ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» И «ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ» В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 13
1.1 Понятие «образовательная среда» в теории педагогики и в нормативных документах 13
1.2 Особенности образовательной среды в учреждениях дополнительного
образования 21
1.3 Личностные результаты обучения и возможности их достижения в
учреждениях дополнительного образования 28
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДШИ) 36
2.1 Полихудожественная образовательная среда и ее возможности в
достижении личностных результатов в ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 36
2.2 Проектная деятельность, взаимодействие с семьей, групповое
взаимодействие учащихся в процессе создания и функционирования полихудожественной образовательной среды 44
2.3 Виртуальная образовательная среда курса «Слушание музыки» как
средство достижения личностных результатов обучения 53
2.4 Модель полихудожественной образовательной среды, способствующей
достижению личностных результатов учащихся ДШИ в процессе изучения курса «Слушание музыки» 59
3 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИМОДЕЛИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ДШИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»).... 72
3.1 Ход опытно-экспериментальной работы по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 72
3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели полихудожественной образовательной среды, 76
способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 76
3.2.1 Пространственно-предметный компонент 76
3.2.2 Коммуникативный компонент 80
3.2.3 Деятельностный компонент 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
Альбом «Я и Музыка» 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 121
Список интернет-сайтов с краткой аннотацией 121
ПРИЛОЖЕНИЕ В 124
Диагностика возможностей и функций полихудожественной среды 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 128
Контрольно-диагностические материалы по предмету «Слушание музыки», ориентированные на диагностику личностных результатов 128
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» И «ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ» В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 13
1.1 Понятие «образовательная среда» в теории педагогики и в нормативных документах 13
1.2 Особенности образовательной среды в учреждениях дополнительного
образования 21
1.3 Личностные результаты обучения и возможности их достижения в
учреждениях дополнительного образования 28
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДШИ) 36
2.1 Полихудожественная образовательная среда и ее возможности в
достижении личностных результатов в ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 36
2.2 Проектная деятельность, взаимодействие с семьей, групповое
взаимодействие учащихся в процессе создания и функционирования полихудожественной образовательной среды 44
2.3 Виртуальная образовательная среда курса «Слушание музыки» как
средство достижения личностных результатов обучения 53
2.4 Модель полихудожественной образовательной среды, способствующей
достижению личностных результатов учащихся ДШИ в процессе изучения курса «Слушание музыки» 59
3 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИМОДЕЛИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ДШИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»).... 72
3.1 Ход опытно-экспериментальной работы по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 72
3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели полихудожественной образовательной среды, 76
способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки») 76
3.2.1 Пространственно-предметный компонент 76
3.2.2 Коммуникативный компонент 80
3.2.3 Деятельностный компонент 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
Альбом «Я и Музыка» 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 121
Список интернет-сайтов с краткой аннотацией 121
ПРИЛОЖЕНИЕ В 124
Диагностика возможностей и функций полихудожественной среды 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 128
Контрольно-диагностические материалы по предмету «Слушание музыки», ориентированные на диагностику личностных результатов 128
Изменения в мире, происходящие в XXI веке, затронули все сферы жизни. Так, в педагогической науке начались процессы, которые ученые обозначили как «проращивание» из недр традиционной знаниевой модели совершенно нового типа образования, ориентированного на личность. С одной стороны, мы можем говорить о важности формирования активности школьника, о стимулировании его стремления к самореализации, а с другой - о формировании коммуникативных навыков, о развитии творческого потенциала ребенка. Достижение именно таких личностных результатов становится возможным при определенных условиях, одно из которых - формирование и функционирование образовательной среды. В то же время на практике, особенно в дополнительном образовании, средовой компонент учитывается далеко не всегда, возможности управления через среду процессами формирования и развития личности ребенка не используются. Иными словами, средовой подход, позволяющий перевести образовательный процесс в новое качество, не получает своего применения.
Другой аспект актуальности исследования связан с возможностями создания и функционирования в общеобразовательной школе или в детской школе искусств полихудожественной среды. В этом случае единая природа искусства продуцирует целостную художественно-творческую деятельность ребенка, опирающуюся на смысловую, ценностную связь словесных, звуковых, цветовых, графических и двигательных образов. На практике же зачастую случается подмена: вместо общения с живым музыкальным искусством ребенку предлагается пассивное усвоение сухой музыковедческой премудрости, сводящее к минимуму творческую деятельность. Многогранность функциональных возможностей полихудожественной образовательной среды создает условия для индивидуального выбора ребенком тех художественных и образовательных
средств, которые в наибольшей степени соответствуют его возрасту (а психологический и социальный возраст одноклассников не одинаков), опыту, потребностям. Кроме того, полихудожественная среда позволяет «сблизить» разные виды творчества, преодолеть узость специализации одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.
Состояние исследованности проблемы
В отечественной и зарубежной литературе мы находим фундаментальные работы по проблемам образовательного пространства и образовательной среды. Феномен «воспитывающей среды» рассмотрен в трудах Я. Корчака [30], М. Монтессори [13] и др. Концепцию «педагогизации среды» в 20-30-х годах XX в. разрабатывал педагог-практик С.Т. Шацкий [14, 67]. Теоретические проблемы, в частности, соотношения категорий «среда» и «мир», решал в своих работах М. Хейдметс [64]. Вопросам моделирования образовательных сред, их диагностике, экспертизе посвящены работы С.Д. Дерябо [12], А.И. Савенкова [52], В.И. Слободчикова [57], В.А. Ясвина [74, 75] и др. Ученые, такие как Л.И. Новикова [41], Ю.С. Мануйлов [38] и др., занимающиеся проблемой средового подхода, признавали необходимость изучения среды как компонента воспитательной системы. Воздействие образовательной среды на развитие личности в различных аспектах рассматривали Ю.Н. Кулюткин [32], С.В. Тарасов [61] и др. Исследования в области формирования полихудожественной среды, взаимодействия искусств, их интеграции, позволившие выявить ряд важных закономерностей художественной деятельности, были предприняты Б.П. Юсовым [70, 71] и его научной школой, а также Э.Б. Абдуллиным, Е.В. Николаевой [1], Д.Б. Кабалевским [22], Б.М. Неменским [29] и др. Личностный подход как методологический принцип всех наук о человеке зародился в прошлом веке в психологии, и его основы в образовании заложили отечественные психологи и педагоги А.Н. Леонтьев [37], А.В. Петровский [50] и др. Терминологически проблематику личностно ориентированного образования в педагогике разрабатывали В.В. Сериков [55], И.С. Якиманская [72] и др. Вопросы о специфической природе педагогической деятельности рассматривали В.А. Сластенин [56] и др.
В переходный период от традиционной модели образования к инновационной возникают противоречия между обучением и учением, реальностью образовательного процесса и его идеальными моделями, традиционными методами, средствами педагогического воздействия и новыми, инновационными формами взаимодействия в различных средовых системах. Сформулируем проблему исследования в виде вопроса: каковы возможности полихудожественной образовательной среды, способствующие достижению личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Полихудожественная образовательная среда как условие достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования: полихудожественная образовательная среда.
Предмет исследования: полихудожественная образовательная среда как условие достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: выявить педагогические возможности полихудожественной образовательной среды как условия достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования (на примере музыкального образования в детской школе искусств).
Задачи:
а) Изучить понятие «образовательная среда» и особенности образовательной среды в учреждениях дополнительного образования.
б) Определить педагогические функции полихудожественной образовательной среды, способствующие достижению личностных результатов обучения в детской школе искусств (на примере курса «Слушание музыки»).
в) Создать модель полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся детской школы искусств.
г) Осуществить опытно-экспериментальную деятельность по реализации модели полихудожественной среды и проанализировать ее результаты.
Гипотеза исследования
Предполагаем, что достижение личностных результатов возможно, если в учреждении дополнительного образования будет создана полихудожественная образовательная среда, функционирование которой поддерживается:
- взаимодействием с семьей;
- проектными технологиями;
- интерактивными технологиями;
- эстетизацией пространственной среды.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы общенаучные положения о средовом подходе (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин), личностно ориентированная концепция образования (Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и культурологическая теория содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), обосновывающие возможности и пути достижения личностных результатов в обучении; концепция полихудожественного подхода в сфере художественного образования (Б.П. Юсов), обусловливающая условия создания полихудожественной среды в детской школе искусств.
Методы исследования
Теоретические методы: анализ литературы и источников, обобщение и систематизация выводов и результатов, методы аналогии, моделирования, а также исторический метод и метод контент-анализа.
Практические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, анализ процесса и результатов опытно-практической работы, анкетирование, экспертное оценивание.
Научная новизна работы заключается в аргументированно представленной идее достижения личностных результатов обучения в сфере дополнительного образования посредством создания и функционирования полихудожественной образовательной среды. Также в работе представлен содержательный вариант/аналог творческой среды - полихудожественная образовательная среда, созданы две ее модели и выведено определение. В нашем исследовании мы определяем полихудожественную среду как функционально наполненную систему, способную существовать в режиме взаимодействия с другими системами и отвечающую целям полихудожественного образования.
Практическая значимость исследования
В работе даются практические рекомендации по организации сетевого взаимодействия как средства функционирования полихудожественной среды (группа социальной сети «ВКонтакте»); по созданию совместно с взрослыми (родителями) междисциплинарного полихудожественного проекта. В качестве методических авторских разработок в ВКР включены презентации к урокам по слушанию музыки, контрольно-диагностические материалы по курсу «Слушание музыки» в детской школе искусств, ориентированные на диагностику личностных результатов, востребованных как в урочной деятельности педагога, так и в самостоятельной, внеаудиторной работе школьника.
База и этапы исследования
Практическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» ЗАТО г. Радужный Владимирской области, в 11 группах 1-4 классов по предмету «Слушание музыки».
На первом этапе исследования (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) изучалась литература по теме, определялись основные понятия, их содержание, выявлялось состояние разработанности темы в теории и практике обучения, определялись структура квалификационной работы, цель, задачи, методы исследования.
На втором этапе (сентябрь - декабрь 2017 г.) осуществлялась констатирующая часть эксперимента (анкетирование, интервьюирование, беседа с учителями, школьниками, родителями) для выявления отношения учителей, родителей, детей к урокам слушания музыки, проводилось наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, а также обработка полученных данных, составлялась программа формирующей части эксперимента.
На третьем этапе (декабрь 2017 г. - март 2018 г.) осуществлялась формирующая часть эксперимента (моделирование), анализ, систематизация, интерпретация и обобщение ее результатов, формулировались выводы и оформлялся текст квалификационной работы.
Контрольный этап эксперимента (апрель - май 2018 г.) позволил выявить возможности полихудожественной среды и условия достижения личностных результатов обучения в ДШИ.
Апробация результатов осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора работы в МБУДО «ДШИ» ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Основные положения исследования обсуждались на IV городской открытой научно-практической конференции (г. Владимир, 2015 г.), на V межрегиональной научно-практической конференции (г. Владимир, 2016 г.), на студенческих научных конференциях в рамках «Дней науки» (ВлГУ, 2017, 2018 гг.), на городской научно-практической педагогической конференции «Качество образования: новые требования, новые возможности» (г. Радужный, 2018 г.).
По результатам исследования опубликованы следующие статьи:
1. Жаркова, Е.Г. Из истории музыкальной педагогики XX века: преломление образовательных сред [Электронный ресурс] / Е.Г. Жаркова // Сб. докладов студ. научн. конф-ии. - ВлГУ. - 2017.
2. Жаркова, Е.Г. От личины - к личности: идеи дидактики в среде дополнительного образования (курс «Слушание музыки») [Текст] / Е.Г. Жаркова // Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: сб. научн. трудов в 2-х т. - М., 2017. - С. 52-59. - 2 т.
3. Жаркова, Е.Г. От обучения в дискомфорте к диалогу и сотрудничеству: уроки истории музыкальной педагогики [Текст] / Е.Г. Жаркова // На пути в педагогическую науку: сб. докладов студ. научн. конф-ии. - ВлГУ - Владимир: Шерлок-пресс, - 2017. - С. 65-71.
4. Жаркова, Е.Г. От Я до А(льтернативы): пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: мат-лы V межрегион. науч.-пр. конф-ии. - Владимир, 2016. - С. 80-89
5. Жаркова, Е.Г. Педагогические функции полихудожественной образовательной среды в процессе организации музыкально-слушательской деятельности младших школьников в детской школе искусств [Электронный ресурс] / Е.Г. Жаркова // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2017. - № 4 (20). - С. 161-171 - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32695059(дата обращения: 20.05.2018).
6. Жаркова, Е.Г. Слушание музыки: возвращение
пропедевтического курса в программу ДМШ и ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Вестник ВлГУ. - 2017. - № 31 (50).
7. Жаркова, Е.Г. Слушание музыки: управление процессом восприятия [Текст] / Е.Г. Жаркова // Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: мат-лы IV гор. откр. науч.-практич. конф-ции. - Владимир, 2015. - С. 43-54.
8. Жаркова, Е.Г. Особенности организации взаимодействия обучающихся и их родителей в междисциплинарном проекте в условиях ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Педагогическая мастерская: сборник статей. - Владимир: Аркаим, - 2018. - Вып. 3. - С. 3-7.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, обозначает проблему, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятия «образовательная среда» и «личностные результаты обучения» в общем и дополнительном образовании.
Во второй главе определяются технологии создания и функционирования полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов.
В третьей главе проводится анализ практической деятельности по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки»).
В Заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме, даются рекомендации.
Другой аспект актуальности исследования связан с возможностями создания и функционирования в общеобразовательной школе или в детской школе искусств полихудожественной среды. В этом случае единая природа искусства продуцирует целостную художественно-творческую деятельность ребенка, опирающуюся на смысловую, ценностную связь словесных, звуковых, цветовых, графических и двигательных образов. На практике же зачастую случается подмена: вместо общения с живым музыкальным искусством ребенку предлагается пассивное усвоение сухой музыковедческой премудрости, сводящее к минимуму творческую деятельность. Многогранность функциональных возможностей полихудожественной образовательной среды создает условия для индивидуального выбора ребенком тех художественных и образовательных
средств, которые в наибольшей степени соответствуют его возрасту (а психологический и социальный возраст одноклассников не одинаков), опыту, потребностям. Кроме того, полихудожественная среда позволяет «сблизить» разные виды творчества, преодолеть узость специализации одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.
Состояние исследованности проблемы
В отечественной и зарубежной литературе мы находим фундаментальные работы по проблемам образовательного пространства и образовательной среды. Феномен «воспитывающей среды» рассмотрен в трудах Я. Корчака [30], М. Монтессори [13] и др. Концепцию «педагогизации среды» в 20-30-х годах XX в. разрабатывал педагог-практик С.Т. Шацкий [14, 67]. Теоретические проблемы, в частности, соотношения категорий «среда» и «мир», решал в своих работах М. Хейдметс [64]. Вопросам моделирования образовательных сред, их диагностике, экспертизе посвящены работы С.Д. Дерябо [12], А.И. Савенкова [52], В.И. Слободчикова [57], В.А. Ясвина [74, 75] и др. Ученые, такие как Л.И. Новикова [41], Ю.С. Мануйлов [38] и др., занимающиеся проблемой средового подхода, признавали необходимость изучения среды как компонента воспитательной системы. Воздействие образовательной среды на развитие личности в различных аспектах рассматривали Ю.Н. Кулюткин [32], С.В. Тарасов [61] и др. Исследования в области формирования полихудожественной среды, взаимодействия искусств, их интеграции, позволившие выявить ряд важных закономерностей художественной деятельности, были предприняты Б.П. Юсовым [70, 71] и его научной школой, а также Э.Б. Абдуллиным, Е.В. Николаевой [1], Д.Б. Кабалевским [22], Б.М. Неменским [29] и др. Личностный подход как методологический принцип всех наук о человеке зародился в прошлом веке в психологии, и его основы в образовании заложили отечественные психологи и педагоги А.Н. Леонтьев [37], А.В. Петровский [50] и др. Терминологически проблематику личностно ориентированного образования в педагогике разрабатывали В.В. Сериков [55], И.С. Якиманская [72] и др. Вопросы о специфической природе педагогической деятельности рассматривали В.А. Сластенин [56] и др.
В переходный период от традиционной модели образования к инновационной возникают противоречия между обучением и учением, реальностью образовательного процесса и его идеальными моделями, традиционными методами, средствами педагогического воздействия и новыми, инновационными формами взаимодействия в различных средовых системах. Сформулируем проблему исследования в виде вопроса: каковы возможности полихудожественной образовательной среды, способствующие достижению личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Полихудожественная образовательная среда как условие достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования: полихудожественная образовательная среда.
Предмет исследования: полихудожественная образовательная среда как условие достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: выявить педагогические возможности полихудожественной образовательной среды как условия достижения личностных результатов обучения в учреждении дополнительного образования (на примере музыкального образования в детской школе искусств).
Задачи:
а) Изучить понятие «образовательная среда» и особенности образовательной среды в учреждениях дополнительного образования.
б) Определить педагогические функции полихудожественной образовательной среды, способствующие достижению личностных результатов обучения в детской школе искусств (на примере курса «Слушание музыки»).
в) Создать модель полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся детской школы искусств.
г) Осуществить опытно-экспериментальную деятельность по реализации модели полихудожественной среды и проанализировать ее результаты.
Гипотеза исследования
Предполагаем, что достижение личностных результатов возможно, если в учреждении дополнительного образования будет создана полихудожественная образовательная среда, функционирование которой поддерживается:
- взаимодействием с семьей;
- проектными технологиями;
- интерактивными технологиями;
- эстетизацией пространственной среды.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы общенаучные положения о средовом подходе (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин), личностно ориентированная концепция образования (Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и культурологическая теория содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), обосновывающие возможности и пути достижения личностных результатов в обучении; концепция полихудожественного подхода в сфере художественного образования (Б.П. Юсов), обусловливающая условия создания полихудожественной среды в детской школе искусств.
Методы исследования
Теоретические методы: анализ литературы и источников, обобщение и систематизация выводов и результатов, методы аналогии, моделирования, а также исторический метод и метод контент-анализа.
Практические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, анализ процесса и результатов опытно-практической работы, анкетирование, экспертное оценивание.
Научная новизна работы заключается в аргументированно представленной идее достижения личностных результатов обучения в сфере дополнительного образования посредством создания и функционирования полихудожественной образовательной среды. Также в работе представлен содержательный вариант/аналог творческой среды - полихудожественная образовательная среда, созданы две ее модели и выведено определение. В нашем исследовании мы определяем полихудожественную среду как функционально наполненную систему, способную существовать в режиме взаимодействия с другими системами и отвечающую целям полихудожественного образования.
Практическая значимость исследования
В работе даются практические рекомендации по организации сетевого взаимодействия как средства функционирования полихудожественной среды (группа социальной сети «ВКонтакте»); по созданию совместно с взрослыми (родителями) междисциплинарного полихудожественного проекта. В качестве методических авторских разработок в ВКР включены презентации к урокам по слушанию музыки, контрольно-диагностические материалы по курсу «Слушание музыки» в детской школе искусств, ориентированные на диагностику личностных результатов, востребованных как в урочной деятельности педагога, так и в самостоятельной, внеаудиторной работе школьника.
База и этапы исследования
Практическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» ЗАТО г. Радужный Владимирской области, в 11 группах 1-4 классов по предмету «Слушание музыки».
На первом этапе исследования (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) изучалась литература по теме, определялись основные понятия, их содержание, выявлялось состояние разработанности темы в теории и практике обучения, определялись структура квалификационной работы, цель, задачи, методы исследования.
На втором этапе (сентябрь - декабрь 2017 г.) осуществлялась констатирующая часть эксперимента (анкетирование, интервьюирование, беседа с учителями, школьниками, родителями) для выявления отношения учителей, родителей, детей к урокам слушания музыки, проводилось наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, а также обработка полученных данных, составлялась программа формирующей части эксперимента.
На третьем этапе (декабрь 2017 г. - март 2018 г.) осуществлялась формирующая часть эксперимента (моделирование), анализ, систематизация, интерпретация и обобщение ее результатов, формулировались выводы и оформлялся текст квалификационной работы.
Контрольный этап эксперимента (апрель - май 2018 г.) позволил выявить возможности полихудожественной среды и условия достижения личностных результатов обучения в ДШИ.
Апробация результатов осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора работы в МБУДО «ДШИ» ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Основные положения исследования обсуждались на IV городской открытой научно-практической конференции (г. Владимир, 2015 г.), на V межрегиональной научно-практической конференции (г. Владимир, 2016 г.), на студенческих научных конференциях в рамках «Дней науки» (ВлГУ, 2017, 2018 гг.), на городской научно-практической педагогической конференции «Качество образования: новые требования, новые возможности» (г. Радужный, 2018 г.).
По результатам исследования опубликованы следующие статьи:
1. Жаркова, Е.Г. Из истории музыкальной педагогики XX века: преломление образовательных сред [Электронный ресурс] / Е.Г. Жаркова // Сб. докладов студ. научн. конф-ии. - ВлГУ. - 2017.
2. Жаркова, Е.Г. От личины - к личности: идеи дидактики в среде дополнительного образования (курс «Слушание музыки») [Текст] / Е.Г. Жаркова // Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: сб. научн. трудов в 2-х т. - М., 2017. - С. 52-59. - 2 т.
3. Жаркова, Е.Г. От обучения в дискомфорте к диалогу и сотрудничеству: уроки истории музыкальной педагогики [Текст] / Е.Г. Жаркова // На пути в педагогическую науку: сб. докладов студ. научн. конф-ии. - ВлГУ - Владимир: Шерлок-пресс, - 2017. - С. 65-71.
4. Жаркова, Е.Г. От Я до А(льтернативы): пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: мат-лы V межрегион. науч.-пр. конф-ии. - Владимир, 2016. - С. 80-89
5. Жаркова, Е.Г. Педагогические функции полихудожественной образовательной среды в процессе организации музыкально-слушательской деятельности младших школьников в детской школе искусств [Электронный ресурс] / Е.Г. Жаркова // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2017. - № 4 (20). - С. 161-171 - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32695059(дата обращения: 20.05.2018).
6. Жаркова, Е.Г. Слушание музыки: возвращение
пропедевтического курса в программу ДМШ и ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Вестник ВлГУ. - 2017. - № 31 (50).
7. Жаркова, Е.Г. Слушание музыки: управление процессом восприятия [Текст] / Е.Г. Жаркова // Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: мат-лы IV гор. откр. науч.-практич. конф-ции. - Владимир, 2015. - С. 43-54.
8. Жаркова, Е.Г. Особенности организации взаимодействия обучающихся и их родителей в междисциплинарном проекте в условиях ДШИ [Текст] / Е.Г. Жаркова // Педагогическая мастерская: сборник статей. - Владимир: Аркаим, - 2018. - Вып. 3. - С. 3-7.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, обозначает проблему, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятия «образовательная среда» и «личностные результаты обучения» в общем и дополнительном образовании.
Во второй главе определяются технологии создания и функционирования полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов.
В третьей главе проводится анализ практической деятельности по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ (на примере курса «Слушание музыки»).
В Заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме, даются рекомендации.
Стремительно изменяющийся мир, его многообразие и сложность требуют от младшего школьника быстрейшего вхождения в социум, не только адаптации, принятия, но и деятельного в нем участия. Результативность, успешность и эффективность этой деятельности обучающегося в ДШИ напрямую зависит от созданной в УДО целостной многокомпонентной системы, основанной на идее интеграции искусств - полихудожественной образовательной среды.
В Главе 1 мы рассмотрели понятия «образовательная среда» и «личностные результаты обучения» в общем и дополнительном образовании, а также выявили специфическое, особенное и общее, что характеризует эти две системы. Мы пришли к выводу, что требуется дальнейшее изучение особенностей их функционирования, поиск новых (или видоизменения старых) вариантов и форм взаимодействия. Нами также была обозначена проблема недостаточной проработанности понятия «личностные результаты» в ДО и отсутствие как их диагностики, так и оценивания данного типа планируемых результатов.
В Главе 2 нами были уже более детально и конкретно рассмотрены технологии создания и функционирования полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов. На примерах уроков курса «Слушание музыки» в ДШИ г. Радужного были показаны возможности не только локальной полихудожественной среды, но и открытой, имеющей выход в интернет- пространство. Было всесторонне рассмотрено участие семьи в делах школы вообще и в проектной деятельности в частности, описан процесс внедрения новых форм деятельности и трехстороннего взаимодействия «изнутри», что позволило родителям понять и осознать пользу от предлагаемых школой инноваций, стать партнерами педагогов. Подробно были изучены вопросы
моделирования сред, их характеристики, классификации, описаны две авторские модели образовательной полихудожественной среды.
В Главе 3 был дан анализ практической деятельности по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ. Была доказана необходимость проведения исследования, обозначены его общий замысел, педагогические задачи, этапы, выявлены особенности и условия, при которых стало бы возможным осуществление исследовательской деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы для большей наглядности и упорядоченности были нами представлены в виде гистограмм, круговых диаграмм и таблиц, а структурные компоненты модели полихудожественной среды мы включили в Главу 3 качестве подпунктов для максимально подробного рассмотрения их содержательного наполнения.
Формирование и функционирование полихудожественной среды в ДШИ - явление инновационное и, безусловно, способствующее достижению личностных результатов обучения, - было подготовлено многоаспектной и продолжительной исследовательской деятельностью.
Изучение педагогической, философской и искусствоведческой литературы позволило нам определить исторические истоки средового подхода, выделить идеи, получившие дальнейшее развитие в исследованиях ученых-психологов и педагогов конца прошлого века и положенные в основу современных нормативных документов.
В ходе исследования были изучены особенности функционирования учреждений ДО, подтверждена взаимосвязь основного и дополнительного образования и создана прогностическая модель взаимодействия локальных образовательных сред общеобразовательной школы, досугового центра, центра внешкольной работы и детской школы искусств.
Были раскрыты формальные и содержательные стороны понятия «полихудожественная среда», определены его характеристики.
В результате изучения теоретических источников, обобщения пятилетнего опыта педагогической работы и двух лет работы непосредственно по теме исследования, была построена функциональная модель полихудожественной среды в ДШИ, способствующая достижению личностных результатов обучения.
Были рассмотрены планируемые личностные результаты обучающихся в ДШИ в виде системы ценностных ориентаций, которые формируются как способности благодаря специфике, связанной с ранней профессионализацией и программам, ориентированным на развитие личностных функций обучаемых.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности по организации полихудожественной среды были выявлены ее педагогические функции и изучены возможности, способствующие получению личностных результатов обучения.
В процессе работы над исследованием была обоснована необходимость внедрения современных педагогических технологий, в частности, связанных с сетевым взаимодействием и организацией проектной деятельности.
В ходе исследования были определены основные направления по организации пространственно-предметного компонента на основе полихудожественного взаимодействия искусств.
Было выявлено, что достижению личностного результата способствует включение в образовательный процесс семьи (родителей) школьника, а также трехстороннее коммуникативное взаимодействие на субъект-субъектной основе.
В ходе опытно-экспериментальной работы были определены приоритетные направления развития образовательной среды ДШИ, основанные на полихудожественном взаимодействии искусств и способствующие достижению личностных результатов обучения.
На основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы результатов мы делаем следующие выводы:
а) Функционирование полихудожественной среды в ДШИ создает условия для достижения личностно значимого результата, способствует успешности освоения предпрофессиональных программ.
б) Созданная функциональная модель полихудожественной среды обладает универсальностью и может быть реализована в условиях ДШИ.
в) Созданная прогностическая модель полихудожественной среды позволяет решать проблемы интеграции общего и дополнительного образования.
г) Педагогические функции полихудожественной среды оказывают непосредственное влияние на формирование способности к смыслообразованию в познавательной сфере, позитивной самооценке и самоуважению, профессиональному самоопределению, самоидентификации, саморазвитию, личностному и творческому росту, рефлексии, творческой деятельности.
В 1928 г. в статье «Проблема культурного развития ребенка» Л.С. Выготский предлагал рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Почти через 90 лет, в 2017 году, в статье «Дидактика Лернера: идеи и их развитие» В.В. Сериков подчеркивал необходимость создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не для формирования личности с заданными свойствами. Российские ученые (В.А. Ясвин, В.И. Слободчиков, В.И. Панов и др.) с 90-х годов прошлого века занимались описанием моделей образовательных сред, и практически все они рассматривали среду как влияние и возможности, которые соотносятся с традициями экологического подхода. Концепция Б.П. Юсова и его научной школы, основанная на полихудожественном подходе, как одну из значимых, разрабатывала идею иерархичности искусств и художественного развития в тесной связи с возрастным развитием ребенка.
В нашем исследовании мы в качестве базовых, опорных понятий обозначили следующие:
- полихудожественная среда;
- личностный результат;
- слушание музыки.
Эти три понятия мы определяем как соотносимые.
Функционирование полихудожественной среды позволяет ребенку стать субъектом, включиться самому или с помощью педагога в деятельность (учебную, познавательную, игровую, проектную, творческую и др.).
Функционирование полихудожественной среды способствует достижению личностных результатов обучения (смыслообразование, профессиональное самоопределение, саморазвитие, сотрудничество, рефлексия и др.).
Функционирование полихудожественной среды позволяет решить важнейшую задачу мотивации ребенка к творчеству.
В нашем случае (если рассматривать желание/нежелание ребенка учиться музыке) формальной проблемы, казалось бы, не существует: дети делают вполне осознанный выбор и в анкетах на вопрос «Получаете ли вы удовольствие, когда слушаете музыку?» 100 % опрошенных отвечают утвердительно. Однако сложности возникают, когда обучающийся начинает осваивать новые для него виды деятельности. Благодаря возможностям и педагогическим функциям полихудожественной среды, процесс музыкального восприятия становится разновидностью особой художественной деятельности, творческим процессом. Характерные черты/проявления включенности в процесс:
- многообразие и вариативность;
- быстрота и даже спонтанность;
- эффект «присутствия» и сиюминутность творения;
- ощущение личного участия;
- принятие многоязычности искусства.
Курс «Слушание музыки» позволяет педагогу стать инноватором, который в полной мере использует педагогические функции полихудожественной образовательной среды. В этом случае традиционный урок уступает место интерактивному уроку. Его содержанием становятся игра, пение, движение под музыку, включая имитацию дирижирования и игры на музыкальных инструментах. Применяются магнитные доски для рисования, карточки, демонстрация приборов и музыкальных игрушек (шкатулка, шарманка, метроном, колокольчики, свистульки, камертон и др.). Используются чтение и сочинение литературных произведений. Осуществляется просмотр видеоматериалов и презентаций, общее обсуждение предложенной учителем/учеником темы, создание мини-презентаций и междисциплинарных творческих проектов. В этом случае ребенок, независимо от способностей (и в нашей ситуации этот тезис актуален - отбор при приеме в ДМШ и ДШИ, особенно в глубинке, производится минимальный), но в меру сил и возможностей, в любой задаче находит для себя значимость. Обыденной реальностью становится процесс взаимодействия (диалога) субъектов образовательного процесса с открытой средой, окружением ребенка, что доказывает актуальность подходов, связанных с использованием интерактивных и проектных технологий.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение. Достижение личностных результатов возможно, если в учреждении дополнительного образования создана полихудожественная образовательная среда, функционирование которой поддерживается:
- взаимодействием с семьей;
- проектными технологиями;
- интерактивными технологиями;
- эстетизацией пространственной среды.
Апробация результатов исследования
По результатам исследования опубликовано 10 статей, из них 2 - в научных журналах ВАК. Сделано 5 докладов на научных, научно-практических конференциях федерального и регионального уровней. Подготовлены и выпущены методические разработки: пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ «От Я до А(льтернативы)»; контрольно-диагностические материалы по предмету «Слушание музыки», ориентированные на диагностику личностных результатов; дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства (учебный предмет ПО.02.УП.02. «Слушание музыки»). Получили свое материальное воплощение результаты проектной деятельности - издан альбом детских работ «Я и Музыка».
Не вызывает сомнений как значимость проведенных исследований, так и возможность применение выявленных новых подходов в практической деятельности преподавателей ДШИ.
Сделаем вывод: цели исследования достигнуты, а задачи решены.
Данную исследовательскую работу можно рекомендовать для ознакомления студентам магистерской программы 44.04.01 «Педагогическая инноватика», учителям общеобразовательных школ и преподавателям детских школ искусств. Представляется необходимым на методических объединениях разного уровня обсудить актуальные вопросы, рассмотренные в данной работе и требующие своего решения:
а) на педагогических советах в ДШИ, при подведении итогов, необходимо включать в отчетность личностные результаты обучения;
б) определить меры, которые бы способствовали реальной, а не существующей только на бумаге, интеграции системы общего и дополнительного образования;
в) распространить опыт организации проектной деятельности и сетевого взаимодействия преподавателей ДШИ как с обучающимися, так и их родителями.
Вектор дальнейших исследований средового влияния может лежать в плоскости изучения субъект-субъектного характера взаимодействия и, в особенности, изменения как поведенческих паттернов, так и свойств личности педагога, возможности принятия для него новых ролей: наставника, фасилитатора, тьютора, консультанта, модератора, психолога.
В Главе 1 мы рассмотрели понятия «образовательная среда» и «личностные результаты обучения» в общем и дополнительном образовании, а также выявили специфическое, особенное и общее, что характеризует эти две системы. Мы пришли к выводу, что требуется дальнейшее изучение особенностей их функционирования, поиск новых (или видоизменения старых) вариантов и форм взаимодействия. Нами также была обозначена проблема недостаточной проработанности понятия «личностные результаты» в ДО и отсутствие как их диагностики, так и оценивания данного типа планируемых результатов.
В Главе 2 нами были уже более детально и конкретно рассмотрены технологии создания и функционирования полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов. На примерах уроков курса «Слушание музыки» в ДШИ г. Радужного были показаны возможности не только локальной полихудожественной среды, но и открытой, имеющей выход в интернет- пространство. Было всесторонне рассмотрено участие семьи в делах школы вообще и в проектной деятельности в частности, описан процесс внедрения новых форм деятельности и трехстороннего взаимодействия «изнутри», что позволило родителям понять и осознать пользу от предлагаемых школой инноваций, стать партнерами педагогов. Подробно были изучены вопросы
моделирования сред, их характеристики, классификации, описаны две авторские модели образовательной полихудожественной среды.
В Главе 3 был дан анализ практической деятельности по реализации модели полихудожественной образовательной среды, способствующей достижению личностных результатов учащихся ДШИ. Была доказана необходимость проведения исследования, обозначены его общий замысел, педагогические задачи, этапы, выявлены особенности и условия, при которых стало бы возможным осуществление исследовательской деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы для большей наглядности и упорядоченности были нами представлены в виде гистограмм, круговых диаграмм и таблиц, а структурные компоненты модели полихудожественной среды мы включили в Главу 3 качестве подпунктов для максимально подробного рассмотрения их содержательного наполнения.
Формирование и функционирование полихудожественной среды в ДШИ - явление инновационное и, безусловно, способствующее достижению личностных результатов обучения, - было подготовлено многоаспектной и продолжительной исследовательской деятельностью.
Изучение педагогической, философской и искусствоведческой литературы позволило нам определить исторические истоки средового подхода, выделить идеи, получившие дальнейшее развитие в исследованиях ученых-психологов и педагогов конца прошлого века и положенные в основу современных нормативных документов.
В ходе исследования были изучены особенности функционирования учреждений ДО, подтверждена взаимосвязь основного и дополнительного образования и создана прогностическая модель взаимодействия локальных образовательных сред общеобразовательной школы, досугового центра, центра внешкольной работы и детской школы искусств.
Были раскрыты формальные и содержательные стороны понятия «полихудожественная среда», определены его характеристики.
В результате изучения теоретических источников, обобщения пятилетнего опыта педагогической работы и двух лет работы непосредственно по теме исследования, была построена функциональная модель полихудожественной среды в ДШИ, способствующая достижению личностных результатов обучения.
Были рассмотрены планируемые личностные результаты обучающихся в ДШИ в виде системы ценностных ориентаций, которые формируются как способности благодаря специфике, связанной с ранней профессионализацией и программам, ориентированным на развитие личностных функций обучаемых.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности по организации полихудожественной среды были выявлены ее педагогические функции и изучены возможности, способствующие получению личностных результатов обучения.
В процессе работы над исследованием была обоснована необходимость внедрения современных педагогических технологий, в частности, связанных с сетевым взаимодействием и организацией проектной деятельности.
В ходе исследования были определены основные направления по организации пространственно-предметного компонента на основе полихудожественного взаимодействия искусств.
Было выявлено, что достижению личностного результата способствует включение в образовательный процесс семьи (родителей) школьника, а также трехстороннее коммуникативное взаимодействие на субъект-субъектной основе.
В ходе опытно-экспериментальной работы были определены приоритетные направления развития образовательной среды ДШИ, основанные на полихудожественном взаимодействии искусств и способствующие достижению личностных результатов обучения.
На основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы результатов мы делаем следующие выводы:
а) Функционирование полихудожественной среды в ДШИ создает условия для достижения личностно значимого результата, способствует успешности освоения предпрофессиональных программ.
б) Созданная функциональная модель полихудожественной среды обладает универсальностью и может быть реализована в условиях ДШИ.
в) Созданная прогностическая модель полихудожественной среды позволяет решать проблемы интеграции общего и дополнительного образования.
г) Педагогические функции полихудожественной среды оказывают непосредственное влияние на формирование способности к смыслообразованию в познавательной сфере, позитивной самооценке и самоуважению, профессиональному самоопределению, самоидентификации, саморазвитию, личностному и творческому росту, рефлексии, творческой деятельности.
В 1928 г. в статье «Проблема культурного развития ребенка» Л.С. Выготский предлагал рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Почти через 90 лет, в 2017 году, в статье «Дидактика Лернера: идеи и их развитие» В.В. Сериков подчеркивал необходимость создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не для формирования личности с заданными свойствами. Российские ученые (В.А. Ясвин, В.И. Слободчиков, В.И. Панов и др.) с 90-х годов прошлого века занимались описанием моделей образовательных сред, и практически все они рассматривали среду как влияние и возможности, которые соотносятся с традициями экологического подхода. Концепция Б.П. Юсова и его научной школы, основанная на полихудожественном подходе, как одну из значимых, разрабатывала идею иерархичности искусств и художественного развития в тесной связи с возрастным развитием ребенка.
В нашем исследовании мы в качестве базовых, опорных понятий обозначили следующие:
- полихудожественная среда;
- личностный результат;
- слушание музыки.
Эти три понятия мы определяем как соотносимые.
Функционирование полихудожественной среды позволяет ребенку стать субъектом, включиться самому или с помощью педагога в деятельность (учебную, познавательную, игровую, проектную, творческую и др.).
Функционирование полихудожественной среды способствует достижению личностных результатов обучения (смыслообразование, профессиональное самоопределение, саморазвитие, сотрудничество, рефлексия и др.).
Функционирование полихудожественной среды позволяет решить важнейшую задачу мотивации ребенка к творчеству.
В нашем случае (если рассматривать желание/нежелание ребенка учиться музыке) формальной проблемы, казалось бы, не существует: дети делают вполне осознанный выбор и в анкетах на вопрос «Получаете ли вы удовольствие, когда слушаете музыку?» 100 % опрошенных отвечают утвердительно. Однако сложности возникают, когда обучающийся начинает осваивать новые для него виды деятельности. Благодаря возможностям и педагогическим функциям полихудожественной среды, процесс музыкального восприятия становится разновидностью особой художественной деятельности, творческим процессом. Характерные черты/проявления включенности в процесс:
- многообразие и вариативность;
- быстрота и даже спонтанность;
- эффект «присутствия» и сиюминутность творения;
- ощущение личного участия;
- принятие многоязычности искусства.
Курс «Слушание музыки» позволяет педагогу стать инноватором, который в полной мере использует педагогические функции полихудожественной образовательной среды. В этом случае традиционный урок уступает место интерактивному уроку. Его содержанием становятся игра, пение, движение под музыку, включая имитацию дирижирования и игры на музыкальных инструментах. Применяются магнитные доски для рисования, карточки, демонстрация приборов и музыкальных игрушек (шкатулка, шарманка, метроном, колокольчики, свистульки, камертон и др.). Используются чтение и сочинение литературных произведений. Осуществляется просмотр видеоматериалов и презентаций, общее обсуждение предложенной учителем/учеником темы, создание мини-презентаций и междисциплинарных творческих проектов. В этом случае ребенок, независимо от способностей (и в нашей ситуации этот тезис актуален - отбор при приеме в ДМШ и ДШИ, особенно в глубинке, производится минимальный), но в меру сил и возможностей, в любой задаче находит для себя значимость. Обыденной реальностью становится процесс взаимодействия (диалога) субъектов образовательного процесса с открытой средой, окружением ребенка, что доказывает актуальность подходов, связанных с использованием интерактивных и проектных технологий.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение. Достижение личностных результатов возможно, если в учреждении дополнительного образования создана полихудожественная образовательная среда, функционирование которой поддерживается:
- взаимодействием с семьей;
- проектными технологиями;
- интерактивными технологиями;
- эстетизацией пространственной среды.
Апробация результатов исследования
По результатам исследования опубликовано 10 статей, из них 2 - в научных журналах ВАК. Сделано 5 докладов на научных, научно-практических конференциях федерального и регионального уровней. Подготовлены и выпущены методические разработки: пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ «От Я до А(льтернативы)»; контрольно-диагностические материалы по предмету «Слушание музыки», ориентированные на диагностику личностных результатов; дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства (учебный предмет ПО.02.УП.02. «Слушание музыки»). Получили свое материальное воплощение результаты проектной деятельности - издан альбом детских работ «Я и Музыка».
Не вызывает сомнений как значимость проведенных исследований, так и возможность применение выявленных новых подходов в практической деятельности преподавателей ДШИ.
Сделаем вывод: цели исследования достигнуты, а задачи решены.
Данную исследовательскую работу можно рекомендовать для ознакомления студентам магистерской программы 44.04.01 «Педагогическая инноватика», учителям общеобразовательных школ и преподавателям детских школ искусств. Представляется необходимым на методических объединениях разного уровня обсудить актуальные вопросы, рассмотренные в данной работе и требующие своего решения:
а) на педагогических советах в ДШИ, при подведении итогов, необходимо включать в отчетность личностные результаты обучения;
б) определить меры, которые бы способствовали реальной, а не существующей только на бумаге, интеграции системы общего и дополнительного образования;
в) распространить опыт организации проектной деятельности и сетевого взаимодействия преподавателей ДШИ как с обучающимися, так и их родителями.
Вектор дальнейших исследований средового влияния может лежать в плоскости изучения субъект-субъектного характера взаимодействия и, в особенности, изменения как поведенческих паттернов, так и свойств личности педагога, возможности принятия для него новых ролей: наставника, фасилитатора, тьютора, консультанта, модератора, психолога.
Подобные работы
- ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в
полихудожественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



