Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реконструкция исторического костюма для бала в русском стиле (на примере костюма XIX века А.Д. Шевелевой)

Работа №75915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ РУССКИЙ КОСТЮМ КОНЦА XIX ВЕКА
1.1 Исторический костюм для бала в русском стиле XIX века
1.2 Исторический костюм А.Д. Шевелевой
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
2.1 Основные виды и методы современной реконструкции
2.2. Современная реконструкция костюма в русском стиле
2.3 Современное золотное шитье
ГЛАВА III. РЕКОНСТРУКЦИЯ КОСТЮМА
3.1 Проект реконструкции костюма
3.2 Реконструкция костюма в русском стиле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ/ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Исторический костюм - это целый комплекс технологий и приемов изготовления, орнаментов, способов ношения. Исторический русский костюм служит источником, который отражает этническую историю народа как элемент традиционной культуры.
Русский исторический костюм стал объектом внимания художников, археологов, историков, коллекционеров в XIX веке. Самые большие коллекции русского исторического костюма находятся в музейных и частных собраниях России, США, Франции. Первой грандиозной реконструкцией исторического костюма времен царя Алексея Михайловича можно считать знаменитый бал в русском стиле 1903 года в Зимнем дворце.
Декоративная ценность боярского костюма очень велика. В настоящее время русские этнические мотивы отражены в одежде именитых мастеров Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Валентино, Жана Поля Готье и др. В библиотеках и музейных коллекциях черпали вдохновение художники по костюмам, работающие в кино и театре: О.С. Кручинина, Л.Ю. Нови, Э.П. Маклакова, Н.А. Шнайдер-Хачатрян и др.
Довольно долгое время в СССР большое значение уделялось изучению только традиционной русской крестьянской одежды. На сегодняшний день имеется много научной литературы и статей по изучению русского костюма. Однако, изучению боярского костюма посвящено недостаточно исследований и в музейных фондах еще хранится значительное количество образцов одежды, которые не изучены или изучены недостаточно.
Подлинные образцы боярского и царского костюма как ансамбля, состоящего из шитой одежды, головного убора и обуви, в настоящее время хранятся в музейных или частных коллекциях. Самые яркие экспонаты демонстрируются очень редко и содержатся в запасниках музея, доступ к которым ограничен. Поэтому, изучение подлинников доступно только узкому кругу специалистов.
Интерес к русской культуре и национальному костюму, еще в начале XIX века, породил целое направление - «а la russe». Однако зачастую интерпретации такого костюма современными дизайнерами и модельерами не соответствуют его канонам. Виной тому стало зачастую поверхностное изучение подлинных костюмов, техники их исполнения.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, постоянно возрастающим интересом к русской теме, историческому костюму и реконструкции балов, технологии изготовления боярского костюма в русском стиле для постановки исторических фильмов, театрализованных представлений. Крайне важно формирование свода достоверных сведений о семантике костюма и его элементов, особенностях тканей, кроя, технологий шитья и декорирования. Существует также необходимость в изучении уникального боярского костюма в русском стиле А.Д. Шевелевой XIX века , хранящегося в фондах временного хранения Приморского Государственного Объединенного музея имени В.К. Арсеньева.
Целью работы является исследование исторического костюма в русском стиле XIX века как феномена отечественного декоративно-прикладного искусства (на примере авторской реплики костюма в русском стиле).
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику исторического костюма для бала в русском стиле конца XIX начала XX века.
2. Рассмотреть особенности костюма в русском стиле XIX века А.Д. Шевелевой.
3. Определить основные виды вышивки и принципы их выполнения, необходимые для реконструкции объекта исследования.
4. Выявить актуальные проблемы реконструкции костюма в русском стиле.
5. Разработать авторский проект костюма в русском стиле.
6. Выполнить, на основе созданного проекта, костюм в русском стиле.
7. Описать технологический процесс создания авторского образца костюма в русском стиле.
Объектом исследования стал исторический костюм XIX века на примере боярского костюма в русском стиле А.Д. Шевелевой
Предметом исследования являются декоративные элементы, материалы, технологические особенности, методы и приемы реконструкции костюма в русском стиле.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX до начала XX века.
Степень изученности темы. Изучению русского традиционного костюма посвящены многие труды этнографов, археологов, культурологов, искусствоведов и других исследователей. Подробно рассматривалось древнерусское шитье, царские и боярские костюмы в труде историка Москвы И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI - XVII столетиях», впервые изданном в 1869 г.. Книга уникальна по значимости материала, посвящена анализу личности женщин Допетровской Руси. Отдельная глава посвящена быту русских цариц, забавам, приемам и нарядам.
Работа Н.В. Гиляровской является первым обобщающим исследованием русского традиционного костюма для сцены. Автор поэтапно рассматривает историю древнерусского костюма, начиная с Киевской и Московской Руси, не углубляясь в более давние времена. Н.В. Гиляровская дает подробное описание древнерусской одежды, ее виды и выкройки.
В альбоме «Поэзия народного костюма» М.Н. Мерцалова раскрывает поэтические черты народного костюма. Эта книга - первая попытка проанализировать народный костюм как большую самостоятельную область русского народного искусства. Издание богато иллюстрировано: уникальные цветные съёмки были произведены в различных областях РСФСР в начале 70-х годов. Четырехтомное издание кандидата искусствоведения М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» позволяет проследить историю костюма от древности до начала XX века.
Изучению бального костюма в русском стиле XIX века посвящена глава в книге О.А. Хорошиловой «Костюм и мода Российской империи: Эпоха Николая II». Рассмотрены правила придворного костюма, исследования художников и реконструкция костюмов к балам в русском стиле 1893 и 1903 гг. Книга основана на архивных документах, дневниках и воспоминаниях. В книгу вошли распоряжения императора и министерств о правилах ношения мундиров, придворных нарядах и пр. Многие фотографии и рисунки, вошедшие в альбом, опубликованы впервые.
Отдельный интерес для исследования представляют красочные каталоги собрания костюмов крупнейших музеев страны. В каталоге Государственного исторического музея (цветные фотографии костюмов деталей и всего костюма) представлены повседневные и праздничные одежды - ценнейшие памятники народного творчества; Богатейшая коллекция русского народного костюма из собрания Государственного музея этнографии народов СССР показана в альбоме, выпущенном данным музеем. В иллюстрациях представлены типовые комплексы крестьянского костюма, его детали, обувь, головные уборы и украшения; Подробное описание исторических балов и бальных костюмов приведено в двухтомном научном каталоге Государственного Эрмитажа «При Дворе Российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века. В собрании Эрмитажа» 2014 года. Каталог красочно оформлен иллюстрациями, статьями и архивными документами из фондов Эрмитажа. Еще одно издание богатейшего собрания Государственного Эрмитажа - Т.Т. Коршунова «Костюм в России XVIII - начала ХХ века» - современный каталог, в котором представлены работы мастерской «Русские мастерицы», с 1991 года воссоздающей русскую одежду для ценителей, в первую очередь, русские боярские костюмы (основой для коллекции стали костюмы бала 1903 года).
Издан ряд учебных пособий, в большей или меньшей степени отражающих особенности костюма, тканей и технологий, используемых в его создании. Влияние западной моды на традиционный русский костюм описывает Н.М. Каминская. В книге изложены основные вопросы исторического развития костюма от Древнего Египта до современных дней, дано описание композиции одежды, ее силуэтов, пропорций, цвета, формы деталей, применяемых материалов. Книга является учебным пособием для учащихся средних специальных учебных заведений легкой промышленности, а также предназначена для художников по костюму, и всех, кто интересуется историей костюма.
Учебное пособие для вузов В.Б. Кошаева содержит главу «Художественный текстиль: плетение, вязание, вышивка, роспись ткани» в которой дается исторический аспект вышивки золотой нитью. Учебное пособие И.В. Бойченко «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. Народные художественные промыслы» включает подробный раздел «Золотое шитье». Полезным пособием в области золотого шитья является работа реставратора Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Н.В. Бабушкиной «Золотое шитье». Книга знакомит с техникой и приемами золотного шитья; автор делится своими технологическими секретами и тонкостями выполнения изделия из различных материалов; В работе доцента кафедры Декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета С.М. Мурзиной «Вышивка золотом: история и технология» подробно рассматривается одна из разновидностей вышивки - золотое шитье, ее историческое развитие, современное состояние и место в декоративно-прикладном искусстве. Подробно описываются технологические приемы выполнения золотой вышивки.
С 2002 по 2008 год выходил журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм» , посвященный русскому народному костюму. Журнал содержал выкройки, приемы конструирования народной одежды, фотографии, этнографические и краеведческие статьи и носил практическую направленность - научить самостоятельно шить народную одежду. Журнал «Убрус» Золотошвейной мастерской Санкт-Петербурга выходит c 2003 года. Он содержит разделы, охватывающие все стороны церковной вышивки: историческую, богословную, символическую, практическую. В журнале печатаются и переводы иностранных изданий, которые были недоступны большинству вышивальщиц. «Убрус» заслужил внимание многих современных мастериц. Очень полезны статьи по технике вышивки.
По теме данного исследования защищен ряд диссертаций. «Культурно-историческая эволюция формы и символики церемониальных костюмов при Российском императорском дворе XVIII - XIX вв» С.А. Амелехина рассматривает костюм как эмблему времени во многих аспектах. Актуальность избранной темы - необходимость восполнения существующего пробела в изучении уникального комплекса придворных церемониальных облачений XVIII-XIX веков, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Целью работы является исследование эволюции формы и символики коронационного и орденского костюма при Российском императорском дворе в период XVIII-XIX вв. В диссертации «Символические функции костюма в культуре» Я.В. Быстрова обращается к комплексному философскому и культурологическому анализк символических функций костюма. В диссертации А.Р. Кругловой «Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV-XVI вв.» исследуются памятники золотого шитья как источники по истории жизни и быта женщин великокняжеского рода Древней Руси. Золотое шитье, связанное с именами представителей знати, с творчеством художников, рукоделием мастериц, традиционным укладом жизни, литературой и фольклором, дает широкое представление о культуре и быте Древней Руси. Впервые выявлены некоторые, ранее неизвестные, центры художественного шитья XV в. Комплексное изучение творчества золотошвейных мастерских дает наиболее полное представление о древнерусском шитье.
Диссертация Д.А. Гребенниковой «Лицевое шитье в художественной культуре Древней Руси XIV - XVI» основана на результатах исследования собраний древнерусского лицевого шитья отечественных музеев: Сергиево-Пасадского музея-заповедника,
Государственного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Рязанского музея-заповедника, Новгородского Государственного объединенного музея-заповедника,
Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А.Л. Штиглица, ризницы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В диссертации «Бал в истории русской культуры» А.В. Колесниковой впервые предложено комплексное историко-культурологическое исследование бальной культуры России XVIII - начала XX вв.. и обобщены материалы русской художественной литературы, отображающей русский бал, его национальные особенности; процесс формирования бальной культуры в России, изменения в исторической перспективе, что позволяет представить данный феномен как уникальный культурно-исторический комплекс.
А.А. Николаева в диссертации «Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования» отмечает, что свойство социально-исторического и педагогического процесса ставит перед необходимостью представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений минувшего с опорой на регионально-исторические и художественные традиции в целях их сохранения.
Методы и методика исследования. В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к изучению исторического костюма в русском стиле. Он включает в себя: герменевтический метод, позволяющий разъяснить и уточнить специальные профессиональные формулировки понятий и терминов; исторический метод для установления преемственности и изменчивости изучаемого феномена; историко-генетический метод, позволяющий проследить происхождение и эволюцию исследуемых феноменов; сравнительно-исторический метод, с помощью которого выясняется специфика русского костюма на каждом из изучаемых исторических этапов: культурологический подход, который позволяет проследить культурно-исторические связи, выявить причины появления феномена исторического костюма; метод структурно-семиотического анализа - для изучения знаковой природы и семиотического статуса; метод стилистического анализа - для выявления устойчивых форм, выразительных качеств, характерных для исторического костюма в русском стиле. Для изучения и систематизации материалов по золотному шитью и артефактов из фондов музея ПГОМ имени В.К. Арсеньева использован историко-описательный метод, основанный на анализе комплекса источников - в том числе музейных документов и исторической литературы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• впервые были описаны особенности исторического костюма в русском стиле А.Д. Шевелевой XIX века, находящегося на хранении в Приморском Государственном музее имени В.К. Арсеньева (фонде «Ткань» под инв. № Т 7491 МПК 18894);
• определены актуальные проблемы реконструкции костюма в русском стиле; изучены технология шитья и вышивки золотными нитями и канителью;
• разработан авторский проект костюма в русском стиле с поэтапной технологией изготовления костюма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и практическая часть работы могут быть использованы при разработке учебных курсов по музейной реконструкции и специальных курсов по истории бального костюма в русском стиле. Материалы исследования могут представлять интерес для организаторов исторических балов в современной России, способствовать возрождению уникального женского рукоделия и создания современной этноколлекции на основе данного костюма.
Апробация работы и внедрение результатов в практику проводились по ряду направлений, включающих:
• участие в выставке декоративно-прикладного творчества мастерской «Нити»;
• проведение мастер-классов по золотному и орнаментальному шитью;
• участие в конкурсе «Этностиль Приморья» 2018 г. (г. Находка);
• обсуждение исследования по месту ее выполнения на кафедре изобразительного искусства ДВФУ (ноябрь 2017 г.).
Структура. Магистерское исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, Словаря терминов, Приложения. Список использованных источников составляет 106 единиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе магистерского исследования была проделана работа над реконструкцией исторического костюма в русском стиле А.Д. Шевелевой. Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач, которые позволили впервые детально описать исторический костюм А.Д. Шевелевой и рассмотреть его как феномен декоративно-прикладного искусства.
Комплексное изучение исторического костюма в русском стиле для бала конца XIX начала XX века показало его высокую эстетическую значимость как произведения прикладного искуства. Не случайно, известные русские художники, создавая портреты или картины с историческим сюжетом чаще всего не упускали возможности детально прописывать исторический русский костюм.
Общая характеристика исторических костюмов в русском стиле показывает, что на каждый случай имелся свой комплект, в который входили - рубаха и сарафан, однако они отличались по богатству ткани, украшений в зависимости от сословий и место бытования.
Автором магистерской работы был дан полный и детальный анализ костюма А.Д. Шевелевой, впервые с момента поступления его в музейный фонд, что позволяет поставить данный экспонат в один ряд с костюмами знаменитого бала в Зимнем дворце 1903 года. Были выявлены основные технологические приемы, необходимые для создания реконструкции костюма в русском стиле XIX века, которые дали возможность повторить весь последовательный цикл изготовления костюма - от эскиза до вышивки и сборки всех деталей, несмотря на использование современных материалов.
Были определены основные виды вышивки и принципы их выполнения, необходимые для реконструкции объекта исследования: вышивка золотным шнуром, вышивка канителью по настилу и без, вышивка золотными нитями, бисером. Для выполнения необходимой вышивки, автор данной работы окончила интернет-курсы по церковному орнаментальному шитью и в настоящее время является единственным мастером в городе по вышивке канителью.
В ходе исследования были выявлены проблемы в современной реконструкции боярского костюма в русском стиле, такие как:
- необходимость замены традиционных материалов на современные,
- необходимость освоения традиционных технологий, в т.ч. золотного шитья,
- необходимость детального изучения конструкции боярского костюма, в т.ч. - изнанки.
Это позволило детально рассмотреть работы современных мастеров, в основе которых лежало изучение исторических материалов и аутентичных музейных экземпляров.
В результате был разработан авторский проект костюма в русском стиле XIX века и выполнена полная реконструкция музейного костюма. Впервые было дано полное описание всего процесса реконструкции, вышивки шнуром, канителью, и приложен подробный фотоотчет.
Таким образом, изучение, анализ и реконструкция боярского костюма в русском стиле А.Д. Шевелевой дают новый толчок развитию современной реконструкции исторического костюма в Приморском крае, развитию золотного шитья, вносят новый вклад в сохранение русской культуры, традиций и технологий изготовления этнического и исторического костюма.



1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 января 1999 года N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 234; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616) (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 4 августа 2017 г. № 7338
2. Постановление Администрации Приморского края от 14 августа
2008 года № 200-па «О художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам при Администрации Приморского края и порядке отнесения изделий, изготавливаемых на территории Приморского края, к изделиям народных художественных промыслов» (ред. от 18.09.2017) //
http: //www. pravo. gov. ru
Монографическая, периодическая, учебная литература
3. Адамова Т.В., Шеко Е.Д. Иконописный рисунок в церковном лицевом шитье. Учебно-методическое пособие / Т.В. Адамова, Е.Д. Шеко. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 84 с.
4. Бабушкина Н.В. Золотое шитье / Н.В. Бабушкина. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003. - 64 с.
5. Бойченко И.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. Народные художественные промыслы. Учебное пособие / И.В. Бойченко. - Тюмень: Из-во Тюменского государственного университета, 2012. - 112 с.
6. Братко Ю.П. Лицевое шитье и антиминсы в собрании Переславского музея-заповедника / Ю.П. Братко. - М.: Северный паломник, 2015. - 216 с.
7. Быков А.В. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории / А.В. Быков. - Пемза: Издательский центр «Золотые леса», 2011. - С. 135-138
8. Вершинина Н.М. Государственный музей-заповедник «Павловск». Декоративные вышивки. Полный каталог коллекции / Н.М. Вершинина, Н.С. Третьякова. - 2-е изд. Том 4 - Ткани. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2012. - 184 с.
9. Ветюкова А.П. Золотное орнаментальное шитье. Методическое пособие / А.П. Ветюкова. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. - 19 с.
10. Гиляровская Н.В. Русский исторический костюм для сцены: Киевская и Московская Русь / Н.В. Гиляровская. - М.: Из-во В. Шевчук, 2014. - 160 с.
11. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н.В. Гоголь. - М.: Детская литература, 1971. - 262 с.
12. Григоренко Е.Н. Русские игральные карты: история и стиль. Историко-культурный очерк / Е.Н. Григоренко. - Севастополь.
2013. - 108 с.
13. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея / Л.В. Ефимова, Р.М. Белогорская. - М.: Изобразительное искусство, 1982, - 270 с.
14. Ефимова JI.B. Русский народный костюм. Из собрания
Государственного Исторического музея / Л.В. Ефимова. - М.: Советская Россия, 1989, - 318 с.
15. Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм» / гл. ред. Е. Шуршиков. - М.: «Агентство Дистрибьютор Прессы» №1 - 2002, №4; 5 - 2004, №7 - 2008 г. 24 - 42с.
16. Журнал «Убрус» / гл. ред. Е.Ю. Катасонова. - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни. Золотошвейная мастерская «Убрус» № 8 - 2007, №9-10 - 2008, №11, 12 - 2009 г. 96 - 152 с.
17.Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 704 с.
18.Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до
современности / Р.В. Захаржевская. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 306 с.
19. Захарова О.Ю. История балов императорской России.
Увлекательное путешествие / О.Ю. Захарова. - М.: Изд-во
«Центрополиграф», 2016. - 510 с.
20. Иллюстрированный биографический словарь. Коллекционеры
старой Москвы: Шабельская Наталья Леонидовна (1841-1904). / Сост. Н. Ф. Полунина, А. И. Фролов. - М., 1997. - С. 394-399.
21. Искусство вышивки в России XIX - XXI вв. Каталог музейно-выставочного центра «Музей моды» / Музей художественных тканей МГТУ им. А.Н. Косыгина. Российская академия художеств.
2014. - 44 с.
22. Каминская Н.М. История костюма. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений швейной промышленности / Н.М. Каминская. - М.: «Легкая индустрия», 1977. - 128 с.
23. Каталог выставки «При дворе Российских императоров: костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа»: в 2 т. / Государственный Эрмитаж. - Спб. Изд-во: Гос. Эрмитаж, 2014. - 448 с.
24. Каталог выставки Восьмого археологического съезда в Москве в 1890 году / Зала первая: Собрание Н. Л. Шабельской. - М., 1890. - С. 1 -18.
25. Казарина В. Б. Каталог "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" / В.Б. Казарина. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков, ФГБУК Государственный русский музей. - СПб., 2015. - 216 с.
26. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа / Т.Т. Коршунова. - СПб., «Художник РСФСР», 1979. - 295 с.
27. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: учебное пособие для вузов / В.Б. Кошаев. - М.: «Владос», 2014. - 232 с.
28. Круглова А.Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV-XVI веков / А.Р. Круглова. - СПб.: «Коло», 2011. - 288 с.
29. Маковцева JI.B. Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения: Иллюстрированный каталог / Л.В. Маковцева. - Саратов: Добродея, 2008. - 180 с.
30. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М.: Наука, 1978. - 207 с.
31. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье / Н.А. Маясова. - М., 1971. - 288 с.
32. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1988. - 224 с.
33. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм: Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР / Л.Н. Молотова. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 221 с.
34. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа / Е.Ю. Моисеенко. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 241 с.
35. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. Моногр. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
36. Плешанова И.И, Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея / И.И. Плешанова, Л.Д. Лихачева. - Л., 1985. - 224 с.
37. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань / М.М. Постникова-Лосева. - М. «Искусство», 1981. - 288 с.
38. Павловск. Полный каталог коллекций. Редкая книга. T. VI. Выпуск
I. Иллюстрированная книга XV-XVIII веков / Сост. Н.М.
Вершинина, Н.С. Третьяков. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2010. - 216 с.
39. Разгон А.М., Финягина Н.П. Изучение и научное описание памятников материальной культуры / А.М. Разгон, Н.П. Финягина. - М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1972. - 272 с.
40. Российская музейная энциклопедия / Гл. ред. С.П. Масленицына Реконструкция. Т. 2. Н -Я. М.: Прогресс, Рипол Классик, 2001. - С. 136.
41. Русский боярский костюм XXI века: каталог русских боярских костюмов в современном исполнении / Сост. В. Аверьянова. - М.: Царский дом, 2011. - 112 с.
42. Силкин А.В. Лицевое шитье Строгановских мастерских / А.В. Силкин. - М.: Изд-во «СканРус», 2009. - 432 с.
43. Сергеева Елена. Авгу-Багши. Жизнеописание Августы Дмитриевны Корнаковой в кругу Шевелевых, Бриннеров, Токмаковых и ее этнографические работы о Монголии / Е. Сергеева. - Вл-к.: Изд-во «РУБЕЖ», 2015. - 206 с.
44. Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «Азъ», 1995. - 908 с.
45. Хорошилова О.А. Костюм и мода Российской импри: Эпоха Николая II / О.А. Хорошилова. - М.: Этерна, 2012. - 464 с.
46. Хорошилова О.А. Костюм и мода Российской империи:Эпоха
Александра II и Александра III / О.А. Хорошилова. - М.: Этерна,
2015. - 472 с.
47. Хезел Эверетт. Золотое шитье: Техника, проекты, тонкости / Эверетт Хезел. Пер. c англ. - М.: Изд-во «Контэнт», 2011. - 128 с.
48.Чемберлин Рут. Шитье золотом: Практическое руководство для начинающих / Рут Чемберлен. Пер. c англ. Н.В. Рукина. - М.: Изд- во «Ниола-Пресс», 2007. - 80 с.
49.Чудновская Анна. Вышивка гладью: красота достойная вас / Анна Чудновская. - М.: Изд-во «ОСТ-Астрель-Люкс», 2005. - 272 с.
50. Шабельская Н.Л. Вопросы реставрации. I сборник центральных государственных реставрационных мастерских / Н.Л. Шабельская. Под ред. Игоря Грабаря. - М., 1926. - C. 113 - 124.
51. Юнкун И.Б. Золотое шитье: Старинная техника в современном исполнении / И.Б. Юнкун. Перевод с турецкого Азарова И.Н. Л. Арас; пер. c тур. И.Н. Азарова. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2013. - 80 с.
Статьи
52. Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце / Газета "Искусство", №14/2008
53. Айналов Д.В. Образцы старинного русского шитья и кружев Н.Л.Шабельской / Д.В. Айналов // Труды Восьмого археологического съезда в Москве: 1890, М., 1897, - С. 220-223.
54. Гарин Л.Ф. Художник и карты / Л.Ф. Гарин / Панорама искусств. Вып. 11 (Сб. статей и публикаций.) М.: Советский художник, 1988. - С. 252-265
55. Дарина С. Традиции золотного шитья /С. Дарина. // Журнал. Славянка. № 2. - М., 2006. - С. 75-77.
56. Исраелова C.B. Чудный русский «Теремок». История коллекции Наталии Шабельской / C.B. Исраелова // М.: Родина. 1998. № 7. - С. 54- 58.
57. Максимов Р.И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев / Р.И. Максимов, И.Э. Максимова // Вестн. Томск, 2013. №369. - С.63-66
58. Молотова Л.Н. Н.Л. Шабельская и ее коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР / Сообщения Государственного Русского Музея. Вып. XI. - М.: Изобразительное искусство, 1976. - С. 169-173.
59. Москвин А. Ю., Москвина М. А. Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы/ А.Ю. Москвин, М.А. Москвина // Науч. попул. изд.: Молодой ученый. 2014. №3. - С. 334-337.
60. Москвин А. Ю. Методология практического применения
исторического кроя в проектировании современной одежды / А. Ю. Москвин, М. А. Москвина // Науч. попул. изд.: Молодой ученый. 2014. №6. - С. 198-203.
61. Научный журнал. Российский этнографический музей. Бархатова Е.В. Рецензия на книгу: Collection Chabelskaya. Une Russie fin siecle: Portraits de femmes en costume traditionnel PARIS, 2010, 128 c. // Е.В. Бархатова. Научный журнал №1(3) 2013. - С. 149-157
62. Приглашение на бал // Газета «Далекая окраина» 02.01.1912. Фонд ОИАК г. Владивосток
63. Приглашение на бал // Газета «Далекая окраина» 28.02.1915. Фонд ОИАК г. Владивосток
64. Сорокина М.А., Крестовская Н.О., Ковалева Н.И. Народный костюм в коллекции Государственного Русского музея и особенности его экспонирования. // М.А. Сорокина, Н.О. Крестовская, Н.И. Ковалева // Российский этнографический музей. Научный журнал №1(3) 2013. - С. 98-105
Диссертации и авторефераты диссертаций
65. Амелехина С.А. Культурно-историческая эволюция формы и символики церемониальных костюмов при Российском императорском дворе XVIII - XIX вв.: Дис. ... канд. исторических наук. Москва, 2003, - 235 с.
66. Быстрова Я.В. Символические функции костюма в культуре. Дис. ... канд. филос. наук. Великий Новгород, 2003, - 140 с.
67. Гребенникова Д. А. Лицевое шитье в художественной культуре
Древней Руси XIV-XVI вв.: Автореферат дис. канд.
искусствоведения. СПб., 2004. - 32 с.
68. Колесникова А.Н. Бал в истории русской культуры: Дис. ... канд. культурологии. СПб., 1999, - 286 с.
69. Николаева А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2017, - 214 с.
Интернет-ресурсы
70. Балы в истории России. Музей-заповедник Царицыно.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kultprivet.ru/posts/baly-v-istorii-rossii(дата обращения: 29.08. 2017)
71. Бохин А.А., Егорова С.И. Проблема интерпретации народного
костюма в дизайне // Концепт. 2014. Спецвыпуск №6
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2014/14581(дата обращения 07.05.2018)
72. Выставка в Рязани, посвященная Н.Л. Шабельской. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lacejourney.com/ryazan-exhibition- textil-collection-shabelskaya/(дата обращения 07.06.2018)
73. Вышивка по настилу. Мастер-класс. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KOp72sJD6Qk
(дата обращения: 12.06. 2017)
74. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.abramtsevo.net/history/2011 -10-02-17-22- 18.html(дата обращения 12.09.2017)
75. Галилео. Золотое шитьё. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=wl6h52s0iL0 (дата обращения:
12.06. 2017)
76. «Дом русской одежды» Валентины Аверьяновой. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=CGQ8tMUeCww
https://www.youtube.com/watch?v=q oZIMGPy9Aw(дата обращения: 12.08. 2017)
77.Золотая вышивка. Центр златошвейного дела в городе Торжок [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=qFWv8ys48Vs(дата обращения: 06.05. 2017)
78.Золотое шитьё. Кабардино-Балкария. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7zMM27eJ0Xg(дата обращения: 24.08. 2017)
79.Золотое шитьё. Мастер-класс. Косой ряд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yfRH5hZVAnI
(дата обращения: 12.06. 2017)
80. Золотое шитьё по картону. Мастер-класс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hDegBLENO-Q(дата обращения: 12.06. 2017)
81. Из истории русского костюма [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.moluch.ru/archive,свободный (дата обращения: 21.05. 2017)
82. Историческая реконструкция как метод сохранения памятников истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive,свободный (дата обращения: 13.06. 2017)
83. Исследования о Кандинском, где помещена фотография с
изображением - Серафимы Яковлевны Синицыной (урожденная Немчинова) и Августы Дмитриевны Корнаковой (урожденная Синицына). Кяхта, 1895 г. в боярских костюмах в русском стиле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kandinsky-
art.ru/library/drevo-dekabristi-i-semeystvo-kandinskih3 5.html(дата обращения: 10.05. 2017)
84. Кафедра золотного и лицевого шитья. Мастер-класс
"Византийский шов". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iPdemicNMv8(дата обращения: 21.05. 2017)
85. Лекция Александра Васильева «Дуновение века». [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=peWQV 3 sGvwQ (дата
обращения: 26.08. 2017
86. Лекция, посвященная выставке «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.youtube. com/watch?v=1 S8naMmy4vc&list=PLcv2M 1 tp_o OjTmcaD0TUurpYXMbfWo4no&index=2 (дата обращения: 06.05. 2017)
87. Мастер-класс по изготовлению короны. Музей Кижи.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=AQ6LjARr_WM (дата
обращения: 21.05. 2017)
88. Москвин А. Ю., Москвина М. А. Реконструкция одежды:
сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 334-337. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/62/9467/(дата обращения: 21.05. 2017)
89. Предметы из коллекции Н.Л. Шабельской в музее Метрополитен.
Metropolitan Museum of Art (US) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/80094328
(дата обращения 02.06.2018)
90. Программа "Истоки мастерства" Шитье золотом. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=38RMxhjeo40(дата обращения: 10.05. 2017)
91.0 золотном шитье и фабрике "Торжокские золотошвеи".
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=EolqeO8pt-U(дата обращения: 21.05. 2017)
92. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.hermitagemuseum.org(дата обращения: 12.09. 2017)
93. При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX
века в собрании Эрмитажа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FuTLxH5d7v4(дата
обращения: 21.08. 2017)
94. Русский народный наряд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vQx_DkIDZD4(дата обращения: 21.08. 2017)
95. Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1993Энциклопедия
Кругосвет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/izobrazitelnoe iskusstvo/TOVARISHCHESTVO PEREDVIZHNIKOV.html (дата
обращения 02.09.2017)
96. Российская Государственная библиотека искусств [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://liart.ru/ru/news/1400/(дата
обращения 13.06.2018)
97. Статья И. Жимгун. Былинно-сказочный мир Александра Птушко и Ольги Кручининой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/blog/y2017/8-14/973/(дата обращения 22.05.2018)
98. Твое Ремесло. Часть 12: Золотое шитье. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nvup_wS7Mdk(дата обращения: 12.06. 2017)
99. Торжокское золотое шитьё. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https: //www. youtube. com/watch?v=NW7 pX640yeI (дата
обращения: 06.05. 2017)
100. Традиционный русский народный костюм. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE(дата обращения: 01.09. 2017)
101. Технология изготовления русской бархатной кички.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=1wyHizdCvcs (дата обращения:
01.09. 2017)
102. Фильм «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша...» о женском
народном костюме в России XVIII-XX веков подготовлен Русским музеем к одноименной выставке, проходившей в 2014 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=4T -8OitIwEU&list=PLcv2M1tp oOjTmcaD0TUurpYXMbfWo4no (дата
обращения: 06.05. 2017)
103. Фильм Бориса Лизнёва «Последний бал». [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JOtcQJS12U8(дата обращения: 21.08. 2017)
104. Экскурсия в фондах Государственного Эрмитажа. Императорский костюм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=IuKKrvnVufM(дата обращения: 21.08. 2017)
105. Экскурсия в реставрационные мастерские Государственного
Эрмитажа. Императорский костюм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. youtube. com/watch?v=F uTLxH5 d7v4 (дата
обращения: 21.08. 2017)
106. Электронный вариант журнала «Чудные мгновенья.
Традиционный костюм». №1 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.crown6.org/publ/76-1 -0-6104(дата обращения 23.02.2018) http: //wave9.ru/magazines/sewing-knitting-
magazines/448268-CHudesnie-mgnoveniya.-Traditsionniy-kostyum.-SHCH2.html(дата обращения 07.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ