РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ GOSSIP (на материале фильма “Mean Girls”)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Основные положения теории речевых жанров 6
1.1 Определение понятия речевой жанр 6
1.2 Становление теории речевых жанров 7
1.2.1 Понятие «сложный жанр» или «гипержанр» 8
1.3 Типологии речевых жанров 9
1.4. Понятие анкета (паспорт) речевого жанра 11
1.5 Соотношение понятий «речевой жанр» и «речевой акт» 11
1.6 Фатика и фатическая коммуникация 12
1.7 Определение понятия «речевая стратегия» 13
1.7.1 Выбор речевой стратегии 14
1.8 Типология речевых стратегий 16
1.9 Содержание понятия «речевая тактика» 17
1.9.1 Общее определение и характеристики 17
1.9.2 Речевая тактика и коммуникативные ходы 18
1.9.3 Языковые показатели речевых тактик 18
1.10 Специфика речевого жанра Gossip 20
1.10.1 Объём понятия Gossip 20
1.10.2 Особенности и назначение жанра Gossip 21
1.10.3 Функции и типы сплетен 23
1.11 Соотношение понятий молва, слух, сплетня 24
1.12 Паспорт речевого жанра Gossip 27
Глава 2. Реализация речевых стратегий в речевом жанре Gossip 31
2.1 Речевой портрет участников 31
2.2 Структурная характеристика 32
2.3 Тематические особенности 33
2.4 Особенности языковой реализации 35
2.5 Минимальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого акта) 36
2.5.1 Признак информативного наполнения 36
2.5.2 Признак вовлечённости участников 37
2.5.3 Признак способа выражения иллокутивной цели 39
2.5.4 Признак иллокутивного эффекта 40
2.6 Тактический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого хода) 47
2.7 Топикальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой тактики) ... 51
2.8 Стратегический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой стратегии) 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список литературы
Глава 1. Основные положения теории речевых жанров 6
1.1 Определение понятия речевой жанр 6
1.2 Становление теории речевых жанров 7
1.2.1 Понятие «сложный жанр» или «гипержанр» 8
1.3 Типологии речевых жанров 9
1.4. Понятие анкета (паспорт) речевого жанра 11
1.5 Соотношение понятий «речевой жанр» и «речевой акт» 11
1.6 Фатика и фатическая коммуникация 12
1.7 Определение понятия «речевая стратегия» 13
1.7.1 Выбор речевой стратегии 14
1.8 Типология речевых стратегий 16
1.9 Содержание понятия «речевая тактика» 17
1.9.1 Общее определение и характеристики 17
1.9.2 Речевая тактика и коммуникативные ходы 18
1.9.3 Языковые показатели речевых тактик 18
1.10 Специфика речевого жанра Gossip 20
1.10.1 Объём понятия Gossip 20
1.10.2 Особенности и назначение жанра Gossip 21
1.10.3 Функции и типы сплетен 23
1.11 Соотношение понятий молва, слух, сплетня 24
1.12 Паспорт речевого жанра Gossip 27
Глава 2. Реализация речевых стратегий в речевом жанре Gossip 31
2.1 Речевой портрет участников 31
2.2 Структурная характеристика 32
2.3 Тематические особенности 33
2.4 Особенности языковой реализации 35
2.5 Минимальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого акта) 36
2.5.1 Признак информативного наполнения 36
2.5.2 Признак вовлечённости участников 37
2.5.3 Признак способа выражения иллокутивной цели 39
2.5.4 Признак иллокутивного эффекта 40
2.6 Тактический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого хода) 47
2.7 Топикальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой тактики) ... 51
2.8 Стратегический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой стратегии) 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список литературы
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами: теория речевых жанров представляет собой относительно новую активно развивающуюся отрасль современного лингвистического знания, в то время как многие её аспекты являются недостаточно разработанными и систематизированными, в частности специфика жанров речи; сплетни как речевой жанр являются неотъемлемой составляющей современной коммуникации, весьма распространённым средством межличностного взаимодействия разного характера; речевые тактики и стратегии играют основополагающую роль в контексте когнитивно-прагматического подхода в изучении речевых жанров; употребляемые в речевом жанре Gossip стратегии и тактики практически не рассматривались в качестве предмета специального изучения.
Многообразие стратегических и тактических коммуникативных замыслов, равно как и подходов к их исследованию, даёт основание к подробному изучению данных явлений. Более детально в работе будут рассмотрены тактики и стратегии речевого жанра Gossip.
Главной особенностью данного исследования является подход к жанру речи не просто как к одному из инструментов общения, но как к языковому явлению, оформленному в соответствии с определённым посылом адресанта и предсказуемой установкой адресата, а также детальный анализ внутрижанровых тактик и стратегий, широко используемых в современном общении.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются речевые тактики и стратегии, актуализирующиеся в данном жанре речи.
Цель данной работы - охарактеризовать специфику стратегического воздействия, реализуемого участниками коммуникации в рамках РЖ Gossip.
Из обозначенной цели вытекают следующие задачи:
- ознакомиться с основными положениями теории речевых жанров;
- установить структурные и функционально-семантические особенности речевого жанра «Сплетни»;
- определить содержание понятий «стратегия» и «тактика» речи;
- выявить основные коммуникативные тактики и стратегии, реализующиеся в речевом жанре Gossip;
- проследить корреляцию в реализации тактик и стратегий в речевом жанре Gossip.
Для достижения общей цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: метод сплошного отбора, описательный метод, метод количественного подсчёта, метод дискурсивного анализа, метод анализа словарных дефиниций.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
Многообразие стратегических и тактических коммуникативных замыслов, равно как и подходов к их исследованию, даёт основание к подробному изучению данных явлений. Более детально в работе будут рассмотрены тактики и стратегии речевого жанра Gossip.
Главной особенностью данного исследования является подход к жанру речи не просто как к одному из инструментов общения, но как к языковому явлению, оформленному в соответствии с определённым посылом адресанта и предсказуемой установкой адресата, а также детальный анализ внутрижанровых тактик и стратегий, широко используемых в современном общении.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются речевые тактики и стратегии, актуализирующиеся в данном жанре речи.
Цель данной работы - охарактеризовать специфику стратегического воздействия, реализуемого участниками коммуникации в рамках РЖ Gossip.
Из обозначенной цели вытекают следующие задачи:
- ознакомиться с основными положениями теории речевых жанров;
- установить структурные и функционально-семантические особенности речевого жанра «Сплетни»;
- определить содержание понятий «стратегия» и «тактика» речи;
- выявить основные коммуникативные тактики и стратегии, реализующиеся в речевом жанре Gossip;
- проследить корреляцию в реализации тактик и стратегий в речевом жанре Gossip.
Для достижения общей цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: метод сплошного отбора, описательный метод, метод количественного подсчёта, метод дискурсивного анализа, метод анализа словарных дефиниций.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
Речевой жанр Gossip находит распространение в различных сферах
общения: от обиходного (бытовая беседа) до институционального
(политического, рекламного и др.).
Минимальное количество участников сплетни - два (адресант и адресат).
Как правило, сплетни ориентируются на обыденное сознание людей, для которых
свойственна повышенная эмоциональность и излишнее любопытство.
Доминирующая роль в сплетнях принадлежит адресанту. Роль адресата, тем
не менее, является не менее важной: сплетни, как и любое высказывание,
предназначены для адресата.
Сплетни, как и прочие жанры речи, обладают рядом характерных
лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Среди них:
частотное употребление эмотивной, оценочной лексики, использование метафор и
эпитетов, обилие лексических повторов, обращение к фразам-клише или
определённым маркерам, характерным для исследуемого жанра. В структурном
отношении Gossip может в равной степени представлять собой как первичный
жанр речи, так и гипержанровое включение. Тематическим наполнением сплетен
становятся подробности частной жизни третьих лиц, а именно: социальный
статус, финансовое положение, личные/семейные отношения, внешность,
личностные качества объекта.
Мотивы адресанта в случае сплетен могут быть следующими: установление
близких отношений с адресатом, желание самоутвердиться за счёт умаления
достоинств других людей, месть как нанесение определенного вреда более
успешным людям в своих корыстных побуждениях, привлечение внимания к
своей персоне.
Для речевой деятельности и речевого поведения характерно определение
главных коммуникативных замыслов, отвечающих интересам инициатора
общения. Для грамотного осуществления поставленных целей, а также
построения вектора общения применяются речевые стратегии. При планировании
разговора в рамках определенной стратегии, кроме того, особое внимание74
уделяется речевым тактикам как средствам реализации того или иного
стратегического намерения.
Коммуникативная цель жанра Gossip реализуется посредством стратегий,
среди которых наиболее показательными являются стратегии Доминирования,
Манипулирования, Конфронтации, Поддержания дружеского общения.
Среди речевых тактик лидирующее положение занимают Давление, Поддержание
темы, Эмоциональное воздействие, Высмеивание.
В ходе работы также были выявлены определённые корреляции между
стратегическим намерением и путями его реализации, т.е. используемыми
речевыми тактиками и ходами. Стратегия Доминирование реализуется через
использование таких тактик, как Высмеивание, Эмоциональное давление, и такие
речевые ходы, как обвинение, усиление, оценка. Коммуникативные тактики
Высмеивание и Давление тесно связаны со стратегией Дискредитация третьего
лица и речевыми ходами убеждение, несогласие с собеседником, насмешка и
информирование. Речевая стратегия Манипулирование зачастую реализуется
посредством речевых тактик Давление, Коррекция убеждений партнёра, Смена
объекта обсуждения в совокупности с такими речевыми ходами, как уклонение,
убеждение и импликация. Для стратегии Конфронтация характерно
использование тактик Провокация, Отрицание реплики в паре с речевым ходом
Несогласие с собеседником.
Перечень используемых тактических и стратегических единиц речевого
жанра Gossip крайне неоднороден. Однако частота употребления тех или иных
стратегий и тактик, а также отмеченные тенденции в их корреляции дают
основание утверждать, что жанр Gossip является примером динамического,
зачастую агрессивного общения.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что речевой жанр Gossip как
самостоятельное коммуникативное образование обладает набором характерных
устойчивых содержательных и формальных признаков, определяющих его
речежанровую специфику. Кроме того, широкий список используемых
коммуникативных стратегий и тактик оформляет исследуемый жанр речи как
востребованное средство современного общения.
общения: от обиходного (бытовая беседа) до институционального
(политического, рекламного и др.).
Минимальное количество участников сплетни - два (адресант и адресат).
Как правило, сплетни ориентируются на обыденное сознание людей, для которых
свойственна повышенная эмоциональность и излишнее любопытство.
Доминирующая роль в сплетнях принадлежит адресанту. Роль адресата, тем
не менее, является не менее важной: сплетни, как и любое высказывание,
предназначены для адресата.
Сплетни, как и прочие жанры речи, обладают рядом характерных
лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Среди них:
частотное употребление эмотивной, оценочной лексики, использование метафор и
эпитетов, обилие лексических повторов, обращение к фразам-клише или
определённым маркерам, характерным для исследуемого жанра. В структурном
отношении Gossip может в равной степени представлять собой как первичный
жанр речи, так и гипержанровое включение. Тематическим наполнением сплетен
становятся подробности частной жизни третьих лиц, а именно: социальный
статус, финансовое положение, личные/семейные отношения, внешность,
личностные качества объекта.
Мотивы адресанта в случае сплетен могут быть следующими: установление
близких отношений с адресатом, желание самоутвердиться за счёт умаления
достоинств других людей, месть как нанесение определенного вреда более
успешным людям в своих корыстных побуждениях, привлечение внимания к
своей персоне.
Для речевой деятельности и речевого поведения характерно определение
главных коммуникативных замыслов, отвечающих интересам инициатора
общения. Для грамотного осуществления поставленных целей, а также
построения вектора общения применяются речевые стратегии. При планировании
разговора в рамках определенной стратегии, кроме того, особое внимание74
уделяется речевым тактикам как средствам реализации того или иного
стратегического намерения.
Коммуникативная цель жанра Gossip реализуется посредством стратегий,
среди которых наиболее показательными являются стратегии Доминирования,
Манипулирования, Конфронтации, Поддержания дружеского общения.
Среди речевых тактик лидирующее положение занимают Давление, Поддержание
темы, Эмоциональное воздействие, Высмеивание.
В ходе работы также были выявлены определённые корреляции между
стратегическим намерением и путями его реализации, т.е. используемыми
речевыми тактиками и ходами. Стратегия Доминирование реализуется через
использование таких тактик, как Высмеивание, Эмоциональное давление, и такие
речевые ходы, как обвинение, усиление, оценка. Коммуникативные тактики
Высмеивание и Давление тесно связаны со стратегией Дискредитация третьего
лица и речевыми ходами убеждение, несогласие с собеседником, насмешка и
информирование. Речевая стратегия Манипулирование зачастую реализуется
посредством речевых тактик Давление, Коррекция убеждений партнёра, Смена
объекта обсуждения в совокупности с такими речевыми ходами, как уклонение,
убеждение и импликация. Для стратегии Конфронтация характерно
использование тактик Провокация, Отрицание реплики в паре с речевым ходом
Несогласие с собеседником.
Перечень используемых тактических и стратегических единиц речевого
жанра Gossip крайне неоднороден. Однако частота употребления тех или иных
стратегий и тактик, а также отмеченные тенденции в их корреляции дают
основание утверждать, что жанр Gossip является примером динамического,
зачастую агрессивного общения.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что речевой жанр Gossip как
самостоятельное коммуникативное образование обладает набором характерных
устойчивых содержательных и формальных признаков, определяющих его
речежанровую специфику. Кроме того, широкий список используемых
коммуникативных стратегий и тактик оформляет исследуемый жанр речи как
востребованное средство современного общения.



