Введение 3
1 Тенденции и предпосылки формирования организационных структур
современной кредитной организации 5
1.1 Классификационные признаки и типовые формы организационного
строения управления банком 5
1.2 Эволюция организационных банковских структур под воздействием
изменений в корпоративном бизнесе 19
1.3 Процесс оптимизации организационных структур управления
коммерческим банком 25
2 Эмпирические оценки современных стратегий и моделей организационного
строения банковского института 31
2.1 Модели организационной структуры управления в условиях конкуренции банковских стратегий 31
2.2 Сущностные факторы изменений в организационных структурах
управления банком 38
2.3 Обоснование совершенствования организационных структур кредитной
организации в свете глобальных экономических и финансовых изменений 51
Заключение 59
Список использованных источников 61
В российской экономике коммерческие банки призваны управлять движениями всех денежных потоков, в первую очередь кредитных, содействовать обеспечению наиболее удобного и разумного использования финансовыми средствами общества и перелива капитала в те области хозяйства страны, где плодотворность от вложений будет максимальной. Система денежно-кредитных отношений находиться в процессе серьезных структурных усовершенствований, которые затронули и функционирование банков. Современный этап характеризуется стадией фундаментальных реформ в банковском деле, многочисленных нововведений в организации и системах управления. Одновременно с этим выросли риски, связанные с деятельностью кредитных учреждений и поэтому главным в надежном функционировании банка, становится качественное управление. Все это приводит к изменениям стратегий развития коммерческих банков, и в результате к формированию новых организационных структур.
Целью выпускной квалификационной работы является обобщение международной и отечественной практики организационного строения систем управления банком и обоснование на этой основе управленческих подходов в развитии моделей, учитывающих стратегии кредитного института.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть процесс оптимизации структуры управления банком выделив базовые элементы, принципы, институциональные аспекты и модели организационного строения банка;
- изучить современные модели и стратегии совершенствования корпоративного управления организационным строением банка и его бизнесом;
- разработать подходы к формированию модели ориентированной на организационную структуру, учитывающую стратегию развития банка.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступают организационные структуры управления коммерческими банками, функционирующие в различных экономических системах.
Предметом исследования - предпосылки, эмпирические оценки, значимые свойства, особенности, условия, влияющие на изменения организационных структур коммерческих банков.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Во введении представлена актуальность исследования, цели, задачи, объект и предмет исследования, структура работы.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования организационных структур кредитных учреждений. Изучены базовые элементы и принципиальные подходы к формированию организационной структуры современного кредитного института, рассмотрена эволюция
институционализации банковских структур, определен процесс оптимизации организационных структуры управления коммерческих банков.
Вторая глава представляет эмпирические оценки стратегий и моделей управления многофилиальным банковским институтом и его региональными структурами. Исследована организация управления банком, оценены факторы и главные принципы изменений в организационной структуре банка, рассмотрены проекты трансформаций моделей и корректировок стратегий оптимизации организационных структур управления банком, а также обоснованы совершенствования организационных структур в свете глобальных экономических и финансовых изменений.
Информационной основой исследования являются научные и учебные публикации по изучаемой тематике, материалы семинаров и научных конференций, а также сведения официальных сайтов органов банковского регулирования и надзора по вопросам развития систем корпоративного управления в области организационного строения банка.
Учитывая постоянную необходимость избегания банковских рисков и обеспечения финансовой устойчивости банки должны разрабатывать и применять наиболее эффективные процедуры оценки деятельности и руководства своей деятельностью
На данный момент времени экономика выставляет требования банкам в создании комплексных программ развития, направленных на трансформацию организационных структур, управленческих методов, введение современных подходов к обслуживанию потребителей, соответствующих международным стандартам. Изменение деятельности банка по вышеперечисленным сферам должна характеризоваться последовательностью и идти в рамках общей стратегии развития всего банка.
Точность стратегических целей, последовательность в осуществлении стратегических решений, соответствие стратегии развития условиям внешней среды - все это условия успеха коммерческого банка в современной ситуации. Необходимо отметить, что на данный момент времени в российской практике менеджмент банка должен понимать сущность стратегии развития, ее виды, должен знать, как формировать и осуществлять стратегию.
Важное значение приобретает использование подходов оценки результатов стратегии, которые позволяют после анализа ситуации скорректировать деятельность банка для достижения поставленной цели и оценить действенность стратегии развития. Часто у современных коммерческих банков есть разработанные стратегии развития, но обычно они представлены только документом с одноименным названием, и все разработанные положения стратегии остаются либо не реализованы, либо реализованы без соответствующего контроля.
Стратегии, осуществляющиеся без контроля со стороны руководства банка и без оценки ее эффективности, могут привести организацию к не тем результатам, которые требовались.
В результате формирования стратегий развития коммерческого банка, претерпевают изменения и внутреннего характера, и в первую очередь структуры управления.
Исследования показали, что за рубежом банковская система более стабильна, что не требует регулярных изменения в организационной структуре и в первую очередь в Японии и США изменения вызваны расширением комплекса оказываемых услуг.
В России изменения организационных структур банков вызваны большим количеством факторов - от рисков на фоне нестабильности финансового и денежно-кредитного сектора экономики, до расширения ассортимента.
1. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 31.12.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/
2. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 №254-П (в ред. от 01.09.2015 №3765-У).
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru/Publ/Vestnik/ves 151012086.pdf
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (в ред. от 07.03.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и
банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 №242-П (в ред. от 04.10.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46304/
5. Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14.10.2004 №548. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49885
6. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 сентября 2010 года № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц: указание Банка России от 13.04.2016 №3994-У. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105583/
7. Об обязательных резервных требованиях: указание Банка России от
13.11.2017 №4604-У. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/standart_acts/others/4604-u.pdf
8. Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам
(депозитам), депозитных счетов: инструкция Банка России от 30.05.2014 №153- И. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/Publ/Vestnik/ves 140626060.pdf
9. Об обеспечении бесперебойного осуществления переводов денежных
средств с использованием платежных карт: письмо Банка России от 02.06.2014 №104-Т. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/Publ/Vestnik/ves140609054.pdf
10. О Рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных
организаций и развития банковских услуг в регионе: письмо Банка России от 07.08.2006 №106-Т. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79242/
11. О Кодексе корпоративного управления: Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
12. Андреева, М. А. Формирование и развитие системы комплексного банковского обслуживания физических лиц в Российской Федерации // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2011. № 3. С. 241-243.
13. Банковское дело. Словарь / под ред. Л. Е. Миронова. М.: ИНФРА- М, 2014.
14. Борисов, Э.Ю. Принципы проектирования организационной структуры управления финансово-кредитной организации // Вестник университета. 2013. №13. С. 130 - 134.
15. Белоглазова, Г. Н. Кроливецкая Л. П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: М.: Издательство Юрайт, 2011.
16. Васильев, Е.С. Особенности корпоративного управления в банковском секторе России. Известия Тульского государственного университета. 2011. №3-2. С. 206-218.
17. Вейлл, П. Искусство менеджмента / пер. с англ. И. Б. Козыревой. М.: Новости, 1993.
18. Веснин, В.Р., орпоративное управление. М.: Инфра-М, 2014. 272 с
19. Дворникова, Ю.В. Оценка эффективности деятельности коммерческого банка как элемент системы управления / Ю.В. Дворникова, Д.Д. Абрамова // Актуальные вопросы современных научных исследований. - 2017. - С. 272-276.
20. Добролежа, Е.В. Динамика развития банковского сектора России по итогам реализации Стратегии-2015 // Вестник РГЭУ. - 2016. - №2.- .- с. 169-176.
21. Добролежа, Е.В. К вопросу о влиянии межбанковской конкуренции на экономический рост современной России // Финансовые исследования. - 2016. - №3. - 38- 43.
22. Егорова, Н.Е. Смулов А.М., Полетаева В.М. О банковских стратегиях управления проблемной ссудной задолженностью юридических лиц // Банковское дело. 2011. № 8. С. 44-47.
23. Зубрилин, И.Н. Содержание механизма реализации развития корпоративного управления в социально-экономической системе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 3. С. 552-559.
24. Зубрилин, И.Н. Содержание механизма реализации развития корпоративного управления в социально-экономической системе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 3. С. 552-559.
25. Иванова, Е.А. К вопросу организации розничных банковских услуг в РФ / Е.А. Иванова, Е.В. Жегалова // Вестник научных конференций. - 2017. - №6-2(22). - С. 52-55.
26. Иванова, С.П. Новые подходы стратегического планирования по проведению комплекса мер, направленных на стабилизацию банковской системы / С.П. Иванова // В сборнике: Расширенное воспроизводство инновационной экономики и интенсификация спроса на инновации в России. Сборник научных статей - Москва, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. С. 44-48.
21. Иванов, А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт / А.Н. Иванов // М. : Финансы и статистика, 2012. - С. 9.
28. Козлова, Г.Г. Влияние изменения законодательства о банкротстве физических лиц на рынок потребительского кредитования / Г.Г. Козлова, И.В. Моргунова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №1. - С.1-5.
29. Корнева, Д.Ю. Опыт организации банковских систем зарубежных стран / Д.Ю. Корнева // Академическая публицистика. - 2017. - №12. - С. 179-184.
30. Лаутс, Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности / Е.Б. Лаутс. М.: ВолтерсКлувер, 2017. 32 с.
31. Леонтьев, П. А. Методические подходы к оценке эффективности процессов предоставления банковских услуг // Банковские услуги. 2013. № 10. С. 15-24.
32. Морейская, С.Б. Формирование и перспективы развития российской модели корпоративного управления. Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2016. № 2. С. 68-74.
33. Минушкин, Г.А. Особенности банковских услуг и их распространение в России / Г.А. Минушкин // Роль Евразийского экономического союза в глобализации российской экономики. - 2017. - С. 142-145.
34. Натальина, Т. В. Установление причинно-следственных связей между стратегией и бизнес-процессами предприятия // Вестник СибАДИ. 2015. № 5(45). С. 178 - 184.
35. Одегов, Ю. Г., Никонова Т. В., Безделов Д. А. Банковский менеджмент. Управление персоналом. М.: Экзамен, 2016.
36. Принципы корпоративного управления для банков. Базельский комитет по банковскому надзору: руководство. Банк международных расчетов. 2015.
37. Ровенский, Ю.А., Наточеева Н.Н., Полетаева В.М. Социально-экономические проблемы, снижающие финансовую устойчивость российских кредитных организаций // Деньги и кредит. 2017. № 2. С. 69-74.
38. Розмысло М.В. Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг России / М.В. Розмысло // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике. - 2017. - С.178-183.
39. Руковчук, А.В. Оптимизация организационной структуры управления банком // Управленческое консультирование. 2011. №2. С.149 - 165.
40. Садыкова К.В. Особенности создания и управления корпоративными преимуществами в интегрированных корпоративных структурах в период кризиса // В сборнике: Актуальные вопросы и проблемы общественных наук XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.Е. Бельских. Волгоград, 2015. С .50-52.
41. Садыкова К.В. Трансформация зарубежного опыта реализации инновационных конкурентных стратегий в российскую банковскую практику / К.В. Садыкова, С.П. Иванова // Современные социально-экономические процессы: проблемы занятости, закономерности, перспективы. - 2017. - С. 47-49.
42. Тарасова Н. В. Потребительский кредит: новое в правовом регулировании / Н.В. Тарасова, И.Г. Бабаева // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 79-82.
43. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.: АНТИДОР, 2010.
44. Чернышова О.Н. Анализ эффективности организационных структур банков / О.Н. Чернышова, А.Ю. Федорова, Р.Ю. Черкашев // Социально¬экономические явления и процессы. - 2017. - Т.12. - №3. -С. 216-224.
45. Шаш А.А. Трансформационные стратегии российского банковского сектора / А.А. Шаш // Проблемы управления финансами в государственном и корпоративном секторах экономики. - 2017. - С. 228-24.