СОВРЕМЕННАЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В УСЛОВИЯХ DIGITAL-ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ «СПАСИТЕ, Я НЕ УМЕЮ ГОТОВИТЬ!», «ЕДИМ ДОМА» И ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММ В АСПЕКТЕ FOOD-МАРКЕТИНГА
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Процесс глобализации медиа как технологическая инновация в
развитии журналистики 11
1.1 Особенности российского медиапространства в условиях
digital-глобализации 11
1.2 Блоги видеохостинга YouTube как новый канал
коммуникации: формат, целевая аудитория, портрет ведущего 17
1.3 Реклама и Product Placement в food-блогах и социальных
сетях: вопросы food-маркетинга и продвижения товаров 30
2 Гастрономический дискурс в условиях становления досуговой
журналистики 39
2.1 Феномен еды в повседневной культуре: теоретические
аспекты гастрономического типа журналистики 39
2.2 Эволюция кулинарных шоу на современном телевидении («Спасите, я не умею готовить!», «Едим дома») и
мультимедийном видеохостинге YouTube 50
2.3 Социальные сети как инструмент и источник
инфоповодов современных food-журналистов 66
3 Практическое исследование гастрономической журналистики в
социальной сети Instagram (на примере личного аккаунта) 77
3.1 Процесс приготовления блюда и написания текста рецепта 77
3.2 Подготовка и публикация кулинарных постов в аккаунте 83
3.3 Основы и своеобразие успешной food-иллюстрации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Процесс глобализации медиа как технологическая инновация в
развитии журналистики 11
1.1 Особенности российского медиапространства в условиях
digital-глобализации 11
1.2 Блоги видеохостинга YouTube как новый канал
коммуникации: формат, целевая аудитория, портрет ведущего 17
1.3 Реклама и Product Placement в food-блогах и социальных
сетях: вопросы food-маркетинга и продвижения товаров 30
2 Гастрономический дискурс в условиях становления досуговой
журналистики 39
2.1 Феномен еды в повседневной культуре: теоретические
аспекты гастрономического типа журналистики 39
2.2 Эволюция кулинарных шоу на современном телевидении («Спасите, я не умею готовить!», «Едим дома») и
мультимедийном видеохостинге YouTube 50
2.3 Социальные сети как инструмент и источник
инфоповодов современных food-журналистов 66
3 Практическое исследование гастрономической журналистики в
социальной сети Instagram (на примере личного аккаунта) 77
3.1 Процесс приготовления блюда и написания текста рецепта 77
3.2 Подготовка и публикация кулинарных постов в аккаунте 83
3.3 Основы и своеобразие успешной food-иллюстрации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается возрастающей популярностью и спросом на гастрономическую тематику среди каналов средств массовой информации. В силу развития digital-глобализации гастрономическая журналистика стала распространяться не только на традиционных платформах - газеты, журналы, телевизионные каналы, радио. Блогосфера открывает ряд возможностей для данного типа журналистики, во многом благодаря доступности и интерактивным ресурсам медийных платформ. Сегодня food-каналы и блоги, размещаемые на видеохостинге YouTube, а также группы и сообщества в социальных сетях становятся двигателями и популяризаторами гастрономии, позволяя ей выйти из шаблона витальной потребности, приобрести новый статус в сфере досуга и культуры. Гастрономическая журналистика цифровой эры - это широкий спектр тематических программ, наполненный новыми видами, форматами и жанрами в силу специфики интернет-вещания. Безусловно, основной пласт ведения программ и передач на YouTube блогеры позаимствовали у телевидения. Но сегодня можно наблюдать тенденцию интеграции YouTube-форматов на телевидение, а сами каналы, наоборот, стали переходить на видеоплатформу YouTube. Создаются онлайн-проекты, блоги, версия телевизионных каналов на видеохостинге, также популярностью пользуются социальные сети как канал коммуникации.
Феномен пищи в повседневной культуре в сочетании с digital- глобализацией позволил оформиться пласту гастрономической тематики в исторически сложивший тип журналистики. Food-журналистика обрела свою историю, появившись как направление travel-журналистики. Со временем была определена и жанровая специфика программ, тонкости и особенности трансляций передач и шоу, а также подачи food-информации.
Если до недавнего времени гастрономическая тематика являлась
нерелевантной для общества, то сегодня её значимость переосмыслена. Она
6
стала одной из актуальных тем для СМИ, а также выгодной и удобной нишей для индустрии маркетинга. Особой популярностью среди рекламных проектов в информационном пространстве можно считать food-маркетинг. Кроме того, стоит отметить, что кулинарные и гастрономические каналы имеют возможность продвигать товары и услуги, связанные не только с кухней и едой. В целом, блогерство - это универсальная площадка для рекламы, которая пользуется популярностью уже сегодня, YouTube-маркетинг имеет свою стратегию, свои виды рекламного продукта.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Неудивительно, что гастрономическая тематика так легко просочилась в новостные ленты пользователей сетей ВКонтакте и Instagram. Огромное количество тематических групп и персональных страниц кулинаров говорит о том, что новые медиа также способствуют развитию и популяризации food-журналистики. Развивающаяся в нашей стране платформа Instagram положила начало внедрению формата гастрономического гида-онлайн, что выигрывает по приоритетности у классического ресторанного гида среди массовой аудитории. Тем самым это ещё раз подтверждает, что сегодня аудитория средств массовой информации нуждается в гастрономическом контенте. Редакции, авторы и ведущие стараются найти стиль и подходящий контент для своего зрителя, читателя, подписчика.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей гастрономической журналистики в условиях digital- глобализации.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- рассмотрение процесса digital-глобализации в современной системе массмедиа;
- изучение феномена видеоблогерства как канала СМИ: формат, целевая аудитория, типология каналов, жанровая специфика;
- изучение феномена пищи в повседневной культуре: теоретические аспекты типа food-журналистики;
- изучение особенностей гастрономических передач на платформе YouTube посредством сравнительного контент-анализа с телевизионными шоу- программами;
- создание собственного информационного продукта с кулинарным контентом в пространстве сети Instagram.
Предмет исследования - рассмотрение особенностей гастрономической журналистики на платформах New Media и телевидении.
Объектом исследования являются блоги с гастрономической тематикой, размещенные на видеохостинге YouTube и Instagram, эфирные выпуски телевизионных передач «Спасите, я не умею готовить!» (ТВЦ) - 3 выпуска, «Едим дома» (НТВ) - 3 выпуска (выборка составлена за период с 1 января 2015 года по апрель 2019 года).
В работе применяются следующие методы научного исследования: мониторинг, логическая структурно-содержательная интерпретация журналистских и мультимедийных текстов, анализ, сравнение, обобщение, личный опыт.
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов кулинарного дискурса и его воздействующей функции в условиях цифровой глобализации, а также работы, изучающие аспекты food-маркетинга: А. В. Антюхина [2], М. В. Капкан [21], Г. К. Абелян [1], О. А. Дормидонтова [12], Ю. А. Громцева [11], А. Р. Яшина [65], Р. М. Фрумкина [57], А. А. Калмыков [20], В. Н. Медведева [26] и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса становления гастрономической журналистики, её теоретических аспектов и особенностей в условиях digital- глобализации. Также работа раскрывает сущность феномена еды в индустрии маркетинга и рекламы как манипуляции массовой аудиторией. Ранее исследований подобного характера не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда авторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации находятся под влиянием digital-глобализации. В связи с изменением отношения общества к культуре питания и феномену еды, гастрономическая тематика стремительно набирает обороты среди массовой аудитории, поэтому современные СМИ стараются овладеть ей в полной мере, активно внедряя в свои издания и каналы food- контент. Если учесть, что массовая аудитория представляет собой общество потребления, то задача каналов СМИ сегодня - помочь ей разобраться в многообразии гастрономических культур, в здоровом и правильном питании, качественных продуктах и кулинарных заведениях. Блогеры на YouTube и в социальных сетях могут освещать тему еды через призму travel-журналистики, этнических материалов и сюжетов, туризма, медицины и организации здорового образа жизни, культуры, этикета, рекламы. Наше исследование показывает, что на сегодняшнем этапе гастрономическая журналистика в России развивается на медиаплатформах - видеохостинг YouTube, социальные сети, блоги и сайты.
Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях средств массовой коммуникации, рекламы и PR, типологии New Media.
Структура бакалаврской работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех основных глав и девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Феномен пищи в повседневной культуре в сочетании с digital- глобализацией позволил оформиться пласту гастрономической тематики в исторически сложивший тип журналистики. Food-журналистика обрела свою историю, появившись как направление travel-журналистики. Со временем была определена и жанровая специфика программ, тонкости и особенности трансляций передач и шоу, а также подачи food-информации.
Если до недавнего времени гастрономическая тематика являлась
нерелевантной для общества, то сегодня её значимость переосмыслена. Она
6
стала одной из актуальных тем для СМИ, а также выгодной и удобной нишей для индустрии маркетинга. Особой популярностью среди рекламных проектов в информационном пространстве можно считать food-маркетинг. Кроме того, стоит отметить, что кулинарные и гастрономические каналы имеют возможность продвигать товары и услуги, связанные не только с кухней и едой. В целом, блогерство - это универсальная площадка для рекламы, которая пользуется популярностью уже сегодня, YouTube-маркетинг имеет свою стратегию, свои виды рекламного продукта.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Неудивительно, что гастрономическая тематика так легко просочилась в новостные ленты пользователей сетей ВКонтакте и Instagram. Огромное количество тематических групп и персональных страниц кулинаров говорит о том, что новые медиа также способствуют развитию и популяризации food-журналистики. Развивающаяся в нашей стране платформа Instagram положила начало внедрению формата гастрономического гида-онлайн, что выигрывает по приоритетности у классического ресторанного гида среди массовой аудитории. Тем самым это ещё раз подтверждает, что сегодня аудитория средств массовой информации нуждается в гастрономическом контенте. Редакции, авторы и ведущие стараются найти стиль и подходящий контент для своего зрителя, читателя, подписчика.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей гастрономической журналистики в условиях digital- глобализации.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- рассмотрение процесса digital-глобализации в современной системе массмедиа;
- изучение феномена видеоблогерства как канала СМИ: формат, целевая аудитория, типология каналов, жанровая специфика;
- изучение феномена пищи в повседневной культуре: теоретические аспекты типа food-журналистики;
- изучение особенностей гастрономических передач на платформе YouTube посредством сравнительного контент-анализа с телевизионными шоу- программами;
- создание собственного информационного продукта с кулинарным контентом в пространстве сети Instagram.
Предмет исследования - рассмотрение особенностей гастрономической журналистики на платформах New Media и телевидении.
Объектом исследования являются блоги с гастрономической тематикой, размещенные на видеохостинге YouTube и Instagram, эфирные выпуски телевизионных передач «Спасите, я не умею готовить!» (ТВЦ) - 3 выпуска, «Едим дома» (НТВ) - 3 выпуска (выборка составлена за период с 1 января 2015 года по апрель 2019 года).
В работе применяются следующие методы научного исследования: мониторинг, логическая структурно-содержательная интерпретация журналистских и мультимедийных текстов, анализ, сравнение, обобщение, личный опыт.
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов кулинарного дискурса и его воздействующей функции в условиях цифровой глобализации, а также работы, изучающие аспекты food-маркетинга: А. В. Антюхина [2], М. В. Капкан [21], Г. К. Абелян [1], О. А. Дормидонтова [12], Ю. А. Громцева [11], А. Р. Яшина [65], Р. М. Фрумкина [57], А. А. Калмыков [20], В. Н. Медведева [26] и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса становления гастрономической журналистики, её теоретических аспектов и особенностей в условиях digital- глобализации. Также работа раскрывает сущность феномена еды в индустрии маркетинга и рекламы как манипуляции массовой аудиторией. Ранее исследований подобного характера не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда авторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации находятся под влиянием digital-глобализации. В связи с изменением отношения общества к культуре питания и феномену еды, гастрономическая тематика стремительно набирает обороты среди массовой аудитории, поэтому современные СМИ стараются овладеть ей в полной мере, активно внедряя в свои издания и каналы food- контент. Если учесть, что массовая аудитория представляет собой общество потребления, то задача каналов СМИ сегодня - помочь ей разобраться в многообразии гастрономических культур, в здоровом и правильном питании, качественных продуктах и кулинарных заведениях. Блогеры на YouTube и в социальных сетях могут освещать тему еды через призму travel-журналистики, этнических материалов и сюжетов, туризма, медицины и организации здорового образа жизни, культуры, этикета, рекламы. Наше исследование показывает, что на сегодняшнем этапе гастрономическая журналистика в России развивается на медиаплатформах - видеохостинг YouTube, социальные сети, блоги и сайты.
Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях средств массовой коммуникации, рекламы и PR, типологии New Media.
Структура бакалаврской работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех основных глав и девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
На основе подробного и всестороннего изучения современной гастрономической журналистики в условиях digital-технологий можно сделать полноценный вывод. Процесс глобализации и мультимедийного развития положил начало новой эпохи в средствах массовой информации - цифровой. Сегодня New Media развиваются, становясь популярнейшими платформами для передачи информации, а также способствуют распространению новых форматов вещания.
Благодаря мультимедийным возможностям Интернета массовая аудитория получила новое СМИ - видеохостинг YouTube, который в короткие сроки обзавелся постоянной аудиторией, огромной актуальностью и популярностью. Блоги в видеохостинге имеют свой формат, типологию, жанровую специфику. Российская рекламная индустрия нашла в видеоблогах универсальную площадку для продвижения товаров и услуг, благодаря новым видам рекламы, а также использованию product placement.
Среди многообразия тематических каналов и форматов вещания на YouTube легко прижилась и оформилась в самостоятельный контент гастрономическая журналистика. На сегодняшний день феномен еды в сегменте человеческой жизни переосмыслен, он вышел из уровня витальных потребностей, и является объектом изучения культурологии, психологии, экономики, рекламы и, конечно же, журналистики. В связи с возросшим интересом и спросом массовой аудитории на кулинарную тематику контент данной специфики проникает на каналы СМИ. Видеоблогеры YouYubе также реализовали себя в гастрономическом контенте, создав целый ряд food-каналов с новыми форматами, жанрами и идеями.
На конкретных примерах мы смогли выявить особенности кулинарных шоу на медиаплатформе YouTube в сравнительном анализе с передачами на телевидении. Гибридность жанровой специфики гастрономической журналистики наблюдается в обоих форматах. Что касается использования телевизионной подачи информации в разновидностях ток-шоу, то она также прижилась в блогосфере, особенно шоу-профи пользуется популярностью у пользователей. Но что касается тем, поднимаемых в кулинарных передачах, то они совпадают - приготовление блюд, ингредиенты, вкус, беседа, выбор победителя и т.д.
Безусловно, кулинарные блоги и шоу обладают рядом специфических особенностей - высоким уровнем интерактивности, введением новых жанровых форм, таких как стрим и обзор на выезде; видеохостинг даже породил новый вид кулинарных передач - «шоу без ведущего в кадре». Подход к созданию данного формата с точки зрения кинематографа и работы оператора мог бы посоревноваться за награды фестивалей, настолько красиво и привлекательно для аудитории подается контент.
Исходя из вышесказанного, вполне логичен тот факт, что телевидение прибегает к использованию возможностей видеохостинга: создавая онлайн проекты канала на YouTube, заимствует вид кулинарного шоу без ведущего в кадре, а также привлекает блогеров к деятельности на экранах, приглашая их в качестве героев в свои кулинарные шоу. Подводя итог теоретическому и практическому анализу сегмента кулинарных шоу в блогосфере, мы отметили его взаимодействие с телевидением и совместное развитие гастрономической журналистики на двух платформах.
Создание и ведение собственного кулинарного аккаунта «ОколоКухни» в социальной сети Instagram позволило подтвердить тот факт, что гастрономическая журналистика в современных условиях действительно популярна среди массовой аудитории. Контент блога отвечает всем требованиям food-канала, а также выполнял основные функции данного типа журналистики: культурологическую, регулятивную, просветительскую,
образовательную, развлекательную.
В течение полугода автор исследовал гастрономический контент в социальных сетях:
- была создана концепция собственного food-блога с обновляющимся текстовым и фото-контентом. Она включила в себя подачу рецептурных текстов, а также обзоры на заведения общественного питания;
- самостоятельно происходил процесс приготовления блюд, затем его фотографирование и текстовое оформление, что можно считать полноценной работой food-журналиста;
- автор достиг поставленной цели - обзавестись аудиторией своего канала в количестве подписчиков не менее 50 человек. Данный факт доказал, что гастрономическая тематика очень популярна среди современного общества.
В практической части бакалаврской работы мы подробно описали процесс приготовления блюда, написания рецептурного текста, процесса съемки, а также основные правила публикации нового поста в блоге.
На основе опыта оформления гастрономического блога в социальных сетях мы дали практические рекомендации и теоретические основы по производству food-контента с точки зрения профессионального журналиста.
Благодаря мультимедийным возможностям Интернета массовая аудитория получила новое СМИ - видеохостинг YouTube, который в короткие сроки обзавелся постоянной аудиторией, огромной актуальностью и популярностью. Блоги в видеохостинге имеют свой формат, типологию, жанровую специфику. Российская рекламная индустрия нашла в видеоблогах универсальную площадку для продвижения товаров и услуг, благодаря новым видам рекламы, а также использованию product placement.
Среди многообразия тематических каналов и форматов вещания на YouTube легко прижилась и оформилась в самостоятельный контент гастрономическая журналистика. На сегодняшний день феномен еды в сегменте человеческой жизни переосмыслен, он вышел из уровня витальных потребностей, и является объектом изучения культурологии, психологии, экономики, рекламы и, конечно же, журналистики. В связи с возросшим интересом и спросом массовой аудитории на кулинарную тематику контент данной специфики проникает на каналы СМИ. Видеоблогеры YouYubе также реализовали себя в гастрономическом контенте, создав целый ряд food-каналов с новыми форматами, жанрами и идеями.
На конкретных примерах мы смогли выявить особенности кулинарных шоу на медиаплатформе YouTube в сравнительном анализе с передачами на телевидении. Гибридность жанровой специфики гастрономической журналистики наблюдается в обоих форматах. Что касается использования телевизионной подачи информации в разновидностях ток-шоу, то она также прижилась в блогосфере, особенно шоу-профи пользуется популярностью у пользователей. Но что касается тем, поднимаемых в кулинарных передачах, то они совпадают - приготовление блюд, ингредиенты, вкус, беседа, выбор победителя и т.д.
Безусловно, кулинарные блоги и шоу обладают рядом специфических особенностей - высоким уровнем интерактивности, введением новых жанровых форм, таких как стрим и обзор на выезде; видеохостинг даже породил новый вид кулинарных передач - «шоу без ведущего в кадре». Подход к созданию данного формата с точки зрения кинематографа и работы оператора мог бы посоревноваться за награды фестивалей, настолько красиво и привлекательно для аудитории подается контент.
Исходя из вышесказанного, вполне логичен тот факт, что телевидение прибегает к использованию возможностей видеохостинга: создавая онлайн проекты канала на YouTube, заимствует вид кулинарного шоу без ведущего в кадре, а также привлекает блогеров к деятельности на экранах, приглашая их в качестве героев в свои кулинарные шоу. Подводя итог теоретическому и практическому анализу сегмента кулинарных шоу в блогосфере, мы отметили его взаимодействие с телевидением и совместное развитие гастрономической журналистики на двух платформах.
Создание и ведение собственного кулинарного аккаунта «ОколоКухни» в социальной сети Instagram позволило подтвердить тот факт, что гастрономическая журналистика в современных условиях действительно популярна среди массовой аудитории. Контент блога отвечает всем требованиям food-канала, а также выполнял основные функции данного типа журналистики: культурологическую, регулятивную, просветительскую,
образовательную, развлекательную.
В течение полугода автор исследовал гастрономический контент в социальных сетях:
- была создана концепция собственного food-блога с обновляющимся текстовым и фото-контентом. Она включила в себя подачу рецептурных текстов, а также обзоры на заведения общественного питания;
- самостоятельно происходил процесс приготовления блюд, затем его фотографирование и текстовое оформление, что можно считать полноценной работой food-журналиста;
- автор достиг поставленной цели - обзавестись аудиторией своего канала в количестве подписчиков не менее 50 человек. Данный факт доказал, что гастрономическая тематика очень популярна среди современного общества.
В практической части бакалаврской работы мы подробно описали процесс приготовления блюда, написания рецептурного текста, процесса съемки, а также основные правила публикации нового поста в блоге.
На основе опыта оформления гастрономического блога в социальных сетях мы дали практические рекомендации и теоретические основы по производству food-контента с точки зрения профессионального журналиста.



