Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самостоятельная образовательная деятельность школьников с использованием нелинейных учебных текстов

Работа №7659

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы196стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
667
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Г лава 1 Диалоговая природа нелинейного обучения и ее роль в
самостоятельной образовательной деятельности школьников. 1Z
1.1. Диалоговое обучение как принцип новой философии образования. I
1.2. Особенности учебного текста, построенного на принципах нелинейного
обучения. ^ У
Глава 2 Построение учебного текста на основе принципов нелинейного
обучения. & 4
2.1. Выявление особенностей самостоятельной образовательной
деятельности учащихся при работе с текстом б G
2.2. Разработка методического аппарата нелинейного учебного текста. $
Глава 3 Использование школьниками нелинейного учебного текста при самостоятельном освоении учебного материала. 97
3.1 Влияние приемов нелинейной организации учебного текста на
результативность самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
3.2 Индивидуальные особенности самостоятельной образовательной
деятельности учащихся с использованием нелинейного учебного текста. 12.Z. Заключение
Литература Приложения 


Развитие системы образования за счет усиления ее гуманистического потенциала является своеобразным вызовом противоречивым тенденциям изменяющегося мира. Идеи демократизации и гуманизации образования, многообразие и плюрализм его форм, дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования. На первый план выдвигаются проблемы, связанные с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее определения и самореализации. В противоположность авторитаризму гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем ft инициативен и самостоятелен; его любознательность поощряется;
отношения между учителем и учеником изменяются с объектно¬субъектных на диалоговые, субъектно-субъектные отношения. Важной задачей педагога является способность включить ученика в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога. По существу речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, С.Ю. Курганов, Ю.М. Лотман). В обучении важно не столько конкретное знание, а в первую очередь путь к нему, отношение, оценочное суждение. Особую значимость для учащихся приобретает овладение способами самообразования, умение мыслить альтернативно с учетом многозначности позиций изучаемого вопроса.
В современных условиях информатизации общества и компьютерных технологий, с изменением целей обучения, его направленностью на формирование творческой активности возрастает роль самостоятельной
образовательной деятельности учащихся. Самостоятельную
образовательную деятельность мы рассматриваем в рамках концепции личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
В основе образования лежит идея самоореализации человеком природного предназначения своего «Я», образ которого, как идеал, должен предвосхищать в сознании человека его образовательную деятельность (О.С. Газман). Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения (И.С. Якиманская).
Основываясь на идеях самоорганизации, выделяют две формы обучения: линейное — последовательное, строго определенное — и альтернативное ему — нелинейное. Наиболее полно идеям личностно ориентированного образования отвечает нелинейное обучение, предоставляющее учащимся разнообразие и вариативность содержания, форм и режима работы (Л.Я. Зорина, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, К. Майнцер, Т.С. Назарова, Н.И. Пак, А.Л. Симонова, И.А. Сурина, В.В. Филиппов, В.С. Шаповаленко). Для реализации нелинейного обучения необходима нелинейная структуризация учебной информации.
Противоречие между необходимостью построения самостоятельной деятельности учащихся в форме нелинейного обучения и существующей традиционной линейной организацией учебного материала позволило сформулировать цель исследования: обоснование и применение системы приемов нелинейной организации учебных текстов для осуществления самостоятельной образовательной деятельности школьников.
Это обусловливает актуальность темы диссертационного исследования — «Самостоятельная образовательная деятельность школьников с использованием нелинейных учебных текстов».
Объект исследования: самостоятельная образовательная деятельность школьников.
Предмет исследования: самостоятельное изучение школьниками учебного предмета с использованием нелинейных учебных текстов при освоении курса информатики.
Гипотеза исследования. Учебный текст повышает эффективность самостоятельной образовательной деятельности школьников при выполнении следующих условий:
• конструирование учебного содержания на основе принципов нелинейного обучения;
• использование при разработке учебных текстов системы приемов нелинейной организации текста для самостоятельной образовательной деятельности учащихся;
ф • построение учащимися индивидуальных алгоритмов самостоятельной
образовательной деятельности на основе рефлексивного осмысления возможных вариантов освоения нелинейного учебного текста.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы с целью определения принципов нелинейного обучения, выявление его диалоговой природы.
2. Обоснование целесообразности разработки нелинейного учебного текста для осуществления эффективной самостоятельной деятельности учащихся.
3. Выявление характеристик нелинейного учебного текста.
4. Разработка приемов нелинейной организации учебных текстов.
5. Выявление особенностей самостоятельной образовательной деятельности учащихся при работе с учебными текстами линейной и нелинейной структуры.
6. Анализ индивидуальных алгоритмов самостоятельной образовательной деятельности учащихся при работе с нелинейным учебным текстом.
7. Экспериментальная апробация нелинейного учебного текста в самостоятельной образовательной деятельности учащихся с целью выявления условий для его эффективного использования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами была рассмотрена проблема организации нелинейного обучения, как наиболее перспективная форма для самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Для организации самостоятельной образовательной деятельности, основанной на самоанализе, самопланировании, самоосуществлении и самооценке, требуется предоставление вариативности в выборе содержания, форм и режима работы. Были сформулированы принципы построения нелинейного обучения. В основу разработки принципов нелинейного обучения положена структура учения в ходе самостоятельного освоения учебной информации, предложенная Ю.К. Бабанским, и условия реализации нелинейных технологий обучения, разработанные Н.И. Паком. Построение нелинейного обучения основано на принципах: структурной сложности в организации учебного содержания, многообразия в формах предъявления учебного материала, многоуровневости системы указаний для работы с предметным содержанием, вариативности способов поддержки учащегося, его рефлексивности в результате контроля и самоконтроля. Принципы построения нелинейного обучения обеспечивают необходимые условия для организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
В ходе исследования на основании анализа философской и психолого-педагогической литературы нами были определены условия ведения учебного диалога: совместное конструирование программной деятельности; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору формы представления учебного материала; изменение хода обучения по инициативе ученика; включение ученического вопроса в структурную основу обучения; безоценочная реакция учителя на рассуждения ученика. Сравнение
условий ведения учебного диалога и основных принципов нелинейного обучения дает основание говорить об их корреляции и сделать вывод о диалоговой природе нелинейного обучения.
Для организации самостоятельной образовательной деятельности школьников в рамках нелинейного обучения нами решалась задача построения нелинейного учебного текста.


1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: Проблемы и решения: Дай-джест. — СПб.: СпецЛит, 1995. —237 с.
2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, во-площение: Монография — СПб.: СпецЛит, 2000. — 222 с.
3. Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство форми-рования умственной самостоятельности студентов педвузов. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Ленинград, 1983. — 18 с.
4. Алексашина И.Ю. Теоретическая рефлексия и практическое освоение учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации / Образование в изменяющемся мире. - СПб., 1998. —
С.74-78.
5. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Моногра¬фия — СПб., 1997. —153 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про¬цесса. — Минск, 1990.
7. Аршинов В. И. Синергетика, как коммуникация в пространстве учебно¬го процесса / Синергетика и учебный процесс / Под ред. В. С. Егоро¬ва. — М., 1999. —С. 58-64.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса — М: Педагогика, 1977.
9. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. — М: Знание, 1981.
Ю.БаллГ.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий // Вопро¬сы психологии. — 1994. — № 4. — С.35-40.
11 .Баранников А.В. Теория и практика самообразования учащихся. Авто¬реф. дисс. ... канд. докт. наук. — М., 2002. — 45 с.
12. Батракова С. И. Педагогическое обучение, как диалог в культуре // Педагогика. — 2002. — № 4 — С. 27-33.
13. Бахтин М.М., «Проблемы поэтики Достоевского» — М.: Советская Россия, 1979. — 318с.
14. Бердяев НА. Человек и машина // Вопросы философии. — 1989. — №
2. —С. 147-162.
15. Берлянд И.Е., Курганов С.Ю. Математика в школе диалога культур. — Кемерово, 1993.
16. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М., 1988.
17. Библер В. С. Мышление как творчеством. Политиздат, 1975. — 399 с.
18. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских вве¬дения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
19. Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1989.
— № 2.
20. Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М.Бахтин и художественная литература XX века — М, 1996. — 35 с.
21 .Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для ВУЗов. — СПб: Питер, 2000. — 297 с.
22.Вороненко Т.А., Швецкий М.В. К вопросу о технологии методического исследования / Вопросы теории и практики обучения информатике / Сборник научных трудов: Выпуск 3. — СПб — 1998.— С. 6-8.
2Ъ.Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования — М.: Смысл, 1999. — 137с.
24.Вайштейн О. Б. Постмодернизм: история или язык / Постмодерн в фи-лософии, культуре, науке / Под ред. В. И. Штанько— Харьков, 2000. — С. 270-278.
25 .Вахтеров В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. — 1901. —№ 2. — С. 174-190.
26. Вермерш 77. Анализ задач и когнитивное функционирование в про-граммированном обучении / Психологические основы программиро-ванного обучения / Под ред. Н.Ф. Талызиной — М, 1984. — С. 38-45.
27. Вернандский В.И. Несколько слов о ноосфере / Успехи современной биологии: T.XVIII -Вып.2. - С. 113-120.
IS.BeptwioecKuH С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования / Гуманизация образования: Теория. Практика / Под ред.
В.Г .Воронцовой. — СПб., 1994.
29. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатика на примере гипертекстового представления учебного ма-териала по тригонометрии. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000. —23 с.
30. Войтов А. Г. Наставление Сократа и Платона по диалектическому мышлению. — М., 1994. — 56 с
31. Воронцова В. Г Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков - 1997. — 421 с.
32. Выготский Л. С. Мышление и речь. Соч. в 6-ти томах. — М., 1982- 1984, —Т. 2.
ЪЪ.Газман О. С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. — М, 1995. — 65 с.
ЪА.Гвишиани Д. М. Методологические проблемы моделирования глобаль¬ного развития. — М.,1987. — 112 с.
35. Гелъфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.НПсихологические основы конструирования учебной информации // Психологический журнал: Т.14, 1993. —№6. —С. 36-45.
36. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987 — 263 с.
37. Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века, — М, 1998. —
428 с.
ЪЪ.Гирусов Э. В. Объективные законы формирования ноосферы / Пробле¬мы взаимодействия общества и природы: Филосовские аспекты. — Ри¬га, 1986.—С.33-36
Ъ9.Гранник Г.Г. Бондаренко С.М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника: Выпуск 3. — М., 1987. — С. 40-45.
40.Громцева А.К Формирование у школьников готовности к самообразо¬ванию. — М.: Просвещение — 1983. —144 с.
41 .Гурко Е.Н., Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретация. — Минск, 2001, 123 с.
42 .Далингер В. Диалоговые обучающие программы и требования к ним // Информатика и образование. — 1988. — № 6. — С. 25 - 30.
АЪ.Деррида Ж. О грамматологии. — М., 2000. — 511 с.
44 Доблаев В. П. Программированное обучение в школе. — Саратов, 1966. —35 с.
45, Доблаев В. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М.: Педагогика, 1982. —176 с.
46, Доблаев В.П. Психологические основы работы с книгой — М., 1970 — 72 с.
47 Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М. 2001 — 421 с
48.Заир-Бек Е.С. Обучение педагогическому проектированию. — СПб.,
1995. —235 с.
49.Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образова¬ния // Педагогика. — 1996. — № 4. — С. 31-36.
50.Зорина Л.Я. Учебник для классов с углубленным изучением предметов // Педагогика. — 1990. — № 8. — С. 27-31.
51 .Зорина Л. Я. Открытость учебного процесса и его основные тенденции. / Синергетика и учебный процесс // Под ред. В. С. Егорова. — М., 1999. —С. 70-78.
ЫЗубрппин А.А. Методология создания диалоговых программ открытого типа // Педагогическая информатика. — 2000. — № 1. — С. 30-37.
53.ЗуевД.Д, Гранник Г.Г., Балашова Круглый стол // Педагогика. — 1999.—№4. —С. 33-41.
54ЗуевД. Д. Школьный учебник. — М., 1982.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ