Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационная культура, основанная на доверии: методы исследования и формирования

Работа №74755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения доверия в системе организационной культуры 6
§ 1. Организационная культура в системе внутриорганизационных отношений 6
§2. Доверие как социальный феномен 16
§3. Организационное доверие и организационная культура: анализ взаимосвязи 24
Глава 2. Формирование организационной культуры, основанной на доверии 33
§1. Организационная культура, основанная на доверии: основные признаки 33
§2. Методологические подходы к изучению доверия как основы организационной культуры 40
§3 Исследование организационного доверия на примере двух предприятий: банк «Открытие» и ИП Венедиктов 48
§4. Способы формирования культуры, основанной на доверии 58
Заключение 68
Список литературы

Актуальность исследования. В настоящее время проблема доверия попадает в фокус внимания различных научных дисциплин — политологии, социологии, юриспруденции, экономики, философии, психологии. Востребованность и частое использование этого термина говорят о наличии определенных проблемных областей в различных сферах человеческой деятельности и общественной жизни, для интерпретации и разрешения которых используется понятие доверия. Для примера: 15 336 статей (с использованием термина «trust» в названии) в 1995-2013 гг. по сравнению с 1 141 статьей за 1964-1994 гг., по данным Social Sciences Citation Index (SSCI, индекс цитирования по общественным наукам) в реферативной базе данных Web of Science. Подобную динамику научного интереса сложно назвать случайностью, несмотря на мнение многих исследователей, согласно которому в изучении феномена доверия вопросов пока больше, чем ответов .
В частности, одна из главных проблем — определение доверия, или ответ на вопрос «Что такое доверие?». Это неудивительно, учитывая тот факт, что каждый научный подход, каждый прикладной запрос, требующий решения, каждая авторская концепция привносит новое как в понимание, так и в методы анализа этого феномена. На наш взгляд, ответ на поставленный вопрос, а также возможные направления будущего изучения кроются в рассмотрении эволюции представлений о доверии как о феномене общественной жизни и отношений между людьми, а также общественного, научного и экономического контекста.
Практическая значимость. Доверие является неотъемлемой частью взаимодействия людей как в обществе в целом, так и в рамках совместной деятельности в организациях. Организационная культура определяет форму взаимодействия работников. Организационное доверие не только поддается
измерению, но и чувствительно к различным воздействиям, соответственно, под влиянием ряда факторов уровень доверия может повышаться или понижаться Исследование организационной культуры, основанной на доверии, позволит определить основные принципы формирования доверия в организации и, как следствие, поможет изменить направление организационной культуры с целью повешения эффективности работы организации.
Научная разработанность темы. Изучением доверия занимались такие авторы как Э. Гидденс, Н. Луман, П. Штомпка, Д. Коулман, Ф. Фукуяма. В разработке теоретико-методологических основ изучения организационной культуры участвовали такие научные деятели, как Э. Шейн, Г. Ховстеде, С.П. Робинз. Организационное доверие изучали Х. Смит, Д. и М. Рейна, Р. Броу, Р. Левицки, Д.Х. Макнайт и Н. Ширвани. Из российских исследователей изучением организационной культуры и организационного доверия занимались такие авторы, как В.Н. Минина, Е.В. Капусткина, Ю.В. Веселов.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: взаимосвязь организационной культуры и организационного доверия.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области социологии доверия, организационного доверия, организационной культуры.
В качестве методологической основы оценки уровня организационного доверия выбран подход Д. и М. Рейна. В рамках данной концепции исследуются три уровня доверия: контрактное, коммуникационное,
компетентностное. Данный подход на основе оценки общественного мнения посредством опроса позволяет установить наличие каждого из уровней доверия и измерить его. Этот подход позволяет быстро и качественно опросить каждого из сотрудников организации и сформировать общую картину взаимодействия сотрудников и место доверия в них. В то же время, на основе данного подхода можно оценить способность организации к созданию и поддержанию доверия.
Целью данной работы является разработка предложений по формированию организационной культуры доверия на основе анализа методологических подходов и методов оценки организационного доверия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- определить понятие организационной культуры, раскрыть ее место в системе внутриорганизационных отношений;
- рассмотреть понятие, сущность организационного доверия как социального феномена,
- определить понятие «культура доверия»;
- описать признаки организационной культуры, основанной на доверии;
- проанализировать методологические подходы к оценке уровня доверия в организации;
-провести авторское исследование на основе выбранного методологического подхода к оценке организационного доверия;
- разработать по предложения по формированию организационной культуры, основанной на доверии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационной работы перед нами стояли определенные цели, а также ряд задач (см. Введение), в соответствии с которыми написана данная работа. В первую очередь мы рассмотрели основные подходы к изучению организационной культуры и определили ее место в системе внутриорганизационных отношений. Мы определили природу организационной культуры, изучили организационную культуру и культуру в целом в рамках системного подхода, выделили основные черты, формы и функции организационной культуры, а также рассмотрели такие виды организационной культуры, как слабая и сильная культура. В качестве базового определения организационной культуры мы взяли следующую дефиницию: это социальное явление, которое возникает на любом
предприятии и является системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации.
Далее нами были изучены теоретико-методологический подходы к доверию в обществе. Мы рассмотрели и описали концепции таких именитых авторов, как Э. Гидденс, П. Штомпка, Н. Луман. В качестве методологической базы для нашей работы мы остановились на концепции социального капитала в рамках такой социологической парадигмы, как теория рационального выбора. К основным авторам этого подхода относятся Ф. Фукуяма и Д. Коулман. Мы рассмотрели понятие организационного доверия как социального феномена
В третьем параграфе первой главы мы определи взаимосвязь организационного доверия и организационной культуры, то есть место доверия в организационной культуре, например, рассмотрев влияние доверия на методы управления организацией. Здесь же мы определили понятие «культура доверия», его сущность и основные функции и признаки.
Затем мы изучили основные функции организационного доверия и организационной культуры, через которые мы смогли на феномен 68
организационной культуры, основанной на доверии, а также описали ее основные признаки и функции.
Также нами были проанализированы основные методологические подходы к оценке уровня доверия в организации в рамках концепции социального капитала. Здесь мы рассмотрели методики изучения доверия Х. Смит и Д.и М. Рейна. Мы остановили свой выбор на методике Рейна, поскольку она позволяет оценить способность организации к доверию.
На основе данной методики нами был разработан инструментарий для проведения авторского исследования. Нами были выбраны две организации: ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие» и ИП Венедиктов. В данных организациях мы оценили способности каждой из них к доверию через оценку трех уровней доверия посредством анкетного опроса сотрудников. В рамках исследования были подтверждены выдвинутые гипотезы.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для каждой организации, а также вывели общие рекомендации, применение которых возможно для формирования доверия в различных организациях.
Таким образом, поставленные перед нами цели были достигнуты, а задачи выполнены. В результате данной выпускной квалификационной работы мы обнаружили, что уровень доверия и уделение ему внимания в контексте организационной культуры предприятия оказывает влияние на результаты деятельности компании. Именно поэтому так важно не забывать о дружелюбной, а главное доверительной, атмосфере в коллективе и в взаимоотношениях между сотрудниками, ведь наличия доверия всегда способствует продуктивности любой организации, а организационная культура, основанная на доверии, повышает результативность деятельности компании.



1. Алексеева А.Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Вестник НГУ. Новосибирск: 2004, Том 4 выпуск
1. с. 146,
2. Алеханов А.В. Функции корпоративной культуры и ее роль в развитии организации // Вестник академии Серия: Вопросы теории и практики управления, №3, 2011, с. 58-59
3. Веселов Ю.В., Липатов А.А. Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте. //
4. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс. - М.: Издательская консалтинговая группа «Праксис», - 2011. c.145-155
5. Глушко И.В. Социальное доверие как неформальный ресурс организации//Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25), с. 43
6. Грейсон Дж. К., О,Делл К., Американский менеджмент на пороге XXI века.- М.: Экономика, 1991, с. 56
7. Дементьев И.А. Доверие как индикатор социального капитала // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №1 С.40-45
8. Корнийчук М.С. Культура доверия в современной организации // Поиск: политика, обществоведение, искусство, социология, культура. №2, 2016, с. 96-97
9. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2011, №3, с. 122-139
10. Кулыгина, И.А. Управление персоналом: учебное пособие / И.А. Кулыгина, Н.А. Каширин, Д.Ю. Пименов. - 2-е изд., испр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007, с. 35
11. Макарченко М.А. Организационная культура в информационно -
коммуникационной системе предприятия. // Научный журнал НИУ ИТМО, Серия: Экономика и экологический менеджмент, выпуск 1, 2007, с. 6
70
12. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных
технологий: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательскоторговая
корпорация «Дашков и К°», 2008, с. 12
13. Минина В. Н. Организационное доверие как неосязаемый актив компании: проблемы измерения // Вестник СПбГУ, Серия: Менеджмент, Выпуск 2, 2012 с. 15-117
14. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.:Гардарика, 1998., с 26
15. Сафина Д.М. Доверие в организации // Учен. записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2005. №3., с. 38
16. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Сворцова. - М.:Издательский дои «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004 - 896 с.; с.166
17. Ст. Кови-мл. Р. Миллер Скорость доверия. То, что меняет всё, Альпина Паблишер; Москва; 2012
18. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007, с. 10-15
19. Толковый словарь живого великорусского языка в 2 томах / В. И. Даль - Тверь: Издательство РООССА, 2008 - 719 с.; с. 216
20. Учебное пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет», 2010, с.5
21. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма // М.: Издательство АСТ. - 2004. - С. 52.
22. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер, 2012, с. 35-45
23. Шихирев, П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. - 2003. - №2. - с. 27
24. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012 С. 54—58.
25.Экономика и социология доверия / Ю.В. Веселов, Е.В. Капусткина, В.Н. Минина и др.; Под. ред. Ю.В. Веселова. — СПб.: Социол. общество им. М.М. Ковалевского, 2004.
26. Янченко В.Е. Человеческие ресурсы в социально-трудовых отношениях (Воспроизводственный подход) // Вестник ВГУ Серия: экономика и управление: Воронеж. 2010, №2, с. 35
27. Brown R. Organizational Commitment: Clarifying the Concept and Simplifying
the Existing Construct Typology. // Journal of Vocational Behavior 49. 1996. pp.
230-251.
28. Dasgupta P. Trust as a Commodity/ Trust: Making and Breaking Cooperative Relations, electronic edition, Department of Sociology, University of Oxford, chapter 4, pp. 49-72, http://www.sociology.ox.ac.uk/papers/ dasgupta49-72.doc.
29. De Jong B, Elfring T. How does trust affect the performance of ongoing teams? The mediating role of reflexivity, monitoring and effort // Academy of Management Journal. — 2010. — Vol. 53 (3). — P. 535-549.
30. E. H. Schein, Culture: The Missing Concept in Organization Studies// Administrative Science Quarterly 41, no. 2. 1996, pp. 229-240
31. Endress M. Foundation of Trust. Introductory Remarks on the Sociology of Trust // Trust and Social Transformation. Theoretical Approaches and Empirical Findings from Russia / Ed. by H. Schrader. Munster: Lit Verlag, 2004. p. 21
32. Fukuyama F. Trust: the social virtues and the creation of prosperity. New York: The free press, 1995
33. Ganskau E., Minina V. Identifying and measuring trust at organizational level: a
review of empirical research // Современные проблемы управления организациями в проектном бизнесе (на англ. яз.). - СПб.: Аграф+,
2008. - 408 с.
34. Glaeser E. What is social capital? http://www.nber.org/papers/w7216.
35. Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Soft ware of the Mind: Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. 3rd ed. New York: McGraw-Hill, 2010, p. 344
36. Hubert H. Humphrey Center, Minneapolis: Carlson School of Management, 1996 p.4
37. Lewicki R., Bunker B. Developing and maintaining trust in work relationships // R. Kramer, T. Tyler (eds.) Trust in organizations. - Thousand Oaks, CA: Sage. 1996. pp. 114-139
38. Luhman N. Familiarity, confidence, trust, problems and alternatives/ Trust:
Making and Breaking Cooperative Relations, electronic edition, Department of Sociology, University of Oxford, chapter 6, p 103,
http: //www.sociology.ox.ac. uk/papers/ gambetta158-175.doc.
39. Luhman N. Trust and power. Chichester: Wiley. 1979
40. Mcknight D. H., Chervany N. l. The Meanings of Trust / Technical Report. [9604_040100].
41. Meyer J., Allen N. Commitment in the Workplace: Theory, Research, and Application// Sage Publications. 2003, p. 127
42. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage // Academy of Management Review, 23. 1998. pp.242-266.
43. Reina D. S., Reina M. L. Building Sustainable Trust // OD Practitioner. 2007. Vol.
9. N 1. P. 36-41.
44. Reina D. S., Reina M. L. Trust and Betrayal Model Berrett-Koehler Publishers, Inc., Oakland, 2015, p.87
45.Smyth H. J. Trust in the Design Team // Architectural Engineering and Design Management. 2005. Vol. 1, с.213-223
46.Stephen P. Robbins, Timothy A. Judge//Organizational behavior. — 15th ed., 2012, p. 514
47. Stone W. Measuring social capital // Research Paper, № 24, feb. 2001. Australian Institute of family studies.
48.Sztompka P. Trust: a sociological theory. Cambridge, 1999,
49. Электронный ресурс:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ymMGZgMugFkJ:regcon fhse.ru/uploads/ff8fe 140f118db430f8d206cd8c993d56dfcb413. doc+&cd= 1 &hl=r u&ct=clnk&gl=ru
50. Электронный ресурс: http: //reinatrustbuilding.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ