Развитие личности современного школьника
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития личности современного школьника.
1.2 Особенности личностного развития в старшем школьном возрасте
1.3 Сущность профессионально-личностного самоопределения старшеклассников
Список литературы
Приложение
1.2 Особенности личностного развития в старшем школьном возрасте
1.3 Сущность профессионально-личностного самоопределения старшеклассников
Список литературы
Приложение
Старший школьный (подростковый) возраст, как переходный от детства к взрослости, является решающим в формировании личности. В это время в самосознании подростка происходят существенные изменения: появляется чувство взрослости как центральное новообразование в младшем подростковом возрасте (хотя инфантильность в действиях и суждениях еще остается); быстро меняются эмоции (самые незначительные поводы вызывают злость и ярость); не признаются авторитеты; проявляется негативное отношение ко всему и так далее. В подростковом возрасте понижается значимость родителей в семье и усиливается влияние сверстников (Дмитриева Л.Г. и др., 2019). Рассмотрим особенности личностного развития детей старшего школьного возраста подробнее.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». Потребность разобраться в собственном поведении,оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется у подростка в процессе самоанализа. Обычно он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Это суть «движение от единичных ситуативных образов через интеграцию в целостное понятие своего собственного Я, как субъекта, отличного от других» (Поликаркина М.С., 2011).
Еще одним новообразованием подросткового периода является чувство взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (Архипова Т.Т., Шабалина А.Н., 2015). Отмечается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. По мнению К.Н. Поливановой (2000), это чувство главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Механизмы действия мотивов существенно изменяются, теперь они действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста (цит. по Гуткина Н.И., 2018).
Е.Ф. Рыбалко считает, что с развитием мотивационной сферы тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменяется именно в этом возрасте. Усвоение подростком нравственного образца происходит только тогда, когда он совершает реальные, нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Нравственные убеждения возникают и оформляются именно в подростковом возрасте, хотя основа для их возникновения закладывается существенно раньше (Остапенко Г.С., Козлова Т.А., 2013).
Нравственное мировоззрение формируется одновременно с развитием убеждений, которое представляет собой систему убеждений. Это приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию (Обухова Л.И., 2017).
Недостаточная потребность в учете точек зрения других лиц, малый опыт координации точек зрения легко могут стать причиной для развития эгоцентричности поведения, эгоцентрических черт характера и смысловой сферы сознания подростка (Дмитриева Л.Г. и др., 2019).
Определенная эгоцентричность мышления у детей подросткового возраста обуславливается задержкой в развитии мыслительных операций обратимости. Эта задержка негативно сказывается на развитии социальной децентрации, воображения и формировании психологической компетентности. С другой стороны, к группе факторов, вызывающих эгоцентризм у подростков в процессе социального познания следует отнести недостаточное развитие воображения, малый опыт общения с другими людьми, особенно со сверстниками или других формах и типах взаимодействия. При таких условиях и формируется эгоцентризм у подростков как социально-психологический феномен, проявляющийся в коммуникативном процессе восприятия и передачи информации (Буртовая Н.Б., 2009).
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». Потребность разобраться в собственном поведении,оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется у подростка в процессе самоанализа. Обычно он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Это суть «движение от единичных ситуативных образов через интеграцию в целостное понятие своего собственного Я, как субъекта, отличного от других» (Поликаркина М.С., 2011).
Еще одним новообразованием подросткового периода является чувство взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (Архипова Т.Т., Шабалина А.Н., 2015). Отмечается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. По мнению К.Н. Поливановой (2000), это чувство главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Механизмы действия мотивов существенно изменяются, теперь они действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста (цит. по Гуткина Н.И., 2018).
Е.Ф. Рыбалко считает, что с развитием мотивационной сферы тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменяется именно в этом возрасте. Усвоение подростком нравственного образца происходит только тогда, когда он совершает реальные, нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Нравственные убеждения возникают и оформляются именно в подростковом возрасте, хотя основа для их возникновения закладывается существенно раньше (Остапенко Г.С., Козлова Т.А., 2013).
Нравственное мировоззрение формируется одновременно с развитием убеждений, которое представляет собой систему убеждений. Это приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию (Обухова Л.И., 2017).
Недостаточная потребность в учете точек зрения других лиц, малый опыт координации точек зрения легко могут стать причиной для развития эгоцентричности поведения, эгоцентрических черт характера и смысловой сферы сознания подростка (Дмитриева Л.Г. и др., 2019).
Определенная эгоцентричность мышления у детей подросткового возраста обуславливается задержкой в развитии мыслительных операций обратимости. Эта задержка негативно сказывается на развитии социальной децентрации, воображения и формировании психологической компетентности. С другой стороны, к группе факторов, вызывающих эгоцентризм у подростков в процессе социального познания следует отнести недостаточное развитие воображения, малый опыт общения с другими людьми, особенно со сверстниками или других формах и типах взаимодействия. При таких условиях и формируется эгоцентризм у подростков как социально-психологический феномен, проявляющийся в коммуникативном процессе восприятия и передачи информации (Буртовая Н.Б., 2009).
Подобные работы
- Сетевое коммуникационное пространство «Перспектива» ^КПП) как образовательная среда формирования личности современного школьника.
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - ПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения (Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование современного урока математики
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



