Глава 1. Теоретико-методологические основы развития личности современного школьника.
1.2 Особенности личностного развития в старшем школьном возрасте
1.3 Сущность профессионально-личностного самоопределения старшеклассников
Список литературы
Приложение
Старший школьный (подростковый) возраст, как переходный от детства к взрослости, является решающим в формировании личности. В это время в самосознании подростка происходят существенные изменения: появляется чувство взрослости как центральное новообразование в младшем подростковом возрасте (хотя инфантильность в действиях и суждениях еще остается); быстро меняются эмоции (самые незначительные поводы вызывают злость и ярость); не признаются авторитеты; проявляется негативное отношение ко всему и так далее. В подростковом возрасте понижается значимость родителей в семье и усиливается влияние сверстников (Дмитриева Л.Г. и др., 2019). Рассмотрим особенности личностного развития детей старшего школьного возраста подробнее.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». Потребность разобраться в собственном поведении,оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется у подростка в процессе самоанализа. Обычно он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Это суть «движение от единичных ситуативных образов через интеграцию в целостное понятие своего собственного Я, как субъекта, отличного от других» (Поликаркина М.С., 2011).
Еще одним новообразованием подросткового периода является чувство взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (Архипова Т.Т., Шабалина А.Н., 2015). Отмечается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. По мнению К.Н. Поливановой (2000), это чувство главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Механизмы действия мотивов существенно изменяются, теперь они действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста (цит. по Гуткина Н.И., 2018).
Е.Ф. Рыбалко считает, что с развитием мотивационной сферы тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменяется именно в этом возрасте. Усвоение подростком нравственного образца происходит только тогда, когда он совершает реальные, нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Нравственные убеждения возникают и оформляются именно в подростковом возрасте, хотя основа для их возникновения закладывается существенно раньше (Остапенко Г.С., Козлова Т.А., 2013).
Нравственное мировоззрение формируется одновременно с развитием убеждений, которое представляет собой систему убеждений. Это приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию (Обухова Л.И., 2017).
Недостаточная потребность в учете точек зрения других лиц, малый опыт координации точек зрения легко могут стать причиной для развития эгоцентричности поведения, эгоцентрических черт характера и смысловой сферы сознания подростка (Дмитриева Л.Г. и др., 2019).
Определенная эгоцентричность мышления у детей подросткового возраста обуславливается задержкой в развитии мыслительных операций обратимости. Эта задержка негативно сказывается на развитии социальной децентрации, воображения и формировании психологической компетентности. С другой стороны, к группе факторов, вызывающих эгоцентризм у подростков в процессе социального познания следует отнести недостаточное развитие воображения, малый опыт общения с другими людьми, особенно со сверстниками или других формах и типах взаимодействия. При таких условиях и формируется эгоцентризм у подростков как социально-психологический феномен, проявляющийся в коммуникативном процессе восприятия и передачи информации (Буртовая Н.Б., 2009).
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991.- 299 с.
2. Авдонина В.И., Тихонина Т.А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века. – 2015. – №3. – С. 59-60.
3. Акатов Л. И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2009. - 276 с.
4. Алиев Н.Р.О. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка // International scientific review. – 2020. – №2. –С. 114-116
5. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6, вып. 4 (24). – С. 356-359
6. Архипова Т.Т., Шабалина А.Н. Изучение феномена чувства взрослости акцентуированных подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №49. – С. 136-140
7. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: психология. – 2008. – вып. 33 (133). – С. 18-26
8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. – 1979. – №4. – С. 23—34.
9. Буртовая Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – вып. 11 (89). – С. 96-99
10. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. – №2. – С. 19-26.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52
12. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, №2. – С. 116—128
13. Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты // Научные труды Республиканского института высшей школы. – Минск, 2009. – С. 242-248
14. Дмитриева Л.Г., Шурухина Г.А., Каримова Д.Н. Психологические особенности проявления эгоцентризма и диалогичности в подростковом возрасте // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 1. – С. 21-27
15. Долгова В.И., Кошелева А.А. Феномен «Я»-концепции подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. - №7. – С. 139-143
16. Дремова Р.А., Тенсина Я.Д., Яковлева П.Э. Проявление подросткового конформизма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №3-6. – С. 56-59
17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 336 с.
18. Зелова М.А. Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – №3. – С. 65-68
19. Игнатькова М.В., Казаева Е.А. Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте // Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 150-154
20. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 38–43
21. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблему и пути их решения // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6, №3. – С. 255-263
22. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2008. – №7 (55). – С. 12-21
23. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. – М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 2000.
24. Карпов Е.Б., Карпова Е.А. Анализ понятия «самоопределение» в психологии // Казанская наука. – 2012. - №2. – С. 256-259
25. Касиенова Д.К. Профессиональное самоопределение школьника // Приднепровский научный вестник. – 2017. – Т. 4, №4. – С. 011-013.
26. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
28. Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы (ОСОШ) // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №2 (27). – С. 233-235
29. Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно- практической конференции. – М.: Институт стратегических исследований, 2011. – С. 113–117.
30. Куклина А.В. Подростковый кризис как одна из характеристик подросткового возраста // Гуманитарные и общественные науки: проблемы реализации творческого потенциала молодёжи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. / Науч. ред.Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2016. – С. 131-136
31. Кукулите Т.Г. Проблема жизненного самоопределения личности в психологии // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХI века: Сборник научных трудов. – 2015. – С. 190-194.
32. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – вып. 13 (68). – С. 91-95
33. Кутеева Е.Н. Психобиографическое исследование пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 5, №4. – С. 90-101
34. Маркова А. К. Психология профессионализма - М.: Знание, 1996. - 308 с.
35. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2002. – 211 с.
36. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. – 1998. – №3-4. – С. 18-30
37. Немов Р.С. Психологический словарь –М: Владос, 2007. – 560 с.
38. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна //
European Research. – 2015. - №6 (7). – С. 64-66
39. Обухова Л.И. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2017. – 287 с.
40. Остапенко Г.С., Козлова Т.А. Некоторые аспекты когнитивного духовно-нравственного развития личности в подростковом возрасте // Вестник университета. – 2013. – №13. – С. 232-234
41. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. — 184 с.
42. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №2 (121). – С 296-298
43. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика - М.: Академия, 2008. – 320 с.
44. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М., 2005. – 494 с.
45. Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 18-20
46. Рубинштейн Л. Основы общей психологии - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 235 с.
47. Рыкман Л.В., Борщевская Л.В. Особенности эмоционального отношения к будущему у подростков в связи с их профессиональным самоопределением // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №34. – С. 31-36.
48. Сафин В.Ф. Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. – Уфа, 2007. – 176 с.
49. Степанова С.С., Москаленко О.В. Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков // Акмеология. – 2010. – №4 (36). – С. 58-64
50. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 511 с.
51. Суханова Н.А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека // Наука. Инновации. Технологии. – 2011. - №4. – С. 11-14
52. Тугушева А. Р. Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2008. – Т. 1, №1-2. – С. 60-63
53. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. – М.: Флинта, 2004. – 405 с.
54. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
55. Царева Е.В., Резепов Р.Ю. Особенности развития межличностных отношений подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. - №1. – С. 273-280
56. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19-26
57. Шмуракова М.Е. Психология активности и поведения. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. — 161 с.
58. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: сб. науч. статей к третьей Всерос. научно-практич.конференции. /Сер. «Психология развития». – М: Российский гуманитарный научный фонд, 2011. – С. 22-36
59. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – Том 5, №2. – С. 203–213.