ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ . 8
1.1 Понятие и особенности банковских операций с физическими лицами 8
1.2 Виды операций и услуг коммерческих банков по обслуживанию
физических лиц 14
1.3 Нормативно-правовое регулирование банковского обслуживания
физических лиц 28
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАО «СБЕРБАНК
РОССИИ» С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России» 34
2.2 Ресурсная база ПАО «Сбербанк России» и место средств физических лиц
при её формировании 40
2.3 Анализ банковских продуктов и услуг ПАО «Сбербанк России» для
физических лиц 46
2.4 Организация обслуживания физических лиц в ПАО «Сбербанк России» 54
2.5 Направления совершенствования системы организации работы банка с
физическими лицами 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
От уровня развития банковского сектора, его способности предоставлять комплекс операций, отвечающих мировым стандартам банковского сервиса, зависит как развитие экономики страны в целом, так и конкурентная позиция самого банковского сектора России в мировой финансовой системе.
Российские банки все больше приближаются к международным требованиям по управлению рисками и качеству банковских продуктов. На сегодняшний день в России уже сформирована двухуровневая банковская система, постепенно наполняется рынок финансовых услуг, начинают развиваться элементы конкуренции между финансово-кредитными институтами.
Основными особенностями банковской системы России являются: достаточно большое число кредитных институтов, концентрация активов у крупнейших банков, неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка, внедрение на банковский рынок небанков и локальный характер банковских рынков.
Рынок розничных услуг коммерческих банков в настоящее время является одним из наиболее динамично растущих и перспективных бизнес- направлений. Стабилизация экономической и политической ситуации в России, снижение темпов инфляции, высокая конкуренция в сегменте корпоративного банковского бизнеса, снижение доходности традиционных банковских услуг, необходимость дифференцирования рисков создали условия для активного развития финансового сектора, обеспечивающего предоставление финансовых услуг населению.
Усиление конкуренции между банками, в том числе специализированными и коммерческими, за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и его клиентами.
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае зависит прежде всего от категории клиента. Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых клиентов. Особенности хозяйственной деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко отношения к ним, а также условия предоставления им отдельных видов услуг отличаются от таковых для старых клиентов.
В свою очередь среди старых клиентов выделяются различные их группы, отношения банка с которыми также существенно различаются. Все это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с клиентурой и увеличения количества его клиентов.
В банковском секторе сократилось как число убыточных банков, так и их совокупный отрицательный результат. Общее число кредитных организаций в настоящее время составляет 435 банков.
Совокупные активы банков составили 92 826 млрд. руб., совокупный кредитный портфель достиг 52 110 млрд. руб. Драйвером роста банковского кредитования на протяжение всего 2018 года выступил розничный сегмент.
Кредиты физических лиц составляют 15 353 млрд руб., при это средства физических лиц в банка достигли 28 214 млрд. руб. Объём кредитов, депозитов и прочих размещенных средств составило 14 639 324 рублей и 94 898 в иностранной валюте. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам на начало года составило 14 752 662 рублей и 103 962 в иностранной валюте [9].
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы коммерческого банка с физическими лицами.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие банковских операций, их виды и особенности организации работы с физическими лицами;
• проанализировать состояние и тенденции развития операций коммерческих банков по обслуживанию физических лиц в России на современном этапе;
• провести анализ обслуживания физических лиц в ПАО «Сбербанк России»;
• разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы коммерческого банка с физическими лицами.
Объектом исследования дипломной работы является коммерческий банк ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования - организация работы коммерческого банка с физическими лицами.
В качестве теоретической и методологической базы исследования в выпускной квалификационной работе использовались труды следующих авторов: Стихиляс И. В., Остапенко Е. А., Мягкова Т.Л.., Гасанов О. С., Ермоленко О. М. и других. Работа написана при использовании литературы, раскрывающей затронутую в работе проблему: труды отечественных ученых исследовавших проблематику; действующие нормативно-правовые акты РФ, регулирующие деятельность платежных систем и операций с обслуживанием клиентов; статистические данные ЦБ РФ; материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам функционирования платежных систем в России и облуживанию физических лиц. Также в работе использовались данные с официального сайта ПАО «Сбербанк России».
Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, единства логического и исторического взглядов в исследовании экономических явлений. В процессе исследования использовался системный подход, а также методы сравнительного экономического, экономико-статистического анализа.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список источников и приложения.
Результаты проведенного анализа были представлены на XI Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческие научные исследования в сфере туризма и спортивного менеджмента» 14-16 мая 2019 года.
Деятельность коммерческих банков в рыночной экономике характеризуется широким спектром оказываемых услуг, банковских операций и сделок.
Роль и место банковских услуг населению в общей совокупности операций коммерческих банков определяется возможностями обеспечить банку достаточную доходность деятельности и поддержать его ликвидность.
Анализ отдельных сегментов рынка банковского обслуживания населения в России показал, что в течение последних лет рынок розничных услуг постепенно расширялся: положительную динамику демонстрировал рынок вкладов физических лиц. Развивается и рынок пластиковых карт для населения.
ПАО «Сбербанк России» уделяет большое внимание обеспечению высокого уровня обслуживания розничных клиентов, а также созданию позитивного клиентского опыта. Сбербанк заботится о своих клиентах и старается обеспечивать максимальное удобство при пользовании услугами и сервисами банка. В связи с этим существует несколько основных групп каналов обслуживания:
• Физические каналы;
• Цифровые каналы;
• Устройства самообслуживания.
В 2018 году впервые зафиксировано снижение клиентопотока в физических каналах обслуживания. Большинство базовых операций клиенты банка стали проводить в цифровых каналах.
В 2018 году количество точек обслуживания составило 14 186 (на 1 января 2019 года), также было открыто 118 точек агентской сети в сельских населенных пунктах. Незначительное уменьшение точек присутствия связано с техническим объединением филиалов по обслуживанию розничных и корпоративных клиентов, находящихся по одному юридическому адресу. Закрыт 61 офис по обслуживанию физических лиц в городах в связи с приведением сети присутствия к целевой согласно Модели единой сбытовой сети, которая использует данные о поведении клиентов на основе AI и Big Data с учетом потребностей клиентов для размещения офисов.
В 2018 году в Сбербанке во всех каналах обслуживались 77% жителей РФ трудоспособного и пенсионного возраста. Общий клиентопоток незначительно снизился: в 2017 году офисы посетили 79 млн клиентов, а в 2018 году — уже 77 млн.
В месяц около 20 млн клиентов обращаются в офисы банка за финансовыми услугами, из них около 3,5 млн ежемесячно оформляет банковские продукты, такие как вклады, кредиты, карты, страховки. Количество клиентов, которые приобрели банковские продукты в офисах, выросло с 30,4 до 32,3 млн. Остальным посетителям было интересно только транзакционное обслуживание — переводы, платежи и т. д.
Сбербанк ориентируется на основные потребности людей, развивая экосистему в таких сферах, как дом, здоровье, электронная коммерция, стиль жизни, а также отдельно строит экосистему для предпринимателей, исходя из потребностей развития бизнеса. Предложение дополнительных сервисов в этих областях нацелено повысить качество и глубину взаимоотношений с клиентами и сохранить конкурентоспособность Сбербанка в долгосрочной перспективе.
Таким образом, организация работы обслуживания занимает значительное место в коммерческом банке, так как не правильное привлечение и удержание клиентской базы может негативно отразиться в финансовых результатах банка. Нет клиентов, нет прибыли. Поэтому важно предлагать выгодные условия и продукты своим клиентам, как постоянным, так и новым.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» [Электронный ресурс]: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/) (Дата обращения 13.04.2019)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный
закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. [Электронный ресурс]:
(http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/) (Дата обращения 13.04.2019)
3. Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 N 16 965) [Электронный ресурс]: (http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 91747/)(Дата обращения 30.04.2019)
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный
закон РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ [Электронный ресурс]:
(http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/) (Дата обращения 13.04.2019)
5. Положение об обязательных резервах кредитных организаций: (утв. ЦБ РФ 07.08.2009 N 342-П, зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2009 г. N 14 775.)
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: (http://www.gks.ru)(Дата обращения 25.04.2019)
7. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N
395-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5842/ (Дата обращения
13.04.2019)
8. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28.11.2003, с изм. и доп., вступающими в силу с 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 29.12.2003. — N 52 (часть I) [Электронный ресурс]: (http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45769/) (Дата обращения 13.04.2019)
9. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: (http://www.cbr.ru)(Дата обращения 25.04.2019)
10. «Сбербанк» - Малому бизнесу - «Сбербанк Бизнес Онлайн». [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
(http://www.sberbank.ru/ru/s m business/bankingservice/remoteservice/new means)(Дата обращения 30.04.2019)
11. Банки и небанковские кредитные организации и их операции [Электронный
ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению
«Экономика» / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, Л. Т. Литвиненко [и др.] ; под ред. Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили. — 4-е изд. — Электрон. текстовые данные.
— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 c. — 978-5-238-02239-0. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/74879.html)(Дата обращения 10.04.2019)
12. Банки и небанковские кредитные организации и их операции [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, Л. Т. Литвиненко [и др.] ; под ред. Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили. — 4-е изд. — Электрон. текстовые данные.
— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 c. — 978-5-238-02239-0. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/74879.html), по паролю. - Загл с экрана.
13. Банковские тренды — 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/bank trends 201
8. pdf)(Дата обращения 10.04.2019)
14. Банковский менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, Е. И. Кузнецова [и др.] ; под ред. Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили. — 4-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 с.
— 978-5-238-02175-1. — (Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/71185.html), по паролю. - Загл с экрана.
15. Банковское дело [Электронный ресурс]: учебник / Ю. М. Склярова, И. Ю.
Скляров, Н. В. Собченко [и др.]; под ред. Ю. М. Склярова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. — 400 c. — 978-5-9596-1395-2. — Режим доступа:
(http://www.iprbookshop.ru/76021.html), по паролю. - Загл с экрана.
16. Басс, А. Б. Тенденции развития банковской системы России [Электронный ресурс] : монография / А. Б. Басс, Д. В. Бураков, Д. П. Удалищев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2017. — 214 с. — 978-5-4365-1072-9. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ruZ78867.html), по паролю. - Загл с экрана.
17. Бирина Н. Н. Нормативно-правовое регулирование организации работы банка по вкладам физических лиц [Электронный ресурс] // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 18. - С. 8-14. - Режим доступа: (http://e-koncept.ru/2017/770377.htm.) (Дата обращения 30.04.2019)
18. Вдовин, В. М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 302 c. — 978-5-4486-0237-5. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/71737.html), по паролю. - Загл с экрана.
19. Гасанов, О. С. Депозитные операции российских банков: состояние и направления совершенствования [Электронный ресурс] : монография / О. С. Гасанов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование,
2019 — 77 c. — 978-5-4487-0444-4. — Режим доступа:
(http://www.iprbookshop.ru/78607.html), по паролю. - Загл с экрана.
20. Герасименко, Ю. Л. Финансовая статистика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. Л. Герасименко ; под ред. В. Н. Узунова. — Электрон. текстовые данные. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2018. — 63 c. — 2227-8397. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/83945.html), по паролю. - Загл с экрана.
21. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО Сбербанк за 2017 год
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
(https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/info/img-129141059-0001.pdf)(Дата обращения 30.01.2019)
22. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2017г. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
(https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/sberbank annual report 2017 rus.pdf)(Дата обращения 30.01.2019)
23. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2018г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
(https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/redirected/com/gosa2019/docs/sberbank-annual report 2018 rus.pdf)(Дата обращения 03.05.2019)
24. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Анисимов, Ю. Ю. Костюхин, Д. Ю. Савон [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2018. — 293 c. — 978-5-906953-13-1. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/78561.html), по паролю. - Загл с экрана.
25. Джозеф, Синки-мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг [Электронный ресурс] / Синки-мл. Джозеф ; пер. А. Левинзон. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2016. — 1017 c. — 5-9614-0344-0. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/41492.html), по паролю. - Загл с экрана.
26. Евсеева, О. А. Международный менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Евсеева, С. А. Евсеева. — Электрон. текстовые данные.
— СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
2019. — 115 с. — 978-5-7422-6288-6. — Режим доступа:
(http:ZZwww.iprbookshop.ru/83323.html), по паролю. - Загл с экрана.
27. Ермоленко, О. М. Банковское дело [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») / О. М. Ермоленко, А. А. Мокропуло. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 119 с. — 978-5-93926-313-9. — Режим доступа: (http:ZZwww.iprbookshop.ru/78027.html), по паролю. - Загл с экрана.
28. Ермоленко, О. М. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / О. М. Ермоленко. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018.
— 94 с. — 978-5-93926-314-6. — Режим доступа:
(http:ZZwww.iprbookshop.ruZ78029.html), по паролю. - Загл с экрана.
29. Ермоленко, О.М. Денежно-кредитная политика государства [Электронный
ресурс]: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по
направлению подготовки «Экономика» / О. М. Ермоленко, А. А. Мокропуло, Т. Л. Оганесян. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 113 с. — 978-5-93926-295-8.
— Режим доступа: (http:ZZwww.iprbookshop.ruZ66846.html)(Дата обращения 10.04.2019)
30. Кандрашина, Е. А. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / Е. А. Кандрашина. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 200 с. — 978-5-4486-0461-4. — Режим доступа: (http:ZZwww.iprbookshop.ruZ79827.html), по паролю. - Загл с экрана.
31. Крымова, И. П. Организация деятельности центрального банка [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. П. Крымова, С. П. Дядичко. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург : Оренбургский государственный
университет, ЭБС АСВ, 2017. — 333 с. — 978-5-7410-1734-0. — Режим
доступа: (http://www.iprbookshop.ru/71297.html), по паролю. - Загл с экрана.
32. Курс на финтех: перспективы развития рынка в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-focus-on-fintech-russian-market-growth-prospects-rus/%24File/EY-focus-on-fintech-russian-market-growth-prospects-rus.pdf)(Дата обращения 10.04.2019)
33. Масленченков, Ю. С. Финансовый менеджмент банка [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Ю. С. Масленченков. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 399 c. — 5-238-00576-8. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/71207.html), по паролю. - Загл с экрана.
34. Мягкова Т.Л.. Банковское дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое
пособие / Т. Л. Мягкова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Корпорация «Диполь», 2015. — 212 c. — 2227-8397. — Режим доступа:
(http://www.iprbookshop.ru/30497.html), по паролю. - Загл с экрана.
35. Нестеров А.К. Банковское обслуживание физических лиц [Электронный
ресурс] // Энциклопедия ODiplom.ru- Режим доступа:
(http://odiplom.ru/lab/bankovskoe-obsluzhivanie-fizicheskih-lic.html) (Дата
обращения 12.05.2019)
36. Овчарова, Е. В. Финансовый контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. В. Овчарова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Зерцало-М, 2019. — 224 c. — 978-5-94373-444-1. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ruZ78896.html), по паролю. - Загл с экрана.
37. Основные показатели ПАО Сбербанк по РПБУ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
(https://www.sberbank.ru/commonZimg/uploaded/files/info/table 1jan2019 ru.pdf)(Дата обращения: 25.04.2019);
38. Остапенко, Е. А. Банковское законодательство [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов бакалавриата (направление подготовки - 38.03.00 Экономика) / Е. А. Остапенко, Т. Г. Гурнович. — Электрон. текстовые
данные. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный
университет, Секвойя, 2017. — 338 с. — 2227-8397. — Режим доступа:
(http://www.iprbookshop.ru/76112.й1ш1)(Дата обращения 10.04.2019)
39. Промежуточный консолидированный отчет ПАО «Сбербанк» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
(https://www.sberbank.ru/common/img/up1oaded/fi1es/info/word rus 1q2018.pdf)(Дата обращения 30.03.2019)
40. Семенова Екатерина. Клиент всегда дурак. [Электронный ресурс]. Интернет ресурс журнал LIFE - Электрон. дан. Режим доступа: https://life.ru/(Дата обращения: 14.04.2019).
41. Справочник по кредитным организациям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (https: //www.cbr.ru/credit/coinfo .asp?id=350000004)(Дата обращения 24.04.2019)
42. Стихиляс, И. В. Банковское дело [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. В. Стихиляс, Л. А. Сахарова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2017. — 135 c. — 978-5-4365-0974-7. — Режим доступа: (http://www.iprbookshop.ru/78858.htm1), по паролю. - Загл с экрана.
43. Структурный анализ балансового отчета СБЕРБАНК РОССИИ
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
(https://ana1izbankov.ru/bank.php?BankId=sberbank-rossii-
1481 &BankMenu=struktura ba1ansa)(Дата обращения 30.03.2019)
44. Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк
[Электронный ресурс] Режим доступа:
(https: //www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/udbo.pdf), (Дата
обращения 02.05.2019)
45. Частные финансовые технологии как инструмент устойчивого развития бизнеса в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (https: //rb .ru/media/reports/Т енденции на рынке финансовых технологии Ключевые выводы Россия 2018.pdf)(Дата обращения 10.04.2019)