Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ

Работа №61785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема повышения мотивации в теории и практике обучения иностранным языкам 8
1.1. Общая характеристика мотивации и мотивационного процесса 8
1.2. Понятие и особенности учебной мотивации 11
1.3. Мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного
языка 14
Выводы по I главе 188
Глава II. Технологии повышения мотивации к изучению иностранных языков
в СОШ 19
11.1. Средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при
изучении иностранного языка 19
11.2. Возможности информационных и коммуникативных технологий в
области формирования мотивации к изучению иностранных языков 24
11.3. Использование видеоконференций, интернет-проектов и веб-квестов на
уроке французского языка 31
11.4. Экспериментальное исследование использования информационно-коммуникативных технологий на уроке французского языка 41
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Библиография 53
Приложения 58

Актуальность исследования. Современная система образования вновь и вновь переживает серьезные реформы, ориентированные на приведение его в соответствие с требованиями и запросами общества, достижениями науки и техники. Актуальность проблемы формирования учебно-познавательных мотивов учащихся основывается на признании приоритета учебно- познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика - одна из целей деятельности учителя. Оно возможно лишь при поддержании положительной мотивации к учебе и потребности в самообразовании, развитии познавательного интереса, воспитании самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, навыками и умениями.
В связи с процессом глобализации и интеграции повышается интерес к изучению иностранных языков. Данный интерес способствует развитию методов и технологий обучения языку, с помощью которых не только обеспечивается достижение поставленных целей обучения, но и поддерживается положительная мотивация учащихся. В то же время, новые педагогические технологии предполагают осознанную потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам. Это является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Активное развитие информационных и компьютерных технологий в последние годы расширяет арсенал методов и средств обучения. Сейчас практически в каждой школе наглядные бумажные пособия все больше уступают место электронным, на уроках все чаще используются презентации, интерактивные доски, делающие обучение не просто более наглядным и
комфортным, но и соответствующим достижениям науки последнего времени.
Однако заметим, что применение презентаций и интерактивной доски на уроках иностранного языка не исчерпывает всех возможностей использования стандартных компьютерных программ в обучении. Так, в частности, практически не используются широкие обучающие возможности, которыми обладают информационно-коммуникативные технологии (далее - ИКТ), позволяющие не только найти любую информацию по рассматриваемой теме, но и обеспечить неформальное общение с носителем языка, в рамках которого ученик может усвоить устойчивые выражения, интересные речевые обороты, применяемые носителями языка. Подобное несоответствие возможности ИКТ для обучения иностранному языку и ограниченности их использования в современном российском образовании при высоких потребностях в более быстром и качественном изучении иностранных языков обуславливает особую актуальность изучения потенциальных возможностей использования ИКТ при обучении иностранному языку в школе.
Таким образом, существует объективное противоречие в том, что проблема повышения мотивации к изучению иностранных языков в школе является актуальной, а процессуальная сторона использования с этой целью информационно-коммуникативных технологий остается недостаточно разработанной.
Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе (далее - СОШ).
Предмет исследования - информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Цель исследования - разработать методические приемы использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить и проанализировать особенности учебной мотивации и мотивационного процесса.
2. Выявить средства повышения мотивации познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать методические приемы использования информационно¬коммуникативных технологий в процессе обучения иностранным языкам и осуществить экспериментальную проверку их эффективности в повышении мотивации к изучению французского языка.
Методологическую базу исследования составляют труды, рассматривающие методологию и теорию обучения, следующих авторов: Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, И.Л. Бим, М.И. Лукьянова, Т.В. Машарова, Е.А. Никодимова, А.Я. Острых, Л.М. Фридман, А.А. Хлынин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. А также исследования в области информационно-коммуникативных технологий следующих авторов: С.И. Кузнецов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.И. Роберт, А.П. Ершов и др.
Методы исследования - комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; обучающий эксперимент; методы математической статистики для обработки экспериментально полученных данных.
Этапы исследования:
1) изучение теоретического материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования;
2) разработка методических приемов использования ИКТ в обучении французскому языку;
3) экспериментальная проверка эффективности разработанных методических приемов;
4) обработка экспериментально полученных данных и подведение итогов исследования;
5) оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами разработаны методические приемы повышения учебной мотивации к изучению французского языка в СОШ посредством информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении педагогического знания по проблеме исследования, в теоретическом обосновании базирования положительной мотивации к изучению французского языка на ценностном отношении к иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, на эмоционально-познавательной активности учащихся, а также на принципах культуросообразности, диалога культур, межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как самостоятельно учителями иностранных языков, методистами, так и в качестве базы для дальнейших исследований в данном направлении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
В главе I дана общая характеристика мотивации и мотивационного процесса, исследованы особенности учебной мотивации, рассмотрена мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
В главе II рассматриваются средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при изучении французского языка, исследованы возможности информационных и коммуникативных технологий в области формирования мотивации к изучению иностранных языков, описано экспериментальное исследование разработанных методических приемов использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Заключение содержит обобщенные результаты проведенного исследования.
В приложениях представлены: таблица современных средств обучения иностранным языкам, веб-ресурсы для изучения французского языка, а также вопросы для интеллектуальной игры, использованной во время экспериментальной апробации разработанных методических приемов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Учебная мотивация представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.
Как мы выяснили, мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и изучения иностранных языков, в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание. Помимо широко известной внешней и внутренней мотивации, в зарубежной психологии различают глобальную, ситуационную и инструментальную мотивацию.
В настоящее время в обучении иностранному языку в школе фундаментальных преобразований не произошло: обучение по прежнему основывается на базовых принципах наглядности, системности, доступности и достаточности изложения материала, средства обучения также подразделяются на те же базовые группы. Однако современный урок должен постоянно включать в себя что-то новое. Однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься учащимися.
В качестве средства повышения мотивации на уроке иностранного языка мы предлагаем нетрадиционный подход к занятиям, что позволяет побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, самостоятельности, а это даёт возможность более тесного общения преподавателя с учащимися. К нетрадиционным мы относим следующие занятия: занятие-диспут (дебаты), занятие-игра, занятие-экскурсия
50
(путешествие), занятие-проблема, занятие-эссе. Особое внимание следует уделить использованию на занятиях информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и активно применять их в своей профессиональной деятельности, так как их использование позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение школьников, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей учащихся и их уровня обученности. В школах неоходимо активно использоваться последние разработки в области компьютерных и информационных технологий, в частности широкое применение получили интерактивные доски, обучающие компьютерные программы и комплексы, начинает внедряться использование Интернет в обучении иностранному языку, который обладает для этого широкими потенциальными возможностями.
Использование ИКТ повышает эффективность усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Работа с ИКТ и интернет-ресурсами обеспечивает:
- приобретение школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, в том числе в виртуальном пространстве;
- развитие социокультурной компетенции;
- совершенствование умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ИКТ обладает широкими потенциальными возможностями для обучения иностранному языку в школе, их использование позволяет устраивать онлайн конференции, тематические творческие вечера на иностранном языке, музыкальные концерты, в рамках которых исполняются
51
песни изучаемой страны, театрализованные представления, на которых могут быть использованы оригинальные тексты зарубежных писателей и поэтов. Общаясь с помощью международных социальных сетей, которые стали весьма популярны в последние годы, применяется своего рода метод погружения в языковую среду, где ученики могут тренировать и навыки правильного письма и если после более близкого общения применяются Skype-технологии, то и правильного произношения.
Разработанные нами методические приемы по использованию ИКТ на уроках французского языка были апробированы в гимназии № 9 г. Казани. Экспериментальное исследование подтвердило, что мотивацию к изучению иностранного языка повышают различные формы и приёмы ИКТ, которые активизируют коммуникативную и познавательную деятельность, стимулируют обучающихся к проявлению речевой активности. Полученные в результате эксперимента данные позволяют сделать вывод о высокой эффективности применения ИКТ в качестве средства повышения учебной мотивации на занятиях по иностранным языкам в СОШ.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 478с.
2. Аклина Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Аклина // ИЯШ -№ 5- 2013 - С. 85.
3. Алхазишвили А.А. Основы овладению устной иностранной речью: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / А.А. Алхазишвили. - М.: Просвещение, 2013.- 128 с.
4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения / А.А. Андреев. - М.: Просвещение, 2013. - 212 с.
5. Ануфриева Д.Ю. Теории социального воспитания в отечественной педагогике / Д.Ю. Ануфриева //Социализация молодежи в условиях развития современного образования.- Новосибирск: НГПУ, 2007. - 126 с.
6. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И. Арзамасцева. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2013. - 28 с.
7. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности / В.В. Белоус, Т.В. Копань // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С.96 - 98.
8. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В.Беляев. - М.: Просвещение, 2013. - 227 с.
9. Бим И.Л. Некоторые особенности педагогического процесса. -
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.prosv.ru/ebooks/Bim_Nemeckii_5 -9kl/3 .html
10. Борисенко М.К. Некоторые аспекты преподавания элементов лингвострановедения на французском языке / М.К. Борисенко // ИЯШ. 2013 - №3. - С.41 - 42
11. Бутенкова Е.В. Интеграция очной и дистанционной форм обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.В. Бутенкова. - М., 2014. - 270 с.
12. Верхоглазенко В.Н. Система мотивации персонала / В.Н. Верхоглазенко // Консультант директора. - 2011. - №4. - С. 23.
13. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие / Н.В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - 378с.
14. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников / В.М. Галкина // Проблемы Науки. - 2015. - №5 (35). - С.96-99.
15. Гальскова Н.Д., Никитенко 3.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014 - 239 с.
16. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам / Н.Д. Гальскова. - Москва: Просвещение, 2000. - 305 с.
17. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2012.- 165 с.
18. Гасанова С.П. Мотивации учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками / С.П. Гасанова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №3 (24). - С.70-73.
19. Грушевская Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевская. - М.: «Юнити», 2103. - 352 с.
20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2009. - 218 с.
21. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 4. - С. 6 - 12.
22. Дистанционные образовательные технологии: мировые тенденции и отечественные проблемы / В.И. Солдаткин // Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний : тез. докл. V межвуз. научн. конф. - М.: РосНОУ,
2012. - С. 226 - 233.
23. Елухина Н.В. Обучение аудированию на уроках французского языка в средней школе / Н.В. Елухина. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
24. Еремина О.В. Информационные технологии в преподавании английского языка / О.В. Еремина // ИЯШ - № 3 - 2013 - С. 53- 55
25. Зайцева О.А. Радугин А.А. Радугин К.А. Рогачева Н.И. Основы менеджмента / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. радугин, Н.И. Рогачева. - М.: Центр, 2009. - 387 с.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2010.
- 327 с.
27. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка / Е.Г. Кашина. - Самара: Универс-групп, 2014. - 75 с.
28. Кащук С.М. Лингвострановедческий подход при обучении французскому языку в младших классах / С.М. Кащук // ИЯШ 2013 - №2. - С. 51.
29. Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. -
2013. - №6. - С. 3-8.
30. Колесова С.В. Формирование позитивной мотивации учения школьников посредством технологий позитивной педагогики / С.В. Колесова // Educatio. - 2015. - №3(10)-3. - С.29-32.
31. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2013.
- 192с.
32. Михеева С.В. Применение новых информационных технологий на уроках английского языка в средней школе. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/553942/
33. Моисеев В.Б. Организация учебного процесса при использовании технологий дистанционного обучения / В.Б. Моисеев // Информатика и образование. - 2012. - № 12. - С. 61 - 68.
34. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел: ОГУ, 2013. - 114 с.
35. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX - XX вв. / Под ред. И.В. Рахманова. - М.: Просвещение, 2013. - 317 с.
36. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е.И. Пассов. - Минск: Лексис, 2013. - 184 с.
37. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. - 2013. - №5. - С. 14 - 18
38. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2012. - №2. - С. 14 - 18.
39. Семенова Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Т.С. Семенова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С.791-794
40. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования / В.И. Снегурова // Вестник РУДН. - 2012. - №2. - С. 17.
41. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы,
перспективы. - 2-е изд., исправл. и доп. / Под редакцией Ю.В.Позняка - Мн.: БГУ, 2013. - 239с.
42. Тихомиров В. П. Технология дистанционного обучения в России / В.П. Тихомиров // Дистанционное обучение. - 2012. - № 1. - С. 7 - 10.
43. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнклин. - СПб.: Питер, 2010. - 276 с.
44. Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. - М.: Флинта: Наука, 2007. — 128 с.
45. Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - № 9. - С.35-36.
46. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник ПензГУ. - 2013. - №4. - С.25-29.
47. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2013. - 480 с.
48. Cifuentes L., Sivo S. & Reynolds T.. Building Partnerships Between Preservice Teachers and Inservice Teachers via Interactive Video Conferencing. International Jl. of Educational Telecommunications - 1997 - № 3(1). - РР. 61-82.
49. Dawson М., Medler D. The Dictionary of Cognitive Science: One Approach to Teaching Students to Create Their Own WWW Instructional Materials. Jl of Technology and Teacher Education, 1999. - № 5(1). РР. - 65-77.
50. Lai C. Efficient use of new technologies in language learning: a case reflection // ITFORUM PAPER. - 2004. - №77. - PP. 43-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ