Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние и перспективы регулирования регионального рынка труда

Работа №7426

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы216стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Место занятости в структуре рынка труда 12
1.1. Понятие и особенности категории «занятость» 12
1.2. Основные характеристики рынка труда 29
Глава 2. Анализ состояния занятости в Ульяновской области и
соседних регионах 48
2.1. Влияние социально-экономической среды на рынок труда Ульяновской области 48
2.2. Состояние занятости в Ульяновской области 64
2.3. Сравнительный анализ состояния занятости в регионах 92
Глава 3. Основные направления воздействия на региональную
занятость 104
3.1. Государственное регулирование занятости: преимущества и недостатки 104
3.2. Влияние частных агентств по трудоустройству на региональный рынок труда 145
Заключение 166
Библиографический список 170
Приложения 187



Актуальность выбранной темы. Занятость населения — сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного воспроизводства.
В современных условиях в России занятость населения претерпевает кардинальные изменения, что обусловлено, прежде всего, становлением рыночной экономики, демократизацией общественных отношений. В экономике страны появляется принципиально новая (для административно- командной модели) составляющая — рынок труда. Началом его становления можно считать принятие 19 апреля 1991 года Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон).
Наиболее важным обстоятельством, меняющим содержание занятости, выступает признание нашим государством добровольной незанятости населения. В Конституции РФ провозглашено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Таким образом, в настоящее время незанятость человека не может служить основанием для применения к нему мер административной или уголовной ответственности. Это обстоятельство кардинально меняет условия вовлечения населения в народное хозяйство. Занятость приобретает теперь добровольный характер, а для человека выбор занятий становится результатом его добровольного волеизъявления. Более того, проводимая в стране экономическая реформа значительно изменила и формы занятости человека. В условиях рыночной экономики существенно расширяется круг занятий - от работы на государственных и муниципальных предприятиях до индивидуальной предпринимательской деятельности.

4
Изменение содержания и форм занятости населения потребовало от государства и принципиально новых подходов к ее регулированию. С началом реформ в стране появилась государственная служба занятости населения, структура которой за прошедшие 10 с небольшим лет неоднократно менялась, а впоследствии и частные агентства, занимающиеся вопросами трудоустройства. При этом, на сегодняшний день нельзя утверждать, что механизм регулирования занятости до конца отлажен, поскольку проведенный нами анализ итогов работы как государственной службы занятости, так и частных кадровых агентств показывают, что проблем в данной сфере еще достаточно много.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Степень разработанности проблемы. В современной экономической литературе проблема регулирования рынка труда и занятости населения получила достаточно подробное освещение. Так, например, вопросам, связанным с определением сущности и содержания категорий «занятость» и «рынок труда», выявлением их особенностей, структуры и основных характеристик посвящены работы Бреева Б.Д., Бреевой Е.Б., Генкина Б.М., Жолнерович М.П., Кашепова А., Колосницыной М.Г., Косаева А.Г., Костакова В.Г., Костина Л., Котляра А.Э., Кошанова А., Кузьмина С.А., Кулинцева И.И., Мамиловой А.М., Мельдахановой М., Одегова Ю.Г., Онищенко В.Ф., Рофе А., Саруханова Э.Р., Сбытовой JI.C., Ткаченко А., Чембровского В.В. и др.
Проблемы занятости на современном этапе, а также отдельные аспекты управления ею анализируются в исследованиях Антропова В.В., Бушмарина И.В., Вдовина В., Вишневской Н., Дёриной О.В., Лапина А.Е., Леоничевой В.Д., Разумовой Т., Рощина С., Доновой И.В., Зверевой Н., Кабалиной В.И., Кашкина П., Козиной И.М., Кондратьева В., Костюниной Г.М., Курбатовой

5
Е., Малеевой Т., Никифоровой А.А., Рыжиковой 3., Сафонова А., Скрипко
О.В., Соболевой И.О., Четверниной Т., Чижовой Л., Яновского А.М. и др.
В то же время, эволюция российской экономики, происходящие в стране кардинальные изменения в сфере занятости постоянно обогащают предмет исследования, что требует новых научных обобщений и выводов. Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам регулирования рынка труда и занятости, до сих пор не проводилось сравнительных исследований состояния занятости населения в различных регионах России. Кроме того, современное состояние рынка труда: обусловливает необходимость поиска наиболее эффективных для рыночной экономики форм и методов регулирования занятости населения. В этой связи отсутствие комплексных разработок, определяющих соотношение эффективности деятельности государственных и частных агентств по трудоустройству на региональном рынке труда, потребовало проведения такого рода исследований.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является совершенствование форм и методов регулирования региональной занятости населения в условиях становления рыночной экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• с учетом эволюции российской экономики определить понятия и раскрыть содержание категорий «рынок труда» и «занятость», выявить их основные характеристики и особенности;
• определить воздействие социально-экономических факторов на рынок труда Ульяновской области;
• провести комплексный анализ состояния занятости населения и исследовать тенденции ее развития в Ульяновской области;
• осуществить сравнительный анализ занятости в Ульяновской области и других регионах Приволжского федерального округа (далее — ПФО);

6
• исследовать современное состояние форм и методов государственного регулирования занятости населения в Ульяновской области и выявить их преимущества и недостатки;
• определить воздействие частных органов по трудоустройству на региональный рынок труда;
• разработать рекомендации по совершенствованию методов регулирования региональной занятости населения на примере Ульяновской области.
Объект исследования. Рынок труда, занятость населения и системы органов управления занятостью в Ульяновской области.
Предмет исследования. Теоретические и практические аспекты формирования и реализации политики занятости населения в Ульяновской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование проблем рынка труда и занятости населения позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, направленных на совершенствование деятельности государственной службы занятости и частных агентств по трудоустройству.
К числу теоретических выводов данного диссертационного исследования можно отнести:
1. Определение понятия занятости, под которым диссертант предлагает понимать такое состояние человека, содержание которого составляет деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.
2. Раскрытие содержания категории «рынок труда», которая, по мнению автора, представляет собой совокупность экономико-правовых отношений, складывающихся между работодателями и занятой поисками работы частью трудоспособного населения при посредничестве государства и занимающихся вопросами трудоустройства негосударственных организаций, по поводу купли-продажи предстоящего труда.
Практические выводы, основанные на исследовании статистических данных и социально-экономической ситуации в Ульяновской области, призваны улучшить ситуацию на региональном рынке труда. Они заключаются:
1. В выявлении негативных социально-экономических факторов, влияющих на развитие рынка труда региона. Среди них: особенности политической модели управления регионом, снижение объемов промышленного производства, отраслевые и территориальные сдвиги в отраслях промышленности, отсутствие значительной минерально-сырьевой базы, демографические процессы (сокращение численности населения,

167
уменьшение доли трудоспособных лиц в составе населения, ухудшение качественного состава трудовых ресурсов вследствие изменения возрастной и половой структуры населения).
2. В определении круга проблем в сфере занятости, характерных для Ульяновской области и требующих немедленного разрешения: 1) широкого распространения скрытой безработицы и теневых форм занятости; 2) усиливающейся диспропорции в профессиональной структуре спроса и предложения рабочих мест и рабочей силы; 3) оттока из области высококвалифицированных кадров; 4) ухудшающихся качественных характеристик рабочих мест и низкой заработной платы по заявленным работодателями в органы службы занятости вакансиям; 5) трудоустройства выпускников учебных заведений.
3. В выявлении ряда региональных тенденций в сфере занятости, к числу которых, в первую очередь, относятся: снижение численности экономически активного населения, снижение численности работающих, увеличение оборота рабочей силы и наличие вынужденной неполной занятости на крупных и средних предприятиях, значительный рост с начала 90-х годов общего числа обращающихся в службу занятости, высокая доля среди них высвобожденных работников, «женское» и «детское» лицо официальной безработицы, несоответствие объемов и профессиональной структуры выпускников учебных заведений потребностям экономики области.
Кроме того, автор пришел к выводу о том, что для области характерен высокий уровень как общей, так и зарегистрированной безработицы, преобладающая доля низкоквалифицированной рабочей силы как среди занятого, так и среди безработного населения, что в комплексе обусловливает высокую напряженность на региональном рынке труда.

168
4. В констатации того, что современное состояние форм и методов государственного регулирования сферы занятости в Ульяновской области не в полной мере отвечает требованиям современной экономики, поскольку 1) по-прежнему проблемой остается трудоустройство молодежи; 2) часто возникают трудности с трудоустройством лиц, не имеющих профессионального образования; 3) работодатели предоставляют в службу занятости вакансии, которым присущи либо плохие качественные характеристики рабочих мест, либо низкий уровень оплаты труда (а, как правило, и то и другое вместе); 4) работники органов государственной службы занятости зачастую стремятся трудоустроить обращающихся к ним граждан как можно быстрее, при этом, не всегда учитывая интересы и безработных, и потенциальных работодателей.
Вместе с тем, установлено, что возможности государственной службы занятости иногда не соответствуют реальным нуждам экономики региона. Так, она не определяет региональную потребность в рабочей силе, а также не контролирует соответствие объемов и структуры профессиональной подготовки кадров в учреждениях системы профессионального образования такой потребности. Поэтому стратегической целью политики на рынке труда должна стать адаптация имеющейся в наличии рабочей силы к существующему и ожидаемому спросу.
5. В установлении того, что частные агентства по трудоустройству, не связанные большим числом разнообразных правил и процедур и не имеющие значительных объемов работы, оперативнее, по сравнению с государственными органами занятости, удовлетворяют потребности данного рынка в рабочей силе.
Однако приходится констатировать, что они на способны заменить собой государственные органы занятости, поскольку иные направления деятельности в данной сфере, в первую очередь, такие социально значимые,

169
как прогнозирование ситуации на рынке труда и профессиональное обучение безработных граждан, осуществляются ими не столь эффективно.



1. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Юрайт, 1999. - С.25.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ) // Российская газета. - 2003. — №5. - 15 января.
3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона РФ от 23 декабря 2003 г. №186-ФЗ) // Российская газета. — 2003. - 30 декабря. — №262.
4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №35. - Ст. 4135.
5. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденное Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. №274 (в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №1536-рк) // Российская газета. — 2002. — 5 сентября. —№167.
6. Положение об Управлении по труду администрации области, утвержденное постановлением главы администрации Ульяновской области от 13 июля 2001 г. №100 // Ульяновская правда. - 2001. - 24 июля. -№119.
Литература
7. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. - 1995. - №5. - С. 39-47.

171
8. Антосенков Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы в РФ (1992- 1994 гг.) // Социологические исследования. - 1995. — №9. - С. 50-65.
9. Антосенков Е.Г. Социально-трудовые проблемы российской экономики в 1995 году // Российский экономический журнал. — 1995. - №10. - С. 31.
10. Антропов В.В. Опыт регулирования рынка труда в ФРГ // Труд за рубежом. — 2001. - №4. - С. 33-53.
11. Бабкина З.В. Занятость в социалистической экономике глазами Запада.
- М.: Экономика. - 1989. - 93 с.
12. Байдюк И.Ф. Управление трудовыми ресурсами в новых условиях хозяйствования. - М.: Знание, 1989. — 62 с.
13. Балацкий Е. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки // Мировая экономика и международные отношения. — 1998. - №2. — С. 80- 90.
14. Бараненкова Т. Состояние региональных рынков Российской Федерации и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №4. - С. 50-55.
15. Безгребальная И.Ю. Тенденции в сфере занятости населения и направления государственного регулирования // Общество и экономика.
- 1995. -№7-8. -С. 165-175.
16. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок в Восточной Европе и в России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера и Ф. Коричелли.
- М.: ИНФРА-М., 1995. - 477 с.
17. Белкин Е.В. Человеческий фактор общественного производства. — М.: Мысль, 1989. - 176 с.
18. Блинова Т. В. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах. - М., 2002. - 46 с.
19. Боровик В., Похвощев В. Метаморфозы российского рынка труда // Федерализм. - 2001. — №3. - С. 99-124.

172
20. Бреев Б.Д. Становление рыночных отношений и занятость населения // Общество и экономика. - 1995. -№7-8. - С.162-165.
21. Бреева Е.Б. Население и занятость. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 112 с.
22. Бушмарин И. Аномалии российского рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - №2. — С. 91-100.
23. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике // Общество и экономика. - 1994. — №1. — С. 114-131.
24. Вдовин В. Профессиональная ориентация молодежи // Человеческие ресурсы. — 2001. - №3.
25. Вереникин А.О. Занятость и государство в переходной экономике. — М.: ТЕИС, 1998.-115 с.
26. Вишневская Н. Государство на рынке труда — изменение стратегии // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. - №7.
27. Вишневская Н. Рынок рабочей силы - новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №8. - С. 20-25.
28. Вишневская Н. Рынок труда на фазе подъема - наступил ли перелом? // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — №3. — С. 67-
72.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ