Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством работы над экологическими задачами

Работа №74211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
391
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ 8
1.1. Понятие коммуникативных универсальных учебных действий и сущность
их формирования 8
1.2. Понятие «экологическая задача» и особенности работы с ней в начальной
школе 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ 19
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников . ... 19
2.2. Выявление эффективности опытно-экспериментальной работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В числе результатов выделяют личностные, предметные и метапредметные. Последние включают в себя универсальные учебные действия (далее УУД). «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.» [15] Развитие умения учиться обеспечивается тем, что УУД являются некими обобщенными действиями, которые как раз и позволяют широко ориентироваться учащимся, как в самой учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Таким образом, УУД лежат в основе организации любой деятельности обучающихся независимо от ее предметного содержания.
В составе УУД выделяют четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный и коммуникативный. В работе представлен последний блок УУД. Развитие коммуникативных действий рассматривается как основа успешной социализации ребенка. Низкий уровень развития у школьников коммуникативных навыков может послужить причиной возникновения трудностей в общении с окружающими, и как следствие, стать причиной неуспешности в школе. Коммуникативные УУД позволяют учитывать позиции других людей, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со взрослыми. Овладение обучающимися коммуникативными УУД позволяет им взаимодействовать с объектами окружающего мира и разнообразной информацией, которую несет современный мир. Учителю необходимо научить ребенка не бояться высказывать свою точку зрения, а также принимать во внимание чужое мнение. Обучающийся, доведя коммуникативное умение до навыка, научится находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в коллективе. Таким образом, коммуникативный навык является залогом успешности будущей жизни. Поэтому основная задача начального образования - это создание благоприятных условий, в которых будут формироваться коммуникативные УУД учащихся. Через целенаправленное общение и взаимодействие создаются эти условия.
Коммуникативные УУД разделяют (с неизбежной долей условности, так как они тесно связаны между собой) на 3 группы в соответствии с тремя аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как сотрудничеством, коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как условием интериоризации. В работе рассмотрена эффективность формирования всех трех групп коммуникативных УУД посредством работы над экологическими задачами на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Интерес к использованию именно экологических задач для развития коммуникативных УУД объясняется тем, что в настоящее время население нашей страны все больше привлекается к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере. Так 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Тематический год был определен Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Главные задачи, которые предстояло решить в 2017 году: привлечение граждан к сохранению природных богатств страны; развитие экологической ответственности всех слоёв общества. Нас в первую очередь интересует экологическая ответственность младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО устанавливаются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (Окружающий мир), где «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» [34] выдвигается на первый план. Также акцент делается на освоение учащимися «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)» [34]; на «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» [34]. Во всём этом значимым, по нашему мнению, будет использование экологических задач в работе учителя.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий представлены в работах Ю.К. Бабанского, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Г.К. Селевко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражено формирование коммуникативных УУД посредством работы над экологическими задачами.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью формирования коммуникативных УУД младших школьников, а именно: умения задавать вопросы как одна из первых и главных коммуникативных способностей, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, то есть умения аргументировать, а также умения выявлять вариативность решения и мнений, позволяющего разрешать конфликты, и недостаточной разработанностью экологических задач и работой с ними.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе организации работы над экологическими задачами.
Цель исследования: подбор и разработка экологических задач для начальной школы и выявление эффективности организации работы над ними для формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- провести формирующий эксперимент;
- выявить эффективность организации работы над экологическими задачами по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных УУД младших школьников будет проходить эффективнее, если в учебно-воспитательном процессе организовывать работу над экологическими задачами, а именно применять задания на развитие:
- умения задавать вопросы;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (аргументировать, убеждать и уступать);
- умения выявлять вариативность решения и мнения, и тем самым договариваться и находить общее решение.
Методы исследования:
- наблюдение,
- тестирование,
- беседа,
- изучение процесса и продуктов деятельности (при составлении собственных экологических задач).
В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях.
Методики исследования:
- «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992).
- «Вопрошайка» (М. Б. Шумакова) - применяется с целью тщательного исследования умения задавать вопросы.
Также для выявления уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся 3 класса была использована комплексная работа на уроке окружающего мира, которая включала задания:
- на диагностику умения выбирать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор;
- на диагностику умения оформлять и задавать вопрос;
- на диагностику умения видеть варианты решений и аргументировать.
Этапы исследования:
1. Определение цели и задач, гипотезы исследования (целевой компонент).
2. Подбор заданий для диагностики сформированности
коммуникативных УУД младших школьников (теоретический компонент).
3. Проведение диагностики посредством отобранных заданий (констатирующий этап).
4. Разработка экологических задач для начальной школы и реализация работы с ними (формирующий этап).
5. Проведение повторной диагностики сформированности коммуникативных УУД младших школьников и подведение результатов исследования (контрольный этап).
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка» в начальных классах.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время личность учащегося в образовании стоит на первом месте. И роль ученика в образовательном процессе все время возрастает, и тем самым дети становятся активными субъектами взаимоотношений. От готовности к сотрудничеству, от развития умений вести диалог, задавать вопросы, видеть варианты решений и мнений и аргументировать свою точку зрения зависит их коммуникативная компетентность, дальнейшая учебная деятельность и жизнь в целом.
Коммуникативная компетентность является основополагающей в современном обществе, так как коммуникация - это условие развития и главный способ реализации всех остальных компетенций. Современное школьное обучение должно ставить учащихся в ситуацию активного решений коммуникативных задач, таких как организация общения между учениками и учителем. Именно поэтому так важно помогать обучающимся развивать высокие формы общения со взрослыми и сверстниками. В соответствии с введением нового ФГОС проблема формирования коммуникативных УУД стала одной из наиболее актуальных в современном образовании.
Целью нашего исследования стала разработка экологических задач для начальной школы и организация работы над ними для формирования коммуникативных УУД младших школьников, а именно:
- умения задавать вопросы;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (аргументировать, убеждать и уступать);
- умения выявлять вариативность решения и мнения, и тем самым договариваться и находить общее решение.
Проведённая опытно-экспериментальная работа в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка» в начальных классах в соответствии с поставленными задачами позволяет сделать выводы, представленные ниже.
Изучив литературу, мы узнали, что проблема формирования коммуникативных УУД младших школьников на данном этапе развития общества является актуальной, но в работах педагогов не отражено формирование коммуникативных УУД посредством работы над экологическими задачами.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников, проанализировали методическую и научную литературу. Нами были охарактеризованы коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД - это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные УУД школьников следует формировать и развивать с первого класса.
Также в первой главе мы дали определение понятию «экологическая задача» и описали особенности работы с ней в начальной школе.
Экологическая задача - это текст из сферы экологии, в структуре которого можно выделить условие и вопрос; она не имеет готового ответа, но его можно найти, применив данную в условии информацию и имеющиеся у учеников знания в области экологии. Методика работы с экологической задачей в начальной школе разработана кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО НГПУ под руководством заведующей кафедрой Бродовской Зинаиды Владимировны.
Второй этап нашей работы состоял из опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
С целью проверки гипотезы исследования на констатирующем и контрольном этапах работы нами были подобраны и проведены соответствующие диагностики: «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992); «Вопрошайка» (М. Б. Шумакова); комплексная работа на уроке окружающего мира, которая включала задания:
- на диагностику умения выбирать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор;
- на диагностику умения оформлять и задавать вопрос;
- на диагностику умения видеть варианты решений и аргументировать.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа, показал, что необходима работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников 3 «Б» класса, так как уровень развития таких коммуникативных умений, как умения постановки вопросов, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умения разрешения конфликтов, другими словами, умения выявлять вариативность решений и мнений можно обозначить как переходящий от низкого к среднему. Учащиеся (69,2%) при выполнении комплексной работы показали низкий уровень сформированность коммуникативных УУД. Они в основном выбирали не те вопросы, но в процессе аргументации удерживали риторические формулы либо удерживали только форму вопроса («?», большая буква, общая синтаксическая конструкция), видели 1 вариант выполнения задания; при выполнении методики «Кто прав?» учащиеся частично принимали во внимание возможность различных позиций и точек зрения, вариантов решений, не всегда учитывали разные мнения и почти в равной степени (42,9% и 38,1%) продемонстрировали на среднем и низком уровне умения видеть варианты решений и аргументировать свое собственное мнение; при выполнении методики «Вопрошайка» (М. Б. Шумаковой) основная масса учащихся (53,9%) показали средний уровень развития умения постановки вопросов, 26,9% - высокий, 3,8% - очень высокий, 15,4% - низкий уровень.
В процессе исследования мы предположили, что процесс формирования коммуникативных УУД младших школьников будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе проводить работу над экологическими задачами, а именно применять задания на: умение задавать вопросы; умение аргументировать; умение выявлять вариативность решения, и тем самым договариваться и находить общее решение.
Описание работы по формированию коммуникативных УУД в ходе нашего исследования представлено в первой части второй главы. В этой работе использовались следующие виды заданий:
1. решение экологических задач;
2. составление экологических задач по блокам (типам): пословица, загадка, фрагмент рассказа или сказки, стихотворение, видео;
3. задания, ориентированные на умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор;
4. задания, ориентированные на умение задавать вопросы;
5. задания, ориентированные на умение видеть варианты решений и мнений.
На следующем этапе нашего исследования, мы проверяли эффективность разработанных и апробированных в педагогической деятельности заданий.
После проведения формирующего эксперимента на контрольном этапе учащиеся 3 «Б» класса показали более высокий уровень сформированности коммуникативных УУД по сравнению с первоначальным уровнем, а именно: на момент контрольного этапа учащиеся 3 «Б» класса обладали в равной степени (46,43%) средним и низким уровнем сформированности коммуникативных УУД, что является лучшим показателем, чем на констатирующем этапе (69,2% - низкий уровень). Учащиеся стали точно выбирать и формулировать на языке предмета вопросы с удержанием вопросной формы, аргументировать на языке предмета, видеть несколько вариантов выполнения задания и учитывать мнения других учащихся. Также в классе стало больше детей с очень высоким и высоким уровнями развития умения задавать вопросы, а учащихся с низким уровнем развития данного умения не стало.
Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования, можно считать выполненным. Цель достигнута. Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Это говорит о необходимости организации учителем целенаправленной, систематичной работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников посредством работы над экологическими задачами.



1. Баландин Р. К. Я познаю мир : приметы и суеверия : детская энциклопедия / Р. К. Баландин : Изд-во АСТ, 2003 г.
2. Бианки, В. В. Рассказы и сказки. - К.: Веселка, 1968.
3. Большая книга пословиц и поговорок, загадок и потешек / [отв. ред. О. М. Гаврилова]; ил. В. Ноздрина. - Санкт-Петербург : Ленингр. изд-во, 2008. - 416 с.
4. Бродовкая З. В. Интерактивное обучение как условие развития коммуникативных навыков у младших школьников / З. В. Бродовская // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. семинара (Новосибирск, 7-8 апр. 2016 г.) / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой ; [редкол.: Р. О. Агавелян, Л. В. Ковригина, Т. В. Волошина и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2016. - С. 133-138.
5. Бродовская З. В. Экологические игры и загадки [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов, руководителей экологических кружков, студентов факультета начальных классов. / Автор-составитель З. В. Бродовская. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149.
7. Гарифуллина И. В. Педагогические условия развития познавательного
интереса младших школьников во взаимодействии с природой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01) / И. В. Гарифуллина ; науч. рук. Е. И. Казакова ; Сургутский гос. ун-т, Рос. гос. пед. ун-т. - Сургут : [б. и.], 2003. - 16 с. -
Библиогр.: с. 16.
8. Гришанова И. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. - М., Просвещение, 2005.
9. Даль В. И. Пословицы, поговорки и присловья русского народа / В. И. Даль; предисл. В. Татаринова. - Москва : Эксмо, 2008. - 896 с.
10. Занимательная ЭкоСтрана [Электронный ресурс]. URL:
http://friendsofecology.blogspot.ru/.
11. Запартович Б. Б. С любовью к природе : дидактические материалы по природоведению для нач. школы / Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. И. Соловьева ; под ред. И. Д. Зверева. - 3-е изд. - Москва : Педагогика, 1983. - 232 с. : ил., фот.
12. Зимняя И. А., Путиловкая Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативных задачи.
13. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. Петрусинского В.В., М.: Новая школа, 1994.
14. Иллюстрированная энциклопедия животных. Клош П. и др. Изд-во Махаон, 2017 г. - 416 с.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с. : ил., табл. -
(Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-09-019148-7.
16. Клепинина З. А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие для вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - Москва : Академия, 2008. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-4837-6.
17. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
18. Лямскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст]: Курск, 2010. - С. 89.
19. Маршак С. Я. Детки в клетке. - М. : Изд-во АСТ, 2016 г.
20. Митичева Т. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. №5. С. 129¬131.
21. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл. - корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989. - 750 с.
22. Олимпиады для начальной школы : методические рекомендации / Т. В. Смолеусова и др. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2004. - 64 с. - ISBN 5-87847¬279-1.
23. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной ; НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1988. - 128 с. : ил. - (Образование. Педагогические науки). - Библиогр.: с. 122-123. - ISBN 5-7155-0001-Х.
24. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч 2 / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - 240 с.
25. Палюнина О. В. Выбери, спроси, найди, аргументируй: сборник метапредметных заданий для 1-6 классов / О. В. Палюнина, Т. В. Осинцева; МКОУ «Прогимназия «Зимородок». - Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2013. - 40 с.
26. Поздеева С. И. Новые формы учебной дискуссии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / С. И. Поздеева, Е. Г. Гуренкова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 06. - С. 27-29.
27. Савенков А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания // Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005.
28. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе : учебное пособие для учреждений сред. проф. образования по пед. специальностям : доп. М-вом образования РФ / Л. П. Симонова. - Москва : Академия, 2000. - 160 с. : ил., табл. - (Педагогическое образование). - ISBN 5¬7695-0314-9.
29. Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки / Оформл. серии С. Любаева; Предисл. Е. Дмитриченко. Рис. Н. Чарушина. - М. : Дет. лит., 2000.
30. Смирнова О. М. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата / О. М. Смирнова. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 199 с. : табл. - (Учебник для вузов. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 197-199. - Пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту высш. образования. - ISBN 978-5-691-02266-1.
31. Терешина З. Н. Экологическая культура на уроках математики / З. Н. Терешина, Л. Н. Клепикова. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Здоровье детей ; вып. 29). - Библиогр.: с. 30. - ISBN 978-5-9667-0611-7.
32. Тихонова А. Е. Методические основы экологического образования младших школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. Е. Тихонова ; Хабаровский гос. пед. ин-т [и др.]. - Москва : [б. и.], 1989. - 32 с. - Библиогр.: с. 28-32.
33. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова. - ГРНТИ: 14 - Народное образование. - 2014. - 50 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М. : Просвещение, 2016.
35. Целлариус А. Ю. Я познаю мир : хищные животные : энциклопедия : Изд-во АСТ, 2005.
36. Целлариус А. Ю. Я познаю мир : зоология : энциклопедия : Изд-во АСТ, 2004.
37. Язовская Ю. Г. Формирование горизонтальных связей путём постановки учителем задач, имеющих несколько решений // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16-18 ноября 2016 г.): в 4 частях / под ред. Г. С. Чесноковой, А. Х. Карпович; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - Часть 1. - 409 с.
38. Я познаю мир : растения : детская энциклопедия / Л. А. Багрова ; худож. О. М. Войтенко. - Москва : АСТ : Транзиткнига, 2006. - 398 с. : ил. - (Я познаю мир). - Указ.: с. 390-394. - ISBN 5-17-025187-4 (АСТ). - ISBN 5-9578-3837-3 (Транзиткнига). - ISBN 985-13-7119-Х (Харвест).
39. Я познаю мир : животные : детская энциклопедия / авт.-сост. П. Р. Ляхов ; под общ. ред. О. Г. Хинн ; худож.: А. В. Кардащук, Е. В. Дедова. - Москва : АСТ, 1995. - 544 с. : ил. - (Я познаю мир). - Указ.: с. 519-536. - ISBN 5¬88196-351-2.
40. Я познаю мир : животные : энциклопедия / авт.-сост. П. Р. Ляхов. - Москва : АСТ : Хранитель, 2007. - 398 с. : ил. - (Я познаю мир). - Предм. указ.: с. 385-394. - ISBN 5-17027340-1 (АСТ). - ISBN 5-9762-2232-3 (Хранитель). - ISBN 978-985-13-9905-1 (Харвест).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ