Развитие краеведческого туризма в Самарской области
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы краеведческого туризма 6
1.1. Развитие экскурсионно-краеведческой деятельности в истории
туризма 6-20
1.2. Определение категории краеведческого туризма 20-24
1.3. Методика оценки туристско-рекреационного потенциала для развития краеведческого туризма 24-26
Глава 2. Оценка туристско-рекреационного потенциала
Самарской области
2.1. Культурно-исторические ресурсы 27-53
2.2. Природные ресурсы 53-68
2.3. Социально-экономические ресурсы 68-79
2.4 Заключение о характере туристко-рекреационного потенциала 79-81
Глава 3. Создание краеведческого тура в Самарской области 81
3.1. Общая характеристика разработанного турпродукта 81-83
3.2. Экономические расчеты 84-89
3.3. Пути продвижения туристского продукта 89-90
Заключение 91
Литература 92-98
Приложения
Глава 1. Теоретические основы краеведческого туризма 6
1.1. Развитие экскурсионно-краеведческой деятельности в истории
туризма 6-20
1.2. Определение категории краеведческого туризма 20-24
1.3. Методика оценки туристско-рекреационного потенциала для развития краеведческого туризма 24-26
Глава 2. Оценка туристско-рекреационного потенциала
Самарской области
2.1. Культурно-исторические ресурсы 27-53
2.2. Природные ресурсы 53-68
2.3. Социально-экономические ресурсы 68-79
2.4 Заключение о характере туристко-рекреационного потенциала 79-81
Глава 3. Создание краеведческого тура в Самарской области 81
3.1. Общая характеристика разработанного турпродукта 81-83
3.2. Экономические расчеты 84-89
3.3. Пути продвижения туристского продукта 89-90
Заключение 91
Литература 92-98
Приложения
В формировании образа жизни современного человека туризм занял определенное место, интегрированный в экономическую систему посредством взаимодополняющих элементов обслуживающий отрасли, иными словами, сферой услуг.
Террористической угрозой, внешнеполитическими событиями на мировой арене и экономико-социальными трудностями обусловлена переориентация во многих странах, в том числе в РФ, с выездного вида туризма на внутренний. Происходит конкурентная борьба между исторически сложившимися туристскими регионами России за внимание российского туриста, который активно ищет замену зарубежным курортам.
На первый взгляд, выбор граждан остаться на отдых в своей стране - в своем доме - объясняется базовой потребностью человека в безопасности и социально-экономические затруднениями, препятствующими выезду за рубеж и смене обстановки. К тому же, данный выбор стимулирует руководство страны заботиться об отдыхе своих граждан посредством создания новых туристских продуктов, соответствующих потребностям и желаниям туриста.
Не стоит забывать о том, что туризм - гибкая и динамичная отрасль, которой свойственно меняться соответственно человеческим вкусам и предпочтениям. В связи с этим очень важным моментом является отслеживание последних тенденций. Исходя из этого, стоит задуматься, какие мотивы и потребности побуждают современного человека - активную единицу потребительского общества - совершать поездки, или же, наоборот, остановить свой выбор на чем-то новом. Открытие новых, интересных туристских регионов, способных предоставить уникальный туристский продукт, создаст дополнительные условия для удовлетворения возросших потребностей клиентов как внутреннего, так и международного въездного туризма.
В условиях потребительского общества развитию регионального туризма придается особое значение, поскольку способность региона обеспечить достойный отдых - это отражение социального и нравственного благосостояния.
Обращение к прошлому опыту в разных сферах деятельности - уже устоявшийся подход в современном мире, такие качества человека, как склонность к ностальгии по определенному периоду жизни и стремление к самовыражению, определяют модные тенденции. В связи с этим как никогда злободневна фраза «новое - это хорошо забытое старое».
В туризме применение этого простого правила заметно в обращении потребительского спроса к активным, самобытным и экологичным видам отдыха, которые наблюдались с появления экскурсионно-краеведческой деятельности XIX века. Исходя из этого, практическое обращение как к прошлому, так и настоящему краеведческому опыту и улавливание последних тенденций развития туризма находит идеальное воплощение в новом для современного общества туристском продукте.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена задачами, поставленными в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период 2020» [1], а именно:
• переориентацией части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
•реализацией стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
• обеспечением роста качества жизни населения.
Исходя из этого, краеведческий туризм как одна из форм внутреннего туризма определен как объект исследования. Предметом исследования является потенциал для развития краеведческого туризма.
Цель данной работы - разработка туристского продукта в рамках развития краеведческого туризма в Самарской области.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Систематизировать теории туристской мотивации с последующим выявлением современных тенденций, определяющих выбор туристского продукта;
2. Обосновать с теоретических и методологических позиций краеведческий туризм;
3. Выбрать наиболее приемлемую методологию для оценивания туристско- рекреационных ресурсов с целью развития краеведческого туризма;
4. Дать оценку туристско-рекреационным ресурсам региона по степени их использования в краеведческом туризме с последующим определением туристско- рекреационного потенциала для развития краеведческого туризма.
5. Спроектировать краеведческий тур исходя из выявленных особенностей региона.
Степень разработанности тематики исследования в профессиональной туристской литературе можно определить как низкую, поэтому в теоретической части преобладает авторское мнение. Тем не менее, теоретической и методологической основой исследования послужили труды видных отечественных и зарубежных ученых в области психологии, туризма, краеведения, таких, как: Чудновский А.Д., Писаревский Е.Л., Кускова А.С., Зорин И.В., Квартальнов И.В., Дэвид Фенела, Усыкин Г.С., Долженко Г.П., Путрик Ю.С, Болтушкин В.В.
Выпускная квалификационная работа была написана с использованием следующих теоретических и практических методов: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, индукция, историко-логический метод, изучение и обобщение сведений.
Информационно-статистическая база ВКР основана на данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, Единой межведомственной информационной статистической службы, Официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, маркетинговых исследований компаний The Future Foundation, ЦИК «Рейтинг».
Структура работы состоит из введения, 3 глав, раскрывающих теоретическую и практическую значимость данной работы, заключения и списка литературы.
Террористической угрозой, внешнеполитическими событиями на мировой арене и экономико-социальными трудностями обусловлена переориентация во многих странах, в том числе в РФ, с выездного вида туризма на внутренний. Происходит конкурентная борьба между исторически сложившимися туристскими регионами России за внимание российского туриста, который активно ищет замену зарубежным курортам.
На первый взгляд, выбор граждан остаться на отдых в своей стране - в своем доме - объясняется базовой потребностью человека в безопасности и социально-экономические затруднениями, препятствующими выезду за рубеж и смене обстановки. К тому же, данный выбор стимулирует руководство страны заботиться об отдыхе своих граждан посредством создания новых туристских продуктов, соответствующих потребностям и желаниям туриста.
Не стоит забывать о том, что туризм - гибкая и динамичная отрасль, которой свойственно меняться соответственно человеческим вкусам и предпочтениям. В связи с этим очень важным моментом является отслеживание последних тенденций. Исходя из этого, стоит задуматься, какие мотивы и потребности побуждают современного человека - активную единицу потребительского общества - совершать поездки, или же, наоборот, остановить свой выбор на чем-то новом. Открытие новых, интересных туристских регионов, способных предоставить уникальный туристский продукт, создаст дополнительные условия для удовлетворения возросших потребностей клиентов как внутреннего, так и международного въездного туризма.
В условиях потребительского общества развитию регионального туризма придается особое значение, поскольку способность региона обеспечить достойный отдых - это отражение социального и нравственного благосостояния.
Обращение к прошлому опыту в разных сферах деятельности - уже устоявшийся подход в современном мире, такие качества человека, как склонность к ностальгии по определенному периоду жизни и стремление к самовыражению, определяют модные тенденции. В связи с этим как никогда злободневна фраза «новое - это хорошо забытое старое».
В туризме применение этого простого правила заметно в обращении потребительского спроса к активным, самобытным и экологичным видам отдыха, которые наблюдались с появления экскурсионно-краеведческой деятельности XIX века. Исходя из этого, практическое обращение как к прошлому, так и настоящему краеведческому опыту и улавливание последних тенденций развития туризма находит идеальное воплощение в новом для современного общества туристском продукте.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена задачами, поставленными в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период 2020» [1], а именно:
• переориентацией части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
•реализацией стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
• обеспечением роста качества жизни населения.
Исходя из этого, краеведческий туризм как одна из форм внутреннего туризма определен как объект исследования. Предметом исследования является потенциал для развития краеведческого туризма.
Цель данной работы - разработка туристского продукта в рамках развития краеведческого туризма в Самарской области.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Систематизировать теории туристской мотивации с последующим выявлением современных тенденций, определяющих выбор туристского продукта;
2. Обосновать с теоретических и методологических позиций краеведческий туризм;
3. Выбрать наиболее приемлемую методологию для оценивания туристско- рекреационных ресурсов с целью развития краеведческого туризма;
4. Дать оценку туристско-рекреационным ресурсам региона по степени их использования в краеведческом туризме с последующим определением туристско- рекреационного потенциала для развития краеведческого туризма.
5. Спроектировать краеведческий тур исходя из выявленных особенностей региона.
Степень разработанности тематики исследования в профессиональной туристской литературе можно определить как низкую, поэтому в теоретической части преобладает авторское мнение. Тем не менее, теоретической и методологической основой исследования послужили труды видных отечественных и зарубежных ученых в области психологии, туризма, краеведения, таких, как: Чудновский А.Д., Писаревский Е.Л., Кускова А.С., Зорин И.В., Квартальнов И.В., Дэвид Фенела, Усыкин Г.С., Долженко Г.П., Путрик Ю.С, Болтушкин В.В.
Выпускная квалификационная работа была написана с использованием следующих теоретических и практических методов: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, индукция, историко-логический метод, изучение и обобщение сведений.
Информационно-статистическая база ВКР основана на данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, Единой межведомственной информационной статистической службы, Официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, маркетинговых исследований компаний The Future Foundation, ЦИК «Рейтинг».
Структура работы состоит из введения, 3 глав, раскрывающих теоретическую и практическую значимость данной работы, заключения и списка литературы.
Подводя итог выпускной квалификационной работы, хотелось бы сделать акцент на важности краеведческого туризма, как способа физического и морального восстановления сил местного населения в пределах своего региона. В связи с этим, деятельность туристских предприятий по формированию комплекса услуг и организации путешествий должна носить краеведческий характер, в основе которого лежит воспитательная функция.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные предпосылки развития краеведческого туризма, определен термин и выбрана методика оценки туристско-рекреационного потенциала Самарской области. Как следствие, выявлены проблемы использования потенциала туристско-рекреационных ресурсов, решение которых было найдено в создании краеведческого тура.
Результаты оценки также могут быть применимы районной администрацией и муниципальными структурами в Самарской области для развития приоритетных видов туризма в рамках краеведческого, положительный эффект от которого можно видеть в статистических источниках муниципальной статистики, которые свидетельствуют о социально-экономического развитии.
Результаты разработки краеведческого турпродукта могут использоваться как уникальный бренд от краеведческих музеев, что способствуют изменению подхода при проектировании туристских маршрутов, которые разбудят путешественника в лице туриста.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные предпосылки развития краеведческого туризма, определен термин и выбрана методика оценки туристско-рекреационного потенциала Самарской области. Как следствие, выявлены проблемы использования потенциала туристско-рекреационных ресурсов, решение которых было найдено в создании краеведческого тура.
Результаты оценки также могут быть применимы районной администрацией и муниципальными структурами в Самарской области для развития приоритетных видов туризма в рамках краеведческого, положительный эффект от которого можно видеть в статистических источниках муниципальной статистики, которые свидетельствуют о социально-экономического развитии.
Результаты разработки краеведческого турпродукта могут использоваться как уникальный бренд от краеведческих музеев, что способствуют изменению подхода при проектировании туристских маршрутов, которые разбудят путешественника в лице туриста.
Подобные работы
- Развитие краеведческого туризма в Самарской области
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Историко-культурный туризм в Самарской области
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - История становления и развития химической промышленности в г. о. Тольятти Самарской области Российской Федерации с 1961 по 2021 год (на примере акционерного общества «КуйбышевАзот»)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Создание нового рынка (на примере туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Принципы и механизмы формирования литературных туров
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Способы передачи образа исторической эпохи в переводе этикетажа музея (на примере проекта перевода этикетажа Краеведческого музея г. о. Тольятти с русского на английский язык)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



