Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоопределение магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент»

Работа №27367

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки содействия самоопределению магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» 7
1.1 Самоопределение в управленческой деятельности как социально-педагогическое явление 7
1.2 Самоопределение магистрантов в управленческой деятельности как
процесс и результат освоения программы «Образовательный менеджмент» 20
1.3 Направленность содействия самоопределению магистрантов в
управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» 37
Выводы по главе 1 50
2 Практика применения тактик содействия самоопределению магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» 54
2.1 Тактики содействия процессу самоопределения магистрантов в
управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» 54
2.2 Оценка результативности применения тактик содействия процессу
самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» 77
Выводы по главе 2 86
Заключение 89
Список использованных источников 91
Приложение А 99
Приложение Б 103
Приложение В 104
Приложение Г 109
Приложение Д 111


В настоящее время значимость управления и управленческой деятельности в образовательных организациях неуклонно повышается. Реализация магистерской программы «Образовательный менеджмент» является ответом на обозначенный запрос времени в ИППС СФУ. Направляющим вектором данной программы выступает подготовка магистрантов к управленческой деятельности. Отвечая на вызовы времени преподаватели, реализующие данную программу, делают акцент на достижение результатов личностно-профессионального характера, которые присваиваются обучающимися. С этой целью, при освоении программы инициируется процесс самоопределения магистрантов в управленческой деятельности. Фокус на обозначенном процессе объясняется тем, что:
во-первых, через механизм самоопределения строятся проекции требований к результатам социально-профессионального характера в личности обучающегося;
во-вторых, включение обучающихся в процессы самоопределения выступает необходимым фактором их профессиональной самореализации;
в-третьих, самоопределение содействует становлению механизмов развития, раскрытию способности сохранения творческих аспектов профессиональной деятельности даже при постоянно повышающихся требованиях нормативности.
Проходя через процедуры самоопределения у магистрантов вырабатывается позиция по отношению к управленческой деятельности, которая выражает осознанное отношение как к деятельности, так и к себе как деятелю. Именно позиция (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн) детерминирует постановку целей, выбор путей и средств их реализации, влияет на формирование готовности и характер деятельности.
Вместе с тем, результативность процесса самоопределения магистрантов в управленческой деятельности, которая проявляется в выработанной позиции, зависит от используемых тактик (методов, средств, приемов, условий) в ходе освоения программы «Образовательный менеджмент».
Анализ литературы и образовательной практики позволил выявить следующие противоречия, которые выражаются в несоответствии между:
- потребностью формирования готовности магистрантов к управленческой деятельности и дефицитом осознанности их личностной позиции по отношению к данной деятельности;
- значимостью самоопределения магистрантов в управленческой деятельности для результативного ее осуществления и недостаточным использованием разнообразных тактик, содействующих процессу самоопределения магистрантов в данной деятельности, способствующих выработке их личностной позиции по отношению ней.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования, которая состоит в разработке тактик, содействующих самоопределению магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент».
Цель исследования: разработать и описать тактики содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности, оценить результативность их применения при освоении программы «Образовательный менеджмент» в ИЛПС СФУ.
Объект исследования: профессиональная подготовка магистрантов в вузе по направлению «Педагогическое образование».
Предмет исследования: тактики содействия процессу
самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент».
Гипотеза исследования: результативности процесса самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» способствует применение тактик содействия, направленных на:
- формирование представлений о внешних нормах и требованиях управленческой деятельности;
- оформление нормативного (идеального) образа менеджера образования;
- уточнение актуального «Образ-Я»;
- организацию проб в управленческой деятельности;
- представление себя как носителя актуальных смыслов, мотивов, установок, перспектив в управленческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность самоопределения магистрантов в управленческой деятельности применительно к магистрантам, осваивающим программу «Образовательный менеджмент».
2. Выявить и обосновать направленность содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент».
3. Разработать и описать тактики содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент».
4. Оценить результативность применения тактик содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент».
Научная новизна и практическая значимость состоит в выявлении и обосновании направлений содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности, описании тактик содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент», проверки результативности их применения в опытно-экспериментальной работе. Практические разработки могут найти применение при реализации других программ направления «Педагогическое образование» как на уровне магистратуры, так и на уровне бакалавриата, а так же в системе повышения квалификации кадров для сферы образования.
Методы исследования включают:
- сравнительно-сопоставительный, прогностический анализ и синтез; систематизацию и концептуализацию психолого-педагогического знания, экстраполяцию значимых теорий на образовательную практику; классификацию; обобщение фактов и явлений; моделирование;
- комбинацию количественных и качественных методов эмпирического исследования: включенное наблюдение, экспертный анализ текстов, опрос, интервью, интерпретацию результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на научно-педагогических семинарах и конференциях различного уровня:
- международных «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2016); Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (2-й этап, Красноярск, 2016);
- всероссийских «Практики развития» (Красноярск, 2016);
«Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона:проблемы и перспективы», (Красноярск, 2017).
Результаты исследования также опубликованы в двух статьях в журнале, входящих в перечень ВАК.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на протяжении 2015-2016 и 2016-2017 учебных годов.
Базой опытно-экспериментальной работы выступил Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самоопределение в управленческой деятельности задает личностно-ориентированный вектор при освоении магистрантами программы «Образовательный менеджмент», отвечая на вызовы и запросы современной образовательной действительности. Результаты исследования доказали состоятельность избранного пути, подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
- В ходе исследования обоснована перспективность ориентирования реализации программы «Образовательный менеджмент» на достижение личностно-значимого результата, ее направленность на создания условия для самоопределения магистрантов в управленческой деятельности.
- На основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса самоопределения в управленческой деятельности, заключающаяся в сопоставлении образов себя в рамках системы требований конкретной деятельности, с одной стороны, и себя как носителя актуальных стремлений (безотносительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, для осмысленной акцентировки значимости на содержание либо первого, либо второго образа с последующим подчинением себя системе требований, принятию или выработке способа осуществления деятельности; уточнено значение и сущность вырабатываемой личностной позиции как результата самоопределения магистрантов в управленческой деятельности.
- Выявлены направления содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент», способствующие структурированию линий взаимодействий между преподавателями и магистрантами при реализации самоопределенческих процедур.
- Определены тактики, содействующие процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент»: аналитические беседы, теоретические и практические задачи на принятие решений в модельных ситуация, диагностические методики, групповые виды учебно-профессиональной деятельности, учебно-профессиональные задачи, встречи с управленцами- практиками, коллажи, синквейны, упражнения на раскрытие потенциала организационного лидерства, пробы, этический кодекс менеджера образования, групповой тьюторинг, рефлексивный дневник, рефлексивные эссе.
- В опытно-экспериментальной работе показано, что применяемый арсенал тактик содействия процессу самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент» актуален для каждого направления содействия и востребован магистрантами.
Проведённое исследование не исчерпывает всего спектра затронутой автором проблематики самоопределения магистрантов в управленческой деятельности при освоении программы «Образовательный менеджмент». В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы: расширения спектра применения и продуктивности описанных тактик, содействующих освоению магистрантами самоопределенческого процесса для дальнейшего его самостоятельного применения в трудовой деятельности, опытно-экспериментальная проверка воспроизводимости данных, полученных в рамках пилотного этапа исследования, выявление специфики реализации описанных тактик применительно к уровню бакалавриата; совершенствования способов и инструментов оценивания результатов самоопределения в управленческой деятельности.



1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. -М: Издательство: «Наука», 1987. -С.137-145.
2. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии: монография /
A. Адлер; пер. с нем. А. М. Боковикова. - М.: Когито-Центр, - 2002. - 220 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: сборник. Т. 1 / Б.Г. Ананьев; сост. В.П. Лисенкова. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
4. Анисимов, О.С. Основы общей и управленческой акмеологии: учеб. пособие / О.С. Анисимов, А.А. Деркач. - М.: РАГС, 1995. - 268 с.
5. Бакурадзе, А.Б. Аксиологический подход к анализу управленческой деятельности в образовательной организации / А.Б. Бакурадзе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - №4. - С. 134-142;
6. Лебедева, Е.А. Основные смыслообразующие особенности управленческого труда / Е.А. Лебедева // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2(82). Том 1. - С. 35-38.
7. Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной
деятельности: хрестоматия / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.
8. Верхоглазенко, В.Н. Типы управленческого самоопределения /
B. Н.Верхоглазенко // Живая психология. - 2015. - Т.2. - №2. - С. 145-178, с. 146.
9. Верхоглазенко, В.Н. Психология прибыли / В.Н. Верхоглазенко,
А.А. Звезденков, М.В. Хлюнева. - М.: Приор: Приор-издат, 2005. - 176 с.
10. Воронова, О.И. Мастерство педагога при построении эвристической беседы на занятии / О.И. Воронова // Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. - 2015. - №3. - С. 3-22.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Т.4. Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
12. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. - С. 21-27.
13. Данилюк, А.Я. Принципы модернизации педагогического образования педагога / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2010. - №5. - С.37-46.
14. Демина, Л.С. Использование профессиональной пробы при подготовке социальных педагогов в вузе на уровне бакалавриата: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Л.С. Демина. - Томск, 2015. - 24 с.
15. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. - 752 с.
16. Елисеева, Т., Батурин, В. Качество образования: методологические основания дискуссии / Т. Елисеева, В. Батурин // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 115-120.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2. изд., перераб., доп. - М. : Акад. проект; Екатеринбург : Деловая кн., 2003. - 329 с.
18. Зимняя, И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания / И.А. Зимняя // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп, и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 465-474.
19. Зырянова, Е.В. Ценностно-смысловое самоопределение будущих менеджеров образования в процессе подготовки в педагогической магистратуре / Е.В. Зырянова // Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016», секция «Инновационный процессы в образовании», апрель 2016 г.
20. Иванова, Н.Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения / Н.Л. Иванова // Психологические проблемы современного бизнеса / Под ред. В.А. Штроо, Н.Л. Ивановой, Н.В. Антоновой. - М., 2011. - С. 27-46.
21. Игнатова, В.В. Содействие как педагогическая стратегия / В.В. Игнатова, Л.А. Барановская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №14. - С. 44-52.
22. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте
профессионально-культурного становления личности студента вуза /
B. В.Игнатова, О.А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1. - С. 105-113.
23. Иноземцев, В.Л. Современнее постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - C. 104.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
25. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
26. Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - с. 158-164.
27. Концепция формирования Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] // Режим доступа:uchitel43 .ru>doc/standarty_2.doc.
28. Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. -1981. - № 2. -С. 20—30.
29. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю.Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 51 - 60.
30. Кухарчук, A.M., Ценципер, А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся / A.M. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск: Народная асвета, 1976. - 218 с.
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
32. Малиновский, П. Транспрофессионализм как критерий
эффективности управления человеческим потенциалом [Электронный ресурс] / П. Малиновский. - Режим доступа:
http://www.shkp.ru/lib/actions/ss/malinovsky/publications/1.
33. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
34. Маслоу, А.Г. Самоактуализация / А.Г. Маслоу. - Москва: «Книга по Требованию», 2012 г. - 211 с.
35. Машкин, И.В. Концепция «Управление второго порядка» [Электронный ресурс] / И.В. Машкин. - Режим доступа: http://ktu.zvkedr.ru/archives/date/2011.
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
37. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.И. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с. - С. 229.
38. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
39. Петряков, П.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований / П.А. Петряков // Человек и образование. - 2003. - №3 (36). - С. 117-122.
40. Пилипчевская, Н.В. Профессиональная подготовка управленческих кадров в контексте индивидуализации образования / Н.В. Пилипчевская, Е.В.Зырянова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - 2016. - Выпуск 52. Часть VI. - С. 206-213.
41. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие. / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 108 с.
42. Роджерс, Карл Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека / Карл Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И.Исениной. - Москва: Прогресс: Универе, 1994. - 479 с.
43. Родионова, Т.А. Профессиональное самоопределение / Т.А.Родионова, В.И. Коваль // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.,АПО,1999. - Т.2. - С.419¬420.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2 т. Т. 2. -М., 1989.-720 с.
45. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1973. - 424 с.
46. Руденский, Е.В. Рефлексивная концептуализация тенденций модернизации российского образования на основе интеграции парадигм социологии знания и клинической социологии [Электронный ресурс] / Е.В.Руденский // Научная онлайн-библиотека Порталус. -Режим доступа: http://portalus.ru (c) (апрель 2010).
47. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности/ В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. - 1984. № 4. - С. 65-73.
48. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности: монография / В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов. - Уфа: Вагант, 2008. - 188 с.
49. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 4-е, стереотипное / Н.А. Селезнева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 95 с.
50. Селезнева, Н.А. Теоретико-методологические основы качества
высшего образования (научный доклад) [Электронный ресурс] / Н.А. Селезнева, А.И. Субетто. - Режим доступа:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120115.htm.
51. Сенько, Ю.В. Образование: попытка определения [Электронный ресурс] / Ю.В. Сенько. - Режим доступа:www.sibuch.ru/1_11-01/senko/htm.
52. Сластенин, В.А. Качество образования как социально¬педагогический феномен / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №3. - С.65-69.
53. Степанова, И.Ю. Профессиональная подготовка учителя в условиях постиндустриального общества: монография / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф. - Красноярск, 2009. - 520 с.
54. Степанова, И.Ю. О новых педагогических позициях преподавателя при реализации подготовки педагогов в вузе в условиях стандартов нового поколения / И.Ю. Степанова, Е.В. Зырянова // Материалы X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск). - 2016. - С.222-227.
55. Степанова, И.Ю. О средствах содействия самоопределению магистрантов-педагогов в управленческой деятельности / И.Ю. Степанова, Е.В. Зырянова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №53(8). - С. 51-59.
56. Степанова, И.Ю. Педагогическая стратегия содействия как фактор обеспечения качества непрерывного профессионального образования / ИЮ.Степанова, Е.В. Зырянова // Материалы XIV международной научной конференции «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (2-й этап, Красноярск). - Сентябрь, 2016. - С. 111-118.
57. Степанова, И.Ю. Практико-ориентированная подготовка магистрантов к управленческо-педагогической деятельности / ИЮ.Степанова, Е.В. Зырянова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52(2). - С.202-210.
58. Степанова, И.Ю. Самоопределение в деятельности как условие профессиональной социализации человека / И.Ю. Степанова, Е.В. Зырянова // Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и
перспективы», 2017. - С. 173-175.
59. Тестов, В.А. Качество и фундаментальность высшего образования / В.А. Тестов // Высшее образование в России. - 2008 - №10. - С. 89-92.
60. Технологии работы организационных психологов: Учебное пособие / науч. ред. Л.М. Карамушки. - К.: Фирма «ИНКОС», 2005. - 366 c.
61. Френджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Роберт Френджер, Джеймс Фейдимен. - 5 междунар. изд. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2001. - 863 с.
62. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М., 1990. - 238 с.
63. Шимина, А.Н. Бюрократизация сферы образования / А.Н. Шимина // Педагогика. - 2015. - №8. - С. 16-21.
64. Шкерина, Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: Монография / Л.В. Шкерина. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - 274 с.
65. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие/ Э.Эриксон; общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
66. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - Л., 1979. - 264 с.
67. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [Пер. с нем.] / Карл Ясперс; [Вступ. ст. П.П. Гайденко, с. 5-26]. - Москва: Политиздат, 1991. - 527 с.
68. Diesner I. Bildungsmanadgement in Unternehmen Konzeptualisierung
einer Theorie auf der normative und strategischen Ebene. Wiesbaden: Gabler, 2008. - http://dx.doi.org/10.1007/978-3-8349-8088-5; Muller U.
Bildungsmanadgement - Skizze zu einem orientierenden Rahmenmodell. In: Schweizer, Gerd; Iberer, Ulrich; Keller, Helmut (Hrsg.). Lernen am Unterschied. Bildungsprozesse gestalten — Innovationen vorantreiben. Bielefeld: Bertelsmann, 2007. - S. 99-122.
69. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development // Richard Edwards and Katherine Nicoll // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 115 - 131. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www._j stor. org/stable/30032661.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ