Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ У СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №75886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Обзор литературы 7
Особенности детей младшего школьного возраста 7
Характеристика соматически ослабленных (часто болеющих) детей 11
Психологическая особенности у соматически ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста 15
Психологическая безопасность в образовательной сфере 26
Резюме 30
Исследование 33
Подготовка к исследованию 33
Методы исследования 35
Статистическая обработка 40
Частотный анализ 40
Проверка на наличие статистически достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни 64
Корреляционный анализ 66
Выводы 87
Заключение 89
Источники 92
Приложения 96
о Приложение А. Методика «Шкала личностной тревожности» 96
о Приложение Б. Методика «Незаконченные предложения» 98
о Приложение В. Гиссенский опросник соматических жалоб 100
о Приложение Г. Методика «Диагностика самооценки» 101
о Приложение Д. Диаграммы частотного анализа 102
о Приложение Е. Таблицы коэффициентов корреляции 116
о Приложение Ж. Оригинальные таблицы расчётов в IBM SPSS Statistics 21 1

Понятие «здоровье» многие учёные трактуют по-разному, но наиболее точным на наш взгляд является такое определение, сделанное П.И. Калью (1988): «Здоровье - нормализованное функционирование организма на всех уровнях его организации: организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству» (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [1]).
Современная медицина относит к числу психосоматических примерно 80% всех заболеваний. Древневосточная медицина, чей уникальный опыт в настоящее время всё чаще переносится в практику врачевания специалистов западных стран, исходит в своём учении из следующего кардинального тезиса: «духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое в сочетании со здоровьем тела надо ценить и охранять превыше всего. Здоровая психика способна благотворно влиять на функции заболевшего организма. Психическая стойкость человека, сила его духа, самовнушения и воли могут стать надёжной опорой в борьбе с недугом и преодолении болезни тела» (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [2]).
По итогам множества проведённых исследований выяснилось, что здоровье зависит от свойств личности. Чем лучше человек умеет распределять свои силы, чем лучше он умеет контролировать свои эмоции и т.п., тем больше шансов ему избежать психосоматические переживания. К «группе риска» относят:
■ решительных, активных, но при этом чрезвычайно честолюбивых, склонных брать на себя слишком много; чрезмерно и напряжённо работающих;
■ отличающихся повышенным чувством ответственности, долга, высокой требовательностью к себе;
■ добросовестных, педантичных, прямолинейных, бескомпромиссных, болезненно реагирующих на оценку себя со стороны окружающих;
■ предрасположенных к сосредоточению на отрицательных эмоциях, к стремлению во всем обвинять себя; сдержанных до скрытности, жёстко контролирующих свои эмоции вплоть до их подавления;
■ лиц, которые с трудом приспосабливаются к быстро изменяющимся условиям жизни; нестойких в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимых, тревожных и мни-тельных, склонных во всем уступать другим;
■ лиц, неспособных выразить в словах свои эмоции, желания, претензии; не обладающих способностью глубоко осмыслить своё положение (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [2]) (В.И. Гарбузов, 1995, [3]).
Данные положения касаются как взрослых, так и детей, наиболее предрасположенных к различным психогенным воздействиям на функционирование органов в силу незрелости и несформированности как физиологических, иммунных, так и психологических защит (Д.Н. Исаев, 2000; Ю.Ф. Антропов, 2001) (В.И. Гарбузов, 1995, [3]).
Согласно указу Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» практически здоровых детей в стране около 16%, более 70% детей имеют хронические заболевания, что свидетельствует о неблагополучии в сфере здоровья школьников.
Согласно исследованиям ряда учёных (Л.С. Намазова-Баранова, В.Р. Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт, 2013), с первого класса состояние здоровья школьников прогрессивно ухудшается, т. к. возрастает распространённость хронических заболеваний (Л.С. Намазова-Баранова, В.Р. Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт, 2013, [4]).
С.А. Котова (2008) к числу наиболее значимых проблем в сфере здоровья школьников относит:
> неудовлетворительный уровень физического и психического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей;
> утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности. (С.А. Котова, 2008, [5]).
В связи с этим актуальность данной работы достаточно высока. Наша задача состоит в том, чтобы отыскать с помощью проведённого исследования психологический конструкт, влияющий на частоту заболеваемости у такой группы детей, как соматически ослабленные.
В науке тема взаимосвязи соматической ослабленности детей младшего школьного возраста и психологических трудностей, влияющих на заболеваемость, практически не раскрыта, несмотря на свою, на первый взгляд, доступность, простоту и актуальность. Информации о проведённых глобальных исследованиях, посвящённых этой теме, не обнародовано.
Так как термин «соматически ослабленные» значительно редко употребляется в научных трудах, мы будем придерживаться распространённому - «часто болеющие дети» (ЧБД).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После проведённых в прошлом исследований, спустя 11 лет, мы получили полностью противоположное представление о часто болеющих детях в плане психологических характеристик.
Такие результаты наводят на мысль, что разработанные ранее профессиональными педагогами профилактические программы, здоровьесберегающие технологии активно практикуются в учебных учреждениях в сочетании с работой школьных психологов, направленной на коррекцию и поддержку часто болеющих детей.
Выявленные низкий уровень тревожности как общий, так и по отдельным сферам у часто болеющих детей, отсутствие видимых и статистических различий, адекватная высокая самооценка и невероятно очень высокий уровень притязания у обеих групп детей, наводит на мысль, что, возможно, мы столкнулись с психологической устойчивостью у часто болеющих детей.
В главе III обзора литературы мы приводим список факторов, влияющих на становление и снижение устойчивости у детей. Среди них к нашему исследованию прямое отношение имеют:
• достаточно высокая адекватная самооценка, согласующаяся с чуть более высоким уровнем притязания (Я-идеальное) как олицетворение принципа «мне есть к чему стремиться»;
• пониженная тревожность.
Оптимистическое отношение к жизни, тоже являющееся фактором психологической устойчивости, в целом можно связать с позитивными / нейтральными представлениями о здоровье, о болезни и о будущем, отношением к лечению с малой долей негативных переживаний.
О вере в достижимость поставленных целей и осуществление желаний может свидетельствовать высокая самооценка, очень высокий уровень притязания и ожидаемые корреляционные взаимосвязи между отдельными измеряемыми критериями, которые легко поддаются логическому объяснению.
Наряду с психологической устойчивостью мы полагаем, что часто болеющим детям свойственно использовать совладательные стратегии в трудных ситуациях, т.е. копинг-стратегии.
Из выделенных Ричардом Лазарусом копинг-стратегий (см. главу III обзора литературы), к опрошенным нами детям, с учётом полученных результатов исследования, можно отнести поиск социальный поддержки (в семье, среди сверстников, учителей), самоконтроль (низкий уровень тревожности), позитивная переоценка (низкая тревожность, отношения к болезни и здоровью, высокая самооценка), принятие ответственности (ответственность за своё здоровье и жизнь в целом).
Вполне обоснованно мы можем судить и о наличии у часто болеющих детей таких психологических защит, как вытеснение (тревога, связанная с заболеванием, вытесняется и заменяется на что-либо интересное для ребёнка, что помогает ему «не вспоминать» о болезни), рационализация (позитивное / нейтральное представление к болезни указывает нам, что ребёнок достаточно философски относится к ней и воспринимает её как должное, убеждая себя этом) и, вероятно, сублимация (допускаем, что дети занимаются творчеством, посещают тематические кружки, с помощью чего свою тревогу они переводят в социально одобряемые действия).
В качестве методов лечения и предотвращения психосоматических расстройств у детей рекомендовано использовать:
❖ Медикаментозную терапию (седативные препараты, ноотропы, анальгетики и т.д. - т.е. средства, направленные на снятие стресса, и обезболивающие);
❖ Психотерапию (психотерапевтическая беседа, поддерживающая психотерапия, психоанализ, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, телесно-центрированные методики и т.д.);
❖ Физиотерапию;
❖ Рефлексотерапию (иглоукалывание и пр.) (Ю.Ю. Елисеев, 2003, [29]).
Методом предотвращения ухудшения физического здоровья является реабилитация и оздоровление детей при проведении их диспансерного наблюдения. Профилактика снижения частоты заболеваемости возможна только при систематической и комплексной реабилитации, оздоровления с применением медикаментозных средств лечебной физкультуры и методов физиотерапевтического воздействия на фоне индивидуального подхода к оздоровлению часто болеющего ребёнка с учётом этиологических и патогенетических механизмов заболевания, а также факторов внешнего окружения (М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Ф.И. Ершов, 2015, [12]).



1. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Значения здоровья и подходы к его определению» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
2. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезней» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
3. В.И. Гарбузов «Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины»; СПб.: Комплект, 1995. - 428 с.
4. Л.С. Намазова-Баранова, В.Р. Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт «Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации» // «Медицинский совет», №1, 2014; М.: ООО «Группа-Ремедиум», с. 6-10
5. С.А. Котова «Современное состояние проблемы здоровьесбережения школьника» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
6. В.А. Аверин «Психология детей и подростков»; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
7. М.И. Еникеев «Психологический энциклопедический словарь»; М.: ТК Велби, Изд-
во Проспект, 2007. - 560 с.
8. Е.Е. Сапогова «Психология развития человека»; М.: Аспект-Пресс, 2005. - 460 с.
9. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Отношение к здоровью» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
10. И.И. Мамайчук «Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
11. М.Г. Романцов, Ф.И. Ершов «Часто болеющие дети. Современная фармакотерапия»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 352 с.
12. М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Ф.И. Ершов «Респираторные заболевания у часто болеющих детей»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 160 с.
13. З.С. Макарова, Л.Г. Голубева «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении»; М.: «ВЛАДОС», 2004. — 270 с.
14. А.А. Михеева «Психологические особенности часто болеющих детей»; Дисс. канд. психол. наук. - М., 1999. - 168 с.
15. М.Г. Романцов, Ф.И. Ершов, И.Ю. Мельникова «Антивирусные препараты в практике педиатра. Справочник практикующего врача»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 340 с.
16. Н.Д. Малиновская «Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, выпуск №19, том 2, 2006. - с. 113-117
17. В.Г. Казанская «Понятие психического здоровья школьника и его структура» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
18. И.Н. Гурвич «Социальная психология здоровья»; СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 1999. - 1023 с.
19. «Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд.» / Под ред. И. В. Дубровиной; СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
20. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «Психология личности»; Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 575 с.
21. И.А. Лужецкая «Родительское отношение и развитие самооценки у ребёнка» // «Родители и дети: Психология взаимоотношений» / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой; М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
22. А.А. Реан, А.Р. Курдашев, А.А. Баранов «Психология адаптации личности»; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008 - 479 с.
23. В.Г. Казанская «Основные нарушение психического здоровья школьников» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
24. Е.Е. Алексеева «Социальная адаптация ребёнка в начальной школе (7-11 лет)» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
25. А.М. Прихожан «Тревожность и страх у младших школьников» // «Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. 4-е изд.» / Под ред. И. В. Дубровиной; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
26. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. - 448 с.
27. В.Г. Казанская «Фрустрации как крайнее выражение отклонений психического здоровья школьников» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
28. Е.Е. Алексеева «Психологические причины нарушений взаимоотношений в группе сверстников» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
29. «Психосоматические заболевания: полный справочник» / Под ред. Ю.Ю. Елисеева; М.: Эксмо, 2003 - 608 с.
30. В.Д. Менделевич «Клиническая и медицинская психология. Учебное пособие. 6-е изд.»; М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.
31. Л.В. Куликов «Понятие «психологическая устойчивость» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
32. Л.В. Куликов «Составляющие психологической устойчивости» // «Психология здо¬ровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
33. М.Н. Трущенко «Проблема совладающего поведения в психологической литературе» // Психологические науки: теория и практика: материалы международной научной конференции (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16.
34. И.А. Баева «Психологическая безопасность в образовании» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2008. - 680 с.
35. И.А. Баева «Моделирование психологической безопасности в образовательной среде» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 680 с.
36. И.А. Баева «Психическое здоровье как показатель эффективности службы психологического сопровождения образовательной среды» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2008. - 680 с.
37. С.А. Котова «Здоровьесберегающие технологии» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2008. - 680 с.
38. А.Д. Наследов. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных»; СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
39. И.Г. Малкина-Пых. «Психосоматика: Справочник практического психолога»; М.: Эксмо, 2005. - 992 с.
40. Е.В. Сидоренко. «Методы математической обработки в психологии»; СПб.: Речь, 2000. - 350 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ