Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ GOSSIP (на материале фильма “Mean Girls”)

Работа №74361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Основные положения теории речевых жанров 6
1.1 Определение понятия речевой жанр 6
1.2 Становление теории речевых жанров 7
1.2.1 Понятие «сложный жанр» или «гипержанр» 8
1.3 Типологии речевых жанров 9
1.4. Понятие анкета (паспорт) речевого жанра 11
1.5 Соотношение понятий «речевой жанр» и «речевой акт» 11
1.6 Фатика и фатическая коммуникация 12
1.7 Определение понятия «речевая стратегия» 13
1.7.1 Выбор речевой стратегии 14
1.8 Типология речевых стратегий 16
1.9 Содержание понятия «речевая тактика» 17
1.9.1 Общее определение и характеристики 17
1.9.2 Речевая тактика и коммуникативные ходы 18
1.9.3 Языковые показатели речевых тактик 18
1.10 Специфика речевого жанра Gossip 20
1.10.1 Объём понятия Gossip 20
1.10.2 Особенности и назначение жанра Gossip 21
1.10.3 Функции и типы сплетен 23
1.11 Соотношение понятий молва, слух, сплетня 24
1.12 Паспорт речевого жанра Gossip 27
Глава 2. Реализация речевых стратегий в речевом жанре Gossip 31
2.1 Речевой портрет участников 31
2.2 Структурная характеристика 32
2.3 Тематические особенности 33
2.4 Особенности языковой реализации 35
2.5 Минимальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого акта) 36
2.5.1 Признак информативного наполнения 36
2.5.2 Признак вовлечённости участников 37
2.5.3 Признак способа выражения иллокутивной цели 39
2.5.4 Признак иллокутивного эффекта 40
2.6 Тактический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевого хода) 47
2.7 Топикальный уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой тактики) ... 51
2.8 Стратегический уровень речевого жанра Gossip (уровень речевой стратегии) 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список литературы

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами: теория речевых жанров представляет собой относительно новую активно развивающуюся отрасль современного лингвистического знания, в то время как многие её аспекты являются недостаточно разработанными и систематизированными, в частности специфика жанров речи; сплетни как речевой жанр являются неотъемлемой составляющей современной коммуникации, весьма распространённым средством межличностного взаимодействия разного характера; речевые тактики и стратегии играют основополагающую роль в контексте когнитивно-прагматического подхода в изучении речевых жанров; употребляемые в речевом жанре Gossip стратегии и тактики практически не рассматривались в качестве предмета специального изучения.
Многообразие стратегических и тактических коммуникативных замыслов, равно как и подходов к их исследованию, даёт основание к подробному изучению данных явлений. Более детально в работе будут рассмотрены тактики и стратегии речевого жанра Gossip.
Главной особенностью данного исследования является подход к жанру речи не просто как к одному из инструментов общения, но как к языковому явлению, оформленному в соответствии с определённым посылом адресанта и предсказуемой установкой адресата, а также детальный анализ внутрижанровых тактик и стратегий, широко используемых в современном общении.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются речевые тактики и стратегии, актуализирующиеся в данном жанре речи.
Цель данной работы - охарактеризовать специфику стратегического воздействия, реализуемого участниками коммуникации в рамках РЖ Gossip.
Из обозначенной цели вытекают следующие задачи:
- ознакомиться с основными положениями теории речевых жанров;
- установить структурные и функционально-семантические особенности речевого жанра «Сплетни»;
- определить содержание понятий «стратегия» и «тактика» речи;
- выявить основные коммуникативные тактики и стратегии, реализующиеся в речевом жанре Gossip;
- проследить корреляцию в реализации тактик и стратегий в речевом жанре Gossip.
Для достижения общей цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: метод сплошного отбора, описательный метод, метод количественного подсчёта, метод дискурсивного анализа, метод анализа словарных дефиниций.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речевой жанр Gossip находит распространение в различных сферах
общения: от обиходного (бытовая беседа) до институционального
(политического, рекламного и др.).
Минимальное количество участников сплетни - два (адресант и адресат).
Как правило, сплетни ориентируются на обыденное сознание людей, для которых
свойственна повышенная эмоциональность и излишнее любопытство.
Доминирующая роль в сплетнях принадлежит адресанту. Роль адресата, тем
не менее, является не менее важной: сплетни, как и любое высказывание,
предназначены для адресата.
Сплетни, как и прочие жанры речи, обладают рядом характерных
лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Среди них:
частотное употребление эмотивной, оценочной лексики, использование метафор и
эпитетов, обилие лексических повторов, обращение к фразам-клише или
определённым маркерам, характерным для исследуемого жанра. В структурном
отношении Gossip может в равной степени представлять собой как первичный
жанр речи, так и гипержанровое включение. Тематическим наполнением сплетен
становятся подробности частной жизни третьих лиц, а именно: социальный
статус, финансовое положение, личные/семейные отношения, внешность,
личностные качества объекта.
Мотивы адресанта в случае сплетен могут быть следующими: установление
близких отношений с адресатом, желание самоутвердиться за счёт умаления
достоинств других людей, месть как нанесение определенного вреда более
успешным людям в своих корыстных побуждениях, привлечение внимания к
своей персоне.
Для речевой деятельности и речевого поведения характерно определение
главных коммуникативных замыслов, отвечающих интересам инициатора
общения. Для грамотного осуществления поставленных целей, а также
построения вектора общения применяются речевые стратегии. При планировании
разговора в рамках определенной стратегии, кроме того, особое внимание74
уделяется речевым тактикам как средствам реализации того или иного
стратегического намерения.
Коммуникативная цель жанра Gossip реализуется посредством стратегий,
среди которых наиболее показательными являются стратегии Доминирования,
Манипулирования, Конфронтации, Поддержания дружеского общения.
Среди речевых тактик лидирующее положение занимают Давление, Поддержание
темы, Эмоциональное воздействие, Высмеивание.
В ходе работы также были выявлены определённые корреляции между
стратегическим намерением и путями его реализации, т.е. используемыми
речевыми тактиками и ходами. Стратегия Доминирование реализуется через
использование таких тактик, как Высмеивание, Эмоциональное давление, и такие
речевые ходы, как обвинение, усиление, оценка. Коммуникативные тактики
Высмеивание и Давление тесно связаны со стратегией Дискредитация третьего
лица и речевыми ходами убеждение, несогласие с собеседником, насмешка и
информирование. Речевая стратегия Манипулирование зачастую реализуется
посредством речевых тактик Давление, Коррекция убеждений партнёра, Смена
объекта обсуждения в совокупности с такими речевыми ходами, как уклонение,
убеждение и импликация. Для стратегии Конфронтация характерно
использование тактик Провокация, Отрицание реплики в паре с речевым ходом
Несогласие с собеседником.
Перечень используемых тактических и стратегических единиц речевого
жанра Gossip крайне неоднороден. Однако частота употребления тех или иных
стратегий и тактик, а также отмеченные тенденции в их корреляции дают
основание утверждать, что жанр Gossip является примером динамического,
зачастую агрессивного общения.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что речевой жанр Gossip как
самостоятельное коммуникативное образование обладает набором характерных
устойчивых содержательных и формальных признаков, определяющих его
речежанровую специфику. Кроме того, широкий список используемых
коммуникативных стратегий и тактик оформляет исследуемый жанр речи как
востребованное средство современного общения.


1. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка : М. - 1973.
2. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров// М.М. Бахтин.// Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
3. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. - C. 88-125.
4. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-48.
5. Вежбицкая, А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра "Колледж", 1997. - Вып. 1. - 99-111 с.
6. Верещагин, Е. М. Речевые тактики «призыва к откровенности». / Е. М. Верещагин, Р. Ратмайр, Т. Ройтер // Вопр. языкознания. - 1992. - № 6. - С. 82-93.
7. Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. - 768 с.
8. Гловинская М. Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык и его функционирование. Коммуникативно- прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С. 251-275.
9. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. // Т.А. ван Дейк. - М.,
1989.
10. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. - 1997. - № 1. - С. 109-121.
11. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров. -М.: Знак, 2010, гл. I.
12. Иркабаева, М. В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2010. - Т. 15. - №3.
13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - Омск, 1999. - 284 с.
14. Кашкин В. Б. Сопоставительные исследования дискурса / В. Б. Кашкин // Концептуальное пространство языка; Тамб. гос. ун-т. — Тамбов, 2005.
— 337-353 с.
15. Крейдлин Г.Е. Слухи, сплетни, молва - гармония и беспорядок [Электронный ресурс]: Презентация на тему: " Слухи, сплетни, молва - гармония и беспорядок Г.Е.Крейдлин (РГГУ, Москва)", 04.07.2013 / Г. Крейдлин. - Режим доступа: http://rpp .nashaucheba.ru/docs/index-157626 .html
16. Лавриненко О.В. Становление теории речевых жанров как самостоятельной лингвистической дисциплины. // Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара. - 2011.
17. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов. Политическая психология. / Д. В. Ольшанский.-М, 2002.
18. Рябцева Н. К. Истинность в субъективно-модальном контексте // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995. С. 139-151.
19. Рябцева Н.К. Мысль как действие // Логический анализ языка: модели действия. - М.: Наука, 1992. - С. 29 - 40.
20. Сайфуллина, Э. Р. Сплетня, ссора, лесть и др. как негативно оцениваемые речевые жанры (на примере пословиц о речевом поведении) // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2008. - Т. 13. - №4.
21. Седов, К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / Антология речевых жанров. // К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2007.
- С. 7-38.
22. Седов, К.Ф. Жанровое мышление языковой личности (о риторике бытового общения) // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. - Специализированный вестник. - Саратов, 2000. Вып. 2. С. 38.
23. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986.
24. Трошина Н. Н. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: «Наука»,
1990. - С. 62 - 69.
25. Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение" и "уговоры" // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - с. 73-93.
26. Шарифуллин Б.Я. Гипержанр и гипержанровые сценарии речевой коммуникации // Русский язык: Теория. История. Риторика. Методика: Матер. Научно-метод. чтений памяти проф. Р.Т. Гриб. Вып. 4. Красноярск, 2004.
27. Шарифуллин Б.Я. Речевые жанры и гипержанры: теория и реальность речежанрового пространства // Русский язык и активные процессы в современной речи: Матер. Всероссийской науч. конф. Ставрополь, 2003.
28. Шляхов В.И. Сценарии русского речевого взаимодействия в теории и практике преподавания русского языка иностранцам. Автореф. дисс. ... д-ра педагог. наук. М., 2009.
29. Шмелёва, Т. В. Речевой жанр / Т. В. Шмелёва // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова,Е. Н. Ширяева и др. - М. : Флинта : Наука, 2003. - С. 573-574.
30. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра // Т. В. Шмелева. Жанры речи: Сб. науч. ст. - Саратов: Колледж, 1997. - Вып. 1. - С. 91-96.
31. Ыйм, Х. Я. Прагматика речевого общения / Х. Я. Ыйм // Теория и модели знаний : труды по искусственному интеллекту. - Тарту, 1985. - с. 196-207;
32. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм - «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 223.
33. Austin J. How to Do Things with Words. Oxford, 1962; Searle J. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969
34. Jacobs, S. and Jackson, S. Strategy and structure in conversational influence attempts // Comunication Monographs, v.50, December 1993, 285-304.
35. Lyons, M. T., & Hughes, S. Malicious mouths? The Dark Triad and motivations for gossip (Journal article) // Personality and Individual Differences. -May 2015. - Vol 78. - P. 1-4.
36. Wunderlich, Dieter. Studien zur Sprechakttheorie. Frankfurt / M., 1976.
Словари:
37. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
38. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
39. Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003.
40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000.
41. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
42. Cambridge International Dictionary of English [Text]. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
43. Longman Dictionary of Contemporary English [Text]. - UK: Longman, 2003.
44. Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Text]. - Oxford: Oxford University Press, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ