Перспективы развития железнодорожных транспортных коридоров РФ
|
Введение
1. Международные транспортные коридоры: роль и значение
железнодорожного транспорта в системе международных мультимодальных транспортных перевозок 18
1.1. Международные транспортные коридоры - теоретические и практические
предпосылки формирования и развития транспортно-логистического интернационального взаимодействия 19
1.2. Роль железнодорожного транспорта при построении маршрутов
международных транспортных коридоров 38
2. Международные торгово-экономические и транспортно-логистические
коридоры интеграционного проекта «Один пояс - один путь» - Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века 50
2.1. История развития транспортных торгово-экономических маршрутов
Шелкового пути - ретроспективный анализ 51
2.2. «Один пояс - один путь» - современное состояние китайского
интеграционного проекта в контексте построения сотрудничества 58
2.3. Основные коридоры развития сотрудничества - Экономический пояс
Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века 77
3. Проекты сопряжения интеграционных инициатив - Евразийского
экономического союза и «Один пояс - один путь»: российско-китайский аспект взаимодействия 81
3.1. Транспортно-логистические аспекты взаимодействия в реализации
концепций ЕАЭС и «Один пояс - один путь» 89
3.2. Транспортно-логистические железнодорожные комплексы современных России и Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс - один путь»93
3.3. Развитие участков Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» в контексте интеграции МТК «Транссиб» и «БАМ»: анализ эффективности в
свете инициативы «Один пояс - один путь» 97
Заключение 112
Список использованной литературы 117
Приложения: 134
Приложение №1. Схема международных транспортных коридоров в рамках концепции «Один пояс - один путь» 134
Приложение №2. Перечень стран и международных организаций, подписавших
Соглашения в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 136
Приложение №3. Панъевропейские транспортные коридоры 137
Приложение №4. Международный транспортный коридор «ТРАСЕКА» 138
Приложение №5. Евроазиатские международные транспортные коридоры 139 Приложение №6. Транспортная инфраструктура Российской Федерации. МТК «Транссиб» и МТК «БАМ» 140
Приложение №7. Схема перспективного развития сети ОАО «РЖД» 143
Приложение №8. «Узкие места» по участкам сети железных дорог ОАО «РЖД» 144
Приложение №9. Пять ключевых объектов железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа, модернизируемых в контексте рассмотрения международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь»
1. Международные транспортные коридоры: роль и значение
железнодорожного транспорта в системе международных мультимодальных транспортных перевозок 18
1.1. Международные транспортные коридоры - теоретические и практические
предпосылки формирования и развития транспортно-логистического интернационального взаимодействия 19
1.2. Роль железнодорожного транспорта при построении маршрутов
международных транспортных коридоров 38
2. Международные торгово-экономические и транспортно-логистические
коридоры интеграционного проекта «Один пояс - один путь» - Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века 50
2.1. История развития транспортных торгово-экономических маршрутов
Шелкового пути - ретроспективный анализ 51
2.2. «Один пояс - один путь» - современное состояние китайского
интеграционного проекта в контексте построения сотрудничества 58
2.3. Основные коридоры развития сотрудничества - Экономический пояс
Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века 77
3. Проекты сопряжения интеграционных инициатив - Евразийского
экономического союза и «Один пояс - один путь»: российско-китайский аспект взаимодействия 81
3.1. Транспортно-логистические аспекты взаимодействия в реализации
концепций ЕАЭС и «Один пояс - один путь» 89
3.2. Транспортно-логистические железнодорожные комплексы современных России и Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс - один путь»93
3.3. Развитие участков Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» в контексте интеграции МТК «Транссиб» и «БАМ»: анализ эффективности в
свете инициативы «Один пояс - один путь» 97
Заключение 112
Список использованной литературы 117
Приложения: 134
Приложение №1. Схема международных транспортных коридоров в рамках концепции «Один пояс - один путь» 134
Приложение №2. Перечень стран и международных организаций, подписавших
Соглашения в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 136
Приложение №3. Панъевропейские транспортные коридоры 137
Приложение №4. Международный транспортный коридор «ТРАСЕКА» 138
Приложение №5. Евроазиатские международные транспортные коридоры 139 Приложение №6. Транспортная инфраструктура Российской Федерации. МТК «Транссиб» и МТК «БАМ» 140
Приложение №7. Схема перспективного развития сети ОАО «РЖД» 143
Приложение №8. «Узкие места» по участкам сети железных дорог ОАО «РЖД» 144
Приложение №9. Пять ключевых объектов железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа, модернизируемых в контексте рассмотрения международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь»
Современная глобальная экономическая действительность вступила в эпоху неопределенности и турбулентности. Мировые экономические взаимосвязи, развиваемые в контексте процессов глобализации, как в рамках отдельных национальных экономик, так и в мировой экономике в целом претерпевают существенные трансформации и подвергаются функциональным изменениям.
Вместе с тем, развитые международные экономические взаимосвязи, а также глубина построения интернациональных мирохозяйственных связей, так или иначе, способствуют формированию и развитию механизмов преодоления этих явлений. Одним из таких инструментов можно обозначить построение международных интеграционных проектов, которые способствуют обмену опытом и знаниями, технологиями и инструментами развития, привлечению инвестиционного потенциала, а также формированию позитивных трендов пре-одоления кризисных явлений.
Интернациональное торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках глобализационных процессов на сегодняшний день является скорее драйвером экономического роста и развития, нежели его ограничителем, и требует развитой системы транспортно-логистических коридоров, способных обеспечить все генеральные потоки финансовых, экономических, инвестиционных, торгово-продуктовых и иных средств. Более того транспортная отрасль является эффективным отражением стабильности и безопасности как в рамках национальных экономик, так и в контексте регионального и международного развития. Роль транспортной отрасли в стабилизации макроэкономического положения экономики государств заключается, в первую очередь, в том, что данная сфера производства позволяет обеспечивать стабильные поступательные коммуникации, а устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны и региона позволяет обеспечивать единство экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развитие конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечение целостности и национальной / региональной безопасности, интерацию в мировое экономическое пространство. [77] Интенсификация производственных процессов, а также возрастающая динамика экономического роста и развития отражает непосредственную необходимость в построении эффективных траекторий взаимодействия и коммуникационных процессов. В этой связи, становится очевидным, что транспорт как опорный и фундаментальный механизм коммуникации является одним из базовых элементов экономического роста и напрямую отражает своими показателями рациональность и оптимальность процессов развития. Более того, гармоничные транспортные системы, являясь комплесными отраслями экономического воспроизводства, гарантируют возможность расширения международного взаимодействия и диверсификации рынков, обеспечивают эффективный распределительный процесс в экономике государства (финансовые потоки, знания и технологии и т.д.). В случае, когда транспорт начинает пересекать национальные границы государств, имеет место быть международное транспортное сообщение, которое развивается по аналогичным законам и требует идентичных эффективных механизмов управления.
Современные Россия и Китай являются флагманами инновационного развития международных мультимодальных транспортных комплексов и систем на территории Евразийского региона и представляют собой двух крупнейших лидеров по пространственно-территориальной структуре развития транспортный сетей. Более того, Россия, обладая поистине уникальным пространственным положением, являет мировому сообществу генеральные направления взаимодействия в контексте диалога цивилизаций, коммуникаций в траектории «Восток-Запад», а также представляет собой ключевые маршруты торгово-экономического и транспортно-логистического сотрудничества. На территории РФ сосредоточена большая часть трансевразийских межконтинентальных маршрутов, которые сосредотачивают в себе основные торгово-экономические потоки. Говоря о Китае, справедливым будет отметить современное состояния экономического роста и развития, охарактеризовав их как уникальный образец невероятного «экономического чуда». Китай, представляя собой «мировую фабрику» являет миру определенные стремления к геоэкономическому и геополитическому лидерству, а проекты, предлагаемые и реализуемые китайским руководством отражают тенденции и динамики глобального развития и являются одними из принципиальных форматов глобального сотрудничества.
Российско-китайские взаимоотношения характеризуются поступательным ростом и представляют собой отдельный объект для изучения. Говоря о торгово-экономическом и транспортно-логистическом взаимодействии, можно особо выделить процессы расширенного взаимодействия в динамике внешне-политического и внешнеэкономического сотрудничества в области построения транспортных систем и их сопряжения в рамках двух государств. Кроме того, важным будет отметить и тот факт, что Россия и Китай обладают существенными геополитическими и геоэкономическими амбициями в плане национального и регионального развития в контексте рассмотрения Евразийского региона. Более того, их поступательное взаимодействие и обширное сотрудничество по ряду множества отраслей представляют собой существенный инструмент и механизм по освоению пространства Евразии. Также, важным будет отдельно подчеркнуть, что контекст российско-китайского сотрудничества ориентирован, в значительном преимуществе, на сферу расширения торгово-экономических связей, которые становятся невозможными без развитой транспортно - логистической инфраструктуры. В этой связи, особое внимание стоит уделить проектам освоения пространства Евразии и подробным образом исследовать интеграционные перспективы на территории региона. Так, в 2015 году китайским руководством был предложен проект Возрождения маршрутов Великого Шелкового пути, получивший название «Один пояс - один путь», а немногим ранее руководством Российской Федерации инициировано строительство Евразийского экономического союза. В результате этого, возникает очевидная объективная потребность изучения перспектив и возможностей сопряжения проектов интеграции с выделением потенциала и ресурсов, а также описанием существующих и предполагаемых моделей и сценариев взаимодействия.
Международные транспортные коридоры как одна из наиболее эффективных и высших по иерархии сосредоточенных линий транспортно-логистического представляют собой ключевые направления межгосударственного стратегическое взаимодействия. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что Российская Федерация в контексте рассмотрения «Пояса и пути» обладает значительным преимуществом в виде сосредоточения на своей территории генеральных маршрутов евроазиатского транзита - международные транспортные коридоры - железнодорожные магистрали «Транссиб» и «БАМ». Поэтому от-дельным очевидным направлением для изучения в рамках настоящей работы представляется изучение потенциала их интеграции в мировую транспортную сеть, а также сопряжения с проектной тематикой «Пояса и пути».
Степень научной разработанности. В рамках настоящего исследования автором был изучен значительный объем информации по тематике проекта. В области методологии построения транспортных коридоров автором был изучен опыт современных исследователей в данной области, к числу которых относятся Н.С. Нестерова, В.Н. Морозов, К.Н. Абдуллаев, О.С. Внукова, В.А. Никифоров, Л.Б. Вардомский, М.О. Тураева и др.
Исторический, ретроспективный и историографический анализ маршрутов Шелкового пути исследуется в работах отечественных и зарубежных авторов. К их числу относятся В.С. Савченко, Е.С. Смолина, А.С. Архина, С. Анисимова, Дай Сюй, Дэн Юйвень, Мин Е, Ч.П. Фицджеральд и др.
Современного состояние инициативы интеграции «Один пояс - один путь» широко представлено в работах отечественных и зарубежных авторов. К их числу относятся - А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова, И.В. Прокофьев, О.Н. Ларина, К.Е. Каратаева, А.А. Дутина, И.А. Макаров, А.К. Соколова, И. Рачковская, Ли Гэнсян, Ши Цзе, Ши Янь, Вань Чжэ, Ван Хуэй и др.
Вопросы построения совместного российско-китайского сотрудничества в области сопряжения Евразийских интеграционных инициатив широко освещены в современной литературе. Данная тематика находит свое отражение в 6
трудах следующих отечественных и зарубежных ученых - И. Рачковской, Цзяо Вэйцзя, А.А. Дутиной, А.С. Скрибы, И.А. Макарова, А.К. Соколовой, А.Н. Михайленко, С.Г. Лузянина, Пан Чжунина, Ван Жуйпина и др.
Экономические, политические, социокультурные и другие аспекты со-временного строительства интеграции на территории Евразии широко освещаются в научной, научно-аналитической и публицистической литературе. К основным источникам в области журналистики и публицистики автор может от-нести материалы журналистких статей и репортажей информационных агенств: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Российской Газеты, РБК и др. К числу справочных материалов - электронные справочно-аналитические порталы, такие как Wikipedia, Справочник.Ру и др.
Объект исследования - железнодорожные транспортные коридоры Российской Федерации.
Предмет исследования - развитие железнодорожных транспортных коридоров Российской Федерации в условиях сопряжения с международной инициативой интеграционного строительства КНР - «Один пояс - один путь».
Цель исследования - выявление факторов и перспектив развития железнодорожных транспортных коридоров РФ в условиях сопряжения с международной интеграционной инициативой КНР - «Один пояс - один путь».
Задачи исследования:
> Определение методологических предпосылок формирования и раз-вития международных транспортных коридоров как экономического явления, а также выявление закономерностей развития данного явления;
> Исследование и построение ретроспективного анализа развития маршрутов Шелкового пути. Оценка социально-экономического, исторического и политического значения торгово-экономических коридоров Шелкового пути. Изучение современного состояния международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь»;
> Проведение анализа перспектив сопряжения интеграционных инициатив России и Китая на территории Евразийского региона;
> Определение роли, места и значения холдинга ОАО «Российские железные дороги» в контексте развития евро-азиатских международных транс-портных коридоров. Оценка развития деятельности МТК «Транссиб» и МТК «БАМ». Выявление предпосылок их развития и интеграции в мировую транспортную систему;
> Выявление перспектив развития Забайкальского железнодорожного транспортного узла в контексте интеграции МТК «Транссиб» и МТК «БАМ» в мировую транспортную сеть. Определение роли и значения участков железно-дорожных магистралей, обслуживаемых филиалом ОАО «РЖД» - АО «Забайкальская железная дорога»;
Методологические основы исследования. В рамках проведенной научно-исследовательской работы были представлены следующие механизмы, инструменты и подходы к аналитической работе: проведение SWOT-анализа основных структурных элементов в рамках реализации сотрудничества; проектно-процессный подход; анализ и прогнозирование в рамках построения дорожных карт российско-китайского сотрудничества (road map); проведение сценирования механизмов взаимодействия и сотрудничества; оценка финансово - инвестиционного потенциала проекта «Один пояс - один путь» с определением основных траекторий межгосударственного взаимодействия; построение моделей социально-экономической динамики на основе сведений о цикличности экономической конъюнктуры; контент-анализ основополагающей нормативно-правовой базы; исследование моделей сопряжения интеграционных инициатив; составление матриц стратегических целей и задач развития и расширения транспортно-логистического взаимодействия РФ и КНР; форсайт и стратегическое планирование реализации проекта «Один пояс - один путь»
Информационная база исследования. Информационную и источниковую базу настоящего исследования составили публикации и монографии российских, китайских и англоязычных ученых по тематике исследования.
Научная новизна исследования. В рамках проведенного исследования автором представлена актуализация и систематизация основополагающих сведений относительно геоэкономического и геополитического значения категории «международный транспортный коридор» в свете поступательного развития процессов транспортно-логистической интеграции на территории Евразийского региона. В ходе исследования автором выявляются закономерности развития международных транспортных коридоров в контексте формирования единой глобальной мировой транспортной системы. Кроме того, определяется значение и роль железнодорожных транспортных сетей России и Китая в контексте построения мультимодального транспортно-логистического взаимодействия. В процессе проведения научных изысканий автором проводится анализ развития процессов интеграции и сопряжения интеграционных инициатив двух крупнейших государств Евразии с определением социально-экономического, политического, культурного, духовного, военного значения и базовых предпосылок для формирования процессов регионализации и становления систем международной и региональной безопасности. Также, в результате исследования автором описывается социально-экономическая, политическая, технологическая среда развития процессов интернационального взаимодействия в контексте построения единого трансевразийского пояса сотрудничества. В ходе изучения основных направлений развития автор делает акцент на проведении историко-ретроспективного анализа развития процессов транспортной коммуникации в направлении «Восток-Запад» с выявлением качественного и количественного значения в развитии евро-азиатской взаимосвязи. В результате исследования автором предлагается актуальный взгляд на процессы развития основных траекторий транспортной коммуникации - МТК «Транссиб» и МТК «БАМ», а также определяются их ключевые «точки роста» и «узкие места» с выявлением перспектив и возможностей построения полноценного широкомасштабного российско-китайского сотрудничества в контексте развития международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь».
Основные положения, выносимые на защиту:
> Методология построения интернациональных транспортных коммуникаций путем определения иерархии развития сотрудничества, а также структурирование транспортно-логистических операций и процедур позволяют определить характер взаимосвязей при построении международных транспортных коридоров и дать оценку их влияния и воздействия на основополагающие аспекты развития интернационального торгово-экономического сотрудничества, социокультурного и духовного обмена, научно-технического и технологического взаимодействия, политического и военно-стратегического сотрудничества.
> Ретроспективный анализ построения маршрутов Шелкового пути и исследование современного состояния интеграционной инициативы «Один пояс - один путь» позволяют дать оценку качественному развитию Евразийского региона как социо-природной надгосударственной системы, выявить «точки роста» и развития государств региона, определить положение в области между-народной и региональной безопасности, сформировать объективный взгляд на международную обстановку в контексте развития региона.
> Сопряжение интеграционных инициатив двух крупнейших государств России и Китая на территории Евразийского региона дает уникальную возможность приобретения государствами статусов инновационного, геоэкономического и геополитического лидерства в контексте развития современной системы международных отношений, а также открывает потенциал полномасштабного совместного освоения пространственно-территориальной структуры региона.
> Макроэкономическая и геополитическая роль транспортно - логистического взаимодействия в контексте построения международных мультимодальных транспортных систем определяют характер, уровень и траектории экономического роста, а также открывают дополнительный потенциал для мирного сосуществования, рационального гармоничного регионального развития, служат стимулом к взаимопроникновению культур и развитию диалога цивилизаций в направлении «Восток-Запад».
>Развитие евроазиатских транспортных коридоров является приоритетной стратегической целью в рамках осуществления транспортных стратегий России и Китая, поскольку открывают значительные дополнительные преимущества и позволяют обеспечить драйверы интеграции в мировую хозяйственную систему.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в представлении систематизированных сведений относительно методологии построения транспортных коридоров в контексте развития мировых транспортных сетей. Важный акцент уделяется развитию транспортно-логистической интеграции в рамках формирования интернационального взаимодействия в области построения российско-китайского сотрудничества по реализации инициативы «Один пояс - один путь». В контексте проводимого исследования осуществляется анализ и оценка экономических коридоров, формируемых в транспорт-но-логистические блоки и выстраиваемые в формате структурно-параметрических моделей. Кроме того, автором сделан особый акцент на определении роли и значения железнодорожного транспорта в рамках развития интернационального взаимодействия. Проводится глубокий анализ и определения базовых предпосылок построения систем железнодорожного транспорта в формате международных транспортных коридоров. Особый акцент в контексте работы делается на исследовании высокоскоростного железнодорожного сообщения как высшей ступени иерархии железнодорожных транспортных систем. Также определяется характер и степень развитости современного транспортно - логистического комплекса двух государств - России и Китая. Представляются сведения относительно ключевых траекторий развития российско-китайского взаимодействия в области транспортной интеграции. Исследуются вопросы сопряжения Евразийских интеграционных инициатив, определяются потенциальные модели их сопряжения, проводится сценирование и форсайт. Кроме того, отдельное внимание уделяется вопросам развития транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации в контексте модернизации и обновления в целях полномасштабного участия в международной интеграционной инициативе - строительстве и возрождению торгово-экономических и транспортно-логистических маршрутов Шелкового пути.
Работа носит практико-ориентированный характер и свидетельствует об основных «узких местах» российско-китайского транспортного взаимодействия с определением потенциальных «точек роста» и формированием целостного видения необходимости модернизационных процессов.
Апробация результатов научного исследования. В рамках проведенного научно-практического исследования автором настоящей диссертации были осуществлены разработки, проведение научных изысканий и публикации следующих материалов по тематике исследования:
1) Научно-практические конференции (напрямую связанные с тематикой проекта - интеграционное сотрудничество и транспортно-логистическое международное взаимодействие в рамках построения единой транспортно-логистической системы, а также включающие в себя основные аспекты изучения стратегических приоритетов при развитии интеграционных процессов в контексте реализации программы «Один пояс - один путь»)
2) Научно-практические конференции (косвенно отражающие тематику проекта - изучение экономической конъюнктуры, механизмов внешнеэкономического и внешнеполитического стратегического планирования, модели интернационального взаимодействия, систем международных отношений, гео-политических и геоэкономических аспектов развития интеграционных процессов в рамках формируемого миропорядка, философских, исторических, социо-культурных и цивилизационных факторов, напрямую или опосредованно влияющих на развитие и формирование основополагающей структуры и тема-тики проекта):
Структура научной работы. Настоящая научно-исследовательская работа составлена из 3-х глав, каждая из которых структурно дополняет другую и логически связывает между собой содержание данного научно-аналитического исследования, 6-ти параграфов, а также введения, заключения, списка использованных источников и приложений.
Вместе с тем, развитые международные экономические взаимосвязи, а также глубина построения интернациональных мирохозяйственных связей, так или иначе, способствуют формированию и развитию механизмов преодоления этих явлений. Одним из таких инструментов можно обозначить построение международных интеграционных проектов, которые способствуют обмену опытом и знаниями, технологиями и инструментами развития, привлечению инвестиционного потенциала, а также формированию позитивных трендов пре-одоления кризисных явлений.
Интернациональное торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках глобализационных процессов на сегодняшний день является скорее драйвером экономического роста и развития, нежели его ограничителем, и требует развитой системы транспортно-логистических коридоров, способных обеспечить все генеральные потоки финансовых, экономических, инвестиционных, торгово-продуктовых и иных средств. Более того транспортная отрасль является эффективным отражением стабильности и безопасности как в рамках национальных экономик, так и в контексте регионального и международного развития. Роль транспортной отрасли в стабилизации макроэкономического положения экономики государств заключается, в первую очередь, в том, что данная сфера производства позволяет обеспечивать стабильные поступательные коммуникации, а устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны и региона позволяет обеспечивать единство экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развитие конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечение целостности и национальной / региональной безопасности, интерацию в мировое экономическое пространство. [77] Интенсификация производственных процессов, а также возрастающая динамика экономического роста и развития отражает непосредственную необходимость в построении эффективных траекторий взаимодействия и коммуникационных процессов. В этой связи, становится очевидным, что транспорт как опорный и фундаментальный механизм коммуникации является одним из базовых элементов экономического роста и напрямую отражает своими показателями рациональность и оптимальность процессов развития. Более того, гармоничные транспортные системы, являясь комплесными отраслями экономического воспроизводства, гарантируют возможность расширения международного взаимодействия и диверсификации рынков, обеспечивают эффективный распределительный процесс в экономике государства (финансовые потоки, знания и технологии и т.д.). В случае, когда транспорт начинает пересекать национальные границы государств, имеет место быть международное транспортное сообщение, которое развивается по аналогичным законам и требует идентичных эффективных механизмов управления.
Современные Россия и Китай являются флагманами инновационного развития международных мультимодальных транспортных комплексов и систем на территории Евразийского региона и представляют собой двух крупнейших лидеров по пространственно-территориальной структуре развития транспортный сетей. Более того, Россия, обладая поистине уникальным пространственным положением, являет мировому сообществу генеральные направления взаимодействия в контексте диалога цивилизаций, коммуникаций в траектории «Восток-Запад», а также представляет собой ключевые маршруты торгово-экономического и транспортно-логистического сотрудничества. На территории РФ сосредоточена большая часть трансевразийских межконтинентальных маршрутов, которые сосредотачивают в себе основные торгово-экономические потоки. Говоря о Китае, справедливым будет отметить современное состояния экономического роста и развития, охарактеризовав их как уникальный образец невероятного «экономического чуда». Китай, представляя собой «мировую фабрику» являет миру определенные стремления к геоэкономическому и геополитическому лидерству, а проекты, предлагаемые и реализуемые китайским руководством отражают тенденции и динамики глобального развития и являются одними из принципиальных форматов глобального сотрудничества.
Российско-китайские взаимоотношения характеризуются поступательным ростом и представляют собой отдельный объект для изучения. Говоря о торгово-экономическом и транспортно-логистическом взаимодействии, можно особо выделить процессы расширенного взаимодействия в динамике внешне-политического и внешнеэкономического сотрудничества в области построения транспортных систем и их сопряжения в рамках двух государств. Кроме того, важным будет отметить и тот факт, что Россия и Китай обладают существенными геополитическими и геоэкономическими амбициями в плане национального и регионального развития в контексте рассмотрения Евразийского региона. Более того, их поступательное взаимодействие и обширное сотрудничество по ряду множества отраслей представляют собой существенный инструмент и механизм по освоению пространства Евразии. Также, важным будет отдельно подчеркнуть, что контекст российско-китайского сотрудничества ориентирован, в значительном преимуществе, на сферу расширения торгово-экономических связей, которые становятся невозможными без развитой транспортно - логистической инфраструктуры. В этой связи, особое внимание стоит уделить проектам освоения пространства Евразии и подробным образом исследовать интеграционные перспективы на территории региона. Так, в 2015 году китайским руководством был предложен проект Возрождения маршрутов Великого Шелкового пути, получивший название «Один пояс - один путь», а немногим ранее руководством Российской Федерации инициировано строительство Евразийского экономического союза. В результате этого, возникает очевидная объективная потребность изучения перспектив и возможностей сопряжения проектов интеграции с выделением потенциала и ресурсов, а также описанием существующих и предполагаемых моделей и сценариев взаимодействия.
Международные транспортные коридоры как одна из наиболее эффективных и высших по иерархии сосредоточенных линий транспортно-логистического представляют собой ключевые направления межгосударственного стратегическое взаимодействия. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что Российская Федерация в контексте рассмотрения «Пояса и пути» обладает значительным преимуществом в виде сосредоточения на своей территории генеральных маршрутов евроазиатского транзита - международные транспортные коридоры - железнодорожные магистрали «Транссиб» и «БАМ». Поэтому от-дельным очевидным направлением для изучения в рамках настоящей работы представляется изучение потенциала их интеграции в мировую транспортную сеть, а также сопряжения с проектной тематикой «Пояса и пути».
Степень научной разработанности. В рамках настоящего исследования автором был изучен значительный объем информации по тематике проекта. В области методологии построения транспортных коридоров автором был изучен опыт современных исследователей в данной области, к числу которых относятся Н.С. Нестерова, В.Н. Морозов, К.Н. Абдуллаев, О.С. Внукова, В.А. Никифоров, Л.Б. Вардомский, М.О. Тураева и др.
Исторический, ретроспективный и историографический анализ маршрутов Шелкового пути исследуется в работах отечественных и зарубежных авторов. К их числу относятся В.С. Савченко, Е.С. Смолина, А.С. Архина, С. Анисимова, Дай Сюй, Дэн Юйвень, Мин Е, Ч.П. Фицджеральд и др.
Современного состояние инициативы интеграции «Один пояс - один путь» широко представлено в работах отечественных и зарубежных авторов. К их числу относятся - А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова, И.В. Прокофьев, О.Н. Ларина, К.Е. Каратаева, А.А. Дутина, И.А. Макаров, А.К. Соколова, И. Рачковская, Ли Гэнсян, Ши Цзе, Ши Янь, Вань Чжэ, Ван Хуэй и др.
Вопросы построения совместного российско-китайского сотрудничества в области сопряжения Евразийских интеграционных инициатив широко освещены в современной литературе. Данная тематика находит свое отражение в 6
трудах следующих отечественных и зарубежных ученых - И. Рачковской, Цзяо Вэйцзя, А.А. Дутиной, А.С. Скрибы, И.А. Макарова, А.К. Соколовой, А.Н. Михайленко, С.Г. Лузянина, Пан Чжунина, Ван Жуйпина и др.
Экономические, политические, социокультурные и другие аспекты со-временного строительства интеграции на территории Евразии широко освещаются в научной, научно-аналитической и публицистической литературе. К основным источникам в области журналистики и публицистики автор может от-нести материалы журналистких статей и репортажей информационных агенств: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Российской Газеты, РБК и др. К числу справочных материалов - электронные справочно-аналитические порталы, такие как Wikipedia, Справочник.Ру и др.
Объект исследования - железнодорожные транспортные коридоры Российской Федерации.
Предмет исследования - развитие железнодорожных транспортных коридоров Российской Федерации в условиях сопряжения с международной инициативой интеграционного строительства КНР - «Один пояс - один путь».
Цель исследования - выявление факторов и перспектив развития железнодорожных транспортных коридоров РФ в условиях сопряжения с международной интеграционной инициативой КНР - «Один пояс - один путь».
Задачи исследования:
> Определение методологических предпосылок формирования и раз-вития международных транспортных коридоров как экономического явления, а также выявление закономерностей развития данного явления;
> Исследование и построение ретроспективного анализа развития маршрутов Шелкового пути. Оценка социально-экономического, исторического и политического значения торгово-экономических коридоров Шелкового пути. Изучение современного состояния международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь»;
> Проведение анализа перспектив сопряжения интеграционных инициатив России и Китая на территории Евразийского региона;
> Определение роли, места и значения холдинга ОАО «Российские железные дороги» в контексте развития евро-азиатских международных транс-портных коридоров. Оценка развития деятельности МТК «Транссиб» и МТК «БАМ». Выявление предпосылок их развития и интеграции в мировую транспортную систему;
> Выявление перспектив развития Забайкальского железнодорожного транспортного узла в контексте интеграции МТК «Транссиб» и МТК «БАМ» в мировую транспортную сеть. Определение роли и значения участков железно-дорожных магистралей, обслуживаемых филиалом ОАО «РЖД» - АО «Забайкальская железная дорога»;
Методологические основы исследования. В рамках проведенной научно-исследовательской работы были представлены следующие механизмы, инструменты и подходы к аналитической работе: проведение SWOT-анализа основных структурных элементов в рамках реализации сотрудничества; проектно-процессный подход; анализ и прогнозирование в рамках построения дорожных карт российско-китайского сотрудничества (road map); проведение сценирования механизмов взаимодействия и сотрудничества; оценка финансово - инвестиционного потенциала проекта «Один пояс - один путь» с определением основных траекторий межгосударственного взаимодействия; построение моделей социально-экономической динамики на основе сведений о цикличности экономической конъюнктуры; контент-анализ основополагающей нормативно-правовой базы; исследование моделей сопряжения интеграционных инициатив; составление матриц стратегических целей и задач развития и расширения транспортно-логистического взаимодействия РФ и КНР; форсайт и стратегическое планирование реализации проекта «Один пояс - один путь»
Информационная база исследования. Информационную и источниковую базу настоящего исследования составили публикации и монографии российских, китайских и англоязычных ученых по тематике исследования.
Научная новизна исследования. В рамках проведенного исследования автором представлена актуализация и систематизация основополагающих сведений относительно геоэкономического и геополитического значения категории «международный транспортный коридор» в свете поступательного развития процессов транспортно-логистической интеграции на территории Евразийского региона. В ходе исследования автором выявляются закономерности развития международных транспортных коридоров в контексте формирования единой глобальной мировой транспортной системы. Кроме того, определяется значение и роль железнодорожных транспортных сетей России и Китая в контексте построения мультимодального транспортно-логистического взаимодействия. В процессе проведения научных изысканий автором проводится анализ развития процессов интеграции и сопряжения интеграционных инициатив двух крупнейших государств Евразии с определением социально-экономического, политического, культурного, духовного, военного значения и базовых предпосылок для формирования процессов регионализации и становления систем международной и региональной безопасности. Также, в результате исследования автором описывается социально-экономическая, политическая, технологическая среда развития процессов интернационального взаимодействия в контексте построения единого трансевразийского пояса сотрудничества. В ходе изучения основных направлений развития автор делает акцент на проведении историко-ретроспективного анализа развития процессов транспортной коммуникации в направлении «Восток-Запад» с выявлением качественного и количественного значения в развитии евро-азиатской взаимосвязи. В результате исследования автором предлагается актуальный взгляд на процессы развития основных траекторий транспортной коммуникации - МТК «Транссиб» и МТК «БАМ», а также определяются их ключевые «точки роста» и «узкие места» с выявлением перспектив и возможностей построения полноценного широкомасштабного российско-китайского сотрудничества в контексте развития международной интеграционной инициативы «Один пояс - один путь».
Основные положения, выносимые на защиту:
> Методология построения интернациональных транспортных коммуникаций путем определения иерархии развития сотрудничества, а также структурирование транспортно-логистических операций и процедур позволяют определить характер взаимосвязей при построении международных транспортных коридоров и дать оценку их влияния и воздействия на основополагающие аспекты развития интернационального торгово-экономического сотрудничества, социокультурного и духовного обмена, научно-технического и технологического взаимодействия, политического и военно-стратегического сотрудничества.
> Ретроспективный анализ построения маршрутов Шелкового пути и исследование современного состояния интеграционной инициативы «Один пояс - один путь» позволяют дать оценку качественному развитию Евразийского региона как социо-природной надгосударственной системы, выявить «точки роста» и развития государств региона, определить положение в области между-народной и региональной безопасности, сформировать объективный взгляд на международную обстановку в контексте развития региона.
> Сопряжение интеграционных инициатив двух крупнейших государств России и Китая на территории Евразийского региона дает уникальную возможность приобретения государствами статусов инновационного, геоэкономического и геополитического лидерства в контексте развития современной системы международных отношений, а также открывает потенциал полномасштабного совместного освоения пространственно-территориальной структуры региона.
> Макроэкономическая и геополитическая роль транспортно - логистического взаимодействия в контексте построения международных мультимодальных транспортных систем определяют характер, уровень и траектории экономического роста, а также открывают дополнительный потенциал для мирного сосуществования, рационального гармоничного регионального развития, служат стимулом к взаимопроникновению культур и развитию диалога цивилизаций в направлении «Восток-Запад».
>Развитие евроазиатских транспортных коридоров является приоритетной стратегической целью в рамках осуществления транспортных стратегий России и Китая, поскольку открывают значительные дополнительные преимущества и позволяют обеспечить драйверы интеграции в мировую хозяйственную систему.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в представлении систематизированных сведений относительно методологии построения транспортных коридоров в контексте развития мировых транспортных сетей. Важный акцент уделяется развитию транспортно-логистической интеграции в рамках формирования интернационального взаимодействия в области построения российско-китайского сотрудничества по реализации инициативы «Один пояс - один путь». В контексте проводимого исследования осуществляется анализ и оценка экономических коридоров, формируемых в транспорт-но-логистические блоки и выстраиваемые в формате структурно-параметрических моделей. Кроме того, автором сделан особый акцент на определении роли и значения железнодорожного транспорта в рамках развития интернационального взаимодействия. Проводится глубокий анализ и определения базовых предпосылок построения систем железнодорожного транспорта в формате международных транспортных коридоров. Особый акцент в контексте работы делается на исследовании высокоскоростного железнодорожного сообщения как высшей ступени иерархии железнодорожных транспортных систем. Также определяется характер и степень развитости современного транспортно - логистического комплекса двух государств - России и Китая. Представляются сведения относительно ключевых траекторий развития российско-китайского взаимодействия в области транспортной интеграции. Исследуются вопросы сопряжения Евразийских интеграционных инициатив, определяются потенциальные модели их сопряжения, проводится сценирование и форсайт. Кроме того, отдельное внимание уделяется вопросам развития транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации в контексте модернизации и обновления в целях полномасштабного участия в международной интеграционной инициативе - строительстве и возрождению торгово-экономических и транспортно-логистических маршрутов Шелкового пути.
Работа носит практико-ориентированный характер и свидетельствует об основных «узких местах» российско-китайского транспортного взаимодействия с определением потенциальных «точек роста» и формированием целостного видения необходимости модернизационных процессов.
Апробация результатов научного исследования. В рамках проведенного научно-практического исследования автором настоящей диссертации были осуществлены разработки, проведение научных изысканий и публикации следующих материалов по тематике исследования:
1) Научно-практические конференции (напрямую связанные с тематикой проекта - интеграционное сотрудничество и транспортно-логистическое международное взаимодействие в рамках построения единой транспортно-логистической системы, а также включающие в себя основные аспекты изучения стратегических приоритетов при развитии интеграционных процессов в контексте реализации программы «Один пояс - один путь»)
2) Научно-практические конференции (косвенно отражающие тематику проекта - изучение экономической конъюнктуры, механизмов внешнеэкономического и внешнеполитического стратегического планирования, модели интернационального взаимодействия, систем международных отношений, гео-политических и геоэкономических аспектов развития интеграционных процессов в рамках формируемого миропорядка, философских, исторических, социо-культурных и цивилизационных факторов, напрямую или опосредованно влияющих на развитие и формирование основополагающей структуры и тема-тики проекта):
Структура научной работы. Настоящая научно-исследовательская работа составлена из 3-х глав, каждая из которых структурно дополняет другую и логически связывает между собой содержание данного научно-аналитического исследования, 6-ти параграфов, а также введения, заключения, списка использованных источников и приложений.
Современная международная экономическая и политическая конъюнктура отражает тот факт, что международные отношения и мировая экономика сегодняшнего дня представляют собой глобальный коммуникационный комплекс, который представлен обширным количеством взаимосвязей, форм и методов построения сотрудничества и взаимодействия в обширном числе направлений межгосударственной деятельности. В рамках настоящего исследования автором был изучен комплекс ключевых вопросов, связанных с построением системы эффективного и гармоничного международного взаимодействия по одному из основных направлений сотрудничества - создании коммуникаций между государствами посредством процессов развития транспортно-логистической интеграции и формирования глобальной единой транспортной системы. В контексте построения данного механизма ключевое значение приобретают процессы формирования международных транспортных коридоров как высокоэффективных траекторий межгосударственного взаимодействия в области выстраивания взаимосвязей субъектов международных отношений и мировой экономики разных государственных принадлежностей. Методологические основы построения международных транспортных коридоров очевидно отражают их перспективность и явные преимущества, поскольку они, как явление, концентрируют поступательный потенциал интеграции в рамках пространственно-территориальных структур и процессов гармонизации и оптимизации транспортно-логистических потоков. Кроме того, международные транспортные коридоры, как высшая ступень в иерархии направленных грузо- и пассажиропотоков на генеральных направлениях, отражают объективные предпосылки формирования экономического роста и развития в стратегических направлениях государственного развития, оказывают существенное влияние на процессы интеграции в рамках региональных и международных воспроизводственных систем, а также играют фундаментальную роль в области макроэкономической стабильности государств и стабилизации систем региональной и международной безопасности. Важным будет отметить и тот факт, что маршруты транс- 112 портных коридоров на сегодняшний день представлены в целенаправленном развитии и созидании, что создает существенные предпосылки для повышения конкурентоспособности государств, а страны, обладающие данным конкурентным преимуществом, получают дополнительные «точки роста» и развития посредством реализации своего транспортно-транзитного потенциала. Важным будет отметить взаимосвязь между наличием на территории государств региона основных траекторий международных транспортных коридоров и интеграционными процессами, происходящими в данном регионе. Очевидно, что это прямопропорциональная взаимосвязь, которая открывает дополнительный стимул для роста взаимодействия между государствами по всем основным направлениям международного взаимодействия и сотрудничества.
На сегодняшний день в условиях процессов глобализации и противополжных им процессов регионализации каждое из государств Евразийского пространства объективно нуждается в формировании потенциала для построения конкурентоспособной и высокоэффективной международной коммуникации. Великий Шелковый путь, явившийся обширной историко-цивилизационной базой современного проекта интеграции «Один пояс - один путь» на территории Евразии, а также ставший ее прообразом, объективно отражает потребность совместного транспарентного освоения пространственно-территориальной структуры Евразийского региона. В рамках существующей действительности проектная тематика, цели и задачи, а также ресурный потенциал, предложенный в контексте «Один пояс - один путь» напрямую отражает перспективность данного проекта и является подтверждением объективной необходимости международного взаимодействия, построенного на базе взаимовыгодного сотрудничества путем выстраивания системы добрососедства и мирного сосуществования, а также посредством реализации концепта «мягкой силы» в государственных стратегических программа. Важным будет отметить тот факт, что Россия и Китай, которые являются передовыми государствами на территории Евразии, находятся в тесном сотрудничестве по вопросам интеграционного взаимодействия. Более того, ключевые угрозы и риски, в соответствии с которыми изначально был воспринят проект в российской научной действительности проект «Один пояс - один путь» являются менее масштабными в сравнении с открывающимися перспективами и возможностями, а потому актуальным будет говорить о масштабной межгосударственной кооперации в вопросах интеграционного взаимодействия. Сценирование моделей интеграции на территории Евразийского региона открывает объективную потребность в формировании сбалансированной системы взаимодействий посредством сопряжения интеграционных инициатив - Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс - один путь» по моделям взаимопроникновения двух проектов и построения единого пространства интеграции. Особенно важным будет отметить, что каждый из двух проектов масштабно дополняет друг друга и открывает значимый потенциал формирования нового глобального полюса международного развития.
Российская Федерация, являющаяся одним из наиболее перспективных торгово-экономических партнеров Китая, представляет собой опорный субъект в Евразийском регионе, поскольку сосредоточивает на своей территории обширный потенциал построения единых транспортно-логистических коммуникаций в направлении «Восток-Запад», что, безусловно, подчеркивает статус одного из ключевых партнеров Китая в данной отрасли экономического воспроизводства. Более того, и Россия, и Китай объективно выстраивают свои торгово-экономические, финансово-инвестиционные и политические процессы таким образом, чтобы повысить конкурентоспособность своих систем в рамках современных международных отношений и мировой экономики. Это, в свою очередь, отражает существенный по своему значению рост динамики межгосударственного взаимодействия двух государств по основным направлениям сотрудничества. Говоря об интересах Российской Федерации в контексте участия в проекте «Один пояс - один путь», можно сделать вывод о том, что полномасштабная интеграция в проект, открывает дополнительные источники финансирования, привлечения передового зарубежного опыта и технологий, формирования позитивного международного имиджа. Кроме того, участие России в проекте в полной мере позволяет обеспечить основной транспортно-транзитный потенциал государства за счет наличия на его территории генеральных евроазиатских направлений, связующих между собой Азию и Европу - портов Дальнего Востока, трансконтинентальных магистралей - Транссиб и БАМ, 3-х из 10-ти панъевропейских коридоров и ряда другой широкоразвитой транспортно-логистической инфраструктуры. Важным для России будет выделение в рамках проектной тематики «Пояса и пути» - «Экономического пояса Шелкового пути», который подразумевает капитальное обновление и модернизационные процессы в рамках сухопутных линий формирования экономических коридоров, особое место в которых занимают железнодорожные транспортные коридоры Российской Федерации. Ввиду этого, адекватным будет представление перспектив и возможностей со стороны проекта «Пояса и пути» для железнодорожных транспортных коридоров РФ, которые согласно проведенного исследования характеризуются поступательным ростом и динамикой развития.
В контексте развития Восточного полигона железнодорожной сети холдинга ОАО «РЖД» проекты интеграции в формате «Один пояс - один путь» это одновременно и огромный потенциал для развития, реализуемый в виде спроса на транспортные услуги со стороны грузоотправителей из Азии, и имеющиеся недостатки и угрозы, реализуемые в виде формирования альтернативных маршрутов в обход Восточного полигона. Важным будет сделать акцент на ускоренном развитии и сведении числа «узких мест» Транссиба и БАМа к минимуму в целях обеспечения поступательного роста спроса со стороны азиатских грузоотправителей и грузополучателей, а также для обеспечения более масштабного провозного и пропускного потенциала. В этой связи, представленная в 2013 году программа развития и модернизации Восточного полигона, а также сделанный акцент на повышении пропускных и провозных способностей магистралей являются актуальными и базовыми в области реализации как программ регионального развития и освоения пространств Восточной Сибири и Дальнего Востока, так и в целом в целях обеспечения национального воспроизводственного процесса и международной стабильности в регионе Евразии.
Особое место в осуществлении модернизации Восточного полигона железных дорог занимает Забайкальский железнодорожный транспортный узел, поскольку является, своего рода, «окном» для российско-китайского транспортно-логистического взаимодействия. На траектории Забайкальской железной дороги сосредоточены одни из основных мест соприкосновения российских и китайских экспортно-импортных операций, а по маршрутам ЗабЖД проходит обширный объем контенеро- и грузопотока. Вместе с тем, Забайкальский железнодорожный транспортный узел сосредотачивает в себе и ряд «узких мест», которые, по существу, являются сдерживающими факторами и не позволяют в полной мере использовать весь существующий транспортно-транзитный потенциал. В этой связи, важным будет сделать акцент на развитии эффективных институтов и механизмов модернизации на пространстве Забайкальской железной дороги, а также обратить внимание на имеющиеся «узкие места», такие как участок ст. Карымская - ст. Борзя - ст. Забайкальск и МЖПП «Забайкальск» с целью их ускоренного развития и модернизации, а также путем выделения значительного по количественному и качественному значениям - финансово-инвестиционного ресурса. Развитие Забайкальского транспортного узла в контексте модернизации восточного полигона позволит обеспечить дополнительный объем инвестиций, налоговых поступлений в бюджеты регионов Российской Федерации, а также повысит потенциальный объем провозных и пропускных способностей за счет увеличения железнодорожного транзита в виде контейнеропотока и дополнительного грузопотока из/в Китая/Китай.
На сегодняшний день в условиях процессов глобализации и противополжных им процессов регионализации каждое из государств Евразийского пространства объективно нуждается в формировании потенциала для построения конкурентоспособной и высокоэффективной международной коммуникации. Великий Шелковый путь, явившийся обширной историко-цивилизационной базой современного проекта интеграции «Один пояс - один путь» на территории Евразии, а также ставший ее прообразом, объективно отражает потребность совместного транспарентного освоения пространственно-территориальной структуры Евразийского региона. В рамках существующей действительности проектная тематика, цели и задачи, а также ресурный потенциал, предложенный в контексте «Один пояс - один путь» напрямую отражает перспективность данного проекта и является подтверждением объективной необходимости международного взаимодействия, построенного на базе взаимовыгодного сотрудничества путем выстраивания системы добрососедства и мирного сосуществования, а также посредством реализации концепта «мягкой силы» в государственных стратегических программа. Важным будет отметить тот факт, что Россия и Китай, которые являются передовыми государствами на территории Евразии, находятся в тесном сотрудничестве по вопросам интеграционного взаимодействия. Более того, ключевые угрозы и риски, в соответствии с которыми изначально был воспринят проект в российской научной действительности проект «Один пояс - один путь» являются менее масштабными в сравнении с открывающимися перспективами и возможностями, а потому актуальным будет говорить о масштабной межгосударственной кооперации в вопросах интеграционного взаимодействия. Сценирование моделей интеграции на территории Евразийского региона открывает объективную потребность в формировании сбалансированной системы взаимодействий посредством сопряжения интеграционных инициатив - Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс - один путь» по моделям взаимопроникновения двух проектов и построения единого пространства интеграции. Особенно важным будет отметить, что каждый из двух проектов масштабно дополняет друг друга и открывает значимый потенциал формирования нового глобального полюса международного развития.
Российская Федерация, являющаяся одним из наиболее перспективных торгово-экономических партнеров Китая, представляет собой опорный субъект в Евразийском регионе, поскольку сосредоточивает на своей территории обширный потенциал построения единых транспортно-логистических коммуникаций в направлении «Восток-Запад», что, безусловно, подчеркивает статус одного из ключевых партнеров Китая в данной отрасли экономического воспроизводства. Более того, и Россия, и Китай объективно выстраивают свои торгово-экономические, финансово-инвестиционные и политические процессы таким образом, чтобы повысить конкурентоспособность своих систем в рамках современных международных отношений и мировой экономики. Это, в свою очередь, отражает существенный по своему значению рост динамики межгосударственного взаимодействия двух государств по основным направлениям сотрудничества. Говоря об интересах Российской Федерации в контексте участия в проекте «Один пояс - один путь», можно сделать вывод о том, что полномасштабная интеграция в проект, открывает дополнительные источники финансирования, привлечения передового зарубежного опыта и технологий, формирования позитивного международного имиджа. Кроме того, участие России в проекте в полной мере позволяет обеспечить основной транспортно-транзитный потенциал государства за счет наличия на его территории генеральных евроазиатских направлений, связующих между собой Азию и Европу - портов Дальнего Востока, трансконтинентальных магистралей - Транссиб и БАМ, 3-х из 10-ти панъевропейских коридоров и ряда другой широкоразвитой транспортно-логистической инфраструктуры. Важным для России будет выделение в рамках проектной тематики «Пояса и пути» - «Экономического пояса Шелкового пути», который подразумевает капитальное обновление и модернизационные процессы в рамках сухопутных линий формирования экономических коридоров, особое место в которых занимают железнодорожные транспортные коридоры Российской Федерации. Ввиду этого, адекватным будет представление перспектив и возможностей со стороны проекта «Пояса и пути» для железнодорожных транспортных коридоров РФ, которые согласно проведенного исследования характеризуются поступательным ростом и динамикой развития.
В контексте развития Восточного полигона железнодорожной сети холдинга ОАО «РЖД» проекты интеграции в формате «Один пояс - один путь» это одновременно и огромный потенциал для развития, реализуемый в виде спроса на транспортные услуги со стороны грузоотправителей из Азии, и имеющиеся недостатки и угрозы, реализуемые в виде формирования альтернативных маршрутов в обход Восточного полигона. Важным будет сделать акцент на ускоренном развитии и сведении числа «узких мест» Транссиба и БАМа к минимуму в целях обеспечения поступательного роста спроса со стороны азиатских грузоотправителей и грузополучателей, а также для обеспечения более масштабного провозного и пропускного потенциала. В этой связи, представленная в 2013 году программа развития и модернизации Восточного полигона, а также сделанный акцент на повышении пропускных и провозных способностей магистралей являются актуальными и базовыми в области реализации как программ регионального развития и освоения пространств Восточной Сибири и Дальнего Востока, так и в целом в целях обеспечения национального воспроизводственного процесса и международной стабильности в регионе Евразии.
Особое место в осуществлении модернизации Восточного полигона железных дорог занимает Забайкальский железнодорожный транспортный узел, поскольку является, своего рода, «окном» для российско-китайского транспортно-логистического взаимодействия. На траектории Забайкальской железной дороги сосредоточены одни из основных мест соприкосновения российских и китайских экспортно-импортных операций, а по маршрутам ЗабЖД проходит обширный объем контенеро- и грузопотока. Вместе с тем, Забайкальский железнодорожный транспортный узел сосредотачивает в себе и ряд «узких мест», которые, по существу, являются сдерживающими факторами и не позволяют в полной мере использовать весь существующий транспортно-транзитный потенциал. В этой связи, важным будет сделать акцент на развитии эффективных институтов и механизмов модернизации на пространстве Забайкальской железной дороги, а также обратить внимание на имеющиеся «узкие места», такие как участок ст. Карымская - ст. Борзя - ст. Забайкальск и МЖПП «Забайкальск» с целью их ускоренного развития и модернизации, а также путем выделения значительного по количественному и качественному значениям - финансово-инвестиционного ресурса. Развитие Забайкальского транспортного узла в контексте модернизации восточного полигона позволит обеспечить дополнительный объем инвестиций, налоговых поступлений в бюджеты регионов Российской Федерации, а также повысит потенциальный объем провозных и пропускных способностей за счет увеличения железнодорожного транзита в виде контейнеропотока и дополнительного грузопотока из/в Китая/Китай.
Подобные работы
- Международные транспортные коридоры как основной драйвер роста экономики
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Основные этапы развития железнодорожного транспорта Монголии, на примере АО «УБЖД»
Дипломные работы, ВКР, железная дорога. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2013 - ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ КНР И РФ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ АТР
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021 - Анализ показателей объема перевозок и использования подвижного состава, на примере АО “Улан-Баторская железная дорога”
Дипломные работы, ВКР, железная дорога. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2015 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:
РАЗЛИЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018



