Введение 3
Глава 1. Мотивациях изучению иностранного языка как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Определение понятия мотивации в отечественной и иностранной
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Педагогические условия развития мотивации 14
1.3. Современные подходы к изучению иностранного языка,
обеспечивающие развитие мотивации 24
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методико-педагогический эксперимент по формированию мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых
вузов 36
2.1. Логика и задачи опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 55
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 71
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложения
Последние десятки лет прослеживается тенденция к росту деловых контактов, непринуждённой передачи данных между странами, популяризации иностранной научной литературы, что тем самым ведёт к регулярному обмену опытом среди профессионалов и постоянной межкультурной коммуникации. Владение иностранным языком позволяет осуществить межкультурные деловые связи. На сегодняшний день растёт необходимость в специалистах, разговаривающих на нескольких языках.
Наиболее остро на данный момент стоит необходимость в знании английского языка, ведь превалирующая часть научной литературы издаётся именно на английском языке. Коммуникативный опыт производится также на данном языке. Это относится и к владению компьютером, особенно Интернетом, созданным на базе английского языка.
Тем не менее, потребности во владении иностранным языком профессионалами различных сфер деятельности, а также осознание ими его значимости, не приводят к достаточному уроню знания.
Профессора многих вузов поднимают проблему формирования мотивации к изучению иностранного языка (А.А. Алхазишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкин, Е.И. Пассов, Э.П. Шубини др.)
Цель исследования: установление ряда педагогических методов и приемов, ведущих к формированию позитивной мотивации к изучению делового иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к изучению делового иностранного языка у выпускников вуза.
Предмет исследования: методико-педагогические методы: и приёмы формирования мотивации к изучению делового иностранного языка у студентов неязыковых специальностей вузов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия мотивации в отечественной и иностранной психолого-педагогической литературе.
2. Сформулировать педагогические условия развития мотивации.
3. Определить основные современные подходы к изучению иностранного языка, обеспечивающие развитие мотивации.
4. Выявить эффективные методы и приемы формирования мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов.
Методами исследования являются: общетеоретический метод-
основывается на оценке научной, педагогической и психологической литературы, анализе педагогической работы; экспериментальный метод- метод эмпирических наблюдений, педагогической оценки, практической работы, изучение опыта учителей-практиков.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры туризма и этнокультуры факультета социально-культурной и информационно¬библиотечной деятельности и кафедры иностранного языка факультета искусствоведения и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института искусств и культуры.
Опытно-исследовательская работа проводилась в несколько этапов:
Первый этап был направлен на оценку философской, психологической, педагогической литературы, анализ методологических решений вопросов, объекту, предмету, цели исследования; ставились задачи, изучалась психологическая и педагогическая практика по формированию мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, устанавливалась база исследования.
Второй этап был посвящён изучению характерных черт в мотивации студентов кафедры туризма и этнокультуры; преобразованиям, начиная от первого к четвёртому курсам обучения. Устанавливались подходы и педагогические способы, дающие возможность развития позитивных измененийв мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, а также проводилась разработка программы эмпирической и экспериментальной работы.
Третий этап являлся собственно экспериментальной работой, состоящей из апробации и внедрения результатов исследования. Кроме того, проводилась оценка, и подводились итоги исследования.
Практическая значимость заключается в следующем:
1) установлены особенности формирования мотивации изучения ино-странного языка у студентов неязыковых специальностей;
2) разработаны педагогические средства, способные сформировать позитивную мотивацию к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей;
3) определены эффективные методы и приемы формирования мотивации к изучению делового иностранного языка у студентов неязыкового вуза.
1. Теоретически обоснована проблема формирования мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов.
2. Определены сущность и содержание понятия «мотивации к изучению делового иностранного языка» студентами неязыковых вузов, которое определяется как совокупность личностных и ситуативных факторов, побуждающих студентов неязыковых вузов к активной познавательной деятельности в сфере овладения деловым иностранным языком и обеспечивающих успех в их будущей профессиональной деятельности.
3. Разработаны эффективные методы и приемы формирования мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов, состоящая из компонентов: целевого (цель: формирование мотивации к изучению делового иностранного языка), содержательного (отбор содержания деятельности по формированию учебных мотивов), процессуального (формы, методики, методические приемы, средства, используемые в процессе формирования мотивации к изучению делового иностранного языка) и оценочно-результативного (уровни сформированности мотивации к изучению делового иностранного языка), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.
4. Разработаны авторские методы и приемы формирования
мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов: а) методика эмоционально-интеллектуального стимулирования
познавательной активности студентов, состоящая из приемов: создания оптимистической перспективы, гностико-эвристических, вордкомбинаторных и интегрирующих; б) методика рефлексивно-пиктографического осмысления изучаемого материала, состоящая из рефлексивно-эвристических, конструктивно-пиктографических, рефлексивно-коммуникативных,
иллюстративно-имаджинативных приемов.
5. Выявлены педагогические условия, способствующие
формированию мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов: использование образовательных (проблемных, эвристических) ситуаций, требующих от студентов проявления субъективных свойств и позволяющих поменять позицию с пассивной на рефлексивно активную; учет стимулирующих факторов познавательной деятельности студентов; педагогическая поддержка в преодолении интеллектуальных барьеров; внедрение приемов эмоционально-стимулирующего и рефлексивно¬пиктографического характера.
6. В процессе экспериментального исследования доказаны эффективные методы и приемы формирования мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов. На контрольном этапе высокий уровень мотивации сформирован у 75% студентов, только 7% остались на низком уровне мотивации к изучению делового иностранного языка, в то время, как в контрольной группе 40% остались на низком уровне мотивации и 25% достигли высокого уровня мотивации к изучению делового иностранного языка, что свидетельствует об эффективности предложенных методов и примов формирования мотивации к изучению делового иностранного языка студентами неязыковых вузов.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Изд. 2-е. - Казань : Центр инновационных технологий, 2002. - 608 с.
3. Андреева Л.Н. Деловой английский язык как средство формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Л.Н. Андреева [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. - Санкт-Петербург, 2008. - 146 с.
4. Асеев, В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе [Текст] / В.Г. Асеев // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 1981. - С. 198-222.
5. Башмакова, И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов [Текст] // Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров : материалы Междунар. науч.-техн. конф. Ассоц. автомобил. инженеров (ААИ), посвящ. 145-летию МГТУ "МАМИ" (Москва, 27-28 марта 2012 г.) / под общ. ред. Бахмутова С.В. и Зайцева С.А. - Кн. 12 : Секция 12. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования. - М., 2010. - С. 382-388.
6. Беликов, В.А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии» [Текст] : пособие для студ. педвузов / В.А. Беликов. - Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 67 с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. В.П. Зинченко, Б.М. Мещерякова. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2005. - 672 с.
9. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко.
- М. : Академия, 2008. - 320 с.
10. Бурцева, Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза (Английский язык) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Э.В. Бурцева. - Улан-Удэ, 2002. - 195 с.
11. Вербицкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. - Жуковский: МИМ «Линк», 2000. - 41с.
12. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб. : Речь, 2006. - 458 с.
13. Войскунский, А.Е. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера [Текст] / А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 35-43, 88, 216.
14. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман. - М., 2002. - 296 с.
15. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики [Текст] : учебник / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М. : Владос, 2003. - 160 с.
16. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии [Текст] : учеб. пособие / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.
17. Данилова О.А. Роль мотивации в изучении иностранных языков
[Электронный ресурс] / О.А. Данилова, Д.В. Конова, Р.А. Дукин // Study- English.info : сайт для изучающих англ. яз., студентов, преподавателей вузов и переводчиков. - [Б.м.], 2010-2012. - URL: http://study-
english.info/article018.php (09.02.12).
18. Диагностика мотивационной сферы [Текст] / сост. Т.В. Морозова
- М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 94 с.
19. Дилц, Р.Б. Динамическое обучение [Текст] / Р.Б. Дилц, Т.А. Эпстайн ; пер. с англ. А.А. Рунихина. - Воронеж : НПО «МОДЭК»,
2001. - 416 с.
20. Дорошенко, В.Ю. Коммуникативная обусловленность
функционально-стилистических особенностей делового английского языка [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / В. Ю. Дорошенко. - СПб., 1995. - 17 с.
21. Дуранов, И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внекласснойдеятельности старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Дуранов. Алма-Ата, 1992. - 19с.
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
23. Журавлев, Д. Учитель и ученик: психология конфликтов [Текст] / Д. Журавлев. // Народное образование. - 2002. - № 4. - С. 81 - 92.
24. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога
[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 176 с.
25. Загвязинский, В.И. Методология иметоды психолого¬
педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
26. Занюк, С.С. Психология мотивации: теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг [Текст] / С.С. Занюк. - Киев : Эльга-Н ; Ника-Центр, 2001. - 352 с.
27. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию [Текст] /
Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - №3. - С. 27-35.
28. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. -
2002. - №2 (14). - С. 31-50.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.
30. Зорина, А.К. Воспитание мотивов учения [Текст] / А.К. Зорина. - Л.,1974. - 75 с.
31. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. -512 с.
32. КеганР. The evolving self: Problem and process in human develop-ment. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1982. - 318 p.
33. Леонтьев А.А. Принципы воспитания в образовательной программе «Школа 2000» // Начальная школа. - 1999. - № 6. - С. 3-12.
34. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. - 1980. - №5.-С. 47-59.
35. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
36. МакКлеланд, D. Power. Theinnerexperience. -NewYork: Irvington, 1975.-345 p.
37. Милорадов С.А. Обучение дискуссионному общению на иностранном языке: Автореф. дис. ...канд. пед наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. -25 с.
38. НаненД. The Learner - Centred Curriculum: a study in second language teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - 196 p.
39. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективно¬сти учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. ...канд. пед. наук.- М., 1984.-25 с.
40. Фонарёв А.Р. Формы становления личности в процессе её профес¬сионализации // Вопросы психологии. - 1997. -№ 2. - С. 88 - 94.
41. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль: ЯрГУ, 1991.-51 с.
42. ХармерДж. The Practice of English Language Teaching. - Great