Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация концепции журнала «Наука и жизнь» во второй половине XX века - начале XXI века

Работа №75572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование концепции журнала «Наука и жизнь» в период с 1950 по 1981 гг. 7
1.1. Методика анализа концепции журнала «Наука и жизнь» 7
1.2. Пропагандистская концепции журнала «Наука и жизнь» под
редакцией А.С. Федорова 11
1.3. Трансформация содержательного ядра концепции журнала
«Наука и жизнь» под влиянием В.Н. Болховитинова 21
Глава 2. Консервация концепции журнала «Наука и жизнь» в поздний советский и постсоветский период (начало 1980-х - 2010-е годы) 37
2.1. Журнал «Наука и жизнь» под руководством И. К. Лаговского в
новых социально-экономических условиях 37
2.2. Концепция и маркетинг журнала «Наука и жизнь» в новейшее
время 55
2.3. Перспективы развития журнала «Наука и жизнь» 62
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения

В настоящее время в российской системе СМИ отсутствует действенная модель классического научно-популярного журнала. Тем не менее, такая модель существовала в советские годы, и её ярким представителем являлся журнал «Наука и жизнь». Сейчас, однако, на рынке научно-популярных изданий преобладают в основном глянцевые и зарубежные издания, которые являются скорее основателями собственной традиции, чем продолжателями «классической» модели, сложившейся в советское время и практически не используемой сейчас.
По мнению авторов данной работы, существует необходимость в переосмыслении многолетнего колоссального опыта журнала «Наука и жизнь» с точки зрения современной журналистики. В этом и заключается актуальность представленного далее исследования.
«Наука и жизнь» издается и сейчас, однако его тираж не превышает и 40 тысяч экземпляров, тогда как в середине 80-х годов прошлого века тираж журнала составлял более 3 млн экземпляров.
В период с 1950 по 2015 год журнал не один раз подвергался изменениям, и вместе с этим менялась популярность и востребованность издания в обществе. Логично предположить, что для выяснения причины подобных изменений необходимо проследить перемены в концепции самого журнала.
Данная дипломная работа позволяет найти причины сложившейся ситуации, а также обозначить меры для восстановления статуса журнала «Наука и жизнь».
Анализ работ, посвященных научно-популярной журналистике в период 1960-х - 2010-е годы, выявил низкую степень разработанности темы. Основные исследования проводились еще до 1991 года (Э.А. Лазаревич, М.И. Хаскина), так как с распадом СССР значение научно-популярной прессы снизилось. Следовательно, уменьшилось и количество трудов, посвященных этой сфере. В работе Кун Т.С., посвященной структуре научных революций, затронуты многие аспекты этого явления. Сделан упор на внешние обстоятельства, которые обеспечивают скачки интереса к теме науки в обществе. Стоит отметить вклад исследователей, которые занимались в первую очередь типологией прессы, вроде Е.А. Корнилова, и историков журналистики - Р.П. Овсепяна, И.В. Кузнецова и т.д. Из современных исследователей научно-популярной журналистики следует выделить И.И. Никифорова - один из немногих, кто в наше время обратил внимание на этот сегмент СМИ. Отдельно можно говорить о работах Е.Г. Константиновой и У Фей, которые занимаются трансформацией научно-популярного телевидения в новейший период отечественной истории.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что впервые объектом внимания становится трансформация концепции журнала «Наука и жизнь» в период с 1950 по 2015 гг. Важно отметить, что те немногие ученые, которые уже обращались к теме изучения научно-популярных СМИ, сосредотачивались на телевизионных программах. В СССР изучалась роль научно-популярной прессы, но с распадом Союза наука потеряла статус вопроса государственного значения, а исследователи мало обращались к научно-популярной журналистике.
Цель - выявить основные особенности трансформации концепции журнала «Наука и жизнь» в середине XX в - начале XIX в.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Сформировать типологическую модель научно-популярного журнала;
2) Проанализировать изменения концепции журнала в период с 1950 по 1980 гг.;
3) Проанализировать изменения концепции журнала в период с 1981 по 2015 гг.;
4) Выявить способы повышения популярности журнала.
Объект дипломной работы - журнал «Наука и жизнь» с 1950 по 2015 г.
Предмет - особенности трансформация концепции журнала «Наука и жизнь» с 1950 по 2015 г.
В теоретической базе можно выделить два направления исследований, которые могут быть использованы при написании данной дипломной работы:
1. Исследования работ, посвященных истории журнала «Наука и жизнь» (Р.Н. Аджубей, И.К. Лаговский)
2. Исследования типологии периодических изданий (А.И. Акопов, Е.А. Корнилов, Я.Н. Засурский)
В исследовании используются следующие методы: историко-типологический, сравнительно-исторический, описательный.
Эмпирическая база представлена научно-популярным журналом «Наука и жизнь» выходившим в период 1950 - 2015 годов. Этот временной промежуток выбран в соответствии с темой дипломной работы, ее целями и задачами. Анализ журнала ведется с 1950 года, так как к этому моменту положение научной сферы в стране стабилизировалось после Великой Отечественной войны.
Эмпирическую базу составляют 88 номеров журнала «Наука и жизнь», вышедших в период с 1950 по 2015 год.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, и заключения.
Во введении указаны актуальность и новизна работы, определена степень разработанности темы, предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, описана теоретико-методологическая и эмпирические базы, представлена структура дипломной работы.
Первая глава содержит типологию сравнения издания в разные годы и анализ изменения концепции журнала под редакторством А.С. Федорова и В.Н. Болховитинова.
Вторая глава посвящена анализу трансформации концепции журнала под редакторством И. К. Лаговского и Е. Л. Лозовской. Последний параграф включает в себя рекомендации по дальнейшему развитию издания и повышению популярности и востребованности среди аудитории. В этом же и заключается практическая значимость данной работы.
В заключении подводится итог проведенной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За период 1950 - 2015 годов концепция журнала «Наука и жизнь» претерпела изменения, что мы видим и по содержанию, и по структуре издания.
В период с 1950 по 1961 гг. журнал представлял собой академический журнал с большим количеством материалов пропагандистского характера. Его содержание было сухим, серьезным и на деле издание плохо справлялось с ролью популяризатора науки, так как для понимания большинства текстов необходимо было иметь дополнительные знания. Более того, в это время партия оказывает огромное влияние на содержание журнала, что позволяет нам сделать вывод, что именно партия в этот период формировала концепцию журнала на свой лад.
В 1961 году с приходом Болховитинова на пост главного редактора «Науки и жизни» журнал полностью меняется. С этого момента в издании публикуются не только тексты на общенаучную тематику, но и материалы, затрагивающие повседневную жизнь человека: досуг, быт и т.д. Более того, журнал становится семейным: в нем появляются и советы хозяйке, и задачи для школьников, и инструкции по уходу за садом. Благодаря подобному перерождению журнала, «Наука и жизнь» за несколько лет приобретает тиражи в 3 млн экземпляров и становится одним из самых популярных журналов в Советском Союзе. Конечно, эти перемены напрямую связаны с фигурой Болховитинова, который и разработал новую концепцию, но стоит отметить, что в этом он ориентировался, в первую очередь, на потребности аудитории, что и позволило ему сформировать успешную концепцию массового научно-популярного журнала. В этот период и персона главного редактора и аудитория оказали наибольшее влияние на концепцию «Науки и жизни».
Когда в 1981 году на посту главного редактора Болховитинова сменяет Лаговский, журнал становится на путь «консервации» собственной концепции. Несмотря на перемены в обществе, которые происходят сначала во второй половине 80-х, а потом и в 90-х, редакция стремится к сохранению традиционной концепции журнала, которая была придумана Болховитиновым. Тем не менее, в эти годы в «Науки и жизни» происходят определенные перемены: появляется реклама, заказные статьи, тексты, посвященные общественно-политической тематике. Этот период характеризуется небывалым падением тиражей журнала. Конечно, это объясняется трудностями и крупными потрясениями в обществе, однако журнал не смог измениться достаточно, чтобы остаться востребованным. Да, в «Науке и жизни» за этот период значительно расширилась тематика, но этого оказалось недостаточно. В этот момент требовались большие действия, однако попытка сохранить традиционную концепцию журнала со стороны редакции не дали «Науке и жизни» развиваться дальше.
В том же русле журнал продолжает существовать до того момента, как Елена Лозовская становится главным редактором журнала. При Лозовской «Наука и жизнь» практически не переменился в содержательном плане, однако заметны изменения в сфере продвижения журнала. Можно заметить активное продвижение бренда «Наука и жизнь» в Интернете - суммарное количество посетителей и подписчиков сайта и пабликов журнала в соцсетях уже давно превысило тираж печатной версии во много раз. Кроме того, журнал проводит акции вроде «Помоги сельским библиотекам», что также способствует росту популярности журнала. На данный момент главный редактор проводит грамотную политику продвижения журнала, но при этом не меняет сам журнал. Учитывая, что универсальность «Науки и жизни» сейчас не является особым преимуществом, редакция журнала должна в первую очередь понять потребности современной аудитории, чтобы как-то развиваться дальше.
В последнем параграфе были предложены рекомендации для дальнейшего развития журнала «Наука и жизнь». По нашему мнению, содержание журнала на данный момент имеет очень маленькую связь с повседневной жизнью человека. Поэтому издание остается
невостребованным. А для исправления этой ситуации следует приблизить содержание журнала к реальной жизни читателя через различные общественно - политические тексты и материалы практического характера. На данный момент таких текстов недостаточно, что усугубляется чрезмерно широким кругом тем. Редакция стремится заинтересовать каждого читателя, но для дальнейшего развития им необходимо уйти от концепции семейного универсального журнала.



1) 1950-е гг.
1950: № 3, 5; 1951: № 5; 1952: № 2, 3, 6; 1953: № 4; 1954: № 5, 6; 1955: № 6, 9; 1956: № 7; 1957: № 8; 1958: № 8; 1959: № 10.
2) 1960-е гг.
1960: № 11; 1961: № 12; 1962: № 1; 1963: № 2; 1964: № 3; 1965: № 4;
1966: № 5; 1967: № 2, 6, 9; 1968: № 5, 7, 12; 1969: № 8.
3) 1970-е гг.
1970: № 9, 10; 1971: № 10; 1972: № 11; 1973: № 7, 12; 1974: № 1; 1975: № 2; 1976: № 3; 1977: № 4; 1978: № 5; 1979: № 6.
4) 1980-е гг.
1980: № 7; 1981: № 8; 1982: № 9; 1983: № 10; 1984: № 11; 1985: № 12;
1986: № 1; 1987: № 2; 1988: № 3; 1989: № 4.
5) 1990-е гг.
1990: № 5, 6, 7; 1991: № 6; 1992: № 5-6, 7, 8; 1993: № 1, 5, 8; 1994: № 9;
1995: № 10; 1996: № 11; 1997: № 12; 1998: № 1; 1999: № 2.
6) 2000-е гг.
2000: № 3; 2001: № 4; 2002: № 5; 2003: № 6, 7; 2004: № 7; 2005: № 8;
2006: № 9; 2007: № 7, 10; 2008: № 10, 11; 2009: № 12.
7) 2010-е гг.
2010: № 1; 2011: № 2; 2012: № 3, 12; 2013: № 4; 2014: № 5; 2015: № 6.
Журнал «Химия и жизнь»:
8) 1989: № 5.
9) 1990: № 5.
10) 1991: № 5.
11) 1992: № 5.
12) 1993: № 5.
Журнал «Знание - сила»:
13) 1958: № 2.
14) 1989: № 5.
15) 1990: № 5.
16) 1991: № 5.
17) 1992: № 5.
18) 1993: № 5.
Монографии и учебные пособия
1) Акопов А. И. Методики типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск, 1985. - 96 с.
2) Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М., 1988. - 272 c.
3) Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий / Отв. ред. Е. А. Корнилов. Ростов н / Д., 1984.
4) Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). - М.: Флинта: Наука, 2003. - 640 с.
5) Кун Т. С. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. - 300 c.
6) Лазаревич Э. А. Искусство популяризации наука. - М.: Наука, 1978. - 224 с.
7) Лазаревич Э. А. С веком наравне. М.: Книга, 1984. - 382 с.
8) Лазаревич Э. А. Функции и принципы популяризации науки. - М.: Знание, 1983. - 40 c.
9) Никифоров И. И. Научно-популярная журналистика. - М., 2008. - 69 с.
10) Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XIX в. - М.: Наука, 2005. - 352 с.
11) Стровский Д. Л. История отечественной журналистики новейшего периода: Лекции. - Екатеринбург, 1998. - 272 с.
12) Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. - Екатеринбург, 2002. - 246 с.
Авторефераты
1) Константинова Е. Г. Научно-популярное телевидение: специфика функционирования и перспективы развития. : Автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 2010. - 24 с.
2) Фей У Трансформация роли СМИ России в процессе перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 2000. - 22 с.
3) Хаскина М. И. Научно-популярный журнал. Структура, жанровая специфика: Автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 1981. - 26 с.
Статьи
1) Аджубей Р.Н. Вспоминая Болховитинова // Наука и жизнь. - 2012. - № 12. - С. 11.
2) Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. - М., 1973. - № 3. - С. 23 - 31.
3) Ваганов А. Нужна ли наука для популяризации науки? // Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С. 16.
4) Горький М. Что такое наука? // Наука и ее работники. М., 1920., №6. - 6 с.
5) Ефимов Н. Становление рынка массовой информации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 4. С. 3 - 8.
6) Закамская Э. Елена Лозовская: общество постоянно ждет от науки сенсаций, но так не бывает [Вести.гн]. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html? id=283512 // (дата обращения: 17.05.2016).
7) Засурский Я. Н. Журналистика в изменяющемся мире // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 2. С. 9 - 14.
8) Капица П. Л. О науке и ее организации в СССР // Наука и современное общество. М.: Наука, 1998. - С. 24 - 48.
9) Лаговский И. Окно в мир знаний // Наука и жизнь. - 2007. - № 7. - С. 3.
10) Лесков С. Главный редактор журнала «Наука и жизнь» Игорь Лаговский: «Попса переборола интерес к науке» [Электронный ресурс] // Известия [Офиц. сайт]. URL: http://izvestia.ru/news/325379 (дата обращения 23.11.2014).
11) Лозовская Е. Каким бы вы хотели видеть журнал «Наука и жизнь»? [Наука и жизнь]. - URL: http://www.nkj.ru/interview/18913 // (дата обращения: 17.05.2016).
12) «Наука и жизнь» отмечает сто лет со дня рождения Виктора Николаевича Болховитинова [Наука и жизнь]. - URL: http://www.nkj .ru/news/21371/// (дата обращения: 17.05.2016).
13) Попов С.Кому и зачем нужна популяризация науки [Клуб научных журналистов]. - URL: http://www.nauchnik.ru/09/10/komu-i-zachem-nuzhna-populyarizatsiya-nauki/// (дата обращения: 14.03.2016).
14) Цифры и факты // Наука и жизнь. - 1999. - № 2. - С. 57.
15) Юревич А.В. Объяснение на уровне комикса [Независимая газета]. - URL: http://www.ng.ru/science/2007-01-10/13_comics.html// (дата обращения: 14.03.2016).
16) Юферов Я. Рада Аджубей: Отец Крым отдавал на моих глазах [Российская газета]. - URL:http://rg.ru/2004/10/19/adzhubej-dz.html// (дата обращения: 14.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ