АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..18
1.1. Коррупция и антикоррупционная политика как объекты политологического анализа………………………………………………..……18
1.2. Противодействие коррупции в институтах власти: системные, институциональные и культурно-образовательные факторы………………..45
1.3. Формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих: зарубежный и отечественный опыт……………71
Глава 2. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………97
2.1. Политические институты и акторы антикоррупционной политики……………………………………………………………………….....97
2.2. Модели и механизмы антикоррупционного образования: сущность, содержание и специфика………………………………………………………122
2.3. Образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих……………………………...149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….176
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..183
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..18
1.1. Коррупция и антикоррупционная политика как объекты политологического анализа………………………………………………..……18
1.2. Противодействие коррупции в институтах власти: системные, институциональные и культурно-образовательные факторы………………..45
1.3. Формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих: зарубежный и отечественный опыт……………71
Глава 2. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………97
2.1. Политические институты и акторы антикоррупционной политики……………………………………………………………………….....97
2.2. Модели и механизмы антикоррупционного образования: сущность, содержание и специфика………………………………………………………122
2.3. Образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих……………………………...149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….176
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..183
Актуальность темы исследования. Современная коррупционная ситуация в российском обществе свидетельствует о неэффективности антикоррупционной политики во многих аспектах, несмотря на определенное улучшение коррупционной ситуации.
Достаточно долго в нашей стране приоритет в государственной антикоррупционной политике отдавался совершенствованию правовой сферы, регулированию экономических отношений, жесткому наказанию виновных в совершении коррупционных деяний и т.п. Но практика показала, что большинство законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, на практике не дали ожидаемых результатов.
Причины такого неудовлетворительного состояния дел во многом связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах государственной власти. Поэтому важной задачей на пути предотвращения и противодействия коррупции выступает формирование антикоррупционной культуры общества. Следовательно, снижение коррупционной активности граждан возможно за счет формирования антикоррупционной культуры общества, в том числе негативного отношения граждан к коррупции и готовности противодействовать ей.
В России нужно создавать благоприятные условия для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, низкий уровень которой нивелирует антикоррупционный эффект от правовых, судебных, управленческих и других реформ.
Также важным направлением является детальное публичное освещение деятельности государства по предотвращению и противодействию коррупции. Для достижения сотрудничества с общественностью необходимо широко информировать ее об: основных положениях антикоррупционного законодательства; основах соответствующей государственной политики и содержании государственных программ, которые предполагается выполнять, с обоснованием потребностей их общественной поддержки; основных организационных структурах по борьбе с коррупцией; важных антикоррупционных мерах и т.п. И немаловажным направлением такой подготовки является именно обучение, как направление подготовки категории государственных и муниципальных служащих, т.е. представителей гражданского общества, призванных обеспечивать полноценное взаимодействие государства и общественных институтов.
Успешное противодействие коррупции возможно при наличии следующих составляющих: надлежащего антикоррупционного законодательства, эффективного его применения соответствующими государственными органами и их скоординированности в своей деятельности, политической воли руководства государства реально противодействовать коррупции во всех сферах и на всех уровнях государственной власти, поддержки антикоррупционных мер государства гражданским обществом. Каждая из этих составляющих играет в деле противодействия коррупции свою особую роль.
В сложившихся условиях антикоррупционное образование как драйвер устойчивого развития должно быть встроено в проводимые государством реформы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование антикоррупционной политики и образовательных стратегий осуществляется не только в рамках политологического анализа и политической науки в целом, но и отдельных направлений, сложившихся в различных отраслях социогуманитарного знания.
Теоретические основы сущности понятия «коррупция», институциональная взаимосвязь и взаимозависимость определяющих это явление факторов, ее влияние на политическую систему и институты представлены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Р. Даль, Л.А. Жигун, П. Мауро (P. Mauro), Д. Норт (D. North), Б. Ротстайн, Л.В. Савинов, С. Танака (S. Tanaka), Н. Флигстин и др.
Зарубежный опыт по данной проблематике широко освещается в работах Е.Ю. Бочаровой, А.В. Буткова, А.А. Глуховой, М.Н. Камназарова, О.Г. Красиковой, А.Ж. Панзабековой, Д.О. Папуниной, В.Н. Руденкина, А.П. Сарсенова, Д.А. Шпилева и др.
Отдельно стоит отметить монографию В.Н. Руденкина «Борьба с коррупцией: опыт США», внесшую существенный вклад в формирование представлений о перспективной системе антикоррупционных мер, включающей в себя разработку и принятие антикоррупционного законодательства, этических кодексов и законодательных регламентов, регулирующих противодействие коррупции на уровне государственного управления, обобщение зарубежного опыта борьбы с коррупцией и рассмотрение возможностей его использования в современной России .
Коррупция как объект политологического анализа отражена в исследованиях таких авторов, как Н.Ю. Беляева, Д.А. Зарандия, Э.З. Идрисов, М.Ю. Изотов, П.А. Кабанов, Д.А. Квон, В.Н. Прокуратов и др.
Для понимания типологии коррупционных проявлений и правонарушений, формирования основ государственной антикоррупционной политики существенное значение имеют работы российских исследователей В.Н. Агеева, Т.В. Астишиной, Н.А. Ахметовой, Е.В. Богатовой, Ю.П. Гармаева, С.У. Дикаева, В.Н. Омелина, Е.В. Стебеневой, В.А. Фалилеева и др.
Системные, институциональные и культурно-образовательные факторы противодействия коррупции в институтах власти нашли отражения в работах Г.А. Борщевского, Ю.П. Гармаева, П.А. Кабанова, С.Г. Кареповой, С.В. Климовицкого, В.С. Мартьянова, В.Н. Руденкина, Л.В. Савинова и др.
Отдельно отметим сборники трудов цикла научных конференций «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции» под редакцией В.Н. Руденко, в которых представлена широта современных авторских научных подходов и взглядов на теоретико-методологические основания исследования проблем противодействия коррупции, а также институциональный потенциал органов государственной и муниципальной власти, российский и международный опыт формирования новых институтов и актуальных практик в области противодействия коррупции .
В области формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих можно выделить исследования В.С. Коляденковой, А.Н. Перенджиева, С.Д. Савина, Н.В. Сюзевой, Г.Р. Таишевой, Ю.В. Трунцевского, Л.Р. Хайрутдиновой, В.А. Фалилеева и др.
Политические институты и акторов антикоррупционной политики рассматривали М.А. Бурда, К.С. Гаджиев, Е.Г. Дьякова, М.Ю. Зеленков, М.М. Иванова, О.В. Попова, А.Д. Трахтенберг, В.В. Тян и др.
Научно обоснованные модели и механизмы антикоррупционного образования прослеживаются в работах И.И. Бикеева, С.А. Воронцова, П.А. Кабанова, Т.Б. Качкиной, А.В. Качкина, Д.С. Петросян, И.М. Рукиной, Л.В. Савинова, И.В. Сафроновой, И.М. Фокеевой и др.
Вместе с тем, в отечественной науке остается недостаточно изученной проблема формирования и функционирования выделенных (структурных) подразделений образовательных организаций, осуществляющих антикоррупционную подготовку государственных и муниципальных служащих на постоянной основе как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Объект исследования – система антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих как элемент государственной антикоррупционной политики.
Предмет исследования – политические аспекты современного состояния антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих в России и возможные перспективы ее развития.
Целью диссертационной работы является политологический анализ подготовки государственных и муниципальных служащих как важнейшего направления государственной антикоррупционной политики, а также разработка практических рекомендаций по антикоррупционной подготовке государственных и муниципальных служащих в современной образовательной системе России.
Достаточно долго в нашей стране приоритет в государственной антикоррупционной политике отдавался совершенствованию правовой сферы, регулированию экономических отношений, жесткому наказанию виновных в совершении коррупционных деяний и т.п. Но практика показала, что большинство законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, на практике не дали ожидаемых результатов.
Причины такого неудовлетворительного состояния дел во многом связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах государственной власти. Поэтому важной задачей на пути предотвращения и противодействия коррупции выступает формирование антикоррупционной культуры общества. Следовательно, снижение коррупционной активности граждан возможно за счет формирования антикоррупционной культуры общества, в том числе негативного отношения граждан к коррупции и готовности противодействовать ей.
В России нужно создавать благоприятные условия для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, низкий уровень которой нивелирует антикоррупционный эффект от правовых, судебных, управленческих и других реформ.
Также важным направлением является детальное публичное освещение деятельности государства по предотвращению и противодействию коррупции. Для достижения сотрудничества с общественностью необходимо широко информировать ее об: основных положениях антикоррупционного законодательства; основах соответствующей государственной политики и содержании государственных программ, которые предполагается выполнять, с обоснованием потребностей их общественной поддержки; основных организационных структурах по борьбе с коррупцией; важных антикоррупционных мерах и т.п. И немаловажным направлением такой подготовки является именно обучение, как направление подготовки категории государственных и муниципальных служащих, т.е. представителей гражданского общества, призванных обеспечивать полноценное взаимодействие государства и общественных институтов.
Успешное противодействие коррупции возможно при наличии следующих составляющих: надлежащего антикоррупционного законодательства, эффективного его применения соответствующими государственными органами и их скоординированности в своей деятельности, политической воли руководства государства реально противодействовать коррупции во всех сферах и на всех уровнях государственной власти, поддержки антикоррупционных мер государства гражданским обществом. Каждая из этих составляющих играет в деле противодействия коррупции свою особую роль.
В сложившихся условиях антикоррупционное образование как драйвер устойчивого развития должно быть встроено в проводимые государством реформы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование антикоррупционной политики и образовательных стратегий осуществляется не только в рамках политологического анализа и политической науки в целом, но и отдельных направлений, сложившихся в различных отраслях социогуманитарного знания.
Теоретические основы сущности понятия «коррупция», институциональная взаимосвязь и взаимозависимость определяющих это явление факторов, ее влияние на политическую систему и институты представлены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Р. Даль, Л.А. Жигун, П. Мауро (P. Mauro), Д. Норт (D. North), Б. Ротстайн, Л.В. Савинов, С. Танака (S. Tanaka), Н. Флигстин и др.
Зарубежный опыт по данной проблематике широко освещается в работах Е.Ю. Бочаровой, А.В. Буткова, А.А. Глуховой, М.Н. Камназарова, О.Г. Красиковой, А.Ж. Панзабековой, Д.О. Папуниной, В.Н. Руденкина, А.П. Сарсенова, Д.А. Шпилева и др.
Отдельно стоит отметить монографию В.Н. Руденкина «Борьба с коррупцией: опыт США», внесшую существенный вклад в формирование представлений о перспективной системе антикоррупционных мер, включающей в себя разработку и принятие антикоррупционного законодательства, этических кодексов и законодательных регламентов, регулирующих противодействие коррупции на уровне государственного управления, обобщение зарубежного опыта борьбы с коррупцией и рассмотрение возможностей его использования в современной России .
Коррупция как объект политологического анализа отражена в исследованиях таких авторов, как Н.Ю. Беляева, Д.А. Зарандия, Э.З. Идрисов, М.Ю. Изотов, П.А. Кабанов, Д.А. Квон, В.Н. Прокуратов и др.
Для понимания типологии коррупционных проявлений и правонарушений, формирования основ государственной антикоррупционной политики существенное значение имеют работы российских исследователей В.Н. Агеева, Т.В. Астишиной, Н.А. Ахметовой, Е.В. Богатовой, Ю.П. Гармаева, С.У. Дикаева, В.Н. Омелина, Е.В. Стебеневой, В.А. Фалилеева и др.
Системные, институциональные и культурно-образовательные факторы противодействия коррупции в институтах власти нашли отражения в работах Г.А. Борщевского, Ю.П. Гармаева, П.А. Кабанова, С.Г. Кареповой, С.В. Климовицкого, В.С. Мартьянова, В.Н. Руденкина, Л.В. Савинова и др.
Отдельно отметим сборники трудов цикла научных конференций «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции» под редакцией В.Н. Руденко, в которых представлена широта современных авторских научных подходов и взглядов на теоретико-методологические основания исследования проблем противодействия коррупции, а также институциональный потенциал органов государственной и муниципальной власти, российский и международный опыт формирования новых институтов и актуальных практик в области противодействия коррупции .
В области формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих можно выделить исследования В.С. Коляденковой, А.Н. Перенджиева, С.Д. Савина, Н.В. Сюзевой, Г.Р. Таишевой, Ю.В. Трунцевского, Л.Р. Хайрутдиновой, В.А. Фалилеева и др.
Политические институты и акторов антикоррупционной политики рассматривали М.А. Бурда, К.С. Гаджиев, Е.Г. Дьякова, М.Ю. Зеленков, М.М. Иванова, О.В. Попова, А.Д. Трахтенберг, В.В. Тян и др.
Научно обоснованные модели и механизмы антикоррупционного образования прослеживаются в работах И.И. Бикеева, С.А. Воронцова, П.А. Кабанова, Т.Б. Качкиной, А.В. Качкина, Д.С. Петросян, И.М. Рукиной, Л.В. Савинова, И.В. Сафроновой, И.М. Фокеевой и др.
Вместе с тем, в отечественной науке остается недостаточно изученной проблема формирования и функционирования выделенных (структурных) подразделений образовательных организаций, осуществляющих антикоррупционную подготовку государственных и муниципальных служащих на постоянной основе как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Объект исследования – система антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих как элемент государственной антикоррупционной политики.
Предмет исследования – политические аспекты современного состояния антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих в России и возможные перспективы ее развития.
Целью диссертационной работы является политологический анализ подготовки государственных и муниципальных служащих как важнейшего направления государственной антикоррупционной политики, а также разработка практических рекомендаций по антикоррупционной подготовке государственных и муниципальных служащих в современной образовательной системе России.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Исследование коррупции и антикоррупционной политика как объектов политического анализа позволило уточнить основные понятия, предложить классификацию коррупции с точки зрения политической науки.
Коррупция как политическая категория представляет собой использование отдельными социальными группами либо конкретными лицами политической или бюрократической власти в личном интересе, в том числе, опосредованном осуществлением незаконных либо реализуемых против установленного порядка интересов других субъектов. Она состоит в необоснованном и возмездном либо условно-возмездном (встречные представления в виде общего покровительства, другие неявные вознаграждения, получаемые субъектом коррупции) использовании власти в целом либо конкретных полномочий по должности для получения необоснованных выгод, не связанных с осуществлением общественных интересов, и тем самым создающих угрозу суверенитету государства в силу несовпадения целей предполагаемого и фактического использования власти.
Антикоррупционная политика представляет собой политическое решение стратегического уровня, реализация которого основана на использовании соответствующих факторам коррупционного поведения в конкретном обществе средств осуществления политической власти, прежде всего, правовых средств, при этом ориентирована на устранение коррупции как социального явления, создающего угрозы не только возможности эффективного осуществления государственного и муниципального управления, но и суверенитету государства.
Предложена классификация коррупции, предполагающая ее деление по основанию осуществления политической власти в обществе, в рамках которого выделяются политическая, бюрократическая и бытовая коррупция.
2. Рассмотрены различные группы факторов противодействия коррупции, среди которых выделены следующие группы:
- факторы системного характера. Основное значение среди институциональных факторов имеет расширение возможностей участия представителей гражданского общества (общественных групп) в противодействии коррупции, а также действенный характер мер, реализуемых при проведении антикоррупционной политики. Общество должно иметь реальную возможность контролировать действия должностных лиц и достигаемые в рамках проведения антикоррупционной политики результаты. В этом контексте необходимость участия отдельных социальных групп в выработке антикоррупционных мер приобретает все большую актуальность, кроме того, условием эффективности антикоррупционной политики следует считать наличие реальной ответственности государственных и муниципальных служащих за выполнение предписаний антикоррупционных стандартов, дополняемое зависимостью вознаграждений от удовлетворения общественных потребностей;
- факторы институционального характера. С институциональной точки зрения основное значение в противодействии коррупции имеет регулирование объема полномочий служащих, причем этот фактор неразрывно связан с осуществлением общественного контроля как системным фактором, поскольку именно на основании оценок представителей гражданского общества можно судить об обоснованности предоставленных служащему полномочий и соответствии результатов их использования общественным интересам. Регулирование объема полномочий должно вестись, в том числе, и на административном уровне, исходя из установления более четких критериев обоснованности использования полномочий отдельного служащего в зависимости от конкретной ситуации. В свою очередь результаты общественного контроля могут дать общее представление об обоснованности действий государственного или муниципального служащего;
- факторы культурно-образовательного характера. Важнейшее значение, во взаимосвязи с институциональными и системными факторами, также имеют факторы культурно-образовательного характера, так как они непосредственно связаны с регулированием поведения представителей органов публичной власти. Руководствуясь ценностями, основанными на необходимости должного исполнения обязанностей и ориентируясь, в первую очередь, на получение высокого вознаграждения за результаты профессиональной деятельности, при этом осознавая отрицательные последствия коррупционного поведения, служащие не будут рассматривать коррупционные возможности, связанные с должностным положением, в качестве основного мотива поступления на службу. Такой формат становится возможным при условии установления обоснованных вознаграждений, учитывающих реальный вклад государственного или муниципального служащего в достижение необходимых в общественном понимании результатов, при условии осознания служащим наличия общественного контроля и зависимости вознаграждений от удовлетворенности общества результатами его профессиональной деятельности. Только при совокупности внешних условий осуществления профессиональной деятельности, связанных с объемом полномочий, контролем и вознаграждениями, с ценностями и мотивацией служащих противодействие коррупции, как и сама антикоррупционная политика, действительно становятся эффективными.
3. Обобщен зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. Антикоррупционное сознание должно существовать и взаимодействовать на уровне политических элит, носителей бюрократической власти, а также гражданского общества в целом, причем формирование антикоррупционного сознания населения должно обеспечиваться за счет использования культурных средств, так как оно выступает одним из аспектов антикоррупционной политики. Формирование антикоррупционного сознания населения, в свою очередь, должно обеспечивать формирование отрицательного отношения к коррупции на культурном уровне, поскольку в этом случае достигаются стратегические цели антикоррупционной политики и, одновременно, создавать предпосылки для привлечения в органы публичной власти граждан, заинтересованных в должном поведении. Вместе с тем формирование антикоррупционного сознания населения также должно рассматриваться как одно из направлений преодоления бюрократической коррупции в контексте институционального значения проводимой антикоррупционной политики.
В дополнение к формированию антикоррупционного сознания на политическом уровне, очевидно, что его развитие должно достигаться и в рамках противодействия бюрократической коррупции, поэтому антикоррупционная политика должна включать в себя как отдельное направление формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. При этом «пассивное» антикоррупционное сознание должно рассматриваться как цель антикоррупционной политики в целом, а «активное» сознание должно выступать средством ее реализации. В рамках формирования «активного» антикоррупционного сознания служащих должны быть предусмотрены не только средства отрицательного воздействия на лиц, уже совершивших коррупционные правонарушения, но и средства их предупреждения, основанные, в том числе, на средствах этического и морального воздействия. Этот аспект в рамках антикоррупционной политики должен рассматриваться как один из факторов культурно-образовательного характера, способствующих предупреждению коррупции.
4. Проведен анализ политических институтов и акторов антикоррупционной политики в современной России. С позиций противодействия коррупции, только органы публичной власти могут рассматриваться как политические институты, поскольку именно они наделены полномочиями, необходимыми для выработки решений практического уровня в сфере противодействия коррупции, а также их последующей реализации. Помимо этого, сама по себе коррупция как политическое явление в значительной мере связана именно с органами публичной власти, поэтому антикоррупционная политика рассматривается с позиций институтов противодействия коррупции не только во внешнем, но и во внутреннем аспекте, предполагающем, помимо прочего, антикоррупционное образование гражданских служащих. Реализация политики противодействия коррупции только институтами не ограничивается, она охватывает также конкретных участников, к которым, помимо институтов публичной власти, должны быть отнесены политические партии, бизнес, международные организации и гражданское общество, в том числе, отдельные структуры, принимающие активное участие в выработке мер по противодействию коррупции либо их осуществлении.
5. Представлена характеристика моделей и механизмов антикоррупционного образования. Обучение гражданских служащих в сфере противодействия коррупции следует рассматривать на нормативном, институциональном и организационном уровне. Нормативный уровень определяется конкретными правовыми предписаниями, действующими на уровне Национального плана противодействия коррупции и направленными на установление конкретных аспектов получения гражданскими служащими знаний, связанных с их обязанностями в сфере противодействия коррупции, стандартами антикоррупционного поведения, а также формированием профессиональной культуры, основанной на ценностях надлежащего выполнения обязанностей в интересах общества и не допускающих коррупционных действий. Российская модель противодействия коррупции, с учетом положений Национальных планов, включает федеральный и региональный уровень антикоррупционного образования, также предполагается обучение муниципальных служащих, хотя этот аспект и не регулируется на федеральном уровне напрямую. Институциональный аспект российской системы антикоррупционного образования определяет участие в обучении гражданских служащих конкретных образовательных организаций, допускается взаимодействие с институтами гражданского общества в этом направлении, но на нормативном уровне такое взаимодействие не определено. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции включает конкретные программы подготовки, она включает как долгосрочные, так и краткосрочные формы обучения. Получение основного образования по специальностям, связанным с государственным и муниципальным управлением, направлено не только на формирование профессиональных знаний, но и ценностей профессиональной культуры гражданской службы как модели надлежащего поведения в сфере профессиональной деятельности гражданских служащих. Краткосрочные формы обучения должны способствовать поддержанию на необходимом в практической деятельности уровне знаний гражданских служащих, связанных с противодействием коррупции, также способствовать развитию ценностей профессиональной культуры. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции должна включать как развитие конкретных компетенций, так и ценностей, не допускающих коррупционных действий или поведения.
6. Разработана образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих. Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них разделов по выделенным ниже направлениям:
- общая антикоррупционная подготовка – получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;
- правовая подготовка – уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;
- практическая подготовка – формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;
- управленческая подготовка – приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.
Безусловно, предложенные выводы и результаты, не являются исчерпывающими, кроме того, каждое направление требует детальной научной разработки, что приводит к перспективам дальнейших исследований и ставит вопрос о разработке отдельных положений Национальной стратегии противодействия коррупции в этой части, а также разработке и внедрении эффективной системы антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы современной России.
1. Исследование коррупции и антикоррупционной политика как объектов политического анализа позволило уточнить основные понятия, предложить классификацию коррупции с точки зрения политической науки.
Коррупция как политическая категория представляет собой использование отдельными социальными группами либо конкретными лицами политической или бюрократической власти в личном интересе, в том числе, опосредованном осуществлением незаконных либо реализуемых против установленного порядка интересов других субъектов. Она состоит в необоснованном и возмездном либо условно-возмездном (встречные представления в виде общего покровительства, другие неявные вознаграждения, получаемые субъектом коррупции) использовании власти в целом либо конкретных полномочий по должности для получения необоснованных выгод, не связанных с осуществлением общественных интересов, и тем самым создающих угрозу суверенитету государства в силу несовпадения целей предполагаемого и фактического использования власти.
Антикоррупционная политика представляет собой политическое решение стратегического уровня, реализация которого основана на использовании соответствующих факторам коррупционного поведения в конкретном обществе средств осуществления политической власти, прежде всего, правовых средств, при этом ориентирована на устранение коррупции как социального явления, создающего угрозы не только возможности эффективного осуществления государственного и муниципального управления, но и суверенитету государства.
Предложена классификация коррупции, предполагающая ее деление по основанию осуществления политической власти в обществе, в рамках которого выделяются политическая, бюрократическая и бытовая коррупция.
2. Рассмотрены различные группы факторов противодействия коррупции, среди которых выделены следующие группы:
- факторы системного характера. Основное значение среди институциональных факторов имеет расширение возможностей участия представителей гражданского общества (общественных групп) в противодействии коррупции, а также действенный характер мер, реализуемых при проведении антикоррупционной политики. Общество должно иметь реальную возможность контролировать действия должностных лиц и достигаемые в рамках проведения антикоррупционной политики результаты. В этом контексте необходимость участия отдельных социальных групп в выработке антикоррупционных мер приобретает все большую актуальность, кроме того, условием эффективности антикоррупционной политики следует считать наличие реальной ответственности государственных и муниципальных служащих за выполнение предписаний антикоррупционных стандартов, дополняемое зависимостью вознаграждений от удовлетворения общественных потребностей;
- факторы институционального характера. С институциональной точки зрения основное значение в противодействии коррупции имеет регулирование объема полномочий служащих, причем этот фактор неразрывно связан с осуществлением общественного контроля как системным фактором, поскольку именно на основании оценок представителей гражданского общества можно судить об обоснованности предоставленных служащему полномочий и соответствии результатов их использования общественным интересам. Регулирование объема полномочий должно вестись, в том числе, и на административном уровне, исходя из установления более четких критериев обоснованности использования полномочий отдельного служащего в зависимости от конкретной ситуации. В свою очередь результаты общественного контроля могут дать общее представление об обоснованности действий государственного или муниципального служащего;
- факторы культурно-образовательного характера. Важнейшее значение, во взаимосвязи с институциональными и системными факторами, также имеют факторы культурно-образовательного характера, так как они непосредственно связаны с регулированием поведения представителей органов публичной власти. Руководствуясь ценностями, основанными на необходимости должного исполнения обязанностей и ориентируясь, в первую очередь, на получение высокого вознаграждения за результаты профессиональной деятельности, при этом осознавая отрицательные последствия коррупционного поведения, служащие не будут рассматривать коррупционные возможности, связанные с должностным положением, в качестве основного мотива поступления на службу. Такой формат становится возможным при условии установления обоснованных вознаграждений, учитывающих реальный вклад государственного или муниципального служащего в достижение необходимых в общественном понимании результатов, при условии осознания служащим наличия общественного контроля и зависимости вознаграждений от удовлетворенности общества результатами его профессиональной деятельности. Только при совокупности внешних условий осуществления профессиональной деятельности, связанных с объемом полномочий, контролем и вознаграждениями, с ценностями и мотивацией служащих противодействие коррупции, как и сама антикоррупционная политика, действительно становятся эффективными.
3. Обобщен зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. Антикоррупционное сознание должно существовать и взаимодействовать на уровне политических элит, носителей бюрократической власти, а также гражданского общества в целом, причем формирование антикоррупционного сознания населения должно обеспечиваться за счет использования культурных средств, так как оно выступает одним из аспектов антикоррупционной политики. Формирование антикоррупционного сознания населения, в свою очередь, должно обеспечивать формирование отрицательного отношения к коррупции на культурном уровне, поскольку в этом случае достигаются стратегические цели антикоррупционной политики и, одновременно, создавать предпосылки для привлечения в органы публичной власти граждан, заинтересованных в должном поведении. Вместе с тем формирование антикоррупционного сознания населения также должно рассматриваться как одно из направлений преодоления бюрократической коррупции в контексте институционального значения проводимой антикоррупционной политики.
В дополнение к формированию антикоррупционного сознания на политическом уровне, очевидно, что его развитие должно достигаться и в рамках противодействия бюрократической коррупции, поэтому антикоррупционная политика должна включать в себя как отдельное направление формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. При этом «пассивное» антикоррупционное сознание должно рассматриваться как цель антикоррупционной политики в целом, а «активное» сознание должно выступать средством ее реализации. В рамках формирования «активного» антикоррупционного сознания служащих должны быть предусмотрены не только средства отрицательного воздействия на лиц, уже совершивших коррупционные правонарушения, но и средства их предупреждения, основанные, в том числе, на средствах этического и морального воздействия. Этот аспект в рамках антикоррупционной политики должен рассматриваться как один из факторов культурно-образовательного характера, способствующих предупреждению коррупции.
4. Проведен анализ политических институтов и акторов антикоррупционной политики в современной России. С позиций противодействия коррупции, только органы публичной власти могут рассматриваться как политические институты, поскольку именно они наделены полномочиями, необходимыми для выработки решений практического уровня в сфере противодействия коррупции, а также их последующей реализации. Помимо этого, сама по себе коррупция как политическое явление в значительной мере связана именно с органами публичной власти, поэтому антикоррупционная политика рассматривается с позиций институтов противодействия коррупции не только во внешнем, но и во внутреннем аспекте, предполагающем, помимо прочего, антикоррупционное образование гражданских служащих. Реализация политики противодействия коррупции только институтами не ограничивается, она охватывает также конкретных участников, к которым, помимо институтов публичной власти, должны быть отнесены политические партии, бизнес, международные организации и гражданское общество, в том числе, отдельные структуры, принимающие активное участие в выработке мер по противодействию коррупции либо их осуществлении.
5. Представлена характеристика моделей и механизмов антикоррупционного образования. Обучение гражданских служащих в сфере противодействия коррупции следует рассматривать на нормативном, институциональном и организационном уровне. Нормативный уровень определяется конкретными правовыми предписаниями, действующими на уровне Национального плана противодействия коррупции и направленными на установление конкретных аспектов получения гражданскими служащими знаний, связанных с их обязанностями в сфере противодействия коррупции, стандартами антикоррупционного поведения, а также формированием профессиональной культуры, основанной на ценностях надлежащего выполнения обязанностей в интересах общества и не допускающих коррупционных действий. Российская модель противодействия коррупции, с учетом положений Национальных планов, включает федеральный и региональный уровень антикоррупционного образования, также предполагается обучение муниципальных служащих, хотя этот аспект и не регулируется на федеральном уровне напрямую. Институциональный аспект российской системы антикоррупционного образования определяет участие в обучении гражданских служащих конкретных образовательных организаций, допускается взаимодействие с институтами гражданского общества в этом направлении, но на нормативном уровне такое взаимодействие не определено. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции включает конкретные программы подготовки, она включает как долгосрочные, так и краткосрочные формы обучения. Получение основного образования по специальностям, связанным с государственным и муниципальным управлением, направлено не только на формирование профессиональных знаний, но и ценностей профессиональной культуры гражданской службы как модели надлежащего поведения в сфере профессиональной деятельности гражданских служащих. Краткосрочные формы обучения должны способствовать поддержанию на необходимом в практической деятельности уровне знаний гражданских служащих, связанных с противодействием коррупции, также способствовать развитию ценностей профессиональной культуры. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции должна включать как развитие конкретных компетенций, так и ценностей, не допускающих коррупционных действий или поведения.
6. Разработана образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих. Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них разделов по выделенным ниже направлениям:
- общая антикоррупционная подготовка – получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;
- правовая подготовка – уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;
- практическая подготовка – формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;
- управленческая подготовка – приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.
Безусловно, предложенные выводы и результаты, не являются исчерпывающими, кроме того, каждое направление требует детальной научной разработки, что приводит к перспективам дальнейших исследований и ставит вопрос о разработке отдельных положений Национальной стратегии противодействия коррупции в этой части, а также разработке и внедрении эффективной системы антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы современной России.
Подобные работы
- АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7150 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специальная оценка условий труда как механизм регулирования условий и охраны труда
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Международное сотрудничество по противодействию коррупции в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Популизм в современных политических коммуникациях
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ, СПРАВОЧНОЙ И ДОКУМЕНТНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023



