Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка физического развития и условий обучения первоклассников сельской школы

Работа №74391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Здоровье и его характеристики 7
1.2. Физическое развитие как показатель здоровья детского населения 9
1.3. Возрастные особенности организма и адаптации к школе
детей 7-8 лет 10
1.3.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
по морфометрическим и физиометрическим показателям 10
1.3.2. Понятие адаптации к школе и условия, влияющие на её
успешность 16
1.4. Факторы внутришкольной среды и их влияние на здоровье детей .... 20
1.4.1. Влияние экологических факторов на здоровье человека 24
1.4.2. Учебный процесс, как фактор, влияющий на здоровье
учащихся 27
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 29
2.1. Оценка здоровья первоклассников 29
2.1.1. Измерение морфо- и физиометрических параметров 29
2.1.2. Определение адаптационного потенциала 31
2.1.3. Определение гармоничности физического развития 32
2.1.4. Определение готовности первоклассников к школьным
нагрузкам 33
2.2. Оценка условий обучения первоклассников 36
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Оценка здоровья первоклассников 38
3.1.1. Показатели морфометрических и физиометрических
признаков 38
3.1.2. Оценка адаптационного потенциала 53
3.1.3. Оценка гармоничности развития детей 7-8 лет 55
3.1.4. Оценка готовности детей к школьным нагрузкам 58
3.2. Гигиеническая оценка условий обучения первоклассников 60
3.2.1. Оценка температуры воздуха классной комнаты 60
3.2.2. Оценка влажности воздуха классной комнаты 62
3.2.3. Оценка уровня освещенности классной комнаты 63
3.2.4. Оценка расписания уроков первоклассников 63
ВЫВОДЫ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Поступление в школу - один из наиболее ответственных моментов в жизни ребенка, как в физиологическом, так и в социальном отношении. Для первоклассника начинается новый этап, характеризующийся достаточно резкой сменой привычного образа жизни, что может привести к срыву адаптационных механизмов и ухудшению состояния здоровья ребёнка.
В этот период происходит отрыв от семьи, от привычного коллектива детей, который был в дошкольном учреждении. Школьнику в этот период нужно подстраиваться к новому режиму дня, обязательному режиму учебной работы. У первоклассника появляются новые обязанности, иные взаимоотношения с детьми и взрослыми [50].
Кроме того, здоровье детей, их рост и развитие, социально-психологическая адаптация во многом определяются средой, в которой они находятся [9]. В стенах школы первокласснику предстоит проводить большую часть своего времени (более 70% времени бодрствования). Становится очевидным и роль влияние факторов внутришкольной среды на состояние здоровья школьника [26]. Подтверждается это и тем, что согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), школа должна быть местом, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья учащихся. Поэтому одним из национальных приоритетов является укрепление физического и психического здоровья учащихся школ [47].
Таким образом, успешность адаптации первоклассника к школе зависит как от физической готовности организма и общего психического развития ребёнка, так и от условий, в которых он обучается.
Исследования, посвящённые оценке физического развития и условий обучения первоклассников, проведённые на сельских школьниках, очень ограничены.
В связи с этим цель нашей работы: оценить физическое развитие и условия обучения первоклассников сельской школы.
1. Оценить морфометрические и физиометрические признаки учащихся первого класса Великосельской школы Гаврилов-Ямского района Ярославской области.
2. Определить адаптационный потенциал и уровень гармоничности развития первоклассников сельской школы.
3. Оценить готовность первоклассников к процессу обучения.
4. Дать оценку условий обучения и расписания уроков учащихся первого класса по данным гигиенической экспертизы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Морфометрические и физиометрические параметры большинства первоклассников - учащихся Великосельской средней общеобразовательной школы находятся в пределах возрастной нормы и в соответствии со стандартами физического развития детей 7-8 лет.
2. Среднее значение адаптационного потенциала снижалось на 0,63±0,01 балла, что свидетельствует о постепенной адаптации первоклассников к школе. Вместе с тем, значения адаптационного потенциала указывают на сохранение напряженного уровня регуляторных механизмов деятельности сердечно-сосудистой системы.
3. В группе обследованных детей показатель уровня адаптации не достигал удовлетворительного значения.
4. Большинство первоклассников 2017 и 2018 годов приёма имеют гармоничное физическое развитие по параметрам роста, массы тела и окружности грудной клетки, что обеспечивает совершенное функционирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
5. Среди обследованных первоклассников 27% являлись среднезрелыми и 46% зрелыми по степени произвольности психической деятельности, что характеризует высокий уровень готовности к школьному обучению.
6. Показатели влажности, температуры и уровня освещенности кабинета, а также расписание уроков первого класса соответствовали нормам и гигиеническим требованиям.



1. Авдеева Н.А. Гигиенические аспекты микроклимата и освещённости учебных аудиторий // Научный медицинский вестник. — 2016.-№3.-С. 12-17.
2. Александровская Э.М., Кокурина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М. : Медицина, 1975. - 447 с.
4. Бадеева Т.В. и др. Использование методологии оценки риска здоровью при определении уровня санитарно-гигиенического благополучия школ крупного города //Медицинский альманах. - 2015.- №5.-С. 182-185.
5. Баевский Р.М. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение РФ. - 1987. -№ 8. - С. 8-10.
6. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России : акад. мед. наук, сиб. отд-ние, НИИ мед. проблем Севера, науч,- внедрен. Лаб. физиолого-здравохран. проблем образования Администрации Моск. обл. - С. Посад : Сергеев Посад, 2004. - 96 с.
7. Балтина Т.В., Герасимова Е.В., Звездочкина Н.В., Каримов Ф.К., Яфарова Г.Г. Практические работы по курсу «Биология человека». - Казань : Казанский университет, 2013. - 56с.
8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.
9. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Здоровье, обучение и воспитание детей : история и современность. - М. : Династия, 2006. — 212 с. 
10. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). - М. : Династия, 2004. - 168 с.
11. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. — М. : МГУ, 1962.-340 с.
12. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2002. - 412 с.
13. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Чекалова С.А. Оценка физического развития детей и подростков с использованием стандартов разного территориального уровня ИМат-лы X Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - Кн. 1. - С. 474-478.
14. Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене : учеб, пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 272 с.
15. Бузинов Р.В, Аверина Е.А, Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области // Практика оценки риска в гигиенических и эпидемиологических исследованиях. - 2015.-№33.-С. 27-32.
16. Бурлакова В.В. Медицинские аспекты адаптации детей к обучению в первом классе : дипл. работа. - Улан-Удэ : ГАПОУ «РБМК», 2013. - 49 с.
17. Бутаев Т.М., Туаева И.Ш. Гигиеническая характеристика досуговой деятельности подростков г. Владикавказа // Факторы окружающей среды и здоровье населения. Современные аспекты : сборник статей юбилейной международной научно-практической конференции. Посвящается 90-летию Всероссийского общества охраны природы. - Владикавказ, 2014. — С. 144—149.
18. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. - Волгоград :
ВолГУ, 2001.-35 С. 
19. Волокитина Т.В., Грибанов А.В. Вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста. / Монография. - Архангельск : Поморский университет, 2004. - 324 с.
20. ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. - М. : Стандартинформ, 2013. - 15 с.
21. Гуров В.А. Методологические основы мониторинга здоровьесберегающей деятельности в школе // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. -№ 1.-С. 76.
22. Дильман В.К. Три модели медицины // Наука и жизнь. - 1983. - №6.-С. 16.
23. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология. - М. : Высш, шк., 1985. - 384 с.
24. Жуковский М.А. Пока организм формируется. - М. : Педагогика, 1985-72 с.
25. Журавлев Д.И. Адаптация учащихся на переходных периодах // Народное образование, 2008. - С. 26-28.
26. Земляной Д.А. Гигиеническая оценка факторов школьной среды и состояния здоровья обучающихся : автореф. дис. канд. мед. наук. : 14.02.01 - Санкт-Петербург, 2014.- 156 с.
27. Иванов В.П., Иванова Н.В., Полоников А.В. Медицинская экология. - СПб.: СпецЛит, 2011.- 320 с.
28. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004г. - С. 8-14.
29. Калоева З.Д. и др. Клинико-анамнестическая характеристика первичной артериальной гипотензии у подростков // Владикавказский медико-биологический вестник. -2012. -Т. 15.-№ 23.-С. 86-91.
30. Кардашенко В.И. Гигиена детей и подростков. - М. : Медицина, 1980,- 440 с. 
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция.: — М.: Питер, 2004. - 480 с.
32. Кольцова М.М., Ахмедова С.А. Физиологический анализ ассоциативной функции мозга детей с различной подвижностью нервных процессов. - Душанбе. : Ирфон, - 1991. - 53 с.
33. Копылова О.С. Сердце и сосуды. Большая энциклопедия здоровья. - М. : Издательство «Э», 2016. - 560 с.
34. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков : учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.
35. Кучма В.Р., Серов В.И., Донцов В.И., Крутько В.И. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды : учебник для студентов медицинских училищ и колледжей 2-е издание. - М. : Академия, 2002. - 395 с.
36. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. -2001. —№ 8.-С. 32-37.
37. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека : учебник. - М. : Медицина, 2004. - 464 с.
38. Лаптев А.П. Гигиена : учебник для техникумов. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 223 с.
39. Лысова Н.Ф., Кадушкина А.Ю. Некоторые аспекты санитарногигиенической безопасности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. - 2014. - № 4. - С. 44-47.
40. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология : учебн. Для студ. высш. учеб, заведений. : в 2 ч. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 296 с.
41. Марушков В.И. Стандарты физического развития детей и подростков : методические рекомендации для врачей-педиатров. - Ярославль : Аверс Плюс, 2006. — 96 с. 
42. Мельников В.А. Стандарты физического развития детей и подростков : методические рекомендации для врачей-педиатров 3-е издание. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004. - 100 с.
43. Моисеева Н.А. Адаптация первоклассников к школе в условиях традиционной и инновационной программ обучения : дипл. работа. - Ярославль : ЯрГУ, 2010.-71 с.
44. Молодежь. Наука. Медицина : Материалы 62-ой Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции с международным участием / Д.А. Стексова, А.Н. Королькова, П.В. Белякова. - Тверь : ГБОУ ВПО Тверской ГМУ, 2016. - С. 465^468.
45. Мышкин И.Ю. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность : метод, указания для выполнения лабораторных работ. - Ярославль : ЯрГУ, 2003. - 71с.
46. Обреимова Н.А., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. : учебное пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Академия, 2000. - 373 с.
47. Овчинникова З.А. Гигиеническая оценка влияния условий обучения на здоровье школьников медико-биологических классов : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук : 14.02.01 / Российский нац. исслед. мед. университет им. Н.И. Пирогова. - Москва, 2015. - 25 с.
48. Пахольян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. - СПб. : Питер, 2006. - 240 с.
49. Петеркова В.А, Нагаева Е.В., Ширяева Т.Ю. Оценка физического развития детей и подростков : нормативно-методические и справочные материалы // Информационный вестник здравоохранения Самарской области. -2018.-№ 1.-78 с.
50. Пивоваров Ю.П., Королин В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека : учебник для студентов высших медецинских учебных заведений. - М. : Академия, 2004. - 528 с. 
51. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 512 с.
52. Полякова А.Н. и др. Гигиеническая оценка средовых факторов образовательных учреждений ИВестник Ивановской медицинской академии. - 2012. - Т. 17. - № 4. - С. 73-74.
53. Полякова А.Н. и др. Средовые факторы образовательного учреждения и состояние здоровья учащихся // Вестник новых медицинских технологий (Иваново). - 2013. - № 1. - С. 242.
54. Поляшова Н.В. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития. — 2008. - № 3. - С. 34-38.
55. Прибор комбинированный Люксметр «ТКА-ПКМ». Модель 31. Руководство по эксплуатации прибора. ТУ 4215-003-16796024-04, 2009. - 8 с.
56. Прибор комбинированный Термогигрометр «ТКА-ПКМ». Модель 20. Руководство по эксплуатации прибора. ТУ 4215-003-16796024-04, 2014.-8 с.
57. Приступа Е.Н. Мониторинг социального здоровья школьников И Валеология. -2006.-№3.- С. 11-15.
58. Сабирьянов А.Р., Сабирьянова С.Я., Возницкая О.Э. Особенности состояния детей младшего возраста // Педиатрия, 2006г. - С. 15-16.
59. Саливан И.И., Полине Н.И. Нормативы адаптационного потенциала для детей и подростков // Экология человека. - 2001. - № 4. - С. 58-60.
60. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821 -10. - М. : Перспектива, 2011.- 424 с.
бГСенкова А.Д. Микроклимат помещений и здоровье человека И Геология и нефтегазоностность западно-сибирского мегабассейна :
62. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Мельцер А.В. Санитарно¬гигиеническое обеспечение режима дня, учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях ИПрофилактическая и клиническая медицина. - 2017. - № 1. -С. 12-19.
63. Сухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. -2013. -№ 8.-С. 4-5.
64. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование //Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - № 3.- С. 28-31.
65. Тарасова Т.В., Туаева И.Ш. Гигиеническая оценка расписания уроков в школах РСО-Алания //Фундаментальные исследования. -2015.- № 1.-С. 1926-1929.
66. Татауровская М.А. Оценка уровня физического развития у девочек разного возраста школы № 2 г. Нерехта : дипл. работа. - Ярославль : ЯрГУ,
2007. -87 с.
67. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю., Оценка гармоничности физического развития детей в период школьного обучения // Вестник КрасГАУ. - 2012.- № 10.- С. 241 -246.
68. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека : учеб, пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2006. - 528 с.
69. Трушкина И.О., Трушкин А.Г. Общая экология с основами экологии человека : учебное пособие. - Ростов-на Дону : Феникс, 2001.-416с.
70. Тятенкова Н.Н. Биосоциальные аспекты экологии человека практикум. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 51 с.
71. Тятенкова Н.Н. Экология человека. Ч 2. Методы оценки физического здоровья : метод, указания. - Ярославль : ЯрГУ, 2005. - 40 с.
72. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник мат-лов (выпуск VI) / А.А. Баранов и др. - М. : ПедиатрЪ, - 2013. - 192 с.
73. Худайбергенова М.В., Сухинин М.В. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, как показатель здоровья // Здоровье и образование в XXI Веке. - 2010. - Т. 12. - № 6. - С. 317-318.
74. Шапошникова М.В. и др. Функциональные резервы как интегральный показатель при оценке влияния внутришкольной среды на здоровье подростков ИПрофилактическая и клиническая медицина. - 2014.-№ 2.-С. 59-63.
75. Bohannon R.W. Reference values for extremity muscle strength obtained by hand-held dynamometry from adults aged 20 to 79 years // Arch. Phys. Med. Rehabil. - 1997. - № 78. - P. 26-32.
76. Collins J.L. et al. Ties that bind: Maternal and child health and chronic disease prevention at the Centers for Disease Control and Prevention // Prev Chronic Dis. - 2009. - № 6. - P. 972-979.
77. Justification of Estimates for Appropriation Committees Centers for Disease Control and Prevention. - World Health Organization. - 2007. - 12 p.
78. Macfarlane T.S., Larson C.A., Stiller C. Lower extremity muscle strength in 6- to 8- year old children using hand-held dynamometry // Pediatric Physical Therapy. — 2008. - № 20. - P. 128-136.
79. Stark T. et al. Hand-held dynamometry correlation with the gold standard isokinetic dynamometry: a systematic review // PMR. - 2011. - № 3. - P. 472—479.
80. Claw.ru: Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://med.claw.ru(дата обращения: 05.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ