ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ВСЕОБЩЕГО
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 13
1.1. Сущность и принципы концепции TQM 13
1.2. Особенности внедрения TQM в России 16
1.3. Управление качеством на основе принципов TQM 19
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ АО
«НИИЭФА» В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия АО «НИИЭФА» 25
2.2. Особенности конкурентной стратегии АО «НИИЭФА» в
современных условиях: проблемы и перспективы 30
2.3. Анализ системы качества, действующей на предприятии АО
«НИИЭФА» на соответствие принципам TQM 38
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «НИИЭФА»
НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ TQM 45
3.1. Разработка мероприятий по формированию конкурентной
стратегии предприятия АО «НИИЭФА» с учетом принципов TQM 45
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложение А. Бухгалтерский баланс АО «НИИЭФА» 84
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках АО «НИИЭФА» 86
Приложение В. Дополнительные виды деятельности
АО «НИИЭФА» 87
Приложение Г. Перечень документированных процедур
АО «НИИЭФА» 89
Приложение Д. Титульный лист стандарта организации «Входной контроль закупленной продукции» 92
Приложение Е. Содержание стандарта организации «Входной контроль закупленной продукции» 93
В условиях рыночной экономики и постоянного возрастания конкуренции, компаниям необходимо искать все новые пути развития и улучшения.
В условиях современной рыночной среды немаловажное значения имеют вопросы, связанные с качеством, что является причиной особой заинтересованности данной темой. А возрастающая конкуренция на рынке является предпосылкой к необходимости разработки программ повышения качества.
Также, несмотря на наличие разнообразной научной литературы, актуальность данной темы обусловлена и практической потребность предприятия в разработках по данной теме.
Система менеджмента качества - это необходимая составляющая успешной деятельности любого предприятия, вне зависимости от профиля деятельности и размера. На отечественном рынке с каждым годом возрастает количество компаний, имеющих сертификат соответствия системы менеджмента качества мировым стандартам.
Однако, для создания системы менеджмента качества на предприятии и последующего поддержания ее деятельности в состоянии, соответствующем потребностям компании, необходимо использовать определенные методы совершенствования систем менеджмента качества.
Одним из возможных методов совершенствования является развитие системы менеджмента качества на основе концепции TQM. Преимуществом концепции TQM является ее всеобъемлющий охват процессов предприятия и возможность применения на любом из иерархических уровней.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования является Акционерное общество «Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова».
АО «НИИЭФА» - ведущий научный, проектно-конструкторский и производственный центр России по созданию электрофизических установок и комплексов для решения научных и прикладных задач в области физики плазмы, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц, здравоохранения, радиационных и энергетических технологий, интроскопии [1].
Предметом исследования является концепция TQM как механизм формирования конкурентной стратегии предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы магистра - формирование конкурентной стратегии развития предприятия на основе принципов TQM.
Для достижения поставленной необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- проанализировать методологию оценки
конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать принципы TQM, конкурентные стратегии и возможности их применения в современных условиях рынка;
- оценить организационно-экономическое состояние
исследуемого предприятия;
- оценить действующую конкурентную стратегию исследуемого предприятия;
- оценить систему качества исследуемого предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии на основе принципов TQM;
- разработать мероприятия по формированию конкурентной стратегии предприятия с учетом принципов TQM;
- оценить эффективность предложенных мероприятий;
- обобщить полученные данные и сделать выводы.
Теоретическая и методологическая база исследования состоит из работ отечественных и зарубежных ученых в сфере стратегического менеджмента, управления качеством, а также действующих нормативных документов на территории Российской Федерации.
Информационной базой исследования являются разнообразные интернет источники, в том числе компьютерные справочные правовые системы, официальные сайты компаний, онлайн- библиотека Политехнического университета, источники статистических данных.
Исходными данными для проведения исследования являлись внутренние документы предприятия - объекта исследования:
- аналитические отчеты работы различных подразделений;
- документы финансовой отчетности;
- стандарты предприятия;
- иные документы предприятия, в том числе инструкции и положения.
В процессе исследования были использованы общие и специфические методы познания: системный, структурный и функциональный анализ, графическое представление результатов исследования, методы сравнения.
В процессе сбора данных для практической части исследования применялись следующие методы:
- опросы мнений руководителей и специалистов рассматриваемых предприятий;
- диагностические интервьюирования сотрудников;
- методы наблюдений за управленческими процессами на предприятиях.
Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что уточнены особенности использования принципов TQM при формировании конкурентных стратегий на российских предприятиях, уточнены аспекты управления качеством на основе принципов TQM, разработана и опробирована стратегия развития промышленного предприятия на основе принципов TQM.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что расширены теоретические аспекты проблемы исследования, выявлены и описаны особенности применения принципов TQM на российских предприятиях, углублены данные о взаимосвязи стратегии предприятия и управлении качеством на основе принципов TQM.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что:
- положения диссертации могут быть использованы для дальнейшей работы в области корректирования действующих процессов на предприятии-объекте исследования в рамках предложенной стратегии;
- подготовлен рабочий проект улучшений с учетом принципов TQM, учитывающий потребности предприятия-объекта исследования;
- проект внедрен и используются на предприятии АО «НИИЭФА».
Материалы диссертационного исследования обсуждались на научно-образовательном семинаре по направлению «Цифровые технологии в экономике и промышленности», Санкт-Петербург 26 октября 2018 г., на конференции «Неделя науки 2019», г. Санкт- Петербург, 18-23 ноября 2019 г., на национальной научно-практической конференции с международным участием «Цифровые технологии в экономике и промышленности (Экопром-2019)», Санкт- Петербург 22-23 ноября 2019 г.
Представленные в работе результаты исследования нашли отражения в 3 публикациях автора:
1. Ермакова Е.А. Инновационная активность - как фактор повышения качества товаров и услуг / Е.А. Ермакова, Н.И. Решетникова, Р.Р. Фагманова // Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности. - Курск, 2018.
2. Ермакова Е.А. Система менеджмента качества как составляющая инновационного развития организации / Е.А. Ермакова, Н.И. Решетникова // Цифровые технологии в экономике и промышленности. - СПб, 2019.
3. Ермакова Е.А. Интегрированные системы менеджмента качества фармацевтических предприятий: проблемы и перспективы / Е.А. Ермакова, Н.И. Решетникова // Цифровые технологии в экономике и промышленности. - СПб, 2019.
Ежегодное ужесточение конкуренции обуславливает необходимость поиска новых методов повышения конкурентоспособности.
С этой целью многие российские предприятия обращаются к зарубежной практике. Одним из популярных методов достижения и поддержания конкурентных преимуществ является подход, основанный на концепции Всеобщего менеджмент качества (TQM).
Сущность концепции TQM заключается в ключевой роли качества продукции и услуг, направленных на максимальное удовлетворение потребностей клиентов.
Грамотное использования концепции TQM в деятельности предприятия обеспечивает достижение дополнительных конкурентных преимуществ. Во многом это проявляется в повышении удовлетворенности потребителей
В данной выпускной квалификационной работе рассматривалось подведомственное промышленное предприятие Госкорпорации «Росатом» - «Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова».
АО «НИИЭФА» является крупным российским промышленным предприятием, ведущим свою деятельность в научной, проектно-конструкторской и производственной областях. Деятельность АО «НИИЭФА» заключается в создании электрофизических установок и комплексов для решения научных и прикладных задач в области физики плазмы, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц, здравоохранения, радиационных и энергетических технологий, интроскопии.
Предметом исследования являлась концепция TQM как механизм формирования конкурентной стратегии предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы магистра являлось формирование конкурентной стратегии развития предприятия на основе принципов TQM.
Для достижения поставленной необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- проанализировать методологию оценки
конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать принципы TQM, конкурентные стратегии и возможности их применения в современных условиях рынка;
- оценить организационно-экономическое состояние исследуемого предприятия;
- оценить действующую конкурентную стратегию исследуемого предприятия;
- оценить систему качества исследуемого предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии на основе принципов TQM;
- разработать мероприятия по формированию конкурентной стратегии предприятия с учетом принципов TQM;
- оценить эффективность предложенных мероприятий;
- обобщить полученные данные и сделать выводы.
В первую очередь было обобщены и углублены знания, связанные с проблематикой исследования: проанализирована научная литература, методология оценки конкурентоспособности предприятия, была проведена оценка организационно-экономического состояния АО «НИИЭФА».
Далее в рамках исследования была изучена и скорректирована действующая стратегия предприятия в сторону усиления внимания к качеству выпускаемой продукции. Одним из преимуществ данной стратегии является ее согласованность с корпоративной стратегией Госкорпорации. При разработке стратегии АО «НИИЭФА» были определены «проблемные точки» в деятельности предприятия и разработаны конкретные мероприятия для решения выявленных проблем.
Разработка мероприятий происходила исходя из потребности предприятия и с учетом специфики его работы.
Таким образом, на основе принципов TQM, отраженных в стандарте ИСО 9001-2015 был разработан план улучшений, направленный на всеобъемлющий пересмотр процесса «Входной контроль закупленной продукции»:
- описание процесса (оформление паспорта процесса, разработка модели процесса, разработка развернутой схемы протекания процесса с ответственными лицами и выходными документами);
- разработка соответствующего стандарта организации;
- методическое проектирование подготовки сотрудников.
Заключительным этапом работы являлась экономическая оценка предложенных мероприятий. Для этого была выбрана «Модель затрат на процесс», предложенная в ГОСТ Р 52380.1 Руководство по экономике качества.
Преимуществом данной модели является то, что ее использование дает возможность сгруппировать затраты и соотнести их с конкретным процессом предприятия.
В 2020 году ожидается следующий экономический эффект от предложенных мероприятий:
- снижение затрат на соответствие составит 7,9% c 12 197 888 рублей до 11 232 712 рублей;
- снижение затрат вследствие несоответствия составит 77,7% с 858 678 рублей до 190 833 рублей.
Стоимость процесса в планируемом году составит 11 423 545 рублей, что на 12,5% меньше чем в 2019 году - 13 056 566 рублей.
Стоит отметить, что в первую очередь предприятие должно стремиться к снижению затрат, возникающих в следствие несоответствий. Видно, что планируемым результатом внедрения предложенного проекта, является в первую очередь, существенное изменение вышеупомянутой категории затрат в сторону их уменьшения. Что, в свою очередь, является позитивным результатом.
Таким образом, снижение стоимости протекания процесса доказывает экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Основная направленность предложенной стратегии интенсификации заключается в развитии качества существующего продукта.
Что касается конкурентных преимуществ, которое предприятие подучит в результате внедрения предложенного проекта, то можно отметить следующее:
- выпуск более качественного товара;
- улучшение корпоративной репутации за счет выпуска более качественной продукции и более ответственного подхода к выбору поставщиков;
- достижения лидерства в безопасности продукции, что является немаловажным для любого предприятия, но в особенности для предприятия атомной отрасли.
Таким образом, данные конкурентные преимущества можно получить в рамках реализации предложенного проекта. В то же время, ведение деятельности по стратегии интенсификации обеспечивает согласованность целей Госкорпорации «Росатом» и АО «НИИЭФА», а полученные конкурентные преимущества соответствую концепции ценностей Госкорпорации.
1. Официальный сайт АО «НИИЭФА» им. Д.В. Ефремова [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.niiefa. spb.su/? lang=ru
2. Коноплев, С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Коноплев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 252 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Национальный стандарт Российской Федерации. ( утв. Приказом Росстандарта от 15.09.2015).
4. Федюкин, В.К. Управление качеством
производственных процессов: Учебное пособие / В.К. Федюкин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента
качества. Требования» Национальный стандарт Российской
Федерации. ( утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015).
6. Кузьмина С.Н., Андросенко Н.В. Использование методов математического моделирования и инструментов экономики качества для обеспечения устойчивого развития социально. экономических систем / Интернет-журнал «Науковедение» URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/155EVN614.pdf(дата обращения: 25.04.2020)
7. Силонова Е. А. Проблемы внедрения TQM в России / Е. А. Силонова // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - №3. - С. 23-24.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13288924
8. Менеджмент : студенческая научная работа / ред. И.А.
Куянцев. - Москва : Студенческая наука, 2012. - Ч. 2. Сборник студенческих работ. - 1492 с. - (Вузовская наука в помощь студенту). - Режим доступа: по подписке. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228009 (дата обращения: 19.05.2020).
9. Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях: Практическое руководство: Учебное пособие / В.И. Логанина и др. М.: КДУ , 2008. с. 148.
10. Окрепилов, В. В. Управление качеством :
Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО
«Издательство «Наука», 2000, 912 с.
11. Васин, С.Г. Управление качеством. Всеобщиий
подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Васин. - Люберцы: Юраийт, 2016. - 404 c.
12. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке // Энциклопедия маркетинга. Публикации. [Электронный ресурс] URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/6.htm. (дата обращения 15.02.2018).
13. Глухов, В.В. Менеджмент. Учебник. 2-ое изд., испр. и доп./ В.В.Глухов. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 528 с.
14. Зеленцов Л. Б. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе/ Л. Б. Зеленцов, Н. Н. Николаева, И. К. Сеян //Инженерный вестник Дона. - 2013. - №4 (27). - С. 125-129.http://elibrary.ru/item.asp?id=21452345
15. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в условиях повышения конкурентоспособности // Менеджмент в России и за. рубежом. 2003. No 1.с. 52-58
16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 5-е Европейское издательство - М.:Спб.:К.: Издательский дом «Вильямс»,
2014. - 944 с.
17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. Пер с англ./ Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2018. - 448 с.
18. Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров - Изд-во: Дашков и Ко, 2016. - 160 с.
19. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ М.Портер. — М.: АльпинаБизнесБук,
2015. - 567 с.
20. Портер, М. Конкуренция./ М.Портер. - М.: Вильямс, 2015. - 608 с.
21. Кузьмина С.Н. Обеспечение качества и риски в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса// Петербургский экономический журнал №3:Из-во Санкт- Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург), 2018, С. 122-131
22. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для
достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» Национальный стандарт Российской Федерации. (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2010 г. N 501-ст)
23. Кормишкин Д. В. Формирование системы
стратегического планирования маркетинговой деятельности на предприятиях по производству строительных материалов / Д. В. Кормишкин // Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа -
http://dlib.rsl.ru/rsl01007000000/rsl01007970000/rsl01007970931/rsl01007970931.pdf
24. Гутман, С. С. Управление проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. С. Гутман, А. Б. Тесля; Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт- Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
25. Финько, А. В. Управление проектом: методология и практика: учебно-методическое пособие / А. В. Финько, И. Н. Смыслова; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
26. Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 7 февраля 2012 г. № 37
27. Официальный сайт Госкорпорации «Росатом» [Электронный ресурс] Режим доступа -https://www.rosatom.ru
28. Системы качества управления персоналом : учебное
пособие / Николаев Н.С. — Москва: Русайнс, 2016. - 260 с.
https://www.book.ru/book/919323
29. Формирование стратегии продвижения компании [Электронный ресурс] - Изд-во: COMAGENCY. - 2017. - Режим доступа: http://www.comagency.ru
30. Свиткин М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации [Текст] // Стандарты и качество. - 2002, № 3. - С. 74
31. И. В. Денисов Методика проведения входного контроля качества запасных частей на предприятиях системы автотехобслуживания / Денисов И. В., Смирнов А. А. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5. - 73-76.
32. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» №163 от 29 июня 2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/
33. ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения (с Поправкой, с Изменением N 1) [Электронный ресурс] Режим доступа -
http://docs.cntd.ru/document/1200101156
34. ГОСТ Р 52380.1-2005. «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» Национальный стандарт Российской Федерации. (утв. Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 годаN 236-ст)
35. Ермакова Е.А. Инновационная активность - как
фактор повышения качества товаров и услуг/ Е.А. Ермакова, Н.И. Решетникова, Р.Р. Фагманова // Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности. - Курск, 2018.
Наименование показателя Код 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013