Введение 3
Глава 1. Соционормативная система регулирования общественных отношений.
1.1. Социальная норма как элемент соционормативной системы 12
1.2. Основные виды соционормативных регуляторов 25
1.3. Нормативность и ненормативность в регулировании общественных
33
отношений
Глава 2. Нормы права в системе соционормативного регулирования.
2.1. Современные концепции правопонимания и многоаспектность понятия права 50
2.2. Специфика соотношения и взаимодействия правовых и моральных норм 70
2.3. Особенности соотношения и взаимодействия правовых норм и обычаев 93
2.4. Специфика соотношения и взаимодействия правовых и религиозных норм 106
Заключение 124
Библиографический список 131
Актуальность темы диссертационного исследования. Острый политический и экономический кризис последнего десятилетия XX века в России вызвал необходимость реформирования значительной части общественных отношений. Изменение потребностей и интересов общества, необходимость его развития по прогрессивному пути отразилось в основных направлениях конституционной и судебной реформы. Приоритет обеспечения прав и свобод личности вновь обострил проблему соотношения и взаимодействия соционормативных регуляторов общественных отношений. Присущий легизму подход преобладания и доминирования в обществе правовых норм как наиболее значимых, уступил место поискам компромисса и определения степени взаимодействия и взаимообусловленности всех социальных норм как условия поступательного развития общества. Изменение ценностей, стереотипов поведения личности среди прочих факторов привели к усложнению механизма социального регулирования и контроля. Кроме того, процессы демократизации и зарождения гражданского общества обусловили потребность корректировки государственно-правового строительства с учетом полиэтничности, многоконфессиональности и культурно-исторического опыта населения современной России.
В условиях переходного периода происходит изменение сущности государства и права, прямым следствием которого должно стать изменение уровня правосознания. Изменение ценностных установок внутри общества возможно только при преодолении правового нигилизма и правового фетишизма как деформаций правосознания. Данный процесс проявляется в настоящее время через реализацию правовой идеологии и рассмотрения ценности и значимости права с позиций юснатурализма. Теоретическое осмысление данной проблемы позволит изменить массовое правосознание и привести к формированию позитивного отношения к правовым предписаниям. Правовая реформа в России должна обеспечить реализацию
4
интересов общества в целом и каждого индивида в частности, сформировать убежденность в ценности каждого соционормативного регулятора. Одним из путей разрешения данной проблемы становится рассмотрение механизма социального регулирования в целом, определения системных связей между различными видами социальных норм, установление соотношения и взаимодействия социальных норм, а также их влияние на мотивацию поведения личности. Утверждая новые политические ценности, определяя приоритетные пути развития общества - государственная власть должна отказаться от рассмотрения права как инструмента своего волеизъявления и подчинения общества через систему запретов и наказаний. Мертвые законы должны уступить место «живому» праву, т.е. отвечающему потребностям прогрессивного развития общества и отражающего его морально¬нравственные императивы. Изменившиеся условия соционормативного регулирования требуют иного подхода к определению значимости каждого из его компонентов и установлению их взаимодействия. Решение проблем формирования гражданского общества и правового государства, повышения уровня правосознания граждан невозможно без изменения акцентов в социальной регуляции.
В последние годы проблема взаимодействия и соотношения различных видов соционормативных регуляторов получила наибольшее развитие. Каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами соционормативные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.
Авторская позиция по вопросам диссертационного исследования стала результатом тщательного анализа имеющихся по ним теоретических позиций, особенно классиков юриспруденции, социологии права, политологии, философии и других общественных наук. Таким образом, при
5
ее формировании учтено известное методологическое правило, сформулированное Л. Фуллером: «точка зрения, способ рассмотрения и оценки вещей... имеют значение только при сравнении с другими способами рассмотрения и оценки вещей. Полностью адекватное описание индивидуальной точки зрения должно принять во внимание все другие возможные способы рассмотрения того же самого предмета»1.
В процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных соционормативных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни.
Бесспорно, что право, будучи обусловлено реальным состоянием и закономерностями общественного развития, выражает объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их определенным нормам. Тем самым, обеспечивается сознательное и целенаправленное воздействие социальной общности на жизнедеятельность индивидов, что во многом обусловлено господствующим в политике типом правопонимания.
Процессы демократизации общественной жизни значительно расширили сферу возможного, желательного и индифферентного поведения личности. Усложнение общественных процессов предполагает увеличение числа субъектов нормативного регулирования. В своей повседневной мотивации человек должен исходить не только из внешнего фактора (правовых норм), но в наибольшей степени из внутренней убежденности в справедливости и правильности избранного им варианта поведения. Данное условие реализуется только при включении и взаимодействии в процессе нормативного регулирования таких его компонентов как моральная и религиозные нормы. Изучение способов и методов функционирования социальных норм как системного единства позволяет утверждать, что вся мера ответственности за тот или иной поступок всегда ложится на личность и «плохие» законы не могут быть оправданием девиантного поведения. В условиях переходного периода актуальным становится вопрос разработки практических механизмов упорядочения общественных отношений с учетом специфики взаимодействия и соотношения элементов соционормативного регулирования.
Соционормативные регуляторы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей. Являясь типовыми моделями поведения людей они применяются в типичных обстоятельствах и обладают способностью выступать регуляторами взаимоотношений общественных институтов.
Функционирование механизма социальной регуляции основано на нормативном и ненормативном способах регулирования общественных отношений. Общепризнано, что под нормативным регулированием
124
понимают унифицированные, обязательные, обращенные к неопределённому кругу лиц модели поведения. Эти требования системны и основаны на принципах господствующих в данном обществе нравственных императивов. Ненормативное регулирование носит индивидуальный, личностный характер. Но следует признать, что оно не является автономным и связано с системой нормативных предписаний причинно-следственными связями: либо как исключение из правил, либо как решение конкретного единичного случая, исходя из принципов и духа, принятых в данном обществе стереотипных вариантов поведения. Большая часть социальных отношений подвергается нормативному регулированию. Ненормативное регулирование является производным от нормативного и дополняет его. Интересен тот факт, что в условиях демократического режима в наибольшей степени действует нормативное регулирование (например, реализация принципа «перед законом все равны»), а при тоталитарном и авторитарном значителен массив ненормативного регулирования (наличие привилегий для определённых социальных групп).
Результатами диссертационной работы являются следующие обоснованные положения, полученные автором и составляющие научную новизну.
1. Норма является предписанием для организации будущей деятельности. Иначе говоря, норма понимается как модель, сформированная в период предшествующей деятельности, как образец, основанный на прошлом опыте; как критерий оценки, дающий возможность установить правильность и ценность поступков людей.
2. Социальные нормы выступают регуляторами не только отношений между людьми, но и мерилом упорядоченности организованных систем, в роли которых действуют различные общественные организации, и регулятором связей как внутри этих организаций, так и между ними.
3. Социальная норма выступает регулятором поведения личности лишь тогда, когда она отражена ее сознанием и усвоена до такой степени, чтобы
125
выступить побуждением для эмоционально-волевой структуры сознания личности, обеспечивающей действия, соответствующие этой норме.
4. Отсутствует единый подход к классификации социальных норм.
5. Существующая иерархия социальных норм соответствует иерархии ценностей общества, социальных групп и индивидов. Положение в нормативно-ценностной иерархии является одним из оснований для классификации социальных норм как основополагающих и второстепенных, универсальных и детализирующих, общих и конкретных и т.д.
6. Общество оказывает регулирующее воздействие на сознание и поведение личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного факторами жизни самого общества набора нормативных регуляторов, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормативные регуляторы представляют собой относительно устойчивые формы взаимодействия людей, основанные на социальных предпосылках. Они возникают в реальных общественных отношениях людей в результате повторяющихся актов производства, обмена, распределения и выражают объективную потребность в упорядочении общественных отношений.
7. Нормы тесно связаны с другой частью социального регулирования - ненормативной. Ненормативные регуляторы это индивидуально-ситуативные факторы упорядочения социальных связей процессов. Поэтому рассмотрение социального регулирования в системе нормативного регулирования осуществлялось автором с учетом ненормативных факторов. Данный подход позволил сделать вывод о том, что социальные регуляторы в процессе нормативного обобщения общественных отношений являются не только формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на социальную систему.
При рассмотрении ненормативного директивного регулятора общественных отношений, автором предложено деление директивного регулятора на: персонифицировано-директивный и абстрактно-директивный; в силу того, что директива может и не иметь одушевленного адресата.
126
8. Рассмотрение основных типов правопонимания позволило обосновать тезис, что взаимосвязь и значимость социальных регуляторов зависит от господствующего типа правопонимания.
9. Представление о возможности совместимости различных направлений правопонимания, открывает путь к сближению взглядов относительно реальности выработки интегративного понятия права. Право - это полифункциональный соционормативный регулятор общественных отношений, представляющий собой совокупность желательных и общепринятых унифицированных поведенческих правил. Данные правила определяются и закрепляются посредством ценностных стандартов, признаваемых общезначимыми для представителей того или иного социума и обеспечиваемые системой юридических гарантий и мер государственного принуждения.
Также, автором отмечается, что поиск единого, всеобъемлющего определения права не означает и не предполагает признание неправильными всех других определений права. Напротив, интегрированный подход к определению права вбирает в себя идеи всех основных концепций правопонимания, исключает одностороннее суждение о праве как едином социальном явлении.
10. Взаимодействие морали и права выражается во взаимовлиянии друг на друга, способствуя прогрессу нравственных и правовых отношений, увеличивая регулятивный потенциал правовых норм. При этом необходимо иметь ввиду, что являясь надстроечными категориями, право и мораль обусловлены прежде всего экономическим фактором, который отражает материальные потребности общества, уровень его развития.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене
11. 04.1980) // Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.
2. Конституция Российской Федерации (в ред. 25.07.2003) // Российская газета. - 1993. - № 237; Российская газета. - 2003. - № 151.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2003. - № 261.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Российская газета. - 2003. - № 261.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от
26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 30.06.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; Российская газета. - 2003. - № 126.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4855.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. 02.01.2000) // Российская газета. - 1996. - № 17; Российская газета.
- 2000. - № 4.
131
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1).
- Ст. 1; Российская газета. - 2003. - № 261.
10. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (в ред. 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2003. - № 22. - Ст. 2066; Российская газета. - 2003. - № 262.
11. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. 30.06.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 27. - Ст. 2700. - Ч. 1.
12. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 733.
13. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. 18.07.2003) // Российская газета. - 1995. - № 229; Российская газета. - 2003. - № 150.
14. Об общественных объединениях: Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. 08.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; Российская газета. - 2003. - № 252.
15. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ (в ред. 30.06.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219; Российская газета. - 2003. - № 126.
16. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. 08.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465; Российская газета. - 2003. - № 252.
17. О статусе судей в Российской Федерации: Закон от 26.06.1992 № 3132-
132
1 (в ред. 15.12.2001) // Российская газета. - 1992. - № 170; Российская газета. - 2001. - № 247.
18. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.07.1995 № 673 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 28. - Ст. 2642.
19. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
01.07.1996 № 6/8 // Российская газета. - 1996. - № 152.
20. О декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.1991 № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право / Ю.А. Агешин. - М., 1982. - 252 с.
2. Айзенберг А.М. Право, нравственность и правосознание в социалистическом обществе / А.М. Айзенберг. - М., 1955. - 259 с.
3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1 / С.С. Алексеев. - Свердловск, 1972. - 351 с.
4. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С. Алексеев. - М., 1971. - 375 с.
5. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - М., 1994. - 439 с.
6. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. - М., 1998. - 542 с.
7. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов - М., 1997. - 416 с.
8. Артемов В.М. Правопорядок в современном Российском обществе:
133
концептуальные обоснования и инновации / В.М. Артемов. - М., 2001.
- 145 с.
9. Арутюнов С.А. «Святые реликвии»: Миф и действительность / С.А. Арутюнов. - М., 1987. - 148 с.
10. Багиашвили И.М. О понятии социальной нормы. Право и правотворчество: вопросы теории / И.М. Багиашвили. - М., 1982. - 169 с.
11. Байтин М.И. Нормы советского права / М.И. Байтин, В.К. Бабаева. - Саратов, 1987. - 281 с.
12. Бакштановский В.И. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. - Томск, 1986. - 112 с.
13. Бакштановский В.И. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т. 1, 2 / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов.
- Томск, 1992. - 294 с.
14. Бакштановский В.И. Этика мораль, воспитание / В.И. Бакштановский, В.Т. Ганжин, Ю.В. Согомонов. - Новосибирск, 1982. - 253 с.
15. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В.М. Баранов. - Саратов, 1978. - 195 с.
16. Белкин А.А. Социальное воспроизводство и государственное право /
А.А. Белкин. - Л., 1991. - 218 с.
17. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж. Берман. - М., 1994. - 283 с.
18. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М., 1978. - 167 с.
19. Брожик В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. - М., 1982. - 185 с.
20. Букреев В.И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М., 1998. - 397 с.
21. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М, 1990. - 468 с.
134
22. Венгеров А.Б. Нормативная система и эффективность общественного производства / А.Б. Венгеров, Н.С. Барабашева. - М., 1985. - 306 с.
23. Венгеров А.Б. Предсказания и пророчества: за и против / А.Б. Венгеров. - М., 1991. - 234 с.
24. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М., 2000.
- 410 с.
25. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР / Н.В. Витрук. - М., 1985. - 217 с.
26. Вишневский А.Г. Социальные регуляторы и человек / А.Г. Вишневский. - М., 1989. - 254 с.
27. Вундт В. О развитии этических воззрений / В. Вундт. - М., 1886. - 280 с.
28. Вундт В. Этика / В. Вундт. - Спб., 1887. - 274 с.
29. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. Т. VIII / Гегель Г.В.Ф.
- М.Л., 1935. - 543 с.
30. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1990. - 479 с.
31. Глубоковский Н.Н. Основы религиоведения / Н.Н. Глубоковский. - М., 1992. - 294 с.
32. Гойман В.И. Действие права / В.И. Гойман. - М., 1992. - 248 с.
33. Головко Н.А. Моральные нормы и личность / Н.А. Головко. - М., 1976. - 324 с.
34. Голубева Г.А. Взаимодействие морали и права (социально¬философский анализ опыта советского общества) / Г.А. Голубева. - М., 1985. - 309 с.