Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Работа №74640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы147
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования роли эмоциональной компетентности в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации 9
1.1. Эмоциональная компетентность: определение, структура,
механизмы формирования 9
1.2. Конфликт и конфликтное поведение 20
1.3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации 37
1.4. Психологические особенности, влияющие на выбор стратегии
поведения в конфликтной ситуации 43
Глава II. Материалы и методы исследования роли эмоциональной компетентности в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации 70
2.1. Организация эмпирического исследования 70
2.2. Методы и методики исследования 71
2.3. Методы статистической обработки данных 77
Глава III. Анализ и интерпретация результатов исследования 79
Выводы 106
Заключение 111
Список литературы 114
Приложение


В современном обществе проблема компетентности в понимании, выражении и управлении эмоциями стоит достаточно остро. Мы воспитываемся в культурах, которые чаще недооценивают необходимость понимания эмоций. В школе, в вузе, а затем и в трудовой деятельности основной акцент делается на развитие логики и техничности. Табели успеваемости, рабочие характеристики, планы действий, технологические схемы практически исключают любой эмоциональный контекст, в лучшем случае здесь используется замаскированное выражение эмоции, определяемое фразами «слабая позиция», «неустойчивое моральное состояние» и т.п. Формирование эмоциональной компетентности представляется нам важнейшим аспектом развития личности, составляющим ее потенциал (ресурс) в рамках различных аспектов адаптации.
Эмоциональная компетентность, согласно Г.В. Юсуповой, представляет собой аспект развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путём понимания собственных эмоций и эмоций окружающих. Она выделяет два компонента эмоциональной компетентности, которые имеют внутренний и внешний векторы направленности: когнитивный (понимание эмоций) и поведенческий (управление эмоциями).
И.Н. Андреева считает, что структура эмоциональной компетентности представляет собой более детализированную структуру эмоционального интеллекта - с учётом социальных влияний на его развитие [4].
Д. Гоулман рассматривает эмоциональную компетентность как более широкое понятие, и определяет ее как интегральную характеристику, включающую компоненты эмоционального интеллекта, волевые качества, показатели самосознания, социальных навыков, которую условно можно разделить на личную (понимание себя, саморегуляция, мотивация) и социальную компетентность (эмпатия и социальные навыки) [44].
В контексте данной работы мы будем рассматривать следующие параметры эмоциональной компетентности, которые могут влиять на выбор индивидом стратегий поведения в конфликтной ситуации:
• эмоциональный интеллект - «внутренний эмоциональный ресурс эмоциональной регуляции человека», позволяющий субъекту управлять своим поведением, держать эмоции под контролем в проблемных ситуациях и достигать экономического благополучия [31].
• рефлексия - способность человека определять, какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, по физическому состоянию и внутреннему диалогу; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой;
• саморегуляция поведения - умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации;
• эмпатия - базисная составляющая эмоциональной компетентности - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии [45].
При этом эмоциональный интеллект мы рассматриваем как инструментальный уровень эмоциональной компетентности, рефлексию, эмпатию и саморегуляцию - как механизмы формирования и функционирования эмоциональной компетентности.
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменном двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, которая включает в себя: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Под ними подразумеваются установки на определенные формы поведения в ситуации конфликта [80]. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
Важно отметить, что конфликт, по мнению профессора Ю.Г. Запрудского, явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку [11].
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что актуальность нашего исследования состоит в том, что развитие эмоциональной компетентности сопряжено с развитием коммуникативных навыков, навыков санации собственных психических состояний, навыков самоуправления и регуляции межличностных взаимодействий, что в свою очередь отражается на поведенческих стратегиях, которые выбирает человек в ситуациях конфликтного взаимодействия. Определение путей влияния параметров эмоциональной компетентности на определение поведенческой стратегии в конфликте является актуальным в контексте успешности конфликт- менеджмента и самоменеджмента.
Цель: исследовать влияние эмоциональной компетентности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Объект исследования: эмоциональная компетентность личности.
Предмет исследования: влияние эмоциональной компетентности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Гипотезы исследования: 1) эмоциональная компетентность личности влияет на выбор стратегий поведения в конфликте; 2) выбор стратегий поведения в конфликте может быть обусловлен преобладающими каналами эмпатии, уровнем конфликтности и параметрами саморегуляции поведения.
В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретико-методологический анализ исследований эмоциональной компетентности и роли ее параметров и компонентов в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации;
2) провести эмпирическое исследование параметров эмоциональной компетентности, конфликтности и преобладающих стратегий поведения в конфликте у студентов вуза;
3) провести факторизацию параметров эмоциональной
компетентности для определения эмоциональных компетенций как отдельных компонентов ее структуры;
4) определить наличие/ отсутствие статистически достоверных взаимосвязей между параметрами эмоциональной компетентности, конфликтностью и преобладающей стратегией поведения в конфликте;
5) определить различия между студентами, сгруппированными по признаку «преобладающая стратегия поведения в конфликте», по уровню развития эмоциональных компетенций.
Методологическую основу исследования составляют: представления о системе эмоционально-интеллектуальных способностей (Д. Мэйер, П. Сэловей); теория эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин); теория эмоциональной компетентности (Г.В. Юсупова); теории конфликта (Л.Козера, К.Боулдинга, Л.Крисбергу, Е.М. Басова, Ю.Г. Запрудского, Н.В. Гришиной); двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии (К. Томас, Р. Килменн); модели эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.В. Люсин); гуманистическое направление в рамках эмпатии (К. Роджерс); представления об эмпатии (В.В. Бойко); теория системной рефлексии (А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, В.А. Лефевр, А.В. Россохин, В. Д. Шадриков); теория саморегуляции (В. И. Моросанова).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.
Психодиагностические методы исследования:
1) опросник эмоционального интеллекта «Эмин» (Люсин Д.В.), включающий в себя межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями и общий уровень эмоционального интеллекта;
2) опросник Томаса К. и Килманна Р. «Определение способов регулирования конфликтов», включающий соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление;
3) тест Ряховского В.Ф «Самооценка конфликтности», показывающий уровень конфликтности: избегание конфликтных ситуаций; конфликтность не выражена; конфликтность выражена слабо; выраженная конфликтность; высокий уровень конфликтности;
4) опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Салихова А.Ж.)), включающий шкалы системной рефлексии, квазирефлексии и интроспекции;
5) методика Бойко В. В. «Диагностика уровня эмпатии», включающая шкалы: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность эмпатии; идентификация в эмпатии;
6) опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» Моросановой В.И., включающая шкалы: планирование; моделирование; программирование; оценивание результатов; гибкость; самостоятельность и общий уровень саморегуляции.
Методы обработки данных: 1) первичные методы обработки данных: первичный частотный анализ, табулирование, построение диаграмм; 2) вторичные методы: методы статистического анализа: корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), иерархичный факторный анализ, непараметрический анализ (H-критерий) различий Краскала - Уоллеса.
База исследования и состав испытуемых: Северо-Кавказский федеральный университет, в качестве испытуемых выступили 174 студента следующих направлений подготовки: «Правовое обеспечение национальной безопасности» 1 курс; «География» 1, 2 и 4 курсы; «Журналистика» 2 курс и «Конфликтология» 2, 3 и 4 курсы, из которых 65 (37%) юношей и 109 (63%) девушек. Возраст испытуемых - от 17 до 23 лет.
Научная новизна исследования состоит в проработке структуры эмоциональной компетентности, ее параметров и компонентов и их влиянии на определение стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены и систематизированы основные теоретические аспекты, направленные на изучение роли эмоциональной компетентности в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Практическая значимость работы состоит в том, что благодаря полученным результатам, можно разработать комплекс тренинговых занятий и развивающих программ, направленных на развитие эмоциональной компетентности, и опосредованно решать вопросы конструктивной регуляции конфликтов через выбор оптимальной стратегии поведения.
Структура работы: включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение общим объемом 119 страниц без учета приложения, содержит 14 графических объектов. Список литературы включает 80 источников, в их числе 8 иностранных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной работе, направленной на исследование роли эмоциональной компетентности в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации, рассмотрено определение, структура, механизмы формирования эмоциональной компетентности; дано определение понятию конфликт и конфликтное поведение, определены признаки и источники конфликта, а так же выделены фазы и этапы конфликтного взаимодействия. Отмечается существование трёх основных моделей поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.
Изучив стратегии поведения в конфликтных ситуациях необходимо отметить, что существуют различные классификации, на основании которых выделяются стратегии поведения в конфликте. Мы в своей работе за основу взяли одну из наиболее распространенных классификаций К. Томаса и Р. Килменна, которые выделяют пять основных стратегий поведения при конфликте: 1) приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам; 2) соперничество - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции; 3) компромисс - урегулирование разногласий путем взаимных уступок: пусть длительное и состоящее из нескольких этапов, но идущее на пользу делу; 4) избегание - стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее; 5) сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Рассматривая психологические особенности, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации, мы выделили эмоциональный интеллект, конфликтность, рефлексию, эмпатию и саморегуляцию компетентности.
Проведение эмпирического исследования показало нам, что большинство респондентов имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, т.е. они готовы к восприятию и пониманию внутреннего эмоционального состояния, а также эмоций партнера, у них хорошо развит межличностный эмоциональный интеллект. Вместе с этим можно говорить о том, что у данной группы испытуемых хорошо развита системная рефлексия, которая позволяет им видеть ситуацию взаимодействия во всех аспектах ее проявления, а именно полюс объекта и полюс субъекта, а также альтернативные возможности. Такой взгляд позволяет обнаружить новое качество себя, что является неплохой основой для самопознания и саморазвития. Но при этом отмечается, что у большого числа респондентов заниженный уровень эмпатии, не смотря на хорошо развитый межличностный эмоциональный интеллект, встречаются трудности в установлении межличностных взаимоотношений, невозможности в полной мере проявить сочувствие и сопереживание к своему партнеру. Достаточно развитый уровень саморегуляции, наблюдающийся у большого процента испытуемых, говорит об их самостоятельности и способности к планированию собственных действий, гибкости как в общении, так и в выполнении необходимых заданий. Так же характерной чертой респондентов является способность к взаимосвязанности регуляторных звеньев в общей структуре индивидуальной саморегуляции, осознанность при постановке и достижении цели. В связи с этим, мы можем сказать, что данная группа респондентов в качестве разрешения конфликта использует те стратегии, которые непосредственно направлены на достижение целей обеих сторон, а также на сохранение межличностных взаимоотношений.
Проведение статистического анализа полученных данных с использование корреляционного анализа (r-критерий Пирсона), иерархичного факторного анализа, непараметрического анализа (H-критерий) различий Краскала-Уоллеса подтверждает нам тот факт, что эмоциональная компетентность личности влияет на выбор стратегий поведения в конфликте, а они, в свою очередь, обусловлены преобладающими каналами эмпатии, уровнем конфликтности и параметрами саморегуляции поведения.
В связи с этим, мы можем говорить о том, что проведенный качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет считать выдвинутую в начале исследования гипотезу достоверной.
Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно сделать вывод, что выбор стратегии разрешения конфликта - это процесс принятия решения, состоящий из ряда последовательных этапов, в каждом из которых те или иные компоненты эмоциональной компетентности имеют свою специфику и функцию.



1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.
2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
8. Багаев, В. В. Стратегии поведения в конфликте [Текст] / В. В. Багаев // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2 (20). - С. 91¬92
9. Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема //
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология.
Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . 2007. №4. С.141¬144.
10. Белашева И.В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс
психологического здоровья личности // Акмеология. - М.:
Издательство: Научно-исследовательский институт школьных
технологий, 2016. - № 3 (59). - С. 143-152.
11. Боженко В.А. Определение понятия «конфликт» // Вестн. РУДН. Сер. Юрид. науки. - 2000 - N 2 - С.143-147.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
13. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении [Текст]. В.В. Бойко. - М.: Просвещение, 2006. - 75 с.
14. Бреслав Г.М. Психология эмоций - М.: «Академия», 2012. - 544 с.
15. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Саморегуляция поведения и ее роль в п
роцессесоциальной адаптации аддиктивной личности // Вестник
Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 1. С. 4-9.
16. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учеб. пособие для СПО / Л. Л.
Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 144 с. — (Серия :
Профессиональное образование).
17. Ворожейкин И.Е. Конфликтология.- М.: Инфра-М, 2004. - 240с.
18. Голуман Д., Бояцмс Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 304 с.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. - М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с
20. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. - СПб.: Питер 2008. - с. 544.
21. Гришина. Н.В. Психология конфликта : учебное пособие / Н.В. Гришин а. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 576 с.
22. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2000. - С. 151.
23. Грофф С. За пределами мозга. - М. : Трансперсональный ин-т, 1993. - 385 с.
24. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю.В. Давыдова. - М., 2011. - 22 с.
25. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993. — 211
26. Дойч М, Шикман С. Конфликт: социально-психологическая
перспектива /.' Социальный конфликт: современные исследования Реферативный сборник. - М ИСАН, 1991.
27. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. — 384 с.
28. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: «Питер», 2001. - 400 с.
29. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 375с.
30. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1965. - 799 с.
31. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т.С. Киселева. - М., 2015. - 26 с.
32. Клименкова Т.А., Щедрина И.В. Структура эмоциональной
компетенции менеджера // Экономика и предпринимательство, 2014.
33. Корнеева E.H. Если в семье конфликт -Ярославль Академия развития; Академия Холдинг, 2001.
34. Крайнова Ю.Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетенции будущих педагогов / Диссертация ... к. психолог. наук, 2010. - 166 с.
35. Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследованииэмпатии как актуал ьная проблема современной психологии // Вестник Вятск. гос. гум. ун¬та. 2007. № 17. С. 107-112
36. Куповых Ж.Г., Лабынцева И.С., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. Практикум
по психологии управления личностными ресурсами: учебно-методическое пособие. - Таганрог: Издательство Южного
федерального университета, 2017. - 178 с.
37. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В. А. Ла-бунская. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 171.
38. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект /А.Т. Ларина // Азимут
научных исследований: педагогика и психология. 2016.№ 3.С. 275- 278
39. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предусмотренной гармонии // Соч.: в. 4 т. М., 1997. Т. 2.
40. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2 (16)
41. Леонтьев Д. А. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 4. - т.
11. - с. 110-135.
42. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального
интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. —
2006. — № 4. — С. 3-22.
43. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
44. Мавлянова О.В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии / Диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Москва, 2016. - 269 с.
45. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального
интеллекта учителей и учащихся. - Псков: ПГПИ, 2004. - 140 с.
46. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов- психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. - Курск, 2011. - 27 с.
47. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции:
дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. No. 3. С. 132-144.
48. Моросанова, В.И., Коноз, Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
49. Наследов А.Д. Математические методы психологического
исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
50.Овсянникова Е.А. Серебрякова А.А. Конфликтология. Издательство «Флинта», 2015 г. - 307 с.
51. Ошо. Лекарство для души: Сборник практик. СПб.: Питер, 2005.
52. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2011. - 112 с.
53. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта//Георет. методолог, проблемы соц. психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 126-143.
54. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении
персоналом: учеб.для студентов вузов.-М. : Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
55. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.486-490
56. Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №4 (47). - С. 87¬89.
57. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. - № 4. - С. 138-144.
58. Семенов В.А. «Эсперанто» для конфликтологов (На пути ксозданию единой теории конфликта) / В.А. Семенов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - №5. - С. 37-49.
59. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990. - 215 с.
60. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2015. - № 3. - С. 22-39.
61. Смирнова Н.Н., Савенышева С.С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2
62. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.
63. Степанова А.П. Взаимосвязь эмоциональной компетентности и
психологического здоровья // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2011. - №2 (45).
64. Трушников Д.Ю. Конфликтология: учебник. - Тюмень: ТюмГНГУ,
2013. - 448 с.
65. Фомина Н.И. Эмоциональный интеллект как предметпсихологического
исследования // Психология и педагогика: методика ипроблемы практи ческого применения. - 2011. - №23. - С. 53-57.
66. Хакимова Е.К., Валеева Р.А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.
67. Харченко М.А. Корреляционный анализ. Учебное пособие для вузов. — Воронеж: ВГУ, 2008. — 31 с.
68. Холодная М.А. Психология интеллекта. - Томск-Москва, 1997. - 370 с.
69. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014 - 312 с.
70. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. -
2014. - № 1. - С. 17-32.
71. Шнайдер, М.И. Эмпатия как формаотражения другого человека/ Шнай дер М.И. // Гуманизация образования. - 2016. - №2. - с.60.
72. Юсупова Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / Диссертация ... к. психол. наук, 2006. - 166 с.
73. Boulding K. Conflict and Defence. N. Y. 1988.XIV. P.133.
74. Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. - 2002. V. 32. - P. 197 - 209.
75. Coser L. Conflict: Social Aspects. - International Encyclopedia of Social Sciences. Vol.3. 1968. P. 76.
76. Krisberg L. Sociology of Social Conflict. Hew Jersey: Prentice-Holl.1973. XIV. P. 17.
77. Parkinson B., Fisher A.H., Manstead A.S.R. Emotion in social relations. Cultural, social and interpersonal processes. N.Y.: Psychology Press, 2005.
78.Saaty T.L. An Eigenvalue Allocation Model for Prioritization and Planning. Energy Management and Policy Center, University of Pennsylvania, 1972. Pp. 28-31.
79.Salovey P., Mayer J.D. Some final thoughts about personality and intelligence // Stenberg J., Ruzlis P. (eds). Personality and intelligence. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 2002 г
80.Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behavior: The “Mode” Instrument / K.W. Thomas, R.H. Killmann // Educational and Psychological Measurement, 1977. - Vol. 3. - Issue 2. - P. 309-325


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ