Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты электронного маркетинга 7
1.1 Понятие и сущность электронного маркетинга 7
1.2 Основные инструменты электронного маркетинга 11
1.3 Тенденции развития электронного маркетинга в России 25
Глава 2 Особенности состояния электронного маркетинга в полиграфической отрасли 31
2.1 Характеристика полиграфической отрасли России 31
2.2 Анализ основных инструментов электронного маркетинга используемых
в полиграфической отрасли 42
2.3 Подходы к оценке эффективности электронного маркетинга на
предприятии 47
Глава 3 Разработка системы электронного маркетинга для предприятий
полиграфической отрасли 60
3.1 Формирование системы электронного маркетинга для предприятий
полиграфической отрасли 60
3.2 Апробация системы электронного маркетинга на предприятии
ООО «Полиграфия-Славянка» 68
Заключение 76
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. В условиях современной конкуренции для полиграфических предприятий на первый план выходят задачи увеличения объема продажи продукции и поддержание уровня спроса. Основной вариант решения данной проблемы - это формирование и развитие содержания, форм и методов стратегического и операционного маркетинга, что позволит определять тенденции рынка, прогнозировать уровень цен, спрос, а также активно реализовывать маркетинговое влияние на клиентов и конкурентов. Но функциональные возможности традиционного маркетингового подхода ограничены, и требуют высоких затрат на продвижение товаров полиграфических предприятий, что отрицательно сказывается на рентабельности продаж. Поэтому следует развивать и совершенствовать эффективное направление - электронный маркетинг, который за счет использования новых технологий позволяет оказывать эффективное воздействие на целевую ауди-торию в условиях конкурентной рыночной среды на основе формирования эффективных стратегий и современных методов управления маркетинговой деятельностью в сети Интернет, а также планировать маркетинговые мероприятия.
Таким образом, формирование и функционирование эффективной системы электронного маркетинга представляется перспективным направлением, и требует создания сложной структуры предприятия, разработки актуальной системы электронного маркетинга и построения системы сквозной аналитики, что и определило актуальность темы диссертационного исследования.
Объект исследования - деятельность полиграфических предприятий России.
Предмет исследования - системы электронного маркетинга на предприятиях полиграфической отрасли.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении теоретических аспектов электронного маркетинга для выявления особенностей и специфики полиграфической отрасли и последующей разработки системы электронного маркетинга для предприятий полиграфической отрасли.
Задачи исследования:
1. изучить понятие и сущность электронного маркетинга;
2. изучить основные инструменты электронного маркетинга;
3. изучить тенденции развития электронного маркетинга в России;
4. характеризовать предприятия полиграфической отрасли России;
5. основные инструменты электронного маркетинга используемых в полиграфической отрасли;
6. оценить эффективность электронного маркетинга на предприятиях полиграфической отрасли;
7. сформировать комплексную систему электронного маркетинга для предприятий полиграфической отрасли;
8. апробировать систему электронного маркетинга на предприятии ООО «Полиграфия-Славянка» и оценить её эффективность.
Степень научной исследованности проблемы. Проблематике управления маркетинговой деятельностью посвятили свои научные работы многие зарубежные и российские авторы. Значимый вклад в развитие теоретических аспектов управления маркетинговой деятельности внесли такие отечественные авторы, как: Г.К. Абдрашева, А.А. Бабкин, И.В. Буторина, Л.И. Бушуева, Г.А. Васильев, Н.Е. Высоцкая, В.И. Дорошев, А.П. Дурович, С.В Карповой, Н.С. Козырев.
В области электронного маркетинга изучены научные работы: Б.С. Гольдштейн, А.А. Гаврилов, Е.П. Голубков, М.И. Даниленко, С.М. Ильяшенко, Л.Л. Калинич, С.В. Маловичко.
Стоит отметить, что управление маркетинговой деятельностью в продвижении товаров и услуг в сети Интернет с позиций системного подхода на предприятиях полиграфической отрасли в настоящее время остается практически неразработанным.
Так, наиболее близкой работой по теме диссертационного исследования было диссертационное Н.В. Курманова. В связи с этим необходимо предложить модель системы электронного маркетинга, которая представляет собой совокупность элементов, и позволяет в комплексе реализовать стратегию продвижения продуктов предприятия в сети Интернет, осуществлять маркетинговое воздействие на пользователей и управлять коммуникациями с потенциальными покупателями.
Гипотеза. Предполагается, что внедрение системы электронного маркетинга повысит количество заказов, время обработки заказов уменьшиться, качество и количество заказов возрастёт, повысится число откликов от потенциальных заказчиков, а также результаты внедрения позволят сформировать конкурентные преимущества предприятия.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в раз-работке и обосновании системы электронного маркетинга для полиграфических предприятий, с учетом особенностей построения, взаимодействия ее элементов и оценки эффективности. Которая, в отличии от известных, представляет собой совокупность элементов с учётом современных тенденций развития систем электронного маркетинга и специфики рынка полиграфии , что позволяет в комплексе реализовать маркетинговые стратегии продвижения продукции предприятия в сети Интернет, осуществлять сквозную аналитику и управлять коммуникациями с потенциальными клиентами.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные ресурсы в сети Интернет по исследуемой проблематике, результаты авторского исследования.
Методы исследования: системный, маркетинговый, аналитический, графический, наблюдение.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в доведении основных методических положений и теоретических разработок до уровня практических рекомендаций, которые могут быть использованы для формирования системы электронного маркетинга на предприятиях поли-графической отрасли, а также возможности использования предложенных методик в управлении продажами посредством электронного маркетинга.
Апробация диссертационного исследования проводилась на ООО «Полиграфия-Славянка», в результате был сделан вывод что использование авторской системы электронного маркетинга на предприятии полиграфической отрасли является очень актуальным направлением развития конкурентоспособности в полиграфической отрасли. Данное решение будет выгодно для предприятия в стратегическом плане, так как с течением времени охват аудитории системой электронного маркетинга будет увеличиваться, а расходы на продвижение и рекламу будут оставаться на достаточно низком уровне. Причем, система окажет косвенное влияние на традиционную систему маркетинга предприятия, так как под воздействие попадёт значительная часть аудиторий, которая может выходить на связь с представителем предприятия только через традиционные способы коммуникации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Для предприятий полиграфической отрасли, электронный маркетинг позволяет значительно увеличить объём сбыта полиграфической продукции, за счет снижения стоимости продвижения продукции и осуществления коммуникаций с потенциальными клиентами. Основные выводы и результаты диссертационного исследования заключается в следующих пунктах:
1. Были изучены теоретические аспекты электронного маркетинга, включающие в себя понятие и сущность электронного маркетинга, понятие и сущность электронного маркетинга, а также тенденции развития электронного маркетинга в России;
2. В ходе выявления особенностей состояния электронного маркетинга в полиграфической отрасли, были охарактеризованы предприятия поли-графической отрасли России, проанализированы основные инструменты электронного маркетинга используемых в полиграфической отрасли, и оценена эффективность электронного маркетинга на предприятиях полиграфической отрасли.
3. В ходе разработки системы электронного маркетинга для предприятий полиграфической отрасли была сформирована система электронного маркетинга для предприятий полиграфической отрасли и далее эта система была апробирована на предприятии ООО «Полиграфия- Славянка»
По моему мнению, необходимо продолжить исследование электронного маркетинга, так как отрасль динамично меняется, развиваются алгоритмы поисковых систем, расширяется функционал для продвижения в соц.сетях, появляются новые сервисы и инструменты, которые позволяют существенно повышать эффективность маркетинговой деятельности полиграфического предприятия в Интернете.
1. Абдрашева, Г.К. Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании [Текст] / Г.К. Абдрашева, Ш.С. Туткышбаева, Д.Ш. Калибекова : Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 39. - С. 126-131
2. Ассоциация коммуникационных агентств [Электронный ресурс]:
Объём рынка рекламы - 2016.- Режим доступа:
www.akarussia.ru/knowledge/market_size
3. Бабкин, А.А. Труды 7-ой международной конференции и выставки ЦОС и ее применения DSPA. [Текст] / Бабкин, А.А. Ланнэ, В.С. Шаптала - 2005. - С. 28 - 32.
4. Бизнес печать [Электронный ресурс]: Полиграфическая деятельность-2016.- Режим доступа:
https://urvista.ru/reg_companies/objectives/start_business/printing/
5. Буторина, И. В. Возможности электронной коммерции [Электронный ресурс] // Буторина И.В. -2016.- Режим доступа:
http: //irinabutorina.ucoz.ru.
6. Бушуева, Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности [Текст]: Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №4. - С. 67-82.
7. Васильев, Г.А. Маркетинг / Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А // Учебное пособие для вузов. - Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2001. - 238 с
8. Вебвизор в Яндекс.Метрике [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: //metrika. yandex.ru/promo/webvisor/
9. Высоцкая Н. Е. Применение CRM-системы в процессе принятия управленческих решений на производственном предприятии / М. Е. Высоцкая. - Харьков: ИНФОДИСК, - 2013.
10. Гавриков, А.А. Контент-маркетинг: что это такое, зачем нужен и как разработать стратегию? [Электронный ресурс]: / А. Гавриков // КОМ- ПЛЕТО: Мой отдел электронного маркетинга, 2014 - Режим доступа: http: //blog.completo.ru/kontent-marketing-chto-eto-takoe-zachem-nuzhen-i-kak-razrabotat-strategiyu/.
11. Гольдштейн, Б.С. IP-телефония [Текст]: / Б.С. Гольдштейн, А.В. Пинчук, А.Л. Суховицкий. - Москва.: Радио и связь, 2001 - 336 с.
12. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге [Электронный ресурс] / Е.П. Голубков // Маркетинг. - 2002. - №3 (29). - Режим до-ступа: www.mavriz.ru/articles/2002/3/315.html
13. Даниленко М. И. Мобильный маркетинг: реалии и перспективы
[Электронный ресурс] / Научный вестник Херсонского государственного университета. - 2014. - Вып. 7. Ч. 2. - C. 172-175.
http://www.ej.kherson.ua/journal/economic_ 07 / 100.pdf.
14. Дорошев В.И. «Введение в теорию маркетинга» / Учебное пособие. - Москва, ИНФРА-М, - 2001. - 285 с.
15. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности [Текст] / А. П. Дурович. - Минск: НЖП «Финансы, учет, аудит», - 2007. - 464С.
16. Ильяшенко, С.М. Современные тенденции применения Интернет- технологий в маркетинге [Текст] / С.Н. Ильяшенко // Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011 - Т. 2, № 4. - С. 64-74.
17. Интернет-маркетинг [Электронный ресурс] / CRM-маркетинг в России - 2016. - Режим доступа: http: // www.ruward.ru/crm-marketing-2016/
18. Интернет-маркетинг для руководителя [Электронный ресурс] /
Школа бизнеса «Управляй будущим»: Статьи по управлению предприятием. - 2013.- Режим доступа: http: // www.u-b-s.ru/publikacii/internet-
marketing.html
19. Интернет-сервис анализа веб-сайтов [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.pr-cy.ru
20. Калинин, Л. Суть и особенности маркетинга в современном электронном бизнесе [Электронный ресурс] / Lviv Polytechnic National University Institutional Repository - Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua
21. Капинус, Л. В. Виды электронного маркетинга в деятельности предприятий пищевой промышленности [Электронный ресурс] / Капинус Л.В. - Режим доступа: http://dspace.nuft.edu.ua
22. Карасик, И.М. Интернет-маркетинг на B2B рынках. Электронные торговые площадки [Текст] / Логистические инновации в коммерции и маркетинге // Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. - С. 106-109.
23. Карповой, С.В. Инновационный маркетинг: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / под общ. ред. С.В. Карповой. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 457 с.
24. Код ОКВЭД 22: Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.63bitz.ru/okved-22.html
25. Козырь, Н.С. Совершенствование рынка Интернет-маркетинга в России [Текст] / Козырь Н.С., Гуварьян К.А., Гаврилова О . Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011. - Т. 2, № 4. - С. 64-74.
26. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспрес-курс / Ф. Котлер. - Санкт-Петербург - 2006 - 466 с.
27. Мазуренко, В. П. Маркетинг и менеджмент инноваций // [Электронный ресурс] / Мазуренко В. П., Н. А. Матвиенко 2011. - № 4, Т. II в. - Режим доступа: http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/sites/
default/files/mmi2011_4_2_24_29.pdf
28. Маловичко С. В. Электронная коммерция, электронный маркетинг: понятийный анализ [Текст] / С. В. Маловичко // Научный вестник Херсонского государственного университета - №10. - 2015. - С.209-212.
29. Медиамаркетинг [Электронный ресурс] / Партнерский маркетинг Режим доступа: http: // www.marnet.ru/?page_id=24
30. НОВЫЕФОРМЫ.РФ [Электронный ресурс] / Формы выпуска - Режим доступа: Нйр://новыеформы.рф
31. Общая характеристика современных промышленных способов
печати [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http: //
www.kazreferat.info/read/obschaya-harakteristika-sovremennyh-promyshlennyh-sposobov-pechati-MTkzMTE2
32. Паранин В.М. Дополнительные сервисы Интернет-магазина помогают увеличить продажи [Электронный ресурс] / В.Н. Паранин. - Режим доступа: http: // www.insales.ru/blog/kak-uvelichit-prodazi-internet- magazina
33. Петрик Е. А. Интернет маркетинг [Текст] / Петрик Е.А // Московская финансово-промышленная академия - Москва, 2014. - 299 с.
34. Плескач В. Л. Технологии электронного бизнеса [Текст] / В. Л. Плескач. - Москва: КНЭУ, 2014. - 223 с.
35. Поисковая система Яндекс [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.yandex.ru
36. Поисковая система Google [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.google.ru
37. Прикладные BI-решения [Электронный ресурс] / BI-системы - Режим доступа: http: // www.tsconsulting.ru/solutions-map/bi.php
38. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/pechat3. html
39. Российские полиграфические компании [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http: // mediascope.net/about/company/russia/
40. Рынок упаковочной продукции России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: // www.retail.ru/news/148952/
41. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ni/read/m21/2.html
42. Сервис автоматизированного продвижения [Электронный ресурс]: / «Сеопульт» - Режим доступа: http: // seopult.ru
43. Сервис интернет-аналитики // IQBuzz [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.iqbuzz.ru/
44. Сервис подбора ключевых слов поисковой системы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: // ad-
words.google.com/select/KeywordTool External? defaultView=2
45. Сервис управления репутацией в Интернете // «Крибум» [Элек-тронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.kribrum.ru
46. Система интернет-статистики и веб-аналитки «Яндекс.Метрика» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // metrika.yandex.ru/list
47. Система мониторинга и анализа онлайн-медиа [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.semanticforce.net/ru
48. Система мониторинга упоминаний в социальных медиа [Электронный ресурс] / ВаЬкее: - Режим доступа: http: //www.babkee.ru
49. Сервис Google Analytics [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.google.com/analytics/.html
50. Скляр Б. Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение [Текст] / Скляр Б. - Москва: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 1104 с.
51. Создание и продвижение Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]: Компания i-Vi - Режим доступа: http://www.i-vi.ru
52. Статистические данные. Государство. Бизнес. ИТ. [Электронный
ресурс]: - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ-
рынок_России
53. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] / Отраслевой отчёт - Режим доступа: www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/
54. Хоменко, П.Г. Современные тенденции развития маркетинга / П.Г. Хоменко // Актуальные проблемы экономики. - №12(102) - 2009. - С. 123-133
55. Центр Регистрации и Сопровождения Бизнеса [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https: // www.regfile.ru/okved2.html
56. Шамин, А.Е. Совершенствование процесса коммерциализации технологических инновационных продуктов [Текст] / Шамин А.Е., Фролова О.А Глобальный научный потенциал. № 6 (51). - 2015. - С. 105-107
57. Эволюция концепций [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // studyspace.ru/internetmarketing
58. Энциклопедия интернет-маркетинга [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: // www.seonews.ru/analytics/entsiklopediya-internet-
marketinga-podbor-klyuchevykh-fraz-dlya-nastroyki-kontekstnoy-reklamy/
59. Яковлев, А.А. Веб-аналитика, или почему профессионалы никогда не действуют наугад [Текст] / А.А. Яковлев Интернет-маркетинг. - 2008. - №2. - С. 92-97
60. Яндекс.Метрика [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //help .yandex .ru/metrika/
61. EMA Glossary // Е-Marketing Association [Electronic Resource]: eMA Glossary of Terms and Phrases. Electronic data - E. Greenwich: eMarketing Association, 1999-2004, Mode of access: [Электронный ресурс]: - Режим до-ступа: http://emarketingassociation.com/ members/glossary/index.htm
62. Google Analytics [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.google.com/intl/ru_ru/analytics/features/analysis-tools.html
63. Higher Organic Click-Through Rates [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https: // moz.com/blog/higher-organic-click-through-conversion-rates-rankings
64. How many Facebook friends does a man need [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //curiouscapitalist.blogs.time.com
65. INFORMS PubsOnLine [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.informs .org
66. Livelnternet [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http: //www.liveinternet.ru/corp/about.html]
67. Otlacan, O. (2005), E-Marketing Strategy: 7 Dimensions to Consider (The E-Marketing Mix)
68. Smith, P. R. & Chaffey, D. (2005), E-Marketing excellence: at the heart of e-Business, Oxford, UK, Butterworth Heinemann.
69. TNS Web Index [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //mediascope. net/
70. The 10 Types of Business that MUST Use Call Tracking [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //
www.wordstream.com/blog/ws/2015/04/22/call-tracking-industries
71. The Virus of Marketing [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: // www.fastcompany.com
72. WHAT IS A GOOD CLICK THROUGH RATE (CTR) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https: // www.ppchero.com/what-is-a-good-click-through-rate-ctr/
73. What is a KPI [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https: //www.klipfolio.com/resources/articles/what-is-a-key-performance-indicator