Введение
Глава 1. Специфика коммуникационной деятельности в индустриях
культуры 10
§1.1. Учреждения культуры как субъект массовой коммуникации в современном мире 10
§1.2. Интегрированные маркетинговые коммуникации как средство продвижения учреждений культуры 18
Глава 2. Основные тенденции в коммуникационной деятельности учреждений культуры 30
§2.1 PR-коммуникации: курс на открытость и диалог 30
§2.2 Рекламные коммуникации: ориентир на креативные стратегии 43
§2.3 Событийные коммуникации: практики вовлечения 49
Заключение 59
Список использованных источников литературы 61
Приложения 71
Сегодня сфера культуры активно развивается наряду с индустрией развлечений, что ведет к росту конкуренции с такими развлекательными организациями как торговые центры, кинотеатры, рестораны, кафе и др. С наступающей «цивилизацией досуга» важнейшей характеристикой человека стало то, как он проводит свое свободное время. Культура становится важнейшим производственным фактором, фактором развития экономики, развития региона. Высокая конкуренция со стороны организаций индустрии досуга, борьба за рынок свободного времени заставляют учреждения культуры адаптироваться под происходящие изменения, совершенствовать стратегии продвижения и искать новые пути привлечения аудитории. В современном мире культурные институции осознали необходимость использования маркетинговых инструментов.
В рамках исследования в качестве учреждений культуры рассматриваются такие организации как театры, музеи, библиотеки, центры современного искусства, выставочные пространства и галереи. Акцент в данной работе сделан на выявлении современных трендов в продвижении учреждений культуры. Под трендом (с англ. trend) в маркетинге понимают именно тенденцию, зачастую подмеченную экспертно, актуальные направления развития и закономерные изменения. Исследование современных трендов продвижения учреждений культуры особенно актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства активно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения культурных проектов.
Объективная необходимость применения принципов и методов продвижения в учреждениях культуры очевидна. Профессионально внедряя маркетинговые методы в свою деятельность, учреждение культуры сможет не только выявить культурные потребности реальных и потенциальных пользователей и максимально удовлетворять их, но и целенаправленно формировать спрос на культурные услуги, которые может предложить то или иное учреждение культуры. Продвижение учреждений культуры представляет собой комплексный и многогранный процесс, который подразумевает выстраивание грамотной коммуникационной стратегии, создание сильного бренда учреждения культуры, использование различных маркетинговых технологий. В рамках данного исследования учреждения культуры будут рассматриваться как субъект массовой коммуникации. Обратимся к нескольким определениям понятия коммуникация. Д. П. Гавра определяет коммуникацию как субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов. Почепцов закладывает в определение коммуникации, в качестве характеристики, действие как результат процесса: «Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого»
Тогда как массовая коммуникация, согласно Новому словарю методических терминов и понятий, - это распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись
Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз определяет массовую коммуникацию как систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Энциклопедический словарь дает схожее определение понятию массовой коммуникации - систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Изучив вышеназванные определения можно выделить общие критерии такие, как систематичность распространения информации, большая численность аудитории, воздействие на мнения и поведение людей.
Говоря о каналах и средствах массовой коммуникации Д.П. Гавра предлагает согласиться с М. А. Василиком в том, что под «средствами» коммуникации можно понимать как способы кодирования сообщения (например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и собственно технические средства кодирования (пишущая машинка, печатный станок, телефонный и телеграфный аппараты, радиоприемные и радиопередающие устройства, персональный компьютер и т. д.)» . В том числе учитывая вышеназванные положения, в качестве наиболее универсального и релевантного исследованию определения автор приводит следующее: средства массовой коммуникации представляют собой совокупность каналов неличной коммуникации, используемых компаниями с целью воздействия на массовую потребительскую аудиторию. Включает в себя: печать (газеты, журналы, прямая почтовая реклама); радио и телевидение; наружные средства рекламы (щиты, вывески, баннеры, плакаты).
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня учреждения культуры используют различные коммуникационные технологии и важно обозначить наиболее перспективные тенденции. На протяжении последних десятилетий во всем мире учреждения культуры сталкиваются с необходимостью менять сложившиеся ранее подходы к управлению своей деятельностью. Это обусловлено рядом вызовов, таких как возрастание конкуренции со стороны других организаций индустрии впечатлений, изменением характера потребления информационно развлекательных услуг у многих категорий населения. Для того чтобы справляться с такой конкуренцией, учреждениям культуры необходимо предлагать высококачественные впечатления, если они стремятся сохранить и усилить свою привлекательность для посетителей. Данные факторы обусловили актуальность поиска современных трендов и путей совершенствования маркетинговой деятельности учреждений культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Заявленная проблематика слабо изучена и представлена в теоретических работах, есть лишь незначительное количество отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются мониторингом новейших коммуникационных
Предмет исследования - коммуникационные технологии, которые используются для продвижения учреждений культуры и являются актуальными.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление современных трендов в продвижении учреждений культуры средствами массовых коммуникаций. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать и обобщить теоретическую базу отечественных и зарубежных авторов, посвященную особенностям продвижения в сфере культуры;
- выработать методологию эмпирического исследования на базе качественного и количественного анализа;
- проанализировать технологии продвижения современных учреждений культуры, дать оценку состояния, выявить основные тренды;
- сравнить и проанализировать современные тренды продвижения учреждений культуры в зарубежной и отечественной практике;
Хронологические рамки: 2014-2016 год
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам продвижения учреждений культуры средствами массовых коммуникаций.
Теоретико-методологическая база исследования включает ряд источников, рассматривающих проблемы PR-деятельности учреждений культуры как российских, так и зарубежных исследователей. В работах Франсуа Колбера выявлена специфика технологии маркетинга в сфере искусства. Основоположник маркетинга Филип Котлер совместно с Джоан Шефф уделяют особое внимание маркетингу в сфере искусства и подробно освещают тонкости продвижения объектов культуры в книге «Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств». В работе Т.В. Козловой представлены особенности PR-деятельности в учреждениях культуры и рассмотрена технология позиционирования данного типа учреждений на рынке услуг. В работах Кавериной Е.А. глубоко изучена ценность и актуальность событийных коммуникаций. Суслова И.М., Бочкарева Э.Э. подробно рассматривают маркетинговые коммуникации в учреждениях культуры и искусства. В публикациях Лариной А.В., Лебедевой Е., Быстровой О.А., Лысаковой А.А. также поднимаются вопросы маркетинговой и рекламной деятельности учреждений культуры и стратегии продвижения культурного продукта.
Кроме того, были изучены работы зарубежных и отечественных авторов в области рекламных и PR-коммуникаций в целом - Кривоносова А.Д., Филатовой О. Г., Шишкиной М.А., Алешиной И.В.; литература по брендингу и позиционированию - Капферер Ж-Н., Аакер Д.А., Траут Дж., Домнин В.Н.; литература по интернет-маркетингу, технологиям и особенностям коммуникаций в социальных медиа - И.В. Успенский, и аналитические статьи, опубликованные в Российских журналах: «Аналитика культурологии», Apriori, «Справочник руководителя учреждения культуры», и такие зарубежные порталы как: CoCreate , The Guardian и др.
Эмпирической базой исследования послужили документальные источники, медиа источники: сообщения СМИ, материалы мониторинга, материалы качественного исследования, интервью с сотрудниками PR-департаментов учреждений культуры Санкт-Петербурга. В ходе работы исследовались такие методы как качественный анализ документов, невключённое наблюдение, экспертное интервью, анализ медийного поля, кейс-стади, коммуникационный анализ ключевых субъектов рынка культуры, бенчмаркинг.
Структура определена целями и задачами исследования, работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, списка литературы и приложений. В первой главе последовательно рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся продвижения средствами массовой коммуникации в целом и специфики продвижения учреждений культуры, во второй главе рассматриваются кейсы продвижения учреждений культуры технологиями PR, рекламы, событийного маркетинга, выявляются тренды продвижения учреждений культуры с опорой на мнения экспертов.
В данном исследовании была изучена специфика коммуникационной деятельности и особенности продвижения в сфере культуры и искусства, а главное выявлены современные тренды в продвижении учреждений культуры средствами массовых коммуникаций. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что цель данной выпускной квалификационной работы достигнута.
В результате проведенного исследования, изучения литературы, посвященной особенностям продвижения в сфере культуры, был сделан вывод о том, что коммуникация учреждений культуры обладает рядом особенностей, отличающих ее от продвижения иных типов услуг. Связано это в первую очередь с необходимостью наряду с продвижением учреждения культуры как субъекта, экспонирующего произведения искусства, выстраивать коммуникацию относительно такой нематериальной характеристики, как феномены культуры и искусства. К тому же просветительские, воспитательные и регулирующие функции искусства накладывают высокую степень ответственности на учреждения культуры.
По итогам изучения эмпирического материала и анализа технологий продвижения современных учреждений культуры были выявлены основные тренды, такие как мультиплатформенность, интерактивность, использование краудфандинговых технологий, вовлечение аудитории, сокращение дистанции, использование нативной рекламы, провокация, цифровой сторителлинг, феномен edutaiment и демократизация культуры. Каждая тенденция, изученная технология может использоваться как со знаком плюс, так и со знаком минус, может быть уместной, и не уместной, этичной или нет. Сами по себе технологии не имеют ценностного ядра. При построении коммуникационной стратегии необходимо ориентироваться на существующие тенденции, однако важно понимать, что те инструменты, особенности, форматы коммуникации, определяемые в работе как современные тренды, должны служить целям учреждения культуры, помогать привлекать аудиторию к продуктам культуры и искусства, но не подменять данные продукты. К примеру, современные технологии и интерактивные форматы коммуникации должны привлекать аудиторию в учреждения культуры, предлагая получить яркие впечатления, но учреждения культуры по своей сути не должны предлагать аудитории только развлечения сливаясь с индустрией досуга.
В рамках работы было проведено исследование современных трендов продвижения в сфере культуры и анализ лучшего отраслевого опыта практической деятельности лидеров рынка, то есть бенчмаркинг. Это позволило выявить характеристику, объединяющую комплекс современных тенденций, а именно, ориентированность на построение диалога. Сегодня учреждения культуры разных стран все больше фокусируются на своей аудитории, в частности выделяют ресурсы на исследование своей аудитории, активно вовлекают ее в художественные процессы и стремятся к информационной открытости. В целом, изменения, происходящие в продвижении учреждений культуры, носят положительный характер, и эволюция маркетинга организаций культуры и рост интереса аудитории тому доказательство.
Проведенное исследование, ситуационный анализ среды, бенчмаркинг, качественный анализ кейсов и результаты экспертных интервью в очередной раз подтвердили важность и необходимость построения целостной системы корпоративных коммуникаций учреждений культуры. Автор данной работы надеется, что выявленные тренды и изыскания будут полезны как теоретикам, так и практикующим специалистам.
1. Аакер Д.А. Создание сильных брендов. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 340 с.
2. Алёшина И.В. «Паблик рилейшнз для менеджеров». М., 2005. - 99 с.
3. Алексанова Ж.А., Планирование деятельности учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010. - №3. - С. 5-12
4. Апевалова З.В., Баракова В.С., Маркачева М.А. Технологии продвижения бренда культурно-досуговых учреждений (на примере Этюд- театра). ЖурналScienceTime,Выпуск№ 10 (22) / 2015
5. Арене, У. Современная реклама/ У. Арене, М. Вейголд, К. Арене. - М.: Эксмо, 2011. - 880 с.
6. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
7. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход: пер. с англ. / под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2001. - С. 78.
8. Бетехтина Д. А., Сфера культуры как особая область экономической деятельности, Журнал: Проблемы современной экономики, Выпуск № 4 / 2010
9. Болотников И.М. Менеджмент и маркетинг культуры: учеб. пособие / С. Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; под общ. ред. И.М. Болотникова. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. - 544 с.
10. Борисова Н.В., Вандяк, Р.Н. Организация рекламной деятельности в учреждениях культуры // Ориентиры культурной политики: информ. вып. №7. - М., 1999. - С. 32-41
11. Быстрова О. А. Продвижение культурного продукта в системе
маркетинга социально-культурной сферы., Журнал: Аналитика
культурологии, Выпуск № 27 / 2013
12. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Учебное пособие для бакалавров и специалистов. - СПб.: Питер, 2011. - 285 с.
13. Гальперина А., Лученко К., Михаил Пиотровский: Человек должен быть сложным// Pravmir.ru, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravmir.ru/creative/mihail-piotrovskiy-chelovek-dolzhen-byit-slozhnyim/
14. Гнединская А., Москвичева М., К ажиотажу на выставке Серова со сломанными дверями причастен Путин. // Московский Комсомолец, [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.mk.ru/culture/2016/01/22/k-azhiotazhu-na-vystavke-serova-so-slomannymi-dveryami-prichasten-putin.html
15. Гордин В.Э., Хорева Л.В., Дедова М. А., Совершенствование музейного менеджмента на основе развития событийной деятельности. Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Выпуск № 4 (88) / 2014
16. Дмитриева Л. М., Вегенер Ю. С., Креатив в продвижении бренда Журнал: Омский научный вестник, Выпуск № 5 (122)/2013
17. Домнин В. Н. Брендинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 411с.
18. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России 2-е изд. - СПб.: Питер,. - 2004. - с. 384
19. Зырянова О. Технологии бренд-менеджмента в социально-культурной сфере // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №1 (05). [Электронный ресурс]. - URL:http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2011/01/80.pdf
20. Жвитиашвили Н. Для чего нужны бренды музеям (из опыта британских музеев). Ассоциация менеджеров культуры. [Электронный ресурс]. - URL: http: //amcult .ru/index.php/ru/knowl edge/articles/354-whybrands .html
21. Интерактивный интернет-театр, [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.thenewstage.ru/proj ect/94/interaktivnyy-internet-teatr
22. Каверина Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. д-ра филос. наук / Каверина Е.А.; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. - СПб., 2012. - 47 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/sozdanie-sobytii-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve
23. Каверина Е.А., Игры с целью: феномен креатива// Общество. Среда. Развитие. Выпуск №1 / 2011 С. 148-152.
24. Каверина Е.А. Специальное событие: опыт философско-эстетического прочтения // Вестн. РГГУ. - 2010. - № 13. - С. 71-79.
25. Как сделать универсальный брендинг для театра //Look At Me [Электронный ресурс]. - URL:http://www.lookatme.ru/mag/live/industry-research/213235-praktika-branding#comments
26. Камнева Г. П., Туктарова Н. Н., Значение маркетинговой деятельности для современных музеев., Журнал: Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, Выпуск № 3 / 2008
27. Капферер Ж-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Жан-Ноэль Капферер; пер. с англ. В. Н. Домнина. - Москва: Вершина, 2007. - 448 с.
28. Киселева Н., Edutainment // Sostav.ru, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.glossostav.ru/print/2389/
29. Кленова Т., «Все жаждут искусства»: Почему выставка Серова вызвала такой ажиотаж // The Village. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.the- village.ru/village/city/people/230311-serov
30. Козлова, Т. Технологии позиционирования учреждения культуры / Т. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - №11. - С. 65-73
31. Козлова, Т.В. PR-деятельность учреждения культуры. Реализация и оценка эффективности PR-кампании / Т.В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - №2. - С. 42-49
32. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства. / Ф. Колбер, Ж. Нан-тель, С. Билодо, Дж.Д. Рич; пер. с англ. Л. Молчановой. - Санкт- Петербург: Издатель А.И. Васин, 2004. - 256 с.
33. Кононов В. О. «Интернет продвижение продукта. Тенденции развития». Журнал: Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А.И. Герцена, Выпуск№ 76-1 / 2008
34. Коньков М.А. Ценностные ориентации рекламной деятельности учреждений культуры: автреферат дис. канд. философ. наук: 24.00.01 / М.А. Коньков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2006. - 21 с.
35. Костылев С.В. Арт-менеджмент как комплексная система
управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования // Соврем. проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 424.
[Электронный ресурс]. - URL:http: //cyberleninka.ru/article/n/art-menedzhment-kak-kompleksnaya-sistema-upravlencheskoy-deyatelnosti-v-oblasti-kultury-iskusstva-i-obrazovaniya
36. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с
англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - (Серия «Деловой
бестселлер»). - С. 92.
37. Котлер Ф. Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Изд-во: Классика XXI, 2012 - 688 с.
38. Котлер Ф. Картаджайя Х., Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. - 2012 - 240 с.
39. Кочарова А., Это точно 2016-й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова// Риа Новости, [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/analytics/20160122/1363448175.html#ixzz45KAEDRK2
40. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А., Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
41. Кузьменко В., Краудфандинг: история похождений в России // Rusbase [Электронный ресурс]. - URL: http://rusbase.com/opinion/crowd-russia/
42. Культурология. XX Век. Энциклопедия в двух томах. Главный редактор и составитель Левит С.Я. СПб.: Университетская книга, 1998
43. Купцова Е. А., 6 сфер маркетинга в продвижении бренда, Журнал Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, Выпуск № 1-1 / 2010
44. Ларина А.В., Особенности рекламного продвижения культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы. Журнал: APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 4 / 2015
45. Лебедева Е. Стратегии продвижения культурного продукта // 60
параллель. - 2003. - №2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.cultcom.ru/?p=7 8
46. Лихачев Н., На выставку Ван Гога в Москве откроют бесплатный вход девушкам на «лабутенах» // TJournal, [Электронный ресурс]. - URL: https://tjournal.ru/21712-na-vistavku-van-goga-v-moskve-otkrout-besplatnii-vhod-devushkam-na-labutenah
47. Лободенко Л. К., Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ: монография / Л. К. Лободенко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т (НИУ), Каф. «Массовая коммуникация». - Челябинск: Цицеро, 2015. - 159 с.
48. Лысакова А. А., Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка. Автореф. дис. канд. культурол. наук. - Екатеринбург, 2012. 21 с.
49. Мак-Илрой Э., Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. 158 с.
50. Марков А.П., Проектирование маркетинговых коммуникаций: рекламные технологии, связи с общественностью, спонсорская деятельность. / С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург, СПбГУП 2005. - 400 с.
51. Михаил Пиотровский: Человек должен быть сложным // Правмир [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.pravmir.ru/creative/mihail -piotrovskiy-chelovek-dolzhen-byit-slozhnyim/
52. На выставку Ван Гога в столице девушек «на Лабутенах» пустят бесплатно// Газета «Metro», [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.metronews .ru/novosti/na-vystavku-van- go ga-v-stolice-devushek-na-labutenah-pustjat-besplatno/Tpopaz—itqPpKlS3z2i2/
53. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
54. Ноздренко Е.А., Сфера культуры как специфический объект
маркетинговой деятельности// Успехи современного естествознания. - 2004. - №6. - С.86-87; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.natural-
sciences.ru/ru/article/view?id=12815
55. Организаторы выставки Ван Гога впустили девушек на «лабутенах»
бесплатно// Medialeaks, [Электронный ресурс]. - URL:
http://medialeaks.ru/news/2601 dalex louboutin
56. Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века. К.: Ваклер; М.: Рефл-бук, 1999. - 200 с.
57. Почти полмиллиона человек посетило выставку Серова в Москве //
Интерфакс, [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.interfax.ru/culture/492711
58. Россошанский А.В., Современные тенденции развития средств массовых коммуникаций. Журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология», Выпуск № 1 / том 9 / 2009
59. Савина А., 2013 - год искусства для digital natives, [Электронный ресурс]. - URL:http://www.lookatme.ru/mag/people/manifesto/198879-post-internet
60. Садыхова Л.Г., Технологии коммуникации и эпистемология культуры через театральные парадигмы. Журнал: Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», Выпуск том 2 / 2013
61. Соболева Е.С., Эпштейн М.З., Музейный брендинг: процесс и инструментарий. Журнал: Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Выпуск том 212 / 2015
62. Суслова И. М., Бочкарева Э. Э., Маркетинговые коммуникации в учреждениях культуры и искусства: учебное пособие, Москва: Интерконтакт Наука, 2013. - 114 с.
63. Титова И.А., Роль и место маркетингового анализа в разработке программы продвижения учреждений культуры / Титова И.А., Гусева С.В. // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - С. 143-144
64. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Москва: Центрполиграф, 2012 - 380 с.
65. Топор или пресс-папье? Кто, как и чем убивает в произведениях Достоевского: мрачный тест по русской литературе // Meduza, [Электронный ресурс]. - URL:https://meduza.io/quiz/topor-ili-press-papie
66. Траут Дж., Райс Э., Позиционирование: битва за умы: [с
комментариями авторов и русскими кейсами] / Траут Дж., Райс Э., - 20-е. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. - 349 с.
67. Фурман И., Владимир Дукельский: «Учреждения культуры должны научиться создавать чудо встречи и первого контакта»// Теории и практики. [Электронный ресурс]. - URL:http: //theoryandpractice.ru/posts/9243-dukelsky
68. Хашковский А. В., Культура как дискурс брендов / А. В. Хашковский // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 13 февраля 2009 г. -СПб., 2009, - С. 30-33.
69. Хэй Дж., Современный арт-менеджмент: маркетинг и взаимодействие с
аудиторией, [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=a1xzNy7JDyo
70. Чаган, Н.Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность / Н.Г. Чаган // социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. - Москва, 2006. - С.69-80.
71. Чумиков, А. Н. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / А. Чумиков, М. Бочаров, М. Тишкова. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 244 с.
72. Шарафутдинов Р., Нативная реклама. Что такое нативная реклама, [Электронный ресурс]. - URL:http://romarketing.ru/nativnaya-reklama-chto-takoe-nativnaya-reklama/
73. Шекова Е. Особенности маркетинга некоммерческих организаций культуры: Российский опыт // Вестник СПбГУ. - 2003. - №2 (16)
74. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. - Воронеж: ВФ МГЭИ. И. А. Радченко. Под ред. Е. Е. Топильской. 2007.
75. Энциклопедический словарь. 2009.
76. About the installation // Historic Royal Palacec, [Электронный ресурс]. - URL:http://www.hrp.org.uk/tower-of-london/history-and-stories/tower-of-london-remembers/about-the- install ation/#gs. lNY4aI0
77. Black J. Museum PR: Investigating to role of Public Relations in the
museum community [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.american.edu/soc/communication/upload/Julie-Black.pdf
78. Culture Segments, [Электронный ресурс]. - URL:
http://mhminsight.com/articles/culture-segments-1179
79. Kelly L. Measuring the impact of museums on their communities: The role of the 21st century museum [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.intercom. museum/documents/1 -2Kelly.pdf
80. Kotler N., Kotler P. Can museums be all things to all people? Missions, goals, and marketing's role // Museum management and curatorship. 2000. Vol. 18. N 3. Р. 271-287.
81. Pine B. J., Gilmore J. H. Welcome to the experience economy // Harvard business review. 1998. Vol. 76. Р. 97-105.
82. Poppies to fill Tower of London moat in first world war commemoration //
The Guardian, [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.theguardian.com/world/2014/may/07/tower-london-moat-filled-ceramic-poppies-ww1-dead
83. Reussner E.M. Strategic Management for Visitor-oriented Museums // Museum Management and Marketing. 2007. Vol. 9. N 1. Р. 148.
84. Romeo and Juliet // Royal Opera House, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.roh.org.uk/productions/romeo-and-juliet-by-kenneth-macmillan
85. The Tower of London Pours 888,246 Poppies From A Window To Honor WWI Dead CoCreate, URL: http://www.fastcocreate.com/3033890/image-of-the- day/the-tower-of-london-pours-888246-poppies-from-a-window-to-honor-wwi- dead
Электронные ресурсы и документы
86. Сайт издания «Афиша», [Электронный ресурс]. -
URL: https: //www.afisha.ru/
87. Сайт музея и галереи современного искусства «Эрарта»., [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.erarta.com
88. The museum of modern art MoMA, [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.moma.org/
89. The Solomon R. Guggenheim Foundation, [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.guggenheim.org/
90. The Centre Pompidou, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.centrepompidou.fr/en