ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ИНСТИТУТЫ
СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 8
1.1. Специфика социальной рекламы 8
1.2 Семейные ценности: понятие, проблематика, основные характеристики
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРОДВИЖЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 27
2.1. Правовое закрепление ценностей семьи 27
2.2 Истоки российской социальной рекламы просемейной тематики 33
2.3 Современная практика продвижения семейных ценностей 38
2.4 Рекомендации по созданию социальной рекламы, пропагандирующей
семейные ценности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Приложение 1. Анкета исследования 64
Приложение 2. Примерные образцы социальной рекламы семейных ценностей 67
В настоящее время в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос о национальной идее России. Высказываются различные предложения. Несмотря на то, что единого мнения по этому поводу нет, стоит отметить, что ее существование столь важно в современных условиях глобализации, ведь она может стать консолидирующим началом нашей многонациональной страны, будет способствовать формированию национальной идентичности и духовного фундамента, основанного на нравственных идеалах и ценностях, среди которых приоритетное место занимают именно ценности семьи, так как именно семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Об этом еще в конце XIX - начале XX века говорил немецкий философ Феликс Адлер: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Внимание к проблеме семьи и семейных ценностей обусловлено проявлением кризисных тенденций в ее функционировании, затрагивающих все сферы общественной жизни. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, в частности репродуктивную и воспитательную, а также трансформация ценностных ориентиров россиян.
С одной стороны, стремления современного общества, связанные с повышением значимости образования, карьерного роста и самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.
С другой стороны, в условиях общественного развития происходит усиление социальной дифференциации и напряженности. При данных обстоятельствах именно семья является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении, поддержке, признании и любви.
Современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами. Среди них рост числа разводов и неполных семей, малодетность, аборты, измены, домашнее насилие, алкоголизм и наркозависимость, а также социально-бытовые и психологические проблемы (жилищные, проблемы трудоустройства, неудовлетворенность жизнью и т.п.). Кроме того, можно констатировать еще и такие факты, как изменение отношения современной молодежи к семье, ее неуверенность в будущем и неподготовленность к сложной самостоятельной семейной жизни.
Статистика по данному вопросу непреклонна:
• Россия занимает 1-е место в мире по уровню разводов, считает ООН.
• Почти каждый 2-й брак в России распадается: в 2014 году на
1 225 985 браков пришелся 6937 30 развод (56,6%).
• 75 % российских мужчин в годы брака изменяют своим женам.
• 3,5 млн абортов в год делают женщины в России - в 2 раза больше, чем во всей Европе.
• Около 50 % женщин, которые делают аборт, моложе 25 лет.
Таким образом, исследователи составляют прогноз о том, что ближайшие 30 лет станут критическими для современного института брака и семьи.
Сегодня тема семейного кризиса переходит в средства массовой информации. Анализ информационных поводов обращения к этой тематике на страницах печатных и электронных изданий, а также на центральных каналах телевидения показывает, что чаще всего таким поводом становятся криминальные семейные истории: в центре внимания появляются темы подросткового суицида, ссор и драк в семьях, насилия над женами и детьми.
В связи с такими кризисными тенденциями, актуальность работы обусловлена необходимостью поиска и разработки эффективных способов актуализации и предотвращения проблем семьи путем популяризации семейных ценностей.
Целью данной работы является исследование позиционирования нравственно-семейных ценностей в практике российской социальной рекламы.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
• определить особенности социальной рекламы как канала массовой коммуникации;
• выявить проблемы и тенденции формирования семьи как социального института в современном российском обществе;
• проанализировать нормативно-правовые акты и иные документы, направленные на утверждение значимости семьи и семейных ценностей;
• проследить историю развития социальной рекламы по семейной тематике;
• исследовать современную практику продвижения семейных ценностей, выработать рекомендации и примерные образцы социальной рекламы по рассматриваемой теме.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе стал контент российской социальной рекламы, предметом - способы позиционирования нравственно-семейных ценностей в контексте социальной рекламы.
Теоретическую базу исследования составили труды и профильные статьи российских и зарубежных ученых в области психологии, культурологии, социологии и других наук.
Многоаспектный характер выпускной квалификационной работы потребовал изучения специальной научной литературы, посвященной следующим направлениям:
• изучение феномена социальной рекламы. В ходе ознакомления с данным вопросом рассматривались работы таких авторов, как О. Ю. Голуб, К. Ли, Г. Г. Николайшвили, О. О. Савельева, П. Скорупа, К. Такер, В. В. Тулупов, О. А. Феофанов, и других;
• изучение проблематики семейных ценностей предполагало проработку исследований следующих авторов: Х. А. Абдурагимовой, Н. Ф. Алефиренко, Г. М. Коджаспировой, М. А. Томашевской, Н.Г. Храмовой и других.
В работу также вошли собственные наработки автора по теме исследования, а именно тезисы доклада «Шоковое воздействие в социальной рекламе» для III Международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», проводимой в ноябре 2015 года в Санкт-Петербурге.
Эмпирическая база включает в себя нормативно-правовые акты Российской Федерации, государственные программы, стратегии и концепции, тексты выступлений Президента РФ, контент печатных и электронных СМИ, образцы советских плакатов, печатной рекламы, видеоролики, сообщества в социальных сетях, аккаунты в Instagram, каналы на YouTube.
К тому же, автор исследования обращался к официальным сайтам и Интернет-порталам рекламных агентств, благотворительных организации, государственных структур и иных некоммерческих организаций.
Методологическую основу работы составили обще- и частно-научные методы познания такие, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, анализ документов, вторичный анализ исследований, сравнительный анализ, метод включенного наблюдения, социологический опрос и контент-анализ.
Рабочая гипотеза состоит в том, что социальная реклама является мощным инструментом для формирования общественного мнения, в частности она может способствовать подъему престижности семьи, привитию и укреплению семейных ценностей и традиций.
Новизна данного исследования определяется тем, что в работе поднимается проблема продвижения семейных ценностей посредством социальной рекламы среди молодежной аудитории, что на данный момент не получило должного развития в научной литературе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточнены определения таких понятий, как «социальная реклама» и «семейные ценности», а также выявлены их особенности и тенденции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного опроса и рекомендации могут быть использованы практиками в ходе создания социальной рекламы просемейной тематики.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Можно констатировать, что в современном российском обществе происходит разрушение общечеловеческих, духовно-нравственных основ семьи и брака, что обусловлено рядом социальных, экономических, культурных и иных изменений.
На протяжении нескольких сотен лет традиционной семьей считалась многодетная семья.
Представления о такой семье в царской России, прежде всего, связаны с литературным образом «дворянского гнезда», описанного И. С. Тургеневым, где еще не были утрачены связь со старшим поколением, высоконравственные устои и благочестивый образ жизни. Крах этих ценностей будет вскоре отражен в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
Сегодня же большинство семей имеют нуклеарную структуру, состоящую только из супружеской пары или же пары с одним - двумя детьми.
На современном этапе можно выделить следующие изменения, происходящие с институтом семьи:
сознательная неготовность молодежи принимать на себя ответственность за семью;
нестабильность брака;
развод становится нормой в брачных отношения россиян;
карьеризм;
низкая мотивация для рождения детей, особенно нескольких;
размытость идеалов и нравственных ценностей и другие.
Необходимым условием преодоления семейного кризиса является привлечение внимания и системность в прилагаемых усилиях со стороны государства, бизнеса и общества в целом.
Среди методов по преодолению данного кризиса, можно назвать не только методы материального стимулирования и социальной поддержки, но и задействовать в семейном вопросе методы, которые использует социальная реклама, так как именно она имеет в своем арсенале обилие креативных возможностей воплощения.
Рынок российской социальной рекламы находится еще только на стадии формирования и мало освоен, к тому же, существующая нормативно-правовая база требует существенных доработок в данной области.
Социальная реклама способна создавать морально-этические принципы в обществе и активно реагировать на их изменения. Несмотря на это, социальная реклама - очень хрупкий инструмент коммуникационного процесса, который не предполагает быстрой выгоды, а нацелен на долгосрочные перспективы.
В связи с тем, что социальная реклама имеет возможность социального влияния, следует обращать особое внимание на правильность того посыла, который мы хотим донести обществу, иначе это вызовет не только негативную реакцию на нее, но и будет способствовать формированию идеалов и ценностей, прямо противоположных рекламируемым.
Сейчас существует множество каналов коммуникации, которые в той или иной степени продвигают или, наоборот, отрицают ценности семейной жизни. В тех же, которые занимаются их популяризацией, отсутствует целенаправленность, целостность и системность.
Социальная реклама, направленная на утверждение и укрепление системы семейных ценностей, еще не является активно освоенной нишей рекламного рынка.
Контент-анализ материалов исследования выявил, что среди семейных ценностей, которые позиционируются в средствах массовой информации и рекламе можно выделить ценности:
любви и уважения, материнства, одно-, двудетности, ценность воспитания детей в семье (усыновления и попечительства), здорового образа жизни и отсутствия вредных привычек и зависимостей, поддержки старшего поколения, домашнего очага и другие.
В меньшей степени рекламируются значимость отцовства, многодетности, родительского долга и взаимосвязи с братьями, сестрами и другими родственниками.
На основе проведенного социологического опроса был сделан вывод о том, что к недостаткам социальной рекламы относят: однотипность тематики, негативный посыл, низкое качество рекламных материалов и ее незаметность в общей массе рекламной продукции.
Именно поэтому следует создавать социальную рекламу убедительной, эстетичной, позитивной в эмоциональном плане, обращаться к важным, но менее задействованным ценностям и расширить спектр способов распространения.
Чтобы привлечь внимание молодежи к ценностям семейной жизни следует использовать каналы коммуникации, которые актуальны для нее больше всего, т. е. Интернет и социальные сети, молодежные телеканалы и каналы на YouTube, а также наружную рекламу вблизи популярных для данной категории населения мест. Кроме того, социальная реклама станет намного популярнее, если будет носить интерактивный характер. В данном вопросе найдут свою нишу и мобильные приложения.
Безусловно, возрождение семейных ценностей россиян - это область деятельности большого количества экспертов, совместной работы общества и государства, поэтому социальная реклама может стать одним из способов плодотворного взаимодействия между ними. Однако стоит помнить о том, что только одна социальная реклама не сможет решить проблемы самостоятельно. Важно, чтобы она использовалась как дополнение к целому спектру мероприятий для достижения эффективных результатов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Дата обращения: 18.03.2016.
2. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/ Дата обращения: 18.03.2016.
3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/. Дата обращения: 05.03.2016.
4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/9083b03e61777d3fe172fb3ef707a10e10688262/ Дата обращения: 18.03.2016.
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.10.2002 № 1129 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/500019 Дата обращения: 21.03.2016.
6. Указ Президента Российской Федерации от 1.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ Дата обращения: 21.03.2016.
7. Указ Президента от 01.07.2014 № 483 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: / /base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71673Дата обращения: 21.03.2016.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://base.garant.ru/194365/#ixzz43uWvHXJ0Дата обращения: 18.03.2016.
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/90 Дата обращения: 21.03.2016.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ Дата обращения: 23.03.2016.
11. Абдурагимова Х. А. Структура и классификация ценностей // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов - № 10. - Курск, 2008.
12. Агеева А. В. Конституционно-правовой статус семьи в Российской Федерации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) / А. В. Агеева; науч. рук. Ю. В. Герасименко. - Омск, 2014. - 26 с.
13. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://fanread.ru/book/8383194/?page=20 Дата обращения 17.03.2016.
14. Андреев К. О. Особенности восприятия социальной рекламы в контексте социального познания молодого поколения // Современные исследования социальных проблем. - № 8 (16), 2012. - С. 15-39
15. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Инфра-М, 2010.
16. Аренс У Ф., Вейголд М. Ф., Аренс К. Современная реклама. - М., 2011.
17. Астахова Т. Хорошие идеи в Америке рекламируют [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.socreklama.ru/analytics/bst.php?ELEMENT_ID=4930&SECTION_ID=107 Дата обращения 27.03.2016.
18. Баширова Э. Ю. Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени // Вестник ЧГУ №3, 2009. - С.202¬205.
19. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал . - №10, 2008. - С. 6-9.
20. Ванина О. Е., Алалыкина Г. С. Особенности восприятия социальной рекламы в зависимости от личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов // Теория и практика общественного развития. - №11, 2013. - C. 121-124.
21. Виноградов С.Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. С. 93-97.
22. Геращенко Л. Психология рекламы: учеб. пособие - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.
23. Глухова Д. С. Творческая стратегия социальной рекламы // Электронный научный журнал «Медиаскоп» - №3. — Москва, 2013.
24. Голуб О.Ю. Социальная реклама: уч. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2010.
25. Грибок Н. Н. Социальная реклама: учебное пособие. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.
26. Дегенгарт А. В. Формирование ценностного отношения подрастающего поколения к семейной жизни // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №2, 2012. - С.162-168.
27. Калмыков С. Б. Стандартизация социальной рекламы // Современные наукоемкие технологии. - № 12, 2010.
28. Ковалева А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы, решение. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006.
29. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/1607273/ Дата обращения 17.03.2016
30. Кондратьева И. Г. Интеграционный потенциал российской рекламы в молодежной среде: анализ экспертных оценок // Теория и практика общественного развития. - № 11, 2014. - С. 28-30.
31. Кузнецова И. В. Психология рекламы: уч. пособие / ред. Л. А. Карпова. СПб., 2010.
32. Кузьмина О. В. Воспитательный потенциал культурной символики в социальной рекламе // Человек и образование. - № 4, 2011.
33. Матвеев К. В цифрах и фактах: женатые мужчины полнеют быстрее холостых [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/health/psychologic/v_cifrah_i_faktah_zhenatye_muzhchiny_polneyut_bystree_holostyh Дата обращения 21.03.2016.
34. Матвеев К. В цифрах и фактах: 3,5 млн абортов в год делают женщины в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/health/life/1457282 Дата обращения 21.03.2016.
35. Наумова А.В.Некоммерческая реклама. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://cprsob.ru/load/14-1-0-75 Дата обращения:18.02.2016
36. Нифаева О. В. Социальная реклама: пути повышения эффективности // Проблемы современной экономики - №3, 2012 - С.65-68.
37. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама. - М.: Аспект Пресс, 2008.
38. Нифаева О. В. Социальная реклама: пути повышения эффективности // Проблемы современной экономики. - №3 (43), 2012. - С. 65-68.
39. Реклама: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. В. Тулупова. - Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011.
40. Савельева О. О. Введение в социальную рекламу. М., 2007.
41. Савинова О. Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ: к проблеме освещения семейных ценностей [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1172 Дата обращения: 10.03.2016
42. Савенкова О. А. Социальная реклама в структуре паблик рилейшнз // Международный журнал экспериментального образования. - №6-2,
2014. - С.123-125.
43. Сазонова Е. С., Волкова О. А. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России.// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: .Философия. Социология и социальные технологии. - № 5, 2014
44. «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006.
45. Семейные ценности. Проблемы современной семьи [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://schaslivaya.com/semejnye-cennosti.htmlДата обращения: 18.03.2016
46. Социальная реклама: учеб.-метод. пособие / сост. И.В. Чернышева. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.
47. Тертычная М.А. Интернет как средство социальной рекламы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. - Том 9, № 6 (101). — Белгород, 2011. С. 288-298.
48. Томашевская М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди,
2015. — С. 193-197.
49. Томашевская М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди,
2015.
50. Ученова В. В. Социальная реклама: Учебное пособие / В. В. Ученова, Н. В. Старых. - М.: ИндексМедиа, 2006.
51. Феофанов О. Реклама. Новые технологии в России: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2000.
52. Философия любви и брака [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// stud24.ru/philosophy/filosofiya-ljubvi-i-braka/7770-17155-page2.html Дата обращения: 20.03.2016
53. Храмова Н.Г. и др. Культура семьи: учебное пособие.- М.: Институт психолого - педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии, 2009.
54. Чукреев П. А. Реклама и социализация молодежи: теория и практика социологического исследования. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р Филиппова, 2010.
55. Шомова С. А. Шоковые технологии современной рекламы // Электронный научный журнал «Медиаскоп» - №4. — Москва, 2011.
56. Lee K. The 7 Hidden Factors of the Most Effective Social Media Ads [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://blog.bufferapp.com/social-media-ads-strategies Дата обращения: 27.03.2016.
57. Linda Brennan, Wayne Binney. Fear, guilt, and shame appeals in social mar-keting [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.sciencedirect.-com/science/journal/01482963 Дата обращения: 28.03.2016.
58. Minette E. Drumwright. Company Advertising with a Social Dimension: The Role of Noneconomic Criteria [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.jstor.org/stable/1251902 Дата обращения 27.03.2016.
59. Philip Kotler and Gerald Zaltman. Social Marketing: An Approach to Planned Social Change [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/1249783 Дата обращения: 27.03.2016.
60. Skorupa P Shocking contents in social and commercial advertising, Creativ¬ity Studies, 7:2, 69-81, 2014.
61. Tucker C. Social Advertising [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract_idM975897 Дата обращения: 23.02.2016
62. Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://semyarussia.ru/soczialnaya-reklama.html Дата обращения: 18.02.2016.
63. Виртуальный музей графики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grafika.ru Дата обращения: 29.03.2016.
64. Галерея «Плакаты.Ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.plakaty.ru/ Дата обращения: 29.03.2016.
65. Коллекция советских плакатов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myussr.ru/soviet-posters Дата обращения: 29.03.2016.
66. Официальный сайт Администрация Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.kremlin.ru/ Дата обращения: 20.03.2016.
67. Первый сайт о социальной рекламе в России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.1soc.ru/ Дата обращения: 27.03.2016.
68. Портал «Милосердие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/about/ Дата обращения: 27.03.2016.
69. Портал «Научи хорошему» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://whatisgood.ru/ Дата обращения: 18.03.2016.
70. Портал информационно-аналитического агентства «Социальнаяреклама.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socreklama.ru/. Дата обращения: 15.12.2015.
71. Портал социального проекта «Все равно?!» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://vse-ravno.net/ Дата обращения 18.12.2015.
72. Советский политический плакат. Коллекции Серго Григоряна [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://redavantgarde.com/collection/show-collection/ Дата обращения: 28.03.2016.
73. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ Дата обращения: 20.03.2016.
74. 2social.info (социальная реклама) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.2social.info/ Дата обращения: 21.03.2016.
75. AdMe.ru- все о творчестве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adme.ru/ Дата обращения: 29.02.2016.
76. Advertology.Ru - Все о рекламе, маркетинге и PR [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.advertology.ru/ Дата обращения: 25.03.2016.
77. Advlab.Ru- Лаборатория рекламы, маркетинга и PR [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.advlab.ru/ Дата обращения: 29.03.2016.
78.Sostav.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.sostav.ru/Дата обращения: 28.02.2016.
79.Sovposters.ru- Советские плакаты [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.sovposters.ru/ Дата обращения: 28.03.2016.