Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теневая экономика и проблемы её налогообложения

Работа №75092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 6
1.2 Методологические аспекты выявления теневой экономики 14
1.3 Методы измерения теневой экономики 26
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ПУТИ ЕЁ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 34
2.1 Характеристика причин и видов уклонения от уплаты налогов 34
2.2 Сравнительный анализ структуры налогообложения отраслей экономики
Республики Дагестан 38
2.3 Оценка бюджетных потерь из-за теневой экономики 46
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ 51
3.1 Совершенствование технологий налогового администрирования - фактор
легализации налогооблагаемой базы 51
3.2 Зарубежный опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

В последнее время феномен развития теневой экономики является актуальным как для России, так и для многих стран мира. Теневая экономика превратилась в одну из острейших проблем всего мирового сообщества. Основной причиной ее расцвета стало то, что проведение экономических реформ и внедрение рыночных механизмов хозяйствования, осуществлялось в условиях глубочайшего кризиса. Именно это поспособствовало частичному или полному уходу хозяйствующих субъектов «в тень», развитию неформального сектора экономики.
Становится очевидным, что теневая экономика превратилась в значительный фактор развития России, влияющий почти на все экономические, социальные и политические процессы.
«Теневая экономика» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема выпускной квалификационной работы актуальна потому, что в тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм (наркотики, торговля людьми, оружием, и другие деструктивные виды экономической деятельности). Рыночные реформы в бывших советских республиках создали условия для широкомасштабной приватизации государственной и муниципальной собственности стали новым толчком для развития теневой экономической деятельности, появления значительного разнообразия ее форм, ухудшения криминогенной обстановки. Все это стимулирует рост научного интереса к данной проблематике.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях проблемы исследования теневой экономики и оценки ее масштабов приобрели в последние десятилетия особую значимость, как для России, так и для большинства стран мирового сообщества.
Теневая экономика и система налогообложения являются очень трудными для исследования предметами: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и не разглашается.
Цель работы — сформулировать и обосновать направления совершенствования контрольно-экономической работы налоговых органов Республики Дагестан. В соответствии с названной целью предусмотрено решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику теневой экономической деятельности;
- провести анализ динамики и структуры налоговых поступлений, выявить факторы, влияющие на их изменение;
- сформулировать методологические принципы и обосновать направления совершенствования форм и методов налогового контроля;
- определить конкретные пути модернизации и информатизации деятельности налоговых органов в региональном аспекте;
- исследовать зарубежный опыт организации налогового контроля и сформулировать основные положения для использования в российской практике.
Предмет исследования — теневая экономика и проблемы её налогообложения.
Несмотря на наличие множество работ по данной тематике, феномен теневой экономики не достаточно изучен. В настоящее время ученые-экономисты предлагают различные подходы к классификации методов выявления и оценки масштабов теневой экономики. Однако все их многообразие можно подразделить на прямые и косвенные методы, обладающие определенными сильными и слабыми сторонами.
Теневая экономика предстает как сложный объект исследования, требующий комплексного и системного подхода. При всем многообразии научных разработок, посвященных различным аспектам теневой экономики, в своем большинстве основной «срез» исследований ограничен поверхностными формами ее проявления, попытками оценки масштабов и влияния на криминогенную обстановку. Это, безусловно, необходимо, поскольку призвано определить контуры теневого сектора и его масштабы. Однако для реального сокращения теневой экономики важно знание объективных основ ее возникновения, механизмов развития, что предполагает как проведение теоретического анализа экономических отношений, обеспечивающих функционирование теневых рынков, так и анализа текущего состояния экономической ситуации. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия «теневая экономика» и причинам ее возникновения, во второй главе описывается анализ структуры теневой экономики и её налогообложения, в третьей главе рассмотрим направления противодействия теневой экономике и противодействию уклонения от налогов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теневая экономика - это сложное явление социальной действительности, присущее любой социально-экономической системе и прямо противоположное ей. Она негативно сказывается на социально-политической, экономической сферах, подрывает международный авторитет страны. «Иммунная система» государства, его способность эффективно противостоять теневому сектору сегодня серьезно ослабли.
Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением. Люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему. Теневая экономика является исключительно опасной «болезнью» российского общества, поскольку масштабы ее развития все более охватывают все сферы его экономической и социальной жизни. Надо признать, что наличие теневой экономики в современной России стало одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем.
Налоговый контроль в широком смысле - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль в дан ном случае рассматривается как одна из функций государственного управления, представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль в узком смысле - это проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, основанная на оценке достоверности задекларированных налогоплательщиками данных и сведений.
Основными формами налогового контроля выступают камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Выездная налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов и данных первичного бухгалтерского учета и других отчетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др.
В работе выделены особенности этих форм контроля, описаны этапы, методы и приемы их проведения, дан анализ существующих подходов к осуществлению налогового контроля. Это позволило выявить недостатки существующей стратегии налоговых проверок.
К основным недостаткам, относятся:
- осуществление налогового контроля по материалам «белой» бухгалтерии представляемой налогоплательщиком в виде отчетности в налоговые инспекции и в виде внутренней документации при проведении выездной проверки;
- наличие большого количества методик анализа налоговых деклараций, большинство из которых плохо формализуемы, не учитывают специфические особенности российской действительности;
- сложности автоматизации методического обеспечения и проведения предпроверочного контроля, а значит, и самих выездных проверок;
- отсутствие механизма объективного контроля деятельности самих налоговых инспекторов;
- направленность на ревизию исключительно налоговой отчетности;
- использование разных методик и критериев отбора налогоплательщиков для выездных проверок и т. д.
Объёмы теневой экономики и, соответственно, теневых доходов в республике существенны, и это негативно влияет на экономическую ситуацию и экономическое развитие Дагестана в цел ом, проявляясь в различных социально-экономических деформациях, главным образом в налоговых отношениях. Теневая экономика нарушает конкурентную среду, разлагает основы рыночной экономики и формирует ничем необоснованные преимущества для нарушителей единого правового пространства.
Был проведен сравнительный анализ совокупной налоговой нагрузки и налоговой нагрузки в раз резе по отраслям ОКВЭД за 2016-2 018гг.
Делать выв оды о низ кой налоговой нагрузке отраслей не следует, т.к. доля добавленной стоимости разная. Формирование налоговой базы имеет свои особенности в зависимости от структуры ценообразования.
Рассмотрев налоговую нагрузку в разрезе по отраслям ОКВЭД, видно, что
везде она разная, это связано с тем, что доля добавленной стоимости отраслей разная и напрямую зависит от ценообразования.
С одной стороны, легализация теневой экономики есть не только резерв расширения налоговой базы, но и сфера занятости и получения доходов значительной части населения республики. С другой стороны, такая ситуация накладывает на зарегистрированный бизнес дополнительные расходы и административное давление, в силу чего проигрывает теневым дельцам.
Такая практика неизбежно подталкивает добросовестных налогоплательщиков к уходу в тень, чему способствует и зашкаливающая в республике коррупция, и преобладание межличностных, неформальных отношений над законом. Получается парадокс: такая ситуация выгодна и удобна всем в отдельности, но в перспективе это путь в никуда, ведущий к развалу государства, чего нельзя допускать ни в коем случае.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо разработать и реализовать целевую программу по противодействию коррупции и формированию налоговой куль туры населения. Только тогда удастся найти формулу обновления и очищения республики.
Современная система налогового администрирования связана с разработкой налоговой политики, ее эффективной реализацией. На сегодняшний день налоговые органы имеют четкий курс на повышение эффективности налогового контроля. В этом важная роль отводится оценке рисков и интеграции информации, информационному взаимодействию с другими органами. При снижении количества выездных проверок увеличиваются возможности проведения камеральных проверок (в частности, при внедрении АСК НД С, онлайн-касс, ЕГ АИС и иных инструментов), автоматизируется работа и информационный обмен с физическими и юридическими лицами. Все это повышает эффективность налогового администрирования (увеличивает собираемость налогов, результативность проверок, обеспечивает интеграцию в легитимную экономическую ср еду теневого и «сер ого» сектора).
В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8-15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.
В то же время слепо копировать чужой опыт в Российской Федерации может быть не просто бесполезно, но и опасно, так как борьба с уклонением от уплаты налогов всегда реализуется с учетом множества специфических факторов и условий. Эти переменные будут в разных странах действовать по-разному, иногда даже давая противоположный эффект. Однако положи тельный опыт зарубежных государств наглядно демонстрирует, ка кие наиболее грубые ошибки совершать не следует, к каким условиям или изменениям необходимо стремиться и т. п.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика - будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить её объёмы можно.
В заключение хотелось бы отметить: для любой страны, важно постоянное усовершенствование налогового администрирования по мере развития экономической ситуации в государстве, увеличения общественных потребностей, при этом соблюдая баланс между интересами государства интересами налогоплательщиков. Важно чтобы развитие налогового администрирования способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей.



1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2019 года (дата обращения 25.03.2020г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146 -ФЗ (в ред.06.06.2019 г.). - Доступно: СПС «Консультант-Плюс».
2. Литература
3. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и
экономическая безопасность государства. М.: ИНФР А-М; 2018. 538 с. DO I:
10.12737/24758
4. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития// Вопросы экономики. - 20 15. - №9. - С. 152-160.
5. Богославец Т.Н. Причины, препятствующие формированию налоговой культуры Рос сии // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 3. -С. 184- 188.
6. Гираев В. К. Теневая экономика Дагестана: проблемы легализации и
налогообложения//Материалы экономического форума 13, июня 2019. -Махачкала.: ДГУНХ. - 16 8с.
7. Демин А. В. Налогово-правовая куль тура современного российского
общества: общие размышления//Юридическая техника.2016.№10.-С.112-118.
8. Ермекбаева Б.Ж., Мустафина А.К. Налоговое администрирование. - Алматы, 2015. - 235 с.
9. Илюхина Р.В., Цигурова Ю. В. Теоретико-методические основы оценки масштабов теневой экономики. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономики» М.: Изд -во «Научный консультант»; 2018. С. 85-93.
10. Марциевский Н. С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 1. Томск: STT; 20 14. 282 с.
11. Марциевский Н. С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 2. Томск: STT; 20 14. 260 c.
12. МВФ опубликовал оценку размеров теневой экономики по всему миру // Коммерсант. - 2018. - 7 февраля.
13. Миллер Н.В. Проблема формирования налоговой куль туры в России // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2007. № 3. -С. 143- 146.
14. Савина О.Н., Раминская П.Ю. Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе / О.Н.Савина // Экономика в школе.- 2014 - №1, -С. 96 - 10 8.
15. Радаев В. В. Российский бизнес на пути к легализации//
Неприкосновенный запас. 20 03. № 3 (2 9) (дата обращения: 21.09.2017).
16. Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство . 2015;8-1:64-70.
17. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: общий курс. М.: Дело; 2005.
18. Уханов В.В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов. Российское предпринимательство . 2017;18(22) :3405-3418. DOI: 10.18334/rp .18.22.38452
3. Интернет -ресурсы
19. Неформальная экономика в России выросла до рекордных размеров. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/04/2017/58f4b8789a7947c1418ff1 af.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (2016) // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/p resident/news/53379 ( дата обращения : 21.09.2017).
21. Пономарева О. (2017). АСК НДС - 3: новый «комплекс слежения» за бизнесом // Регфорум 29.07 .2017. URL: http://regforum.ru/posts/3260 asknds3 novyy kompleks slezheniya_za_biznesom/ (дата обращения: 21.09. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ