Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными средствами
|
Введение 3
Глава 1. Культурное наследие как объект исследования 8
1.1. Способы изучения культурного наследия 8
1.2. Культурное наследие советской эпохи как объект исследования
Глава 2. Культурное наследие советской эпохи в музейных экспозициях . 20
2.1. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях российских музеев 20
2.2. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях зарубежных музеев 31
Глава 3. Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными
средствами 40
3.1. Актуализация культурного наследия советской эпохи: культурная память и ностальгия 40
3.2. Актуализация культурного наследия советской эпохи: идеология
Заключение 52
Список литературы 58
Список иллюстраций 65
Иллюстрации
Глава 1. Культурное наследие как объект исследования 8
1.1. Способы изучения культурного наследия 8
1.2. Культурное наследие советской эпохи как объект исследования
Глава 2. Культурное наследие советской эпохи в музейных экспозициях . 20
2.1. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях российских музеев 20
2.2. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях зарубежных музеев 31
Глава 3. Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными
средствами 40
3.1. Актуализация культурного наследия советской эпохи: культурная память и ностальгия 40
3.2. Актуализация культурного наследия советской эпохи: идеология
Заключение 52
Список литературы 58
Список иллюстраций 65
Иллюстрации
Прошло более двадцати лет с момента распада СССР, уже выросло поколение людей, которые никогда не жили в Советском Союзе. В 1990-е годы на уровне массового сознания ещё не сложилось определенного отношения к советскому прошлому: люди, находясь в культурном шоке от стремительного распада, казалось бы, настроенной на вечное существование страны, были дезориентированы активной антисоветской пропагандой в СМИ. Однако в 2000-е годы ситуация изменилась. Очевидно, прошёл период адаптации к новым условиям, и наступило время для переосмысления наследия недавнего прошлого. В постсоветской России пришло время для ностальгии по советскому.
Исследователь Р.Н. Абрамов считает, что возрастающий интерес к советскому в современном российском обществе - это коллективная психотерапия, направленная на залечивание травмы от стремительного распада огромной страны . Эта психотерапия имеет множество форм выражения: от вполне классической до китча. На экранах телевизоров показывают классику советского кинематографа, создаются многочисленные документальные и художественные фильмы о советском периоде истории нашей страны. В это же время на Красной площади выстраивается очередь из желающих сфотографироваться с «Лениным» или «Сталиным» и купить кружку или футболку с гербом СССР в сувенирных лавках. Во многих городах сейчас есть гостиницы, а также кафе/столовые/рестораны «под СССР», интерьер которых напоминает обстановку советских квартир. Популярна тема советского и в брендинге пищевых продуктов.
Те вещи, о которых говорилось выше - кино, продукты питания, заведения общепита, сувениры - это вещи не ностальгирующих, а для ностальгирующих. Они были созданы в первую очередь на волне ностальгического спроса: даже если создатели и испытывают симпатию к своей продукции, то получение прибыли всё-таки является главной их задачей. Музеи же существенно отличаются от всего вышеперечисленного тем, что в них находятся вещи самих ностальгирующих (конечно, не «те самые», но «такие же»), не предназначенные для продажи. Конечно, появление подобных музеев вызвано тем же ностальгическим спросом, что и, например, продажа «советских» сувениров. Но если в случае с сувенирами вещь является товаром, пробуждающим некоторые культурно-исторические смыслы у покупателя, то в случае с музеями товаром являются сами эти смыслы, а вещь претерпевает типичные для музея трансформации, меняет статус. И только в последнем случае мы можем рассчитывать, что за волной ажиотажно-ностальгического спроса когда-нибудь придёт пора формирования объективного отношения к прошлому и что музейные коллекции станут надёжным подспорьем в этом деле.
В связи с вышеизложенным, последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к культурному наследию СССР в музейном деле. В музейных и выставочных пространствах проходят многочисленные выставки, посвящённые советской повседневности, и эту тенденцию нельзя не заметить. Выставки отличаются друг от друга разнообразием подходов к экспонированию: одни (и таких большинство) просто демонстрируют частные коллекции предметов быта советской эпохи, а другие представляют результаты научного исследования на базе этих предметов. Кроме того, сейчас активно развивается такой сравнительно новый вид историко-бытового музея как музей советского быта. При этом музеефицируются как отдельные объекты материальной культуры советской эпохи, так и пространства их бытования.
На данный момент все музеи России, демонстрирующие в своих экспозициях культурное наследие советской эпохи, являются частной инициативой. Государственных музеев, посвящённых истории, культуре СССР, в России сейчас не существует. Однако музей как социокультурный институт обладает огромными просветительскими возможностями и образовательным потенциалом, а потому может и должен стать помощником и инструментом в деле сохранения, познания, переосмысления, актуализации и ретрансляции культурного наследия советской эпохи.
Кроме сказанного выше, актуальность данной работы обосновывается ещё и обилием предметов советской эпохи как в нашей жизни, так и в музеях и необходимостью переосмысления их значения. Согласно Ю.М. Лотману, «каждая культура определяет свою парадигму того, что следует помнить (т. е. хранить), а что подлежит забвению» . И если культурное наследие СССР актуализируется в настоящее время, значит, мы выбрали сохранение, а не забвение.
Советское наследие не исчезло из нашей жизни с распадом СССР, оно продолжает окружать нас, если не в наших собственных домах, то в домах наших родственников и друзей. С момента создания предметов советской эпохи не прошло ещё ста лет, а значит, они не подпадают под Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и могут быть свободно вывезены из страны . Не все из них можно причислить и к антиквариату, т.к. для этого должно пройти 50 лет . Тем не менее, музеи пополняются предметами советской эпохи, а также появляются музеи, для которых такие предметы являются основой коллекции. По этой причине у посетителей музеев советского быта или выставок на данную тему может возникнуть закономерный вопрос: то ли мы все живём в музее, то ли музей хранит и показывает массовые, неценные предметы, которые есть в каждом доме, и, следовательно, происходит девальвация музея как института памяти, хранящего историческое наследие. Из-за возникновения подобных коннотаций музеи сталкиваются с трудностью актуализации культурного наследия СССР.
Другая трудность связана с тем, что все музеи России, демонстрирующие в своих экспозициях культурное наследие СССР, а также многие выставки на данную тему, созданы частными лицами, коллекционерами, большинство из которых не имеет навыков музейной работы, а потому информация в таких музеях может быть подана не объективно. Актуализация же культурного наследия СССР за рубежом происходит в основном в форме историко-политических музеев и носит явно идеологический характер, что также не является объективным взглядом на предмет.
Целью работы является изучение и систематизация опыта актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами.
Для достижения цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Систематизировать литературу, отражающую разные подходы к
изучению культурного наследия - исследования в области культурной памяти, идеологии, повседневности, public history - с тем, чтобы получить возможность использовать методологические подходы,
применяемые в данных областях гуманитарного знания, в изучении проблем актуализации культурного наследия СССР музейными средствами.
2. Выявить причины появления музеев, актуализирующих культурное наследие советской эпохи, и различные формы актуализации.
3. Исследовать опыт актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами в России.
4. Исследовать опыт актуализации культурного наследия СССР зарубежными музеями.
Объектом исследования является феномен актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами.
Предметом исследования являются механизмы актуализации культурного наследия СССР в рамках музея.
Гипотеза исследования состоит в том, что опыт актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами отличается от опыта актуализации культурного наследия иными средствами, а также от опыта актуализации наследия иных исторических периодов и историко-культурных явлений, что обусловлено малым количеством времени, прошедшим с момента распада Советского Союза и создания предмета актуализации, а также отсутствием в России стройной государственной политики относительно истории СССР в целом и её репрезентации в музее.
Для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов исследования:
1. методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
2. методы сбора эмпирической информации (обзор музеев и выставок);
3. методы анализа, включая метод сравнительного анализа (сравнение музеев и выставок, соотнесение с информацией, полученной из литературы по исследуемой проблеме);
4. общегуманитарные методы, используемые в исследованиях культурной памяти, идеологии и повседневности (анализ феномена актуализации культурного наследия советской эпохи)
Под культурным наследием советской эпохи, актуализируемым музейными средствами, в данной работе будут пониматься все движимые объекты, созданные в СССР, находящиеся в музеях и организациях музейного типа.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.
Исследователь Р.Н. Абрамов считает, что возрастающий интерес к советскому в современном российском обществе - это коллективная психотерапия, направленная на залечивание травмы от стремительного распада огромной страны . Эта психотерапия имеет множество форм выражения: от вполне классической до китча. На экранах телевизоров показывают классику советского кинематографа, создаются многочисленные документальные и художественные фильмы о советском периоде истории нашей страны. В это же время на Красной площади выстраивается очередь из желающих сфотографироваться с «Лениным» или «Сталиным» и купить кружку или футболку с гербом СССР в сувенирных лавках. Во многих городах сейчас есть гостиницы, а также кафе/столовые/рестораны «под СССР», интерьер которых напоминает обстановку советских квартир. Популярна тема советского и в брендинге пищевых продуктов.
Те вещи, о которых говорилось выше - кино, продукты питания, заведения общепита, сувениры - это вещи не ностальгирующих, а для ностальгирующих. Они были созданы в первую очередь на волне ностальгического спроса: даже если создатели и испытывают симпатию к своей продукции, то получение прибыли всё-таки является главной их задачей. Музеи же существенно отличаются от всего вышеперечисленного тем, что в них находятся вещи самих ностальгирующих (конечно, не «те самые», но «такие же»), не предназначенные для продажи. Конечно, появление подобных музеев вызвано тем же ностальгическим спросом, что и, например, продажа «советских» сувениров. Но если в случае с сувенирами вещь является товаром, пробуждающим некоторые культурно-исторические смыслы у покупателя, то в случае с музеями товаром являются сами эти смыслы, а вещь претерпевает типичные для музея трансформации, меняет статус. И только в последнем случае мы можем рассчитывать, что за волной ажиотажно-ностальгического спроса когда-нибудь придёт пора формирования объективного отношения к прошлому и что музейные коллекции станут надёжным подспорьем в этом деле.
В связи с вышеизложенным, последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к культурному наследию СССР в музейном деле. В музейных и выставочных пространствах проходят многочисленные выставки, посвящённые советской повседневности, и эту тенденцию нельзя не заметить. Выставки отличаются друг от друга разнообразием подходов к экспонированию: одни (и таких большинство) просто демонстрируют частные коллекции предметов быта советской эпохи, а другие представляют результаты научного исследования на базе этих предметов. Кроме того, сейчас активно развивается такой сравнительно новый вид историко-бытового музея как музей советского быта. При этом музеефицируются как отдельные объекты материальной культуры советской эпохи, так и пространства их бытования.
На данный момент все музеи России, демонстрирующие в своих экспозициях культурное наследие советской эпохи, являются частной инициативой. Государственных музеев, посвящённых истории, культуре СССР, в России сейчас не существует. Однако музей как социокультурный институт обладает огромными просветительскими возможностями и образовательным потенциалом, а потому может и должен стать помощником и инструментом в деле сохранения, познания, переосмысления, актуализации и ретрансляции культурного наследия советской эпохи.
Кроме сказанного выше, актуальность данной работы обосновывается ещё и обилием предметов советской эпохи как в нашей жизни, так и в музеях и необходимостью переосмысления их значения. Согласно Ю.М. Лотману, «каждая культура определяет свою парадигму того, что следует помнить (т. е. хранить), а что подлежит забвению» . И если культурное наследие СССР актуализируется в настоящее время, значит, мы выбрали сохранение, а не забвение.
Советское наследие не исчезло из нашей жизни с распадом СССР, оно продолжает окружать нас, если не в наших собственных домах, то в домах наших родственников и друзей. С момента создания предметов советской эпохи не прошло ещё ста лет, а значит, они не подпадают под Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и могут быть свободно вывезены из страны . Не все из них можно причислить и к антиквариату, т.к. для этого должно пройти 50 лет . Тем не менее, музеи пополняются предметами советской эпохи, а также появляются музеи, для которых такие предметы являются основой коллекции. По этой причине у посетителей музеев советского быта или выставок на данную тему может возникнуть закономерный вопрос: то ли мы все живём в музее, то ли музей хранит и показывает массовые, неценные предметы, которые есть в каждом доме, и, следовательно, происходит девальвация музея как института памяти, хранящего историческое наследие. Из-за возникновения подобных коннотаций музеи сталкиваются с трудностью актуализации культурного наследия СССР.
Другая трудность связана с тем, что все музеи России, демонстрирующие в своих экспозициях культурное наследие СССР, а также многие выставки на данную тему, созданы частными лицами, коллекционерами, большинство из которых не имеет навыков музейной работы, а потому информация в таких музеях может быть подана не объективно. Актуализация же культурного наследия СССР за рубежом происходит в основном в форме историко-политических музеев и носит явно идеологический характер, что также не является объективным взглядом на предмет.
Целью работы является изучение и систематизация опыта актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами.
Для достижения цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Систематизировать литературу, отражающую разные подходы к
изучению культурного наследия - исследования в области культурной памяти, идеологии, повседневности, public history - с тем, чтобы получить возможность использовать методологические подходы,
применяемые в данных областях гуманитарного знания, в изучении проблем актуализации культурного наследия СССР музейными средствами.
2. Выявить причины появления музеев, актуализирующих культурное наследие советской эпохи, и различные формы актуализации.
3. Исследовать опыт актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами в России.
4. Исследовать опыт актуализации культурного наследия СССР зарубежными музеями.
Объектом исследования является феномен актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами.
Предметом исследования являются механизмы актуализации культурного наследия СССР в рамках музея.
Гипотеза исследования состоит в том, что опыт актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами отличается от опыта актуализации культурного наследия иными средствами, а также от опыта актуализации наследия иных исторических периодов и историко-культурных явлений, что обусловлено малым количеством времени, прошедшим с момента распада Советского Союза и создания предмета актуализации, а также отсутствием в России стройной государственной политики относительно истории СССР в целом и её репрезентации в музее.
Для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов исследования:
1. методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
2. методы сбора эмпирической информации (обзор музеев и выставок);
3. методы анализа, включая метод сравнительного анализа (сравнение музеев и выставок, соотнесение с информацией, полученной из литературы по исследуемой проблеме);
4. общегуманитарные методы, используемые в исследованиях культурной памяти, идеологии и повседневности (анализ феномена актуализации культурного наследия советской эпохи)
Под культурным наследием советской эпохи, актуализируемым музейными средствами, в данной работе будут пониматься все движимые объекты, созданные в СССР, находящиеся в музеях и организациях музейного типа.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.
Спустя 10 лет после распада Советского Союза, в 2000-е годы, в России, в целом, завершился процесс адаптации к новым условиям, и наступило время для ностальгии по советскому. Эта ностальгия выразилась в актуализации культурного наследия советской эпохи различными способами: в виде появления художественных и документальных кинофильмов, открытия заведений общепита, выпуска сувенирной продукции и создания музейных экспозиций. Хотя появление музеев советского быта в России и вызвано тем же ажиотажно-ностальгическим спросом, что и продажа сувениров, «музейный» способ актуализации культурного наследия советской эпохи отличается от «сувенирного» тем, что объектом «продажи» являются не сами предметы, а возможность взглянуть на них и выявить те смыслы, которые они несут. Этим тезисом подтверждается первая часть гипотезы данного исследования о том, что актуализация культурного наследия музейными средствами отличается от актуализации культурного наследия иными средствами.
Существуют три основных формы актуализации культурного наследия музейными средствами: музей советского быта, историко-политический музей и музей под открытым небом. В России наиболее популярной формой стал частный музей советского быта, работающий по принципу ретроизации, описанному Л. Горалик . Причиной тому является отсутствие стройной государственной политики относительно истории СССР в целом и репрезентации истории СССР в музее в частности. В главном историческом музее страны - Государственном историческом музее (ГИМ) - существует отдел истории России XX-XXI вв., который собирает музейные предметы, но пока не может их выставить ввиду отсутствия экспозиционных площадей. Отдельных музеев, посвящённых истории и культуре СССР в целом в России не существует, есть лишь экспозиции в краеведческих музеях и узкоспециализированные музеи, такие как музей политической истории России, музей современной истории России, музей ГУЛАГа, которые малопоказательны в контексте данной темы, т.к. актуализация культурного наследия советской эпохи не является их основной целью.
По имеющимся у нас данным, на май 2016 г. в России насчитывается 13 музеев советского быта (если считать филиалы - 15) и планируется открыть ещё 2 музея. Их география довольно широка: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Казань, Воронеж, Иваново, Киров, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский. Как уже было отмечено выше, все музеи являются частными, и этим фактом обусловлены некоторые трудности исследования таких музеев. Первая трудность заключается в том, что большинство из этих музеев созданы не профессионалами в области музейного дела и гуманитарных наук. Вследствие этого не все музеи советского быта можно назвать музеями в энциклопедическом понимании этого слова, потому что в некоторых из них не выполняются некоторые функции музея (например, научная). Однако даже такие учреждения музейного типа были включены в список музеев в настоящей работе, потому что они выполняют большинство музейных функций (собирание, хранение, экспонирование), а отсутствие научной деятельности является проблемой многих частных музеев. Другая трудность состоит в том, что частные музеи одного профиля, в отличие от государственных, не сотрудничают между собой. Целью работы подобных музеев не является планомерное изучение предметов из собственных собраний и тем более обращение к коллегам в поисках истины, приближенной к объективной. Следовательно, нет и необходимости узнавать о других музеях своей тематической направленности и сотрудничать с ними. Этот факт затрудняет поиск информации о таких музеях.
Основной причиной как создания, так и посещения музеев советского быта в России являются ностальгические чувства по ушедшей эпохе: в большинстве случаев в таких музеях репрезентируется поздняя советская эпоха, потому что именно на этот период пришлись детство и юность создателей музея. Среди создателей музеев нет людей, не заставших советскую эпоху, однако они имеются среди посетителей. Причиной интереса последних к музеям советского быта является их отношение к советской эпохе как к диковинке, что сродни интересу к «загранице».
За рубежом также осознаётся необходимость актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами, причём во всех перечисленных формах. Локализованы такие музеи в основном на территории бывших республик Советского Союза и стран социалистического лагеря. Музеи советского быта можно увидеть в Эстонии, Болгарии, Чехии, но наиболее популярной формой актуализации культурного наследия советской эпохи за рубежом являются историко-политические музеи, создаваемые с 1990-х годов. По имеющимся у нас на май 2016 г. данным, такие музеи можно найти в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Украине, Молдавии, Венгрии. При этом некоторые из них по наполнению являются музеями советского быта, однако несмотря на это претендуют на место в политике (например, музей оккупаций в Эстонии). Есть за рубежом и примеры музеев под открытым небом: в Литве и Венгрии; планируется открыть такой музей в Польше. Они представляют собой коллекцию (как в Литве) или государственную коллекцию демонтированной советской скульптуры (Венгрия и Польша).
На данную тему имеются отдельные статьи российских исследователей, а также статьи и несколько магистерских диссертаций за рубежом. Стоит отметить, что все исследователи, занимавшиеся данной проблематикой, не являются специалистами в области музеологии. Актуализация культурного наследия советской эпохи интересует историков, социологов, философов, антропологов, а также публицистов. При этом их исследования строятся по правилам case study, то есть в работе анализируется один или несколько музеев, но не ставится задача составить общий список музеев данной тематической направленности и проанализировать их деятельность. В связи с тем, что исследователи ставят и решают узкие задачи, а не рассматривают тему во всей её широте, а работах случаются ошибки. Например, называется первым в мире музей социалистического быта в Казани , тогда как он является пятым в России музеем советского быта; или музей «Пермь-36» рассматривается в ряду музеев советского быта , тогда как это музей узкоспециализированный и должен быть рассмотрен в ряду музеев ГУЛАГа.
Зарубежные исследователи также рассматривают не всю панораму музеев одной тематики, а проводят микроисследования на базе одного или нескольких музеев. При этом применяется термин «музеи коммунизма», который объединяет в одно исследовательское поле как музеи, находящиеся на территории бывших союзных республик, так и на территории стран, входивших в социалистический лагерь. Задача систематизировать и проанализировать всю имеющуюся информацию по теме не ставится. Также зарубежные исследователи «актуализации коммунизма» музейными средствами не рассматривают российские музеи данной тематической направленности.
Советское наследие не исчезло из нашей жизни с распадом СССР, оно продолжает окружать нас. И у посетителей музеев советского быта или выставок на данную тему может возникнуть закономерный вопрос: то ли мы все живём в музее, то ли музей хранит и показывает массовые, неценные предметы, которые есть в каждом доме. Наличие данной коннотации у посетителей при осмотре экспозиций музеев советского быта, а также острота эмоций, возникающих при посещении историко-политических музеев, отмечаемая многими исследователями, подтверждает вторую часть гипотезы данного исследования о том, что актуализация культурного наследия советской эпохи отличается от актуализации культурного наследия других исторических периодов. Чтобы избежать девальвации музея как института памяти, необходимо создать стройную государственную концепцию репрезентации советской эпохи в музее и давать исчерпывающий комментарий предметам советской эпохи, являющимся музейными экспонатами, который декларировал бы их несомненную ценность.
Музеи советского быта работают по механизмам формирования и поддержания культурной памяти, тогда как историко-политические музеи связаны с идеологической стратегией государств. Есть определённые причины связывать мотивы образования современных музеев, актуализирующих культурное наследие советской эпохи, с действием либо одного, либо другого: культурное наследие является не только объектом культурной памяти, но и идеологической конструкцией.
Если культурная память — это всегда живое настоящее , то идеология — это система, в которой её основания скрыты от её же участников. По Славою Жижеку «’’идеологической” является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, незнание, которое является сущностным для этой действительности».
И если задачей музея советского быта является репрезентация содержания культурной памяти, если посетитель такого музея без труда «встраивает» его экспонаты в собственную повседневность, то можно сказать, что мотивом создания этого музея была актуализация культурной памяти.
Если же музей представляет на своих экспозициях идеологическую программу государства, при этом корректируя культурную память, когда, скажем, некий предмет быта является не только свидетелем своего времени, но ещё и указанием на несправедливость современного ему мироустройства, то речь будет идти о музее, созданном из идеологических соображений. Получается, что музей, выполняя идеологическую программу и являясь из самых эффективных механизмов public history, как бы «просвещает» своих посетителей, рассказывая о тоталитаризме, оккупации и т.д. Важно, что состав коллекций в том и другом случае может быть совершенно одинаковым, что особенно ярко видно на примере музея оккупаций в Таллине.
Создание разных по типу музеев можно также рассматривать не как результат
трансформации форм коллекционирования, а как результат объективации различных дискурсов (термин М. Фуко). Если рассуждать в данной терминологии, то музеи советского быта были объективированы дискурсом повседневности и ностальгическими практиками, а музеи советской оккупации и подобные им - властным дискурсом и практиками формирования национальных идентичностей в бывших республиках Советского Союза и странах, входивших в социалистический лагерь. Последняя тенденция закономерна: сейчас мы перешли от эпохи постмодерна к эпохе постпостмодерна, которая отличается от предыдущей наличием тренда в виде глокализации - более чёткого выделения особенностей локальных культур, и роль музея в современных условиях состоит в конструировании мест памяти на основе внятной идеологии. Идеология в данном случае понимается не как априори негативное понятие, а как неотъемлемая составляющая просветительского проекта под названием «музей» . Функционирование этого проекта предполагает востребованность науно-ориентированных подходов при создании музеев.
Существуют три основных формы актуализации культурного наследия музейными средствами: музей советского быта, историко-политический музей и музей под открытым небом. В России наиболее популярной формой стал частный музей советского быта, работающий по принципу ретроизации, описанному Л. Горалик . Причиной тому является отсутствие стройной государственной политики относительно истории СССР в целом и репрезентации истории СССР в музее в частности. В главном историческом музее страны - Государственном историческом музее (ГИМ) - существует отдел истории России XX-XXI вв., который собирает музейные предметы, но пока не может их выставить ввиду отсутствия экспозиционных площадей. Отдельных музеев, посвящённых истории и культуре СССР в целом в России не существует, есть лишь экспозиции в краеведческих музеях и узкоспециализированные музеи, такие как музей политической истории России, музей современной истории России, музей ГУЛАГа, которые малопоказательны в контексте данной темы, т.к. актуализация культурного наследия советской эпохи не является их основной целью.
По имеющимся у нас данным, на май 2016 г. в России насчитывается 13 музеев советского быта (если считать филиалы - 15) и планируется открыть ещё 2 музея. Их география довольно широка: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Казань, Воронеж, Иваново, Киров, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский. Как уже было отмечено выше, все музеи являются частными, и этим фактом обусловлены некоторые трудности исследования таких музеев. Первая трудность заключается в том, что большинство из этих музеев созданы не профессионалами в области музейного дела и гуманитарных наук. Вследствие этого не все музеи советского быта можно назвать музеями в энциклопедическом понимании этого слова, потому что в некоторых из них не выполняются некоторые функции музея (например, научная). Однако даже такие учреждения музейного типа были включены в список музеев в настоящей работе, потому что они выполняют большинство музейных функций (собирание, хранение, экспонирование), а отсутствие научной деятельности является проблемой многих частных музеев. Другая трудность состоит в том, что частные музеи одного профиля, в отличие от государственных, не сотрудничают между собой. Целью работы подобных музеев не является планомерное изучение предметов из собственных собраний и тем более обращение к коллегам в поисках истины, приближенной к объективной. Следовательно, нет и необходимости узнавать о других музеях своей тематической направленности и сотрудничать с ними. Этот факт затрудняет поиск информации о таких музеях.
Основной причиной как создания, так и посещения музеев советского быта в России являются ностальгические чувства по ушедшей эпохе: в большинстве случаев в таких музеях репрезентируется поздняя советская эпоха, потому что именно на этот период пришлись детство и юность создателей музея. Среди создателей музеев нет людей, не заставших советскую эпоху, однако они имеются среди посетителей. Причиной интереса последних к музеям советского быта является их отношение к советской эпохе как к диковинке, что сродни интересу к «загранице».
За рубежом также осознаётся необходимость актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами, причём во всех перечисленных формах. Локализованы такие музеи в основном на территории бывших республик Советского Союза и стран социалистического лагеря. Музеи советского быта можно увидеть в Эстонии, Болгарии, Чехии, но наиболее популярной формой актуализации культурного наследия советской эпохи за рубежом являются историко-политические музеи, создаваемые с 1990-х годов. По имеющимся у нас на май 2016 г. данным, такие музеи можно найти в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Украине, Молдавии, Венгрии. При этом некоторые из них по наполнению являются музеями советского быта, однако несмотря на это претендуют на место в политике (например, музей оккупаций в Эстонии). Есть за рубежом и примеры музеев под открытым небом: в Литве и Венгрии; планируется открыть такой музей в Польше. Они представляют собой коллекцию (как в Литве) или государственную коллекцию демонтированной советской скульптуры (Венгрия и Польша).
На данную тему имеются отдельные статьи российских исследователей, а также статьи и несколько магистерских диссертаций за рубежом. Стоит отметить, что все исследователи, занимавшиеся данной проблематикой, не являются специалистами в области музеологии. Актуализация культурного наследия советской эпохи интересует историков, социологов, философов, антропологов, а также публицистов. При этом их исследования строятся по правилам case study, то есть в работе анализируется один или несколько музеев, но не ставится задача составить общий список музеев данной тематической направленности и проанализировать их деятельность. В связи с тем, что исследователи ставят и решают узкие задачи, а не рассматривают тему во всей её широте, а работах случаются ошибки. Например, называется первым в мире музей социалистического быта в Казани , тогда как он является пятым в России музеем советского быта; или музей «Пермь-36» рассматривается в ряду музеев советского быта , тогда как это музей узкоспециализированный и должен быть рассмотрен в ряду музеев ГУЛАГа.
Зарубежные исследователи также рассматривают не всю панораму музеев одной тематики, а проводят микроисследования на базе одного или нескольких музеев. При этом применяется термин «музеи коммунизма», который объединяет в одно исследовательское поле как музеи, находящиеся на территории бывших союзных республик, так и на территории стран, входивших в социалистический лагерь. Задача систематизировать и проанализировать всю имеющуюся информацию по теме не ставится. Также зарубежные исследователи «актуализации коммунизма» музейными средствами не рассматривают российские музеи данной тематической направленности.
Советское наследие не исчезло из нашей жизни с распадом СССР, оно продолжает окружать нас. И у посетителей музеев советского быта или выставок на данную тему может возникнуть закономерный вопрос: то ли мы все живём в музее, то ли музей хранит и показывает массовые, неценные предметы, которые есть в каждом доме. Наличие данной коннотации у посетителей при осмотре экспозиций музеев советского быта, а также острота эмоций, возникающих при посещении историко-политических музеев, отмечаемая многими исследователями, подтверждает вторую часть гипотезы данного исследования о том, что актуализация культурного наследия советской эпохи отличается от актуализации культурного наследия других исторических периодов. Чтобы избежать девальвации музея как института памяти, необходимо создать стройную государственную концепцию репрезентации советской эпохи в музее и давать исчерпывающий комментарий предметам советской эпохи, являющимся музейными экспонатами, который декларировал бы их несомненную ценность.
Музеи советского быта работают по механизмам формирования и поддержания культурной памяти, тогда как историко-политические музеи связаны с идеологической стратегией государств. Есть определённые причины связывать мотивы образования современных музеев, актуализирующих культурное наследие советской эпохи, с действием либо одного, либо другого: культурное наследие является не только объектом культурной памяти, но и идеологической конструкцией.
Если культурная память — это всегда живое настоящее , то идеология — это система, в которой её основания скрыты от её же участников. По Славою Жижеку «’’идеологической” является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, незнание, которое является сущностным для этой действительности».
И если задачей музея советского быта является репрезентация содержания культурной памяти, если посетитель такого музея без труда «встраивает» его экспонаты в собственную повседневность, то можно сказать, что мотивом создания этого музея была актуализация культурной памяти.
Если же музей представляет на своих экспозициях идеологическую программу государства, при этом корректируя культурную память, когда, скажем, некий предмет быта является не только свидетелем своего времени, но ещё и указанием на несправедливость современного ему мироустройства, то речь будет идти о музее, созданном из идеологических соображений. Получается, что музей, выполняя идеологическую программу и являясь из самых эффективных механизмов public history, как бы «просвещает» своих посетителей, рассказывая о тоталитаризме, оккупации и т.д. Важно, что состав коллекций в том и другом случае может быть совершенно одинаковым, что особенно ярко видно на примере музея оккупаций в Таллине.
Создание разных по типу музеев можно также рассматривать не как результат
трансформации форм коллекционирования, а как результат объективации различных дискурсов (термин М. Фуко). Если рассуждать в данной терминологии, то музеи советского быта были объективированы дискурсом повседневности и ностальгическими практиками, а музеи советской оккупации и подобные им - властным дискурсом и практиками формирования национальных идентичностей в бывших республиках Советского Союза и странах, входивших в социалистический лагерь. Последняя тенденция закономерна: сейчас мы перешли от эпохи постмодерна к эпохе постпостмодерна, которая отличается от предыдущей наличием тренда в виде глокализации - более чёткого выделения особенностей локальных культур, и роль музея в современных условиях состоит в конструировании мест памяти на основе внятной идеологии. Идеология в данном случае понимается не как априори негативное понятие, а как неотъемлемая составляющая просветительского проекта под названием «музей» . Функционирование этого проекта предполагает востребованность науно-ориентированных подходов при создании музеев.
Подобные работы
- Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными средствами
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ НОСТАЛЬГИИ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. КАЗАНИ: КОММЕМОРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Актуализация частных коллекций в музеях Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МУЗЕЙНО -ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. КРАСНОЯРСКА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Культура советской повседневности в историко-бытовых экспозициях и выставках музеев Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021



