Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №56190

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологическая характеристика трудностей возникающих при
изучении иностранного языка 12
1.3 Изучение психологических характеристик трудностей возникающих
при изучении иностранного языка в подростковом возрасте 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования... 38
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования темы в том, что в связи с прогрессивным развитием общества и инновационных технологий на сегодняшний день наблюдается огромный интерес к иностранному языку. Одной из причин изучать этот предмет является стремление обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, желание путешествовать по миру, а без знания иностранного языка это сделать очень сложно. Самым популярным иностранным языком является английский, поэтому не случайно одним из распространенных языков, изучаемых в школе, является именно этот язык.
Однако не все дети могут быстро освоить английский язык. Не всегда желание школьников изучать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - очень трудно. Часто возникают разного рода ошибки. Чаще всего они появляются из-за того, что ребёнок сравнивает английский язык и русский. Но далеко не все учителя знают, как правильно избавиться от подобных ошибок, поэтому в данной работе речь пойдёт о трудностях в изучении английского языка и путях разрешения данных трудностей.
Проблема трудностей изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами: В.А. Артемов, Б.В. Беляев, И. А. Зимняя. Они считали, что основная причина возникновения трудностей в изучении английского языка - различие его собственной структуры и структуры родного языка, в нашем случае русского. Данные психологи полагали, что дети переносят многие явления родного языка на английский.
Проблема исследования: каковы психологические трудности,
возникающие при изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
Объектом исследования: обучающиеся подросткового возраста, в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования: психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
Цель исследования заключается в выявлении психологических характеристик трудностей, возникающих при изучении английского языка в подростковом возрасте.
Гипотеза. Существует связь между психологическими особенностями обучающегося (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) и имеющимися у него трудностями в освоении английского языка.
Задачами исследования являются:
1) изучение состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) рассмотрение психологического анализа трудностей при изучении иностранного языка;
3) выявление психологических характеристик трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте;
4) проведение эмпирического исследования;
5) осуществление анализа и интерпретации полученных результатов эмпирического исследования
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ
результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь-ноябрь, 2016 г.) включал изучение теории вопроса, построение плана исследования, формулировку гипотезы исследования, определены методы исследования.
II этап (декабрь-март, 2017 г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор, анализ и интерпретация данных.
III этап (апрель-май, 2017 г.) заключался в оформлении работы, были сформулированы ведущие выводы, а также рекомендации.
Базой исследования послужила Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кубасская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Выборку исследования составили обучающиеся 11-15 лет, в количестве 30 человек.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателем английского языка в целях повышения эффективности их работы, результаты представляют интерес для преподавателей, занимающихся консультированием подростков
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы насчитывающего 51 наименование и приложения. Общий объем
работы 56 страниц без приложения. В тексте работы таблиц и ...
рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении отметим, что цель выпускной квалификационной работы достигнуты - проведено исследование психологических трудностей при изучении английского языка у современных подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы, что успешность овладения иностранным языком представляет собой сложное многостороннее явление, обуславливаемое целым рядом фактов, среди которых одно из центральных мест занимают психологические особенности учителя, самого ученика, характер их сотрудничества, общения, общая включенность обучаемых в учебный процесс.
Следует так же отметить, что у подростков трудности изучения иностранного языка возникают по следующим направлениям: трудности
восприятия речи - аудирования; трудности воспроизводства речи - говорения; трудности чтения; трудности письма.
Отметим, что трудность, связанная с особенностями слушания и речевой деятельности слушающего усугубляется психологическим барьером подростка на стадии подросткового становления личности. Школьники в подростковом возрасте могут быть агрессивны, что не благоприятно сказывается в процессе обучения иностранному языку.
Вторая трудность, связана с проблемой подростков в плане восприятия не понятных для них слов, высказываний и отсутствием мотивов понимания нового языка. Отсутствие правильной мотивации при изучении иностранного языка в подростковом возрасте сказывается на то, что подросток не будет изучать язык, либо будет это делать поверхностно (для галочки), т.к. у него нет заинтересованности в изучении данного предмета, и он старается сделать упор на другой предмет, либо он не имеет интерес ни к одному предмету.Эту трудность в психологической литературе описывают многие отечественные психологи и основным способом ее преодоления считается правильная мотивация каждого ребенка.
Ведущую роль в развитии школьника подросткового возраста играют общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Отмечается, что к концу этого периода учащихся необходимо подготовить к самостоятельному выбору дальнейшей программы образования, сформировать у них достаточно устойчивый круг интересов и предпочтений. Это сложный «переходный» возраст - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование - «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к освоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
В этом возрасте главная ценность - это система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии и свое самообразование, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей
произвольности, опосредованности.
Анализ психологических трудностей при изучении иностранного языка в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Выборку исследования составили обучающиеся в возрасте 11-15 лет (6-8 классы) в количестве 30 человек.
Для выявления и преодоления психологических трудностей при изучении иностранного языка в подростковом возрасте были проведены методики «Индивидуальный опрос - «Трудности изучения иностранного языка» автор В. Синельников и «Самооценка психических состояний» (по Айзенку), а также цикл занятий по направлениям развитие мотивации к учению, уменьшения уровни тревожности и агрессии подростков, работа над ошибками детей.
Отметим, что анализ по методике «Индивидуальный опрос - «Трудности изучения иностранного языка» автор В. Синельников и методике «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) психологические трудности при изучении иностранного языка в подростковом возрасте связаны с психологическим состоянием детей.
Подростки выразили своё личное отношение к необходимости знания иностранного языка. В ходе диагностики подростки описали, какие трудности(очень большая нагрузка в учебной программе, нехватка времени, отсутствие мотивации со стороны родителей, трудности познавательного характера) возникают у них при изучении иностранного языка, а так же какие пробелы в знании иностранного языка они бы выделили у себя в первую очередь.
Полученные экспериментальные материалы свидетельствуют, что лишь 10% подростков имеют I (высокий) уровень мотивации изучения иностранного языка. Их характеризует наличие интереса к предмету и учебным заданиям, желание дальнейшего изучения языка. Эмоциональное отношение к процессу деятельности положительное, подростки испытывают удовлетворение в случае правильности выполнения заданий.
Эмоциональное самочувствие благоприятное, им свойственно хорошее настроение и состояние эмоционального комфорта в течение занятий. Получение глубоких знаний, возможность познать новое, стремление проявить интеллектуальную и творческую инициативу, преодолеть трудности являются для них ведущими мотивами изучения иностранного языка; для этих подростков характерна мотивация на успех деятельности, все это ведет к получению высоких результатов.
35% подростков продемонстрировали II (средний) уровень. Подростки проявляют эпизодический интерес к предмету и выполняемым учебным заданиям, который угасает при появлении трудностей и достигается в основном за счет внеучебной стороны. Данные испытуемые отдают предпочтение коллективным формам работы, где существует возможность общения со сверстниками. Положительное отношение к процессу и результату деятельности фрагментарно, эмоциональное самочувствие оценивается как амбивалентное.
Привлекательной является внешняя сторона учения, желание изучать иностранный язык связано с прагматическими целями получения личной выгоды. Подростки недостаточно внимательны в течение занятий, не всегда самостоятельны при выполнении заданий, допущенные ошибки исправляют с помощью наводящих вопросов учителя. Мотивация на успех или неудачу не выражена.
У 55% подростков уровень развития мотивации изучения иностранного языка является III (низким). Подростки не выражают интереса к изучению иностранного языка. Они индифферентны к процессуальной стороне деятельности. Эмоциональное отношение к содержанию и к результату деятельности негативное. Эмоциональное самочувствие в процессе учебной деятельности неблагоприятное, подростки испытывают эмоциональный дискомфорт во время занятий.
Ведущим типом мотива подростков при изучении иностранного языка является мотив принуждения - стремление избежать неприятностей, нареканий. Данная группа подростков считает, что английский язык можно было бы совсем исключить из учебного процесса, а его изучение связывают с боязнью наказания со стороны взрослых.
По ответу на вопрос что мешает изучать иностранный язык вашим одноклассникам, подростки отвечали отсутствие дисциплины и агрессивное поведение, что присуще детям в подростковом возрасте. Подростки выделяли наличие тревожности у одноклассников при изучении иностранного языка.
На занятиях с детьми мы подчеркивали такие трудности как высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, низкий уровень восприятия информации и понимания, ригидность подростков, отсутствия мотивации подростков.
Проведенная нами диагностика позволила сделать выводы о том, что психологические трудности при изучении иностранного языка в подростковом возрасте зависят от психического состояния подростков, а именно уровня агрессивности и уровня тревожности подростков.
Для уменьшения тревожности и агрессии детей проводились мини разминки в начале занятий 15 минут каждая:
- разминка «Мы команда» - цель, которой сплочение коллектива и создание дружественной атмосферы;
- разминка - лекция (10-15 минут) на темы «Нет страха перед ЕГЭ», «Ценные школьные минуты», «Твое будущее зависит от «сегодня»»» и т.д. - снятие общей тревожности в процессе обучения, стимулирование и мотивация к обучению.



1. Альтхауз Д. Психология школьника. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
2. Бауэр Т. Психическое формирование подростка. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2009. - 319 с.
3. Башаева Т.В. Психология владения иностранным языком. - Ярославль: Академия формирования, 2007. - 237 с.
4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб.: Дельта, 2009. - 431 с.
5. Венгер Л.А. Причины ошибок в речи учащихся и пути их исправления. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
6. Венгер Л.А. Психология усвоения орфографии. - М.: Педагогика, 2001. - 224 с.
7. Велигузова Л.Н. Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Просвщение, 2006. - 158 с.
8. Вунарёв Т.М. Вопросы теории и методики преподавания иностранного языка. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
9. Вербова В.В. Психологические особенности обучения письму детей школьного возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.
11. Галанова Т.В. Педагогическая эвристика: искусство овладения
иностранным языком. - Ярославль: Академия формирования, 2006. - 240 с.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Психология овладения навыками чтения. - М.: Просвщение, 2002. - 142 с.
13. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное формирование. Психология как объективная наука. - М.: 2008. - с. 357-389.
14. Дворыгина Е.В. Познавательные процессы личности и методика их развития. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
15. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
16. Доронова Т.Н. Радуга: Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
17. Дьяченко О.В. Подростковый возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей. - 2005. - Вып. 1. - с. 46-50.
18. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - Вып. 4. с 2-6.
19.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психологопед. изучения детей в старших классах школ. - М.: Новая школа, 2008. - 64 с.
20.Запорожца А.В. Основы психологии . - М.: Просвещение, 2006. - 302 с.
21. Ильина М.Н. Психологические трудности при изучении иностранного языка. - СПб.: Дельта, 2001. - 159 с.
22. Козлова С.А., Школьная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
23. Котлевская В.В. Школьная педагогика. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 247 с.
24. Кочетова Н.П. Интерес к иностранному языку в мотивах интеллектуальной эмиграции. - М.: Просвещение, 2000. - 256 с.
25. Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для учащихся пед. училищ - изд. 2е, - М.: Просвещение, 2006. - 336 с.
26. Мухина В.С. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2008. - 135 с.
27. Мухина В.С. Мотивационный аспект развития учебной деятельности старших школьников // Возрастная психология.. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2009. - с. 211-218.
28. Мухина, В.С. Детская психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
30. Павлова Л.Н. Познавательное развитие. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 234 с.
31. Пере-Клерман А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.: Педагогика, 2004. - 284 с.
32. Пилюгина В.А. Психологические условия формирования
положительной мотивации к учению. - М.:Просвещение: АО «Учебн. мет.», 2006. - 112 с.
33. Плеханов А., Писарев Д.И. Экспериментальная психология: Теория и методы. Дошкольное воспитание 2014. - Вып. 1. - с. 54-57.
34. Поддъяков Н. Ребёнок-школьник: проблемы психического
формирования и самоформирования. Школьное воспитание - 2015 - Вып. 12. - с. 68-74.
35. Подрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2000. - 142 с.
36. Попова С.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. Учеб. метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
37. Попова С.В. Психология школьника. Хрестоматия для сред. пед.учеб.заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 337 с.
38. Поддъякова Н.Н. Формирование мышления и умственное воспитание школьника. - М.: Педагогика, 2003. - 200 с.
39. Поддъякова Н.Н. Экспериментальная психология: Теория и методы. - 2е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
40. Рогов Е.И. Общая психология. - Москва.: Владос, 2002.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 236 с.
42. Субботский Е.В. Психологические механизмы мотивации учебной
деятельности. - М.: Просвещение, 2011.- 207 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Формирование познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия формирования, 2006. - 192 с.
44. Толлингерова Д. и др. Психология проектирования умственного формирования школьников. - М.: Прага, 2004. - 48 с.
45. Уайт Б. Первые три года жизни. - М.: Педагогика, 2003 - 176 с.
46. Урунтаева Г.А. Школьная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 2007. - 335 с.
47. Урунтаева Г.А. Школьная психология. - М.: Академия, 2011. - 336 с. 48.Чуприкова Н.И. Умственное формирование и обучение:
Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО «Столетие», 2005. - 192 с.
49. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический
курс: учебн. пособие для студентов высш. учебн. зведений. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
50. Щелованов Н.М. Особенности детской психологии. - М.: Просвещение,
2014. - 278 с.
51.Эльконин Д.Б. Подростковая психология - 2 изд. - М.: Владос, 2011. -
359 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ