Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Работа №7611

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

гражданское право

Объем работы189стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1041
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Банкротство кредитных организаций и его развитие как
института российского права 13
1.1 Несостоятельность и банкротство кредитных организаций: понятие и
процедуры 13
1.2 Социально-экономическая и правовая обусловленность
особенностей банкротства кредитных организаций 28
1.3 Развитие института несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций 38
Глава 2. Правовое регулирование досудебных процедур банкротства кредитных организаций 58
2.1 Правовое обеспечение сохранности и восстановления имущества
кредитной организации 58
2.2 Назначение временной администрации после отзыва лицензии на
осуществление банковских операций 87
Глава 3. Правовое регулирование судебных процедур банкротства кредитных организаций 115
3.1 Особенности процедур банкротства, обусловленные лицензированием
банковских операций 115
3.2 Особенности конкурсного производства 148
Заключение 166
Библиографический список 169


Актуальность темы исследования. Функциональная способность кредитных организаций к накоплению и перераспределению капитала, созданию кредитных денег, организации и осуществлению расчетов обусловливает определяющее значение банковской деятельности для развития рыночной экономики России. Кредитный потенциал банковской системы прямо пропорционален уверенности будущих клиентов и вкладчиков в возврате своих средств в случае несостоятельности кредитной организации. Поэтому обеспечение доверия субъектов гражданского оборота к кредитным организациям служит залогом использования временно свободных денежных средств для финансирования инноваций, кредитования реального сектора, стимулирования предпринимательства, улучшения уровня жизни населения.
Общие для юридических лиц положения законодательства о несостоятельности (банкротстве), не учитывающие специфику хозяйственной деятельности и правового статуса кредитных организаций, оказываются неэффективными при их применении к этой категории должников. Необходимость разработки специальных правил, регулирующих процедуры банкротства кредитных организаций, подтверждается соответствующей тенденцией как русского дореволюционного, так и современного зарубежного права.
Крайне негативные последствия краха отечественных коммерческих банков, наиболее ярко проявившиеся в результате кризиса августа 1998 г., ставят в разряд первостепенных проблему адекватности и достаточности существующего правового регулирования банкротства кредитных организаций для защиты интересов их кредиторов, общества и государства. Сотням тысяч кредиторов причинен имущественный и моральный ущерб, в том числе в результате злоупотреблений органов управления кредитной организации, а также лиц, участвующих в деле о банкротстве, как в преддверии, так и в ходе процедур банкротства. В 1999 г. арбитражными судами принято решение о признании банкротом - 182, в 2000 г. - 136, в 2001 г. - 77, в 2002 г. - 100 кредитных организаций . Требования кредиторов, среди которых российские и иностранные граждане, промышленные, торговые, кредитные и иные организации, публичноправовые образования, не удовлетворяются полностью или в большей части, средства обесцениваются в результате девальвации. Следствием являются неисполнение этими лицами своих обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, рост задолженности по заработной плате, нарушение работы расчетной системы, несостоятельность иных субъектов предпринимательской деятельности, дестабилизация общей социально¬экономической ситуации. Неспособность государства предотвратить расхищение в процессе банкротства привлеченных кредитными организациями средств препятствует в итоге установлению уважительного отношения мирового сообщества к России и налаживанию международных связей.
Несмотря на принятие в последние годы целого ряда нормативно-правовых актов, регулирующих особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, многие теоретические и практические вопросы, возникающие в этой сфере, остаются неразрешенными, законодательные нормы - нечеткими и несогласованными, а существенные особенности правовой природы этого вида должников - неучтенными. Актуальность темы исследования подтверждается разработкой Государственной Думой изменений и дополнений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее по тексту - Закон о банкротстве кредитных организаций).
Степень научной разработанности проблемы. Развитию законодательства о банкротстве юридических лиц уделено большое внимание представителями как дореволюционной, так и современной правовой мысли. Защищен ряд диссертаций в области правового регулирования банкротства А.Б. Агеевым, А.А. Дубинчиным, Е.Е. Еньковой, Ю.П. Свит, В.В. Степановым, М. В. Телюки- ной, В.Н. Ткачевым и др. В то же время институту несостоятельности кредитных организаций на протяжении всего его существования в отечественном праве уделяется несоразмерно мало внимания. Освещение рассматриваемого института либо затрагивает отдельные аспекты выбранной темы , либо ее уголовно-правовой, арбитражно-процессуальный, финансово-экономический срезы . Практика предупреждения несостоятельности кредитных организаций и процедур их банкротства также недостаточно анализировалась и обобщалась. По отдельно взятым вопросам опубликовано незначительное количество научно-практических работ такими правоведами, как С.А. Голубев, В.В. Зайцева, Н.Г. Лившиц, И.С. Михайленко, С.В. Сарбаш, М.В. Телюкина и др. Среди попыток наиболее глубокого освещения исследуемой темы необходимо отметить работы Г. А. Тосуняна и А.Ю. Викулина, К.Т. Трофимова. На монографическом уровне практически не нашел отражения такой аспект банкротства кредитных организаций, как защита прав и законных интересов их много¬численных кредиторов, находящихся в процессе банкротства в качестве экономически ущемленной стороны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения отечественного, в том числе дореволюционного, и зарубежного законодательства о несостоятельности (банкротстве) и опыта его применения, анализа специфики кредитных организаций по сравнению с иными юридическими лицами автором выявлена необходимость расширения правовой защиты прав и законных интересов кредиторов при банкротстве кредитных организаций. По мнению автора, выполнению этой задачи может способствовать внесение корректив в действующее законодательство и в практику Банка России и арбитражных судов в части обеспечения сохранности и возврата имущества кредитной организации, расширения правовых форм предупреждения несостоятельности, более раннее применение контрольных и ограничительных мер, повышение требований к управлению кредитной организацией при предупреждении несостоятельности и в ходе судебных процедур банкротства.
Эффективность действия правового института невозможна без детальной проработки его теоретической основы. Действующие нормативные акты, научно-практическая терминология наделяет формально тождественные понятия «несостоятельность (банкротство)» различными содержаниями, не раскрывают понятие и классификацию процедур банкротства кредитной организации. Предложенные автором разграничение и формулировки указанных понятий отражают их фактическое правовое содержание, потребности правоприменения.
Установление обязанности Банка России вводить непосредственный контроль за распоряжением имуществом кредитной организацией, при выявлении первых свидетельств приближения несостоятельности, а также подкрепление этой обязанности мерами ответственности, по нашему мнению, сможет сократить масштабы вывода активов из проблемных кредитных организаций и фиктивной уплаты обязательных платежей, сокрытия правоустанавливающей документации, обеспечить своевременное предупреждение несостоятельности.
Повышение эффективности института признания сделок кредитной организации недействительными при банкротстве, учитывая практику совершения заведомо невыгодных сделок путем многократной передачи имущества кредитной организации между ее взаимосвязанными аффилированными лицами, автор полагает возможным с помощью расширения оснований признания сделок недействительными.
Стимулированию проведения реорганизации как меры по предупреждению несостоятельности будет способствовать предложенное автором предоставление права кредитной организации, образованной в результате такой реорганизации, обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными сделок реорганизованной кредитной организации, по основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве.
Разработанные в настоящем исследовании пути совершенствования оснований и последствий возбуждения и прекращения производства по делу о банкротстве призваны содействовать сохранению кредитных организаций, сокращению убытков кредиторов, учету изменений экономико-правового статуса таких должников после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций.
Комплекс мер, выдвинутых диссертантом, касающихся отмены процедуры наблюдения в деле о банкротстве кредитных организаций с сохранением его сущности в рамках меры «назначение временной администрации» после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, при одновременном совершенствовании правового статуса временной администрации, обеспечит сокращение сроков и стоимости производства; компетентность, контролируемость и качество управления кредитной организацией; обеспечение сохранности имущественного комплекса должника.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841)// РГ. - 2003. - 30 июля.
2. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 182-ФЗ)// РГ. - 2003. - 27 декабря.
3. Гражданский кодекс РФ, ч. 2 от 26 янв. 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ)// СЗ РФ. - 2003. - N 13. - Ст. 1179.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162 - ФЗ) // РГ. - 2003. - 16 декабря.
5. Налоговый кодекс РФ, ч.1 от 31 июля 1998 г. № 146 - ФЗ (в ред. Федерально¬го закона от 7 июля 2003 г. N 104-ФЗ) // РГ. - 2003. - 27 декабря.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 24 июня 2003 г. № 103-ФЗ)// РГ. - 2003. - 9 июля.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ//РГ. - 2002. - 27 июля.
8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 181-ФЗ)// РГ. - 2003. - 1 июля.
9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - N 9. - Ст. 805.
10. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ (с изменениями, внесенными определением Конституционного Суда РФ от 1 октября 2002 г. N 286-О)// Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - N 2.
11. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных органи¬заций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31 - ФЗ)// СЗ РФ. - 2002. - N 12. - Ст. 1093.
12. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 144 - ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31- ФЗ)// СЗ РФ. - 2002. - N 12. - Ст. 1093.
13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ)// СЗ РФ. - 2003. - N 13. - Ст. 1178.
14. Федеральный закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законода¬тельных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (в ред. Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ)// СЗ РФ. - 2003. - N 24ю - Ст. 2249.
15. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 дек. 2003 г. № 180-ФЗ)//РГ. - 2003. - 27 дек.
16. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ//РГ. - 2002.- 2 ноября.
17. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ//РГ. - 2003. - 27 дек.
18. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 "Об утвержде¬нии Положения о Федеральной Службе России по финансовому оздоровлению и банкротству»// СЗ РФ. -2000. - N 15. - ст. 1597.
19. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формиро¬вании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»//РГ. - 2002. - 14 ноября.
20. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 938 «О списании реструктурированной задолженности кредитных организаций перед федераль¬ным бюджетом по пеням и штрафам»//РГ. - 2003.- 15 января.
21. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполно¬моченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регули¬рующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организа¬циями арбитражных управляющих» //РГ. - 2003. - 20 февраля.
22. Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2003 г. № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»//РГ. - 2003. - 26 апреля.
23. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 295 "О представителе собственника имущества должника - федерального государственного унитарно¬го предприятия при проведении процедур банкротства"//РГ. - 2003.- 28 мая.
24. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляюще¬го"// РГ. - 2003. - 27 мая.
25. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. № 308 «Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих// СЗ РФ. - 2003.- № 22. - ст. 2169.
26. Инструкция ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. № 75 - И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (в ред. Указания ЦБ РФ от 5 июля 2002 г. N 1177-У// ВБР. - 2002. - №№ 39, 43.
27. Инструкция ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. № 84 - И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организа¬ций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 21 июня 2002 г.)// ВБР. - 2002. - № 37.
28. Письмо ЦБ РФ от 16 июля 1996 г. N 305 «Положение о порядке ведения и представления отчетности по картотекам неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (в ред. Указаний ЦБ РФ от 24.11.98 N 420-У) // ВБР. - 1998. - N 83.
29. Письмо ЦБ РФ от 15 января 1998 г. N 12-Т «Об обеспечении сохранности документов кредитных организаций»//ВБР. - 1998. - N 5-6.
30. Письмо ЦБ РФ от 2 апреля 1998 г. № 85-Т «О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям» // ВБР. - 1998. - № 22.
31. Письмо ЦБ РФ от 5 авг. 1998 г. № 169-Т «О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций»//ВБР. - 1998.- № 57.
32. Письмо ЦБ РФ от 2 февраля 1999 г. № 45 - Т «Разъяснения по вопросам банковского санирования»//Опубликован не был.
33. Письмо ЦБ РФ от 25 марта 1999 г. № 108 - Т «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (бан-кротстве) кредитных организаций»// ВБР. - 1999. - № 19.
34. Письмо ЦБ РФ от 19 ноября 1999 г. № 317-Т «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Федерального закона «О несостоятельно¬сти (банкротстве) кредитных организаций»//ВБР. - 1999. - № 70-71.
35. Письмо ЦБ РФ от 30 мая 2000 г. № 114-Т «Об обращении Банка России в арбитражный суд с заявлениями о признании кредитных организаций банкро- тами»//ВБР. - 2000. - № 30.
36. Письмо ЦБ РФ от 17 июля 2002 г. № 98-Т «О применении Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»//ВБР.-
2002. - № 43.
37. Положение ЦБ РФ № 264 от 2 апреля 1996 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» (в ред. Указания ЦБ РФ от 19 августа 2003 г. N 1323-У)// ВБР.-
2003. - № 48.
38. Положение ЦБ РФ от 25 июня 1998 г. № 38 - П «О порядке предоставления Банком России кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприя¬тия по санации проблемной кредитной организации (в ред. Указания ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. N 334-У)// ВБР. - 1998. - № 64.
39. Положение ЦБ РФ от 29 марта 1999 г. № 73-П «Об уполномоченных пред¬ставителях Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в кредитных организациях» (в ред. Указания ЦБ РФ от 7 июля 1999 г. № 601-У)// ВБР. - 1999. - № 41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ