Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование антизападных установок в процессе политической социализации

Работа №70917

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЗАПАД»
1.1. Цивилизационный подход в социологии
1.2. Анализ «Запада» как цивилизации
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС И ИЗУЧЕНИЕ АНТИЗАПАДНЫХ НАСТРОЕНИЙ
2.1. Происхождение антизападных настроений
2.2. Антизападные настроения в российском обществе
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И
ДИНАМИКА АНТИЗАПАДНЫХ НАСТРОЕНИЙ
3.1. Понятие политическая социализация
3.2. Антизападные настроения в девяностые годы
3.3. Антизападные настроения в нулевые годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема данной научной работы «Формирование антизападных установок в процессе политической социализации».
Актуальность исследования складывается из множества различных элементов, основными из которых являются: во-первых, возрастание остроты проблемы антизападных настроений в российском общественно-политическом дискурсе, во-вторых, отсутствие ясного понимания феномена Запада в общественном мнении и научно-исследовательской практике, в-третьих, дефицит работ, систематизирующих социологические теории, уделяющие Западу особое внимание. Раскроем подробнее каждый из указанных пунктов.
Возрастание остроты проблемы антизападных настроений отмечается большим количеством исследователей. В июне 2014 года социологическое агентство «Левада-Центр» опубликовало данные, согласно которым доля населения, оценивающая свое отношение к Западу как «отрицательное», выросла с 44-х процентов в январе до 74-х в июне 2014 года. Такой резкий скачок социологи из «Левада-Центра» связывают с событиями, развернувшимися вокруг вхождения полуострова Крым в состав Российской Федерации, а также с последовавшим вслед за этим пакетом санкций, принятым рядом западных стран в отношении России.
Заместитель директора «Левада-Центра», Алексей Гражданкин в интервью информационному порталу «Голос Америки» заявил, что «на фоне кризиса на Украине отношение россиян к Западу опустилось ниже показателей, которые мы отмечали в 1999 году во время операции НАТО в Югославии».
По данным «Левада-Центра», пика антизападные настроения достигли в январе 2015 года - 81 процент опрошенных определил свое отношение к США как «негативное». Затем антизападные настроения снизились до 70 процентов в марте того же года, после чего стали держаться устойчиво на этом же уровне. Данные «Левада-Центра» представлены на рисунке 1.
Рост антизападных настроений отмечается и в других исследованиях. Например, опросы, проводимые Фондом «Общественное мнение» в 2014 году, показывают, что «врагами страны» респонденты считают США (77 процентов опрошенных), Украину (62 процента опрошенных), страны западной Европы: Великобританию (19 процентов опрошенных) и Германию (12 процентов опрошенных). В 2016 году рейтинг недружественных к Российской Федерации государств не претерпел серьезных изменений. Данные Фонда «Общественное мнение» показывают, что, по мнению респондентов, первые строчки в нем занимают: Украина (71 процент опрошенных), США (69 процентов опрошенных), Турция (63 процента опрошенных).
Подобные результаты представило американское социологическое агентство Pew Research Center. В своем исследовании они пытались выяснить, как в мире относятся к США. В результате Россия заняла четвертое место по распространенности антизападных настроений после Египта, Иордании и Турции. По данным Pew Research Center, в России в 2014 году 71 процент опрошенных определяли свое отношение к США как «отрицательное».
В январе 2017 степень антизападных настроений снизилась до 49 процентов, что чаще всего связывают с победой на президентских выборах в США Дональда Трампа, чья позиция по многим внешнеполитическим вопросам была положительно воспринята российским общественным мнением. Однако необходимость изучения антизападных установок из-за снижения их уровня не исчезает, так как такие резкие изменения в оценках западных стран в российском обществе наблюдаются на протяжении длительного периода - около 20 последних лет. Напротив, факт динамичности антизападных настроений свидетельствует о потребности в изучении этого более сложного, чем кажется на первый взгляд, феномена.
Рост антизападных настроений наблюдается и на высоком политическом уровне. Так, Дмитрий Медведев в одном из интервью заявил, что «санкции, о которых сейчас говорят, будут способствовать дальнейшему росту антиамериканских, антиевропейских настроений» . Он также отметил, что последующая санкционная политика может отбросить отношения между Россией и странами Запада назад в 1980 годы в период холодной войны.
Чтобы проиллюстрировать важность темы Запада для отечественного политического дискурса, достаточно привести в пример формулировки тем программы с общественно значимой тематикой на центральном телевидении - «Поединок с Владимиром Соловьевым». Вот лишь некоторые из них: «Запад пытается запугать нас международной изоляцией», «Россия и США перестали слышать друг друга», «Запад начал беспрецедентное давление на Россию по всем фронтам» и т. д.
Актуальность нашего исследования, как мы уже отмечали, связана также с расплывчатым пониманием феномена Запада в общественном мнении и научно-исследовательской практике. Хорошим примером здесь может служить программа Владимира Познера, содержащая в названии фамилию своего автора, в которой известному московскому философу и социологу Александру Дугину был задан вопрос: что такое Запад? Он дал следующий ответ: «Западноевропейская цивилизация представляет собой совершенно точный набор ценностей, идей, методов, процедур, которые навязываются на протяжении долгих столетий, начиная со средневековья, в качестве универсальных» . После Владимир Познер не один раз заявлял, что его не удовлетворил ответ Дугина, и он так и не понял, чем является Запад - по его мнению, сам Дугин не понимает этого. Это иллюстрирует, что с трудностями в понимании феномена Запада сталкиваются не только обычные люди, но и известные представители интеллектуальной элиты.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что с пониманием феномена Запада в научно-исследовательской практике положение обстоит ненамного лучше. Теме Запада посвящено большое количество статей, из которых можно выделить следующие: «Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны» и «Запад, граница, особый путь: символика «другого» в политической мифологии современной России» Бориса Дубина, «Отношение к США в России и проблема антиамериканизма» Льва Гудкова, «Образы Запада в сознании постсоветского человека» В.И. Пантина и В.В. Лапкина. Данные статьи мы анализируем в главе «изучение антизападных настроений».
В них довольно подробно описаны причины формирования антизападных настроений, их генезис и особенности в российском обществе, однако авторы постоянно уходят от вопроса о том, что же собой представляют Запад и антизападные настроения - данные понятия определяются интуитивно, без теоретического базиса. То же самое можно сказать и об исследованиях «Левада- Центра» и Фонда «Общественное Мнение», ведь все их выводы об антизападных настроениях основаны на ответах респондентов на вопрос: как вы относитесь к США?
Все вышесказанное касается также другого, выделенного нами аспекта актуальности исследования, а именно дефицита работ, систематизирующих социологические теории, в которых Западу выделяется особое место.
Выбранная тема заслуживает внимания, в том числе в связи с практической значимостью, которая состоит в том, что результаты могут быть полезны различным общественным группам для разработки позиции в отношении внешней политики, чтобы успешнее выстраивать деятельность в электоральном поле и т. д. Результаты исследования формирования антизападных настроений могут быть полезны для дальнейшего их анализа.
Важность изучения Запада подчеркнул историк нового времени О.Ю. Пленков в своей книге «Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время)». Он пишет: «Если задуматься о важнейших событиях ушедшего тысячелетия, то придется признать, что самым поразительным из них был взлет Запада к вершинам мирового господства» . По его мнению, «судьба XX века ковалась в основном на Западе, именно западный технический прогресс до неузнаваемости изменил планету, наши взгляды на мир и самих себя» . Соответственно, исследование «Запада» является одной из ключевых задач общественных наук.
Объектом исследования являются антизападные настроения в российском обществе.
Предмет исследования - формирование антизападных настроений в российском обществе в процессе политической социализации поколений.
Цель исследования: проследить эволюцию антизападных настроений в российском обществе в процессе политической социализации в период с 1990 года.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие Запад, описать содержание его основных культурных особенностей, этапов становления и развития;
2. Охарактеризовать социологические теории, затрагивающие проблематику концептуализации Запада;
3. Рассмотреть определение «антизападные настроения», ознакомиться с теоретическими и эмпирическими наработками по данной теме;
4. Раскрыть суть термина «политическая социализация», описать его теоретические основания;
5. На основе научной литературы и массивов статистических данных проанализировать этапы эволюции антизападных настроений в российском обществе;
6. Проследить эволюцию антизападных настроений представителей поколения «перестройки».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проделанной работы показывают, что нам удалось достичь поставленной цели, то есть проследить эволюцию антизападных настроений в российском обществе в процессе политической социализации.
Для наглядности проиллюстрируем решение каждой задачи нашего исследования:
Первая задача выглядит следующим образом: «Сформулировать понятие Запад, описать содержание его основных культурных особенностей, а также этапов становления и развития»».
Для ее решения нами были проанализированы научные работы, посвященные данной теме, основная из которых «Истоки современности. Динамика и логика развития запада в новейшее время» О.Ю. Пленкова.
Относительно первой задачи на основании проделанной работы можно сделать вывод, что Запад - это особый тип цивилизации, характеризующийся особым набором экономических (высокий уровень развития производительных сил, современные технологии, система товарно-денежных отношений, рынок), политических (правовое конституционное государство, либерально- демократические нормы, система политических партий) и духовно-нравственных (достижения науки, искусства, общечеловеческие моральные ценности, сильно возросшая степень экономической, политической, духовной свободы личности) ценностей, исторически возникший в Западной Европе, в процессе прохождения через основные стадии своей эволюции (зарождение, Первая мировая война, межвоенный период, Вторая мировая война, холодная война, «просперити», «неоконсервативная волна», глобализация) включивший в себя Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Израиль, Японию, Южную Корею и др.
Обобщая идеи Фукуямы и Валлерстайна, можно также добавить, что Запад представляет собой двойственный феномен. С одной стороны, Запад есть объективно существующая капиталистическая мир-экономика - объединенные экономические цепи производства, которые существует поверх многочисленных политических границ, интегрирующиеся экономически, обладающая рядом значимых характеристик: движущая сила - непрерывное накопление капитала, непрерывное саморасширение, осевое разделение труда, создающее напряжение между центром, полупериферией и периферией и т.д. С другой стороны, Запад есть «западная идея», воплощенная в принципах либеральной политики и экономики.
Вторая задача нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Охарактеризовать социологические теории, затрагивающие проблематику концептуализации Запада».
Относительно второй задачи также можно сделать ряд выводов. Первый состоит в том, что основные концепции, оперирующие понятием Запад, находятся в рамках цивилизационного дискурса. Сам термин цивилизация обладает большим количеством значений, что объясняется постоянным изменением представлений о цивилизации, связанным с уровнем теоретической оснащенности исследователей в различные исторические периоды, их принадлежностью к разным научным направлениям и социальным группам. Однако большая часть исследователей сходится в том, что цивилизация - это большое, длительно существующее самодостаточное социальное образование, выделенное по социокультурному основанию.
Можно выделить пять основных этапов развития цивилизационного подхода: античность (цивилизация как гражданственность, порядок), эпоха Просвещения (цивилизация как действие, направленное на выход из примитивного состояния), XIX век (цивилизация как историческая реальность), начало-середина XX века (цивилизация как искусственное образование культуры), а также период с конца XX века (большое количество концепций цивилизации).
К социологам, принадлежащим к данному направлению, с разной степенью уверенности, можно отнести Николая Данилевского (культурно-исторические типы), Фрэнсиса Фукуяму (конец истории), Иммануила Валлерстайна (мир- системная теория), Хантингтона (столкновение цивилизаций), Шмуэля Эйзенштадта (Multiple Modernities).
Третья задача нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Рассмотреть определение антизападные настроения, ознакомиться с теоретическими и эмпирическими наработками по данной теме»
В рамках данной работы по антизападными настроениями мы понимаем негативно выраженные установки в отношении экономических и политических систем стран Запада, западного образа жизни и особенностей культуры, отношений с другими странами, которые переносятся на страну и общество в целом, а нередко и на характер народа, язык, тип человека. Антизападные настроения также можно понимать как отношение к чужой и малопонятной по своему духу и ценностям стране, латентно опосредованное мнениями о роли российского руководства в тех или иных событиях и процессах, качествах и целях власти, соответственно мнениями о мере независимости этого руководства от внешнего давления, дееспособности, моральных достоинствах, «патриотичности», патернализме и т. д.
Общими источниками формирования антиамериканских настроений можно считать: распространение в обществе националистических идей, желание защитить традиционный образ жизни, отрицание научно-технического прогресса и урбанизации, страх ядерной войны; чувство отвращения к современной жизни; культурные амбиции существующей интеллектуальной элиты.
К основным факторам негативного отношения к Западу непосредственно в России можно отнести: разочарование в западном пути развития, агрессивная политика стран Запада в отношении России и других стран, военно-политические действия НАТО, восприятие Запада как субъекта «культурной экспансии». К факторам позитивного отношения к Западу относятся: отставание России от стран Запада, то есть осознание превосходства стран Запада в политическом, экономическом, социальном и военном отношении, высокая информированность населения об уровне жизни и стандартах западного общества, бесперспективность изоляции России; нежелание открытой конфронтации с США и странами Европы.
Антизападные, антиамериканские настроения имеют в России глубокие исторические корни и формы идеологического обоснования, среди которых марксистско-ленинские, этноцентрические, имперские и т. д. Историю развития антизападных настроений можно условно разбить на четыре основных периода: довоенный период (антизападная риторика, вытекающая из марксистско- ленинской идеологии), период холодной войны (массовая антизападная пропаганда), первая половина девяностых годов (прозападный период российской истории), вторая половина девяностых годов (возвращение антизападных настроений).
Четвертая задача нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Раскрыть суть термина «политическая социализация», описать его теоретические основания»».
На основании проделанной работы мы делаем вывод, что существуют три подхода к определению термина политическая социализация: во-первых, политическая социализация как общая социализация с акцентом на политическом аспекте, во-вторых, политическая социализация как самостоятельная категория с собственным категориальным аппаратом, со своими историческими корнями, социальными, политическими, психологическими, культурными характеристиками, в-третьих, подход, согласно которому предыдущие два определения соответствуют узкому и широкому пониманию политической социализации.
Политическая социализация - это процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения.
Также политическая социализация - это сложный, многоступенчатый и многогранный процесс приобщения к политической жизни, определения своего места в процессе взаимоотношений с обществом и государством.
Изучение политической социализации тесно связано с поколенческой проблематикой: процесс политической социализации носит кумулятивный характер и развертывается между поколениями общества. Политические поколения выделяются на основании специфики политического сознания больших групп людей (как правило, несколько когорт). Специфические черты политического сознания формируются в силу исторических особенностей периода, на который приходилась интенсивная и общая политическая социализация (первичная и вторичная) рассматриваемых возрастных групп.
В российской истории с начала XX века можно выделить 8 политических поколений: политическое поколение ровесников XX в. и революций, политическое поколение первых советских людей — поколение 1920-х и 1930-х гг., поколение защитников Родины, поколение шестидесятых, поколение застоя, политическое поколение перестройки, поколение общесистемного кризиса, поколение относительной стабилизации - первое российское политическое поколение XXI в.
Пятая задача нашего исследования была сформулирована следующим образом: «На основе научной литературы и массивов статистических данных проанализировать этапы эволюции антизападных настроений в российском обществе».
На основании проделанной работы нами был сделан ряд выводов относительно антизападных настроений в российском обществе.
Первый вывод заключается в том, что в постсоветской России по специфике общественных настроений относительно Запада можно выделить два основных периода: с 1990 по 1997 российское общество характеризовалось практически полным отсутствием антизападных настроений, с 1998 до настоящего времени наблюдаются периодические резкие всплески антизападных настроений, а средний уровень антизападных настроений на относительно небольшом уровне (около 20-25 процентов).
Второй вывод звучит следующим образом: основными причинами изменений антизападных настроений, приведших к смене обозначенных периодов, являются: последствия гайдаровских реформ, подавление октябрьского путча 1993, чеченская война, разочарование в западном пути развития, военно-политические действия НАТО. Во втором выделенном периоде наблюдается четыре всплеска антизападных настроений, совпадающие с возрастанием напряженности на международной политической арене: 1999 (Косово), 2003 (Ирак), 2008 (Южная Осетия), 2014-2015 (Крым).
Третий вывод заключается в том, что, если на протяжении второго периода отношение к США постоянно изменялось, то по отношению к Западной Европе россияне всегда были позитивно настроены - антиевропейские настроения составляли 15 процентов в среднем. Наблюдается лишь два резких всплеска антиевропейских настроений: в 2008 году, связанный с событиями на Северном Кавказе, ведь в военном конфликте многие европейские страны поддерживали позицию Грузии, а не России, в 2014, связанный с крымскими событиями и западными санкциями в отношении России.
Шестая задача нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Проследить эволюцию антизападных настроений представителей поколения «перестройки»».
Относительно поколения «перестройки» мы можем заключить, что в девяностые годы поколение «перестройки» демонстрировало один из самых низких показателей антизападных настроений, однако в двухтысячные оно перестает оставаться одним из самых антизападных, во второй половине десятых годов антизападные настроения среди представителей данного поколения еще больше радикализируются, что характерно для российского общества в целом.
Следует также отметить, что для любого из рассмотренных периодов характерна тенденция, согласно которой представители более старших поколений характеризуются большим уровнем антизападных настроений, чем представители более молодых поколений.



1. Ajami F. The falseness of anti-Americanism // Foreign Policy. 2003. № 138. С. 52-61.
2. Kab Woo Koo The Discursive Origins of Anti-Americanism in the Two Koreas // Asian Perspective. 2017. № 2. С. 291-3007.
3. Rubin B. The Real Roots of Arab Anti-Americanism // Foreign Affairs. 2002. №
6. С. 73-85.
4. Shin G-W. South Korean Anti-Americanism: A Comparative Perspective // Asian Survey. 1996. № 8. С. 787-803.
5. Shiraev E., Zubok V Anti-Americanism in Russia: From Stalin to Putin / E. Shiraev, V. Zubok. New York: Palgrave, 2000. 182 с.
6. Алексейчиков Б.И. Проблема поиска различий в цивилизационных подходах // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2010. № 2. С. 68-72.
7. Андрушенко М.А. Бродель vs Валлерстайн: к вопросу о темпоральном измерении политики // Политическая наука. 2012. № 4. С. 148-161.
8. Антизападные настроения в России достигли нового пика // Новостная статья на информационном портале Голос Америки. URL: http://m.golos- ameriki.ru/a/ro-on-levada-opinion/2405986.html.
9. Балабанов П.И., Равочкин Н.Н. Методологическая детерминация культурно-исторических концепций Данилевского, Шпенглера и Тойнби // Вестник 17 Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. 2014. №
7. С. 249-252.
10. Балданов Б.Б. Социализация и интеграция в социоантропологических и социолингвистических теориях // Вестник восточносибирской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1. С. 94-102.
11. Баринов А.И. Социально-философские идеи Н.Я. Данилевского/ А.И. Баринов. М.: Компания Спутник, 2008. 195 с.
12. Больше 40 тысяч россиян внесли себя в черный список США // Новостная статья на информационном портале Комсомольская правда. URL: http:// www.kp.ru/daily/26213.5/3097611/.
13. Браславский Р.Г Цивилизационная теоретическая перспектива в
социологии // Социологические исследования. 2013. № 2. С.15-24.
14. Бутринова Л.М. Теория цивилизаций. История древних цивилизаций, учеб. пособие / Л.М. Бутринова. М.:Издат. Московского гуманитарного университета, 2005. 21 с.
15. Василенко Ю.В.Эвристический потенциал теории цивилизаций // Новые идеи в философии. 1998. № 7. С. 224-229.
16. Голенок Г.В. Феномен цивилизации в философском наследии А. Тойнби: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Голенок Геннадий Васильевич. М., 2005. 21 с.
17. Головин Н.А. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по социологии: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2016. 48 с.
18. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации / Н.А. Головин. СПб.: Издат. С.-Петерб. ун-та, 2004. 288 с.
19. Господин Путин усиливает свою антизападную пропаганду // Новостная статья на информационном портале ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/world/ 20141114/224275536.html.
20. Гудков Л.Д. Отношение к США в России и проблема антиамериканизма // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2002.№ 2. С. 32-48.
21. Данные «Левада-Центра» // Индикатор: Как вы в целом относитесь сейчас к Соединенным Штатам Америки? URL: http://www.levada.ru/indikatory/ otnoshenie-k-stranam/
22. Данные «Левада-Центра» // Индикатор: Как вы в целом относитесь сейчас в Европейскому Союзу? URL: http://www.levada.ru/indikatory/otnoshenie-k- stranam/
23. Данные ВЦИОМ // Индикатор: А что вы можете сказать о заявлениях западных держав в поддержку президента Ельцина - это то, что было нужно в этот момент, или нет? URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=561&q_id=40263&date=12.10.1993
24. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Как вы считаете, в какой мере для России подходит «западный» вариант общественного устройства? URL: https:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=339&q_id=27314&date=30.08.2000
25. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Как вы считаете, есть ли основания у России опасаться стран Запада, входящих в блок НАТО? URL: https://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=438&q_id=35021&date=10.06.1997
26. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Как вы считаете, есть ли основания у России опасаться стран Запада? URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=386&q_id=31413&date=30.08.1999
27. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Как вы считаете, есть ли основания у России опасаться стран Запада, входящих в блок НАТО? URL: https://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=300&q_id=23774&date=15.02.2002
28. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Как вы считаете, западная цивилизация, демократия и западная культура ...URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=338&q_id=27207&date=30.07.2000
29. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Наличие у кандидата данного качества будет способствовать вашему решению при голосовании: выступает за тесные связи с Западом. URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=482&q_id=36083&date=15.09.1993
30. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Наличие у кандидата данного качества будет способствовать вашему решению при голосовании: выступает за тесные связи с Западом. URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=456&q_id=35421&date=30.05.1996
31. Данные ВЦИОМ // Индикатор: Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», которая предложена странами НАТО. Как вы полагаете, это полезный шаг на пути сближения России с демократическими странами Запада или это вредит национальным и военным интересам России? URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php? s_id=517&q_id=37243&date=06.09.1994
32. Данные за 2015 год по индикатору: «Opinion of the United States» // Данные Pew Research Center по индексу «отношение к США в мире» за 2015. URL: http://www.pewglobal.org/database/indicator/1/survey/17/response/Unfavorable/ map/
33. Данные ФОМ // Индикатор: На сегодня наша страна не является членом Евросоюза. Как Вы думаете, Россия должна или не должна стремиться к тому, чтобы стать членом Евросоюза? URL: http://bd.fom.ru/report/map/ d083622
34. Долгов А.Ю. Валлерстайн И. Структурный кризис в мир-системе: куда мы идем? // Социологический ежегодник. 2013-2014. С. 71-77.
35. Дронов В.Т. Цивилизационный подход в социологии // Вторые Кареевские чтения. 2009, С. 42-46.
36. Дубин Б.В. Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны // Мониторинг общественного мнения. 2002.№ 3.С. 44-49.
37. Дубин Б.В. Запад, граница, особый путь: символика "другого" в политической мифологии современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. №
6. С. 25-34.
38. Дудникова Е.Б. Развитие позитивной философии О. Конта в трудах Э. Литтре //Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. 2015. С. 75-81
39. Епархина О.В. Социальная революция в исторической социологии Ш. Эйзенштадта // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 276-285.
40. Захаров А.В. Дефиниция цивилизации через ее сущностные аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (39). С. 72-75.
41. Ильин А.Н. Возможен ли конец истории по Ф. Фукуяме? // Статья на образовательном портале «Знание. Понимание. Умение». URL: http:// www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/2012/3/Ilyin_End-of-History-F ukuyama/.
42. Комар Ю.И. Формации. Цивилизации. Глобализация. Аннотация к статье Ш.Н. Эйзенштадта «The reconstruction of religious arenas in the framework of multiple modernities» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. 2006. № 3. С. 7-14.
43. Кто не любит дядюшку Сэма? // Новостная статья на информационном портале НВ. URL: http://nvdaily.ru/info/30758.html.
44. Маслова И.А. СМИ как фактор политической социализации молодежи // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 1. С. 95-106.
45. Медведев: санкции приведут к росту антиамериканских настроений // Новостная статья на информационном портале РИАНовости.URL: http:// ria.ru/economy/20140717/1016354999.html.
46. Межуев В.М. Цивилизация или цивилизации? // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 40-52.
47. Новиков К.Е. Мир-системная теория И. Валлерстайна: анализ идейных истоков спорных суждений о российской истории//Социологический журнал. 2015. № 2. С. 130-149.
48. Об образе врага, технологиях пропаганды и негативной идентичности // Новостная статья на информационном портале Открытая Россия. URL: https://openrussia.org/post/view/507/.
49. Определение «Конца Истории» // Статья в национальной политической энциклопедии. URL: http://politike.ru/termin/konec-istorii.html
50. Отчет об исследовании «Левада-Центра» // Тема: Россияне признали отношения с США и ЕС рекордно плохими. URL: http://www.levada.ru/ 2014/10/21/rossiyane-priznali-otnosheniya-s-ssha-i-es-rekordno-plohimi/
51. Отчет об исследовании «Левада-Центра» // Тема: США и Россия: отсутствие доверия и ощущения безопасности определяют отношения стран. URL: http://www.levada.ru/2016/11/07/usa_russia_report_2016/
52. Отчет об исследовании ФОМ // Тема: Россия и НАТО. URL: http://bd.fom.ru/ report/cat/inter_pol/_west_rel/of19965201
53. Пантин В.В., Лапкин В.В. Образы Запада в сознании постсоветского человека // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 7. С. 68-83.
54. Пленков О.Ю. Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время) / О.Ю. Пленков. СПб.: Восход, 2014. 671 с.
55. Познер. Гость: Александр Дугин // Выпуск программы «Познер» от 22.04.2014. URL: http://pozneronline.ru/2014/04/7669/
56. Полетаева М.А. Глобализация как культурная проблема: анализ западного научного дискурса (И. Валлерстайн и С. Хантингтон) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012.С. 56-71.
57. Пронин А.С. Цивилизационная парадигма в историологии // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: философские науки. 2010. № 4-5. С. 71-79.
58. Райкова А.С. История термина «цивилизация» с позиции исторической семантики и семиотики // Сибирский филологический журнал. 2012. № 1. С. 220-224.
59. Россияне считают США и Украину главными врагами своего государства // Новостная статья на информационном портале IPress. URL: http://ipress.ua/ ru/news/ rossyyane_schytayut_ssha_y_ukraynu_glavnimy_vragamy_svoego_gosugosudar
89102.html.
60. Сергей Батомункуев Россия и Запад: возможно ли взаимопонимание? // Статья на портале ARD. URL: http://asiarussia.ru/articles/11843/
61. Смелзер Н.Д. Социология / Н.Д. Смелзер. М.: Феникс, 1998. 688 с.
62. Судаков С. С Френсис Фукуяма и Самьюэл Хантингтон как апологеты современной концепции американской исключительности //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 29-33.
63. Фисун А.А. Мир-системный анализ как теория геоисторических изменений // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 29-33.
64. Фукуяма Ф.Е. Конец истории и последний человек / Ф.Е. Фукуяма. М.: Издат. Ермак, 2004. 588 с.
65. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: АСТ, 2003. 603 с.
66. Щеглов И.А. Политическая социализация: социально-политические основы исследования: авто-реф. дис. ... док. филос. наук: 23.00.02 / Щеглов Илья Алексеевич Геннадий. М., 2009. 41 с.
67. Якименко Е.П. Этапы и механизмы политической социализации молодежи // Альманах мировой науки. 2017. № 2. С. 103-105.
68. Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2011. № 1. С. 68-78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ