Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №76598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования социальных стереотипов 6
1.1 Основные подходы к определению социальных стереотипов 6
1.2 Характеристика социальных стереотипов 19
2 Место и роль социальных стереотипов в управленческой деятельности
(на материалах социологического исследования) 29
2.1 Основные виды социальных стереотипов в управленческой
деятельности 29
2.2 Методология и методические аспекты исследования социальных
стереотипов в управленческой деятельности 43
2.3 Результаты исследования социальных стереотипов в управленческой деятельности (на примере административных подразделений ДВФУ) 49
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение


В современной отечественной и зарубежной литературе понятие стереотип употребляется довольно часто применительно к самому широкому и разнообразному по своей жанровой специфике кругу постановочных проблем и тематических дискуссий - от теоретических, философско-научных, культурологических разработок до социально -практических и политических программ. Исследовательский интерес к стереотипам общественного сознания диктуется реальной ситуацией, вытекающей из все более искаженного формирования образов восприятия человеком окружающей действительности. Проблемы образования и функционирования стереотипов изучаются в социальной психологии, философии, социологии, культурной антропологии, социобиологии, идеи и концепции которых поныне вызывают стойкий и живой интерес не только у этнологов, культурологов, социологов, но и у представителей других гуманитарных, а также естественных наук. Широкий спектр этих концепций и идей открывает соответствующие возможности в интерпретации стереотипов общественного сознания: от наукообразных попыток их объяснения до развенчивания этих попыток с помощью сугубо научных подходов.
Процесс стереотипизации происходит в различных сферах деятельности человека, в том числе и в управленческой деятельности. Стереотипы управленческого поведения дают возможность индивиду участвовать в трудовой жизни общества, их становление происходит в процессе воспроизводства всей экономической системы и определено основными закономерностями ее функционирования.
Как известно, социальный стереотип является не только универсальным и наиболее эффективным инструментом обработки социально значимой информации в процессе коммуникации, но и необходимым средством регуляции совместной деятельности людей; он обладает большой устойчивостью и выражает привычное, закрепленное в сознании и поступках 3
отношение к социальной среде. Стереотип трактуется различными исследователями как шаблон, схема, на основе которой человек осуществляет определенную деятельность, его главной характеристикой является то, что на основе схемы обеспечивается воспроизводство форм сознания и поведения.
Управленческие стереотипы выступают результатом взаимодействия субъектов экономической деятельности; это естественные социальные образования, в которых фиксируются устойчивые элементы, дающие возможность индивиду успешно участвовать в трудовой жизни общества, определяя соответствующее управленческое поведение.
Степень научной разработанности. Данная тема не достаточно изучена в научном плане, косвенно освещалась в таких работах, как «Оценка менеджеров» А. А. Васькина , «Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса , «Системное управление организацией» С. Янга , «Руководитель без конфликтов» В. Зигерта и Л. Ланга ; «Общий и специальный менеджмент» А. Л. Гапоненко ; «Менеджмент для всех» В. Р. Веснина .
Однако, рассматривая данную проблему, авторы обращают внимание лишь на конкретные модели руководителя, выделяя положительные и негативные стороны их типа мышления. В настоящем исследовании будут выявлены и рассмотрены существующие стереотипы в управленческой деятельности.
Актуальность заявленной темы. С теоретической точки зрения актуальность заявленной темы исследования подтверждается, во-первых, необходимостью систематизации выработанных в науке знаний о социальном стереотипе, и, соответственно, стереотипных формах сознания и поведения людей, их свойствах, функциях и видах. Во -вторых, актуальность избранной темы исследования обусловлена необходимостью провести фундаментальное обоснование научной роли понятия социального стереотипа как категории, способной нести самостоятельную функцию в социологическом познании процессов управленческой деятельности и взаимоотношений людей в коллективе.
С практической точки зрения необходимость изучения социальных стереотипов в управленческой деятельности объясняется потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации и острых стереотипных проявлений негативизма, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной и, соответственно, управленческой практике.
Объект: социальные стереотипы как социокультурный феномен.
Предмет: процесс формирования и функционирования социальных
стереотипов в управленческой деятельности.
Цель: изучить место и роль социальных стереотипов в управленческой деятельности.
Задачи:
а) рассмотреть основные подходы к определению социальных стереотипов;
б) исследовать условия формирования и действия социальных стереотипов;
в) выделить основные виды социальных стереотипов в управленческой деятельности;
д) выявить роль и место социальных стереотипов в контексте реализации управления


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальный стереотип - это особое общественно значимое образование в сознании и поведении людей. Именно в нем продуцируется как привычный образ, так и отношение к определенной жизненной ситуации. Социальные стереотипы выступают устойчивыми оценочными представлениями людей друг о друге. Они являются универсальным инструментом обработки социально значимой информации и, несмотря на часто негативное к ним отношение, необходимым средством регуляции жизни и деятельности людей в обществе. Изучение их связано с потребностями современной жизни и массовой культуры.
Необходимо сознать тот факт, что привычный, формируемый нашими ограниченными знаниями образ “другого” или “другой культуры”, как правило, не соответствует реальности. Но, как гласит “принцип Томаса”, осознание действительности превращается в саму действительность. Искусственно созданные представления начинают играть активную роль в воспитании, формировании ментальности людей, в их отношениях с другими людьми.
Многообразие концептуальных подходов к интерпретации и исследованию социальных стереотипов сводится к трем основным - психологическому, социокультурному и когнитивному; Сторонники психологического подхода акцентируют индивидуальные особенности личности и видят пути возможного преодоления стереотипов в изменении взглядов личности - субъекта стереотипизации. Сторонники социокультурного подхода связывают появление и функционирование стереотипов с воздействием социокультурных факторов. Когнитивный подход рассматривает стереотипы как когнитивную структуру, которые ассоциируют членов определенной социальной группы с конкретным набором характеристик, и обусловливает ожидания, соответствующие данных характеристикам.
Таким образом, социальные стереотипы очень стойки; зачастую они передаются из поколения в поколение. Однако стереотипы стираются, если 52
люди разных групп начинают теснее контактировать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. Это позволяет избавляться от догматичных стереотипов, разного рода предубеждений и предрассудков.
Каждый стереотип требует тщательной эмоциональной проработки для того, чтобы он перестал влиять. В управленческой деятельности стереотипы могут нести как негативную, так и позитивную нагрузку, однако, ни в том, ни в другом случае они не являются в полной мере продуктом ложных или, наоборот, истинных интерпретаций. Стереотипы могут быть также нейтральными (аксиологический аспект).
Поскольку управленческая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве, то управленческие стереотипы должны выполнять функцию фиксации эффективных управленческих приемов. Из широкого набора стереотипов поведения в управлении должны выбираться наиболее целесообразные и продуктивные, отшлифованные личным и коллективным опытом взаимодействия с внешней средой. Они и обеспечивают организационные принципы системы жизнеобеспечения народа. Если же на смену традиционным формам приходят новые виды ведения хозяйства, то общественное сознание еще достаточно долгий период времени может удерживать старые.



1. Агеев, В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С 135-140.
2. Арутюнова, Н. Д. Проблемы структурной лингвистики / Н. Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1984. - 247 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999. - 375 с.
4. Агеев, B. C. Психологическое исследование социальных
стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 95-101.
5. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт
социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Академия, 1999. - 949 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М., 1983. - 272 с.
7. Бодалев, А. А., Куницына В. Н., Панферов, В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Ученые записки ЛГУ. НИИКСИ. Л. - 1971. - №9. - С. 151-160.
8. Васькин, А. А. Оценка менеджеров: Учебно-практическое пособие. / А. А. Васькин. - М. : Компания спутник+, 2000. - 238 с.
9. Вервейко, О. И. Социальные стереотипы как барьеры на пути развития соревновательных отношений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - Т.2. - №8. - С. 295-300.
10. Веснин, В. Р. Менеджмент для всех. / Веснин В. Р. - М. : Юрист, 1994. - 234 с.
11. Власова, Н. М. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. / Н. М. Власова. - М. : ИФНРА-М, 1994. - 214 с.
12. Волкогонова О. Д., Зуб, А. Т. Управленческая психология: Учебник. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 г. - 352 с.
13. Вудкок М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. В. Т. Рысин, В. А. Гончаров. - М. : Дело, 1991. - 320 с.
14. Гапоненко, А. Л. Общий и специальный менеджмент: Учеб. Пособие: в 2-х частях / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. Н. Панкрухина. - М. : РАГС, 2001. - 568 с.
15. Герчиков, В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. / В. И. Герчиков. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 280 с.
16. Грибов В. Д., Кисляков, Г. В. Управленческая деятельность. Учебник и практикум / В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. - М. : Юрайт, 2015. - 336 с.
17. Зигерт В., Ланг, Л. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
18. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
19. Ковалев, В. А. Стереотипы или новые способы манипулирования общественным сознанием / В. А. Ковалев. - М. : Palmarium Academic Publishing, 2013. - 360 с.
20. Кон, И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. - 1966. - № 9. - C. 187-205.
21. Кон, И. С. Социологическая психология: избранные
психологические труды / И. С. Кон. - М. - Воронеж, 1999. - 560 с.
22. Куимов, Д. К. Проблема управления в социальной психологии // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2. - С. 42-57.
23. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. - М. : «Наука», 2000. - 526 с.
24. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липман. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
25. Лукичева, Л. И. Управление организацией / Л. И. Лукичева. - М. : Омега-Л, 2004. - 354с.
26. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.
27. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 414 с.
28. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - СПб. : СПбГУ, 1996. - 159 с.
29. Мишагина, О. М. Акмеологические технологии преодоления негативных стереотипов у будущих социальных педагогов / О. М. Мишагина. - М. : РУКОНТ, 2011. - 227 с.
30. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов / Р. И. Мокшанцев. - М. : Сибирское соглашение, 2001. - 402 с.
31. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 264 с.
32. Оллпорт, Г. У. Личность в психологии / ред. Л. М. Шпионский, пер. И. Ю. Авидон. - М. : КСП+, 1998. - 345 с.
33. Русаков, С. А. Основы управленческой деятельности / С. А. Русаков. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
34. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
35. Спивак, В. А. Управление персоналом: учебное пособие / В. А. Спивак. - М. : Эксмо, 2010. - 344 с.
36. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 2007. - 320 с.
37. Суходольская, Н. П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. - 2007. - № 3 (47). - С. 152-160.
38. Тренев, Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. - М. : Приор, 2001. - 360 с.
39. Урбанович, А. А. Теория и практика управленческой деятельности / А. А. Урбанович. - М. : Современная школа, 2008. - 608 с.
40. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М., 1969. - 447 с.
41. Шипунов В. Г., Кишкель, Е. Н. Основы управленческой деятельности. Социальная психология, менеджмент / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишкель. - М. : Высшая школа, 2004. - 327 с.
42. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирёв. - М. : Наука, 1999. - 448 с.
43. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П. Н. Шихарев. - М. : Наука, 1985. — 175 с.
44. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества / П. Штомпка. - М. : Логос, 2005. - 664 с.
45. Шюц, А Избранное: мир светящийся смыслом / ред. С. Я. Левит, пер. с нем. В. Г. Николаев, С. В. Ромашко, Н. М. Смирнова. - М. : РОССПЭН, 2004. - 1056 с.
46. Ядов, В. Социальная идентификация личности / В. Ядов. - М., 1993. - 185 с.
47. Янг, С. Системное управление организацией / Под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. - М.: Сов. Радио, 1972. - 455 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ