры исследования 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 48
3.1. Показатели эмоционального интеллекта у студентов 48
3.2. Показатели когнитивных стилей у студентов 61
3.3. Показатели саморегуляции у студентов 67
3.4. Анализ взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта,
когнитивных стилей и саморегуляции личности у студентов 79
3.5. Моделирование взаимосвязей эмоционального интеллекта с
когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов 91
Глава 4: Обсуждение результатов эмпирического исследования 98
Выводы 103
Заключение 105
Список использованной литературы 108

Актуальность проблемы исследования. В начале ХХ в. в психологии ученые вели поиски способностей, связанных не с общим интеллектом, а с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта и социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Эмоциональный интеллект (EI) — способность человека осознавать эмоции. Наиболее распространенным пониманием эмоционального интеллекта является положение Д.В. Люсина, который рассматривает эмоциональный интеллект как способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [41].
В современной научной литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос о современном состоянии и перспективах изучения стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
Природа наделила человека не только способностью адаптации, но и возможностью к саморегуляции. Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Таким образом, на сегодняшний день в науке назрела проблема изучения возможности и способности человека к пониманию эмоций, исходя из сформированности собственных когнитивных стилей и саморегуляции, т.е. как человек может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать их, идентифицировать и находить подходящее словесное выражение, понимать причины и следствия эмоций.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Изучить компоненты эмоционального интеллекта у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
2. Выявить характеристики когнитивных стилей у студентов: полезависимость/поленезависимость и аналитичность/синтетичность с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
3. Исследовать стилевые характеристики саморегуляции и уровень субъективного контроля у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
4. Проанализировать взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности в период ранней взрослости.
5. Выявить предикторы эмоционального интеллекта среди показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности.
Гипотезы:
1) В эмоциональном интеллекте можно условно выделить 2 компонента: когнитивный и эмоциональный, которые по-разному взаимосвязаны с поленезависимостью и аналитичностью.
2) Такие компоненты эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» наиболее тесно взаимосвязаны с показателями саморегуляции личности.
3) Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов имеет свою специфику в связи с учебно-профессиональной направленностью.
4) У исследуемых параметров основные различия по фактору пола связаны с более высоким показателем эмоционального интеллекта у женщин.
Объект исследования: эмоциональный интеллект, когнитивные стили, саморегуляция личности.
Предмет исследования: взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Методы исследования. В ходе проведения эмпирического исследования использовались психодиагностические методы.
Методы исследования эмоционального интеллекта:
1) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)
2) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Методы исследования когнитивных стилей:
3) Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна
4) Методика «Свободная сортировка объектов» Р Гарднера в модиф.
Нафтульева и Лебедевой
Методы исследования саморегуляции:
5) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой
6) Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Статистические методы: описательные статистики, T-критерий Стьюдента для выявления различий у юношей и девушек, корреляционный анализ и регрессионный анализ для двух зависимых переменных - интегральных показателей эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании подготовленного диагностического инструментария и результатов эмпирического исследования в работе практикующих психологов.
База исследования: выборку исследования составляли студенты, учащиеся по программе магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (61 студент) и университета им. А.И. Герцена (РГПУ) (11 студентов). Для сравнения было выбрано 3 группы студентов с трех разных по 6
направлению факультетов:
1) факультет психологии
2) факультет филологии
3) факультет математики.
В каждой группе по 24 человека. Таким образом, в первую группу вошли 72 студента, 45 девушек и 27 юноши, средний возраст 21,5лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной дипломной работы являлось изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. Задачами дипломной работы являлись: изучение научно-теоретических основ эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; проведение эмпирического исследования эмоционально-личностных особенностей личности в период ранней взрослости, а именно их эмоциональный интеллект, когнитивные стили и саморегуляцию; проведение анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; формулирование выводов по дипломной работе.
Эмпирическую часть исследования обеспечивал комплекс психодиагностических методик и методов математической статистики: Методы исследования эмоционального интеллекта: Методика Н. Холла Тест на эмоциональный интеллект, Тест Эмоциональный интеллект Д.Люсина. Методы исследования когнитивных стилей: Тест «Скрытые фигуры» (Методика Л.Л. Терстоуна), Методика «Свободная сортировка объектов» (Гарднер). Методы исследования саморегуляции: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, Опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера в модификации Нафтульева и Лебедевой. Статистические методы: t-критерий Стюдента, S-критерий Шеффе.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по специальностям «математика», «психология», «филология», всего 72 человека. С целью проверки гипотезы дипломной работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме изучения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. На втором этапе был подобран методический инструментарий и дано обоснование психодиагностическим методикам исследования. На третьем этапе проделана количественная и качественная обработка данных, проведен анализ взаимосвязи между изучаемыми параметрами. Так же были определены методы, для выявления взаимосвязи между изучаемыми параметрами.
Гипотеза о наличии взаимосвязи между общим уровнем эмоционального интеллекта и сочетанием поленезависимости с преобладающим полюсом аналитичности была подтверждена на примере группы математиков (были выявлены положительные взаимосвязи индекса поленезависимости с общим уровнем эмоционального интеллекта, а также количества групп с межличностным эмоциональным интеллектом). Люди с высоким показателем поленезависимости ориентированы на внутреннюю цель и менее склонны быть подвержены внешнему давлению, что способствует упорядочиванию внешних условий и управлению эмоциями своими и чужими для решения практической задачи.
Также была подтверждена гипотеза о различиях в структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией. Так, на примере студентов-математиков, на общий эмоциональный интеллект влияют преимущественно такие параметры саморегуляции, как гибкость и интернальность в области семейных отношнениях. В то время как для студентов-филологов, на общий эмоциональный интеллект оказывает влияние интернальность в области производственных отношений.
Результаты исследования дают возможность для более точной психологической дифференциации, описания и интерпретации психологического портрета человека в соответствии с его принадлежностью к тому или иному когнитивно-стилевому полюсу и уровню саморегуляции. Данный материал может применяться в практике для организации обучения и консультирования по проблемам индивидуальных различий и особенностям восприятия, организации и переработки информации людьми, индивидуальных различий в саморегулировании. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ, учебных курсов и спецкурсов, представленных в виде лекций.
Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта с личностными свойствами могут быть учтены при разработке и построении индивидуальных или групповых адаптационных и развивающих программ для студентов. Гендерные различия, установленные в процессе исследования, позволяют индивидуализировать развивающие программы в соответствии с полом.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 2008. 368с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии, 2007. № 5. 57 — 65 с.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии, 2006. № 3. 78 — 86 с.
5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1974. - 446 с.
6. Бодалев А. А. Общая психодиагностика - СПб.: «Речь», 2000. 440 с.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филин», 2004. - 87 с.
8. Бойко В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник.: «Питер» 2008. - 250с.
9. Бреслав, Г. М. Психология эмоций - М.: «Академия», 2004. - 544 с.
10. Веккер Л.М. К постановке проблемы воли. Вопросы психологии. - 1957.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 227 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 2003. 348 с.
13. Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса. Психологическая служба в вузе. - Казань: 2003. 105-174 с.
14. Гарднер Х. Структура разума: теория множественного интеллекта - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512с.
15. Гафурова Р.Р. Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://diplomba.ru/work/108764#1, свободный. - Загл. с экрана.
16. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М.: Прогресс, 2004
17. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности - СПб., «Скифия- Принт», 2014
18. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Академия, 2004
19. Горскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру. Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. - СПб.
2004. 198 с.
20. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 345с.
21. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе. - М.: «АСТ»: «АСТ МОСКВА»; Владимир: «ВКТ», 2010. 476 с.
22. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 567с.
23. Евтух Т.В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств и когнитивных стилей. Фундаментальные исследования.: 2014. № 5-3. 600-603с.
24. Есипова, М.Е. Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов (на примере молодых специалистов). Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч. - практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2011 г. - Екатеринбург: 2011. 268 с. 180-183с.
25. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/978/ http://www.antropos.ru/articles_item. php? lang=rus&aid=173(Дата обращения 11.09.2015)
26. Игнатьева Е.И. Психология - М.: «Просвещение», 2004. 249 с.
27. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: 2008.
28. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. 640 с.
29. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека - СПб.: Питер,
2005. 364с.
30. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. - СПб: «Питер», 2001. - 752 с.
31. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ,. 2004. 224 с.
32. Карпов А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность педагога. Вестник интегративной психологии. - Ярославль, М.: Международная Академия Психологических Наук, 2007, Выпуск 5. 323 с. 32-35с.
33. Кон. С.И. В поисках себя. Личность и ее самосознание, М.: «Просвещение», 2002
34. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/951005.htm, свободный. - Загл. с экрана.
35. Коржова Е.Ю. Психологическое познание как субъекта жизнедеятельности: дис. д-ра. псих. наук: 19.00.01. - СПб.: 2001. 485 с.
36. Кураев Г.А. Психология человека: 2002. - 542с.
37. Лемещенко М.Ю. К вопросу о саморегуляции личности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/k-voprosu-o- samoregulyaczii-lichnosti, свободный. - Загл. с экрана.
38. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта - Мн.: «Новое знание», 2008. 376с.
39. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей - Мн.: «Агентство Владимира Гревцова», 2008. 296 с.
40. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям - М.: Институт психологии РАН, 2009. 264с.
41. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования - М.: Институт психологии РАН, 2004. 29 - 36 с.
42. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2007. 597с.
43. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: 2007.
44. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) - СПб.: Издательство «Речь», 2007. 224 с.
45. Мэйер Дж. «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 345 с.
46. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989. 18 с.
47. Опросник Н. Холла (опросник EQ) (Методика оценки «эмоционального интеллекта»). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 215 с. 57-59с.
48. Овсянникова В.В., Люсин Д.В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) - М.: РГГУ, 2005. 280 - 293с.
49. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха - М.: 2003. 366с.
50. Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья. М.: 2011.
51. Пирожкова В.О. Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта. Актуальные вопросы современной психологии (II): материал междунар. заоч. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 128 с. 91-93 с.
52. Полянина М.И. Эмоциональный интеллект и стратегии совладания как компоненты системы саморегуляции личности [Электронный ресурс] // Москва. Режим доступа: http://www.sudexp.org/publ/8-1-0-1624, свободный. — Загл. с экрана.
53. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Дом «БАХРАХ-М», 2003. 377с.
54. Прохоров А. О. Методы психической саморегуляции: Учебное пособие. Казань: 2004, 298 с.
55. Психика как система. Часть 4 // Связь эмоциональной и когнитивной сфер // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://becmology.ru/blog/psychology/brain_sys04.htm (Дата обращения 11.09.2015)
56. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова -М.,2003. - 278с.
57. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.: 2003.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. 455с.
59. Рудыхина О.В. Соотношение индивидуально-типологических и индивидуально-стилевых особенностей с ценностными ориентациями студентов вуза: 2012. - № 151. 294-300 с.
60. Рудыхина О.В. Когнитивно-стилевые особенности современного студента в контексте субъектного подхода - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 201-203 с.
61. Рудыхина О.В. Когнитивные и интеллектуальные стили: особенности взаимосвязи- М.: Изд-во Перо., 58-62 с.
62. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-поведенческие паттерны отношения родителей к ребенку как фактор социальной тревожности и выученной беспомощности в младшем школьном возрасте: 2011. 282-285 с.
63. Сафонова, И.С. Морозова. Вестник Кемеровского государственного университета №3: 2010 100-106 с.
64. Семеновских Т.В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 №5 (7) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2011 -.¬Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-5, свободный.
65. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб.: ООО «Речь», 2004. 267с.
66. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология - Ростов н/Д.: Феникс,
2000. 541 с.
67. Субботин, В. Эмоциональный интеллект - универсальный рецепт успеха? [Электронный ресурс] / В. Субботин / Режим доступа: http://www.antropos.ru/articles_item. php? lang=rus&aid=173(Дата обращения 11.09.2015)
68. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М., Изд-во Института Психотерапии. 2004. 490 с.
69. Филимоненко Ю. И. О сущности психической саморегуляции. Психологическое воздействие наличность и группу: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: 1989. 18-27 с.
70. Фриман Д. Техники семейной психотерапии. — СПб.: «Питер», 2008.
71. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. Психологический журнал. Т. 13.: 2003 г. № 3. 84-93 с.
72. Холодная М.А., Кочарян А.С. (1985). Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта. Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та. 2002. 157¬162 с.
73. Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального ума - Киев.: УМК ВО, 2002.
74. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
75. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика
76. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс-Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
77. Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: 2008 22 с.
78. Штроо, В.А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. 588 с. 372-377 с.
79. Gardner R. WJackson D. N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities. Psychological Issues. Monograph 8. V. 2. № 4, 1960.
80. Guilford J. P Cognitive styles: What are they? Educat. and Psychol. Measurement, 1980. - V. 40 (3). - P 715-735.
81. Hall V. C., Russell W.J. Multitrait-Multimethod analysis of conceptual tempo. J. of Educat. Psychology, 1974. - V. 66 (6). - P. 932-939.
82. Holzman Ph. S., Gardner R. W. Leveling-sharpening and memory organization. J. of Abnorm. and Soc. Psychology, 1960. - V. 61 (2). - P 176-180.
83. Klein G. S., Gardner R. W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior. Brit. J. of Psychology, 1962. — V. 52(1). - P 41-55.
84. Roberts R. D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standards for an intelligence? Some new data and conclusions. Emotion.
2001. 1. 196-231.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ